Картина Караваджо Нарцисс: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Нарцисс – живопись итальянским владельцем Барокко Караваджо, нарисованным приблизительно 1597–1599. Однако Нарцисс Караваджо — Нарцисс одетый, в нем нет ничего от Древней Греции и не ощущается дыхание Олимпа.
Сегодня исполняется 416 летсо дня написания картины "Нарцисс у ручья"итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо. Нарцисс является картина итальянского композитора эпохи барокко Караваджо, окрашены около 1597-1599.
На этот раз на картине голову позировавшего Марио вместо волос он украсил извивающимися и злобно шипящими змейками, которые стремятся уползти в сторону с поверхности щита. Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле. Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов. От него лучше держаться подальше». Картина иллюстрирует классический миф Древней Греции — Легенду о Нарциссе.
Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка.
Не случайно имя Нарцисс (Наркисс) происходит от глагола «narkao» (греч. Литературный критик 16-го века объяснил современные взгляды, что миф Нарсиссуса «ясно демонстрирует несчастный конец тех, кто любит их вещи слишком много». Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма.
Как знать. С Аннуччей такого никогда не случалось — она всегда была естественна, как скромный полевой цветок.
Это первый созданный Караваджо пейзажный ноктюрн. Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру. Справа от него восседает юнец, показанный со спины.
Дабы история не повторилась, нужна была во что бы то ни стало новая Медуза. Всё писалось с натуры.
Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами43. Она терпеливо позировала, оказавшись послушной натурщицей. Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир.
Караваджо воссоздал его образ на картине «Экстаз святого Франциска» (92, 5x127, 8), где запечатлено известное историческое событие имевшее место 17 сентября 1214 года. К сожалению, не сохранились даже редкие его письма. Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него. У картины имеется второе, неверное название «Концерт», но как такового его здесь нет, поскольку инструменты молчат. Но и здесь его ждали приключения и неудачи.
Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты. Дель Монте было за сорок, происходил он из рода венецианских патрициев. Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала.
По такому случаю дворцовым портным для него был пошит строгий камзол. Положившись на память, которая начала его подводить, кардинал записал: «Обретшая славу корзина с правдоподобно изображёнными цветами (sic. ) написана Микеланджело да Караваджо, который имел широкую известность в Риме»48. Одна его половина насквозь пропитана лицемерием пополам с соблазном, в другой царят аскетический дух и поклонение культу истины, которая дороже всех земных благ. Его слава росла, хотя далеко не все воспринимали творчество Караваджо с однозначным одобрением. Произведения художника Караваджо и в самом деле существенно отличались от общепринятых в то время образцов живописи. Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства.
В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни. Он всегда выступал смело против устоявшихся законов художественных школ и был настоящим новатором своего времени. Памятуя о недавнем разговоре за завтраком у кардинала, он писал картину ради этого мига, который обычно не задерживается в памяти, а на холсте остаётся и продолжает жить своей жизнью.
Правда, сама работа долгое время приписывалась разным авторам, в основном ломбардской школы, пока искусствовед Лонги не доказал, кто является истинным её творцом. Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас). В конце концов Немезида — богиня правосудия — решила наказать Нарцисса за гордыню.
Это один из самых высокочтимых итальянских святых. Караваджо пришлось даже слегка поволочиться за молодой женщиной и он немного увлёкся ею, сопровождая на вечеринки к друзьям. Записано верно с моих слов»47. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью.
Но художник недолго оставался без помощника. Вот почему «Корзину с фруктами» можно считать манифестом преданности художника натуре, гимном материальному миру. Здесь, как и в первой картине, всё дышит пронизывающим каждую деталь ожиданием. Я её выдрал из какого-то старого журнала, обнаруженного в какой-то макулатурной пачке (был такой спорт, сбор макулатуры на книги) долгие годы была моим визуальным сокровищем. Их пересказом и (пере)интерпретациями занималось (и занимается) много всякого умного народа, не мне чета и во все эти дебри лезть в данный момент не очень хочется. Оба персонажа рельефно выступают на переднем плане из ночного мрака. В натюрморте Караваджо поэтически прославляет природу, преклоняясь перед ней и показывая, что он способен воспроизвести даже то, что чаще всего остаётся незамеченным неопытным глазом или воспринимается как нечто лишнее, ненужное.
Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Кардинал слыл полиглотом и меломаном. И всё же наиболее близка к истине другая версия.
Узнав, что об этом не может быть и речи, жена друга с радостью согласилась. Он несколько раз попадал в тюрьму. Времена и вкусы меняются. Нимфа Дафна, спасаясь от притязаний Аполлона, была превращена богами в лавр.
Для полиции было вполне привычным делом задержание за ношение оружия гражданским лицом. При внимательном рассмотрении поражает каждая деталь натюрморта — капли воды на листьях, блики света на гроздьях винограда, яблоко и груша с червоточиной, тонкая кожица инжира, бархатистость кожуры персика и шероховатость поверхности дыни.
Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. С течением времени слово «нарцисс» стало синонимом слова «самовлюбленный». На площади Навона и в прилегающих переулках, где издавна обосновалось ломбардское землячество, кипели нешуточные страсти и раздавались требования положить конец испанскому господству в Милане и оказать помощь французам. Возможно, при первом же взгляде на картину своего протеже он с удивлением обнаружил в лютнисте изображение девушки, которое никак не сочеталось с полюбившимися ему «Музицирующими мальчиками».
Любовь genialis превращается в любовь соnjugalis. Тогда-то Караваджо вдруг вспомнил о просьбе Онорио Лонги присмотреть за оставленной мужем в одиночестве красавицей Катериной Кампани. Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться.
Прекрасный, но, холодный и гордый, он отвергает их любовь. За моей спиной – пустота. Без труда были найдены нужные типажи среди придворных пажей и хористов, чьи фигуры занимают всю плоскость картины. Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи».
Ко времени написания картины, по мнению художника, «экспериментальная эпоха невероятных искажений, невообразимых кровавых осмосов, летающих разодранных внутренностей, волосатых скал и фантастических пейзажей завершилась новые образы обладают способностью к развитию и продуктивностью – качествами, присущими всякой системе». Август сослал Овидия на край света – в ледяной край дикой Паррасии. На всём лежит печать умиротворения, первозданной тишины и таинственной атмосферы ожидания чуда, которое должно вот-вот свершиться. Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал.
Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом. Работа в мастерской при дворце Мадама не прекращалась и, памятуя о предложении банкира Джустиньяни во время первой с ним встречи, Караваджо принялся писать портрет его тайной подруги Филлиды Меландрони. Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук. Ему запали в душу услышанные однажды слова из «Наставлений» преподобного: «Где любовь и здравомыслие, там нет ни страха, ни невежества»38.
Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур»42. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. В придворном хоре кардинала дель Монте выделялся сильным голосом и яркой внешностью испанский кастрат Педро Монтойя, которого не раз приглашали выступить с хором Сикстинской капеллы, а на музыкальных вечерах во дворце Мадама он исполнял все женские партии. Сложная по композиции картина (300x180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух. Этот внутренний (уже почти психологический) самоконтроль выводит нас к теме subjectus и obsequens maritus. Когда нимфы приходят за его телом, на том месте, где оно должно было быть, вырастает красивый нарцисс.
После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Считается, что это один из миланских друзей Караваджо, навестивший его в Риме.
Многие факты биографии Караваджо известны лишь приблизительно, на основании более поздних описаний биографов художника. Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм.
Надо признать, что это ему удалось. Это первое письменное свидетельство осознания самого себя. Были не забыты и кое-кто из художников, поэтов, музыкантов. Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха».
Работа велась в мастерской и её особенно прельщали великолепие дворца Мадама и услужливость челяди в ливреях. В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом. Сдержанность, послушание означают почти пассивность. Морская вода скована льдами».
Официальный Рим предпочёл остаться в стороне, но в городе нарастало напряжение. Самая большая иконография – у древнегреческого Нарцисса: сказания «Метаморфозы» Овидия («Он сам собой любуется, окаменев от удивления. Каждый думает только о себе. Наяды оплакивают его. Они не могли взять эту легенду у греков.
Сексуальная мораль полностью перестала быть вопросом статуса.
В частности, рассказывая об оптических эффектах интересовавших многих художников, автор приходит к парадоксальному заключению, заявляя, что «с помощью простого кружочка из бумаги можно увидеть так называемый сгусток (epitome) целого мира»33. Так же как не могли найти ее и у римлян.
Признавая яркий художественный дар и темперамент своего протеже, независимость суждений и дерзкий ум — «un cervello stravagantissimo», как он пояснял друзьям, умный дель Монте давно заметил, что на молодого художника дурно влияет любая похвала, оказываясь для него пагубной. Я силюсь не умереть в молчании.
Впервые Караваджо пытается защититься именем своего патрона, который в то время отсутствовал, будучи по делам во Флоренции. Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино.
В Нарцисса были влюблены многие юноши и девушки, но он с пренебрежением отвергал их. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. То был медленный, глубинный, естественный процесс иод охраной страха. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Не замечая его присутствия, собеседники вели неспешный разговор. Отвергнутые взывают к богам (в частности, к Немезиде), прося наказать Нарцисса («Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым. ») и та внимает их просьбам.
Говоря о Галилее в письме тосканскому герцогу от 31 мая 1611 года, дель Монте признаёт: «Если бы мы жили во времена античного Рима, уверен, что ему была бы воздвигнута статуя на Капитолии в честь признания его выдающихся заслуг»32. Сведения, получаемые из Милана, будоражили Рим. О второй я должен умолчать 6». За кофе, бесшумно подаваемым юными пажами, завязался разговор о музыке. В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову. Иными словами, он охраняет «ничто», он охраняет «не-жизнь» – стыдливо прикрытые чресла, тело, до такой степени отверженное, что оно стало мертвым и его навечно прибили гвоздями к кресту. Судьба Караваджо была поистине непростой. Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост.
Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (66x53) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. Его выбор пал на почитаемый в Риме образ святой Екатерины.
Нечто подобное он уже старался передать в «Юноше, укушенном ящерицей», выразив боль на лице героя и инстинктивное движение его рук. Так, шпага внизу сходится с пальмовой ветвью в вершине другого вписанного треугольника. Как они могут понять их, когда я сам, «производящий» эти образы, не понимаю их.
«Святая Екатерина Александрийская» (173x133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души. Но всё эти недочёты восполняются прекрасно снятыми кадрами показа его картин. В записках моих я повествую о себе.
Например, финикийский бог Адонис, рожденный от Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, погиб на охоте и из капель его крови выросли розы. Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. Из тела божества Гиакинта (Гиацинта) из ревности погубленного богом ветра Зефиром, Аполлон вырастил цветок. Вот таким образом в его литературных высказываниях появляются призывы «поверить алгеброй гармонию». Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал.
Существует цепкая, неразрывная взаимосвязь между утраченной вещью, вещью, не имеющей цены, тем, что называется monstrum, химерой, чудом искусством. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Но Караваджо всегда был склонен к авантюрам и всякие запреты только распаляли его. Её гордостью являлся «Урбинский кодекс 1270» Леонардо да Винчи с воззрениями мастера о перспективе и световоздушной среде.
Но опять же, к моему делу это всё имеет отношение левое. Взятый у Гвидобальдо для работы обычный циркуль в то время был новинкой и его появление было отмечено даже поэтами. Тиресий предсказал Нарциссу, что тот будет жить долго, если не увидит самого себя («Коль сам он себя не увидит»). Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде. Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью.
Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Поводом послужило подозрительное обстоятельство. Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94x119).
Тогда он решил повременить и осмотреться. Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя. «Две вещи сгубили меня – мои стихи и моя оплошность.
Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях». Супружеская любовь – это миф, согласно которому покорность как следствие силы (obsequim как следствие virtus) становится психологической и религиозной (pietas и fides). И хотя подобные документы не оформлялись официально их можно назвать первыми брачными контрактами Запада. Так император Марк Аврелий, последователь секты Эпикура, похвалялся в своих дневниках тем, что не притронулся к служанке по имени Бенедикта и даже к рабу (которого звали Теодотом), несмотря на снедавшее его желание.
А что говорить о причёсанных волосах, стянутых на затылке бантом пёстрой лентой. Но не исключено и другое, если принять во внимание вкусы кардинала. Богемная жизнь влекла их обоих.
«Я тот, кто тщетно пытается обратиться в камень. Ему льстило появляться с ней в известных местах сборища художников, поэтов и музыкантов. Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску. Действительно, картина вызвала недоброжелатели. Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу. Он начинал терять голову и пускаться во все тяжкие.
Хотя две продольные стены Сикстинской капеллы украшены великолепными росписями Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Перуджино и других славных мастеров, но расписанные Микеланджело плафон и алтарная стена подавили своей мощью и заглушили всё остальное. Но на одном из листов партитуры чётко начертано латинизированное имя Gallus. И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста. Беда с этими гордыми сицилианцами, не понимающими шуток. Эта первая работа, написанная для дель Монте в его дворце.
Кардинал, никак не ожидавший вновь увидеть у себя «Лютниста», хоть и был несказанно рад его возвращению, на сей раз воздержался от выражения особой благодарности. Но сегодня я не про сложные версии, а про сам простой миф. Он отучился в художественной школе в Милане. Что, мол де, до существования стеклянных зеркал (которым всего или около 800 лет или – если включить полумифические источники – около 2 тысяч лет) существовали металлические зеркала (3 тысячи лет. ), а до них какие-то уж совсем полулегендарные отполированные обсидианы (4 тысячи. ). Моё дело пока узкое, а именно использование поверхности воды как зеркало.
Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр — она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой. Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве. Вскоре объявились ещё два помощника постарше — Бартоломео Манфреди и Марио де Фьори. «Никто доселе не видывал столь дальних краев.
Она вполне оправдывала своё редкое имя гордой дочери фракийского царя Сифона. Например, о «Корзине с фруктами» резко отозвался ярый сторонник классицизма и почитатель творчества своих земляков братьев Карраччи болонский литератор и историк граф Мальвазия, который писал: «Кому недоставало ума изображать дыни, арбузы и прочие фрукты. Любопытно другое. С непривычки Катерина держит шпагу неуверенно и немного кокетливо. Позднее художник не раз вернётся к этой теме. Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать. За несчастную вступились все женщины, упросив богиню правосудия Немезиду покарать гордеца.
Стремление писать книги – это болезнь, близкая к безумию». Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (110x91). Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках.
Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы. Смотря из окна на лужи с отражёнными в них плывущими по небу облаками, он решил вместо зеркала как верного подспорья в работе попробовать на сей раз использовать водную гладь и показать отражённым в ней окружающий мир, неожиданно предстающий в перевёрнутом виде. Караваджо, хорошо знавший нравы римской улицы и её обитателей изобразил когда-то на свой страх и риск одного из этих парней на картине «Юноша, укушенный ящерицей», вызвавшей восторг синьора Валентино и многих других коллекционеров. Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура.
Так само собой получилось, что вскоре ему пришлось приступить к написанию картины «Музицирующие мальчики» (92x118, 5). Поначалу она смутилась, думая, что придётся обнажаться перед художником. В её изящных руках оружие выглядит скорее как игрушка, нежели как орудием смерти, да и сама картина сродни обычному придворному портрету. Наступило осеннее ненастье, когда из-за проливных дождей нельзя выйти из дома. На лице музыканта грусть. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Тайна осталась нераскрытой. Однажды, весной 1598 года, с Караваджо произошёл курьёзный случай.
А на вопрос художника, узнаёт ли он себя в Нарциссе, тот ничего не ответил, пожав недоумённо плечами и, судя по всему, обиделся. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Впечатляет написанная в полный рост фигура лежащего святого с полузакрытыми глазами и головой между коленей крылатого ангела, напоминающего по типажу друга художника Марио.
Дом братьев дель Монте считался центром либеральной мысли и антииспанских настроений. Вскоре он завершил работу. Таким и появился на свет «Нарцисс» (112x92).
Караваджо понял, что его вольной жизни настал конец. В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму. Всё, что осталось от него на бумаге, — это подписанные им договоры на написание картин, векселя, расписки в получении гонораров, подписи под протоколами полиции и судебными постановлениями.
Его обнажённое колено почти упирается в раму картины. Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (60x55). Идея увлекла Караваджо. Дворец Мадама служил ему надёжной защитой от любых неожиданных неприятностей. «Пусть над этим ломают головы другие, ничего не смыслящие в живописи, — сказал он про себя, — а для меня всё давно уже ясно как Божий день».
По-видимому, беседы с Гвидобальдо о наличии скрытой взаимосвязи математики и искусства возымели действие. На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами. Появились первые брачные договоры. Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. Таким образом Караваджо оказался в кругу покровителей, связанных тесными узами родства.
– одурманивать, ошеломлять). Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб». Один из таких курьеров по имени Мартинелли был общим знакомым Лонги и Караваджо, через которого друзья узнавали последние новости из Милана.