Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. Ясно одно: сын не пошел по стопам отца и не учился ткачеству по шелку. Адресатами и авторами писем в его картинах становились как светские дамы, так и простонародные персонажи.
Но, как уверяют оппоненты этой точки зрения, первенец в семье появился в 1653 году. Лели учился в Харлеме, в мастерской голландского художника Питера Греббера и получил признание как мастер исторического жанра. Старинный термин «малые голландцы» был связан как с небольшими размерами создаваемых этими художниками полотен, так и тем, что в центре их внимания оказались жизнь частного человека, мир дома, повседневный обиход, проникнутый духом добропорядочности, благополучия и уюта. Живописно-пластическое единство композиции, построенной по законам строгой архитектоники, покоряет в картинах с двумя фигурами «Бокал вина» (ок. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.
Художники того времени часто изображали на своих полотнах жен или возлюбленных. Они связаны с другой распространенной в бытовом жанре темой – Хозяйка и служанка. Живописцу позирует молодая натурщица в синем покрывале с лавровым венком на голове. Существенно, что само полотно выделяется крупными размерами в сравнении с другими. Простая девушка олицетворяет образ Славы.
В полотне Г. Метсю Женщина, читающая письмо (около 1667, Ирландия собрание Бейт) служанка отодвигает занавес, закрывающий морской пейзаж на стене.
Первоначально на этом месте был написан ремер – высокий кубок в форме чаши тонкого стекла на массивной цилиндрической ножке. Ее силуэт выделен ярким лучом света, проникающим в интерьер из окна. Дело в том, что Ян Вермеер был из протестантской семьи, а его невеста – из католической. Вот и поехал художник в качестве эксперта в Гаагу проверять подлинность полотен. Луки и соответственно руководил ею.
всегда связывались с эротической эмблематикой. С конца 1650-х художник меняет манеру изображения. Но художник продолжал поддерживать свою мать, которая управляла гостиницей. Она расположена в центре, ее лицо освещено солнечным светом.
Понадобилось заступничество Брамера, тоже католика, чтобы сердце будущей тёщи смягчилось. Свое влияние оказывает и голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох. В1672г. Художник обращается к религиозной тематике («Христос у Марии и ее сестры Марфы»). Среди них есть подлинные шедевры. Но в творчестве Вермера этот новый тип жанровой композиции оказался единственным. Штиль на море олицетворял благополучие в любовных отношениях.
В роли почтальона здесь выступает служанка, вручающая запечатанный конверт своей госпоже. В присутствиинотариусаон опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены. Вероятно, послание картины проистекает из идеи, высказанной святым Франциско Сальским (1567–1622) в своем труде Введение в благочестивую жизнь (1608) изданном в Голландии в 1616. Картины Вермера — истинная радость для глаз.
Девушка с письмом у открытого окна. Вермеер наследовал его стиль жанровой живописи в своих полотнах. В полотне Вермеера такое же значение имеет картина на стене с изображением виолы да гамба. Приход служанки прервал музицирование дамы, которая держит в руках лютню.
Например, мы можем увидеть ее, беременную, на полотне «Женщина с весами». О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Под конец 60-х годов семнадцатого века художник немного изменил свою манеру. В XVIIв.
Во второй половине XVII века мастер обратился к более традиционным формам бытовой картины, популярной в современном голландском обществе. Музыкальные атрибуты в живописи XVI-XVII вв. Картина, воспроизведенная Вермеером, принадлежит кисти английского живописца Питера Лели (1618-1678) в течение ряда лет работавшего в Голландии. На пути к браку влюбленных ждали препятствия, но отнюдь не материального характера.
Некоторые детали и образы (собака рядом с главной героиней, полог кровати на дальнем плане) расшифровывали скрытый смысл его сюжетов, раскрывая их связь с любовной символикой. Он умер в долгах в возрас- те сорока трех лет, оставив вдову с одиннадцатью детьми. Оба художника помещают в левой части композиции стол, за которым сидит молодая дама. Даже лица изображенных женщин одинаковы и вероятно, написаны с одной модели. 1662—1665, Лондон, Бекингемский дворец), проникнутых торжественным настроением.
Мы не знаем причины, но он почему-то изменил фамилию и имя. В большинстве случаев под слоями красок скрываются первоначальные наброски карандашом, однако, подкрасками этой работы их обнаружено не было, что является необычным, так как без использованияпредварительных рисунков добиться подобного совершенства фигуры крайне тяжело, что и наводит многих художественных критиков на мысли об использовании Вермеером камеры-обскура (устройство, помогающее получить оптическое изображение предметов). В1660г. Это могла быть Мария – старшая дочь художника. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. В картине вообще отсутствует назидательность.
Единственным объектом картины является девушка, глядящая на зрителя через плечо. А вторая тема – люди, увлеченные своим трудом. Продолжение рассказа о знаменитом голландском художнике Яне Вермеере от Татьяны Ткаченко, начало его – в статье Ян Вермеер – «Делфтский сфинкс»20 апреля 1653 года, Ян Вермеер Делфтский женится, художнику исполнился всего 21 год. 1657. О матери мастера, Дигне Балтес, нам почти ничего не известно.
Свадьба состоялась 20 апреля 1653 года. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. В данном произведении есть и другие предметы имеющие связь с темой любви. Летний пасмурный день.
Вторая группа представлена композициями с двумя женскими персонажами. По мнению американского исследователя А. Уилока, существует тесная тематическая связь между изображенным сюжетом и рассказом о дочери фараона: смысл картины Вермеера соотносится с идеей божественного провидения. Точно так же расположена и служанка героини Вермеера. Остальные дочери так и не вышли замуж и прожили свою жизнь в бедности.
Делфтский мастер не раскрывает нам содержание полученного героиней письма. В конце концов, мать Катарины развелась с мужем.
Но крещен он был в последний день октября 1632 года в одной из приходских церквей Делфта. Финал жизни Вермера, как почти у всех великих голландцев, драматичен. Жизнь Катарины в своей семье была трудной и девушка была по-настоящему несчастной. Торговля предметами искусства замерла.
В колорите утверждается редкая по красоте цветовая гамма, построенная на оттенках сине-голубого и желтого и объединенная общей серебристо-жемчужной тональностью цвет теряет прозрачность, становится матовым, живопись — более ровной и гладкой. Первоначально прокормить многочисленное семейство помогала гостиница «Мехелен», располагавшаяся на главной рыночной площади Делфта. Картина принадлежит к самым сложным и поэтически возвышенным произведениям Вермера.
По договору, молодожены переехали в дом невесты. В картине из ирландского музея дама пишет письмо, а стоящая рядом служанка смотрит в окно. В атмосферу будничной жизни возвращает «Молочница» (ок.
Привычный для Вермера мотив «Молодой женщины с кувшином» (ок. На стене интерьера Вермеер изобразил большую картину на тему из Ветхого Завета. При этом вторая по хронологии картина – Дама в голубом платье, читающая письмо (1662/1664, Амстердам, Рейксмузеум) почти полностью повторяет композицию дрезденского полотна. О любовном характере послания героини Терборха свидетельствует балдахин кровати в глубине комнаты (символ брачного ложа).
Теперь у него появляются две излюбленные темы. Их названия условны и принадлежат более позднему времени. Катарина, жена художника пережила его на 12 лет.
Редкий талант Вермера проявился сразу же, в его ранних работах. Солнечная живопись приобретает все большую лучезарность. В Улочке изображен частный мотив, возможно, художник увековечил свой собственный дом. Он писал две картины в течение года.
В ней запечатлен библейский эпизод Дочь фараона находит младенца Моисея, превращенный художником в своеобразный фон, сопричастный происходящему действию. Они, возможно, вместе с тюрбаном могут раскрыть тайный смысл полотна. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Но Хоох не мог быть учителем молодого гения, поскольку жил в Делфте лишь с 1652 года.
Большая контрастность создается благодаря сине-желтому тюрбану, придающему экзотический эффект изображению, хотя повязки были относительно распространенным аксессуаром в Европе 15-го века, что доказывает Человек в красном тюрбане (1433), Яна ван Эйка. Постепенно они словно иссякали, по словам его жены Катарины, последние годы (а ему не было и сорока лет) художник уже не обращался к живописи. Известно, что29 декабря1653г.
Мы лишь постепенно осознаем цветовое богатство и тщательную про- думанность колорита. Значит, определился с профессией и начал обучение подросток на пятнадцатом году жизни. Оно представляет собой не любовное послание, а письменную протекцию, заботу об адресате. Слева на первом плане в обеих картинах стоит стол, покрытый тяжелой бархатной скатертью. Как бы ни была юна девушка на картине, она все же явно старше дочери художника. Активизация роли служанки характерна и в аналогичных сюжетах других голландских жанристов. Правая рука госпожи лежит на письме, левая непроизвольно поднялась, коснувшись подбородка. Крупная фигура молодой женщины крестьянского типа полна силы и здоровья.
Следовательно, на момент написания картины (1665) Марии было всего двенадцать. 1658—1660, Амстердам, Рейксмузеум). Художники Нидерландов обычно не бедствовали. Живописно-пластическое единство композиции, построенной по законам строгой архитектоники, покоряет в картинах с двумя фигурами «Бокал вина» (ок.
О том, что живопись Яна Вермеера ценилась современниками, свидетельствует тот факт, что художник дважды избирался деканом гильдии Святого Луки (в 1662-1663, а также 1670-1671 годах). Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенныхкурфюрстуБранденбургаФридриху Вильгельму Iза 30 тысячгульденов.
Его таинственный серебристый отсвет словно отражен в самом колорите картины. С этим связана единственная в жизни Вермеера поездка за город. Наиболее выразительны в этой композиции жесты рук героинь. Хозяйка полностью занята письмом служанка смотрит в окно.
Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, вот таким образом у него были и другие источники дохода. Тюрбан и серьги, в работе Вермеера, вероятно и представляют надлежащее целомудрие. Подобный сюжетный прием Вермеер применил в работах Прерванный урок музыки (1660/1661, Нью-Йорк, собрание Фрик) и Бокал вина (около 1660, Брауншвейг, музей герцога Антона Ульриха). Самой значимой картиной данного периода можно назвать крупнофигурное полотно «У сводни». Пространство в обоих произведениях неглубоко, а набор предметов натюрморта ограничен листом бумаги, пером, чернильницей и шкатулкой. В отличие от этой ярко освещенной и ясной картины «Женщина, взвешивающая жемчуг» (ок. Правой руке хозяйки параллельна правая рука служанки протягивающая конверт.
О жизни Вермеера известно очень мало. Не зря в картине появился занавес. Мастер жанровой живописи ценился и как искусствовед.
Национальная галерея. Возможно, этот гость и есть адресат недописанного послания. А изображенную на картине девушку часто называют «Северной Моной Лизой». У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте.
Типичными для этого периода картинами являются «Девушка с письмом», «Молочница», «Кружевница». Картины художника иногда изображают Катарину. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художникКарел Фабрициус, в свою очередь ученикРембрандта. Пытливый разум человека изображен в полотнах «Астроном», «Географ», «В мастерской художника».
Ей было на момент рождения брата двенадцать лет. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. находилось 19 картин Вермеера.
Они готовы были платить за его полотна большие деньги. Однако делфтский художник создал несколько композиций, в которых главная героиня также обращается к публике. Отец ее имел буйный нрав и нередко обижал жену и детей.
Девушка с жемчужной сережкой. Ян Вермеер был знаком с художникамиЛеонартом БрамеромиГерардом тер Борхом. Весомость архитектуры подчеркивает движение проносящихся облаков. Таковы произведения Девушка, пишущая письмо (1655, Гаага, Маурицхейс) Крестьянка с письмом (около 1650, Амстердам, Рейксмузеум) Деревенский почтальон (1655, Санкт-Петербург, Эрмитаж) и чрезвычайно редкий в живописи сюжет иллюстрирующий момент заклеивания конверта с письмом: Дама, запечатывающая письмо (начало 1650, частное собрание).
Их композиции почти тождественны. Мягкая пластичность отличает формы, окутанные воздухом. Драматична и судьба искусства Вермера. Терборх являлся разносторонним художником. Тональный колорит смело сочетается со звучными пятнами чистого цвета.
Тема продажной любви, подчас с оттенком морализирования, получила широкое распространение в голландской жанровой живописи. Женский силуэт расположен в центре интерьера, разделяя его на две равные части. Последний взлет творчества мастера — картина «Аллегория живописи» (Мастерская живописца, ок.
Лондон. 1665, Гаага, Маурицхейс).
Картина Спасение младенца Моисея является копией которую Лели сделал с работы Питера Греббера Младшего – сына своего учителя (1634, Дрезден, Картинная Галерея). Взгляды двух женщин направлены в разные стороны. Есть мнение, что персонаж справа – автопортрет художника. Письмо дамы адресовано человеку, к которому она питает материнские чувства. Кто был его учителем. Кого же изобразил на картине Ян Вермеер. Склоненная фигура женщины над письмом помещена под изображением дочери фараона, верная служанка которой (в некоторых источниках она идентифицируется как сестра Моисея) стоит с левой стороны на небольшом расстоянии. Терборх тесно связывал свои композиции с нравоучительной эмблематикой. У кого же он брал уроки рисования.
Такую же смысловую окраску имел и романтический пейзаж. Творчество художника было полностью забыто вплоть до се- редины XIX века. Не остался в стороне от этой тенденции и Вермеер Ян. Если бы Вермер написал только два пейзажа «Улочка» (ок. К числу лучших произведений Вермера принадлежит знаменитая «Девушка с жемчужной серьгой» (ок. В одной из первых картин — «Девушка с письмом у открытого окна» (ок.
В течение почти двух веков оно было забыто и только во второй половине XIX столетия открыто заново. Все полотно проникнуто бесконечным лиризмом. В других картинах Вермеера женские фигуры тематически взаимосвязаны. Хозяин гостиницы «Мехелен» теперь звался Рейнер ван Вос.
В 1675 году художник заболел и скоропостижно скончался. Речь идет о картинах Вермеера Хозяйка и служанка (1667/1669 Нью-Йорк, собрание Фрик), Любовное письмо (1668/1672, Амстердам Рейксмузеум), Дама, пишущая письмо и ее служанка (1670/1672, Дублин Ирландская Национальная Галерея). Уже женившись, он мигрировал в Делфт и купил там постоялый двор. Служанка в них уподоблена почтальону.
Все шесть работ Вермеера на тему письма можно условно разделить на две группы по числу персонажей. Героиня в обеих картинах стоит в профиль лицом к окну. Однако Вермеер никогда не склонялся к навязчивому поучению. В нью-йоркском и амстердамском произведениях запечатлен эпизод передачи письма.
Четыре фигуры, тесно заполняющие полотно, неразрывно связаны между собой. 1658—1660, Берлин, Государственные музеи). В качестве примера можно привести «Любовное письмо» и «Молодую женщину с гитарой».
Вермеер вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить многочисленное семейство. Оно заимствовано из эмблемы О. ван Веена под девизом истинная любовь верна лишь кому-то одному (1608). Остальные пять произведений были написаны уже в следующем десятилетии. При таком фаворе художник окончил свои дни почти в нищете.
Показательно, что Вермеер акцентирует здесь роль служанки, а не госпожи. Небольшое окно занавешено, пространство комнаты кажется замкнутым.
Впервые к теме письма делфтский мастер обратился во второй половине 1650-х гг., в картине Девушка, читающая письмо у открытого окна (1657 Дрезден, Картинная Галерея). В одной из первых картин — «Девушка с письмом у открытого окна» (ок. Сальский писал, что женщины и девушки должны защищать свои уши от «нечистых» слов и стараться услышать лишьнравственно чистые высказывания. Семья художника не была бедной. Ок.
В 1672 году началась голландско-французская война, которая продолжалась семь лет. Это самое известное полотно художника. Картины и предметы прикладного искусства были очень востребованы в голландском обществе. Как известно старшая дочь Мария вышла замуж, сын Янис стал юристом, а Франциск – хирургом.
Как и эмблемы, подобные картины имеют сильный оттенок нравоучительного морализма. Его избранницей стала Катарина Болнес, дочь преуспевающего предпринимателя, владеющего фабрикой по обжигу кирпича недалеко от Делфта. 1666—1667, Вена, Музей истории искусства) посвящена теме искусства. Такое же изображение Купидона включено в полотна Прерванный урок музыки и Дама, стоящая у верджиналя (1672, Лондон, Национальная Галерея).
В больших полотнах он обратился к сюжетам из мифологии (Диана с нимфами, Гаага, Маурицхейс) и Евангелия (Христос в доме Марфы и Марии, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), а в 1656 году написал первую жанровую картину «У сводни» (Дрезден, Картинная галерея). Его ранние полотна отмечает монументальность и возвышенность образов. Композиция полотна «У сводни» яркая, полная юного задора и чувственности. Точной даты рождения художника мы не знаем. Картины «Кружевница», «Дама у спинета», «Женщина в голубом, читающая письмо» и «Девушка, примеряющая колье» – яркие образчики этого периода творчества художника.
Возможно, он учился у Карела Фабрициуса. Молодой мастер долгое время находился под впечатлением итальянского барокко. Художник дает понять, что письмо уже прочитано любопытной служанкой. У ее ног стоит бельевая корзина, справа за высоким пологом скрыта кровать.
В комнате стоит волшебная тишина и только чуть-чуть шелестит листок в руках девушки. Ее левая рука параллельна левой руке хозяйки и опущена вниз. 1657—1658, Амстердам, Рейксмузеум) и «Вид Делфта» (ок. 1660—1661, Гаага, Маурицхейс), то он уже вошел бы в число великих европейских живописцев. Вертикальны силуэты персонажей, складки одежд и спадающей со стола скатерти.
Рентген данного полотна пролил свет на некоторые методы живописи Вермеера. В первую группу входят две названные однофигурные картины, а также следующая за ними по хронологии Дама, пишущая письмо (1666 Вашингтон, Национальная Галерея). 1658—1660, Берлин, Государственные музеи) и «Урок музыки» (ок. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. 1664—1665, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) покоряет своей свежестью.
Но Ян Вермеер не любил спешить. Все его наследство отошло кредиторам.
Мать девушки, Мария Болнес, поначалу наотрез отказала претенденту на руку ее дочери. 1662—1664, Вашингтон, Национальная галерея искусства) написана в полумраке. Молодая девушка – словно олицетворение нежной женственности.
В 1653 году женился на Катарине Болни, у них была большая многодетная семья. Безусловное влияние на молодого художника оказал Питер де Хоох. Еще момент, она закончит читать и посмотрит в окно, откуда льется солнечный свет. В 1662-63 и 1670-71 гг.
В поисках дополнительного заработка, продолжая дело отца, торговал картинами. Вермеер занимал должность декана гильдии св. В этот «профсоюз» на двадцать первом году жизни вступил и Вермеер Ян, картины которого через несколько лет потрясли мир. Произведения этого времени более разнородны и художественно неравноценны. Мастер в этом полотне достиг пика своего гения.
.