Карло Мадерна (Carlo Maderno) (1556 г., Каполаго на озере Лугано, – 1629 г., Рим) – итальянский архитектор начала XVII века, основатель стиля раннего барокко. Карло Мадерна (Мадерно итал. Carlo Maderno 1556—1629)— швейцаро-итальянский архитектор, обучался у своих дядей— сначала у Доменико, затем у Джованни Фонтана. Мадерна (Maderna), Карло (1556-1629) – итальянский архитектор.
Его богато украшенная овальная церковь св. Апостолов в Риме дал он (1665) классический образец дворца в стиле позднего барокко. Петра он проектировал более богатые, более высокие и пышные передние башни, чем Мадерна.
Он преобразовал центральный план собора из «греческого креста» в «латинский» с длинным нефом и часовней. В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. Сравнение его фасада 1603 г. церкви св. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».
Увековечил он своё имя преимущественно окончанием постройки (в 1605 —1613) собора святого Петра. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах.
Петра в Риме. Для внутреннего устройства церкви св. Первоначальный план Браманте, греческий равноконечный крест, он превратил в латинский, удлинив западную часть собора на три гигантских пролета и соорудив впереди него громадные сени. Имя Пьетро да Кортона (1596–1669) теснейшим образом граничит с величественными потолками барокко, составленными из раззолоченных, перекрещивающихся и переплетающихся лепных рам и роскошной, фигурной и орнаментальной живописи, в больших дворцовых залах середины XVII столетия. Мастер вернулся к концепции, в которой фасад должен был быть простым, но в то же время доминирующим в здании.
Среди других его произведений наиболее значительны – фасад и обновленный интерьер церкви Санта Сусанна (1597–1626), церковь Санта Мария делла Виттория (1608–1612 единственная единолично-авторская постройка Мадерно), церковь Сант Андреа делла Валле (1608–1622), дворец Маттеи-ди-Джове (1598–1617 особо примечателен своим внутренним двором, открытым – в отличие от замкнутых дворов Ренессанса – в сад). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества. Сусанны сильнее выступают выдающиеся части. Однако разметанные фасады Сан Марчелло и Санта Тринита Карло Фонтана (1634–1714) в Риме представляют уже такую безвкусицу, к которой могло привести лишь умышленное смешение стилей Бернини и Борромини.
Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Петра (1607–1612) изменив план Микеланджело, Мадерно удлинил продольный неф храма, соорудив притвор и главный фасад (благодаря чему – в духе Контрреформации – здание обрело более традиционалистский облик, напоминающий о «древних устоях церкви», а именно о планировке раннехристианских базилик). Среди его известных проектов – перестроенные Костёл Вознесения Господня (Вильнюс), Софийский собор (Полоцк) и др. Все торжественно, роскошно и красочно.
В церкви св. Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Учился в мастерской своего дяди по материнской линии Доменико Фонтаны. Декоративные элементы и скульптуры придают наибольшую выразительность формам.
Полуколонны подчеркивают вертикальную ось здания. Закон сохранения энергии, совершенность пространства и времени гарантированы словом Бога. Как восхитительны внутри купольной церкви св. Впоследствии здесь разместили Ложу Благословения для папы. В произведениях Мадерна Карло намечается переход от раннего к зрелому барокко, с характерной для последнего пышностью декора и развитостью пространственной композиций (церковь Санта-Сусанна, 1596 — 1603 палаццо Маттео ди Джове, 1606—1616 и Барберини, с 1625, окончено Л. Бернини и Ф. Борромини). Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться.
В тесном корпусе постройки вырастает здесь удивительная полнота жизни. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма. Затем Мадерно в 1605году работал над интерьером церкви Санта-Мария делла Виттория. Карло Райнальди (1611–1691) пошел еще дальше своих предшественников в использовании сильно выступающих и вдающихся частей фасадов для оживления их игрой света и тени.
Кроме роскошного карниза на консолях имеется мощная балюстрада вдоль крыши. Она подчеркивает собой общую устремленность фасада вверх, создаваемую группировкой мощных вертикальных элементов. Затем Мадерна в 1605 г. работает над интерьером церкви Санта Мария делла Виттория (Santa Maria della Vittoria). Откосы главного фронтона резко выделены посредством бесцельной балюстрады. По своему облику дворец ближе кманьеризму, чем кбарокко. Оба верхние этажа связаны в одно целое восемью пилястрами композитного ордена.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Фасад стал доминировать над остальными архитектурными элементами собора. Ломбардец Карло Мадерна (1556–1629), племянник и ученик Доменико Фонтана, последователь Джакомо делла Порта, первый мощно и жизненно вводит ранний барокко своих предшественников в среду более суетливой пышности XVII столетия. Петра, увенчанного высоким куполом, эстетически требовала подобных угловых башен. Из остальных его церковных построек ораторий Сан Филиппо Нери в Риме замечателен своим слегка изогнутым внутрь фасадом, своим фронтоном, производящим впечатление почти позднеготического и причудливыми надставками над окнами и капителями пилястров «Колледжио ди пропаганда фиде», начатый еще Бернини (1660) изобилует всевозможными выступами, какие только могли уместиться на узком уличном фасаде.
Ему принадлежит оформление площади собора Св. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм.
Нижний ярус украшен полуколоннами. Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. произведения. Мадерно почти не исполнял проектов, которые целиком были бы его собственными, однако даже сделанные им дополнения и достройки позволяют считать его одним из тех, кто предопределил ранние пути развития барокко.
да Виньола. Сусанны был завершен в 1603 году и считается первым фасадом в стиле барокко. В нижнем ярусе пилястры уже замещены приставными круглыми колоннами.
Для внешнего украшения церкви св. Церковь Санта Сусанна (Chiesa di Santa Susanna) Фасад разделен на два яруса. Увековечил он своё имя преимущественно окончанием постройки (в 1605-1613) собора святого Петра.
Первая половина XIX в. стала временем интенсивного развития духовной культуры. Андрея в Квиринале (1678) совсем не кажется продолговатой, так как ее главная ось от входа до алтаря лежит в направлении широких сторон. Для барокко характерна идея спящего Бога — деизм. Его собственные постройки в деталях менее барочны, чем по общему впечатлению. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия). Декоративные элементы и скульптуры придают наибольшую выразительность формам. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт.
Впрочем, еще за несколько лет перед тем (1661) Бернини при помощи подобных же перспективных ухищрений и утонченного ионического ордена превратил относительно узкий и короткий проход, в котором поднимается королевская лестница (Scala regia) Ватикана, в одну из самых интересных по впечатлению частей этого великолепного дворца. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком») существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Вот таким образом барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Увековечил он своё имя преимущественно окончанием постройки (в 1605-1613) собора святого Петра.
Фасад стал доминировать над остальными архитектурными элементами собора. В. фон Кнобельсдорф). Но только в семиоконном среднем выступе палаццо Одескальки на площади св. В последствии здесь разместили Ложу Благословения для папы. Постоянно выступал и как инженер, возводя, в частности, мосты и набережные в качестве официального «архитектора Тибра». Фасад разделен на два яруса.
В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Ясно расчлененный фасад уже обнаруживает в перспективно скошенных на внутренней стороне арках средних окон подлинный стиль Бернини (1629). Если нельзя отрицать античное происхождение отдельных форм, то общее впечатление уже отрешилось от всякой связи с классической древностью. В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Мадерна продолжил строительство, начатое Дж. Барокко (итал. Первоначальный план Браманте. Палаццо Барберини (Palazzo Barberini) В создании дворца в1627 – 1633гг.
Фасад церкви Св. да Виньола. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции. Среди ее многообразных проявлений особо заметное распространение получил романтизм, отличающийся исключительной многогранностью.
Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Бернини принял участие также в возвращении снова к типу центральной постройки. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599—1641). Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св.
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Но широко раскинувшаяся лицевая сторона св. В постройках Карло Мадерны (церковь Санта Сусанна, 1596-1606 дворец Маттеи-ди-Джове палаццо Барберини, с 1625, закончен Лоренцо Бернини и Франческо Борромини) наметился переход от раннего барокко к зрелому с характерными для этой стадии развития стиля пышностью декора, развитостью внутреннего пространства использованием так называемого колоссального ордера, охватывающего несколько ярусов здания. Испанское барокко или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке.
Архитектор здесь впервые использовал образец балюстрады над фронтоном портала. Увековечил он своё имя преимущественно окончанием постройки (в 1605—1613) собора святого Петра. Значительный вклад оставили Д. Фонтана, Р. Райнальди, Г. Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона.
Руководя (с 1603) постройкой собора св. Мадерна Карло Творчество и биография Мадерна Карло Фасад собора святого Петра Церковь Санта Сусанна Мадерна Карло (Maderna Carlo) (15-1629) Итальянский архитектор раннего барокко. Посетителей дворца восхищали восхваляющая могущество Барберини фреска Пьетро да Кортоны, затейливая «улитковидная» лестница Борромини, античныеПортлендская ваза, Палестринская мозаикаистатуя пьяного сатира, а в подвалах– руины древнегохрама Митры. Роскошное сильное и ясное впечатление производит СантАньезе на пьяцца Навона (1652), просторная церковь с башнями, возникшими при участии Борромини.
Работал в Риме (с 1588). Участвовал также в постройке палаццо Боргезе (1611–1614) и приступил к возведению палаццо Барберини (1628 все в Риме). Здесь Мадерной впервые была использована практика балюстрады над фронтоном портала. Центральным делом его жизни стала достройка римского собора св. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию «Системе природы» (1735).
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Фасад собора разделен на два яруса. Если Бернини в отдельных архитектонических формах редко впадает в преувеличение или разнузданность, то на его современнике, ломбардце Франческо Борромини (1599–1667), главным образом лежит ответственность за победу изгибающихся то внутрь, то наружу линий фасада и живописной игры света и теней на внешней стороне здания, с сильно выступающими и вдающимися частями. Он преобразил вид центрального плана собора из «греческого» в «латинский крест» с часовней и длинным нефом.
Петра Бернини выполнил величественную, на исполинских витых колоннах, бронзовую сень главного алтаря, увенчанную легким, свободно поднятым шатром, восторженно принятую современниками, осмеянную и опороченную поклонниками классицизма всех позднейших эпох, теперь же снова признаваемую беспристрастными знатоками за «единственное возможное решение задачи» (Корнелиус Гурлитт). С 1588 года работал в Риме.
Маленькая церковь Борромини, Сан Карло алле Куаттро Фонтане в Риме (1640–1667) — первое церковное здание, построенное всецело в расчете на живописную неправильность и изогнутые основные линии. Для архитектуры барокко (Л. Также архитектор заканчивал строительство собора Святого Петра в 1605-1613 гг. Взамен башен Бернини, желая сузить и повысить фасад, создал на большой поднимающейся площади перед собором (1667) свои знаменитые дорические колоннады, которые отходят под острым углом от углов фасада прямолинейно, а затем двумя мощными закругленными крылами охватывают всю площадь и увеличивают ее своими перспективными просветами. Рядом с ухищрениями Бернини и Борромини Джованни Баттиста Сориа (1581–1651), более старший, чем оба, в фасадах и притворах римских церквей, Санта Катарина да Сиена (1630), Санта Мария делла Витториа (1630) и Сан Грегорио Маньо, дает более тяжеловесный ранний барокко, которому он остался верным знаменитый художник, Доменико Цампиери, прозванный Доменикино (1581–1641), в своей церкви СантИгнацио (с 1626 г. ) еще довольно тесно примыкает к церкви Иисуса Виньолы, почти устраняя ее однонефность проходами, связывающими неф с боковыми капеллами Карло Ломбардо из Ареццо (1589–1620) впервые проводит на фасаде де Санта Франческа Романа (1615) ордера пилястров в маленькой римской церкви а немец из Нижней Германии Ганс фон Ксантен известный в качестве римского архитектора под именем Джованни Фиаминго или Вазанцио, дал в вилле Боргезе (1615) образец виллы в стиле целомудренного раннего барокко. Здесь Мадерной впервые была использована практика балюстрады над фронтоном портала.
Первоначальный план Браманте, греческий равноконечный крест, он превратил в латинский, удлинив западную часть собора на три гигантских пролета и соорудив впереди него громадные сени. Мысль Бернини украсить древний римский Пантеон подобными же угловыми башнями, прозванными в насмешку «ослиными ушами Бернини» и впоследствии устраненными, была бесспорно неудачной. Разнузданной и задорной кажется Санта Мария аи Кампителли (1665) с ее мощными поясами выступов, со свободно стоящими у стен коринфскими колоннами, слишком далеко выступающими выпусками карнизов и прихотливыми вырезами фронтона. Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.
Какое чреватое последствиями развитие совершилось между тем и этим зданием. В области архитектуры дворцов уже двор палаццо Маттеи ди Джове (1602), построенного Мадерна, отличается от старых, замкнутых, служивших как часть внутреннего помещения дворов Возрождения открытой на простор задней стороной с отмеченным легкой тройной аркой выходом в сад. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Мадерна продолжил строительство, начатое Дж. Мадерна (Маderna), Мадерно Карло (1556, Каполаго, Швейцария, —30. 1. 1629, Рим) итальянский архитектор.
Особенно знаменит Мадерна своим довершением продольного корпуса церкви св. С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В верхнем — ниши между пилястрами увенчаны разорванными фронтонами. Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) Мадерне также принадлежала решающая роль на финальном этапе строительства собора Святого Петра, для возведения которого потребовалось около ста лет.
Наиболее известны его потолки в палаццо Барберини в Риме и палаццо Питти во Флоренции. За Мадерна следовал Лоренцо Бернини из Неаполя (1599–1681), превознесенный одними, униженный другими мастер, настоящий творец высокого стиля барокко в скульптуре, а как архитектор оказавший содействие наступлению второй фазы барокко с ее перспективными ухищрениями и легкой окрыленной фантазией в анфиладах. Но его круглая церковь Успения Богородицы в Ариччиа (1664) снова соединяет пышность коринфских украшений на пилястрах с остроумными, расширяющими пространство перспективными ухищрениями.