Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. Друзья подыскали ему в предместье пустовавший дом на краю городка Ножан-сюр-Марн, где ничто не напоминало о духоте и сутолоке столицы. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом — черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. 15. Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран.
В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. Между персонажами Капризницы – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник").
Современники отмечают, что даже на пике своей популярности Ватто оставался замкнутым и несколько загадочным в этой своей замкнутости человеком. Художник 18 века. В основу творчества Ватто легли сюжеты из жизни обычных людей. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. На переднем плане продавец бережно укладывает в деревянный ящик портрет Людовика XIV, который недавно умер. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой.
В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. Третья пара стоит. Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. Ватто писал взахлеб.
Немилова. Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую. В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года.
У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. Однако точнее будет сказать, что не стиль рококо повлиял на творчество Ватто, а Ватто силой своего таланта создал идеал, которому стремились подражать мастера живописи рококо. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург.
Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей. Друзья называли его "холодным" и "бесстрастным". Считается, что именно Жилло познакомил своего «протеже» с Клодом Одраном, ставшим вторым наставником Ватто.
Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. Так называемые подсмотренные сюжеты. Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (1717—1718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза.
Ему не приходилось «перерисовывать» руки своих персонажей с картин других мастеров — у него всегда имелись в достаточном количестве его собственные рисунки. Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). Он просто один и все.
У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца.
На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины "Венецианский праздник" (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), "Праздник любви" и "Общество в парке" (Картинная галерея, Дрезден), "Радости жизни" (собрание Уоллес, Лондон), "Жиль" (Лувр, Париж), "Мецетен" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), "Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена" (Картинная галерея, Берлин-Далем). Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Одно из самых больших своих произведений.
– "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой.
Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива. Особенно много таких зарисовок относится к тому периоду, когда он жил в поместье Кроза неподалеку от Монморанси. (1684-1721) Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 – 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу — заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал «академическую работу»). Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи. Он покинул дом Жерсена. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту "Паломничества на остров Киферу" (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм ("Вывеска Жерсена", 1720).
Друзья называли его холодным и бесстрастным. Друзья называли его «холодным» и «бесстрастным». Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б. Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов.
Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Ватто писал "взахлеб". В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». В то время дворец использовался лишь как хранилище картин, шпалер, мебели и прочих сокровищ, не почитавшихся достойными Версаля и стал для Ватто фактически музеем. Он начал творить в то время, когда т. н.
Мальцева: «"Галантные празднества" Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование.
Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Почти все картины Ватто небольшого размера. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. «Надо посмотреть ещё нескольких Ватто, чтобы изучить его приёмы маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов», – запишет в своём Дневнике Эжен Делакруа. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом».
Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин.
Но при всём этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей. А. С. Пушкина, Москва: «Савояр с сурком», 1716, Эрмитаж, Ленинград), в которое вносил особую интимность и лирическую взволнованность. Но при этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. (1684–1721)Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 — 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо.
Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви. Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. Поэты XIX века откроют картины Ватто. Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Пройдет время и его работы будут надолго забыты.
Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 1716—1717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. Это работа с интерьером магазина, а не с природой.
У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала. Во времена Ватто, когда формировалась утонченная культура рококо, художники были более свободны в поисках идеалов прекрасного, чем в середине и второй половине столетия, когда в ранг моды, а затем и постулата была возведена рационалистическая теория подражания античности. Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней.
Особенно много таких зарисовок относится к тому периоду, когда он жил в поместье Кроза неподалеку от Монморанси. Ватто был, по большому счету, самоучкой. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени. Живопись картины, говоря словами влюбленного в искусство Ватто Александра Бенуа, «искристая, нежная по оттенкам, прозрачная по колерам, ласковая и гибкая по письму». Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим.
Наш герой закончил свою работу только через пять лет. У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала. Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. Остальные паломники с шутками и шумом спускаются к гондоле, которая покачивается на воде, как золотой сон, увитая гирляндами из цветов и алого шелка.
Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».
Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства — в частности, с рубенсовской «галереей Медичи» («Жизнь Марии Медичи»). 5 и при этом имел возможность без всяких ограничений изучать художественные коллекции Люксембургского дворца. Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу». Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества.
Как отмечает Н. Л. Немилова. С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто». Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена — автора первого каталога произведений Ватто (1736). С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования.
Из-за своей торопливости он часто совершал технические промахи – перегружал кисть краской или же писал второй слой картины по еще непросохшему первому слою. ГМИИ им. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок.
В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако, в очень оригинальном сплаве. Возможно, замыслом художника было представить всю историю живописи и свои изменения как художника, который в последний раз мечтательно и печально оглядывается на прожитые годы. Это было последнее временное улучшение.
Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. «То была прекрасная эпоха», — хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия.
Он родился во фламандской провинции. В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Беспокойство пронизывает всю картину. Здесь же началась и его трепетная любовь к природе.
2. Ватто был, по большому счету, самоучкой. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. А. С. Пушкина)13. В Англии картины Ватто имели большой успех, однако лечение не дало заметных результатов, лондонский климат лишь обострил его тяжелое состояние30.
Как отмечает Н. Л. С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто».
13. Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. 7. Испытав влияние Рубенса, Ватто какое-то время занимался изготовлением копий работ великих голландцев. Антуан-Жан вызывал у них восторг. Жест руки с открытой ладонью, принятый в этикете столетия, указывает на размышление, которому он предается на лоне природы. Колорит и свободный стиль Рубенса оказали большое влияние на живописца, хотя, конечно же, по духу Рубенс не был «его» художником.
Ватто был, по большому счету, самоучкой. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все — Париж, Лувр). 1710.
Из-за своей торопливости он часто совершал технические промахи – перегружал кисть краской или же писал второй слой картины по еще непросохшему первому слою. Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него. Ватто получил славу в Приже благодаря своему творчеству. Этого художника можно назвать основоположником данного стиля.
Антуан Ватто. (1684 – 1721) Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 – 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо.
Она надула губки и уже подбирает пышную юбку. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). Ещё с ранних лет, следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 века, Ватто обращался к изображению современной ему жизни («Бивак», Музей изобразительных искусств им. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской "галереей Медичи" ("Жизнь Марии Медичи").
Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров. Но при этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. В 1702 году Ватто отправился в Париж, открывший перед молодым провинциалом большие возможности самосовершенствования. Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки.
3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6. Между персонажами «Капризницы» — кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. В книге «Искусство XVIII века»комм. Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке.
Чуть позже художника соблазнил неслыханными барышами некий мошенник, предлагавший вкладывать деньги в безвестную «судоходную компанию» на Миссисипи. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана.
На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), Праздник любви и Общество в парке (Картинная галерея, Дрезден), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Жиль (Лувр, Париж), Мецетен (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем). 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41.
Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров.
Весной Ватто стало хуже. Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля». Здесь же началась и его трепетная любовь к природе.
Лично мне импонирует техника живописи Ватто, тонкий и светлый колорит. Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869).
Ватто был, по большому счету, самоучкой. Ему посвятит стихотворение Т. Готье.
Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. При этом Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье. В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски.
Известно, например, что в полотне Перспектива Ватто воспроизвел аллею парка около дома П. Кроза в Монмаранси. При этом сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в полные члены Королевской академии.
Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом. Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров.
Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденных ощущением несоответствия мечты и реальности. Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. 16.
Рисунки. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. Однако уже с 1810 интерес к Ватто начинает возрождаться во второй половине XIX в. он вновь становится популярен.
Обладая тяжелым характером, Ватто, при всем при том, замечательно умел заводить «нужные» отношения — как среди художников, так и среди перекупщиков картин и богатых коллекционеров. – Тягости войны и Военный роздых относятся к числу лучших картин этой серии. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Примерно в это же время Ватто начинает проявлять несвойственный ему прежде интерес к деньгам и оказывается втянутым в две самые громкие аферы своего времени. 11.
Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. Ватто считается основоположником рококо в живописи. Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Наш герой закончил свою работу только через пять лет. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства.
Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины «Венецианский праздник» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Праздник любви» и «Общество в парке» (Картинная галерея, Дрезден), «Радости жизни» (собрание Уоллес, Лондон), «Жиль» (Лувр, Париж), «Мецетен» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена» (Картинная галерея, Берлин-Далем). Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. Картину можно увидеть в Эрмитаже, зал 284. Наш герой закончил свою работу только через пять лет. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».
Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. 9.
Они суховаты и по живописному исполнению. Беспокойство пронизывает всю картину. Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль.
Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу. Мальцева: ««Галантные празднества» Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев.
Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в «полные члены» Королевской академии. При посредничестве Сируакомм.
Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Колорит составлен из теплых розовых и золотистых тонов, которые дополнены зеленым и голубым. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал "академическую работу"). Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу.
К искусству Антуана Ватто испытывали огромный интерес художники-романтики, восхищавшиеся его красочной чуткостью и умением передавать тонкое эмоциональное настроение каждой сцены. В зрелую пору сложились особые, связанные общим содержанием типы сюжетов — театральные сцены и «галантные празднества».
Немилова. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской галереей Медичи (Жизнь Марии Медичи). Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто.
Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Остро переживая своё поражение, 24-летний Ватто уходит от Одрана и, покинув Париж, уезжает на родину в Валансьен9. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи.
Беспокойство пронизывает всю картину. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».
В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски.
Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Его имя в основном ассоциируется с типом картины, который он сам изобрёл, — «галантное празднество», где изысканно одетые молодые люди предаются веселью в восхитительной, романтической пасторальной обстановке. В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле.
Он не слишком интересовался материальным успехом и брался только за те заказы, которые были ему интересны. Что же мы видим на картине. Посмертная судьба Ватто сложилась довольно удачно. "Посмертная судьба" Ватто сложилась довольно удачно. Его первым учителем был, возможно, Ж. А. Сюжет картины заимствован из пьесы 18 в. и представлен как галантное празднество, происходящее в саду перед статуей Венеры, с золотой ладьей и резвящимися амурами на заднем плане, что свидетельствует о приготовлениях к путешествию на остров богини любви. Между персонажами "Капризницы" – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка.
Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в "полные члены" Королевской академии. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Здоровье Ватто ухудшалось. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Как отмечает Н. Л.
Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. – «Тягости войны» и «Военный роздых» относятся к числу лучших картин этой серии. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Патера, тоже уроженца Валансьенна. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом3. Ватто писал «взахлеб». Само его искусство опровергает эту мысль.
Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) — танцора.
Современники не просто ценили картины Ватто. В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особнякекомм. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако, в очень оригинальном сплаве.
Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца.
К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал академическую работу). Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Пожалуй, одним из талантливейших учеников мастера можно считать Гейнсборо, хотя он и не работал в галантном жанре.
Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца.
Рисунки. Рисунки. Для этого проанализирована его биография, выявлена сущность картин, особенно его личного направления.
Но при этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. Это типичные образцы стиля рококо. Не видно, что он от этого страдает.
Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года. Манере Ватто свойственны полутона, сдержанность в передаче чувств изящество композиции. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы.
И почти все дома в нём выстроены заново. Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м.
Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др.
Однако уже с 1810 интерес к Ватто начинает возрождаться во второй половине XIX в. он вновь становится популярен. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года.
Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм.
Всем академикам было ясно, что работы художника нельзя вписать в рамки какого-либо из уже существующих жанров, что самый его стиль отвергает возможность такого «вписыванья». Мечтательная красота и лиризм произведений Ватто остались неповторимыми в истории европейского искусства его ученики и последователи Никола Ланкре и Жан Батист Патер изображали мир театра и сценки галантных празднеств гораздо более прозаично, чем их учитель. Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей.
Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино.
Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту «Паломничества на остров Киферу» (рис. 4) (1717), а в последние годы — к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм («Вывеска Жерсена», 1720).
Ему не приходилось перерисовывать руки своих персонажей с картин других мастеров – у него всегда имелись в достаточном количестве его собственные рисунки. Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе.