считаются приписываемые ему 7миниатюр «Турино-Миланского часослова» исполненные в традициях интернациональной готики. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). К лучшим произведениям В. Э. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. черт, восходящих к иск-ву готики, сложная религ.
"Иоанн" выкуплен. Что важнее, мы не до конца понимаем смысл многих деталей и исследователи продолжают спорить о том, какие предметы из новозаветно-фламандского интерьера несут в себе религиозное послание, а какие перенесены туда из реального быта и являются лишь декорацией. В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. Причем обычно в рост с Христом, Богоматерью и святыми. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден). Эта икона изображает явление архангела Богородице в ее доме. Внизу нечто еще более средневековое — расправа архангела Михаила с грешниками: какая-то свалка, под крыльями Смерти, человеческих тел и злобных чудовищ.
Мы не знаем, кто именно его написал, а потом переписывал: сам Кампен или кто-то из его учеников (в том числе самый известный из них – Рогир ван дер Вейден). Художник создал первый в европ. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала.
Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Субъекты других пропавших без вести панелей остаются неопределенными Рождество или Поклонение волхвов считаются наиболее вероятно для центральной панели, по крайней мере в два раза шире, как этот, с Посещение Марии или Презентация Иисуса на правое крыло, соответствующей этому.
Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали. Со скамьей все не так просто. художник и миниатюрист, один из зачинателей иск-ва Возрождения в Нидерландах.
Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию – и т. д. и т. п. Прекрасный пример – «Благовещение» Яна ван Эйка. Это, предположительно, были алтарь, на приделе или маленькой часовне. Однако мы точно знаем, что в позднесредневековой культуре зерцало (speculum) было одной из главных метафор самопознания.
История у алтаря бурная, куда только не таскали эту здоровенную штуковину. достигать исключит. Почти все они держат в руках свои традиционные атрибуты Луция – блюдо с глазами, Агата – щипцы с вырванной грудью, Агнесса – агнца и т. д. Однако у Варвары ее атрибут, башня, в более современном духе вышит на длинной мантии (как на одеждах в реальном мире действительно вышивали гербы их владельцев).
Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове или Бавону) и имел там семейную часовню (капеллу), т. е. музей, Вена подготовит.
целое. На подоконнике и на столике у окна лежат апельсины. Решение вставших перед В. Э.
глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов.
Крупнейшее произведение В. Э. – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Св. проблем требовало разработки новых средств худож. галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге).
В будни осн. относятся также алтарные композиции «Благовещение» (ок. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге).
особенностей его характера и отражает глубокое осознание достоинства и ценности личности. живописи двойной портрет– проникнутое сложной символикой и, одновременно интимно-лирич. С 1431 художник поселился в Брюгге. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Их славят музицирующие и поющие ангелы. Типично для русской иконы решение архитектурного фона: здания показаны сразу с трех сторон, в так называемой обратной перспективе, «удаляющейся» в направление зрителя.
Справа Господь вручает Моисею скрижали с десятью заповедями (первый завет между Богом и человечеством прообразовывал второй, христианский, завет). В одном из домов в окне третьего этажа видна висящая на веревке рубаха. Это Назарет изображенный в облике фламандского городка. флам. С его помощью священник совершал омовение, отслужив мессу и раздав верующим Святые дары.
По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. с изображением двух эпизодов из жития Моисея. В таком виде его держали в будние дни. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), В. Э.
Так у Кампена привычный атрибут реалистически встроен в пейзаж. Триптих Мероде – один из тех образов, на которых историки нидерландской живописи поколениями отрабатывают свои методы. манерамногослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил В. Э.
Точно так же средневековые богословы рассуждали о том, что брак Марии и Иосифа помог обмануть дьявола, который не знал, действительно ли Иисус – Сын Божий, который сокрушит его царство. Источник или колодец, к которому Богородица вышла за водой, уже в XI-XII веках часто изображался как роскошный бассейн. Например, Ян ван Эйк в «Мадонне канцлера Ролена» и «Мадонне с каноником ван дер Пале» изобразил донаторов стоящими на коленях перед Девой Марией, которая держит на коленях своего божественного сына. Интересно, что их еще раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, "одетыми" в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор – Виктор Лагье). Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру.
1435–36, Нац. Здесь изображена человеческая трагедия с поразительной выразительностью и полнотой. У историков есть разные версии: крышка для ящика с углями, который использовали, чтобы греть ноги, верхняя часть коробки для рыболовной наживки (тут работает та же идея ловушки для дьявола), решето – одна из деталей винного пресса Поскольку в таинстве евхаристии вино пресуществляется в кровь Христову, винный пресс служил одной из главных метафор Страстей., заготовка для блока с гвоздями, который на многих позднесредневековых изображениях римляне во время шествия на Голгофу привешивали к ногам Христа, чтобы усилить его страдания (еще одно напоминание о Страстях) и т. д. Однако больше всего эта доска напоминает экран, который установлен перед потухшим камином в центральной панели триптиха.
пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году. Но есть и альтернативная версия. отличаются строгой простотой и отточенностью выразит. " ("Песнь песней" Соломона).
жанр. 1417: начало работы.
алтарь был не единственной "спонсорской" помощью жертвователя. превращает традиц. По самой распространенной версии, это свидетели, присутствовавшие при заключении брака, один из которых – сам ван Эйк (у него есть еще как минимум один зеркальный автопортрет – в щите святого Георгия изображенного в «Мадонне с каноником ван дер Пале»). 10:19 – 20. Правая створка – самая необычная часть триптиха. Фламандские художники поколения новаторов – Робер Кампен (около 1375 – 1444), Ян ван Эйк (около 1390 – 1441) и Рогир ван дер Вейден (1399/1400 – 1464) – достигли небывалого мастерства в передаче реального визуального опыта в его почти тактильной достоверности.
оба– в Нац. Например, в классическом средневековом искусстве святых часто изображали с их атрибутами. С другой – историки в поисках скрытой символики давно предположили, что скамья из Благовещения с ее львами символизирует престол Богоматери и напоминает о троне царя Соломона, описанном в Ветхом Завете: «К престолу было шесть ступеней верх сзади у престола был круглый и были с обеих сторон у места сиденья локотники и два льва стояли у локотников и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны» 3 Цар. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты.
Фигуры заказчиков появляются бок о бок с сакральными персонажами еще в средневековом искусстве. Однако мы знаем, что средневековые богословы регулярно уподобляли Деву Марию мудрейшему царю Соломону, а в «Зерцале человеческого спасения», одном из самых популярных типологических «справочников» позднего Средневековья, сказано, что «трон царя Соломона – это Дева Мария, в которой пребывал Иисус Христос истинная премудрость Два льва изображенные на этом троне, символизируют, что Мария сохранила в своем сердце две скрижали с десятью заповедями закона». Вместо этого они призывали обратить взор вовнутрь, к зерцалу собственной совести, неустанно вглядываясь (мысленно и реально созерцая религиозные образы) в Страсти Христовы и помышляя о собственном неизбежном конце.
выразительности. Жан Жерсон, один из самых авторитетных теологов рубежа XIV – XV веков и горячий пропагандист культа святого Иосифа, в одной из проповедей, посвященных его браку с Девой Марией, сравнивал «плотское вожделение, которое испытывает падшая плоть» с «пылающим пламенем», которое Иосиф сумел погасить. В. Э. – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоят. рисунок– Графич.
Если нижний ярус при всей основной мистической идее по существу прославляет красоту земного бытия со всем его разнообразием и изменчивостью, то в главных образах верхнего представлено вечное и неизменное совершенство небожителей. средств: кардинал Альбергати (. ) (1431–32, Худож. -историч. Рядом с другим пластическим акцентом — светящимся объемом крупной головы, оно создает ощущение особой устойчивости сидящей фигуры. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты В. Э.
Бавона в Генте ок. Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте. 1566: во время протестантских восстаний алтарь скрывают в башне до 1569. Это «первое Благовещение» или «Благовещение у источника», – сюжет, основанный на апокрифическом «Протоевангелии Иакова», согласно которому архангел являлся Марии дважды. Живопись наружных створок почти монохромна.
Но если в Италии эпоха Возрождения началась с возрождения античных идеалов и отрицания средневековых взглядов, то на Севере культура XV -XVI веков еще очень тесно связана со средневековьем. символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы. Напротив того, говорить о Петрусе Кристусе как об авторе их не приходится, так как произведения этого ученика Эйка отличаются бесконечно большей простотой и даже некоторой грубоватостью. пронизаны воздухом и светом, объединены в единое гармонич.
Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для нее цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове ее роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал ее в образе Царицы Небесной. Подтвердить эти догадки почти невозможно. творч. Ее ширина всего 2 мм: прихожанин Гентского собора никогда не разглядел бы ее. Фигуры Марии и Архангела помещены в крайние створки, в средних же — господствует пустынное светлое пространство обычной комнаты, а в открытом окне видны улицы типичного нидерландского города с тесно стоящими высокими домами под вечереющим ясным небом. в значит.
собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом В. Э. В его «Луккской Мадонне» младенец Христос держит в руках похожий оранжевый плод, а еще два лежат у окна. Здесь на люстре посреди дня зачем-то горит свеча (а остальные пять подсвечников пустуют). С одной стороны, она похожа на реальные скамьи, которые стояли во фламандских домах того времени – одна из них сейчас хранится в том же, что и триптих, музее Клойстерс.
построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Правая часть исполнена абсолютно в духе средневековья. Fachwerk – каркасная конструкция, фахверковая конструкция) – строительная техника, которая была популярна в Северной Европе в позднее Средневековье. Творчество В. Э. С 1425 придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425–28 работал вЛилле) по его поручению в 1428–29 посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому исполнял портреты (не сохранились).
В частности, Богоматерь уподобляли «запертому саду» и «колодезю живых вод» и нидерландские мастера вот таким образом часто изображали ее в саду или рядом с садом, где из фонтана била вода. Чувствуется еще полная вера в этот плач и скрежет зубовный. Немного подраскрасили только донаторов. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование.
1430–32 или 1423–32). Звучные интенсивные, чистые тона красок в картинах В. Э. Наружные створки – для закрытого, "спокойного" состояния алтаря. мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ).
Размер равнинных стеклянных хороводы не кажется несоразмерным с фигурами. Однако там они чаще всего отделены от сакральных персон (например, на листах часословов Рождество или Распятие помещены в рамку миниатюры, а фигура молящегося вынесена на поля) либо изображены как крошечные фигурки у ног громадных святых. Самый простой пример – это лилия, которая в триптихе Мероде стоит в фаянсовой вазе на многоугольном столике.
1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Св. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщённость живописи выявляют самоценность и красоту каждой детали (архит. Составленный из мн.
Что это. чувством изображение купца Дж. Так, Варвара Илиопольская обычно держала в руках маленькую, словно игрушечную башню (в напоминание о башне, куда ее, по преданию, заточил отец-язычник).
Но ведь Кампен изобразил не престол, а скамью. Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. Потому у Яна ван Эйка в «Луккской Мадонне» Царица Небес восседает на высоком престоле с четырьмя львами – на подлокотниках и на спинке. Мощное воздействие иск-ва В. Э. 1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж 1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой 1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху 1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара 1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств 1894: шесть боковых створок в Берлине 1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора 1920: все панели объединены (Версальский договор) 1934: панели "праведных судей" и "святого Иоанна Крестителя" украдены.
Вот почему мужчина берет руку женщины – этот жест, iunctio Буквально «соединение», то есть то, что мужчина и женщина берут друг друга за руки., в зависимости от ситуации, означал либо обещание в будущем вступить в брак (fides pactionis), либо саму брачную клятву – добровольный союз, в который здесь и сейчас вступают жених и невеста (fides conjugii).
"Я – роза Шарона, я – лилия долины. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. нет архитектурные фитинги, чтобы дать четкую шкалу к зданию. С исключительной реалистич. Поздняя греческая икона, напротив, абсолютно недвижна. Дева Мария и Гавриил изображены таким образом, что их головы достигают капителий.
Все в этой картине, написанной в то время, когда в Тоскане были сделаны первые робкие шаги в светотени (Липпи) и в правдивой красочности (Доменико Венециано), поражает тем совершенством, с которым передана натура. Одному из братьев ван Эйк возвращен ныне и так называемый Татищевский складень, средняя часть которого изображавшая Поклонение волхвов, была украдена тогда еще, когда триптих находился в собрании Д. П. Татищева (в Эрмитаже боковые створки с 1845). Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). На дальней стене, ровно по центру портрета, висит круглое зеркало. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок.
С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаич. отдельных створок с изображением разл.
Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Такая функциональная вещь, кажется, слишком далека от величественного трона. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Отсутствие в очаге огня, возможно, тоже символически значимо. По версии Панофского, она символизирует присутствие Христа, чей взор объемлет весь мир. Иск-во В. Э.
Михаил с донатором» и «Св. Дева Мария и Гавриил изображены таким образом, что их головы достигают капителий. В странах, расположенных к северу от Италии – в Нидерландах, Германии, Франции – в XV – XVI веках развивается культура, называемая Северным Возрождением. галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (ок.
мистик Бернар Клервоский в XII веке уподоблял Марию «фиалке смирения, лилии целомудрия, розе милосердия и сияющей славе небес». От этой детали переходишь к другим и не знаешь, чему отдать предпочтение: раскрытому ли молитвеннику с жемчужной закладной, розовой ли подушке, крытой тисненым штофом, короне ли и скипетру божественного посла, лилии ли, которая воткнута в стеклянный сосуд. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена.
В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Слева служанка протягивает дочери фараона корзину с младенцем Моисеем, вынутую из вод Нила (этот эпизод олицетворял рождение Христа – приход богочеловека в этот мир). Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников.
На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. На страницах рукописей и на алтарных панелях мы часто можем увидеть их владельцев или донаторов (пожертвовавших тот или иной образ церкви), которые обращены с молитвой к Христу или Деве Марии.
Над роскошным городом, над разряженной издевающейся толпой висит на кресте Искупитель. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Цистерцианский Цистерцианцы (лат. ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян, нидерл.
После рождения Иисуса происходит прекращение действия законов Моисея («Sub Lege») и наступает эра— Sub Gratia («После Благодати»). (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда». испытали не только нидерл., но и итал.
Одним из первых он освоил пластич. Невозможно описать все, что содержится в этой крошечной картине. Там он стоит и сейчас.
Необычайна сложность построения алтаря. Чем необычнее деталь, тем вероятнее, что это символ. галерея, Лондон).
Как и скамейка, рядом с которой присела Дева Мария, она украшена фигурками псов и львов. При этом ничего смешного. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. Этот цветок с давних времен символизировал чистоту и девственность Богоматери. В большинстве случаев ван Эйк дает погрудное изображение портретируемого, показывая его в спокойном трехчетвертном повороте.
Облик каждого глубоко индивидуален. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Кажется, тут все просто: Иосиф был плотником, а перед нами его мастерская. сцене «Поклонение мистическому Агнцу». Самыми ранними сохранившимися работами В. Э.
В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности и окружающая его среда: портретные образы, пейзаж интерьер, натюрморт в его композициях образуют гармоничное единство.