Как мы уже говорили, Караваджо оказал колоссальное влияние на искусство вообще и на творчество многих выдающихся художников в частности. Творчество Караваджо оказало значительное влияние не только на многих итальянских художников 17в., но и на ведущих западноевропейских мастеров– Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Риберу, а также породило новое направление в искусстве– караваджизм. В статье «Караваджо: биография и творчество художника» — о жизни и произведениях великого итальянского живописца. Новаторское искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века – Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Творчество К. оказало большое влияние на современное ему искусство не только Италии, но и Европы в целом, затронув большинство работавших тогда художников (см. Караваджизм).
Караваджо принадлежит к числу тех художников, творчество которых оказало большое влияние на дальнейшее развитие искусства. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Караваджо. Творчество Караваджо оказало большое влияние на современное ему искусство не только Италии, но и Европы в целом, затронув большинство работавших тогда художников (смотри Караваджизм). Творчество Караваджо оказало значительное влияние не только на многих итальянских художников XVII века, но и на ведущих западноевропейских мастеров – Питера Пауля Рубенса, Диего Веласкеса, Хосе де Риберу, а также породило новое направление в искусстве – караваджизм.
В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом «Семь деяний милосердия», 1607г. Новаторское искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века – Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.
Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. В убийстве был обвинён Караваджо. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола.
Завораживающая выразительность картин Караваджо строится на умении точно передать реальный мотив, при этом не сводя его к обыденности. Это сразу бросается в глаза, поскольку остальные фигуры выполнены с удивительным реализмом. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. Изображение искренних простых человеческих чувств всегда было важно для Караваджо. 1593, там же), «Вакх» (ок.
Художник впервые воспел романтику опасных приключений в разбойничьем мире. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. лаконизм жестов при энергичной лепке пластич.
Он не весел, хотя Вакх всегда весел. Это означало смертный приговор. Меризи бежал на юг, в Неаполь. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. «Портрет Караваджо» работаОттавио Леони, 1621г. «Он считает, что картины – безделушки, за исключением тех случаев, когда они следуют натуре». 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению.
Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». В 1601 К. написал две картины– «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. После драки, в которой Караваджо убил человека, Папа Римский объявил Микеле вне закона. Один из самых значительных и талантливых художников в истории искусства.
1600–03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. И продолжал много работать. В «Призвании апостола Матфея» событие Священной истории происходит в тёмном полуподвальном помещении. Флоренция).
музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607–08– «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе– в ц. ИоаннаКрестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609– «Погребение св. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. 1594, Париж, Лувр), Лютнист (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Концерт (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) утверждают сложившуюся самостоятельную образную систему художника. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.
Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Живопись Караваджо в свое время вызвало немало упреков со стороны современников. Некоторыми сторонами своего творчества он подходит как к своим соотечественникам (особенно, повторяем, к Бельтраффио и к Бассано), так и к итальянизирующим фламандцам (к Питеру Эртсену, к Беклару и, отчасти, к Ломбарду). Начинает Ван-Дейк с простых интимных портретов (в качестве яркого примера может служить портрет художника Воутерса с женой, написанный очень просто и сердечно).
1590-хгг. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (портрет Марии Медичи, около 1622-1625, Прадо, Мадрид, "Граф Т. Эрендель с семьёй", 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). С другой стороны, он явился родоначальником собственного направления в живописи. 1605-1606 гг. ).
Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. 1600), «Мученичество святого Матфея» (ок. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Он поступил в мастерскую второстепенного, но бывшего в большой моде в Риме художника Чезари дАрпино. кардинала Маттео Контарелли в ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599–1600) в Риме. 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр).
Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 151 начала 17 вв. милосердия. Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602–03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604–05, ц. Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605–08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605–06, галерея Боргезе).
В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607-08 – «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе – в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609 – «Погребение св. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Зрелое творчество: Период творческой зрелости (конец XVI — первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Карла Борромея и нар. Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней). этике св. Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом. Его называют и гением и чудовищем.
С глубокой искренностью — сцену духовного преображения Савла — будущего апостола Павла. 1593, оба– вгалерее Боргезе, Рим). Его интересовала передача характерности образов Петра, Луки и Клеопы их живой, но сдержанной реакции на рассказ Христа, остающегося как бы в тени, хотя и помещенного в центр композиции, жестом руки благословляющего хлеб. Это затемненное пространство, это просто лачуга с маленькими окнами.
Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж. А. С.
монументальные религиозные композиции ("Водружение Креста", около 1610-1611, "Снятие со Креста", около 1611-1614, – обе в соборе Богматери, Антверпен) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. галерея старого искусства, Рим «Жертвоприношение Авраама», 1601–02, галерея Уффици, Флоренция).
В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках.
В 1608—1609 годах — колесил по Сицилии и Южной Италии, был ранен в 1609 году в Неаполе. Несколько раз изменяя расположение фигур, он обращался к написанию евангельской сцены «Трапеза в Эммаусе» (Милан, Пинакотека Брера 1601, Лондон, Национальная галерея). Реализм религ. «Святой Иероним», 1606г. Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя.
Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю. Некоторое время работал помощником рим. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. Третья картина — «Св. Ансамбль капеллы Контарелли состоит из трех больших картин.
Один вариантов барокко сложился в Болонье и привел к созданию торжественной, велеречивой алтарной картины иллюзорной плафонной живописи и к особому виду «героического» пейзажа. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна.
публике того времени и часто недоступный совр. Полные поэтич. В первом и самом значительном из них — «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. Матфей с ангелом» – в его первоначальном варианте. Недостаточное мастерство художника.
Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. «Воскрешение Лазаря» 1608-1609г.
Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94 «Больной Вакх», около 1593, оба – в галерее Боргезе, Рим). Романино, Л. Лотто). Караваджо (Caravaggio) (настоящая фамилия – Меризи Merisi) Микеланджело да (1573-1610) итальянский художник. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. трактовка сюжета как нравств. В образах каждого музыканта — лютниста (в центре), с кистью винограда (слева), с нотами (справа) и с духовым инструментом (на втором плане считается, что это возможный автопортрет художника) подчеркнута характерность, а все они тонко объединены общим настроением.
Савольдо, А. Моретто, Дж. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. В испанском Неаполе вокруг мастера образовывается школа, быстро получающая значение какого-то питомника испанской живописи пребывание и авантюры Караваджо на Мальте окружают его имя ореолом романтики, что в чрезвычайной степени должно было способствовать распространению его славы по всему миру. Разумеется, то, о чем говорил Караваджо (и еще громче говорили его произведения), не было абсолютной новостью.
Его реализм противоположен натурализму, а его поиска правды чужды воображению. Искусство Караваджо – очень сложный комплекс творческих тенденций и результатов. Творческая судьба Караваджо сложилась так, что он выступил в роли реформатора живописи с первых своих шагов, когда дух смелого эксперимента еще опережал у него зрелость концепционного мышления. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Обстановка не претендующая на мифологизацию и отвлеченность. Романино, Л. Лотто).
примера («Св. Однако на поверку оказывается, что и эта критика основана на недоразумении. Его голова убрана увядающими листьями. «Послание к Пизонам» или «Наука поэзии» Горация. Пересчетом денег занят молодой человек.
И тот и другой стремятся показать модель с выгодной стороны. Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Вот таким образом и называется полотно не «Взятие Христа под стражу», а «Поцелуй Иуды». силой отличаются лучшие работы К. этого времени: «Положение во гроб» (1602–04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (ок.
Ему чужды прелести атмосферы, дымки, лежащей на далях, озаренности широкого горизонта. Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи. что ты гонишь Меня. ». Но лицо – откровенная демонстрация, что это не мифологический персонаж. произведениях поэтич. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера.
Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней». КАРАВАДЖО (Caravaggio наст. В это время в помещение входят двое. Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко. «Успение Богоматери», 1605-1606г. г.
формы, подчиняющиеся законам образной драматургии. Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа перед распятием). Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы (Лютнист, около 1595 Игроки, 1594-1595).
Свою принадлежность к эпохе Караччи Караваджо выражает в том, что и у него живопись приобретает ту методичность, ту расчетливость (однако не рассудочность), которая присуща болонским академикам и которая абсолютно отсутствовала в непосредственном творчестве чинквеченто. «Усекновение головы Иоанна Предтечи», 1608г. Однако гротескными типами и ситуациями и нарочито огрубленной манерой живописи он подчеркивает свое пренебрежение к «низменной» натуре, а впоследствии вообще перестает обращаться к народным типам и сюжетам. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Лючии» для ц. Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и«Поклонение пастухов» для ц. Санта-Мария-дельи-Анджели (обе– в Нац.
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. художник. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Каким-то образом он сумел оттуда сбежать. Но уже его ученик Гверчино в росписи плафона виллы Людовизи (1623) раскрывает зеркало плафона в заоблачную высь, по которой мчится колесница Авроры (правда, еще не решаясь изобразить колесницу и влекущих ее коней в полном ракурсе снизу вверх).
Настоящее имя Микеланджело Меризи Караваджо. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства.
Их образы простонародны, как и образ Марии, уподобленной крестьянке в выцветшем платье. Его творчество вызывало ожесточённые споры, неистовые восторги и проклятия. (маньеризм и академизм). Картины Караваджоотличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. В 1601 году Караваджо написал две картины – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме.
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Каждый образ передан с небывалой остротой восприятия натуры и цветовой энергией. В алтарных картинах «Мученичество св. Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция».
Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур. В «Успении Богоматери» (1605—1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. В ней проявился драматизм творчества Караваджо.
передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. Род существует до сих пор.
В Неаполе в 1606–07 он написал для ц. Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (ц. Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Худож. -историч. Напряжённый драматизм, присущий искусству художника, приобретает в его поздних работах характер эпической трагедии. Творчество этого выдающегося живописца рубежа XVI—XVII столетий было подлинно новаторским, а его недолгая трагическая жизнь насыщена приключениями.
Мария Магдалина», ок. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Святой Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола.
В окончательном варианте (1602–03) К. добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея».
Центральное, представительское по назначению полотно над алтарем изображает св. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. "Смерть Марии", ок. Савольдо, А. Моретто, Дж.
мастерство иллюзионистич. Они подчас женственны и капризны («Вакх», ок. Он заявил, что уверует, только если собственноручно удостоверится в наличии ран на теле воскресшего учителя. Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в цикле произведений для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (1600—1601 гг. ).
Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Филиппо I Колонна. В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90х гг. имя и фам.
В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Они сидят за столом и считают деньки (Матфей был мытарем и собирал подати). Первое время Караваджо сильно нуждался. периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Нац. Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости.
Облик Христа почти лишён следов физических страданий. Бокал держит так, что он опрокидывается на зрителя. Для караваджизма характерны демократизм художественных идеалов интерес к непосредственному воспроизведению натуры, драматизация изображения с помощью контрастов света и тени, стремление передать ощущение осязаемой материальности предметов, крупные планы, монументализация жанровых мотивов (сцен с гадалками, музицирующими персонажами и т. д. ) и, напротив, бытовая трактовка религиозных и мифологических сюжетов. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Особое место в цикле занимало третье полотно – «Св.
Караваджо вплотную подходит к проблеме истории в картинных Капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези («Призвание святого Матфея» и «Мученичество святого Матфея», «Святой Матфей с ангелом», 15991600, 1602) и Капелла Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо («Распятие апостола Петра», «Обращение апостола Павла», 1600-1600. Пройдя за неполных четыре года путь от «Юноши с корзиной фруктов» до «Игроков в карты», художник словно бы исчерпывает ресурсы жанровой картины, отпущенные ей в этой фазе эволюции. Петра» и «Обращения Павла», которые даже среди наиболее выдающихся работ Караваджо выделяются концепционной законченностью, максимальной эффективностью характерных для этого мастера средств изобразительного языка и исключительными колористическими достоинствами. Драматич.
В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ не большого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Св. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Например, Юдифь, молодая иудейка, которая обезглавила ассирийского полководца Олоферна и таким образом спасла свой город от порабощения, в эпоху Возрождения всегда изображалась как героиня, совершившая подвиг. Ими был также наложен строгий запрет на его копирование. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св.
Тема написанного для кардинала дель Монте полотна «Концерт» с изображением четырех молодых людей с музыкальными инструментами была характерна для северо-итальянской живописи. В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин.
«Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5. 1598, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), как глубокого душевного переживания («Св. Третья картина— «Св. Однажды отказались принять на работу в церкви из-за картины «Успение Богоматери» (Смерть Марии)- апостол и Мария были изображены как простые люди, некогда торжественный момент превращен в трагедию. 1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). Но есть и меньший свет – фонарь, который держит молодой человек справа Два источника, перекликаясь между собой в ночной тьме, придают всему действу особый трагизм.
СПбДА Н. Н. зрителю. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. К концу 1610-х гг.
Первая картина для Капеллы Контарелли – «Святой Матфей с ангелом» – была написана для алтаря (находилась в Берлинском музее, погибла во время последней войны) и была отвергнута духовенством как слишком реалистическая, хотя в ней художник использовал образную систему Рафаэля (его «Зевс с Ганимедом» из росписи виллы Фарнезина). В отличие от своих предшественников, маньеристов, представители Болонской Академии требовали обращения к природе, но это должна была быть не обыкновенная, так сказать, рядовая природа, а природа приукрашенная идеализированная («Вознесение богоматери» Аннибале Карраччи, 1601 год, в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме). После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Один из них находится в Эрмитаже.
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). Матфею, написанных для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме (1599–1602). Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – "Елена Фаурмент с детьми" (около 1636, Лувр, Париж), "Три грации" (1638-1640, Прадо, Мадрид), "Вакх" (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), "Автопортрет" (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола.
Судьба Микеланджело сложилась трагически. Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. Историческое значение другой композиции – «Мученичества св. Во второй картине этого цикла — «Мученичество св.
Под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» (1593)— первый свой автопортрет. Судьба Караваджо была поистине непростой. Лучии, 1608 г. ). Караваджо произвёл своими картинами решительный переворот в живописи. Но этого мало: Караваджо истинный вдохновитель и величайшего поэта живописи – Рембрандта. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх»), «Мальчик с фруктами» «Вакх»), «Гадание» «Лютнист» он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства.
Созданные им в начале 1610-х гг. Герой Караваджо— человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога. образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598–99, Нац.
учился у миланского худ. XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены. В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению).
Этот период являетсяпереломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. Но в общей перспективе эпохи травестийный подход к мифологической теме был важным открытием: здесь положено начало одной из важных образных линий в мифологической поэтике Веласкеса, давшей себя знать в целой череде его прославленных созданий, от «Вакха» до «Венеры с зеркалом». Действие самой значительной композиции евангельского цикла капеллы Контарелли — «Призвание апостола Матфея» — происходит в темном помещении, куда неожиданно вторгаются Христос и Святой Петр, освещенные сильным потоком света, так называемым «погребным светом» Караваджо. В поздних работах «Казнь Иоанна Крестителя» (1608), «Погребение св. А корабль, тем временем, продолжал свой путь.
Складывается ощущение, что Рим может объединить вокруг себя католичество. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе).
благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях рим. Два источника света – один из окна, а другой освещает спины входящих. В этом смысле поучительно сравнить портреты Ван-Дейка и Тициана. перебрался на остров Мальта. Входящие ничего не говоря тем не менее что-то совершают.
На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». После ссоры со знатной особой был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Караваджо внес весомый вклад в развитие искусства эпохи Возрождения. В алтарных картинах «Мученичество св.
Особенно характерны в этом смысле большие портреты генуэзской знати (Бальби, Паллавичини, Бриньоле-Сале, Спинола, Катанео и других). Полотно никогда не покидало своё место у главного алтаря, даже когда в Риме по команде сверху многие работы Караваджо выносились из церквей и прятались в подвалах и на чердаках» Судьба картины «Семь деяний милосердия». Колонна, римский род – древняя итальянская фамилия. Борьба света и тьмы придаёт действию особый драматизм.
Они долго беседовали. Первые варианты полотен для капеллы Черази были сначала отвергнуты заказчиками. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Подчёркнуто простонародный облик персонажей и скорбное величие отличает алтарные картины «Положение во гроб» (1602–04) и «Успение Марии» (1605–06). Картина писалась для римского храма СантаМария делла Валичелла. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. На картине «Распятие апостола Петра» вели кий проповедник учения Христа, разделивший Его судьбу, предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли.
Принятые меры не были случайны. Он подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворённые портреты своей второй жены, Елены Фаурмент ("Шубка", около 1638-1640, Музей истории искусств, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей ("Вирсавия", около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств ("Кермесса", около 1635- 1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции П. Брейгеля Старшего. Им написаны также «Экстаз св.
С мощной простотой, как человеческую трагедию трактует художник сцены мучений святых. Череп, один из атрибутов Иеронима иллюстрирует латинское изречение «memento mori» – «помни о смерти», но и символизирует победу человеческого духа над бренной плотью. Но тем самым Караваджо неизбежно сближается с традиционной, органической поэтикой мифа в живописи, с издавна устоявшимися приемами образного воплощения. Бруно оказал на него большое влияние.
Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. Живопись Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Первой из числа величественных алтарных композиций нового типа явилось ватиканское «Положение во гроб» 1602-1604 годов, предназначавшееся для одного из новейших барочных храмов Рима – церкви Санта-Мария-ин-Валличелла (Кьеза Нуова).
На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе – в Национальном музее, Мессина). Он отучился в художественной школе в Милане. Благовещение было написано на Сицилии или во второй неаполитанский период.
Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе. Караваджо остается верен себе в игре со светом. Его юноши далеки от героического идеала красоты эпохи Возрождения. 29 мая 1606 после спора был убит человек и обвинен в этом Караваджо. В произведениях кон. Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт «Св.
В 1607 году перебрался на остров Мальта. Основоположник реалистического. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Возникло в Риме как альтернатива академизму братьев Карраччи.
К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника. Они противопоставляют живопись Караваджо живописи Аннибале Карраччи, базирующейся на двуединстве природа-история, на культуре и воображении. Художник писал очень много картин на религиозную тему, но не переставал «хулиганить». Первая композиция (1599 г. – начало зрелого периода творчества). Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
На глазах зрителя происходит «просветление» героя, который отныне последует по пути истины и веры. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро»— резкое противопоставление света и тени. Первым крупным церковным заказом К. стал цикл картин для капеллы франц. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика.
Свидетельством переживаемого мастером творческого подъема помимо высоких художественных достоинств его работ может служить его неистовая работоспособность, сделавшая возможным одновременное возникновение капитальнейших полотен для двух циклов – Контарелли и Черази (включая дополнительные варианты взамен непринятых картин) – и других выдающихся произведений. Со второй половины XVI в. происходит заметное возвышение Рима. Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл. Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Он обожает плоть, он ищет, как передать этот свой культ и в живописи, он хочет заставить других почувствовать всю прелесть того соотношения, которое существует между наслаждением стереоскопией зрения и всеми радостями исходящими от осязания. Мытари (сборщики податей), одним из которых был Матфей, предстают не добропорядочными чиновниками, а сборищем разбойников, делящих добычу.
Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет).
Начать с того, что вовсе не все картины мастера отличаются чернотой. Лучии, 1608 г. ). Выдающимся произведением Караваджо является цикл полотен, посвящённых св. К последним годам жизни К. относится также картина «Давид сголовой Голиафа» (ок.
В полотне «Вакх» молодой толстяк в венке из листьев и гроздьев винограда на черных волосах, одетый на античный манер, уподоблен богу. С. Петерцано в 1592 уехал в Рим, по дороге, возможно, посетил Венецию.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. Разное выражение лиц: Матфей смотри на Христа, а стражники смотрят куда-то мимо. В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его.
Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. 1602-04), мифологич. В целом вся эта группа занята простым счетом денег.
(маньеризм и академизм). Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушённых красок, они воспринимаются как обобщённый поэтический образ фламандской природы ("Возчики камней", около 1620, "Пейзаж с радугой", около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
среду Рима. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Кажется, Его фигура буквально излучает яркое, озаряющее всё пространство сияние, которое притягивает, завораживает зрителя. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Искусствоведы полагают, что это сознательный шаг.
(маньеризм и академизм). А. С. Пушкина, Москва). Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Одну из его религиозных картин (берлинского Св. Одна рука Иуды несколько укорочена. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо.
Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». Сформировался под влиянием сев. -итал. Для кардинала дель Монте художник написал одни из лучших своих картин – Корзина с фруктами, Вакх и Лютнист. Жизнеописание и научное творчество проф. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Правдивые, даже жестокие картины изображающие убийства и предательства передают нам неспокойное состояние живописца, постоянные переживания.
Но мифологический антураж лишь оттеняет земную чувственную красоту юноши. Попав в тюрьму, после очередной драки, Караваджо знакомится с Джордано Бруно. Подлинный Вакх, по легенде, носит загар, как все жители божественного Олимпа, а персонаж на холсте вовсе лишен бронзового налета на коже. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя.
Мифологический сюжет – это мы видим по атрибутам. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св. Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. Монументальная обобщенность силуэта изящество поз, величаво-мрачное звучание колорита (черного с белым или черного с красным) создают абсолютно специфический образ аристократа (портрет кардинала Бентиволио), в котором сословное превосходство модели сочетается с оттенком усталости и пресыщенности. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Екатерина Александрийская», ок. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок.
Рядом с картиной под стеклом выставлен как ценная реликвия договор с художником на её написание с указанием суммы выплаченного гонорара— четыреста семьдесят золотых скудо. Но и здесь его ждали приключения и неудачи. начался новый период творчества художника.
1598, Нац. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Грибоедов (10 час) Жизнь и творчествоАрхитектура нового Барокко. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Он долго скитался, болел, раскаивался.
Автор исключительных по драматической силе религиозных композиций (Положение во гроб, ок. В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, повышенное чувство материальности, эмоциональное напряжение, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм). Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок. Картина не была признана заказчиком из-за реалистической трактовки сцены).
В самых выдающихся произведениях римского периода — алтарных образах из жизни апостола Матфея (Призвание апостола Матфея, Мученичество апостола Матфея, Апостол Матфей и ангел, 1599—1602, Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли) и полотнах Распятие апостола Петра и Обращение Савла (1600—1601, Рим, церковь Санта Мария дель Пополо, капелла Черази) с наибольшей глубиной раскрылись черты новаторского метода Караваджо. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «. Державин (2 час) Жизнь и творчество (обзор)Глава 2.
В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. «Поцелуй Иуды», 1602г. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). В период скитаний К. создал ряд выдающихся произведений религ.
Трудные и запутанные жизненные перипетии художника так или иначе отразились в работе над новыми произведениями – на характере их исполнения, на степени их законченности и, не в последнюю очередь, на сохранности многих из них. Когда в 1610 году до художника дошли слухи, что папа Павел V хочет его помиловать, Караваджо хотел возвратиться в Рим, но по возвращении в Порто-Эрколе он умер (или был убит). В тот период он был стеснен в средствах, вот таким образом пришлось обойтись без натурщика. Прямое, непосредственное видение «куска действительности» с сильнейшим акцентом на его живой достоверности не могло не вступить в противоречие с обязательным прежде облечением образов в мифологическую форму, поскольку такая мифологизация уже изначально несла в себе признаки тематического обобщения, возвышения образа над единичным и преходящим. Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл.
Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению).
Главное, откуда мы о нем знаем, это из среды его противников. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Матфея» – при всей многосторонности ее замысла локализуется в более узких границах. 1597г. ). Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
После событий Триденского собора эта тенденция усиливается. Жест выброса вперед руки дублируется ниже (это апостол Павел) и повторяется еще третий раз – сам Матфей указывает на себя. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена художник был брошен в тюрьму, откуда бежал на о. Сицилия. Реалистические принципы Караваджо делают его наследником Ренессанса, хотя он и ниспровергал классические традиции. Все прежние наблюдения и вариации собираются в единую композицию.
Точной причины драки так никто и не узнал. музее, Мессина). Выйдя из тюрьмы, Микеле продолжал драться, ходить по кабакам играть в карты.
Тот же самый осенний натюрморт, который стоит на столе, та же увядающая природа. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. В результате его арестовали. 1605-1606 гг. ).
Его искусство материалистично не только по убеждению, но по самому существу его вкуса. Например, такое высказывание одного из критиков Караваджо: «Караваджо не признавал других учителей, кроме натуры». 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). основоположник реалистического направления. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту.
Ранний этап его искусства вот таким образом в наибольшей мере насыщен противоречивыми устремлениями. По заказу магистра Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — единственная картина, подписанная художником, причём подписана она F (fra – брат), что свидетельствовало о его принадлежности братству Мальтийского ордена. Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593–94 «Больной Вакх», ок. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. очарования и классич. 1593г. ), любуются собой («Юноша с корзиной фруктов», ок.
Эта картина существует в трёх вариантах. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600- 1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. Широко известна картина «Юноша с лютней», хранящаяся в Эрмитаже. Итальянский художник.
(Вакх, 1592-93) и жанровых картин (Лютнист, 1595). Картина вызвала такой интерес, что один из влиятельных испанских грандов, близкий ко двору, загорелся желанием приобрести творение Караваджо за две тысячи скудо или, если хозяева заартачатся, хотя бы снять с него копию. живописи 17в., а также к изображению мифологич. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св.
Взгляды Горация на поэзию и творчество. Вы – творчествоГ. Р. Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещенных предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни – свет от страниц нотной тетради. мастеров (Дж. Это значило, что нужно отказаться от поисков «прекрасного», добиваясь истины, отказаться от вымысла, опираясь на факты, не следовать рабски выработанному идеалу, а нетерпеливо искать идеальный результат в живописной практике, противопоставляя нравственные ценности творчества интеллектуальным ценностям теории.
В «Призвании апостола Матфея» (см. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итал. Последние дни Иисуса при этом отходят на второй план.
Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Это произведение следует расценить как первую попытку объединить присущее Караваджо чувство реальности с торжественной представительностью, своего рода «репрезентативным драматизмом», столь характерным для сложившейся в этом столетии концепции алтарной картины. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
живописи. Смерть Марии, ок. Шире стал образный диапазон его решений, разнохарактернее их стилистика, разнообразнее типологические формы и сама проходящая сквозь его искусство проблема «миф – реальность», хотя и разрешается в направлениях, предуказанных главными тенденциями его творчества прошлых лет, предстает теперь в большем числе образных вариантов. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет"). Но при этом он успевал создавать великолепные произведения.
галерея старого искусства, Рим). Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Мощные контрасты света и тени, простонародная непритязательность образов, выразит.
Уже первый, ранний этап творческой эволюции Караваджо отмечен большой проблемной сложностью. Рим берет на себя роль всеобщего центра. Он умер тогда, когда, прощенный Римским папой, возвращался в Рим.
Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). Рубенс получил широкое признание и известность.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе "Портрет камеристки инфанты Изабеллы" (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Личность яркая, самобытная и нестандартная, прожил всего 38 лет. В результате Рим становится столицей мира. Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям.
В это время К. открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», ок. Загорелое лицо и бледное тело. В тихой скорби застыли у смертного ложа Марии апостолы. В 1610г., рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом.
Другие картины изображают карточных шулеров («Игроки в карты», 1594–95), цыган («Гадалка», 1594), бродяг, разбойников. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин для Люксембургского дворца в Париже "История Марии Медичи" (около 1622-1625, ныне- Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
1590-хгг. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595–97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595–97, Эрмитаж, С. -Петербург), «Корзина с фруктами» (1598–1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). Независимый характер К. часто приводил его к столкновениям с законом. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан).
Крупнейший представитель искусства эпохи барокко.
1593, Уффици), «Гадание» (ок.
Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Караваджо – уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. Для этого сюжета, возможно, был исполнен натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Пинакотека Амброзиана), поражающий энергией чистых красочных тонов.
В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Картина Караваджо акцентирует внимание именно на теме предательства. 1593, Рим, Галерея Боргезе), Гадалка (ок. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. До нач.
Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг. ) итальянский художник. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. 1598, Институт искусств, Детройт «Св. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море).
В 1630-е гг. Инициаторами этого направления были братья Карраччи: Лодовико, Агостино и наиболее талантливый Аннибале (1560—1609), основавшие в Болонье «Академию вступивших на правильный путь» — своего рода прообраз всех последующих академий – подготовившую целый ряд опытных, развивавших ее программу мастеров. Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом.
Он смог убежать, что невозможно без помощи людей, наделенных властью и отправился на Сицилию. (одна из них погибла в 1945 г. ). Марфа беседует с Марией Магдалиной», ок. Правда, Аннибале Карраччи в начале своей деятельности написал несколько картин на сюжеты народного быта («Лавка мясника», «Крестьянин с похлебкой»). Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Христос, властно призывающий Матфея следовать за ним, наделён автопортретными чертами. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций XVI в. ("Автопортрет с Изабеллой Брант", 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
«Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. природой, так и метафорич.
Пристрастие к натуралистическим деталям, к достоверности обстановки не заслоняет главного в произведениях Караваджо, лучшие из которых эмоционально выразительны, глубоко драматичны и возвышенны (Положение во гроб, 1602). Произошло это 18 июля 1610 года. Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме. Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость — ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах.
Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др. Вероятно, последней алтарной картиной художника было «Благовещение», которое еще в 1609 году, сразу после освящения собора в Нанси было помещено в его главном алтаре. Входят они из тени. реминисценций мифологич.
1596–97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Это полотно признавалось шедевром не только среди поклонников и последователей мастера, но и его врагами.
Но Караваджо трактует ее жанрово, а не в форме идиллии. «погребное освещение» изобретённое Караваджо). И все же даже в самые интимные портреты Ван-Дейк стремится вложить аристократическую утонченность и интеллектуальную активность, в лицо, позу, блик света на зрачке и т. п. Вот таким образом его влечет к «большому», репрезентативному портрету, в парадной одежде и с пышными архитектурными кулисами. 1593г. ), поют томные песни («Лютнист», ок. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ).
На Мальте для храма Сан Доменико Маджоре он создал полотна Усекновение главы Иоанна Крестителя и Святой Иероним, на Сицилии – Погребение святой Луции для церкви Святой Луции, Воскрешение Лазаря для генуэзского купца Ладзари и Поклонение пастухов для церкви Санта Мария дельи Анджели. Когда он отправился в Рим, ему было более двадцати лет и, по-видимому, он имел уже некоторый профессиональный опыт. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. Лючии» (1608), «Поклонение пастухов» (1609) чувствуется трагическое мироощущение человека, оказавшегося наедине с наступающей на него тьмой, столь созвучное последнему бесприютному периоду жизни художника. Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. ГлубоковскогоДетское музыкальное творчество. для студентов 3 курса ОДО и ОЗО специальности «Народное художественное творчество» в 5 семестреЖизнь и научное творчество Шпрангера Э. КАРАВАДЖО (Caravaggio настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итальянский художник. Рыцари официально исключили художника из ордена.
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. После ухода из мастерской д39Арпино круг тем Караваджо значительно расширился. Вместо двойной системы образных соответствий, которую мы могли наблюдать в «Вакхе», в созданиях этой линии возникает синтез более однородного порядка. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду.
чувства, побуждают зрителя к сопереживанию событиям евангельской драмы. И действительно, самая сильная сторона творчества Ван-Дейка — портрет. Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рубенса, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Рембрандта.
А покровители Караваджо были очень нужны, т. к. К числу лучших поздних произведений Караваджо относится и полотно «Смерть Марии» (1605—1606, Париж, Лувр). Умолял Папу Римского о помиловании и разрешении вернуться в Рим. Лучии", 1608 г. ). В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени.
Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. художника-маньериста Дж. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании.
Караваджо был простым каменщиком. В его ранних религ. Главное сияние исходит из невидимого зрителю источника, который находится в верхнем левом углу. В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. образы-аллегории («Концерт», 1595–97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», ок.
По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Родился 28 сентября 1573 года.
1595г. ), пугаются укуса ящерицы («Мальчик, укушенный ящерицей», ок. Уже ранние, созданные в Риме произведения с изображением полуфигур — Вакх (1596—1597, Флоренция, Галерея Уффици), Юноша с корзиной фруктов (ок.