Биографы Караваджо сходятся во мнении, что выбор культурной столицы Италии, а значит и всего мира, был обусловлен необычайными амбициями Караваджо, мечтавшего стать величайшим художником всех времен и народов. В статье «Караваджо: биография и творчество художника» — о жизни и произведениях великого итальянского живописца.
Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. История умалчивает о мотивах его переезда. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
Живопись художника возникла как реакция на маньеризм: он попытался пойти новым путем избрав направление натурализма (от «natura» – природа, естество), который отличают лаконизм и простота композиции. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Также он пишет ещё одну Марию Магдалину исполненную в манере венецианских мастеров («Обращение Магдалины»). А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. По счастью, покровители и друзья не бросили художника в беде.
И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в. К таким художникам, развивавшим неополитанскую школу живописи, следует отнести Маттиа Прети (1613–1699), Гвидо Рени (1575–1642) и многих других.
В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. "Смерть Марии", ок.
Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90х гг. Он пишет «Юдифь и Олоферн», где изображает момент отрубания головы Юдифью ассирийскому тирану Олоферну.
После окончания работы для Крещенци на Караваджо буквально посыпались заказы.
С этого момента известность ломбардского художника стала неумолимо расти в кругах римской знати. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). Я не вижу здесь ничего, кроме копирования стиля Джорджоне. ».
Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Образ старой служанки был создан Караваджо под впечатлением от «Головы старика» Леонардо да Винчи. Здесь же Караваджо написал и «Мадонну дель Розарио».
В 1594 году Караваджо переехал во дворец своего покровителя кардинала дель Монте, где работал около пяти лет. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. По дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, затем продолжил путь и в городке Порто дЭрколе умер от лихорадки в возрасте 38 лет. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника.
В картине «Музыканты» на переднем плане также изображена развернутая к зрителям партитура, которую держит полуобнаженный певец. (маньеризм и академизм). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-93, Уффици). Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Однако, заказчик эту картину отверг. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Тогда его обвинили в убийстве.
Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Из этой смеси родились такие шедевры, как «Отдых на пути в Египет» и «Магдалина», поставившие провинциального художника в один ряд с именитыми римскими мастерами. Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. В искусстве Западной Европы, можно назвать имя Караваджо. В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Караваджо Микеланджело (Caravaggio).
В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Наконец, одна из случайных дуэлей закончилась убийством и Караваджо вынужден был бежать из Рима. Здесь Караваджо истолковал традиционный сюжет «Успения Богородицы» не несущим радость, согласно церковным традициям, а как трагедию, погрузив апостолов, окруживших ложе Марии в скорбь. XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью.
В 1601 году Караваджо написал две картины – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. В алтарных картинах «Мученичество св. Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино. Некоторые биографы Караваджо считают, что эту картину художник предложил самому римскому папе, а его «Саломея» была послана на Мальту Алофу де Виньякуру, дабы тот восстановил Караваджо в Ордене. Больше того – масло, в сравнении с темперой, усиливало эффекты светотени. Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме.
Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).
Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «. Чуть в стороне от героини стоит в ожидании пожилая служанка. Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом. Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году. Большой любовью в Риме пользовались копии работ Микеланджело и Рафаэля. Моделью для Юдифи также послужила Филиса Меландроне. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа.
1605-1606 гг. ). События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Среди ведущих художников, применявших схожие с Караваджо техники и методы, следует выделить Орацио Джентилески (1563–1639), его дочьАртемизию Джентилески (1593–1656), Бартоломео Манфреди (1582–1622), Хосе де Рибера (1591–1652). Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Бруно оказал на него большое влияние. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. По замечанию Беренсона, в этом произведении Караваджо ощущается «всеобщая потребность в нововведениях», желание разрушить условности. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим).
Сейчас мы доподлинно знаем, что полотно художника «Мальчик, укушенный ящерицей» (около 1954 года, Национальная галерея, Лондон и, второй вариант, Фонд Лонги во Флоренции) было создано в период его проживания у монсеньора Пуччи. Драматический сюжет положения во гроб тела Спасителя написан художником в белых, красных и синих тонах, напряженное противостояние которых умножает эффект от игры света и тени. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». КАРАВАДЖО (Caravaggio настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итальянский художник. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».
Филиппо I Колонна. Микеланджело обвиняли в убийстве. Лучии", 1608 г. ). Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению.
Он начинает монументальное произведение «Экстаз святого Франциска». Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. К концу века Караваджо начал писать религиозные сюжеты, внося в них еще не виданную трактовку – он помещал библейские персонажи в реальные сцены, помещения и пейзажи, стирая этим грань между человеческим и божественным. Родился в Ломбардии, в селении Караваджо (отсюда и прозвище).
Именно в больнице он написал «Больного Вакха», одну из самых известных своих картин, которая считается автопортретом Караваджо. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх.
Трудно себе представить, сколько еще шедевров мог сотворить мастер, не оборвись его жизнь в 38 лет. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней). Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь.
Но при этом он успевал создавать великолепные произведения. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов").
На картине, хранящейся в Эрмитаже можно прочесть интригующую надпись на изображенной художником партитуре: «Voi sapete chio vаtо» («Вы знаете, что я Вас люблю»). Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Знаменитый цикл работ для церкви Сан-Луиджи деи Франчези изображающих эпизоды жизни святого Матфея, художник создал в последнее десятилетие XVI века. Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки. Это новое направление в живописи, получившее название «маньеризма», поддерживалось католической церковью и господствовало в центральной Италии в середине и второй половине XVI века.
Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Все детали, даже второстепенные, были удивительно осязаемыми и прорисовывались с максимальной тщательностью.
С первых шагов в искусстве проявил себя художником огромной творческой смелости, реалистом-новатором. в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St. В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению).
Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в цикле произведений для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (1600—1601 гг. ). Все главное выделено светом, второстепенное погружено в тень. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр).
К этому же периоду относится картина «Иоанн Креститель», на создание которой живописца вдохновили фигуры обнаженных юношей Микеланджело из Сикстинской капеллы. Картина «Отдых на пути в Египет» ярко демонстрирует одновременно и принятие и отрицание традиций религиозной живописи.
Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. (маньеризм и академизм). Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. Первым автопортретом Караваджо считается картина «Музыканты» (1595 год, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), на которой художник изобразил себя вместе с ещё двумя молодыми музыкантами и Амуром заднем плане. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.
В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь.
Действующие лица находятся на переднем плане и их фигуры образуют некую композиционную пирамиду. Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл. В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж. Впервые в живописи был выхвачен и зафиксирован миг движения. Тень покрывает малозначительные элементы полотна.
Борромео, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески). Написанный со спины ангел играет на виолончели, его взгляд устремлен на партитуру, которую держит Иосиф. Он несколько раз попадал в тюрьму. Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола.
Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент— Федерико Цуккаро. В алтарных картинах «Мученичество св. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Сложный жизненный путь, полный невзгод и разочарований прошел этот художник. Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94 «Больной Вакх», около 1593, оба – в галерее Боргезе, Рим).
Выйдя из тюрьмы, Микеле продолжал драться, ходить по кабакам играть в карты. Флоренция). На этом процессе Караваджо выступал свидетелем.
По легенде, он скрывался в одном из поместий, принадлежавших семье Колонна. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. 1596, ранее в коллекции Скьярра).
Облик Христа почти лишён следов физических страданий. Картина писалась для римского храма СантаМария делла Валичелла. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана).
1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Фигура ангела, несмотря на крылья за его спиной, не парит, а как бы припадает к земле. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
Караваджо Микеланджело Меризи, выдающийся итальянский художник. Свет в картинах Караваджо становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает черты свободной импровизационности. Композиция картины показывает нам умирающую Марию. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет, Галерея Дориа-Памфили, Рим). В Неаполе Караваджо создал один из самых знаменитых своих шедевров – «Семь дел милосердия», картину иллюстрирующую эпизод из Евангелия, в котором Иисус перечисляет «дела для милосердия».
Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. Его конкуренты не стали медлить с критическими суждениями.
В этих работах так же, как и в написанных чуть позже («Отдых на пути в Египет», «Магдалина» и «Апостол Матфей» — картина, отвергнутая церковью за нарушение «правил благопристойности»), Караваджо противопоставил идеализации и «высоким жанрам» маньеризма правду реализма. На картине «Распятие апостола Петра» вели кий проповедник учения Христа, разделивший Его судьбу, предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Поначалу он бедствовал, работал по найму.
Кстати, за один из таких сонетов он даже отсидел в тюрьме половину сентября 1603 года.
В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. Однако после работы над «Бичеванием Христа» Караваджо покинул Неаполь, не проведя в этом гостеприимном городе и года и отправился на Мальту. В июле 1593 года кардинал рекомендовал Караваджо семейству Крещенци и художник получил заказ росписи капеллы в церкви под названием «San Luigi dei Francesi». Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Но здесь надпись, сделанную его рукой, до сих пор ни у кого не получилось прочесть. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). Картина «Бичевание Христа» предназначалась для семейной капеллы (церковь San Domenico Maggiore) и тоже была оплачена огромной суммой.
Лучии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. Это означало смертный приговор. Меризи бежал на юг, в Неаполь. Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Жест этой руки приобретает особую выразительность и значительность благодаря яркому освещению.
В 1595 году Федерико Цуккаро, президент Академии святого Луки, наотрез отказался принять Караваджо в академию, невзирая ни на чьи рекомендации, – по его мнению, эффекты картин Караваджо являлись лишь следствием его экстравагантности, а успех художника – данью моде и новизне. Точной причины драки так никто и не узнал. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.
Попав в тюрьму, после очередной драки, Караваджо знакомится с Джордано Бруно. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Учился в Милане (с 1584). Ему много раз приходилось драться на дуэлях, за что его неоднократно отправляли в тюрьму. На картине «Призвание апостола Матфея» (1599—1600) изображен момент, когда Христос явился, чтобы призвать Матфея следовать за собою.
Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт «Св. В числе этих художников были Ян Брюгель, Франс Поурбус и Рубенс.
1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Судьба Караваджо была поистине непростой. Итальянский художник. Надо заметить, что Караваджо «задевал» не только чувства своих заказчиков, но и абсолютно конкретных людей, не имеющих отношения к его творчеству.
Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв. Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) (1573-1610) итальянский художник.
Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. Караваджо – уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную вырази- тельность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея».
Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. Так у художника появился сильный покровитель – кардинал Франческо Мария дель Монте. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Фоном для полотна «Погребение святой Лючии» художнику послужил вход в знаменитые местные пещеры Латомии, выбитые еще древними греками. Но эти произведения с их реалистической трактовкой персонажей и сюжетов едва ли могли пробудить интерес местной публики, вкусы которой тогда определяли маньеризм и классицизм. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Изумляет тщательность, с которой художник выписывает музыкальные инструменты. Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю. Караваджо должен был написать три картины о святом Матфее и первым из художников продемонстрировал, что для росписи больших пространств отлично подходят не только фрески, но и масляная живопись, сработанная на холсте. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан).
Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость — ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Так называемые «картины для мольберта», ценимые римскими коллекционерами, практически отсутствовали и именно их начал писать Караваджо.
Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Смерть Марии, ок. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
Изображение человеческого тела во всей его естественности, упрямое преклонение перед правдой жизни далеко не всегда способствовали взаимопониманию живописца с заказчиками. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Одна из дуэлей закончилась смертью противника.
Вспыльчивый характер художника, пристрастие к азартным играм и шумным вечеринкам продолжали разрушать его жизнь и даже многократные аресты не могли укротить мятежную натуру гения. Джованни Пьетро Беллори, один из первых биографов художника, не раз описывает случаи участия Караваджо в массовых потасовках. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе).
Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. В 1593 году друг Онорио посоветовал Караваджо переселиться к академическому художнику Джузеппе Чезари имевшему прозвище «Кавалер дАрпино» и пользовавшемуся благосклонностью римского папы. В общей сложности он написал четыре полотна, но два первых наследники Черази (к тому времени умершего) отвергли, сочтя картины чересчур смелыми. Им она обязана великими открытиями в области техники и культуры, которые напоминают нам о том, что не всегда движение истории бывает постепенным и последовательным.
Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет"). Великим магистром Ордена был тогда Алоф де Виньякур, как раз проводивший грандиозные работы, обновляя городские церкви. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. Полотно «Успение Марии» должно было стать самым большим в алтаре капеллы. Вскоре Караваджо принимает решение написать полотно на один из самых страшных моментов еврейской истории, описанных в Ветхом Завете. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим.
Его раны воспалены, сам он страдает от лихорадки. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение.
Рыцари официально исключили художника из ордена. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. Караваджо противопоставляет индивидуальность и выразительность конкретной модели – «Маленький больной Вакх», аллегории толкования сюжета и непредвзятому изучению натуры в простоте бытового мотива – «Мальчик с корзиной фруктов». Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Именно Сципионе Боргезе купил у него картину «Давид с головой Голиафа», на которой в виде отрубленной головы художник изобразил самого себя – в надежде, что римские власти оценят это, как полное раскаяние. Лучии, 1608 г. ).
Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Теперь-то Меризи и на улицу было выходить небезопасно – приговор мог исполнить любой, опознавший виновного. 1593, Уффици), «Гадание» (ок.
Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Учился в Милане (1584-88). Каштановые волосы Богоматери контрастируют со светло-рыжими локонами Младенца Иисуса. Печальное событие произошло в конце весны 1606 года. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
Около 1590 приехал в Рим. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606) – это монументальные полотна, обладающие исключит, драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-01, церковь Санта-Мария дель Пололо, Положение во гроб, 1602-04, Пинакотека, Ватикан, – все в Риме Смерть Марии, около 1605-06, Лувр). Интересно, кому направлено это признание. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св.
Художника арестовывали еще не один раз – за дебоши в тавернах, за драки, за нелегальное ношение оружия, за избиение собственной натурщицы Созданный легендами образ Караваджо практически исключает его близость с женщинами – гораздо больше художника интересовали юные «вакхи», да и в его картинах очень заметно восхищение мужским телом, даже на самых религиозных и трагических полотнах. (одна из них погибла в 1945 г. ). Этот живописный ансамбль был самым большим из всех выполненных, в жизни художника.
Внёс большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Художник показал мистерию «Призвания» в форме сцены из римской повседневной жизни.
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. В 1607 году перебрался на остров Мальта. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.
1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа перед распятием). 1605-1606 гг. ). В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607-08 – «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе – в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609 – «Погребение св.
Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к. Караваджо оказал большое влияние на Рембрандта (1606–1669), особенно на его драматическое использование света. что ты гонишь Меня. ». В результате его арестовали.
John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. Рассказывают историю о том, как художник привел с улицы цыганку, написал с нее гадалку, предсказывающую судьбу молодому человеку и заявил, что натура – единственная наставница, в которой он нуждается. Они долго беседовали.
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок. И результат его работы был поразительным. Судьба Микеланджело сложилась трагически.
Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Вскоре художник тяжело заболевает, но чудесным образом поправляется и, практически сразу же пишет картину «Маленький больной Вакх» (1953 год, Галерея Боргезе, Рим), которая является его вторым автопортретом. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
Простонародность образов, смелое утверждение демократических художественных идеалов поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному ему искусству. В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Картина «Призвание апостола Матфея», выполненная несколькими месяцами позже и установленная в капелле рядом с композицией «Мученичество», дала дальнейшую пищу для разговоров. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность.
После ухода из мастерской д39Арпино круг тем Караваджо значительно расширился. Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов.
Изначально художник изобразил Юдифь с обнаженной грудью, но впоследствии, был вынужден «прикрыть» её корсажем. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Караваджизм).
Гениальный художник и обольстительный молодой человек из кардинальского окружения в душе оставался драчливым уличным мальчишкой. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок.
Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. В 1573 году в селении Караваджо близ Милана родился Микеланджело да Караваджо. 1593, там же), «Вакх» (ок. Учился у Симоне Петерцано в Милане. В Неаполе он тоже усиленно работал, за восемь месяцев создав около десяти картин.
Религиозной же картине он придает интимно-психологическую интерпретацию – «Отдых на пути в Египет». В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. После драки, в которой Караваджо убил человека, Папа Римский объявил Микеле вне закона. Три из них погибли через двести лет при землетрясении, вместе с церковью SantAnna dei Lombardi (сохранилась лишь копия фламандского художника с картины «Воскрешение»). Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие).
Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе – в Национальном музее, Мессина).
Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Порвав с неспособностью к обновлению традиций, Меризи повел за собой и множество других художников, принявших эстетику натурализма: Орацио и Артемизию Джентилески, Сарачени, Аллори, Караччоло. Впоследствии эту манеру письма назовут «кьяроскуро» – противопоставление света и тени, а сам Караваджо получит посмертную славу крупнейшего мастера барокко и реформатора живописи. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные».
Третья картина — «Св. Родился 28 сентября 1573 года. Работал в Риме, Неаполе, на островах Мальта, Сицилия.
Греческий бог вина и веселья сидит в том самом наряде, в котором художник изобразит его пару лет спустя на картине, о которой мы рассказывали выше, находящейся ныне в галерее Уффици: белая накидка схвачена темным поясом, завязанным бантом. Савольдо, А. Моретто, Дж. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Тем не менее, документально подтвержденные события и само творчество этого замечательного мастера живописи позволяют однозначно утверждать, что Караваджо был весьма яркой и неординарной личностью. Служащий фоном пейзаж обрамляет всю композицию.
Умолял Папу Римского о помиловании и разрешении вернуться в Рим. Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу.
После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта.
И продолжал много работать. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. 1593, там же), «Вакх» (ок.
В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Караваджо сразу отказался писать традиционные сцены распятия и мученичества. Третья картина— «Св. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.
Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин. Другие говорят, что он стал жертвой сплетен, спровоцированных им же самим, что послужило причиной его убийства.
На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. При этом явно проявлялись существенно новые черты. Есть люди, ускоряющие обычный ход вещей и даже историю цивилизации. Любопытно, что убийство, по всей видимости, существенно изменило мировоззрение Караваджо – все картины, созданные им после бегства, содержат мысль об искуплении абсолютного греха и полны религиозности.
Однако во многом его искусство можно рассматривать и как воплощение основных духовных ценностей Контрреформации, поскольку оно делало религиозные идеи более понятными и значимыми для верующего. Караваджо умудряется воплотить в античных сюжетах народное начало – «Вакх», отрицает господствующую систему жанров, внося таким образом новый вклад в создание живописи – бытового жанра – «Гадалка», «Шулера» и натюрморта – «Корзина с фруктами». В «Успении Богоматери» (1605—1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Средствами субъективно интенсифицированной, направленной световой оптики («света во тьме») его живопись, ориентированная на прямое воспроизведение натуры, сливает воедино созерцание – характерное для специфики статических искусств, устремленное на «покоящуюся сущность» (А. Г. Раппапорт), допускающее лишь духовную «причастность» воспринимающего субъекта – и зрелище, порождающее более непосредственную, театральную по своей природе, реакцию «соучастия» («эффект присутствия», составляющий сущность искусства сцены).
Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Перерезанная глотка на картине «Юдифь и Олоферн», виртуозно пронзённая плоть Христа с картины «Уверование апостола Фомы» – всё это созвучно с протоколами допросов свидетелей типа: «Я видел человека с обнажённым оружием в руке – это был кинжал или охотничий нож Раненый сказал, что это не может быть никто иной, кроме Микеланджело да Караваджо». Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Во второй картине этого цикла — «Мученичество св. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя.
Уже в ранних творениях Караваджо видна рука непревзойденного мастера жанровой живописи. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Ведь речь в нём идет именно о главном сборщике податей, начальнике мытарей, контролирующем сбор налогов. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.
Теперь его картины очень высоко ценились среди любителей живописи.
Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) рассматривается как создатель принципиально нового способа художественного претворения. Авантюрный склад характера, «вульгарность» и брутальность Караваджо были отталкивающими далеко не для всех и у этого независимого и дерзкого гения находились порой свои ценители и поклонники. В 1592—1594 гг. В Испании последователем художника был Франсиско де Сурбаран (1598–1664), во Франции — Жорж де Латур (1593–1652), в Англии — автор знаменитого«Эксперимента с птицей в воздушном насосе» Джозеф Райт.
Картина называлась «Смерть Марии». Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Романино, Л. Лотто). Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма.
Правда, при этом художник поставил своё условие: полная свобода в выборе темы. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров.
За это на Караваджо устраивали настоящие гонения. В Голландии, ставшей центром северного караваджизма и реализма, следует выделить религиозных и жанровых мастеров:Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), Хендрика Тербрюггена (1588–1629) иДирка ван Бабюрена (1595–1624). Однажды, в 1606 году, он стал участником драки. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте.
Им написаны также «Экстаз св. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Задачу искусства художник видел в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы»: он либо создавал жанровые картины, посвященные людям из народа («Гадалка», «Юноша с лютней», ок. Она с готовностью держит льняную салфетку, чтобы завернуть в нее голову жертвы.
В мальтийский город Ла Валетта Караваджо прибыл, очевидно, в середине 1607 года. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Правда, титул, дарованный художнику, звучал как «кавалер за заслуги» и давался тем, кто не имел знатного происхождения.
Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Они были настолько реалистичны, что на выставках их показывали в последнюю очередь, чтобы люди успели посмотреть другие полотна.
Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок.
Он долго скитался, болел, раскаивался. Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения.
В сентябре 1600 года Караваджо получил заказ от папского казначея Тиберио Черази на две картины для церкви августинцев Santa Maria del Popolo. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Он отучился в художественной школе в Милане.
В 1602-1604 гг он пишет картину «Положение в гроб», предназначенную для церкви Санта-Мария дела Валичелла в Риме, после чего в 1603-16006 гг для алтаря римской церкви Санта-Мария дела Скала им была написана еще одна замечательная композиция «Смерть Марии». Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). В июле 1608 года Караваджо стал членом Ордена, хотя некоторые его биографы утверждают, что восьмиконечный крест магистр вручил ему за написание своего портрета. Картина «Мученичество апостола Матфея» покоряет, прежде всего, реалистической достоверностью, эмоциональной насыщенностью и предельной убедительностью образов.
Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков. К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника. В молодости познакомился с реалистической традицией ломбардской живописи.
Первое время Караваджо сильно нуждался. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают чертания строений и фигуры действующих лиц. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.
Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем: «Вакх», «Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик». «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.