В мастерской дАрпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594). Клиент из города Санкт-Петербург заказал картину маслом известного итальянского художника Караваджо «Юноша с корзиной фруктов».
Оплачивала все это мать, которая его боготворила. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Он мог так сидеть часами. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. А пока его глубоко тронула несчастная участь полюбившейся ему неунывающей Аннуччи, как и многих её подруг, которых он хорошо знал.
Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Первое время он находился неподалеку от Рима. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Для этого сюжета, возможно, был исполнен натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Пинакотека Амброзиана), поражающий энергией чистых красочных тонов. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал.
Это была ранняя его работа, выполненная в 1596 году. Тут было над чем призадуматься. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное.
Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. Итальянец Караваджо оказался не согласен с мнением современников. С великолепной пластической осязательностью выписаны кисти винограда и смородины, персики, груши, яблоки, помещенные в плетеную корзинку и с декоративным изяществом окруженные зеленым плюмажем листьев.
Так прошли еще 3 года из биографии Микеланджело и они не прошли даром. Живой пронизывающий взгляд с искоркой иронии вызывал расположение, но после хваткого рукопожатия тут же возникало желание пересчитать пальцы на руке.
Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Отвергнутое церковью полотно Микеланджело переписал.
Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. После очередной стычки с высокопоставленном советником ордена, Микеланджело попал в тюрьму из которой сбежал на Сицилию. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее.
С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом. К числу лучших поздних произведений Караваджо относится и полотно «Смерть Марии» (1605—1606, Париж, Лувр).
Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок.
Пришлось завести кошку. Первой такой работой была «Ваза с цветами». Это самая значительная выставка Караваджо, организованная за рубежом. Родился 28 сентября 1573 года.
Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. В ту пору им живо заинтересовался преуспевающий торговец произведениями искусства, некий синьор Валентино, прибывший из Франции и поселившийся с семейством в старинном особняке напротив церкви Сан-Луиджи деи Франчези неподалёку от дома монсиньора Петриньяни, где обосновался Караваджо. Ему было приятно видеть, с какой нескрываемой радостью Аннучча примеряет обновку, превращаясь прямо на глазах из уличной девки в красавицу принцессу. Это большое драматическое полотно было написано в 1599-1600 гг.
Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Матфея для часовни Контарелли. В образах каждого музыканта — лютниста (в центре), с кистью винограда (слева), с нотами (справа) и с духовым инструментом (на втором плане считается, что это возможный автопортрет художника) подчеркнута характерность, а все они тонко объединены общим настроением. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха.
Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Он рисовал вопреки религиозным стандартам, которые существовали в то время. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен.
Когда Филлида представляла Джустиньяни своих друзей, его взгляд украдкой скользил по картине, поставленной на каминную плиту. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Как и всякий здравомыслящий человек, он сознавал греховность некоторых своих поступков, однако не очень-то задумывался над ними, что свойственно многим молодым людям. Его охватило волнение.
Свет – главный участник его картин. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. Оно было написано для римской церкви Санта Мария делла Скала и приобретено впоследствии герцогом Мантуанским по настоянию Рубенса исполнявшего при нем роль придворного художника.
(маньеризм и академизм). Но любил ли он её, трудно сказать. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Такую живопись называют часто еще многослойной.
А вот юнцу Костантино позирование было в новинку и он терпеливо стоял перед мольбертом не шелохнувшись. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи.
Тело Матфея с разведенными в сторону руками как бы образует крест у ног палача. Несмотря на то, что картина относится к числу ранних, в ней есть все главные черты творчества Караваджо, то, что делало его непохожим ни на кого другого. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме.
Им написаны также «Экстаз св. Затёкшую ногу он вытянул поверх скамейки, а другую для устойчивости с трудом согнул в опухшем колене с синяком от ушиба. Он выступает посредником между Небом и Землёй.
Рисовал с натуры без эскизов. На него сыплются многочисленные заказы, но внезапно все заканчивается. В 13 лет Микеланджело переезжает в Милан и начинает учиться живописи. Новаторская трактовка сюжета делает эту картину Караваджо уникальным явлением. Падающий извне свет освещает лицо юноши, длинную шею, обнажённое плечо с нарочито выделенной ключицей и рукав белой рубахи, а возможно, накинутую поверх обнажённого тела простыню. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет"). Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию.
Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Пару лет назад сотрудники флорентийской галереи Уффицци изучая знаменитого «Вакха», подтвердили выдвинутую еще в 1922 году догадку о том, что в графине с водой художник написал самого себя. Он работал с натурщиками как режиссер, выстраивая кадр. Именно так испанец Хусепе Рибера рисовал апостолов, святых и героев античной мифологии. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно.
Пик их деятельности пришелся на промежуток с 1500 по 1564 (год смерти Микеланджело), а основным центром стал Рим, куда папа Юлий II приглашал лучших художников, скульпторов и архитекторов, создавших Риму славу новых Афин эпохи классики. Матфей был сборщиком податей для римской власти. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. В некоторых случаях, Караваджо работал фрагментарно.
Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. Обычно его выполняют тем же цветом маслянной краски, что и самый темный цвет в будущей картине. Если начать внимательно рассматривать корзину с фруктами, которую держит в руках юноша, то в это легко поверить. После ссоры со знатной особой был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию.
Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Успех не заставил себя долго ждать. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Первые варианты полотен для капеллы Черази были сначала отвергнуты заказчиками. Он любил и по борделям прогуляться и в карты сыграть и выпить. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии.
Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. Изображение искренних простых человеческих чувств всегда было важно для Караваджо. В числе его проступков значились швыряние подноса в официанта, ношение оружия без соответствующего разрешения, битье стекол у квартирного хозяина. Картина не была принята единодушно.
Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Фон картины однородный, нейтральный, молочно-бежевого теплого оттенка. В XVI веке такой жанр искусства живописи, как натюрморт считался простым, не заслуживающим внимания настоящих мастеров художественного дела.
1594, Париж, Лувр), Лютнист (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Концерт (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) утверждают сложившуюся самостоятельную образную систему художника. Атрибут апостола Матфея или Левия, – ангел с крыльями. Их образы простонародны, как и образ Марии, уподобленной крестьянке в выцветшем платье. Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. Наконец, третья специфическая черта стиля Караваджо — это знаменитый «подвальный» свет.
Сами сюжеты часто были наполнены глубоким внутренним драматизмом, производящим исключительно сильное впечатление. Контрерас был в восторге от такого дара и отправил картины к себе на родину в Севилью — так произведения Караваджо впервые оказались за рубежом.
Наряду с уникальным талантом, помогавшим художнику создавать выдающиеся по мастерству исполнения картины, Караваджо был наделен крайне сложным характером, регулярно ввергавшим его в самые опасные переделки. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). Из всей этой серии меньше всего нарочитости в «Юноше с корзиной фруктов» (1593 г. ): на ней изображен мальчик лет шестнадцати, держащий корзину с горой фруктов. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью».
Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Она написана в характерной для мастеров XVII века технике лессировки.
«Корзина с фруктами» – первая в истории европейской живописи картина, написанная в жанре натюрморта, вот таким образом Караваджо принято считать основоположником этого жанра. Изящная чаша муранского стекла в руке Вакха никак не гармонирует с грубым керамическим блюдом, наполненным доверху фруктами с неизменной червоточиной. Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности.
Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Караваджо приметил среди этого сброда в таверне одну миловидную девушку с пышной копной каштановых волос и осиной талией.
Естественно, что именно сюда направился семнадцатилетний Караваджо после обучения азам живописи в Милане. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. Легко предположить, что фрукты, лежащие в этой корзине были еще утром куплены на ближайшем рынке, часть из них уже съедена (вот откуда порезанный гранат), а остальные будут съедены после завершения сеанса позирования. Это лишь доказывает их символическое значение. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой.
О судьбе портрета ничего не известно. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Вот что вспоминает по этому поводу племянник покойного миланского архиепископа кардинал Федериго Борромео, один из образованнейших людей своего времени, проживавший в те годы в Риме: «Мне доводилось повстречать одного художника, человека неотёсанного с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме. Еще одним символом Воскресения является гранат.
1593, Рим, Галерея Боргезе), Гадалка (ок. Именно в это время им написаны такие картины как «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», а также «Распятие апостола Петра». Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Современники Каравджо были поражены его талантом.
Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. В полотне «Вакх» молодой толстяк в венке из листьев и гроздьев винограда на черных волосах, одетый на античный манер, уподоблен богу. Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. А бывало, что для него много часов позировала целая группа натурщиков.
Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Скорее всего, это граничит с тем, что натюрморт, согласно иерархии, предложенной Леоном Альберти еще в эпоху Высокого Возрождения, стоял после религиозного, мифологического исторического и портретного жанра, то есть в самом конце списка. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо.
Но на родине Микеланджело было непросто пробивать себе дорогу. Поза у Вакха неудобная. В семье было еще трое детей после него.
Первое время он, как и многие провинциалы, приехавшие в столицу на заработки и учебу, не имел регулярного источника дохода, недолго проработал в мастерской Джузеппе Чезари — любимого художника папы Климента VIII (впрочем, ушел он не в последнюю очередь от нежелания быть у кого-то в подмастерьях), а кроме того, не понаслышке узнал жизнь улиц, харчевен и ночлежек. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Художник даже какое-то время находился в тюрьме. Один их вид вызывает во рту оскомину.
Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время.
С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. Его отец работал мастером-каменщиком, а мать была дочерью финансового чиновника. Первое очень часто уподобляется, сравнивается со вторым и в живописи (сцены в садах, на фруктовых рынках) и в литературе: кожа как персик, губы как земляника, щеки как яблоки Только вот объектом восхищения и таких цветистых сравнений всегда выступала женщина.
Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Здравствуйте, дорогие гости. Из них можно перечислить такие как ношение холодного оружия без разрешения (Караваджо носил с собой огромный кинжал), швыряние в лицо официанту поднос, разбитие стекол в доме. У левого глаза припухлость от ушиба.
Известна трактовка полотна как изображение реальности, лишенное символических вымыслов. В тихой скорби застыли у смертного ложа Марии апостолы. Сегодня принято считать, что этого контраста и добивался художник.
С глубокой искренностью — сцену духовного преображения Савла — будущего апостола Павла. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха».
В том же году о картине «Юноша с корзиной фруктов» стали говорить как о выражении Христовой любви, спасающей и дарующей жизнь вечную. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. Видя сдержанное, чтобы не сказать прохладное отношение друзей к картине, он решил вернуться к вакхической теме и раскрыть её в мажорном ключе.
1605-1606 гг. ). Его работы нравились тем, кто тяготел к новаторству – например, голландцам. Яблоки в системе значений «читаются» двояко: и как плоды благодати и как указание на первородный грех искупленный кровью Христа. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. Лучии", 1608 г. ). Поняв, что это невозможно, он отправился в Неаполь.
1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). Но однажды Христос обратился к нему «и говорит ему: следуй за мной. Убив своего соперника во время поединка, он вынужден был покинуть Рим.
Я об этом спрашиваю, так как Караваджо полон загадок. Художника заметили и он стал получать все больше и больше заказов. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5.
Самая ранняя картина из представленных на выставке «Юноша с корзиной фруктов», написанная в 1594 или 1597 году. В данном случае картина оказалась в коллекции Шипионе Боргезе. Кто знает, вполне возможно, что лет через двадцать в той же Севилье эти картины могли видеть делавшие первые шаги в искусстве Веласкес и Сурбаран. Прожив 9 месяцев, он перебрался в Мальту.
Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Удержу в своих развлечениях он не знал, а алкоголь и вовсе лишал его самообладания. Это не бесплотное существо, сошедшее с небес, а реальный подросток с изысканно красивыми линиями полуобнажённого тела, контрастирующего с ярко-красными, коричневыми и оливково-зелёными тонами одежды путников. Эта его привычка сохранилась и в дальнейшем. Натурализм Караваджо в сочетании с выразительным светом очень хорошо подходил для изображения мученичеств и экстаза (два излюбленных сюжета эпохи барокко). Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609).
Караваджо – автор исключительных по драматической силе религиозных композиций ("Положение во гроб", ок. Чтобы несколько замаскировать откровенную чувственность своих моделей, художник окружает их самыми разнообразными атрибутами – бокалами и графинами с вином и пиршественными венками («Вакх»), музыкальными инструментами («Лютнист», «Музыканты») – всё это позволяло трактовать картины как жанровые сцены, а не просто портреты привлекательных юношей, которых, по всей видимости, Караваджо находил среди своих уличных знакомых. Освещение двух центральных фигур подчеркивает мощный контраст мускулистого тела палача и беспомощно распластанного на земле старца в одежде священника. Он все еще надеялся, что его помилуют.
Череп, один из атрибутов Иеронима иллюстрирует латинское изречение «memento mori» – «помни о смерти», но и символизирует победу человеческого духа над бренной плотью.
Каждый образ передан с небывалой остротой восприятия натуры и цветовой энергией. Не в силах забыть её образ, он тосковал и испытывал внутреннюю пустоту, но завершил работу, выразив в ней признательность этому юному созданию, которое помогло ему побороть болезнь и выжить. 1597 г. ), написанная спустя четыре года после «Мальчика с корзиной фруктов». Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. Он несколько раз попадал в тюрьму. Его он никогда не брал в похождения по злачным местам, оберегая паренька от дурных привычек.
Очень часто в такой технике цветовой колорит достигается именно за счет лессировок. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Итальянский художник.
Караваджо был заочно приговорен к смертной казни и бежал в Неаполь, а затем на Мальту. Уже ранние, созданные в Риме произведения с изображением полуфигур — Вакх (1596—1597, Флоренция, Галерея Уффици), Юноша с корзиной фруктов (ок. Так, его картина «Святой Матфей и ангел» была отвергнута служителями церкви как недостойная. Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Зная чистоплюйство и суеверность паренька, он напугал его тем, что болезнь заразная и парню лучше воздержаться от посещений.
Послед одного из таких инцидентов Павел V объявил художника «вне закона», то есть его мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. У обеих корзин много общего: похожий набор фруктов, похожая компоновка (фрукты в окружении листьев). 1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). Караваджо мог в качестве натуры использовать настоящий труп Творческая судьба Караваджо была непростой.
Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. Cогласно сохранившейся описи 1605 года, среди его инструментов было обнаружено зеркало. Сидя на низком стульчике и высушивая на солнце распущенные каштановые волосы после мытья, девушка как-то незаметно для себя задремала. Это большая радость, – сказала журналистам директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова.
Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Он написал натюрморт в чистейшем виде – «Картина с фруктами». Аннучча была признательна ему за заступничество. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия.
Оставшиеся 4 года своей жизни ему пришлось провести в изгнании. Характер у юноши был вздорный. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Микеланджело пришлось податься в бегство. Во-первых, это глубоко реалистическая трактовка традиционных сюжетов и образов.
Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. А это накладывало на него ответственность за юношу, который покинул мастерскую Чезари и последовал за старшим товарищем, дабы не оставлять его одного в трудную минуту, за что Караваджо был ему бесконечно благодарен — вдвоём всегда легче сносить невзгоды. Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рубенса, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Рембрандта.
Чтобы компенсировать «бедность сюжета», художник прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. Первый слой после нанесения рисунка на холст – это светотональный разбор в подмалевке. Но Караваджо трактует ее жанрово, а не в форме идиллии. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио.
И он встал и последовал за Ним». Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Каждый плод, каждый лист изображен так, как будто на картине больше ничего нет: все фрукты, лежащие в корзине, прекрасно видны: персики, три вида винограда, разломанный гранат инжир с лопнувшей кожурой, несколько яблок (одно чуть побитое).
Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. (. ) Происшествие вызвала ссора по поводу 10 скуди, которые покойный выиграл у живописца».
Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Жизнь завертелась — только поспевай. Её официальное название «Кающаяся Магдалина». Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте.
Миловидная цыганка в упор смотрит на смазливого молодого щёголя, вышедшего на прогулку и одетого по последней моде с небрежно перекинутым через плечо плащом и широкополой шляпой набекрень с плюмажем. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Без всякого зазрения он заглядывает через плечо в карты соперника, показывая на пальцах в рваных перчатках, чем надо крыть нетерпеливому компаньону с неприятным лицом грызуна. А было ли ему свойственно такое чувство. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа.
МАТФЕЙ. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья.
Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. После драки, которая возникла при игре в мяч, случилось это несчастье. Картины его пока светлы и лиричны.
Действие самой значительной композиции евангельского цикла капеллы Контарелли — «Призвание апостола Матфея» — происходит в темном помещении, куда неожиданно вторгаются Христос и Святой Петр, освещенные сильным потоком света, так называемым «погребным светом» Караваджо. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Добрая Аннучча ног под собой не чуяла от радости — наконец-то её бесшабашный друг взялся за ум. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев.
В 1608—1609 годах — колесил по Сицилии и Южной Италии, был ранен в 1609 году в Неаполе. Что может быть естественнее сочетания юной красоты и свежести модели и свежести фруктов. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель.
В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы. С мощной простотой, как человеческую трагедию трактует художник сцены мучений святых.
Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. Эхо влияния Караваджо прослеживается даже в работах Рембрандта и Веласкеса, но только в «Мальчике с корзиной фруктов» его неповторимый стиль воплотился во всей полноте, с мерой и гармонией, которую можно найти только в картинах эпохи Высокого Возрождения. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками.
Но не могло быть все так гладко, нрав художника дал о себе знать. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход.
На Кампо Марцио был найден нужный типаж для святого Иосифа, оказавшийся немало повидавшим рассудительным римлянином, с которым быстро удалось найти общий язык и обо всём договориться. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Падающий сверху косой солнечный луч освещает небольшое замкнутое помещение и фигуру дремлющей Магдалины, рельефно выступающую на затемнённом фоне голой стены. Творчество художника отразило его собственный жизненный путь. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Мойте был образованным и культурным человеком, ценил искусство и дружил с Галилеем.
Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. На сей раз позировал Марио, который только лишь восседал в заданной ему позе и не более того. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. К нему попали несколько картин Караваджо и очень понравились.
Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». Мощный, несдержанный темперамент, который проявился в работах Караваджо, в жизни не раз мешал ему.
Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Чувство раскаяния в нём проснулось несколько позднее, когда судьба жестоко с ним обошлась и он понял, что за все прегрешения в жизни надо платить и дорого. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь.
Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. Несколько раз изменяя расположение фигур, он обращался к написанию евангельской сцены «Трапеза в Эммаусе» (Милан, Пинакотека Брера 1601, Лондон, Национальная галерея). Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. Было предпринято множество попыток раскрыть его. И это самое ценное в картине. Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба.
Других натюрмортов Караваджо до нас не дошло, они присутствуют только как вспомогательный элемент на картинах «большого жанра», например на «Ужине в Эммаусе» (1601—1602, деталь). Но мифологический антураж лишь оттеняет земную чувственную красоту юноши. Такое изображение стало возможным прежде всего благодаря работе со светом. Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку.
Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. Тогда на пути Микеланджело и встретился кардинал Франческо дель Мойте. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. Так появился «Юный Вакх» (95x85).
Но с именем Караваджо была связана и дурная слава, слава правонарушителя. Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров.
Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Рим до сих пор хранит имя Джустиньяни в названии одного переулка в самом центре города, равно как имена Барберини, Боргезе, Борромео, Буонкомпаньи, дель Монте, Крешенци, Людовизи, Массими, Маттеи, Одескальки — всех этих счастливых обладателей картин великого художника, а вот имени самого Караваджо, увы, не найти на карте итальянской столицы. Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна.
Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. 28 мая 1606 года Микеланджело Меризи да Караваджо убил человека. Позже, в других полотнах художник включает натюрморт в обширные композиции и сюжеты.
Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Он был знаком с кавалером Чезари дАрпино и Лоренцо Сицилианцем, у которых порой приобретал картины Узнав на следующее утро о поступлении пациента художника, приор лично осмотрел больного и, поставив диагноз — острая форма малярии с осложнением на печень и почки, распорядился перевести его в отдельную палату, приставив двух опытных монахинь-сиделок, которые не отходили от больного ни днём ни ночью. Он водил Анну по театрам и ресторанам, нанимал всякий раз извозчика, не скупясь на чаевые, а у лучшего портного заставил упирающуюся подружку выбрать себе по вкусу фасон нового платья. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3).
Ответить трудно. Его имя появлялось более 10 раз в списке нарушающих закон своими неосторожными выходками.
Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях.
"Смерть Марии", ок. Кроме того, Караваджо делает яркий акцент на натюрморте, который имеет символическое значение. Эта корзина, вероятно, самый крупный и главный натюрморт Караваджо просто-напросто потому, что больше «чистых» натюрмортов он практически не рисовал. Он ценил эти тихие вечера. Кроме того, долгое время сохранялась версия, что это автопортрет художника.
Исключение — «Корзина фруктов» (ок. Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника.
Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). "Несомненно, "Мальчик с корзиной фруктов" – одна из лучших картин на выставке. Не исключают эксперты и того, что на картине может быть изображен сам Караваджо. СВ.
Несмотря на сильный мороз, который держится в Москве, я отстояла очередь перед входом в музей и посмотрела 11 картин живописца, привезенных из музеев и храмов Италии и Ватикана. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Мастер выработал новые форму идеи, образы, темы и резко порвал с господствовавшим в Италии строгим академическим каноном. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца.
Они-то и ввели её в свой порочный круг. Но в этом единственном своем натюрморте Караваджо отказался от резкого, освещения и яркого колорита, «Корзина», благодаря своему мягкому коричневатому колориту, кажется скорее фреской, чем живописным полотном. Эта серия сделала юного (ему не было и тридцати лет) Караваджо первым живописцем Рима.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Смелое и неожиданное решение евангельского сюжета показывает, сколь обострённым было у Караваджо чувство социальной несправедливости, что и позволило ему сказать новое слово в искусстве.
Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. «. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка.
Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Примером может служить известное произведение Караваджо «Юноша с корзиной фруктов» (1653 – 1654 гг. ).
Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. В самых выдающихся произведениях римского периода — алтарных образах из жизни апостола Матфея (Призвание апостола Матфея, Мученичество апостола Матфея, Апостол Матфей и ангел, 1599—1602, Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли) и полотнах Распятие апостола Петра и Обращение Савла (1600—1601, Рим, церковь Санта Мария дель Пополо, капелла Черази) с наибольшей глубиной раскрылись черты новаторского метода Караваджо.
Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Тема написанного для кардинала дель Монте полотна «Концерт» с изображением четырех молодых людей с музыкальными инструментами была характерна для северо-итальянской живописи.
По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Это был сирота лет шестнадцати, родом из города Сиракуза на Сицилии, с большим трудом добравшийся до Рима и одержимый желанием освоить азы живописного ремесла.