Картины Витторе Карпаччо не всегда входили в циклы. И которая во многом определила основную тему картин Витторе Карпаччо.
Урсуле для венецианца Скуолы, посвященного тому святому. Георгия («Битва св.
«Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре, они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения». Восемь полотен посвящены жизнеописанию святой (ныне – Венеция, гал. Не было даже попытки соединить эти штрихи. Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом. Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. О том, что изображенные на картине женщины – куртизанки, говорили, казалось, и их застывшие в ожидании (конечно же, клиента) лица и записочка (конечно же, от клиента), которую прижимает лапой большая собака. Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение.
Работал главным образом в Венеции. Скуола была основана в 1442 году, а в 1504 году Витторе Карпаччо получает заказ написать серию композиций на тему «Истории Девы Марии». Композиция Карпаччо уже нуждается в зрителе, который бы общался с ней наедине, постепенно проникаясь её настроением. Он прославился как автор больших циклов для венецианских скуол.
Карпаччо изобразил св. Георгий и Св. Означает ли это, что тонкийценитель и знаток живописи Джон Рёскин, а вслед за ним и многие другие, ошибались, превозносяхудожественное совершенство «Венецианок». гал. Первая из картин цикла «Прибытие в Кёльн» (1490, Венеция, Галерея Академии) еще далека от совершенства. В глубине, рядом с дверью, ведущей в небольшую комнату, ниша с алтарём, на котором статуя благословляющего Христа и митра с посохом, символизирующими епископский сан.
Он оказывал серьезное покровительство юноше, а также давал ему возможность встретиться с мастерами живописи того времени. За исключением лишь одной композиции — «Сон Святой Урсулы» (ок. Георгия» героя приветствует на городской площади яркая восточная толпа в пестрых костюмах. Две женщины, молодая (поспорим с Вайлем, несправедливо назвавшим ее «теткой») ипожилая, сидят на террасе в окружении домашних любимцев.
Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии). Митра, пасторский посох и морская раковина — атрибуты св. Так или иначе, в закрытом виде створки представлялисобой многофигурную композицию, а когда они открывались, хозяев веселили «обманки» с «записочками». Шоссы он, по-видимому, считал одной из самых важных частей мужского костюма.
Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени. На Картине Карпаччо «Послы возвращаются канглийскому двору» нет прекрасного златокудрого юноши вкрасных шоссах.
В 1491 он закончил Славу запрестольного образа Св. У описания карпаччо события таким образом есть долгая история менее распространенный его исполнение момента крещения.
Св. В цикле «История святой Урсулы» исполненном в 1490 – 1496 для Скуолы ди Санта-Урсула (которая, как недавно установлено, находилась рядом с апсидой базилики Санти-Джованни э Паоло в Венеции), творческая индивидуальность Карпаччо проявляется уже во всей своей полноте. Августина») св.
В отличие от личной биографии, творческая жизнь художника прослеживается намного лучше. Очень натурально передано движение святого, который писал, но остановился, услышав голос, принадлежащий Иерониму, сообщающему о своей смерти. Августина». Детально прописанные роскошные одежды являются неотъемлемой частью картин, где изображены сильные мира сего изнать. Так рассказ об охоте в лагунепревращается в рассказ о человеческих судьбах. «Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре2, они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения»3.
Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. Так и случилось. Замечательная картина «Чудо св.
В этом смысле замечательна картина «Видение св. Всоответствии сэстетикой эпохи Возрождения уюноши правильные пропорции, он молод икрасив. Но не только одних красавцев-юношей, выезжающих на арену турнира в честь хорошенькой принцессы изображает Карпаччо. Редкие для венецианской живописи вкус и стиль Карпаччо можно объяснить также воздействием фламандского искусства или искусства других регионов Италии (Феррары, Марке, Умбрии, Лациума, Тосканы), которые, однако, должны были повлечь за собой многочисленные поездки художника, хотя сведений о них мы не имеем. Зачерненные тона подчеркивают объем и очертания головы, не давая ей затеряться среди множества мелких штрихов.
Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орсола» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии). Согласно предположению Т. Пиньятти (1958), Карпаччо был сыном Пьеро Скарпацца, торговца кожами, который предпочел сменить свое имя на имя Карпаччо. Яркий свет, льющийся из окон, символизирует сияние души Иеронима. В этом смысле замечательна картина «Видение св.
Августин изображен в своей келье. Однако художник не ограничивается простым описательством. И, наконец, стало окончательно ясно, кого ждут дамы:мужей-охотников. Но как мастер ренессансной эпохи Карпаччо в композиции «Св. Он то и дело разбрасывает резкие, разнонаправленные штрихи, усиливая восприятие формы.
1502). Про Карпаччо говорят, что этот мастер «до сих пор дома, в Венеции». В живописном наследии Карпаччо есть и большие алтарные композиции и небольшие картины на религиозные темы, написанные для частных заказчиков.
Поражают и наблюдательность и фантазия и мастерство художника во владении кистью. Красные шоссы юноши, сшитые из тонкой эластичной ткани идеально облегает его ноги иягодицы. Креста» (1494, Венеция, гал. Некоторые исследователи полагают, что под видом Августина Карпаччо изобразил кардинала Виссариона, одного из основателей Скуола ди Сан Джорджо, подарившего Венецианской республике свою великолепную библиотеку.
Именно такую обувь носили, как тогда считалось, венецианскиекуртизанки. Связующим звеном двух картин и подсказкой для складывания этого «пазла» стал цветок, стебель которого, уходя за край «Венецианок», продолжается в «Охоте». А вот верхняя часть картины счастливообнаружилась в Лос-Анджелесе, в музее Пола Гетти. Георгия с драконом», «Триумф св. Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини.
Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. В сцене «Триумфа св. Если приглядеться внимательно, причина неприязни художника становится очевидна. Со свойственной ему естественностью и непринуждённостью Карпаччо ведёт свой рассказ, средствами живописи достигая абсолютно особого впечатления жизненности. Так, справедливо отклонив гипотезу об обучении у Бастиани, считают, что он испытал влияние Джентиле Беллини и в особенности Антонелло да Мессины через Альвизе Виварини и Бартоломео Монтанью. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского.
Наиболее поэтичная из них – «Сон св. Он был учеником (не, как иногда думается, владелец) Лаззаро Бастьани, который, как Беллини и Виварини, был главой крупного ателье в Венеции. Действие персонажей он переносит в Венецию. Во-первых, на обороте доски написанаиллюзорная «обманка» -тромплей: стенка, вдоль которой натянута тесьма с заткнутыми за неезаписочками, совсем как настоящими. Внее также входят небольшие участки белого цвета. Вот таким образом на картине изображены ноты. В «Битве Георгия» святой представлен прекрасным белокурым рыцарем, бесстрашно поражающим копьем сказочного дракона.
Урсулы во славе», обычно датируемой 1491, не известна скорее всего, она написана позже). Его распущенные волосы отливают золотом, одежда дорогая. Это вызывает общую панику и монахи в страхе разбегаются.
Речь идет окартине «Послы возвращаются канглийскому двору» (фото 11) из Цикла Святой Урсулы. Наряду с этими произведениями, где господствуют фантазия и свобода эксперимента, Карпаччо создает монументальную композицию «Принесение во храм» для ц. Сан-Джоббе (1510, Венеция, гал. Сюжет Истории Святой Урсулы был заимствован из книги Якопо да Вораджине Золотая легенда (середина XIII века). В трех эпизодах сватовства — Прибытие английских послов в Бретань, Отъезд английских послов из Бретани, Возвращение послов к английскому двору (все — 1495, Венеция, Галерея Академии), есть не только привычная для венецианских многофигурных композиций праздничность, но и живость интонаций, очарование полного динамики ритма реальной жизни. Вспоминается и «Св. Георгия, Св.
Иероним и лев в монастыре», «Похороны св. Рассказ Св. Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру. На окнах цветы в больших красивых вазах, в углу – столик с книгами. Урсулы. Августина с отсылкой к иконографии св.
Венецианский художник эпохи Возрождения. Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне»4. Иеронима. Сцены из жизни св.
Эта трактовка настолько укоренилась, что ПавелМуратов, рассказывая в своих «Образах Италии» (1910) о свободных венецианских нравах, первым делом вспоминает «Двух куртизанок», как в ту пору называли картину. Кстати, анализ древесного среза еще раз подтвердил родственность обеихчастей картины. Они живут своей «тихой жизнью» в пространственной среде, где господствует стихия света, вторгающегося в окно вместе с голосом Иеронима, проникающего во все уголки кельи, рождающего длинные тени и тепло, в котором блаженно греется маленькая собачка.
Справа от алтаря — композиция Святой Трифон исцеляет дочь императора Гордиана. Карпаччо родился в Венеции ок. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов. Гипотеза о путешествии Карпаччо на Восток еще менее обоснована.
Он получал заказы от религиозных обществ Венеции, работал на именитых жителей города. Иеронима («Св. Эти высокие договаривающиеся стороны как-то не производят впечатления, точнее, мне кажется, что они специально написаны так, чтобы зритель не отвлекался от основных героев этой сцены – группы мужчин, стоящих около ограды и вроде композиционно не связанных с официальными лицами. Георгия»). Иеронима», «Видение св. Кроме того, несколько из сцен имеют дело непосредственно с межкультурными проблемами, такими как перевод и преобразование.
Любовь Карпаччо к темам, напоминающим восточный мир, объясняется его интересом к ксилографиям Рёйвиха или наблюдениями из венецианской жизни того времени вместе с тем эта любовь отвечает исключительной живости фантазии художника. Этот цикл во многом вдохновлен «Золотой легендой» Жака де Воражина: «Приезд английских послов к королю Бретани», «Прощание с послами», «Возвращение послов», «Прощание Урсулы и Эрея с родителями» (1495), «Встреча паломников с Папой», «Сон св. В 1502—1507годах Витторе Карпаччо пишет для «» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. Итак, «самая прекрасная картина в мире» оказалась всего лишь случайным фрагментом, однойчетвертой или даже одной восьмой частью произведения Карпаччо.
Карпаччо родилось в Венеции или в Capodistria в Истрии (тогда часть Венеции, теперь Копера в Словении), сын Пьеро Скарпаццы, кожаного продавца. Академии), однако сцены исполнены не в хронологическом порядке. В 1490 Карпаччо начало известную Легенду о Св. Родился в Венеции. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов.
Он стоит на среднем плане вгруппе мужчин, одетых втемное. Очертания зданий, корабля повторяют силуэты людей. Августина».
Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение— «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Он сначала упомянут в 1472 в завещании его дяди Фра Иларио. Академии), действие которой развивается рядом с Мостом Риальто, является ценным свидетельством о жизни Венеции XV в. Другие произведения этого периода («Кровь Христова», 1496, Удина, музей «Святое собеседование», Авиньон, Пти Пале работы во Дворце дожей, 1501 и 1507) погибли в пожаре 1577. Трифон.
Однако поздние работы художника, часть которых была разделена между его сыновьями, Бенедетто и Пьеро, свидетельствуют о закате творчества Карпаччо, ставшего более сухим и академичным (произведения из собора и музея в Каподистрии). Спасаясь от турок, они переселялись в Венецию. Витторе Карпаччо изображает не зрелого мужчину, аюношу. В Скуола ди Сан-Джорджо деи Скьявони (15011507) художник создал серию сцен из жизни св. Он был автором первого христианского трактата о музыке — «De musica», написанного как раз в год его крещения. На каждой картине он находится на переднем плане, стоя спиной или боком кзрителю идемонстрируя красоту своей фигуры ниже пояса.
Карпаччо изобразил св. После входа в Гуманные круги Венеции он изменил свою фамилию на Карпаччо.
На ней колористическая композиция костюма идущего посла (фото 12) состоит из оттенков черного икрасного цветов. Так и случилось. Авторитетная исследовательницаитальянского Ренессанса профессор Патрисия Фортини Браун в начале 1990-х годов «приставила» сверху к венецианской картине хранящуюся в США работу (предположительноКарпаччо) «Охота в лагуне».
От 1502-1507 Карпаччо выполнил другую известную серию групп для прежде всего иммигрантского Scuola di San Giorgio degli Schiavoni, (Schiavoni имеющий в виду «славян» на венецианском диалекте). В то же время, он лишен стилистического единства, присущего Истории Святой Урсулы. Он был под влиянием стиля Антонелло да Мессины и Рано голландского искусства. Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение— «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного.
Одновременно с ними Витторе Карпаччо принимает участие в создании цикла «История реликвий», для которого он создает полотно «Чудо с реликвией» (1494). Трифона и св. Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции). Видение Карпаччо «через увеличительное стекло» одинаково привлекает и реальный мир и мрачные фантазии. Герой представлен в окружении природы на фоне замка.
Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней. Во-вторых, отчетливые следы от металлических крепленийна оборотной стороне «Охоты» позволяют утверждать, что сохранившаяся доска слева крепиласьк другой доске и обе части складывались, как листок бумаги, перегнутый по вертикали. Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру.
За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики. Однако рассмотрение творчества Карпаччо исключительно на основании его «иллюстраций» (хотя и бесспорных), как это было принято до появления фундаментальных исследований Фьокко, равносильно непониманию нового смысла его живописи, основанного на четком анализе формы, верном знании перспективы, организующей пространство, богатстве и яркости красок, которое в каком-то смысле предвосхищает тональный колорит XVI в. Гуманистическая культура того времени, столь популярная в Венеции, является основой образных исканий Карпаччо и объясняет сложность его поэтического мира. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского.
Иероним в келье» следует гуманистическим идеалам своего времени. Вот о последней картине мы сейчас и ведем речь. Джером, Св. Урсулы». На обратном пути, в Кёльне, они были остановлены и безжалостно убиты гуннами.
Пожалуй, нет. Августина. Иеронима. Та же самая детализация оживляет и картину венецианской праздности в «Дамах на балконе» (Венеция, музей Коррер), которыми восхищался Рёскин она же подчеркивает прозрачность воздуха и хрупкость сада, который создает чудесное обрамление воинственного образа «Рыцаря в пейзаже» (1510, Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса). По сути, он создавал энциклопедию быта и нравов Венеции XV века.
Все эти детали отвечают царящему в картине состоянию покоя и искреннего чувства. В «Венецианках» оборотная сторона доски сильно стесана, в то время какизнанка «Охоты» преподносит нам сразу два сюрприза. Иеронима. Августина с отсылкой к иконографии св.
Он известен прежде всего циклом девяти картин, Легендой о Святой Урсуле. Хотя необычный в истории картин Св. Как замечает Петр Вайль, «выстраивая увлекательные сюжеты, в своем внимании к мелочам, Карпаччо словно предвидел, что картины начнут репродуцировать в альбомах подетально». Именно такое «подетальное фрагментирование» произвели когда-то с работой Карпаччо, разъединив расписные створки и распилив одну из них.
Вкус к мрачному хорошо прослеживается в двух шедеврах художника – «Размышления о страстях Христовых» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и «Плач над мертвым Христом» (БерлинДалем, музей). На картине «Солдаты имужчины ввосточных одеждах» юноша представлен копейщиком (фото2).
Не случайно Гюстав Моро — художник-символист, возродивший в конце XIX века романтику Средневековья, копировал святого Георгия. Урсулы» (Венеция, Академия). Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом. Берлин-Далем, музей), сохраняют, особенно в некоторых эпизодах («Диспут», 1514, Милан, пинакотека Брера «Проповедь», Париж, Лувр), яркую цветовую гамму, конкретность пространства, четкость форм и прозрачность воздуха – все то, что отличает лучшие произведения Карпаччо. В 1502—1507годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона.
Что этобыло: складная дверца шкафа или невысокая дверь. Первым из циклов работ Витторе Карпаччо стал цикл «Святая Урсула», включающей в себя признанный шедевр «Сон святой Урсулы» (1495). Изображенные в картине предметы не только точно характеризуют обстановку, но и согреты внутренним человеческим теплом.
Возможно, это были створки расписныхоконных ставень, подобных тем, которые изобразил Карпаччо на картине «Сон Святой Урсулы». Обе картины идеально совпали, образовав единое произведение (общая высота доски почти 170 см), неизвестно когда и по каким причинам варварскиразрезанное. Зато с ними связан городской пейзаж, служащий им отличным фоном и подчиненный ритму этой группы. В XVI веке поэт сказал: «Поистине этот город— сокровище, оправленное в хрусталь вод, которые его окружают Не подобен ли он созданию кисти. ». Творческая сила мастера, передающая мироощущение XV в., словно ослабевает под натиском «современности», зарождавшейся славы венецианского чинквеченто. Комната, в которой изображен святой, напоминает не келью, а скорее кабинет ученого.
Герой представлен в окружении природы на фоне замка. Витторе Карпаччо (c. Все эти предметы, придающие просторной келье сходство с кабинетом ученого, отнюдь не загромождают ее. Тонкими штрихами белого мела, отражающими свет, выделены детали одежды, лица и прически.
Картина «Рождество Марии» происходит из Скуолы дельи Альбанези, религиозно-благотворительного братства, объединявшего выходцев из Иллирии. Они воспроизводят сцены из жизни святых Иеронима и Георгия. У юного Витторе сложились теплые отношения с наставником и его семьей. Урсулы», «Приезд в Кельн» (1490), «Мученичество паломников и похороны святой» (1493). Урсулы в Кёльн».
На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика), комната учёного. Талант Карпаччо не остался незамеченным его современниками.
Об этом легче судить, если сравнить его произведения с холодным и более поверхностным повествованием в работах Джентиле Беллини, соперника Карпаччо в цикле «Истории Креста», созданного для Скуолы ди Сан-Джованни Эванджелиста. Обе картины написаны на одну и ту же тему – «Оплакивание Христа», но Карпаччо здесь ограничивается лишь деталями, не преувеличивая ясность пейзажа и неба и не акцентируя разноцветных и проворных животных. Первой значительной работой Карпаччо является цикл «История Святой Урсулы» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии), написанный для Скуола ди СантОрсола (итальянская форма имени Урсула), располагавшей несколькими помещениями при церкви Санти Джованни э Паоло. Особое место среди полотен Скуола ди Сан Джорджо занимает «Видение Святого Августина» (ок.
В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне».