Караваджо был мастером итальянской живописи, отцом стиля барокко, вёл бурный и опасный образ жизни, в следствии оказавшийся фатальным для художника.
Смог ли обуздать свой характер. В образе мертвого Христа Караваджо стремился воплотить идею героической смерти. Самым значительным из них был огромный плафон римской церкви Сант Иньяцио (1691—1694). КАРАВАДЖО (Caravaggio настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итальянский художник. Однако за грубое оскорбление одного из руководителей ордена Караваджо был брошен в тюрьму, бежал из нее и некоторое время работал в городах Сицилии и снова в Неаполе (1608—1609).
Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). В своих лучших вещах, согретых теплым лиризмом («Лютнистка», Вена, галлерея Лихтенштейн «Отдых на пути в Египет», ок. Но и тут Караваджо сопутствовала удача.
В алтарных картинах «Мученичество св. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Своими пейзажами (например, «Пейзаж с переправой» Рим, галлерея Дориа-Памфили) Доменикино подготовляет почву для классицистического пейзажа Пуссена и Клода Лоррена. К таким художникам, развивавшим неополитанскую школу живописи, следует отнести Маттиа Прети (1613–1699), Гвидо Рени (1575–1642) и многих других. 1616), а около 1619 г. появился в Италии.
Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Современники Караваджо, приверженцы «высокого» искусства, единодушно негодовали против его реализма. А. С. Пушкина). «Романтические» наклонности Роза проявились в его сражениях, сценках военного быта и пейзажах.
1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. 1578—1616) побывал в молодости в Испании и создавал произведения, проникнутые горячим религиозным чувством он был вполне самостоятельным мастером и лишь отчасти соприкасался с художественными принципами караваджизма, увлекаясь сочной светотенью, более живописной, чем у других римских художников. Эрмитаж).
Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. Создается новый алтарный тип картины, например, «Мадонна, являющаяся святому Луке». Именно вот таким образом многие его картины отвергаются заказчиками духовного звания. Караваджо был простым каменщиком. Примечательно, что Аннибале Карраччи, столь последовательно выступавший как создатель нового, «возвышенного» стиля известен также как автор жанровых композиций, написанных просто и с большой живописной непринужденностью. Там, в среде приезжих голландских художников, зародилось целое течение жанровой живописи, представители которого назывались «бамбоччанти» по имени работавшего в Риме (с 1625 по 1639) гарлемского художника Питера ван Лара, прозванного в Италии Бамбоччо.
Он уверенно провозглашает свое право на изображение жизни такой, как он ее видит. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Рыцари официально исключили художника из ордена. Сицилианец Орацио Борджанни (ок. Итальянский художник.
Караваджизм (название произошло от имени основателя – Меризи да Караваджо) – стиль европейской живописи периода барокко. 1593, там же), «Вакх» (ок. Сходное место в итальянской живописи 17 в. занимает генуэзец Бернардо Строцци (1581—1644), с 1630 г. переселившийся в Венецию. Инициаторами этого направления были братья Карраччи: Лодовико, Агостино и наиболее талантливый Аннибале (1560—1609), основавшие в Болонье «Академию вступивших на правильный путь» — своего рода прообраз всех последующих академий – подготовившую целый ряд опытных, развивавших ее программу мастеров. Что же касается живописных средств воплощения преображенной природы, то они отличались у представителей Болонской Академии чрезвычайной эклектичностью. Маргариты Кортонской» (Флоренция, галлерея Питти), которая прямо предвосхищает «Экстаз св. Однако его произведения трудно датировать.
Яркий свет неравномерно выхватывает из темноты отдельные части фигур, лиц, предметов. Драматический световой эффект предвосхищает картины Рембранта. Репродукция картины Доменико Фетти «Притча о потерянной драхме». Просто и поэтично рассказывает художник о притче с потерянной драхмой. Из жанровых произведений Строцци выделяется его «Кухарка» (Генуя, палаццо Россо), во многом близкая к работам нидерландцев Артсена и Бейкелара.
Ромуальда», ок. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства».
Лукой», 1592, Лувр). Около 1603 г. он вместе с учениками выполнил несколько картин, в которых пейзаж полностью господствует над фигурами («Бегство в Египет» и другие Рим, галлерея ДориаПамфили). 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр).
Тем не менее к Караваджо примкнуло множество живописцев, образовавших целое направление, называемое караваджизмом, а его влияние распространялось даже на представителей враждебных караваджизму группировок. Рени и др. Обе эти тенденции уже в развитом виде мы позднее встретим у пейзажистов 18 века. Диана, продемонстрировала свои умения и не скрывает своей радости, потрясая в воздухе луком и колчаном. Италия играя ведущую роль в живописи, архитектуре и культуре западноевропейских стран в эпоху Возрождения, к концу XVII века постепенно теряет ее. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Их возродил Романтизм: открытие неидеализированной природы возрождает интерес к произведениям Караваджо после его полного заката на протяжении почти всего Сеттеченто (единственным исключением в это время был англичанин Райт из Дерби – редкий и счастливый пример подражания стилю Караваджо). Творческое воображение Строцци не отличается богатством или поэтической тонкостью.
А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Вся его короткая жизнь прошла в скитаниях и лишениях. Опыты Караваджо на раннем этапе творчества – один из источников развития бытовой жанровой живописи в искусстве 17 века, например картина «Гадалка». (маньеризм и академизм).
Он пишет большие религиозные композиции («Смерть Иосифа», Эрмитаж «Св. За ним пошел и прирожденный римлянин Анджело Каросеи (1585 до 1653). В фреске «Аллегория божественного провидения» (1633—1639) в палаццо Барберини потоки человеческих фигур распространяются во все стороны за пределы плафона, соединяясь с другими частями декоративной росписи зала. С именем неаполитанца Сальватора Роза (1615—1673) обычно связывают представление о так называемом романтическом пейзаже и вообще о своеобразном «романтическом» направлении в живописи 17 века.
Караваджо – автор исключительных по драматической силе религиозных композиций ("Положение во гроб", ок. Прим. 1595 Лувр).
И в этой борьбе света и тьмы рождается ощущение такой напряженной трагичности, какую не найти во всех предшествующих произведениях мастера. Миннити изображён и на картине «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596, Лондон), проданной торговцу предметами искусства Валентино. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). 1630). 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Пройдя за неполных четыре года путь от «Юноши с корзиной фруктов» до «Игроков в карты», художник словно бы исчерпывает ресурсы жанровой картины, отпущенные ей в этой фазе эволюции.
В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. Свои небольшие холсты, написанные с любовной тщательностью и почти осязаемой достоверностью деталей, он заполняет всего лишь одной полуфигурой (позднее — двумя-тремя), вызывающе придвигая ее к зрителю и заставляя разглядывать ее пристально и неторопливо. Образы полны огромного внутреннего напряжения, переданного в медленном движении тяжело опускаемого тела Христа, в звучании насыщенных красок.
В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В убийстве был обвинён Караваджо. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие).
Так рассказывает биограф (Беллори) о написанной Караваджо «Гадалке» (ок. В картине Караваджо «Успение Марии» в первую очередь обращают на себя внимание апостолы, убитые горем и собравшиеся вкруг умершей Божьей Матери. Большинство итальянских караваджистов—художники, жившие отблеском славы великого мастера.
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Художник изобразил себя с карандашом в руке, его голова небрежно повязана платком. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».
Новое веяние широко захватило многих живописцев, зачастую никогда не бывавших в Италии. Одна стрела должна была попасть в дерево, другая – в ленту, а третья – в парящую птицу. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Его последние произведения, написанные поспешно, во время беспрестанных скитаний по югу Италии, плохо сохранились. Смерть Марии, ок. В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. Руководство Академией братья разделили соответственно личным наклонностям: всем делом заведовал старший Лодовико, Агостино читал теоретические лекции, Аннибале вел практические занятия по рисунку и живописи.
монументальные религиозные композиции ("Водружение Креста", около 1610-1611, "Снятие со Креста", около 1611-1614, – обе в соборе Богматери, Антверпен) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Венецианец Карло Сарачени (ок. Позднее эти тенденции усиливаются. Художника привлекало все настоящее, неприкрашенное, телесное.
Она провисела в церкви всего два дня, а потом была снята как непристойная. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). Целью его творчества было отображение реальности.
К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника. Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Перебравшись около 1590 г. в Рим (есть предположение, что он уже побывал там раньше), Караваджо вначале влачил нищенское существование живописца-ремесленника, помогая в работе другим мастерам. Но самым интересным мастером среди римских караваджистов был Джованни Серодине (1600—1630).
С первых же шагов своего творчества Караваджо обращается к изображению бытовых сцен. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Зародился в конце шестнадцатого века в Риме. Образумился ли юный художник.
Архетипом фламандского караваджизма можно назвать Луи Финсона, которого на латинский манер назвали еще и Лудовикус Финсониус, бывший около 1615 года в Марселе на пути из Рима. Это стиль европейской живописи эпохи барокко, появившийся в Риме в конце XVI века. Колонна, римский род – древняя итальянская фамилия.
В Генуе во главе реалистического движения, расцветшего здесь под отдаленным влиянием Караваджо, стоял Бернардо Строцци (1581–1644), позднее живший и умерший в Венеции под именем «Прете Дженовезе» («венецианского священника»). Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней». Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Это значило, что нужно отказаться от поисков «прекрасного», добиваясь истины, отказаться от вымысла, опираясь на факты, не следовать рабски выработанному идеалу, а нетерпеливо искать идеальный результат в живописной практике, противопоставляя нравственные ценности творчества интеллектуальным ценностям теории. Такова картина «Блудный сын» (между 1639 и 1649 гг.
Жизнь рисуется ему в виде прекрасной идиллии на лоне природы («Вакханалия», Эрмитаж «Пастораль», ГМИИ им.
Скромный пейзаж дополняет картину, но это, скорее, милый сердцу художника ломбардский пейзаж, а не ближневосточный. На библейскую тему написаны картины «Экстаз св. С 1621 г. он жил в Венеции, где сблизился с Фетти. Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе).
В результате его арестовали. Его имя уже известно, но вот манера письма не меняется в угоду вкусам публики. Эта картина существует в трёх вариантах.
Вот таким образом правильнее европейский караваджизм рассматривать не столько как следствие прямого воздействия искусства Караваджо, сколько как закономерный Этап, как раннюю форму в общем развитии европейской реалистической живописи 17 века. Караваджо вплотную подходит к проблеме истории в картинных Капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези («Призвание святого Матфея» и «Мученичество святого Матфея», «Святой Матфей с ангелом», 15991600, 1602) и Капелла Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо («Распятие апостола Петра», «Обращение апостола Павла», 1600-1600. Первой из числа величественных алтарных композиций нового типа явилось ватиканское «Положение во гроб» 1602-1604 годов, предназначавшееся для одного из новейших барочных храмов Рима – церкви Санта-Мария-ин-Валличелла (Кьеза Нуова). 1602-04), мифологич.
Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Великий пейзажист Сальватор Роза, Алессандро Маньяско, Джованни Серодине, Доменико Фетти – вот далеко неполный список последователей Караваджо. Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1573-1610) является крупнейшим мастером реалистического искусства 17- го века. Здесь более всего сказалась преемственная связь с идеями болонского академизма и выработанными им формами «большого стиля». Тосканец Орацио Джентилески (1565—1639) также исходил от раннего Караваджо, тяготея, однако, к более идиллической передаче образов и к более холодному, высветленному колориту.
Композиция картины строится на последовательном развертывании ритмов склоняющихся фигур. Прямое, непосредственное видение «куска действительности» с сильнейшим акцентом на его живой достоверности не могло не вступить в противоречие с обязательным прежде облечением образов в мифологическую форму, поскольку такая мифологизация уже изначально несла в себе признаки тематического обобщения, возвышения образа над единичным и преходящим. Караваджо Микеланджело (Caravaggio) (1573–1610). «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц.
Правда, Аннибале Карраччи в начале своей деятельности написал несколько картин на сюжеты народного быта («Лавка мясника», «Крестьянин с похлебкой»). В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (портрет Марии Медичи, около 1622-1625, Прадо, Мадрид, "Граф Т. Эрендель с семьёй", 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Особенно выразительно движение безжизненно свисающей руки Христа, повторенное позднее Давидом в его «Марате».
(Вакх, 1592-93) и жанровых картин (Лютнист, 1595). Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Главное в поздних работах Караваджо – смелость и перспективность заложенных в них художественных идей и предложенных мастером изобразительных решений. Черты классицизма полнее сказываются в творчестве другого представителя болонского академизма — Доменико Цампьери, прозванного Доменикино (1581 — 1641) недаром он был учителем и любимым мастером Пуссена.
Жанровые картины в натуральную величину отражают эти превращения в целом ряде, начиная со знаменитой «Лютнистка» в желтом платье галереи Лихтенштейна, переходя затем к луврской группе мужиковатых музыкантов и заканчивая поразительными «Игроками в карты» в Дрездене, которых мы не можем отнять у него. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Он натуралистичен уже в выборе тем. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером.
В «Усекновении главы Иоанна Крестителя» (1608 Мальта, Ла Валетта, собор), в «Погребении св. 1635 Эрмитаж). Алтарный образ Гверчино «Погребение и взятие на небо св. Эта подчеркнутая предметность, натюрмортность присуща большинству его ранних картин. Портрету присущ налет загадочной романтичности и непринужденного артистизма. Шире стал образный диапазон его решений, разнохарактернее их стилистика, разнообразнее типологические формы и сама проходящая сквозь его искусство проблема «миф – реальность», хотя и разрешается в направлениях, предуказанных главными тенденциями его творчества прошлых лет, предстает теперь в большем числе образных вариантов.
Развернутую к зрителю партитуру прочитать невозможно. Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя. Многие его работы находятся в как бы зависимости от академического искусства. Пейзаж в картинах Фетти (например, «Товий исцеляющий отца», начало 1620-х гг. Огромные фигуры заполняют собой весь холст.
Центральная работа Рени — плафонная фреска «Аврора» (1613) в Казино Роспильози в Риме. Джованни Баттиста Карраччиоло (1575–1641) в Неаполе, ученик маньериста Франческо Импарато, поддался влиянию Караваджо. В XIX веке снова появляются отсылки к Караваджо исчезнувшие было в предыдущем веке. Особенно хорошо известен пример картины «Мадонна со змеей» (1605-1606). Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения.
Лучии, 1608 г. ). Герои картин – люди из простонародья, то есть те, кому проповедовал Христос. В глубокой задумчивости стоит у изголовья Марии молодой Иоанн. Эти мастера-жанристы, среди которых большинство составляли голландцы, но встречались и итальянцы (Микеланджело Черквоцци, 1602—1660 Вивиано Кодацци, 1611—1672), в своих маленьких картинах изображали непритязательные уличные сценки, быт городской и деревенской бедноты. Однако гротескными типами и ситуациями и нарочито огрубленной манерой живописи он подчеркивает свое пренебрежение к «низменной» натуре, а впоследствии вообще перестает обращаться к народным типам и сюжетам.
Живопись Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. В 1580—1590-е гг.
Мало-помалу Караванджо создавал школу во всей Италии. Начав с жанровых сцен из жизни крестьян («Ссора игроков» Нюрнберг), Лисе затем переходит к мифологической и религиозной тематике («Наказание Марсия» Москва, Музей изобразительных искусств им. А корабль, тем временем, продолжал свой путь.
Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Эрмитаж) имеет важное значение.
Первая картина для Капеллы Контарелли – «Святой Матфей с ангелом» – была написана для алтаря (находилась в Берлинском музее, погибла во время последней войны) и была отвергнута духовенством как слишком реалистическая, хотя в ней художник использовал образную систему Рафаэля (его «Зевс с Ганимедом» из росписи виллы Фарнезина). Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник. Картина не была признана заказчиком из-за реалистической трактовки сцены).
Судьба Караваджо была поистине непростой. А. С. Пушкина). Тесно связанный с искусством болонцев, Ланфранко в своей росписи «Вознесение Марии» в куполе церкви Сант Андреа делла Балле (1625—1628) дает решение, отличное от декоративной системы росписей академистов. 1580—1620), первоначально находившийся под сильным влиянием Адама Эльстгеймера, от которого он унаследовал свою манеру письма мелкими мазочками, любовь к картинам маленького формата и мастерство живого повествования, проявил себя затем как оригинальный истолкователь идей римского караваджизма в области пейзажной живописи («Падение Икара» и «Погребение Икара Дедалом» в неаполитанском музее Каподимонте). В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Он отучился в художественной школе в Милане.
1629— 1633) и алтарные картины («Видение св. И он встал и последовал за Ним». Караваджо изобразил этот сюжет как сцену из современной ему жизни. Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне.
Он являлся фактически ведущей фигурой в новом течении. Когда в 1610 году до художника дошли слухи, что папа Павел V хочет его помиловать, Караваджо хотел возвратиться в Рим, но по возвращении в Порто-Эрколе он умер (или был убит). Этим приемом Караваджо замечательно передает драматическое напряжение сцены. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Декоративная система фресок Карраччи тяготеет к одному центру, которым является композиция «Триумф Вакха и Ариадны», а их восприятие строится на контрасте иллюзорной пространственности еще разобщенных живописных композиций и обрамления имитирующего скульптуру. В поздних работах Караваджо на смену патетики приходят более сдержанные интонации им присущи покой и созерцательность («Успение Марии», 1605-1606 г. ). Художественная революция, произведенная Караваджо, касалась не только манеры письма, но и самого объекта живописи.
Возникло в Риме как альтернатива академизму братьев Карраччи. Караваджо (Caravaggio) (настоящая фамилия – Меризи Merisi) Микеланджело да (1573-1610) итальянский художник. Это важный шаг на пути развития реалистического метода. В их творчестве стиль болонского академизма достигает окончательной канонизации. Гвидо Рени (1575—1642) известный, как автор многих религиозных, а также мифологических работ, умело выполненных, но скучных и сентиментальных. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Римлянин Доменико Фети (1589–1624), особенность которого представляли небольшие картины с ландшафтами и жанровой обстановкой, каковы «Притчи Господни» в Дрездене, первоначально был учеником Чиголи, но развился в своеобразного мастера с натуральными формами, уравновешенным колоритом и плавной широкой кистью.
Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. Караваджо Микеланджело (Caravaggio).
направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, повышенное чувство материальности, эмоциональное напряжение, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм). (маньеризм и академизм). Искусство Караваджо – очень сложный комплекс творческих тенденций и результатов. Сопоставление «Рынка в Поджо-а-Кайано» и «Избиения младенцев» говорит о тех крайних колебаниях от реалистического жанра к религиозной Экспрессии, в которых раскрывается вся противоречивость художественного мировоззрения Креспи. Освещенные мерцающим серебристым светом спокойные фигуры мягко выступают из окружающего их полумрака.
А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Им написаны также «Экстаз св. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины.
Лишь патетический жест вскинутых рук Магдалины нарушает скорбное безмолвие группы. Живописное творчество Роза очень неровно и противоречиво. Как и Фетти, Строцци испытал благотворное влияние Караваджо, Рубенса и венецианцев.
1593, Уффици), «Гадание» (ок. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. От «героического» пейзажа академистов его отличают черты интимности и поэтичности, которые позднее развились в так называемом романтическом пейзаже. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим).
Другие же свидетельствуют об увлеченности караваджизмом. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур. Ряд заканчивают его грандиознейшие творения в этом роде: трогательное «Положение во гроб» в Ватикане, громадная «Мадонна с четками» в Вене и ярко освещенное сверху «Успение Марии» в Лувре, поразительная по своей мощи картина, потрясающая своим чувством действительности. Тербрюгген, Г. Хонтхорст и др. ), а также Х. Риберы в Испании и А. Эльсхаймера в Германии. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов.
Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Рубенс получил широкое признание и известность. Скупыми живописными средствами художник сумел создать тонкий психологический образ. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Люди составляют лишь частицу этой стихии, растворяются в ней. Учился в Милане у С. Петерцано.
Ранние и поздние произведения мастера теснее связаны с академизмом. Лишь те картины, в которых большое место отводится пейзажу, не лишены поэтической свежести и оригинальности, например «Охота Дианы» (1618 Рим, галлерея Боргезе) или «Последнее причащение св. Образцом для барочных алтарных образов послужила его картина «Видение св. В его портретах представители провинциальной знати изображены в окружении аллегорических фигур, всякого рода «Слав» и «Добродетелей», невольно вызывая в памяти композиции барочных надгробий. Если в Риме после Караваджо почти безраздельно господствовало барочно-академическое направление, то в других центрах Италии (Мантуе, Генуе, Венеции, Неаполе) в первой половине 17 столетия возникают течения, представители которых пытаются примирить барочную живопись с караваджизмом.
Караваджистами называют как истинных последователей, постигших сущность реформы Караваджо (Орацио Джентилески, Джованни Серодине), так и многочисленных подражателей, заимствующих мотивы и приемы из произведений художника. В 17 веке в Италии выразительно развитая форма барокко с присущей ей ощущения «естественности» стирала как бы грань между иллюзией и реальностью. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко. В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). 1605-1606 гг. ). Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола.
Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 начала 17 в. (маньеризму и академизму). В ранних произведениях Караваджо заметно влияние живописи Тициана и Джорджоне, но уже видны особенные черты его стиля: сильные контрасты света и тени, стремление к натуралистическому образу человека, жесткой и энергичной лепке объемов («Лютнист», ок. Но зачастую в его картинах, особенно тех, что написаны после переезда в Англию (1626), сильны тенденции к манерной идеализации образов.
Особенным успехом пользовалась его контрастная сумрачная светотень. Терезы» Бернини. Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени.
Савольдо, А. Моретто, Дж. Сломленная горем, она положила свою голову на руки и плачет. Маньяско, с одной стороны, тяготеет к эмоционально субъективному осмыслению пейзажа, а с другой – к изображению пейзажа как декоративного панно («Светская компания в саду» Генуя, палаццо Бьянко).
Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Этим Караваджо ставит зрителя в непосредственной близости от происходящего, как бы у края чернеющей под плитой могилы. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. 29 мая 1606 после спора был убит человек и обвинен в этом Караваджо.
Точной причины драки так никто и не узнал. 1593, там же), «Вакх» (ок. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена художник был брошен в тюрьму, откуда бежал на остров Сицилия.
В его «Распятии Петра» нет ничего героического. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Подобная художественная организация не была новостью. Для широкой пропаганды своих идей Карраччи основали в Болонье в 1585 г. так называемую «Академию направленных на истинный путь» («Academia degli Incamminati»), явившуюся прообразом позднейших художественных академий.
Петрониллы» (1621 Рим, Капитолийский музей), несмотря на типично академическое деление композиции на «земную» и «небесную» части исполнен большой силы и простоты. Следующим этапом творчества стала евангельская тематика.
В Венеции работал и Ян Лисе (ок. Религиозный сюжет служит ему лишь предлогом для нагромождения живописных анималистических натюрмортов, для изображения в одной картине всевозможных животных («Изгнание торгующих из храма», Лувр «Ной, созывающий зверей» в Дрездене и Генуе). Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Караваджо оказал большое влияние на Рембрандта (1606–1669), особенно на его драматическое использование света. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя.
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций XVI в. ("Автопортрет с Изабеллой Брант", 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. 1626, Лувр), Джентилески рисуется весьма незаурядным мастером.
Но больше всего у Маньяско монахов. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Недаром он был создателем одного из первых натюрмортов в европейской живописи («Корзина с фруктами», 1596 Милан, Амброзиана). Они считали его произведения грубыми, лишенными возвышенной идеи изящества, а самого художника называли «разрушителем искусства». После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту.
Он культивирует тип свободного эскизного рисунка. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Характерно, что все крупнейшие художники 17 в. в той или иной степени отдали дань караваджизму. Через Гверчино дошли до Креспи отголоски реалистического искусства Караваджо. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших.
В 1630-е гг. Фигуры, представленные в резких ракурсах, снизу вверх, кажутся парящими в прорыве купола. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. 1605-1606 гг. ).
Во всяком случае, он скоро стал в сознательную оппозицию к Арпино и Карраччи. семейство», ГМИИ им. К сожалению, нет и вот уже в Риме он вновь попадает в тюрьму, где знакомится, кстати, с Джордано Бруно. Фото картины Доменикино «Охота Дианы» Художник изобразил на картине состязание нимф по меткости в стрельбе, как это было описано в «Энеиде» древнеримским поэтом Вергилием. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. В Голландии, ставшей центром северного караваджизма и реализма, следует выделить религиозных и жанровых мастеров:Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), Хендрика Тербрюггена (1588–1629) иДирка ван Бабюрена (1595–1624). Основоположниками стиля являются Караваджо и его последователи.
Потом отношение к ним изменилось и их третировали как жалких эклектиков. К концу 1610-х гг. При всей своей эмоциональности пейзажи Маньяско далеки от реальной природы. Три года, проведенные в Риме (1621—1623), были самыми плодотворными в его деятельности.
Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Апостол — мужественный старик с плебейской физиономией. Другой вариант однофигурной жанровой композиции Строцци представляет дрезденская «Музыкантша». Основоположниками стиля считаются Караваджо и его последователи. В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607-08 – «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе – в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609 – «Погребение св. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Так молодой художник из окружения кардинала получил заказ на две картины. На картине «Музыканты» (1595) в центре изображён Марио Миннити, а рядом художник разместил себя с рожком.
Почти одновременно с «Рынком» Креспи пишет «Избиение младенцев» (Уффици), напоминающее своей нервозной драматичностью работы Маньяско. Основоположник реалистического. Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы (Лютнист, около 1595 Игроки, 1594-1595). Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.
В этом смысле поучительно сравнить портреты Ван-Дейка и Тициана. Лишь покровительство кардинала дель Монте и других титулованных любителей помогло художнику продать свои первые картины, а затем получить несколько крупных заказов, доставивших ему быструю, но скандальную известность. А. С. Пушкина — обе ок. Рядом с этой группой работ в творчестве Караваджо развивалась третья тематическая линия, которую можно назвать линией традиционного мифологизма.
Первое время Караваджо сильно нуждался. За ним следует «Давид» в галерее Боргезе, «Христос в Эммаусе» в Лондоне, «Св. Себастьян» в Дрездене. Жанрово-реалистические искания получили наиболее отчетливое выражение в творчестве Доменико Фетти (1589—1623), работавшего в Риме, Мантуе (с 1613 г. ), где он сменил в роли придворного живописца Рубенса и в Венеции (с 1622 г. ).
Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Одновременно в их искусстве складывается новый тип алтарной картины, лучшие из которых принадлежат Аннибале («Вознесение Марии», 1587, Дрезден «Мадонна со св. Особенно характерны в этом смысле большие портреты генуэзской знати (Бальби, Паллавичини, Бриньоле-Сале, Спинола, Катанео и других). Локальный колорит, плоская барельефность и ясная уравновешенность композиции «Авроры» говорят о зарождении элементов классицизма в русле академического направления. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
Из его учеников и соратников наиболее известные Гвидо Рени и Доменикино. За это он неоднократно подвергался судебным преследованиям и тюремному заключению. Караваджо понимает «натуру» как объект непосредственного отображения в искусстве. Лючии» (1608 Сиракузы, церковь Санта Лючия), в «Воскрешении Лазаря» (1609 Мессина, Национальный музей) художник отказывается от всякой сколько-нибудь нарочитой построенности.
Его реализм противоположен натурализму, а его поиска правды чужды воображению. Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна.
Фото картины Сальватора Роза «Блудный сын»Романтическое описание пейзажа и жанровых сценок в творчестве Роза было как бы оппозицией официальной барочно-академической живописи. Творческая деятельность братьев Карраччи привлекала к ним в Болонье и в Риме молодых художников, продолжавших идеи Карраччи в монументально-декоративной и пейзажной живописи. Караваджо «Гадалка»Однако в живописи на традиционные сюжеты Караваджо остается верен себе – он «перевел» Священную Историю на народный язык. Художники изощряются в писании картин с острыми эффектами ночного освещения один из живших в Италии голландских караваджистов, Герард Хонтхорст, получил даже прозвище Герардо делле Нотти («Герардо ночной»). Гверчино — один из самых блестящих рисовальщиков своей эпохи.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. В школе Пьетро Паоло Бонци, прозванного «иль Гоббо деи Карраччи» иначе «да Кортона» или «дай фрутти» (фруктовщик, 1570–1630) и Марио Нуцци («дай фиори» — цветочник, 1603–1673), живописцев цветов и мертвой натуры, объединились их задачи в смысле понимания декоративного применения красочных эффектов. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Трагическая тема «Положение во гроб» решена мастером с большой силой и благородной сдержанностью.
Итальянский художник. Уже ранние работы, первой половины 1590-х гг., свидетельствуют об остром интересе юного мастера к реальному человеку, к окружающему его миру неодушевленных вещей (так называемый «Больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов» в галлерее Боргезе, Рим «Мальчик, укушенный ящерицей» в собрании Р. Лонги во Флоренции и «Вакх» в Уффици). Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. Через этап караваджизма прошли П. П. 1600—1665).
Большую художественную активность имеют также кажущаяся свобода и случайность в композиционном построении картины, сознательно противопоставленные культу красивого «сочинения» у эпигонов ренессансного искусства. Как мрачный эпилог, неизбежно завершающий жизнь человека с ее радостями и печалями, показан последний обряд — «Соборование». Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду.
В начале нового века Караваджо получает немало заказов от церквей. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Иеронима» (ок. Картина кажется согретой мягким лиризмом. С именем Сальватора Роза из Неаполя (1615—1673) часто связывают представления о так называемых романтических пейзажах и вообще о характерном «романтическом» направлении в живописи 17 – го века. Живописное творчество Сальватора Роза очень неровное и противоречивое.
Собственно, полное имя Меризи да Караваджо. Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. Питер Пауль Рубенс (1577—1640). Другие, наоборот, свидетельствуют об увлечении караваджизмом.
«Призвание апостола Матфея» (Сан Луиджи деи Франчези), одна из лучших работ Караваджо, задумана наподобие жанровой сцены. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). И тогда вместе с «Успением Марии» возникают «Мадонна пилигримов» (ок. Луки, созданная в 1593 г. известным маньеристом Федериго Цуккари.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Его «Портрет музыканта» (Дрезден, Картинная галлерея) скорбной проникновенностью образа решительно выделяется на фоне всех официальных произведений мастера. Фетти отдал дань и караваджизму и барочной живописи в его искусстве можно заметить следы влияния венецианцев Тинторетто и Бассано, Рубенса и Эльсгеймера (в пейзаже), способствовавших сложению его живописной манеры. Первым представителем зрелого барокко был Джованни Ланфранко (1582—1647), уроженец Пармы, ученик Агостино и Аннибале Карраччи. Святое семейство утомилось на пути в Египет – Дева Мария и младенец уснули под музыку ангела, а Иосиф держит ноты. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея и говорит ему: следуй за Мною. В 1601 году Караваджо написал две картины – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом.
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). в Италии) и барокко (К. Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов интерес к натуре.
Грязные пятки блудного сына, торчащие на переднем плане, живо напоминают приемы Караваджо. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени.
Его искусство пропитано проблемой веры, своего рода единением с вечностью. Лысые головы мужчин склонились в скорбном молчании, кое-кто, горюя, смахивает слезу. Но некоторые из них заслуживают специального внимания.
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Но ученик Джироламо Импарато Андреа Ваккаро (1598–1670) и ученик Карраччиоло Массимо Станционе (1585–1656) только в молодости плыли в русле Караваджо и в скором времени бросили якорь в эклектической гавани болонцев. Романино, Л. Лотто).
Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610 г. ) Итальянский художник. Наоборот, сиракузец Марио Меннити (1577 до 1640) был истинным учеником Караваджо, перенесшим стиль своего учителя в Мессину. В надежде на прощение папы он отправился морем в Рим.
И все же даже в самые интимные портреты Ван-Дейк стремится вложить аристократическую утонченность и интеллектуальную активность, в лицо, позу, блик света на зрачке и т. п. Вот таким образом его влечет к «большому», репрезентативному портрету, в парадной одежде и с пышными архитектурными кулисами. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) – итальянский художник. Третья картина— «Св.
Важная роль уделяется объёму, а именно свету и тени в картине. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушённых красок, они воспринимаются как обобщённый поэтический образ фламандской природы ("Возчики камней", около 1620, "Пейзаж с радугой", около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). они совместно украшают фресками ряд дворцов Болоньи.
Но, в отличие от академистов, Роза вносит в пейзаж элементы живого, эмоционального восприятия природы, передавая ее обычно как мрачную и взволнованную стихию («Пейзаж с мостом», Флоренция, галлерея Питти «Прощание Астарты с пастухами», Вена, Художественно-исторический музей). Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж. Карраччи считали, что «хорошая» живопись (или, как тогда говорили, «большой стиль») должна основываться на заимствовании лучших качеств у выдающихся мастеров Возрождения. Примерно к 30-м гг. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.
Развитию живописного мастерства Креспи способствовало его широкое знакомство с художниками 16 в. и Рембрандтом. Созданные им в начале 1610-х гг. Трудно судить, насколько Караваджо был религиозным человеком. Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к чистому натюрморту и авантюрному жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Один вариантов барокко сложился в Болонье и привел к созданию торжественной, велеречивой алтарной картины иллюзорной плафонной живописи и к особому виду «героического» пейзажа.
Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. В ландшафтных жанровых картинах — оставляя в стороне eго «Рынок» в Вене — Фети придерживался еще идеальных тем, тогда как его земляк Микеланджело Черквоцци (прозван Микеланджело битв или «бомбоччат». На этой здоровой почве сложился его живописный стиль. Свидетельством переживаемого мастером творческого подъема помимо высоких художественных достоинств его работ может служить его неистовая работоспособность, сделавшая возможным одновременное возникновение капитальнейших полотен для двух циклов – Контарелли и Черази (включая дополнительные варианты взамен непринятых картин) – и других выдающихся произведений. Среди зрелых произведений мастера его «Атаданта и Гиппомен» (ок. 1605 Рим, церковь Сант Агостино), «Мадонна с четками» (1605 Вена, Художественно-исторический музей), а позднее, незадолго до смерти, — трогательное «Поклонение пастухов» (1609 Мессина, Национальный музей).
1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). Стиль религиозно-мифологической декоративной живописи выступает окончательно сложившимся в творчестве живописца и архитектора Пьетро Берреттини да Кортона (1596—1669) игравшего в живописи примерно ту же роль, что и Бернини в скульптуре. Его позднее «Видение св. Фото картины Джованни Серодине «Христос, проповедующий в храме»В картине «Христос, проповедующий в храме» резкий свет выявляет выразительную палитру Серодине, в которой преобладают коричневатые и красноватые тона.
Наиболее яркими картинами этого периода являются «Призвание Матфея» (1600 г. ), «Положение во гроб» (1602-1603 г. ), «Обращение Савла» (1600-1601 г. ), отличающиеся драматизмом сюжетов, усложненными композициями, сдержанной цветовой гаммой и глубиной образной трактовки. Он умер тогда, когда, прощенный Римским папой, возвращался в Рим. Помимо Генуи Кастильоне долго работал при мантуанском дворе и в других городах Италии. 1597 — ок. В 1607 году перебрался на остров Мальта. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность.
Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин. В начале 1590-х г. переехал в Рим, где создал большинство своих работ.
Такова, например, картина «Блудный сын», где изображен коленопреклоненный молодой пастух рядом с овцами и коровой.
Во главе натуралистического или реалистического движения в Италии (попытки установить различие между натуралистическим и реалистическим направлениями искусства кажутся нам неудачными) возвышается, полная страстной силы, своеобразная личность верхнеитальянца Микеланджело Меризи да Караваджо (1569–1609), которому в Германии, после долгого непризнания, воздали должное уже Юлиус Мейер и Эйзенман, а в последнее время обеспечили почетное место Шмербер и Каллаб. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко.
Но и здесь его ждали приключения и неудачи. "Смерть Марии", ок.
Сакки, как и его соперник Пьетро да Кортоыа, писал преимущественно декоративные плафоны («Божественная мудрость» в палаццо Барберини, ок. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. Иеронима» (1614 Ватиканская пинакотека) с прекрасно написанным вечерним пейзажем.
Монументально-декоративные росписи занимают ведущее место в живописи барокко. Караваджизм). Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет). Очень выразительны головы мальчиков слева, представляющие великолепный этюд с натуры.
Художник любуется лукавой кухаркой, видом битой дичи и утвари. Из болонцев перешел к Караваджо ученик Карраччи Леонелло Спада из Пармы (1576–1622). Он подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворённые портреты своей второй жены, Елены Фаурмент ("Шубка", около 1638-1640, Музей истории искусств, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей ("Вирсавия", около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств ("Кермесса", около 1635- 1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции П. Брейгеля Старшего. 1600), «Мученичество святого Матфея» (ок. Начинает Ван-Дейк с простых интимных портретов (в качестве яркого примера может служить портрет художника Воутерса с женой, написанный очень просто и сердечно).
И действительно, самая сильная сторона творчества Ван-Дейка — портрет. В пустой почти комнате молодая женщина, молча, склонилась в поиске монеты. Очутившись в Неаполе, он оттуда в поисках работы переправился на Мальту, где, пробыв год (1607—1608), был принят в члены ордена благодаря покровительству гроссмейстера, портрет которого он написал.
В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). Многие его произведения находятся в прямой зависимости от академического искусства.
Иллюзионистическими средствами Гверчино добивается необычайной зрительной убедительности, того эффекта обманчивого «правдоподобия», которым так увлекались все монументалисты 17 века. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. 1712) или маленькие мифологические картины, несколько напоминающие работы Альбани («Амуры, обезоруженные нимфами», ГМИИ им.
Из обычных религиозных и аллегорических картин Караваджо «Отдых на пути» и «Магдалина» в галерее Дориа в Риме представляют его светлое раннее время, а обе пленительные любовные аллегории в Берлине — средний период его развития. Один из критиков того времени назвал их художниками «раскрытого окна». Лучии", 1608 г. ). К числу лучших произведений Креспи принадлежит его «Автопортрет» (ок.
Один из них находится в Эрмитаже. Короче сказать, Караваджо был скорее пролагателем и указателем путей, чем завершителем их. Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция». В Риме же Караваджо серьезно заболевает малярией, находится на грани жизни и смерти. Родился 28 сентября 1573 года. Но уже его ученик Гверчино в росписи плафона виллы Людовизи (1623) раскрывает зеркало плафона в заоблачную высь, по которой мчится колесница Авроры (правда, еще не решаясь изобразить колесницу и влекущих ее коней в полном ракурсе снизу вверх).
А покровители Караваджо были очень нужны, т. к. Истоки этого жанра восходят к венецианцу Якопо Бассано. Филиппо I Колонна. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.
Бассано, Тинторетто, Веронезе) и воспринявшего нечто от капризной произвольности графики маньеристов (Пармиджанино, Белланж), заметно отличается от холодной и сухой манеры римских художников. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Суровый реализм творчества Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – "Елена Фаурмент с детьми" (около 1636, Лувр, Париж), "Три грации" (1638-1640, Прадо, Мадрид), "Вакх" (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), "Автопортрет" (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Бородатые старики-апостолы простодушно выражают свое горе: одни застыли в молчаливой скорби, другие рыдают. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе "Портрет камеристки инфанты Изабеллы" (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Ранний этап его искусства вот таким образом в наибольшей мере насыщен противоречивыми устремлениями. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др. Матфей, видимо, не совсем понимает, чего от него хотят, двое юношей в щегольских куртках и шляпах с удивлением и любопытством разглядывают незнакомцев, двое других даже не подняли головы, занятые подсчетом денег (по преданию, Матфей был сборщиком податей). В Риме к нему примкнули ломбардец Бартоломмео Манфреди (около 1580–1617) и венецианец Карло Сарачени (1585–1625).
Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д. Очень сильное влияние римских работ Караваджо испытали два других утрехтских мастера — Хендрик Тербрюгген (в Риме с 1604 по 1614) и уже упоминавшийся Хонтхорст (в Риме с 1610 по 1621). Романтическое истолкование пейзажа и жанра в творчестве Роза было своеобразной оппозицией официальному барочно-академическому искусству.
Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Поначалу он бедствовал, работал по найму.
«Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. А. С. Пушкина «Нахождение Кира», Генуя). В отличие от своих предшественников, маньеристов, представители Болонской Академии требовали обращения к природе, но это должна была быть не обыкновенная, так сказать, рядовая природа, а природа приукрашенная идеализированная («Вознесение богоматери» Аннибале Карраччи, 1601 год, в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме). 1600—1660), работавшего в Виченце.
1628 Венеция, церковь св. И тот и другой стремятся показать модель с выгодной стороны. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи.
Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе – в Национальном музее, Мессина). Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме. В них много чисто декоративной эффектности идущей не от жизни, а от манеры художника. Еще необычнее композиция «Обращение Павла».
Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. Автор исключительных по драматической силе религиозных композиций (Положение во гроб, ок.
Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт «Св. А. С. Пушкина, Москва).
Николая Толентинского)- типичный пример барочного алтарного образа. Однако Гверчино так и не стал последовательным сторонником Караваджо. Мантуанец Бартоломео Манфреди (ок.
Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. «Успение Марии» дается как правдивая жизненная драма. В Испании последователем художника был Франсиско де Сурбаран (1598–1664), во Франции — Жорж де Латур (1593–1652), в Англии — автор знаменитого«Эксперимента с птицей в воздушном насосе» Джозеф Райт. 1594 г. «Гадание», 1594-1595 г. ).
1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Они прорываются то в нарочитой жестокости «Бичевания Христа» (1607 Неаполь, церковь Сан Доменико Маджоре), то в преувеличенной хаотичности композиции «Семи деяний милосердия» (1607 Неаполь, церковь Пио Монте делла Мизерикордиа), где движения фигур, подобно более раннему «Мученичеству апостола Матфея» из Сан Луиджи деи Франчези, стремительно направляются из центра во все стороны за пределы картины. Однако оба мастера представляют интерес прежде всего как портретисты.
Уроженец маленького ломбардского городка Караваджо, сын местного архитектора, он еще мальчиком (1584—1588) прошел обучение в мастерской незначительного миланского маньериста Симоне Петерцано. начался новый период творчества художника. Среди работ Фетти особняком стоит прекрасный портрет актера Габриэли (начало 1620-х гг. Ряд начинают мощные образы Матфея в Сан Луиджи де Франчези в Риме и берлинской галерее. Сквозь иллюзионистический прорыв свода этот свет льется в интерьер церкви.
Произведения Маффеи, как и близкого к нему флорентийца Себастьяно Мацпони (1611—1678), работавшего в Венеции, лучше всего представляют то своеобразное направление барочной живописи, отмеченное высокой колористической экспрессией, которое к середине 17 в. сложилось в Северной Италии, точнее — в Венеции и Генуе — и которое явилось переходным этапом от искусства Фетти, Строцци и Лисса к искусству художников 18 столетия. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц.
Для караваджизма характерны демократизм художественных идеалов интерес к непосредственному воспроизведению натуры, драматизация изображения с помощью контрастов света и тени, стремление передать ощущение осязаемой материальности предметов, крупные планы, монументализация жанровых мотивов (сцен с гадалками, музицирующими персонажами и т. д. ) и, напротив, бытовая трактовка религиозных и мифологических сюжетов. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок. Сам Фетти проявил себя превосходным колористом. Но не эти подражатели определили судьбу европейского караваджизма.
Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Влияние Караваджо на молодежь было неотразимо. А. С. Пушкина). Особенно характерны его пейзажи с фигурами солдат или бандитов («Трубящий солдат», Рим, галлерея Дориа-Памфили «Солдаты играющие в кости», ГМИИ им. В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет").
Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Художник писал очень много картин на религиозную тему, но не переставал «хулиганить». Фреска Гверчино «Аврора» (между 1621 и 1623) в римском Казино Людовизи завершает линию академической монументально-декоративной живописи, во многом предвосхищая стиль зрелого барокко. Это произведение следует расценить как первую попытку объединить присущее Караваджо чувство реальности с торжественной представительностью, своего рода «репрезентативным драматизмом», столь характерным для сложившейся в этом столетии концепции алтарной картины. Шкрета в Чехии и др. ).
Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе. Позднее огромное значение приобретает у него контрастная светотень («тенеброзо»), служащая не только для рельефного выделения объемов, но и для эмоционального усиления образов и для достижения естественного единства композиции. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Монументальная обобщенность силуэта изящество поз, величаво-мрачное звучание колорита (черного с белым или черного с красным) создают абсолютно специфический образ аристократа (портрет кардинала Бентиволио), в котором сословное превосходство модели сочетается с оттенком усталости и пресыщенности. В молодости Гверчино испытал сильнейшее влияние Караваджо. Революционная смелость, с какой он трактовал религиозные образы, вызывала резкие нападки со стороны представителей духовенства и официального искусства.
Из всего этого, однако, не следует, что Караваджо слепо копировал натуру. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».
Вместо двойной системы образных соответствий, которую мы могли наблюдать в «Вакхе», в созданиях этой линии возникает синтез более однородного порядка. Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом.
Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Екатерина Александрийская», около 1598, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), как глубокого душевного переживания («Св. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). 17 в. на почве академической живописи складывается стиль зрелого барокко. В церкви Сайта Мария ин Валличелла в обрамлении позолоченной лепнины, покрывающей стены и своды, представлены Экстатически жестикулирующие святые, сцены чудес, летящие ангелы (1647—1651).
На маленьком стульчике сидит скорбящая девушка. Караваджо – автор исключительных по драматической силе религиозных композиций (Положение во гроб, ок. Произошло это 18 июля 1610 года. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Но и оказала воздействие на искусство всех европейских художественных школ 17 века.
Многосторонний Джованни Бенедетто Кастильоне (1616–1670), переселившийся в Мантую, примыкает к реалистам как художник животных, но более по выбору тем, чем по их исполнению. Превосходный рисовальщик, он чувствовал себя в рисунке свободнее от созданных им самим условных художественных канонов: недаром с его именем связано возобновление (после Леонардо да Винчи) такого жанра, как карикатура. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены.
Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок. В картине раннего его творчества «Гадалка» он описывает женщину в белой кофте, которая предсказывает молодому человеку, одетому в шелковый камзол плащ и в шляпе со страусовым пером его судьбу. 1700 Эрмитаж).
За исключением «Исповеди», все остальные картины составляют целостный цикл, эмоциональное единство которого подчеркивается кажущимся однообразием приглушенного коричневато-золотистого колорита. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Для своих картин он выбирает простонародный типаж, решая религиозную тематику в чисто жанровом плане («Товий исцеляющий отца», ок. «Романтический» пейзаж Роза вырос на основе академического, с которым его сближают общие приемы композиционного и колористического построения картины (эта близость особенно заметна в многочисленных «Гаванях»).
К 1610 г. Гвидо Рени — ведущая фигура академического направления в Риме. От Ланфранко идут все другие художники-декораторы римского барокко. Чтобы достичь достоверности, Караваджо приказал двум нанятым работникам выкопать недавно захороненное тело и держать его, пока он рисует. От Караваджо он явно позаимствовал свою сочную светотень и склонность к реалистическому типажу под влиянием караваджистского «тенеброзо» выработал он и свой колорит с его тяготением к монохромным серебристо-серым и золотистокоричневым тонам. Несмотря на то, что караваджизм не сумел сохранить свои позиции и был сравнительно скоро оттеснен на задний план художественной жизни Италии, возбужденный им интерес к «низменному» жанру сохранялся даже в самом Риме, где с 1630-х годов, казалось бы, безраздельно господствовало искусство барокко.
Перерезанная глотка на картине «Юдифь и Олоферн», виртуозно пронзённая плоть Христа с картины «Уверование апостола Фомы» – всё это созвучно с протоколами допросов свидетелей типа: «Я видел человека с обнажённым оружием в руке – это был кинжал или охотничий нож Раненый сказал, что это не может быть никто иной, кроме Микеланджело да Караваджо». Род существует до сих пор. Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной.
Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Некоторая натюрмортность, обычно обедняющая образы Строцци, здесь как нельзя кстати. Среди ведущих художников, применявших схожие с Караваджо техники и методы, следует выделить Орацио Джентилески (1563–1639), его дочьАртемизию Джентилески (1593–1656), Бартоломео Манфреди (1582–1622), Хосе де Рибера (1591–1652). Флоренция). Академия объединяла очень небольшое число художников и просуществовала недолго.
Задачу обновления живописи взяли на себя болонские художники Лодовико Карраччи (1555—1619) и его двоюродные братья Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609) Карраччи. В жанровой картине «Рынок в Поджо-а-Кайано» (1708 – 1709 Уффици) передано праздничное оживление деревенского рынка. Образы своих пасторалей Кастильоне повторял в мастерски выполненных офортах, рисунках и монотипиях (он был изобретателем техники монотипии). Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94 «Больной Вакх», около 1593, оба – в галерее Боргезе, Рим).
Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения и Меризи пришлось покинуть борт без багажа. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин для Люксембургского дворца в Париже "История Марии Медичи" (около 1622-1625, ныне- Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Однако он во многом отступает от приемов мастеров Возрождения, выдвигая новые принципы, определившие характер монументально-декоративной живописи барокко. Серодине пишет сильными пастозными мазками, стремительное движение которых придает его образам драматическую напряженность свет и цвет образуют у него органическое живописное единство («Портрет отца», 1628 Лугано, Музей). Тяжеловесные фигуры располагаются красивыми группами, каждое движение и жест, складки плащей строго рассчитаны, приведены в соответствие с канонами «классической» красоты. Эрмитаж), в которой изображен коленопреклоненный пастух рядом с коровой и овцами. Но в общей перспективе эпохи травестийный подход к мифологической теме был важным открытием: здесь положено начало одной из важных образных линий в мифологической поэтике Веласкеса, давшей себя знать в целой череде его прославленных созданий, от «Вакха» до «Венеры с зеркалом». Уроженец Ольденбурга (северная Германия), он учился в Гарлеме (ок.
В их представлении «натура» слишком груба и требует обязательной переработки и облагораживания в соответствии с каноническими понятиями идеальной красоты и изящества. Пристрастие к натуралистическим деталям, к достоверности обстановки не заслоняет главного в произведениях Караваджо, лучшие из которых эмоционально выразительны, глубоко драматичны и возвышенны (Положение во гроб, 1602). Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. Поняв бесплодность маньеристического эпигонства, они хотели создать более творческую и жизненную систему.