В статье «Караваджо: биография и творчество художника» — о жизни и произведениях великого итальянского живописца. Биографы Караваджо утверждают, что не было обнаружено ни одного рисунка или эскиза. А в 1606 году в биографии Микеланджело Меризи да Караваджо произошел переезд из Рима после убийства молодого человека на дуэли. 1603, 29 августа — судебная тяжба, затеянная будущим биографом Бальоне из-за которой Караваджо оказывается в тюрьме, но 25 сентября обретает свободу по ходатайству французского посла.
Фоном для полотна «Погребение святой Лючии» художнику послужил вход в знаменитые местные пещеры Латомии, выбитые еще древними греками. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом.
1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). В Милане он воспринял реалистические традиции североитальянского искусства. В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св.
К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) (1573-1610) итальянский художник. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. В 1573 году в селении Караваджо близ Милана родился Микеланджело да Караваджо.
Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. В июле 1593 года кардинал рекомендовал Караваджо семейству Крещенци и художник получил заказ росписи капеллы в церкви под названием «San Luigi dei Francesi». Великим магистром Ордена был тогда Алоф де Виньякур, как раз проводивший грандиозные работы, обновляя городские церкви. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
В этих работах так же, как и в написанных чуть позже («Отдых на пути в Египет», «Магдалина» и «Апостол Матфей» — картина, отвергнутая церковью за нарушение «правил благопристойности»), Караваджо противопоставил идеализации и «высоким жанрам» маньеризма правду реализма. Фрукты, большинство из которых представлено в испорченном, малосъедобном состоянии, как полагают критики, олицетворяют бренность мирской суеты. Свет излучаемый Христом, ослепляет его, приводит в ужас и заставляет в бессилии упасть под ноги лошади.
1593, Уффици), «Гадание» (ок. После окончания работы для Крещенци на Караваджо буквально посыпались заказы. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают чертания строений и фигуры действующих лиц.
Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Так называемые «картины для мольберта», ценимые римскими коллекционерами, практически отсутствовали и именно их начал писать Караваджо. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком.
Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). Он долго скитался, болел, раскаивался. 14 июля 1608 года становится рыцарем Мальтийского ордена, принеся клятву перед алтарём, который сам и расписал в период послушничества.
Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость — ведь, за кончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан).
Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма.
1593, там же), «Вакх» (ок. Но в 1606 году художник в пылу ссоры во время игры в мяч совершил убийство и с тех пор был вынужден скрываться от полиции. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
В общей сложности он написал четыре полотна, но два первых наследники Черази (к тому времени умершего) отвергли, сочтя картины чересчур смелыми. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Здесь же Караваджо написал и «Мадонну дель Розарио». Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии.
Сложный жизненный путь, полный невзгод и разочарований прошел этот художник. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. Лучии, 1608 г. ).
Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. Однако после работы над «Бичеванием Христа» Караваджо покинул Неаполь, не проведя в этом гостеприимном городе и года и отправился на Мальту.
За это на Караваджо устраивали настоящие гонения. Он несколько раз попадал в тюрьму. (маньеризм и академизм). В 1601 году Караваджо написал две картины – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В алтарных картинах «Мученичество св. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
Микеланджело обвиняли в убийстве. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. И продолжал много работать. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Гробница, в которую укладывают тело Христа, поставлена так, что её угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возникает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данный момент стоит перед ней).
Работал в Риме, Неаполе, на островах Мальта, Сицилия. 1593, там же), «Вакх» (ок. В отличие от большинства своих современников, которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный, глубоко индивидуальный стиль.
Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. 1593, Уффици), «Гадание» (ок.
Караваджо – уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
(одна из них погибла в 1945 г. ). Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Судьба Микеланджело сложилась трагически. Точной причины драки так никто и не узнал.
Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Перерезанная глотка на картине «Юдифь и Олоферн», виртуозно пронзённая плоть Христа с картины «Уверование апостола Фомы» – всё это созвучно с протоколами допросов свидетелей типа: «Я видел человека с обнажённым оружием в руке – это был кинжал или охотничий нож Раненый сказал, что это не может быть никто иной, кроме Микеланджело да Караваджо».
1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. Уже в ранних творениях Караваджо видна рука непревзойденного мастера жанровой живописи. Романино, Л. Лотто). Внёс большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра (Гадалка, Лувр).
Лучии", 1608 г. ). Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж.
Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. На помилование он особо не надеялся, тем более что дуэлянты принадлежали вдобавок к враждовавшим группировкам – филофранцузской, которой покровительствовал кардинал дель Монте и происпанской. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов").
Успеху молодого художника способствовал и тот факт, что римские художники тогда избирали, в основном, жанры, предпочитаемые Рафаэлем и Микеланджело – огромные фрески с религиозными или историческими сюжетами. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Сын управляющего и архитектора миланского маркиза Караваджо Фермо Меризи, он осиротел в 11 лет и был взят в подмастерья художником Симоно Петердзано. По счастью, покровители и друзья не бросили художника в беде.
Караваджо Микеланджело Меризи, выдающийся итальянский художник. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Три из них погибли через двести лет при землетрясении, вместе с церковью SantAnna dei Lombardi (сохранилась лишь копия фламандского художника с картины «Воскрешение»). В 1594 году Караваджо переехал во дворец своего покровителя кардинала дель Монте, где работал около пяти лет.
В «Успении Богоматери» (1605—1606 гг. ) для алтаря церкви СантаМария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Религиозной же картине он придает интимно-психологическую интерпретацию – «Отдых на пути в Египет». Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).
Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». 1605-1606 гг. ). Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера.
Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе – в Национальном музее, Мессина). Картина писалась для римского храма СантаМария делла Валичелла. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок.
Первое время Караваджо сильно нуждался.
В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606) – это монументальные полотна, обладающие исключит, драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-01, церковь Санта-Мария дель Пололо, Положение во гроб, 1602-04, Пинакотека, Ватикан, – все в Риме Смерть Марии, около 1605-06, Лувр).
По легенде, он скрывался в одном из поместий, принадлежавших семье Колонна. После ухода из мастерской д39Арпино круг тем Караваджо значительно расширился. Именно Сципионе Боргезе купил у него картину «Давид с головой Голиафа», на которой в виде отрубленной головы художник изобразил самого себя – в надежде, что римские власти оценят это, как полное раскаяние.
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). Печальное событие произошло в конце весны 1606 года. В Риме положение будущего художника изначально было достаточно бедственным, он вел беспорядочную жизнь, работал по найму, благодаря чему неплохо узнал нравы и быт городских низов, позднее неоднократно обращаясь к ним за сюжетами для своих творений. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок.
Задачу искусства художник видел в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы»: он либо создавал жанровые картины, посвященные людям из народа («Гадалка», «Юноша с лютней», ок. Рыцари официально исключили художника из ордена. Авантюрный склад характера, «вульгарность» и брутальность Караваджо были отталкивающими далеко не для всех и у этого независимого и дерзкого гения находились порой свои ценители и поклонники. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Правда, титул, дарованный художнику, звучал как «кавалер за заслуги» и давался тем, кто не имел знатного происхождения.
1596, ранее в коллекции Скьярра). Караваджизм). Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки. Но и здесь его ждали приключения и неудачи.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо. На картине «Распятие апостола Петра» вели кий проповедник учения Христа, разделивший Его судьбу, предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли. Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь.
Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Все детали, даже второстепенные, были удивительно осязаемыми и прорисовывались с максимальной тщательностью. Они долго беседовали.
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма – самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. К концу века Караваджо начал писать религиозные сюжеты, внося в них еще не виданную трактовку – он помещал библейские персонажи в реальные сцены, помещения и пейзажи, стирая этим грань между человеческим и божественным. Больше того – масло, в сравнении с темперой, усиливало эффекты светотени. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями.
Ему много раз приходилось драться на дуэлях, за что его неоднократно отправляли в тюрьму. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
Некоторые биографы Караваджо считают, что эту картину художник предложил самому римскому папе, а его «Саломея» была послана на Мальту Алофу де Виньякуру, дабы тот восстановил Караваджо в Ордене. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению.
Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
(маньеризм и академизм). Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. В 1602-1604 гг он пишет картину «Положение в гроб», предназначенную для церкви Санта-Мария дела Валичелла в Риме, после чего в 1603-16006 гг для алтаря римской церкви Санта-Мария дела Скала им была написана еще одна замечательная композиция «Смерть Марии». КАРАВАДЖО (Caravaggio настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итальянский художник. Попав в тюрьму, после очередной драки, Караваджо знакомится с Джордано Бруно. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа.
Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. В мальтийский город Ла Валетта Караваджо прибыл, очевидно, в середине 1607 года. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками.
На картине «Призвание апостола Матфея» (1599—1600) изображен момент, когда Христос явился, чтобы призвать Матфея следовать за собою. На этом процессе Караваджо выступал свидетелем. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Из этой смеси родились такие шедевры, как «Отдых на пути в Египет» и «Магдалина», поставившие провинциального художника в один ряд с именитыми римскими мастерами.
1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба».
Он отучился в художественной школе в Милане. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. 1605-1606 гг. ). Выйдя из тюрьмы, Микеле продолжал драться, ходить по кабакам играть в карты. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент— Федерико Цуккаро.
Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника.
Родился 28 сентября 1573 года. Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения и Меризи пришлось покинуть борт без багажа.
Во второй картине этого цикла — «Мученичество св. В 1607 году перебрался на остров Мальта. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу.
В алтарных картинах «Мученичество св. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме.
Многие факты биографии Караваджо известны лишь приблизительно, на основании более поздних описаний биографов художника. Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в цикле произведений для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (1600—1601 гг. ). 29 сентября 1571 года в итальянской провинции Бергамо родился великий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь.
В Неаполе он тоже усиленно работал, за восемь месяцев создав около десяти картин. Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. В алтарных картинах «Мученичество св. Лучии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза).
Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). Жизненный путь живописца вполне достоин отдельной захватывающей книги, в которой творческие взлеты и достижения соседствуют с дуэлями и погонями, а за посвящением в рыцари следуют тюрьма, побег и скитания по разным городам Италии. В возрасте четырех лет будущий художник остался без отца, умершего от тифа. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией.
И вообще это не Вакх, а смертный, нарядившийся им, словно бы говорит художник, спуская нас с небес на землю. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Караваджо противопоставляет индивидуальность и выразительность конкретной модели – «Маленький больной Вакх», аллегории толкования сюжета и непредвзятому изучению натуры в простоте бытового мотива – «Мальчик с корзиной фруктов».
В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-93, Уффици). К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало.
Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. О годах, проведенных юным Караваджо в Милане, биографам известно лишь то, что будущий мастер приобрел в Милане блестящую технику живописи и обладал крайне буйным нравом. Картина «Бичевание Христа» предназначалась для семейной капеллы (церковь San Domenico Maggiore) и тоже была оплачена огромной суммой.
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. Тогда его обвинили в убийстве. Действующие лица находятся на переднем плане и их фигуры образуют некую композиционную пирамиду.
Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Учился в Милане (1584-88). Облик Христа почти лишён следов физических страданий. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет"). До начала 1590-х годов учился у миланского художника С. Петерцано в 1592 уехал в Рим, по дороге, возможно, посетил Венецию.
В 1593 году друг Онорио посоветовал Караваджо переселиться к академическому художнику Джузеппе Чезари имевшему прозвище «Кавалер дАрпино» и пользовавшемуся благосклонностью римского папы. Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл. В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи.
Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе.
Однако один из биографов — Джованни Пьетро Беллори — в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы. Это новое направление в живописи, получившее название «маньеризма», поддерживалось католической церковью и господствовало в центральной Италии в середине и второй половине XVI века. В 1592—1594 гг. В результате его арестовали. Однако, заказчик эту картину отверг. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек.
Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать.
История умалчивает о мотивах его переезда. Третья картина — «Св. Учился в Милане (с 1584). После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. Все главное выделено светом, второстепенное погружено в тень.
Правдивые, даже жестокие картины изображающие убийства и предательства передают нам неспокойное состояние живописца, постоянные переживания. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Судьба Караваджо была поистине непростой.
Флоренция). Имя Караваджо происходит от названия городка в Северной Италии, в котором художник родился 28 сентября 1573. что ты гонишь Меня. ». Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл.
В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г. ) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события. Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа перед распятием).
Им написаны также «Экстаз св. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи.
В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). В числе этих художников были Ян Брюгель, Франс Поурбус и Рубенс. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим).
А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Учился у Симоне Петерцано в Милане. переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св.
Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт «Св.
Итальянский художник. Здесь Караваджо истолковал традиционный сюжет «Успения Богородицы» не несущим радость, согласно церковным традициям, а как трагедию, погрузив апостолов, окруживших ложе Марии в скорбь. Драматический сюжет положения во гроб тела Спасителя написан художником в белых, красных и синих тонах, напряженное противостояние которых умножает эффект от игры света и тени. Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Его посредником стал кардинал Гонзага, но художник знал, что может рассчитывать и на других своих покровителей, в том числе на кардинала Боргезе, страстного поклонника творчества Караваджо.
Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.
Но при этом он успевал создавать великолепные произведения. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков. 1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин.
Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году. Три картины, посвящённые апостолу Матфею, были написаны для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджидеи Франчези в Риме в 1597—1600 гг. Смерть Марии, ок.
Именно в больнице он написал «Больного Вакха», одну из самых известных своих картин, которая считается автопортретом Караваджо. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. Впоследствии эту манеру письма назовут «кьяроскуро» – противопоставление света и тени, а сам Караваджо получит посмертную славу крупнейшего мастера барокко и реформатора живописи. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески).
Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу.
Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94 «Больной Вакх», около 1593, оба – в галерее Боргезе, Рим). Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. Массивный лошадиный круп занимает верхнюю часть картины и неволь но отвлекает зрителя от фигуры Савла, от этого ещё острее чувствуется его беспомощность. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем: «Вакх», «Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик».
В большинстве документов речь идет о незначительных проступках: вместе со своими друзьями он привлекался к суду за непристойные стишки, написанные в адрес одного из живописцев, за угрозы официанту в таверне или за оскорбления в адрес полиции. Картина называлась «Смерть Марии». Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Во второй картине этого цикла— «Мученичество св.
Савольдо, А. Моретто, Дж. Умолял Папу Римского о помиловании и разрешении вернуться в Рим. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Третья картина— «Св.
Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. В молодости познакомился с реалистической традицией ломбардской живописи.
Бруно оказал на него большое влияние. В его ранних религиозных произведениях поэтическая трактовка сюжета как нравственного примера («Св. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Родился в Ломбардии, в селении Караваджо (отсюда и прозвище).
Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Теперь его картины очень высоко ценились среди любителей живописи.
На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Однажды, в 1606 году, он стал участником драки.
При этом явно проявлялись существенно новые черты. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607-08 – «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе – в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609 – «Погребение св.
Это полотно было заказано Пио Монте, управляющим церковью Santa Maria della Misericordia и принесло художнику почти пятьсот дукатов – деньги, по тем временам просто огромные. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. В Неаполе Караваджо создал один из самых знаменитых своих шедевров – «Семь дел милосердия», картину иллюстрирующую эпизод из Евангелия, в котором Иисус перечисляет «дела для милосердия».
Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. Третья картина— «Св. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную вырази- тельность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). Караваджо умудряется воплотить в античных сюжетах народное начало – «Вакх», отрицает господствующую систему жанров, внося таким образом новый вклад в создание живописи – бытового жанра – «Гадалка», «Шулера» и натюрморта – «Корзина с фруктами».
На голове у него – наполовину увядший венок, сплетенный вовсе не из виноградных листьев, как положено. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям. После драки, в которой Караваджо убил человека, Папа Римский объявил Микеле вне закона. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Этот художник – основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.
Кстати, за один из таких сонетов он даже отсидел в тюрьме половину сентября 1603 года. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные».
Лицо Матфея обращено к Христу, он указывает рукой на себя, словно вопрошая, действительно ли к нему относится призыв Спасителя. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок. Около 1590 приехал в Рим. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».
На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Художника арестовывали еще не один раз – за дебоши в тавернах, за драки, за нелегальное ношение оружия, за избиение собственной натурщицы Созданный легендами образ Караваджо практически исключает его близость с женщинами – гораздо больше художника интересовали юные «вакхи», да и в его картинах очень заметно восхищение мужским телом, даже на самых религиозных и трагических полотнах.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.
Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя.
Наряду с уникальным талантом, помогавшим художнику создавать выдающиеся по мастерству исполнения картины, Караваджо был наделен крайне сложным характером, регулярно ввергавшим его в самые опасные переделки. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90х гг. Так у художника появился сильный покровитель – кардинал Франческо Мария дель Монте.
XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены. "Смерть Марии", ок. Поначалу он бедствовал, работал по найму.
Это означало смертный приговор. Меризи бежал на юг, в Неаполь. Филиппо I Колонна. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта.
Эти полотна впоследствии приобрел кардинал Саннезио, но, к сожалению, подобные отказы быстро стали для Караваджо привычными. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии.
Последнюю крупную работу в Неаполе заказали Караваджо братья Ди Франко, очень богатые деловые люди. Надо заметить, что Караваджо «задевал» не только чувства своих заказчиков, но и абсолютно конкретных людей, не имеющих отношения к его творчеству. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет, Галерея Дориа-Памфили, Рим). После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Это полотно признавалось шедевром не только среди поклонников и последователей мастера, но и его врагами. Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. Им написаны также «Экстаз св. В 1595 году Федерико Цуккаро, президент Академии святого Луки, наотрез отказался принять Караваджо в академию, невзирая ни на чьи рекомендации, – по его мнению, эффекты картин Караваджо являлись лишь следствием его экстравагантности, а успех художника – данью моде и новизне.
Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств.