с превеликим трудом да и то потому только, что оно коснулось юношеской поры Антуана Ватто. 13. 15.
В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»32. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Ему посвятит стихотворение Т. Готье.
В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. В ней прекрасно проявилась несравненная наблюдательность и правдивость искусства Ватто. Действительно, он пользовался теми же мотивами, брал те же сюжеты и даже лица. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу.
Это было последнее временное улучшение. Но перед ним преклоняются и он не может не чувствовать, что это искреннее преклонение. Но при этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Над ними размещен строгий бюст философа, который совсем не мешает увлеченной друг другом паре.
Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской "галереей Медичи" ("Жизнь Марии Медичи"). В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца.
Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Потом мы узнаем и Пушкина. Такова исполненная полнокровной чувственности, едва только приглушенной меланхолической печалью, знаменитая луврская (второй вариант в Берлине) картина Отплытие на остров Цитеру.
Здесь он вплотную столкнулся с тематикой, которая впоследствии стала одной из основ его творчества и получил возможность увидеть театральную жизнь изнутри11. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»55.
По словам Жана де Жюльена, одного из друзей и первых биографов художника, «Ватто, которому в то время было лет десять-одиннадцать3, учился с таким увлечением, что через несколько лет наставник уже перестал ему быть полезен ибо не мог должным образом руководить им»4. Словом, мастер на все руки, но во всем – художник. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Расцвет творчества Ватто был непродолжителен.
Между 1700 и 1702 годами Антуан Ватто против воли отца, тайно покидает Валансьен и, не имея никаких средств, пешком добирается до Парижа. Известно, что зрители любили ее потому, что она действительно была прекрасной актрисой. Наш герой закончил свою работу только через пять лет. Имя это, знаменитое в Европе, особенно громкий резонанс имело в России.
Осколки еще не сформировавшихся философских теорий долетали сюда в обличье тревожащих ум парадоксов, а глубина суждений украшалась отточенностью фраз. При посредничестве Сируакомм. Только теперь эту роль выполнил дом уже знаменитого Пьера Кроза.
В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания». Между персонажами Капризницы – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. ГМИИ им. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую.
Манере Ватто свойственны полутона, сдержанность в передаче чувств изящество композиции. Между персонажами "Капризницы" – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм.
Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье. Однако успехов Метейе не снискал и спустя несколько месяцев был вынужден вернуться на родину. В 1720 году абсолютно больной художник захотел написать вывеску для антикварного магазина своего друга Жерсена, но она всегда была только картиной, которую благоговейно рассматривают. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик потрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV.
Одно из самых больших своих произведений. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. ГМИИ им. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто.
Достоверно известно лишь то, что Ватто вместе с четырьмя другими конкурсантами должен был изобразить возвращение Давида после победы над Голиафом16. Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто, словно вновь возрождает красоту.
18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Это была единственная работа, которая до некоторой степени возбуждала самолюбие Ватто. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Ватто знал это. Даже костюмы – изящные вариации на темы современной моды – являются плодом фантазии художника.
Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней. Успех этого произведения известен (Недаром М. В. Алпатов сравнил его с Менинами Веласкеса), - вспоминает Жерсен. - Все было написано прямо с натуры. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Но вернемся к жизни Ватто.
Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины "Венецианский праздник" (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), "Праздник любви" и "Общество в парке" (Картинная галерея, Дрезден), "Радости жизни" (собрание Уоллес, Лондон), "Жиль" (Лувр, Париж), "Мецетен" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), "Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена" (Картинная галерея, Берлин-Далем). Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой.
Почему он отправился не в Италию, о которой мечтал с юности или, скажем, в Испанию, а в Лондон – еще одна загадка жизни Ватто. Вряд ли кто-нибудь теперь возьмется ответить на вопрос – почему. 2.
Современники говорят, что они расстались такими врагами, что даже избегали не только произнести имя, но даже вспоминать друг друга. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др. Впрочем, рассказывать живопись, - если это только действительно живопись, - невозможно. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. В основу творчества Ватто легли сюжеты из жизни обычных людей. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года.
Известно, что художники в дальнейшем старались даже не упоминать имен друг друга. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в "полные члены" Королевской академии. Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты. Не мог составить здесь исключения и Ватто. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями».
Возвращаясь к Ватто-живописцу, отметим его особенное умение передавать фактуру ткани, а также удивительную способность писать лица своих персонажей живыми, на глазах меняющими выражение. Нужно сравнить бытовую сценку Ватто с картиной какого-нибудь голландца XVII века, чтобы почувствовать, насколько острее характеристика и развитие действия в картине французского мастера. В то время дворец использовался лишь как хранилище картин, шпалер, мебели и прочих сокровищ, не почитавшихся достойными Версаля и стал для Ватто фактически музеем.
«В аккуратном сквере сегодняшнего Валансьена почти всегда безлюдно, можно долго и спокойно разглядывать памятник Ватто. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи". Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками.
«Надо посмотреть ещё нескольких Ватто, чтобы изучить его приёмы Жизнь военных бивуаков и театральных кулис, развлечения и сердечные дела галантных кавалеров и дам, предстают в его творчестве преображенными поэтической фантазией художника. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Так называемые подсмотренные сюжеты. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4.
Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Ждать, впрочем, оставалось не так уж и долго. Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца.
Он привлек Ватто возможностью заняться масштабными проектами и декорациями, усовершенствовать свое умение работать с орнаментами, которые он после часто использовал в своих произведениях. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия» вскоре становится одним из близких друзей художника.
1710. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Слово театр, вернее само это объемное понятие, занимает в творчестве Ватто особое место.
Его коллекция голландской живописи поразила Ватто. Немилова.
Третья пара стоит. Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Дома.
Немилова. – уже 260 ливров. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде сся с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.
В книге «Искусство XVIII века»56 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. (1684–1721) Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 – 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо. Вот портрет, который оставил он потомству. Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива.
Почти все картины Ватто небольшого размера. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. В книге «Искусство XVIII века»комм. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу.
11. Это типичные образцы стиля рококо. 16. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии.
Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Антуан был вторым из четырех сыновей в семье. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869).
Весной Ватто стало хуже. Здоровье Ватто ухудшалось. Классицизм сдавал свои позиции, с ним уходили в прошлое тенденции и мода. Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи. Театральность – в самом высшем значении – присуща почти всем без исключения работам Ватто.
Пока только молодость, слабеющая, однако, день ото дня, противостоит чаxотке. Он переехал от Жерсена и потом еще раз сменил квартиру – опять будто бежал от самого себя. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Его ранние работы – сцены в тавернах изображения бивуаков и военных лагерей, написанные во фламандской традиции, – обладают качествами, предвосхищающими зрелый стиль мастера.
12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами. Он выбирает низкий горизонт.
Беспокойство пронизывает всю картину. Этого художника можно назвать основоположником данного стиля. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак».
В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. об этом: Смена, 1988, 19). Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Ватто писал "взахлеб".
Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели. Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки.
Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Что же мы видим на картине. Короче, она родила ребенка, которого Филипп Орлеанский согласился считать своим. Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров.
К дому примыкал сад, спускавшийся к самой Марне, — с боскетами, густыми деревьями, сад, напоминающий фоны картин Ватто. Вся благодарность Ватто к своему учителю выражалась в глубоком о нем молчании.
Друзья называли его холодным и бесстрастным. В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особняке28, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»29. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение. Не правда ли, неплохой ключик для открытия многих других таинственных картин Ватто. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать.
«Надо посмотреть ещё нескольких Ватто, чтобы изучить его приёмы маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов», – запишет в своём Дневнике Эжен Делакруа. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Беспокойство пронизывает всю картину.
Наш герой закончил свою работу только через пять лет. Вот только некоторые шедевры этого приобретения: Мадонна с безбородым Иосифом Рафаэля, Юдифь Джорджоне, Даная Тициана, Оплакивание Христа Веронезе, Портрет камеристки, Вакх и пять эскизов Рубенса, несколько портретов ван Дейка, семь картин Рембрандта (в их числе Даная и Святое семейство), картины Пуссена, Шардена и Ватто. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал "академическую работу").
Он родился во фламандской провинции. Но при этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены.
Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»30. Ватто писал взахлеб. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось.
15. И это другое – Люксембургский дворец. Но именно в это время происходит неожиданное, чего не может объяснить никто даже из знавших прежние сумасбродства Ватто: он уходит от Кроза и поселяется в тесной, неудобной квартирке тестя своего друга Жерсена и запрещает кому-либо открывать свое убежище, оказавшееся, впрочем, недолгим: в конце 1718 года он перебирается в бедное парижское предместье Сен-Виктор и опять ненадолго – в 1719 году следует внезапный отъезд, похожий на бегство.
«Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особняке, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров».
При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулез23. Но в основе своей колорит Ватто своеобразен и неповторим. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869).
Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана. Об этом, впрочем, чуть ниже.
Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. Сен-Симон в своих знаменитых Мемуарах очень красочно и так же убедительно рассказывает об утехах Филиппа Орлеанского. Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник"). По словам ещё одного друга и биографа художника, Эдм-Франсуа Жерсена, «у этого мастера Ватто воспринял лишь вкус к гротеску и к комическому, а также вкус к современным сюжетам, которым он посвятил себя впоследствии.
Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами. Время в доме Кроза – вершина славы Ватто. Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора.
Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу9), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Художник умер в зените славы и уже вскоре после его кончины Жан де Жюльен издал его рисунки, а затем и гравюры с известных ему картин мастера— в этой работе принял участие молодой Франсуа Буше, в чьем искусстве десятилетие спустя стиль рококо достигнет своей кульминации. А. С. Пушкина)13.
18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Оно причиняет мне боль. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Весной Ватто стало хуже.
Он начал творить в то время, когда т. н. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту "Паломничества на остров Киферу" (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм ("Вывеска Жерсена", 1720).
Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполов39, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»40. С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто». Ему было тридцать семь лет. Он знал, что это возраст Рафаэля. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования.
Здоровье Ватто ухудшалось. В теплых, даже горячих по тону картинах он вдохновлялся примером фламандского мастера (Суд Париса, Лувр). Современники не просто ценили картины Ватто. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи».
Возможно, что учёба у Жилло и не оказала решающего влияния на живописное формирование Ватто, но она существенно обогатила художественный вкус недавнего провинциала и привела его к осознанию собственной индивидуальности. В его вспыхивающих красочных фигурках на фоне темных деревьев есть что-то от светотени Рембрандта (Деревенская свадьба, Мадрид). Художник 18 века. Она надула губки и уже подбирает пышную юбку. Знаменитые братья Гонкуры писали о художнике в 1856 году: «Ватто – великий поэт восемнадцатого века. Каза-лось бы.
Четвертый ребенок в небогатой семье, Жан Антуан мог и не проявить своих талантов. Учение закончилось довольно скоро и было абсолютно бесполезным.
При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулез. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных».
Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто.
И в этом своем расчете Ватто не ошибся. Разве не знал он, что лондонский климат гибелен для его легких.
Другой столь же важный источник творчества Ватто – рисунки венецианских мастеров из коллекции его друга и покровителя Пьера Кроза. В книге «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Если иметь в виду, что теперь это не просто имя в истории мирового искусства, но скорее символ, определенное понятие, олицетворяющее собой изысканность изящество и мир тончайших чувств, то как не подивиться тому, что Ватто рожден и воспитывался в семье мало что невежественного ремесленника, но и человека известного на весь Валансьен неумеренным пьянством и более чем скверным нравом. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться.
Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами.
Как отмечает Н. Л. Это был Рубенс.
Мальцева: «Галантные празднества Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев. Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом. Рисунки. Но кавалер спокоен, он уверенно приступает к длительной осаде.
Ватто был, по большому счету, самоучкой. Достоверно известно лишь то, что вскоре после прибытия в Париж Ватто, не имея денег на существование, нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам7, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей8. В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала. Восторженное отношение Ватто к Рубенсу помогло ему развить свой дар живописца.
Он вел как бы двойное существование: безжизненные вещи, которые ему приходилось копировать для продавца уличных картин, привязывали его к миру реального, а его великий дар созерцания давал ему возможность делать запас бесчисленных наблюдений, которые потом послужат, как это ни покажется странным, основой для его картин, проникнутых ни с чем не сравнимой фантазией, воспринимаемой теперь вместе с именем Ватто. Там же, в гостях у Мариэтта, Жан Антуан встретил своего наставника Клода Жилло. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6.
Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор Французского Меркурия20 вскоре становится одним из близких друзей художника. Это свидетельствовало о высокой репутации Ватто, однако не давало ему возможность представить в качестве обязательной картины всё что ему было угодно. Ватто словно вновь возрождает красоту. Вдруг он решил, что ему будет легче в деревне.
Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование.
Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года. Взглянув, однако, на младенца, курфюрст улыбнулся и преподнес мадемуазель Демар золотую табакерку с брильянтами. Пройдет время и его работы будут надолго забыты. Как отмечает Н. Л. Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке.
Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью. Это было последнее временное улучшение. Как отмечает Н. Л. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии.
Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. В одном из последних произведений Ватто – в Лавке Жерсена (Берлин) – бытовая сценка, вид антикварной лавки друга Ватто, с изящно и остро схваченными светскими типами, любителями искусства, претворен Ватто в произведение, внушительное, монументальное, почти как Менины Веласкеса. Рисунки. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Особенным спросом пользовались изображения Николая Чудотворца.
Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой художественного стиля рококо и положило начало новому этапу в истории европейской живописи, графики и декоративного искусства. Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе. В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда».
На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), Праздник любви и Общество в парке (Картинная галерея, Дрезден), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Жиль (Лувр, Париж), Мецетен (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем). Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Картину можно увидеть в Эрмитаже, зал 284. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену».
По другим сведениям, пребывание в мастерской Жерена продолжалось недолго из-за того, что через некоторое время отец отказался оплачивать обучение сына5. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них еще и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер.
Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Живопись картины, говоря словами влюбленного в искусство Ватто Александра Бенуа, "искристая, нежная по оттенкам, прозрачная по колерам, ласковая и гибкая по письму". Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы.
У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в провинциальном Валансьене, незадолго до рождения будущего живописца вошедшем в границы Франции. Это работа с интерьером магазина, а не с природой. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии.
В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Но прежде чем расстаться с учителем и отправиться в путь, Ватто пишет картину известную под названием Уход войск, представляющую собой детские и отроческие его воспоминания из жизни Валансьена и продает ее торговцу картинами Сируа за шестьдесят ливров. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. В небольшой картине Ватто Капризница (Эрмитаж) представлена удалившаяся из веселой компании пара.
Как ни странно, первым тягу отпрыска к прекрасному обнаружил его отец, Жан Филипп. В 1708 году Ватто уходит от Жилло и поступает помощником к художнику-декоратору Клоду Одрану. И все же, пожалуй, главным его потрясением стало то, что хранилось под сводами дворца.
На этих чудных берегах они не найдут постоянного жилища. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. ГМИИ им.
Достоверно известно лишь то, что Ватто вместе с четырьмя другими конкурсантами должен был изобразить возвращение Давида после победы над Голиафом12. Он покинул дом Жерсена. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное». К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров.
Ну что ж, не он первый, не он последний. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства.
Достоверно известно лишь то, что вскоре после прибытия в Париж Ватто, не имея денег на существование, нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал академическую работу). Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки". Здоровье Ватто ухудшалось. "Посмертная судьба" Ватто сложилась довольно удачно.
Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде.
А. С. Пушкина)18. Это бесспорно. Здоровье Ватто ухудшалось. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени.
Говорить следует об ощущениях. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполов, а доктору Миду достались «Итальянские актеры».
В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Как прирожденный художник Ватто тонко чувствовал цвет. Но давно замечено: счастливые судьбы обходят великих мастеров. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров.
В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника. Наконец-то блеск ума хоть отчасти теснит блеск родовых гербов. Кружевное дерево в глубине картины вносит ясность и масштаб в ее построение. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива.
Академики отбирали эскизы, которые считали достойными и назначали соискателям вариацию на тему заявленного сюжета. В одной из лучших картин Антуана Ватто (1684–1721) «Капризница» художник изображает интимную сценку, происходящую в уединенной аллее старинного парка. 7.
Ватто считается основоположником рококо в живописи. Впрочем, это не самое главное в жизни и искусстве Ватто. – Тягости войны и Военный роздых относятся к числу лучших картин этой серии.
С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. Не видно, что он от этого страдает.
По словам Жана де Жюльена, одного из друзей и первых биографов художника, «Ватто, которому в то время было лет десять-одиннадцать, учился с таким увлечением, что через несколько лет наставник уже перестал ему быть полезен ибо не мог должным образом руководить им». Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Не все, однако, шло так гладко и безмятежно. В начале 1721 года Ватто был еще на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм.
Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. 1710. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.
Это был 1709 и двадцать шестой год жизни Ватто. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски.
Антуан Ватто. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41.
Нужно ли отыскивать какие-то особые причины восхищения Ватто великим фламандцем. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1620—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом2.
но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу».
Он не слишком интересовался материальным успехом и брался только за те заказы, которые были ему интересны. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества.
Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. Несмотря на бедственное положение в первые годы в Париже, Антуан Ватто не мог пожаловаться на невезение.
Ватто умер 18 июля 1721 года. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Ватто был, по большому счету, самоучкой. Богатство эмоциональных оттенков воплотилось в изысканной нежности цветовых сочетаний, трепетной игре красочных нюансов, вибрирующих изменчивых мазков.
Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. Художник был и неустанным наблюдателем: женские типажи, разнообразные изящные позы, совершенство штриха и изумительное красочное решение фантазия все это делает рисунки Ватто особенно привлекательной частью его творчества. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1894—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Антуан-Жан вызывал у них восторг. Стоит вглядеться в шедевры графики зрелого Ватто, чтобы понять, куда уходят его корни. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург.
У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»19. Впрочем, решающим будет не статус и положение Ватто при Одране, а нечто другое. Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Позднее Патер говорил, что всем лучшим, чему он в жизни научился, он обязан именно этим немногим драгоценным урокам, продолжавшимся около месяца. И все же надо признать, что у Жилло Ватто окончательно разобрался в самом себе и что с тех пор стали более явственными признаки таланта, который предстояло развить»4.
Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. Только на этот раз он потребовал – и сразу получил.
Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. Это было последнее временное улучшение. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование. 1710. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника.
Друзья называли его "холодным" и "бесстрастным". С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто». В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.
Беспокойство пронизывает всю картину. А. С. Пушкина). Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м.
18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Работы Ватто, созданные в Париже, были отражением эпохи.
Но для этого должно было пройти время, наполненное, конечно, событиями. Картина задумана в качестве отрывка галантной сцены или комедии нравов. Между тем с приближением весны ему стало хуже.
В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. И потому академия приняла беспрецедентное решение: Ватто позволили самостоятельно выбрать сюжет для картины, которую нужно было представить при переходе из кандидатов в действительные академики. И Ватто, будучи уже в крайнем отчаянии, взялся за работу у одного из таких торговцев. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье.
Весной Ватто стало хуже. Немилова. Он покинул дом Жерсена. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако, в очень оригинальном сплаве. Он покинул дом Жерсена.
Из работ Жилло более всего сегодня известны его гравюры и рисунки. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму.
Возвращаясь к Ватто-живописцу, отметим его особенное умение передавать фактуру ткани, а также удивительную способность писать лица своих персонажей живыми, на глазах меняющими выражение. Как можно так неумело изображать моего Господа. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. И декоративные работы и крупные полотна— «Паломничество на остров Киферу» (1717) и прославленную «Вывеску Жерсена» (1720) отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная тончайшая гамма мимолетных настроений виртуозное композиционное мастерство— мастерство режиссёра, внезапно остановившего превосходно продуманное театральное действие в самый важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей.
Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино. Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь.
Его фигуры выделяются ясными, крупными силуэтами. Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. По другим сведениям, пребывание в мастерской Жерена продолжалось недолго из-за того, что через некоторое время отец отказался оплачивать обучение сына5. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14.
Он просто один и все. Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. По иронии судьбы его дом оказался последним убежищем умирающего художника.
Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»43. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской галереей Медичи (Жизнь Марии Медичи).
Летом 1720 года он был уже дома. Подлинная душевная тоска отделяет его от людей, ожидающих легкого, незамысловатого веселья. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в полные члены Королевской академии. Лично мне импонирует техника живописи Ватто, тонкий и светлый колорит.
Для уяснения тогдашних финансовых дел Ватто скажем, что месячное жалованье офицера, капитана королевских мушкетеров, например, превышало эту сумму почти в десять раз. Оба искушены в подобного рода делах, для них это всего лишь привычная любовная игра. Составивший себе в молодости миллионное состояние (он был сборщиком налогов и пошлин в одной из французских провинций) финансовыми операциями и прозванный современниками бедный Кроза с тем, чтобы отличить его от брата, еще более богатого, у которого в постоянных должниках ходил король Франции (да что там король – брату Кроза принадлежала Луизиана в Северной Америке, то есть вся область по течению реки Миссисипи, от устья до Великих озер), так вот, более бедный Пьер Кроза, построив роскошный особняк в Париже на улице Ришелье и замок в Монморансе, начал собирать произведения искусства, а в начале XVIII века его коллекции не было уже равных в Европе. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты.
Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. Ватто получил славу в Приже благодаря своему творчеству. 9. (1684 – 1721) Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 – 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). Сделаем это, однако, с помощью одного из самых авторитетных исследователей великих таинств изобразительного искусства академика М. В. Алпатова, который как бы приподнимает здесь завесу между загадочной живописью Ватто и современным зрителем.
Поэты XIX века откроют картины Ватто. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. «Праздник любви» (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей.
Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи. Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто, словно вновь возрождает красоту. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. В Париж Жан Антуан прибыл в 1700 году и в первые месяцы балансировал на грани нищеты.
При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника.
Отыскать это имя в историях искусства можно теперь липы. Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона.
Особенно много таких зарисовок относится к тому периоду, когда он жил в поместье Кроза неподалеку от Монморанси. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. История повторилась. И хотя Ватто не прошёл академической школы— не рисовал мраморов и гипсов, не изучал античных декоративных композиций— он на ходу усваивал принципы прихотливо-изысканной одрановской орнаментики и под руководством нового учителя сочинял сцены для стенных росписей.
Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. Ватто работает только по утрам – так он слаб, - но заканчивает картину в одну неделю. И почти все дома в нём выстроены заново.
Летом 1709 года Ватто участвовал в конкурсе Королевской академии художеств на соискание Римской премии. Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран.