Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины». «менины», (исп. Las Meninas «фрейлины») или «Семья Филиппа IV», — картина Диего Веласкеса, одна из самых знаменитых картин в мире, находится в музее Прадо в Мадриде, закончена в 1656году.
Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. Итак, время действия – 1656 год. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
И творчество побеждает. Что здесь происходит. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.
Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. Но, может быть, это «Менины». Так посредством знаков, открыто ориентированных вовне изображение расширяет сферу своего действия, в которую вместе с домысливаемым объектом включается и зритель картины. Повторю еще раз: процесс созерцания взаимен, поскольку стороны, разделенные рамой, выступают зрителями друг друга.
Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Быть может, то, что вижу, — сон. На картине ей 5 лет. Размытые границы центра, нетвердый акцент игра противоположностей (черного и белого, красивого и уродливого, реального и призрачного) заставляют зрителя блуждать взглядом по картине, попадая в разные пространства и заходя прямо вовнутрь картины. Это одна из тех загадочных картин, споры о которой будут идти бесконечно. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене.
Постараемся удовлетворить естественное зрительское любопытство. Жизнь во дворце король упорядочил до мелочей настолько, что правила дворцового этикета больше походили на воинский устав внутренней службы. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Афина и Арахна. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом.
Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Марина Хайкина искусствовед: «Веласкес придумал трюк: он перенес фигуры королевской четы из иллюзорного в реальное пространство, а зрителей – наоборот. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.
Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». 2. Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. За пределами холста или внутри него. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).
И его легко можно понять. «Свет мой, зеркальце, скажи». Но здесь возникают новые вопросы. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня.
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Эта техника известна также как «эффект Дросте».
Разумеется, нет. Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Это таинственное полотно реализует давно задуманную мечту человека о машине времени. 3. В первую очередь в этом нас убеждает автопортрет самого Веласкеса. Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника.
Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. 4.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». Мольберт развернут от нас и мы не видим, что рисует художник.
На это указывает отражение в зеркале. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Остальные: карлицы на переднем плане, два человека за Маргаритой, остановившийся вдалеке на лестнице гофмастер (управляющий двором), — пришли проследить за точным исполнением церемонии.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Ему 57 лет. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Картина стирает границы пространства и времени. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения.
Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение.
Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Само слово «менины» означает с испанского «фрейлины». В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины».
Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин».
То есть король вступил в инцестуозные отношения. Таким мы видим его и на картине Веласкеса. Однако это толкование картины легко подвергнуть сомнению: среди работ Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа IV и Марианны Австрийской, а сведений о таком портрете не имеется и в старинных дворцовых описях. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения.
Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная.
Не забыты любимые забавы испанского двора: карлик-шут Николасито Пертусато толкает ногой дремлющую собаку, а рядом с ним стоит карлица Мария Барбола. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.
С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса.
Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Но в то же время лицо Маргариты одухотворенное и живое, в отличие от болезненного лица короля, напоминающего маску. На картине «Менины» в центре также стоит светлая фигурка Маргариты. Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском.
Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить.
Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик. Именно вот таким образом в картине появляются еще два героя. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Но что он рисует.
В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия.
«Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. 9. В 1914 г. на картину было совершено нападение – поборница прав женщин Мэри Ричардсон изрубила холст тяпкой, он долгое время находился на реставрации. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. И, может быть, вот таким образом неосознанно изобразил королевскую чету не вместе со всеми, а отраженными в зеркале.
И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. 5. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи.
Верхняя свободна, более воздушна и легка. Скорее всего это портрет королевской четы. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными.
Зеркало – место встречи, столкновения, острого диалога, состязания, как это блестяще показала Мельшиор-Бонне. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе.
Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.
На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер.
Её головка приходится строго в середине огромного полотна. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего». У Веласкеса, наоборот, рама служит всего лишь случайным пролетом, по сторонам от которого и перед которым находится реальность. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Афина выткала изображения двенадцати олимпийских божеств, а по четырем углам ткани представила наказания, которые претерпели смертные, пытавшиеся соперничать с бога-ми. Своим уродливым видом, находясь рядом с принцессой на людях, Барбола привносила контраст, необходимый для создания эффекта красоты далеко не идеальной красавицы инфанты. Их позы и жесты живые, естественные.
13 и 14. Дело в том, что Филипп женился на своей 15-летней племяннице, которая к тому же была невестой его внезапно умершего сына. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году.
Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя.
Только в одной Вене хранится 5 портретов девочки в разных платьях. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Куда больше распространены две другие точки зрения.
А с другой – сам бросает вызов богам. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные.
Почему они собрались вместе. То, что до сих пор не в состоянии сделать ученые, художники открыли сотни лет назад. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. скажи ей, чтобы помогла мне.
Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Придворный художник короля Филиппа IV – Диего Веласкес закончил работу над картиной «Менины» в 1656 году. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой». Одна из придворных девушек подает инфанте красный кувшин с водой. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство».
Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы. Находится в музее Прадо в Мадриде. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют».
Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Короля и королевы не видно. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины». Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину.
Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы». Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес.
Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». Известно, что во время работы над этой картиной в мастерскую нередко приходили король и королева, увлечённые процессом.
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Однако это положение требует оговорок и поправок. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Арахна выткала свой самый лучший ковер, но разве сравнится земная нить с небесной нитью богини.
Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Испанская знать не жаловала новую королеву. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо. Есть и философские интерпретации. Марфа. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории.
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Это сцены из жизни простых людей. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.
Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Рассказывают, что французский поэт-романтик Теофиль Готье, увидев полотно Веласкеса «Менины», в изумлении воскликнул: «Где же картина. ».
Вся картина построена на парных противопоставлениях. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Таким образом, получается, что королевская пара находится непосредственно перед картиной – там, куда смотрят придворные и сам Веласкес. Чтобы вынести строгий придворный этикет и дворцовую скуку при дворе заводили шутов и карликов. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник.
Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. По другой – инфанта сама была моделью художника, а ее августейшие родители пришли проведать дочку. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. На фрейлину она не обращает внимания.
инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого.
Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».
Арахна, которая славилась как искусная вышивальщица и ткачиха, вызвала на состязание Афину и превзошла богиню мастерством. Здесь в полной мере проявляется остроумие и глубина замысла Веласкеса ибо обращение к королям оказывается обращением именно к отражению и все становится на свои места. Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. Но смотрит и художник. Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы».
Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. А почему в мастерской находится инфанта. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время.
Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Но не это главное в полотне. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Она вызвала на состязание Афину.
1. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.
С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»). В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.
Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде.
Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Однако ни один художник не станет работать в темноте.
Их фигуры остались за границами картины, но практически все герои обращены в их сторону. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Вот эта ценность зрителя для художника, разговор с ним – и есть самое главное в этой картине. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами. Что за сцену изобразил художник искусствоведы спорят до сих пор. Афина превратила ее в паука за неуважение к богам.
Это Веласкес. Загадка заключается в другом. Лица обеих групп реальны. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.
Та послала за водой Николасито.