Этот город служил фоном для многих картин Эль Греко, а в 1610–1614 годах он пишет его панорамное изображение – «Вид и план Толедо» или «Толедо в грозу». Красота игармония фильма отражается нестолько вкартинах ЭльГреко, сколько вактерах, декорациях, сюжетных ходах, светотенях, красках, контрастах, нуи, конечно же, вглазах художника. В Венеции Эль Греко создает известные картины – «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по.
Слава Эль Греко достигла вершины с созданием им в 1586–1588 годах большой картины (4, 8x3, 6 метра) «Погребение графа Оргаса», заказанной приходской церковью Санто. В 1580 году Эль Греко завершил огромную картину «Мученичество св. Рядом с картинами Эль Греко другие полотна кажутся словно потускневшими. «вид Толедо» (исп. Vista de Toledo)— картина знаменитого испанского художника Эль Греко.
Картина «Мальчик, раздувающий лучину» демонстрирует характерную для Эль Греко тщательную проработку рефлексов. Направление, в котором работал Эль Греко современные исследователи относят к маньеризму, хотя жанровой классификации его картины поддаются плохо, сочетая в себе влияние византийской иконописи, классицизма и испанских мастеров.
К концу жизни художник был практически разорен. Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом, в этом убеждают висящие рядом на стенах его поздние изображения апостолов, где красные тона сменились холодными розово. Через пять лет после вступления в Гильдию Св.
Художник использует эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в беспредельном пространстве. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты.
Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. «Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба. Смерть. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко.
Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Страдания.
Как пишет Т. П. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса».
Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Судебный процесс надЭль Греко этоне чтоиное, какжелание сломить еговолю иподчинить себе.
Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca».
Терезы и других испанских мистиков XVI века. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Икаждый хочет этот цветок сорвать испрятать.
Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Вистории ЭльГреко кардинал сыграл большую роль. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя.
Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Автопортрет Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. ДляЭль Греко искусство—свет, адля кардинала светом является самхудожник. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными.
Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Их ожидания художник оправдывал всегда на сто процентов – его картины на религиозные темы дышали неподдельным трепетом перед могуществом Господа, растворением человека в экстазе поклонения божественному началу. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому.
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». В нижней на глазах у собрания толедской знати двое святых спокойно и без усилий несут тело графа в богато украшенных доспехах. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Стефан и Св. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами.
Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. 1576) и др. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело.
На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции.
«Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614).
На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. данным – ок. Из-за еговеры вэту идею, люди начинают емудоверять имечтать оказаться наодной изкартин мастера.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил.
Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Здесь Эль Греко обрел признание, славу избранный круг друзей, дом с ценнейшей библиотекой и семью. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце.
Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Античные герои-атлеты превращены в христианских мучеников, с покорным смирением принимающих божественную кару. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta).
Между тем мир открыл его искусство не так давно: лишь к середине XIX века его картины признали заслуживающими внимания. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. Большое внимание уделено эстетике ЭльГреко. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку.
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). 1572). Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. —Боль. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам.
Даи заявления, чтокартины должны быть скромны ипорядочны ине отвлекать отмолитвы демонстрируют кризис религии, когда костры инквизиции убивали вчеловеке веру. Фильм прекрасен тем, чтопомогает вобыденном увидеть красоту. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом. Нов тоже время желание быть единственной моделью художника превращает кардинала впалача. В 1907 – 09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Изподобных рассуждений художник приходит квыводу, чтосвятые похожи насумасшедших, которых встречаешь наулице.
Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Тонкая красная линия между ними ярко рисует образ искусства того времени. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа.
Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником.
Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Зеничев). В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Ониделают егочеловеком. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок.
«В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Он не воспринимал манеру римско. Великий испанский художник Эль Греко был рожден в 1541 на Крите. Только рядом сЭль Греко перед нимоткрываются врата света ион видит ангелов. фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. Огромное пятно винно.
Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей.
Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Но все неузнаваемо преображено художником. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка.
В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». О его жизни известно очень не многое. Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни. 1600). Пропорции фигур вытянуты, они приобретают повышенную динамику, хотя сами по себе не наделены активным действием. одухотворения и оцепенелости. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ.
Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Крит в те времена был владением Венеции. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы.
Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.
Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. В 1576 году художник отправился в Испанию. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений.
Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым теням. Ясный холодный дневной свет усиливает интенсивность красок — ослепительно-белых, густо-черных, голубых и изумрудно-зеленых. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна.
Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе.
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). следы полотна теряются.
К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве.
Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света.
Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. 1. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. Между образами святых Эль Греко и его портретами не всегда существовала резкая принципиальная грань.
Первоначальной целью художника в Испании, несомненно, был Мадрид в конце 1570-х как раз заканчивалось строительство дворца Эскориал и Эль Греко вполне мог рассчитывать получить заказ на оформление его стен. Оннеоднократно задается вопросом, чтоделает человека святым. Помнению художника искусство лечит, таккак свет побеждает смерть. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше».
Но он не случайно покинул гостеприимную Италию, где успешно освоил навыки живописи и приобрел много друзей в среде художников. Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо.
Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). В целом картины Эль Греко относят к венецианской школе живописи.
O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Композиция резко делится на две части. На левом берегу – замок Сан Сервандо. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины.
Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество.
На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Картины ЭльГреко рождают вдуше кардинала самые светлые чувства. В 1907—09 гг. Но многие приемы абсолютно необычны.