Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен — некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). Кампен Робер (Campin), нидерландский живописец. Робер Кампен, один из зачинателей искусства Северного Возрождения, был среди тех мастеров, кто заложил основы нового, более свободного подхода к отображению окружающего мира и человека, к истолкованию религиозных образов. Робер Кампен, бывший вначале предшественником великих мастеров XV века — Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена и в определенной мере проторивший им путь, затем, когда они превзошли своего учителя, стал их последователем.
Робер Кампен (нидерл. Robert Campin ок. В XX веке некоторые ученые предположили, что Флемальского мастером мог быть не кто иной, как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-живописец в Турне с 1406 года. Впервые эту версию упомянул Юлен де Лоо в 1909 г. Робер Кампен также выступает в качестве одного из провозвестников европейского искусства портрета: для изображенных им персонажей – представителей местной знати – характерен трехчетвертной поворот, а лицо занимает большую часть картины. В XX веке некоторые учёные предположили, что Флемальским мастером мог быть не кто иной, как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-живописец в Турне с 1406 года. В XX веке некоторые учёные предположили, что Флемальским мастером мог быть никто иной как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-живописец в Турне с 1406 года.
Робер Кампен, называемый Флемальский мастер (нидерл. В XX веке некоторые учёные предположили, что Флемальским мастером мог быть не кто иной, как Робер Кампен, который упоминается в документах как мастер-живописец в Турне с 1406года.
н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Каждый изображенный предмет, становясь символом, словно излучает из себя нетленную красоту: так, умывальник и полотенце символизируют чистоту Марии, открытое окно и свет, льющийся из него. В XV в. зародился бюргерский портрет и Кампен стоял у самых истоков этого жанра.
В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Доказательством послужил документ, упоминающий, что двое учеников — Жак Даре и Рожеле де ля Пасторе — были приняты в его студию в 1427 году.
Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. 1380. Комната Марии как место совершения таинства отделена и от соседних помещений и от всего земного мира.
Единственное, точно датированное произведение Кампена Алтарь Верля (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника — Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. 1435, Лондон, Национальная галерея) демонстрируют изменение портретной концепции Кампена. Показательна картина Рождество (ок. Свеча напоминает о миссии Христа – нести свет миру. Умер Кампен 26 апреля 1444.
КАМПЕН, РОБЕР (Campin, Robert) (ок. В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк). Ранние произведения художника еще тесно связаны с традициями готики. Некоторые искусствоведы до сих пор считают их ранними работами ван дер Вейдена. Другая особенность – скопление фигур на переднем плане сцены и ее крайне неглубокое пространство. Близка по решению и композиция Злой разбойник на кресте (1430—1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) — единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха.
(Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. Мастер приблизился вплотную к решению задачи, неизменно встававшей в ту пору перед живописцами: как «расставить по местам» разнообразные фигуры и предметы, как внести в мир картины порядок.
За решетчатым окном видны дома городка. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Таким образом, можно предположить, что они оба были учениками флемальского мастера, то есть Робера Кампена. Особенно часто обращался он к образу Мадонны с Младенцем, писал портреты. Из документально подтверждённых произведений Кампена сохранились только фрагменты фрески с изображением «Благовещения» и ангелов (1406-07, Музей истории и археологии, Турне).
Скончался Кампен в 1444 году в Турне. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flemalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др.
Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года. 1420 г., Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса Берлин, Гос. Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. Можно и здесь видеть результат знакомства Кампена с творчеством Яна ван Эйка.
Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). (Любопытно, что ученик Кампена, Рогир ван дер Вейден, напишет через несколько лет тоже «золотофонное» Снятие с креста. ) Вместе с тем пластика обнаженного тела в картине Кампена лишена условности, оно словно написано с натуры. Алтарь Мероде или Триптих Благовещения датируется около 1427 – 1432 годов.
Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в своей стране.
Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418 году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432 годы. КАМПЕН, Робер (около 1378—1380 гг., Валансьен — 1444 г., Турне) – нидерландский художник.
Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Художник превосходно передал холодный рассеянный дневной свет и видный за окном крошечный кусочек городского пейзажа.
Близка по решению и композиция "Злой разбойник на кресте" (1430 – 1432, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) – единственный сохранившийся фрагмент большого триптиха. Долго считалось, что первым художником, немного отошедшим от традиций готики был Ян ван Эйк. В дальнейшем социальное положение его резко изменилось и он подвергся преследованиям. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена. Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря ("Святая Троица" "Дева Мария с младенцем" "Святая Вероника", две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), "Портрет мужчины в красном тюрбане" (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406года.
Кисти Кампена приписываются также несколько портретов (мужской и женский портреты из Национальной галереи, Лондон «Портрет толстого мужчины», Государственные музеи, Берлин), в которых он точно передаёт индивидуальный облик модели. В 1423 году Кампен принял участие в выступлении горожан против правящего в Турне патрициата, войдя после того в число членов нового городского управления. Алтарь Мероде или Триптих Благовещения датируется около 1427—1432 годов. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. В группу приписываемых Кампену произведений входят четыре фрагмента алтарей, которые сейчас хранятся в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне. Сквозь открытые окна видны уютные уголки городского или сельского пейзажа.
Наставник Рогира ван дер Вейдена и один из первых портретистов в европейской живописи. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры — стройнее.
Долго считалось, что первым художником, отошел от традиций готики был Ян ван Эйк. Долго считалось, что первым художником, ушедшим от традиций готики был Ян ван Эйк. В композиции Злой разбойник на кресте (около 1430 г., Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), составляющей часть более крупного, целиком не сохранившегося алтарного образа, фигуры даны на золотом фоне. Некоторые искусствоведы до сих пор считают произведения Флемальского мастера ранними работами ван дер Вейдена. н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц.
1380. Исполненные в тот же период парные мужской и женский портреты (ок. Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной росписи) талантливым учеником мастера.
Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т. н. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
Флемальский алтарь. Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения. Открытие документальных свидетельств о личности Кампена позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Matre de Flmalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Святая Вероника» (все – Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистического сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразительных искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, Санкт-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде» Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др.
В цветовом строе все значительнее становится роль одежды. В числе учеников Кампена были Ж. Даре и Рогир ван дер Вейден. Среди работ Кампена преобладают алтарные композиции, выполненные по заказам горожан. Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Житие средневекового художника Робера несет много загадок и невыясненного.
Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной картины) талантливым учеником мастера. В то же время они не связаны друг с другом их можно рассматривать лишь по отдельности. Флемальский алтарь. 1378 — 26 апреля 1444, Турне) — нидерландский художник, как правило, отождествляемый с Флемальским мастером — неизвестным художником, который стоит у истоков традиции ранней нидерландской живописи (так называемых «фламандских примитивов»). Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден.
Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке. Кампен был одним из первых европейских портретистов. Фигуры кажутся застылыми и угловатыми. «»), а также т. н.
(Campin, Robert) (ок. За решетчатым окном видны дома городка.
1380. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену, «Алтарь Верля», относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид). Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. «Троица» и «Мадонна с младенцем» отличаются необычайной красотой колорита, основу которого составляют холодноватые, красный и синий цвета. Выполнял заказы городского муниципалитета, церквей и местной аристократии, сотрудничал со скульпторами (создавал рисунки для резных алтарей и раскрашивал готовые статуи).
Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т. н. Вероники объемность пластики еще более заметна в Троице, написанной гризайлью, в живописной технике имитирующей скульптуру (все три картины относятся к несохранившемуся алтарю, происходящему из Флемаля ныне — Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. Сквозь отворенные ставни виднеется лишь небо с белыми облаками. В 1909 Юлен де Лоо предположил, что Кампен мог быть автором группы произведений, происхождение которых долгое время оставалось неустановленным: в их стиле присутствует много общих черт с алтарем Жака Даре, а также с ранними произведениями Рогира. Родился ок.
Создатель этих картин условно был назван Флемальским мастером (по предполагаемому происхождению нескольких произведений из аббатства Флемаль близ Льежа). Обращает внимание желание Кампена «заземлить» евангельские сюжеты и подчеркнуть простонародную основательность действующих лиц.
Последним был, скорее всего, великий Рогир ван дер Вейден. «Алтарь Мероде»), а также т. н. н. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Изображение «Троицы», символичное и отвлеченное, основано на иконописной схеме, выработанной в предшествующую эпоху. Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям. КАМПЕН (Campin) Робер (около 1375-79, Валансьен – 26. 4. 1445, Турне), нидерландский художник.
Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне. – присутствие духовного начала, камин – злые силы, от которых Мария защищает младенца. Небольшой дубовый складень, на левой створке которого изображена «Троица», на правой – «Мадонна с младенцем», был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления и расцвета нидерландской живописи. Заказчиком алтарного триптиха был кёльнский теолог Генрих фон Верль. Все работы Кампена исполнены масляными красками на деревянных досках.
Алтаря Верля, хранящиеся в Прадо и еще около 20 картин, некоторые из них – лишь фрагменты больших произведений или современные мастеру копии давно утраченных работ. Любовное внимание к передаче вещного мира, всех пластических, фактурных и красочных особенностей бытовых деталей сочетается с ощущением высшего духовного начала, связывающего все видимое в целостную гармонию. Наряду с Я. ван Эйком, Кампен использует новую композиционную схему, в которой на смену условному профильному изображению приходит трёхчетвертной разворот иногда с включением рук. Традиционен золотой фон, на котором изображены фигуры распятого и двух свидетелей его мук. В последние годы, благодаря новым исследовательским технологиям в области живописи, в корпусе произведений, приписываемых художнику, произошли некоторые изменения.
н. «Алтарь Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Кампен строит композиции своих картин с той же привычной легкостью, с какой наводит порядок в доме заботливая и опытная хозяйка. В те же годы написана и наиболее ранняя из приписываемых Кампену портретных работ – "Портрет Робера де Масмина" (до 1430 известен в двух вариантах – в Государственных музеях Берлина и в Фонде Тиссена-Борнемиса в Мадриде). Кроме того, не столь тонки и аристократичны по характеру своих образов.
Имя Кампена встречается в документах начиная с 1406 года. Лица всех персонажей утонченнее, фигуры – стройнее. «триптих Мероде»), а также т. н.
Композиция «Рождество» относится к числу наиболее ярких произведений Кампена. Алтарный триптих на сюжет Благовещения (с донаторами), выставленный в Клойстерсе, долгое время находился во владении знатной фламандской (бельгийской) семьи Мероде (Mrode), отсюда его распространённое название. Порой образ решается с подчеркнутым прозаизмом (Портрет Робера де Масмина, ок. 1380-1444), нидерландский художник известный также как Флемальский мастер и Мастер алтаря Мероде. Проникновенная любовь к реальности жизни, в которой кисть художника стремится открыть черты взаимопроникновения божественного и человеческого миров, мастерство говорящей детали, поэтический натурализм фигур, обстановки, пейзажа — все это позволяет рассматривать Кампена как крупнейшего предшественника, возможно и наставника Яна ван Эйка. Мастер никогда не приукрашивал внешность портретируемого и наносил на доску мельчайшие подробности его облика – до последней морщинки, до самого неприметного волоска.
Лица присутствующих при казни очень индивидуальны и выразительны. Robert Campin ок. Флемальский алтарь. Они отличаются более контрастной светотеневой моделировкой. Родился ок.
Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия – о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии). н. триптих Мероде), а также т. н. Флемальского алтарь. Другая версия гласит, что данный триптих был написан ван дер Вейденом, когда ему не было и тридцати.
В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк). Умер Кампен 26 апреля 1444.
Авторство Кампена ставится искусствоведами под сомнение возможно, он написан (как копия оригинальной алтарной картины) талантливым учеником мастера. Последним был, скорее всего, большой Рогир ван дер Вейден. Во многом имя Робера Кампена отождествляют с Мастером из Флемаля, автором большой группы картин, местом создания которых считали (вроде бы ошибочно) город Флемаль (ныне немецкий город Франкфурт-на-Майне).
Всё же, его произведения более архаичны, чем работы его младших современников. Эрмитаж).
Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену — «Алтарь Верля» — относится к 1438году (сейчас находится в Прадо, Мадрид). Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т. н. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника.
н. «триптих Мероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Единственное точно датированное произведение, приписываемое Кампену – «Алтарь Верля» – относится к 1438 году (сейчас находится в Прадо, Мадрид).
музеи), но в любом случае портреты поражают убедительной реальностью облика. Так, в картине Рождество (около 1420—1425 гг., Дижон, Гор. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство.
Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит она уже в противоположную сторону, туда, где ее встречают благословение ангела и поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (олицетворяющий Новый завет). музей) для разъяснения сюжета используются надписи на картушах. Флемальский алтарь. галерея). В настоящее время эта гипотеза принята большинством ученых. Алтарь или Триптих, семьи Мероде датируется 1428годом. Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). Картина дает представление о той обстановке, в которой жили нидерландские бюргеры XV века. В настоящий момент он находится в музее Клойстерс в Нью-Йорке.
Некоторые искусствоведы до сих пор считают их ранними работами ван дер Вейдена. Меняется и композиционная схема: теперь мастер прибегает к погрудным изображениям. Умер Кампен 26 апреля 1444. Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря (Святая Троица Дева Мария с младенцем Святая Вероника, две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), Портрет мужчины в красном тюрбане (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Некоторые искусствоведы до сих пор считают произведения Флемальского мастера ранними работами ван дер Вейдена. Мадонна – молодая нидерландская женщина, с простыми и даже грубоватыми чертами лица. В документах городского архива сохранились данные о том, что ему принадлежало несколько домов в Турне, что свидетельствует об определенном материальном благополучии Кампена.
С любовной тщательностью воспроизводит художник простые предметы бытовой обстановки — рукомойник, подсвечник, чашу каждый из них имеет религиозно-символическое значение, зримо свидетельствующее о духовно-телесной чистоте Девы Марии как идеале, поставленном перед заказчиком образа. Родился ок. Произведения Флемальского мастера несколько грубее по технике, чем работы ван дер Вейдена. Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
Это были алтарные композиции (или их фрагменты) на евангельские темы, а также портреты. Единственное, точно датированное произведение Кампена "Алтарь Верля" (1438, Мадрид, Прадо) наглядно демонстрирует очевидное воздействие на его творчество работ младшего современника – Яна ван Эйка, с которыми он познакомился как раз в середине 1430-х годов. Показательна картина "Рождество" (ок. Один из основоположников искусства Северного Возрождения. В дальнейшем творчестве Кампена усиливаются бытовые черты. За открытыми окнами вновь виден пейзаж, еще сильнее углубляющий пространство.
Считается, что Робер Кампен родился в городе Валансьен— некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау). Другая версия центральной панели того же триптиха выставлена в Брюсселе и, возможно, представляет собой оригинал кисти Кампена. Левая створка»). (нидерл. Диптих поступил в музей в 1845 году из собрания Д. П. Татищева в Петербурге.
В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк). Эти же черты находят и в работах ван дер Вейдена.
В «Мадонне с младенцем» почти нет ничего традиционно иконописного. Источники свидетельствуют, что художник владел большой мастерской со множеством учеников (впервые эта мастерская упоминается в 1418году), среди которых были известные впоследствии художники Рогир ван дер Вейден (в документе о приёме ученика стоит имя Рожеле де ля Пасторе, но исследователи считают, что это Рогир ван дер Вейден) и Жак Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432годы. Однако и они позволяют судить о характерных свойствах творчества художника.
Вскоре, однако, патриции вновь вернулись к власти, а художник подвергся преследованиям.