Не менее знаменита картина «Капризница», написанная в 1718 году. Если вы о "Капризнице" Антуана Ватто, (а это скорее всего он)То его картина действительно находиться в Эрмитаже. В годы юности я бывала в Эрмитаже и с тех очень люблю живопись, собираю книги с репродукциями всевозможных картин.
«Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Ватто делал множество подготовительных штудий и набросков к картинам, причем одного и того же персонажа часто рисовал с разных ракурсов. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом».
Художник 18 века. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм.
Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. На полотне «Капризница» молодая женщина в элегантном темном платье, гордо подняв голову и капризно надув губы, оборачивается к своему кавалеру, который ей что-то вкрадчиво предлагает. Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. Холст, масло.
В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе. При посредничестве Сируакомм.
Он просто один и все. Однако успехов Метейе не снискал и спустя несколько месяцев был вынужден вернуться на родину. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869).
Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана. Антуан-Жан вызывал у них восторг. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. 15. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль.
Ватто считается основоположником рококо в живописи. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино. Это работа с интерьером магазина, а не с природой. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него. 11. Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены.
12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. В основу творчества Ватто легли сюжеты из жизни обычных людей. В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». Этого художника можно назвать основоположником данного стиля. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто.
Для приема в кандидаты на Римскую премию нужно было представить рекомендацию одного из членов Академии и эскиз на заданный библейский или мифологический сюжет. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах.
9. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье.
Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. Одно из самых больших своих произведений. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто.
Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом. Ватто получил славу в Приже благодаря своему творчеству.
Это было последнее временное улучшение. В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника. Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран.
Между персонажами Капризницы – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. И почти все дома в нём выстроены заново. 16. У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14.
В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм.
Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др. 13.
Третья пара стоит. Собрание его рисунков свидетельствует о том, что, обладая исключительной наблюдательностью, он искал в натурной форме разнообразных оттенков содержания и в бесконечных вариациях поз, движений, жестов довел свою технику до виртуозности. Капризница Около 1718. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму.
Лично мне импонирует техника живописи Ватто, тонкий и светлый колорит. Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней. Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты.
В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». Манере Ватто свойственны полутона, сдержанность в передаче чувств изящество композиции. 31 августа был оглашен результат, согласно которому первую премию и право на длительную поездку в Рим Ватто не получил, его картина получила второе местокомм. В книге «Искусство XVIII века»комм.
Он начал творить в то время, когда т. н. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. По словам ещё одного друга и биографа художника, Эдм-Франсуа Жерсена, «у этого мастера Ватто воспринял лишь вкус к гротеску и к комическому, а также вкус к современным сюжетам, которым он посвятил себя впоследствии. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии.
Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века.
но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто.
Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени. Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу. Художник умер в зените славы и уже вскоре после его кончины Жан де Жюльен издал его рисунки, а затем и гравюры с известных ему картин мастера— в этой работе принял участие молодой Франсуа Буше, в чьем искусстве десятилетие спустя стиль рококо достигнет своей кульминации.
ГМИИ им. Он покинул дом Жерсена. Достоверно известно лишь то, что Ватто вместе с четырьмя другими конкурсантами должен был изобразить возвращение Давида после победы над Голиафом12. Современники не просто ценили картины Ватто. 7.
В то время дворец использовался лишь как хранилище картин, шпалер, мебели и прочих сокровищ, не почитавшихся достойными Версаля и стал для Ватто фактически музеем. Что же мы видим на картине. Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу».
Ватто стремится зафиксировать характер и реакцию дамы — едва заметную тревогу. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье.
2. Он родился во фламандской провинции. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. Оба искушены в подобного рода делах, для них это всего лишь привычная любовная игра.
Рисунки. На полотне «Капризница» молодая женщина в элегантном темном платье, гордо подняв голову и капризно надув губы, оборачивается к своему кавалеру, который ей что-то вкрадчиво предлагает. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами. Поэты XIX века откроют картины Ватто. Пройдет время и его работы будут надолго забыты. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле.
С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Однако это не та красота античности, что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении обольстительных Венер и не средневековое очарование строгости и твердости. 1710.
«придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. Ему посвятит стихотворение Т. Готье. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни.
Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу. Здоровье Ватто ухудшалось.
До Парижа он добрался пешком и начал сотрудничать в театре, постоянно рисуя с натуры и не получил профессионального образования. Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива. Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами.
Художник был и неустанным наблюдателем: женские типажи, разнообразные изящные позы, совершенство штриха и изумительное красочное решение фантазия все это делает рисунки Ватто особенно привлекательной частью его творчества. У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом3. Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. Так называемые подсмотренные сюжеты. Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны.
Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. На картинах Ватто красота есть красота: это то, что окутывает женщину облаком привлекательности, её очарование, самая суть физической красоты. Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели.
Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами.
Весной Ватто стало хуже. Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. Она надула губки и уже подбирает пышную юбку.
Антуан Ватто. Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям.
При посредничестве Мариэттов Ватто становится учеником художника Клода Жилло, мастера театральных декораций и создателя небольших картин изображавших сцены итальянской комедии9. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться. Картину можно увидеть в Эрмитаже, зал 284. А. С. Пушкина)13. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства.
Не видно, что он от этого страдает. Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6.