И которая во многом определила основную тему картин Витторе Карпаччо. По возвращении из этой поездки в картинах Карпаччо появляются черты, указывающие на знакомство художника с фресками Сикстинской капеллы. У Карпаччо есть картина, в которой его интерес к бытовому жанру воплотился в полной мере. Картины Витторе Карпаччо не всегда входили в циклы.
Для Скуолы Сан-Джорджо дельи Скьявони Карпаччо пишет цикл картин из жизни святых Георгия, Трифона и Иеронима — покровителей этой скуолы. У Карпаччо есть картина, в которой его интерес к бытовому жанру воплотился в полной мере. Иеронима» Карпаччо, невольно вспоминаешь картину на тот же сюжет Антонелло да Мессины, написанную на пятьдесят лет раньше.
1502). Именно такую обувь носили, как тогда считалось, венецианскиекуртизанки. Урсулы во славе», обычно датируемой 1491, не известна скорее всего, она написана позже). В Прибытии в Кёльн (1490, цикл История св. Итак, «самая прекрасная картина в мире» оказалась всего лишь случайным фрагментом, однойчетвертой или даже одной восьмой частью произведения Карпаччо.
Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру. В этом смысле замечательна картина «Св. Они живут своей «тихой жизнью» в пространственной среде, где господствует стихия света, вторгающегося в окно вместе с голосом Иеронима, проникающего во все уголки кельи, рождающего длинные тени и тепло, в котором блаженно греется маленькая собачка. Но как мастер ренессансной эпохи Карпаччо в композиции «Св.
Карпаччо изобразил св. Вкус к мрачному хорошо прослеживается в двух шедеврах художника – «Размышления о страстях Христовых» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и «Плач над мертвым Христом» (БерлинДалем, музей).
Он был автором первого христианского трактата о музыке — «De musica», написанного как раз в год его крещения. За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики. Августина») св.
Августина с отсылкой к иконографии св. Во-первых, на обороте доски написанаиллюзорная «обманка» -тромплей: стенка, вдоль которой натянута тесьма с заткнутыми за неезаписочками, совсем как настоящими. Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение— «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Поражают и наблюдательность и фантазия и мастерство художника во владении кистью. Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение.
Замечательная картина «Чудо св. Иеронима, Георгия и Трифона. На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского.
в 1460 году), где прожил почти всю свою жизнь, воспевая в своих работах родной город. По косвенным данным, в начале 1490-х мог совершить путешествие в Рим. В цикле «История святой Урсулы» исполненном в 1490 – 1496 для Скуолы ди Санта-Урсула (которая, как недавно установлено, находилась рядом с апсидой базилики Санти-Джованни э Паоло в Венеции), творческая индивидуальность Карпаччо проявляется уже во всей своей полноте. Креста» (1494, Венеция, гал.
И, наконец, стало окончательно ясно, кого ждут дамы:мужей-охотников. Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини. В этом смысле замечательна картина «Видение св. Яркий свет, льющийся из окон, символизирует сияние души Иеронима.
Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции).
Сложные, зашифрованные в мотивах пейзажа, символике изображений животных и растений связи человека и мира природы определяют образный строй одной из самых загадочных и изысканных картин Карпаччо — Портрета рыцаря (1510, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), первого в истории европейской живописи портрета в рост в натуральную величину. Георгия, св. На обратном пути, в Кёльне, они были остановлены и безжалостно убиты гуннами. Первой значительной работой Карпаччо является цикл «История Святой Урсулы» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии), написанный для Скуола ди СантОрсола (итальянская форма имени Урсула), располагавшей несколькими помещениями при церкви Санти Джованни э Паоло.
О том, что изображенные на картине женщины – куртизанки, говорили, казалось, и их застывшие в ожидании (конечно же, клиента) лица и записочка (конечно же, от клиента), которую прижимает лапой большая собака. Одним из лучших его произведений является цикл, посвященный жизни св. Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. Внее также входят небольшие участки белого цвета.
гал. Об этом легче судить, если сравнить его произведения с холодным и более поверхностным повествованием в работах Джентиле Беллини, соперника Карпаччо в цикле «Истории Креста», созданного для Скуолы ди Сан-Джованни Эванджелиста. Картина «Рождество Марии» происходит из Скуолы дельи Альбанези, религиозно-благотворительного братства, объединявшего выходцев из Иллирии. Пожалуй, нет. Однако рассмотрение творчества Карпаччо исключительно на основании его «иллюстраций» (хотя и бесспорных), как это было принято до появления фундаментальных исследований Фьокко, равносильно непониманию нового смысла его живописи, основанного на четком анализе формы, верном знании перспективы, организующей пространство, богатстве и яркости красок, которое в каком-то смысле предвосхищает тональный колорит XVI в. Гуманистическая культура того времени, столь популярная в Венеции, является основой образных исканий Карпаччо и объясняет сложность его поэтического мира.
1526, Венеция. Восемь полотен посвящены жизнеописанию святой (ныне – Венеция, гал. На окнах цветы в больших красивых вазах, в углу – столик с книгами. Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. Георгия с драконом», «Триумф св. Георгия»).
Этот цикл во многом вдохновлен «Золотой легендой» Жака де Воражина: «Приезд английских послов к королю Бретани», «Прощание с послами», «Возвращение послов», «Прощание Урсулы и Эрея с родителями» (1495), «Встреча паломников с Папой», «Сон св. Наиболее известные произведения Карпаччо создал по заказу различных скуоло (городских религиозных братств), эти циклы картин являются изображениями жизненных событий святых, которые считались покровителями того или иного братства. Слева от Иеронима сидит небольшая собачка, словно ожидающая внимания со стороны хозяина.
Редкие для венецианской живописи вкус и стиль Карпаччо можно объяснить также воздействием фламандского искусства или искусства других регионов Италии (Феррары, Марке, Умбрии, Лациума, Тосканы), которые, однако, должны были повлечь за собой многочисленные поездки художника, хотя сведений о них мы не имеем. Иероним в келье» следует гуманистическим идеалам своего времени. Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней.
По-видимому, учился у Джентиле Беллини. Вспоминается и «Св. 1494–1500, Венеция, музей Коррер). Урсулы» (Венеция, Академия). Иероним и лев в монастыре», «Похороны св. Академии), действие которой развивается рядом с Мостом Риальто, является ценным свидетельством о жизни Венеции XV в. Другие произведения этого периода («Кровь Христова», 1496, Удина, музей «Святое собеседование», Авиньон, Пти Пале работы во Дворце дожей, 1501 и 1507) погибли в пожаре 1577.
Венецианский художник эпохи Возрождения. Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней. Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру. За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики. Георгия («Битва св.
Одновременно с ними Витторе Карпаччо принимает участие в создании цикла «История реликвий», для которого он создает полотно «Чудо с реликвией» (1494). Обе картины идеально совпали, образовав единое произведение (общая высота доски почти 170 см), неизвестно когда и по каким причинам варварскиразрезанное. Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орcола» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии). В трех эпизодах сватовства — Прибытие английских послов в Бретань, Отъезд английских послов из Бретани, Возвращение послов к английскому двору (все — 1495, Венеция, Галерея Академии), есть не только привычная для венецианских многофигурных композиций праздничность, но и живость интонаций, очарование полного динамики ритма реальной жизни.
Венецианская живопись сосредоточила в себе все особенности жизненного уклада города. В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне»4. Поражают и наблюдательность и фантазия и мастерство художника во владении кистью. По сути, он создавал энциклопедию быта и нравов Венеции XV века.
Означает ли это, что тонкийценитель и знаток живописи Джон Рёскин, а вслед за ним и многие другие, ошибались, превозносяхудожественное совершенство «Венецианок». Вот о последней картине мы сейчас и ведем речь. Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов. Среди них возвышаются красивые венецианские палаццо или церкви, всем своим обликом напоминающие реальные постройки. У юного Витторе сложились теплые отношения с наставником и его семьей.
В «Битве Георгия» святой представлен прекрасным белокурым рыцарем, бесстрашно поражающим копьем сказочного дракона. Урсулы». На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного.
Урсулы и История св. Георгия с драконом (1516, Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) и др. На ней колористическая композиция костюма идущего посла (фото 12) состоит из оттенков черного икрасного цветов.
Так или иначе, в закрытом виде створки представлялисобой многофигурную композицию, а когда они открывались, хозяев веселили «обманки» с «записочками». Иеронима и св.
Родился в Венеции. Новые оттенки — движение, живость интонаций вносит Карпаччо в традиционно торжественный жанр алтарной картины (Принесение во храм, 1510, Венеция, галереи Академии). В отличие от личной биографии, творческая жизнь художника прослеживается намного лучше. Особое место среди полотен Скуола ди Сан Джорджо занимает «Видение Святого Августина» (ок.
Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени. За исключением лишь одной композиции — «Сон Святой Урсулы» (ок. Среди других известных работ мастера – Чудо святого Креста (1494, Венеция, галерея Академии) Дамы на балконе (ок. Творческая сила мастера, передающая мироощущение XV в., словно ослабевает под натиском «современности», зарождавшейся славы венецианского чинквеченто.
В 1502—1507годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. художественная галерея). Берлин-Далем, музей), сохраняют, особенно в некоторых эпизодах («Диспут», 1514, Милан, пинакотека Брера «Проповедь», Париж, Лувр), яркую цветовую гамму, конкретность пространства, четкость форм и прозрачность воздуха – все то, что отличает лучшие произведения Карпаччо. Обе картины написаны на одну и ту же тему – «Оплакивание Христа», но Карпаччо здесь ограничивается лишь деталями, не преувеличивая ясность пейзажа и неба и не акцентируя разноцветных и проворных животных. Шоссы он, по-видимому, считал одной из самых важных частей мужского костюма. Кстати, анализ древесного среза еще раз подтвердил родственность обеихчастей картины.
Семействе с двумя донаторами (1505, Лиссабон, Нац. Согласно предположению Т. Пиньятти (1958), Карпаччо был сыном Пьеро Скарпацца, торговца кожами, который предпочел сменить свое имя на имя Карпаччо. Он прославился как автор больших циклов для венецианских скуол. Наряду с этими произведениями, где господствуют фантазия и свобода эксперимента, Карпаччо создает монументальную композицию «Принесение во храм» для ц. Сан-Джоббе (1510, Венеция, гал.
Талант Карпаччо не остался незамеченным его современниками. Митра, пасторский посох и морская раковина — атрибуты св. Если приглядеться внимательно, причина неприязни художника становится очевидна. Итальянский художник.
Возможно, это были створки расписныхоконных ставень, подобных тем, которые изобразил Карпаччо на картине «Сон Святой Урсулы». Урсулы в Кёльн». Эта трактовка настолько укоренилась, что ПавелМуратов, рассказывая в своих «Образах Италии» (1910) о свободных венецианских нравах, первым делом вспоминает «Двух куртизанок», как в ту пору называли картину. Все эти детали отвечают царящему в картине состоянию покоя и искреннего чувства.
Иероним в келье». Августин изображен в своей келье. Иеронима. Витторе Карпаччо родился в Венеции (прибл. Карпаччо наряду с Джентиле Беллини и другими художниками принял участие в создании пятого из сохранившихся венецианских живописных циклов — История реликвии (Чудо с исцелением бесноватого, 1494, Венеция, галереи Академии).
Очертания зданий, корабля повторяют силуэты людей. Карпаччо родился в Венеции ок. Так и случилось. Гипотеза о путешествии Карпаччо на Восток еще менее обоснована.
В XVI веке поэт сказал: «Поистине этот город— сокровище, оправленное в хрусталь вод, которые его окружают Не подобен ли он созданию кисти. ». Сюжет Истории Святой Урсулы был заимствован из книги Якопо да Вораджине Золотая легенда (середина XIII века). Его распущенные волосы отливают золотом, одежда дорогая. Действие персонажей он переносит в Венецию.
Начавший свой творческий путь в конце 1480-х, Карпаччо сформировался в атмосфере расцвета венецианской живописной школы XV в. имел возможность опереться на накопленные ею традиции — от рисунков Якопо Беллини (мотивы которых повторяются в ряде работ Карпаччо) и исторических повествовательных композиций Джентиле Беллини до живописных завоеваний Джованни Беллини. В сцене «Триумфа св. музеи Париж, Лувр Штутгарт, Гос.
Так и случилось. Урсулы (1490—1495/1498, Венеция, галереи Академии), История св. Справа от алтаря — композиция Святой Трифон исцеляет дочь императора Гордиана. Урсулы), Св.
Интерес Карпаччо к передаче световоздушной среды интерьеру, бытовым реалиям свидетельствует о знакомстве с работами Антонелло да Мессины и нидерландских мастеров. Наиболее поэтичная из них – «Сон св. В «Венецианках» оборотная сторона доски сильно стесана, в то время какизнанка «Охоты» преподносит нам сразу два сюрприза.
Первая из картин цикла «Прибытие в Кёльн» (1490, Венеция, Галерея Академии) еще далека от совершенства. Видение Карпаччо «через увеличительное стекло» одинаково привлекает и реальный мир и мрачные фантазии. Мастер венецианской школы. В Скуола ди Сан-Джорджо деи Скьявони (15011507) художник создал серию сцен из жизни св. Однако поздние работы художника, часть которых была разделена между его сыновьями, Бенедетто и Пьеро, свидетельствуют о закате творчества Карпаччо, ставшего более сухим и академичным (произведения из собора и музея в Каподистрии).
Во-вторых, отчетливые следы от металлических крепленийна оборотной стороне «Охоты» позволяют утверждать, что сохранившаяся доска слева крепиласьк другой доске и обе части складывались, как листок бумаги, перегнутый по вертикали. Как замечает Петр Вайль, «выстраивая увлекательные сюжеты, в своем внимании к мелочам, Карпаччо словно предвидел, что картины начнут репродуцировать в альбомах подетально». Именно такое «подетальное фрагментирование» произвели когда-то с работой Карпаччо, разъединив расписные створки и распилив одну из них. Однако художник не ограничивается простым описательством. Трифона и св.
Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. Вершиной творчества Карпаччо являются живописные циклы История св. Вот таким образом на картине изображены ноты. В то же время, он лишен стилистического единства, присущего Истории Святой Урсулы. Иеронима, Георгия и Трифона (ок.
Св.
Две женщины, молодая (поспорим с Вайлем, несправедливо назвавшим ее «теткой») ипожилая, сидят на террасе в окружении домашних любимцев. На Картине Карпаччо «Послы возвращаются канглийскому двору» нет прекрасного златокудрого юноши вкрасных шоссах. Августина, 1502, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони). Особенно удалось художнику его, выражающие высокие мысли, лицо.
Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени. музеи), Битве св. Та же самая детализация оживляет и картину венецианской праздности в «Дамах на балконе» (Венеция, музей Коррер), которыми восхищался Рёскин она же подчеркивает прозрачность воздуха и хрупкость сада, который создает чудесное обрамление воинственного образа «Рыцаря в пейзаже» (1510, Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса). Он получал заказы от религиозных обществ Венеции, работал на именитых жителей города.
Иеронима («Св. Иеронима», «Видение св. Восхищаясь этимфрагментом как полноценным произведением, видя в нем эстетически законченное целое, Рёскин проявил особую прозорливость и тонкий вкус.
На картине «Солдаты имужчины ввосточных одеждах» юноша представлен копейщиком (фото2). Витторе Карпаччо изображает не зрелого мужчину, аюношу. 1502—1507, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони), Жизнь Девы Марии, включающая 6 небольших картин, написанных в 1504—1508 для албанского братства скуолы дельи Альанези (ныне — Бергамо, галерея Академии Каррара Милан, галерея Брера Венеция, галерея Франкетти Венеция, Музей Коррер) История св. При этом Карпаччо не упускал возможности показать их на герое, на которого нельзя не обратить внимания, как нельзя не обратить внимания на идущего мужчину переднего плана картины, остальные действующие лица которой неподвижно стоят илисидят. Что этобыло: складная дверца шкафа или невысокая дверь.
На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов. музей старого искусства), Оплакивание Христа (ок. Иеронима. Августина.
Скуола была основана в 1442 году, а в 1504 году Витторе Карпаччо получает заказ написать серию композиций на тему «Истории Девы Марии». Они воспроизводят сцены из жизни святых Иеронима и Георгия. Первым из циклов работ Витторе Карпаччо стал цикл «Святая Урсула», включающей в себя признанный шедевр «Сон святой Урсулы» (1495). 1460—1465, Венеция — ок.
Трифона в Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони (1502–1507). Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского. Комната, в которой изображен святой, напоминает не келью, а скорее кабинет ученого.
1510, Берлин, Гос. Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение — «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Собеседовании (ок. «Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре2, они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения»3.
1500, Кан, Музей изящных искусств), Св. Речь идет окартине «Послы возвращаются канглийскому двору» (фото 11) из Цикла Святой Урсулы. Сцены из жизни св.
Про Карпаччо говорят, что этот мастер «до сих пор дома, в Венеции». Спасаясь от турок, они переселялись в Венецию. Авторитетная исследовательницаитальянского Ренессанса профессор Патрисия Фортини Браун в начале 1990-х годов «приставила» сверху к венецианской картине хранящуюся в США работу (предположительноКарпаччо) «Охота в лагуне». В 1502—1507 годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. Августина». Это вызывает общую панику и монахи в страхе разбегаются.
Академии), однако сцены исполнены не в хронологическом порядке. А вот верхняя часть картины счастливообнаружилась в Лос-Анджелесе, в музее Пола Гетти. Ок. Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини.
Действие персонажей он переносит в Венецию. Герой представлен в окружении природы на фоне замка.
Августина, св. Георгия» героя приветствует на городской площади яркая восточная толпа в пестрых костюмах. Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции). Работал главным образом в Венеции. Урсулы», «Приезд в Кельн» (1490), «Мученичество паломников и похороны святой» (1493). Урсулы, 1495, Венеция, галереи Академии Видение св.
Так рассказ об охоте в лагунепревращается в рассказ о человеческих судьбах. В мировом искусстве она стала синонимом колористических исканий. Герой представлен в окружении природы на фоне замка. Всоответствии сэстетикой эпохи Возрождения уюноши правильные пропорции, он молод икрасив. Он стоит на среднем плане вгруппе мужчин, одетых втемное. Согласно легенде, Урсула была дочерью бретанского короля Маура, славилась красотой и умом. Связующим звеном двух картин и подсказкой для складывания этого «пазла» стал цветок, стебель которого, уходя за край «Венецианок», продолжается в «Охоте».
Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орсола» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии).