Предварительный показ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей прошел в пятницу в посольстве Италии в Москве. В посольстве Италии журналистам представили картину Караваджо "Мальчик, укушенный ящерицей". Предварительный показ картины Микеланджело Меризи да Караваджо Мальчик, укушенный ящерицей пройдет в пятницу в посольстве Италии в Москве, сообщила пресс-служба посольства. Помимо Мальчика, укушенного ящерицей на выставке будут представлены 30 работ последователей Караваджо из собрания Фонда Лонги, которые хранятся во Флоренции на вилле основателя фонда – ученого и критика Роберто Лонги (1890-1970).
Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать.
Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом. Отговорив Караваджо возвращаться в мастерскую Чезари дАрпино, распускавшего о нём самые гнусные сплетни, Просперино предложил пока устроиться в доме друга его старшего брата, некоего монсиньора Фантино Петриньяни, в приходе Сан-Сильвестро ин Jlaypo в самом центре города.
К тому же во время недавнего ливня прохудилась крыша в доме монсиньора Петриньяни и залило не только комнату, занимаемую его молодыми постояльцами, но и подвал, превращённый в болото. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной.
Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью».
Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. Однако его глубоко задела чёрствость братьев Чезари, особенно Бернардино, который считался чуть ли не его другом. Юноша с невообразимой легкостью перебирает струны и полностью отдает себя звукам музыки. Своей фортуной он был обязан тому, что, правильно взвесив и оценив сложившуюся в мире обстановку, опередил многих конкурентов и своевременно зафрахтовал быстроходный генуэзский флот для перевозки грузов с пряностями, а главное с награбленным золотом из Нового Света в Европу, что принесло неслыханные барыши. Под звуки нежной мелодии задремала с Младенцем на руках сидящая на земле Дева Мария, а бодрствующий Иосиф восседает рядом на тюке с пожитками, помогая замешкавшемуся ангелу — у небесного музыканта вдруг лопнула скрипичная струна.
Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Пожалуй, впервые в мировой живописи художнику удалось схватить и запечатлеть на полотне непроизвольное движение души и тела, а инстинктивный взмах обеих рук юноши столь порывист, что видно, как приподнялся кверху конец коричневого шарфа, словно на ветру.
Один их вид вызывает во рту оскомину. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку. Тут было над чем призадуматься. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца.
Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Её мягкую поступь, лёгкое дыхание и нежное прикосновение рук он постоянно ощущал, когда его лихорадило и мучила жажда, не дававшая заснуть. И не она должна каяться, как считал он, а те, кто толкнул девушку на путь порока, вынудив заниматься проституцией.
Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. И это самое ценное в картине. Его работы нравились тем, кто тяготел к новаторству – например, голландцам. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу.
Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц.
Он любил и по борделям прогуляться и в карты сыграть и выпить. Обо всём этом девушка с горечью поведала художнику, который старался как можно больше узнать о своей подружке и натурщице, которой он явно симпатизировал и она отвечала ему тем же.
Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал.
После длинного и опасного перехода путники решили отдохнуть, удобно расположившись под сенью деревьев в укромном месте. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». В творчестве Караваджо есть множество картинс библейскими сюжетами.
Критики Караваджо настаивают, что метод письма с натуры, которому был привержен художник, содержит существенное ограничение: с его помощью хорошо создавать статичные композиции, но не сцены движения или насилия. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов.
Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей.
Одной из самых известных картинКараваджоявляется картина«Мальчик, укушенный ящерицей». На картине изображен мальчик с неоднозначным выражением лица. На выставке в Пушкинском музее можно будет увидеть около 50 произведений искусства. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника.
Пришлось завести кошку. Он ценил эти тихие вечера. Он выступает посредником между Небом и Землёй. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях.
Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя.
Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании.
Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. В непроницаемом взгляде юноши угадывается удивительное душевное спокойствие, которого сам Караваджо был лишён, а потому предпринимал тщетные попытки проникнуть в этот неведомый ему мир. Композиция полна беспокойного движения, резкий боковой свет падает прихотливыми вспышками, выхватывая ярко светящиеся фрагменты отдельных предметов. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Судьба Караваджо была поистине непростой.
Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). Послед одного из таких инцидентов Павел V объявил художника «вне закона», то есть его мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.
«Мальчик, укушенный ящерицей» (1596) Холст, масло. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен.
Необычным был и метод работы мастера, сторонника реализма, оптических неожиданностей и контрастов с реальностью: Караваджо не делал подготовительных набросков, а писал картину сразу, что можно увидеть на примере «Мальчика, укушенного ящерицей». На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор.
Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы.
Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом. Он отучился в художественной школе в Милане. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе.
Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке.
Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ». Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах.
Он мог так сидеть часами. Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки.
В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. Ответить трудно. Но любил ли он её, трудно сказать.
Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни.
Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом. Яркий свет слева чётко обрисовывает колоритную компактную группу, чисто внешне связанную контуром наподобие треугольника, а внутренне — накалом происходящего столкновения интересов, готового вот-вот взорваться и обернуться насилием, что так привычно для повседневной жизни римской улицы. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Однако поза изображённой им на полотне грешницы со спокойно сложенными на животе руками никак не выражает её раскаяния.
О судьбе портрета ничего не известно. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски.
Картина не была принята единодушно. Эту картину можно рассматривать как вызов, смело брошенный молодым художником официальному искусству идеологи которого исключали всякую возможность изображения жизни городских низов в их грубой неприглядности, что, по их мнению, недостойно внимания любого уважающего себя мастера, призванного создавать произведения, пробуждающие добрые чувства и ласкающие взор красотой. Позднее оказалось, что неудача ненавистного соперника, вынужденного в конце концов отказаться от заказа и вернуть полученный аванс, обернулась для Караваджо тем долгожданным счастливым случаем, о чём он мог только мечтать и позволила ему заявить о себе в полный голос, доказав всем, на что он способен.
Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. Удержу в своих развлечениях он не знал, а алкоголь и вовсе лишал его самообладания. Путешествия его не привлекали – если он и переезжал из города в город, то, как правило, это было бегство от ответственности за очередной разгул, драку или даже убийство. Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Первой такой работой была «Ваза с цветами». Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку.
Тем не менее, Мальчик, укушенный ящерицей является важным произведением в раннем периоде художника именно потому, что эта картина демонстрирует выход из безвоздушной тишины самых ранних его произведений, таких как «Мальчик, чистящий фрукты» или «Больной Вакх» и даже подразумевающих насилие, но фактически статичных, таких как «Шулера». Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое.
Среди них – Взятие Христа под стражу Дирка ван Бабюрена, Отречение святого Петра Валантена де Булоня и две работы Маттиаса Стоммера – Архангел Рафаил в доме Товита и Исцеление Товита. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться.
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Его охватило волнение.
Фигуры в его картинах наполнены контрастом. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Поза у Вакха неудобная. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо.
Между ними завязалась потасовка, на которую присутствующие не обратили никакого внимания — дело привычное. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. В частности, на выставке в Москве воссоединятся произведения из серии Апостолы испанца Хусепе Риберы.
А было ли ему свойственно такое чувство. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла. Стоит отметить, что у художника много работ с изображениями юношей. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем».
Характер у юноши был вздорный. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания. С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. Так появился «Юный Вакх» (95x85).
С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника.
Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. В такие минуты ему казалось, что вместо юной монахини перед ним представала покойная мать, тоже Лючия, всегда такая ласковая и заботливая, особенно когда в раннем детстве он болел и она не отходила от него ни на шаг.
Успех не заставил себя долго ждать. В том же плане написана картина «Юноша с лютней», на которойКараваджо изобразил молодого человека, полностью увлеченного музыкой. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения.
Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. Например, такие работы, как«Мальчик, очищающий фрукт», нарисованная словно этюд к большой композиции или картина«Юноша с корзиной фруктов», на которой изображен обычныйуличный мальчишка в довольно изящной позе, чуть запрокинув голову назад, в то время как его рубашка изящно свисает с плеча, мальчишка уверенно прижимает к своему телу корзину с фруктами и томно смотрит на зрителя.
Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. Аннучча была признательна ему за заступничество.
Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге.
Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3).
Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Караваджо. Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала.
Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. Но на родине Микеланджело было непросто пробивать себе дорогу. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Несмотря на нищенское полуголодное существование, Караваджо действительно чувствовал себя счастливым, особенно когда ему удавалось выхватить из разноликой уличной толпы нужный типаж. В 13 лет Микеланджело переезжает в Милан и начинает учиться живописи.
Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. Её официальное название «Кающаяся Магдалина».
В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. У левого глаза припухлость от ушиба. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио.
Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия.
Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Одной из подобного рода картин является картина «Отдых на пути в Египет», котораяопределенносоздает атмосферу созидания, покоя и умиротворения.
Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Сама ящерица остается в тени и там же, на темном фоне, Караваджо рисует чудный натюрморт из прозрачного бокала с цветком розы в нем и рассыпанных на столе ягод.
На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Тем не менее, Мальчик, укушенный ящерицей является важным произведением в раннем периоде художника именно потому, что эта картина демонстрирует выход из безвоздушной тишины самых ранних его произведений, таких как «Мальчик, чистящий фрукты» или «Больной Вакх» и даже подразумевающих насилие, но фактически статичных, таких как «Шулера». Возможно также, чтоКараваджо пытался выразить сущность своего друга и показать, каким человеком он видит его на самом деле, вот таким образом и изобразил человека, полного страха, отвращения и брезгливости. Как раз в это время он как никогда раньше нуждался в подающем надежды помощнике, поскольку опаздывал с выполнением важного заказа для французской церкви Сан-Луиджи.
Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Они-то и ввели её в свой порочный круг. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка.
В основном на них изображались юноши с правильным овалом лица, миндалевидным разрезом глаз, с крупными носами и пухлыми губами как собирательный образ типичных римских подростков.
Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5). Без всякого зазрения он заглядывает через плечо в карты соперника, показывая на пальцах в рваных перчатках, чем надо крыть нетерпеливому компаньону с неприятным лицом грызуна. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное.
На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Бог виноделия вальяжно развалился на диване, обитом полосатой тканью, словно на триклинии, на котором обычно возлежали древние римляне известные своим чревоугодием и склонностью к обильным возлияниям за застольными беседами. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход.
Оплачивала все это мать, которая его боготворила. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика.
Жизнь завертелась — только поспевай.