Фото многих картин Караваджо размещены в специальных альбомах, посвященных мировому искусству. Марио Миннити после ссоры с Караваджо женился и уехал на Сицилию. И вновь стоит отдать должное искусствоведу Роберто Лонги, которому повезло случайно обнаружить картину в запасниках галереи Уффици и убедительно доказать принадлежность «Вакха» кисти Караваджо, равно как и ошибочность всех прежних атрибуций.
Да, Караваджо был убийцей. Караваджо нередко прибегал к религиозной тематике. Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалеку от Милана. Возможно, что Караваджо в какой-то момент сам сдался преследователям. Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории.
Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. Под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» – первый свой автопортрет. На уже рассмотренной нами картине «Музыканты» Караваджо изобразил себя третьим музыкантом с рожком. Как сказал искусствовед Роберто Лонги, без Караваджо не было бы Риберы, Вермеера или Рембрандта. Для Маркантонио Дориа Караваджо написал «Мученичество святой Урсулы».
Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. В убийстве был обвинён Караваджо. В 1593 году Караваджо поступает в мастерскую Чезари дАрпино, который поручает Караваджо писать на фресках цветы и листья. Интересен факт, что Караваджо, за свою недолгую жизнь (а прожил он всего 38 лет), не оставил ни одного рисунка или эскиза.
Непонятно, каким образом Караваджо умудрялся соединять их с разгульной жизнью и постоянными скандалами. Особое внимание Караваджо уделил деталям: на полу лежат украшения, стоит кувшин с напитком, прорисованы узоры на платье. Ссора во время игры в мяч имела роковые последствия: Караваджо убил противника и был вынужден покинуть город.
— Но я умею писать не одни лишь цветы, но и фигуры людей, — робко возразил Караваджо. Как мы уже говорили, Караваджо оказал колоссальное влияние на искусство вообще и на творчество многих выдающихся художников в частности. Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. А уже 31 июля обнародовали указ о помиловании Караваджо. Интересен факт, что именно в Риме Микеланджело Меризи получает прозвище «Караваджо» по названию города, в котором он родился.
В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Натурщиков для своих картин Караваджо находил среди уличных нищих и проституток. А главное, зачем капитан высадил Караваджо на берег. Первые миланские работы Караваджо не сохранились.
Там он знакомится с искусством живописи и уже к 20 годам своей жизни, молодой художник Караваджо подает большие надежды. Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалёку от Милана. Ниже приводим наиболее известные картины Караваджо. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.
В это время были написаны такие картины Караваджо, как Маленький больной Вакх и Мальчик с корзиной фруктов. Либо обозлённые на Караваджо мальтийские рыцари. Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» он познакомился ещё в Милане), Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи. Изобразительный язык Караваджо был ясен и неподготовленному зрителю, поэтому его картины на библейские сюжеты не требовали дополнительного толкования, что создало огромную популярность его картинам, хотя церковники некоторые из этих картин не принимали, например, картину «Положение во гроб» и др.
Характерные для работ Микеладжело Караваджо черты – это реализм иногда доходящий до крайней натуралистичности, лаконичная композиция игра света и тени использование сдержанной цветовой гаммы. При поступлении Караваджо в мастерскую Чезари было оговорено, что ему поручалось только написание цветов и фруктов и не более того. Так появилась единственная фреска Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон». Когда Караваджо предложил Аннучче позировать для образа Девы Марии, девушка разволновалась и даже всплакнула, а перед сеансом позирования побывала в церкви на исповеди испросив у священника благословение.
Xvii в. и имели много подражателей, породив самостоятельное направление в европейской живописи — караваджизм. Из Палермо Караваджо возвращается в Неаполь, где на него было совершено покушение. С самого начала Караваджо тяготел к реалистичности.
Среди ранних религиозных произведений Караваджо – картины Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной, Святая Екатерина Александрийская, Святая Мария Магдалина, Экстаз святого Франциска, Отдых на пути в Египет, Юдифь, Жертвоприношение Авраама. Называя живопись Караваджо подвальной. В 1608 г. Караваджо приплыл на Сицилию в город Сиракузы.
31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти. Многие картины, отвергнутые заказчиками, были куплены Джустиньяни, опись его коллекции, проведённая в 1630 году, содержала 15 произведений Караваджо. Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания. Как, например, на картине Караччи, современника Караваджо.
Несмотря на предупреждения друзей, Караваджо опять пригласил позировать Элен. В 1576 во время чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо. Караваджо стал знаменит. В одной предводительствовал Караваджо, а в другой – Рануччо Томассони. Существует версия, что это двойной автопортрет Караваджо.
На заднем плане среди свидетелей Караваджо изобразил себя. Популярность Караваджо не переставала расти также, как и не смолкали разговоры о нем. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен посвященных житию Святого Матфея для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи франчези. Несколько месяцев Караваджо скрывался в имении Колонна. Родившись в небольшом итальянском городке Караваджо, который расположен недалеко от Милана, Микеланджело Меризи в возрасте 13 лет идет в мастерскую Петерцано.
Караваджо пишет портреты: Алофа де Виньякура, позже высоко оценённый Делакруа и соратника магистра Антонио Мартелли. В 1601 году Караваджо снял собственную мастерскую, появились и ученики: Бартоломео Манфреди, Марио де Фьори, Спада. У Караваджо же они увидели мертвую Марию.
В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Автопортреты Караваджо довольно необычны. Творчество Караваджо оказало значительное влияние не только на многих итальянских художников XVII века, но и на ведущих западноевропейских мастеров – Питера Пауля Рубенса, Диего Веласкеса, Хосе де Риберу, а также породило новое направление в искусстве – караваджизм. Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду.
У Караваджо было очень много последователей. Караваджо. Микеланджело Караваджо и Рафаэль — мои любимые живописцы. Микеланджело да Караваджо (итал. Michelangelo Merisi de Caravaggio настоящее имя Микеланджело Меризи Караваджо 28 сентября 1573 Милан— 18 июля 1610 Гроссето, Тоскана)— итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII в., один из крупнейших мастеров барокко.
Однако очередной инцидент привёл Караваджо в мальтийскую тюрьму, он был посажен в каменный мешок. Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Существует две версии: возлюбленный Караваджо или сам маэстро. Первые работы Караваджо выполнены под заметным влиянием Леонардо да Винчи и Тициана. Караваджо создавал шедевры со скоростью клипмейкера.
Этот период для Караваджо стал непростым. Особенно трудно было выносить высокомерные замечания Чезари по поводу той или иной картины, которые казались Караваджо вздорными и продиктованными только желанием лишний раз показать, кто здесь в мастерской хозяин. Вскоре кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо. В 1576 году во время чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо. Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалеку от Милана.
О Караваджо забыли на целых три столетия. Так Микеланджело Меризи стал Караваджо. Получалось, что Караваджо шёл вразрез«Живописному эдикту». И именно в тот момент, когда Микеланджело Караваджо достиг славы, судьба приготовила для художника очередное испытание. 28. 09. 1573, Караваджо (Италия), ум.
Творчество Караваджо оказало значительное влияние не только на многих итальянских художников 17в., но и на ведущих западноевропейских мастеров– Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Риберу, а также породило новое направление в искусстве– караваджизм. 14 июля 1608 года Караваджо становится кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином. В мастерской дАрпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594). Ниже, представлена краткая информация о фильме: Караваджо (ТВ), которую стоит посмотреть, если вы хотите знать как можно больше фактов о его съемках. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо.
В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Творчество Караваджо оказало большое влияние на современное ему искусство не только Италии, но и Европы в целом, затронув большинство работавших тогда художников (смотри Караваджизм). Теперь попробуем разобраться, как Караваджо смог привлечь столько последователей.
После "Караваджо" 2007г. Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб» (1603), который будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. За убийство Караваджо был приговорён к смертной казни. В прошествии нескольких лет, кардинал Гонзага начинает вести переговоры с римским папой Павлом V о том, чтобы помиловать Караваджо. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на культуру и искусство будущих поколений художников.
В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». Пузырьки на стенках стеклянного сосуда говорят, что из него только что черпали вино, наполняя чашу, которую в левой руке с грязными ногтями держит подвыпивший небожитель — то ли результат работы с зеркалом, то ли Караваджо вдруг вспомнил, что Муцио был левшой. Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Караваджо Микеланджело.
Недолго думая, Караваджо выхватил кинжал и силой принудил их подчиниться собственной воле. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. Караваджо очень узнаваем по манере тенебросо.
После очередной драки, Караваджо снова попадает в тюрьму, где встречается с Джордано Бруно. Осенью 1594 Караваджо начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, перебирается в его виллу Мадама, где он встречается с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта, поэтами Марино и Милези. В 1604 Караваджо едет в Лорето, где пишет алтарный образ для церкви Сант-Агостино. Караваджо действительно загадочный гений Самородок в грубой оправе.
Картины на библейские сюжеты принесли Караваджо подлинную славу, хотя некоторые из них отвергались духовенством.
Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Им написаны также «Экстаз св.
Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»). Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом.
В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. В 1608 он переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. Микеланджело (полное имя Мери-зи да Караваджо) (1573–1610) — итальянский художник раннего барокко. Вторая картина капеллы Контарелли — Мученичество св. Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Пришлось завести кошку. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого Лютниста (другое название картины Девушка с лютней). 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок.
В них художник стремился к достоверному воссозданию предметов их объема и материала. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом.
Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Эмоциональным напряжением и драматической силой отличаются лучшие работы К. этого времени – Положение во гроб (1602-04, Пинакотека Ватикана) и Успение Марии (ок. Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Хотя где начинающий художник мог увидеть это изваяние с ползущей ящерицей по стволу дерева перед стоящим Аполлоном. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года.
Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей. Сформировался под влиянием североитал. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Там он первое время бедствовал, перебиваясь случайными заработками и дописывая отдельные детали на картинах более известных мастеров кисти. Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). Так появился «Юный Вакх» (95x85).
Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. В непроницаемом взгляде юноши угадывается удивительное душевное спокойствие, которого сам Караваджо был лишён, а потому предпринимал тщетные попытки проникнуть в этот неведомый ему мир. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Для кард.
Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Ему было приятно видеть, с какой нескрываемой радостью Аннучча примеряет обновку, превращаясь прямо на глазах из уличной девки в красавицу принцессу. Судьба Караваджо была поистине непростой. На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении.
Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94 «Больной Вакх», около 1593, оба – в галерее Боргезе, Рим). 1593г. ), поют томные песни («Лютнист», ок. Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. Годы учебы дались мальчику нелегко, ведь он отличался взрывным и неукротимым характером. Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту.
В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Поза у Вакха неудобная. Былая страсть к игре и кутежам вспыхнула в нём с новой силой и он на некоторое время забыл и о новой картине и о предложении синьора Валентино. дель Монте К. написал лучшие картины этого периода: Корзина с фруктами (Пинакотека Амброзиана, Милан), Вакх (Уффици, Флоренция) и Лютнист (ГЭ). Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров. Матфея свет подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.
В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). Именно в больнице он написал «Больного Вакха», одну из самых известных своих картин, которая считается автопортретом Караваджо. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек.
заказом К. был цикл картин для капеллы кард. Но любил ли он её, трудно сказать. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Это ещё одно из стереотипных суждений в искусствоведении о заимствованиях, закрепившееся за художником.
«Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св. Жизнь Караваджо соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. 1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок.
Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж. В поздних работах «Казнь Иоанна Крестителя» (1608), «Погребение св. 1593, обе — Рим, галерея Боргезе Вакх, ок. В 1601 году Караваджо написал две картины – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. музей, Мессина).
В сер. С одной стороны, это почти вызывающее утверждение натуры не только простонародной, но иногда и грубой, подчеркнуто вульгарной, натуралистически-беспощадная передача сцен насилия и жестокости, ужаса смерти (Жертвоприношение Авраама, 1594—1596, Флоренция, галерея Уффици). перебрался на остров Мальта. Они подчас женственны и капризны («Вакх», ок. Ответить трудно.
Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. Лючии» (1608), «Поклонение пастухов» (1609) чувствуется трагическое мироощущение человека, оказавшегося наедине с наступающей на него тьмой, столь созвучное последнему бесприютному периоду жизни художника. Петра и Обращение Савла.
Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают чертания строений и фигуры действующих лиц. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. Один из них находится в Эрмитаже. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы.
1594—1596, Рим, галерея Дориа-Памфили). Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом. В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Один их вид вызывает во рту оскомину.
На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. В Призвании. 1593. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.
Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Им написаны также «Экстаз св.
К. открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к «чистому» натюрморту и «авантюрному» жанру (Гадалка, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был очень популярен в европ. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок.
В это время Караваджо, вероятно, уже был болен малярией, от приступа которой он умер в городке Порто-Эрколе 18 июля 1610. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. 1593, там же), «Вакх» (ок. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания.
Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. Её официальное название «Кающаяся Магдалина». 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок.
Его творчество вызывало ожесточенные споры, неистовые восторги и проклятия. Когда Филлида представляла Джустиньяни своих друзей, его взгляд украдкой скользил по картине, поставленной на каминную плиту. Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Ф. М. Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. М. Контарелли в церкви Св.
На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте.
Микеланджело Караваджо, биография, творчество и вся жизнь которого неразрывно связаны с провинциальными городами, даже в полотнах на религиозные темы изображал простых людей. Биографическая картина о жизни Караваджо, который стал гением своего времени. В более сдержанных и строгих интонациях решено Успение Девы Марии (1605—1606, Париж, Лувр), написанное для римской церкви Санта Мария делла Скала, отвергнутое заказчиками и купленное герцогом Мантуи по настоянию Рубенса, занимавшего пост придворного художника герцога. Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Картина не была принята единодушно.
Но. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа. Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. В Призвании апостола Матфея и Мучении апостола Матфея К. принципиально обновляет концепцию рел.
Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Его охватило волнение. Это была радостная весть, поскольку для Караваджо открывался напрямую, без жуликоватых посредников, доступ в незнакомый, но столь желанный мир римской аристократии, от которого могла зависеть вся его дальнейшая судьба.
Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола.
На этом процессе Караваджо выступал свидетелем. Лючии (1608, Сиракуза, церковь Санта Лючия), Поклонение пастухов (1609, Мессина, Нац. Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Так называемые «картины для мольберта», ценимые римскими коллекционерами, практически отсутствовали и именно их начал писать Караваджо. Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя.
художника, представителя маньеризма Джузеппе Чезари. На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде. Матфею (1599—1602, Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли). милосердия. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент— Федерико Цуккаро.
В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее. Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к. Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты.
Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника. Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Тонкий запах этих деликатесов ещё не выветрился, вызывая урчание в животе у вечно голодных молодых постояльцев монсиньора Петриньяни, но и привлекая в подвал стаи крыс, от которых не было житья. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы.
Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника. Вот что вспоминает по этому поводу племянник покойного миланского архиепископа кардинал Федериго Борромео, один из образованнейших людей своего времени, проживавший в те годы в Риме: «Мне доводилось повстречать одного художника, человека неотёсанного с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо.
Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.
Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Савольдо, А. Моретто, Дж. зритель даже может узнать лицо, переходящее из картины в картину. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца.
Другие картины изображают карточных шулеров («Игроки в карты», 1594–95), цыган («Гадалка», 1594), бродяг, разбойников. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. из подражавших К. художников восприняли лишь внеш. С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. Он стал для неугомонного художника покровителем.
художников Савольдо, Моретто, Романино и Лотто. Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. Пышные складки белой рубашки подчеркивают ширину груди и плеч, столь же объемно воспроизводит Караваджо и черты смугло-румяного лица – крепкие щеки, толстый нос, яркие губы, крепкий подбородок с ямочкой. Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно.
Смелое и неожиданное решение евангельского сюжета показывает, сколь обострённым было у Караваджо чувство социальной несправедливости, что и позволило ему сказать новое слово в искусстве. Род существует до сих пор. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность.
В мае 1606 года, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на остров Мальта. галерея раннего искусства, Рим Жертвоприношение Авраама, Уффици). Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. Свидетелем дикой сцены случайно оказался Лоренцо Сицилианец, который по просьбе испуганного Чезари, никак не ожидавшего такого оборота, кликнул извозчика и отвёз Караваджо в монастырский госпиталь Санта-Мария делла Консолационе, чтобы показать костоправу.
1593, там же), «Вакх» (ок. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в. Петра и его руку, повторяющую жест Христа.
В эпоху Контрреформации были установлены строгие каноны для религиозного искусства, которым должен был следовать каждый мастер. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал.
Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. галерея старого искусства, Рим). Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. Художник впервые воспел романтику опасных приключений в разбойничьем мире.
Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Он ценил эти тихие вечера. Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе – в Национальном музее, Мессина).
Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
Он несколько раз попадал в тюрьму. Поначалу он бедствовал, работал по найму. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни.
Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. Местом его рождения называют городок Караваджо, но возможно и то, что итальянский мастер появился на свет в Милане. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом.
Итальянский художник. Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).
В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения. Это огромное полотно решено в сдержанных и строгих интонациях.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Августина, Рим) и Мадонна со змеей (Галерея Боргезе, Рим). Оно пользовалось успехом среди римских эрудитов и была даже попытка переложить его на музыку. Он выступает посредником между Небом и Землёй.
имя Микеланджело Меризи 1573, Караваджо, Ломбардия — 1610, Порто дЭрколе. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию.
1595, Санкт-Петербург, Гос. Тут было над чем призадуматься.
Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. Христос, властно призывающий Матфея следовать за ним, наделен автопортретными чертами. Это не бесплотное существо, сошедшее с небес, а реальный подросток с изысканно красивыми линиями полуобнажённого тела, контрастирующего с ярко-красными, коричневыми и оливково-зелёными тонами одежды путников. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов.
Караваджо был простым каменщиком. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Кое-кто из знакомых дАрпино изъявил желание приобрести работу безвестного мастера, поражавшую своей оригинальностью и свежестью взгляда на мир.
Черные, непокорно вьющиеся волосы украшены широкой лентой, небольшие, красивые руки перебирают струны лютни. В Положении во гроб (1602—1603, Ватикан, Пинакотека) беспощадно-грубая жизненная правда, простонародность образов соединяются со скорбной торжественностью, резкий взрыв эмоций — со сдержанностью и глубиной чувств. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли.
Он выполнял заказы на весьма престижные работы. галерея, вариант — Милан, галерея Брера Агостино и др. ). Реализм рел. Но Караваджо идет дальше своих предшественников. В период скитаний К. создал ряд выдающихся произведений рел. Б. Караччоло, О. Борджанни, мастера неаполитанской школы), но и творческих антагонистов художника — болонских академистов.
н. утрехтские караваджисты в Голландии). Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция».
Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Реализм Караваджо – это нечто большее, чем просто подражание природе в его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, что дает возможность преобразить реальность в драму, разыгрывающуюся на холсте. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней». Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста.
Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения. Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе). Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь.
Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). искусства XVII в. : Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Рибера и Сурбаран.
Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
Успех не заставил себя долго ждать. Одновременно он начинает искать и более глубокую интерпретацию изображенного, находит необычные и полные безыскусственности и теплоты мотивы, такие как задремавшая в неловкой позе Мадонна в Отдыхе на пути в Египет или одиноко сидящая на земле у голой каменной стены нарядная молодая женщина в Кающейся Магдалине (обе — ок. Вполне правомерно предположить, что в нём содержатся отнюдь не благовония, а целебное снадобье для заживления рубцов на спине, полученных несчастной Аннуччей, когда ее поймали в неурочное время за пределами Ортаччо и с позором провезли по центральным улицам города на осле, причем каждый прохожий мог хлестнуть несчастную бичом. И это самое ценное в картине.
Первой такой работой была «Ваза с цветами». Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. Для кардинала дель Монте художник написал одни из лучших своих картин – Корзина с фруктами, Вакх и Лютнист.
Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Три художника отказали ему в работе, он превратился в бродягу и хулигана и оказался в приюте. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок.
Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24. «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба» Им написаны также «Экстаз св. Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. Подчеркнуто простонародный облик персонажей и скорбное величие отличает алтарные картины «Положение во гроб» (1602–04) и «Успение Марии» (1605–06). Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала.
Но в окончательных вариантах этих композиций (1600—1601, Рим, церковь Санта Мария дель Попполо, капелла Черази) Караваджо уже находит баланс драматизированной патетики, несколько вызывающих натуралистических эффектов и глубины образной трактовки. До начала 1590-х годов учился у миланского художника С. Петерцано в 1592 уехал в Рим, по дороге, возможно, посетил Венецию. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ».
Но всякий раз модель оказывала сопротивление, оставляя в художнике некое чувство неудовлетворённости и ещё пуще распаляя в нём неукротимое желание полностью овладеть ею и подчинить своей воле. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок. произведениях К. поэтическая трактовка сюжета как нравственного примера (Св. Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом. 1600), «Мученичество святого Матфея» (ок.
событиям. 1593г. ), любуются собой («Юноша с корзиной фруктов», ок. Флоренция). Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться.
В «Призвании апостола Матфея» событие Священной истории происходит в темном полуподвальном помещении. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67). И не она должна каяться, как считал он, а те, кто толкнул девушку на путь порока, вынудив заниматься проституцией.
Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Людовика Французского (1600-03). Мытари (сборщики податей), одним из которых был Матфей, предстают не добропорядочными чиновниками, а сборищем разбойников, делящих добычу.
Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. «Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, желтый плащ св. Но и тут Караваджо сопутствовала удача.
«Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба». Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления. Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт «Св.
КАРАВАДЖО (Caravaggio настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итальянский художник. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5).
Он отучился в художественной школе в Милане. Последователи Микеланджело Меризи в Италии стали называть себя караваджистами, отдавая дань первопроходцу жанра. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании.
Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Романино, Л. Лотто). признаки его стиля. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. событие. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа.
Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения.
Познакомившись с кард. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св.
Учиться у Петерцано мальчик должен был четыре года, но мастерскую он покинул раньше этого срока. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. публике того времени. Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров.
Новый этап его творческих поисков являют алтари Казнь Иоанна Крестителя (1608, Ла Валетта, собор), Погребение св.
В то же время группа оплакивающих Христа уподоблена художником величественному надгробному монументу. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). галерея, Лондон), Уверение Фомы (Новый дворец, Потсдам), Мадонна с паломниками (церковь Св. В числе его проступков значились швыряние подноса в официанта, ношение оружия без соответствующего разрешения, битье стекол у квартирного хозяина.
Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др. Эта картина существует в трёх вариантах.
Матери Микеле пришлось послать сына в Милан к известному художнику. Он мог так сидеть часами. 1596, ранее в коллекции Скьярра).
Он был знаком с кавалером Чезари дАрпино и Лоренцо Сицилианцем, у которых порой приобретал картины Узнав на следующее утро о поступлении пациента художника, приор лично осмотрел больного и, поставив диагноз — острая форма малярии с осложнением на печень и почки, распорядился перевести его в отдельную палату, приставив двух опытных монахинь-сиделок, которые не отходили от больного ни днём ни ночью. Падающий извне свет освещает лицо юноши, длинную шею, обнажённое плечо с нарочито выделенной ключицей и рукав белой рубахи, а возможно, накинутую поверх обнажённого тела простыню. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. В алтарных картинах «Мученичество св. Жизнь завертелась — только поспевай. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни.
В ранних рел. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха». Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет).
Филиппо I Колонна. Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю.
1593, Уффици), «Гадание» (ок. Уделом слабых были задворки жизни, где неудачники топили горе в вине и теряли надежду на спасение, всё ниже опускаясь на дно и пополняя ряды римских borboni — бродяг. Луции для церкви Св. В те же годы (1600-01) художник написал Обращение Савла и Распятие апостола Петра для капеллы монсеньора Т. Черази в церкви Санта Мария дель Пополо. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. (картина Гадалка).
1594, Париж, Лувр Лютнист, ок. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. А было ли ему свойственно такое чувство.
мироощущение, характерное для эпохи Контрреформации: обыденная повседневность человеч. По дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, затем продолжил путь и в городке Порто дЭрколе умер от лихорадки в возрасте 38 лет. В основе этого полотна тоже лежит наблюдение с натуры. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Левая часть со святым Иосифом, ослом, оплетённой бутылью и камнями, должна отражать земную жизнь, а правая с Мадонной и Младенцем среди цветущей растительности — мир божественный. Марфа беседует с Марией Магдалиной, Институт искусств, Детройт Св.
Точной причины драки так никто и не узнал. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. Первым крупным церк.
периода, как Христос в Эммаусе (Нац. Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. Караваджо не стал с ним торговаться, радуясь тому, что наконец удалось сбыть картину в хорошие руки, так как в салоне синьора Валентино не в пример Лоренцо Сицилианцу было немало стоящих картин. Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать.
На глазах зрителя происходит «просветление» героя, который отныне последует по пути истины и веры. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597).
Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. А покровители Караваджо были очень нужны, т. к.
Отец К. был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. музей). Мария Магдалина, Галерея Дориа-Памфили Экстаз св.
Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Третья картина— «Св.
Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. Борьба света и тьмы придает действию особый драматизм. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана).
Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес.
Учился у С. Петерцано в Милане. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка.
Они-то и ввели её в свой порочный круг. Луции (Нац. В Семи делах милосердия (1607, Неаполь, церковь Монте делла Мизерикордия) он еще соединяет отдельные эпизоды в эффектное и бурное драматическое действие. В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607-08 – «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе – в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609 – «Погребение св. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика.
Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д. в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St. Караваджо произвел своими картинами решительный переворот в живописи. Третья картина— «Св.
Отрицая господ-ствующую иерархию жанров, художник внес большой вклад в становление натюрморта и бытового жанра как самостоятельных видов станковой живописи («Корзина с фруктами», 1596). Мн. Матфею, написанных для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме (1599–1602).
Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. зритель даже может узнать лицо, переходящее из картины в картину. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.
Некоторое время работал помощником в мастерской рим. Добрая Аннучча ног под собой не чуяла от радости — наконец-то её бесшабашный друг взялся за ум. К. учился у миланского художника Симоне Петерцано (до нач. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и влиятельных покровителей. Уже в первых выполненных в Риме работах (Маленький больной Вакх, ок.
«погребное освещение» изобретенное Караваджо). Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. Несмотря на нищенское полуголодное существование, Караваджо действительно чувствовал себя счастливым, особенно когда ему удавалось выхватить из разноликой уличной толпы нужный типаж., Микеланджело да (Caravaggio, Mihkelangelo da), наст. В 1610г., рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим.
Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. 1590-х), уехал в Рим ок. Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. У левого глаза припухлость от ушиба.
В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия, Неаполь) Мадонна Розария (Музей истории искусства, Вена) и Бичевание Христа (Нац. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете.
Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём. Его юноши далеки от героического идеала красоты эпохи Возрождения. Из этой смеси родились такие шедевры, как «Отдых на пути в Египет» и «Магдалина», поставившие провинциального художника в один ряд с именитыми римскими мастерами. Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде.
К последним годам жизни К. относится также картина Давид с головой Голиафа (Галерея Боргезе, Рим), на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника. Вскоре все узнали о необычном даровании Микеле. Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. Матфей и ангел (бывший Музей императора Фридриха в Берлине, погибла во время Второй мировой войны), отвергнутой заказчиками. Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения и Меризи пришлось покинуть борт без багажа.
А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Учился у Симоне Петерцано в Милане. Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. 1600-х (Христос в Эммаусе, ок.
Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью».
1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. 1602, Лондон, Нац. 1593—1594, Флоренция, галерея Уффици Гадание, ок. Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. В убийстве был обвинён Караваджо. О судьбе портрета ничего не известно.
Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим).
В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. 1595г. ), пугаются укуса ящерицы («Мальчик, укушенный ящерицей», ок. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок.
Его произведения кон. и 2-й пол. Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку.
После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом».
В основе этого полотна тоже лежит наблюдение с натуры. Эти работы поражали одновременно простотой своих сюжетов и огромной убедительностью («Лютнист», 1595 «Вакх», 1595). Однако именно эта продолжительность мимолетного чувства, остановленного и закрепленного художником, чарует навеки. чувства, побуждают зрителя к сопереживанию еванг.
О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. 1597г. ). Здесь К. выполнил свои первые произведения (Мальчик с корзиной фруктов, Больной Вакх, обе – Галерея Боргезе, Рим). Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино.
живописи. Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. Успеху молодого художника способствовал и тот факт, что римские художники тогда избирали, в основном, жанры, предпочитаемые Рафаэлем и Микеланджело – огромные фрески с религиозными или историческими сюжетами. В 1592—1594гг.
В алтарных картинах «Мученичество св. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Аннучча была признательна ему за заступничество. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде. Колонна, римский род – древняя итальянская фамилия.
Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Здесь после ссоры с могущественным вельможей был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. 1605-06, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Погребной свет, проникающий в темное помещение вслед за вошедшими сюда св.
Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо.
Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя. Иероним (обе – Музей Иоанна Крестителя, Валлетта) на Сицилии – Погребение св. Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты.
Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем».
По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии. среду Рима. В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти».
Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Драматический сюжет положения во гроб тела Спасителя написан художником в белых, красных и синих тонах, напряженное противостояние которых умножает эффект от игры света и тени. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио.
В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. В 1610, рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия.
Томно склоненная голова лютниста, глаза с мечтательной поволокой изящные движения рук — все передает красоту эмоций, вызванных музыкой. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме.
В 1593 году друг Онорио посоветовал Караваджо переселиться к академическому художнику Джузеппе Чезари имевшему прозвище «Кавалер дАрпино» и пользовавшемуся благосклонностью римского папы. В результате его арестовали. Выдающимся произведением Караваджо является цикл полотен, посвященных св. 1591 Мальчик с фруктами, ок.
Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель. Особенно заманчивым было предложение аристократического семейства Маттеи, горевшего желанием заполучить обретающего всё более громкую известность художника, не избалованного пока вниманием знатоков, хотя среди них были такие, кто открыто отзывался о нём как многообещающем таланте, предсказывая ему великое будущее.
Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе.
Уже в ранних творениях Караваджо видна рука непревзойденного мастера жанровой живописи.
Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. Группы караваджистов появились в XVII в. и в других европейских странах (т. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку.
Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла.