Один из гл. К моменту выхода трактата сами исходные идеи, на которые опирается Делорм, претерпел. Оба дома построены на узких участках в обоих — спереди торговое помещение с большим выставочным проемом (не воротами), открывающимся на улицу. В 1547-59 Делорм – архитектор французского короля с 1563 архитектор при дворе Екатерины Медичи. В более ранней работе – загородной усадьбе королевской фаворитки Дианы де Пуатье, замке Анэ (начало постройки в 1543 – 1546 годах), к центральному двору усложненного геометрического рисунка в плане прилегали слева и справа два других одинаковых двора, окруженных низкими зданиями. к универсальным пропорциональным соотношениям.
Однако, цель эта, очевидно, была недостижима. Большинство иллюстраций трактата тяготеет к строгим схемам, пример которых дают изображения деталей ордера "в массах" и, в особенности, геометрические чертежи -новый тип архитектурного изображения изобретенный Делормом. В своем декоративном искусстве Дюсерсо — типичный представитель французской разновидности барокко из всевозможных, часто своеобразно переработанных, классических и ренессансных мотивов создававший композиции, новые по стилю, но обнаруживающие свое внутреннее родство с готикой в динамизме и орнаментальной насыщенности (приводившей нередко к художественной перегрузке). иск. ), Медонский замок (также уже не существующий) и роскошная усыпальница фамилии Валуа близ аббатства С. -Дени (дошедшая до нас только в рисунках и гравюре). В 1533 – 1536 гг.
40). После смерти короля в 1559 г. Делорм временно отходит от архитектурной практики, целиком посвящая себя написанию трактатов по теории архитектуры («Новые Изобретения, чтобы строить хорошо и дешево» и «Первый том Архитектуры», вышедшие в 1561 и 1567 гг. ). Гравюры отличаются большой документальной точностью и тонкостью исполнения (рис. В окнах и люкарнах использованы ренессансные декоративные детали. трансформацию, которую он стремился не замечать. Вместе с тем, они стали единственным свидетельством уникальной одаренности их автора, продемонстрировавшего свою способность находить блестящие и оригинальные решения ключевых проблем ренессансиой архитектурной теории.
Это значение, согласно его представлениям, было очень велико. Также Делорм в 1548-1559 гг. Д. составил себе известность не только как архитектор-практик, но и как автор очень ценных в свое время трактата об архитектуре (вышел в свет лишь I-ый т., в 1567 г. ) и сочинения "Nouvelles inventions pour bien btir et petits frais" (два издания, 1561 и 1576). В 1548-1559 гг. Суровые условия жизни не располагали к этому даже при дворе, который постоянно кочевал из замка в замок и предавался увеселениям, часто грубым и жестоким. короля с 1563 архитектор при дворе Екатерины Медичи.
1544, 1560-егг. ), Ане (1547–56), Шенонсо (галерея 1556–59) галерея ГенрихаII и др. Основные произведения Делорма по большей части сохранились во фрагментах или в рисунках: замки Сен-Мор (около 1544 год, 1560-е года), Ане (1547-1556), Шенонсо (галерея 1556-1559) галерея Генриха II и другие работы во дворце Фонтенбло (около 1552 года) надгробие Франциска I и его семьи в аббатстве Сен-Дени (1550-е годы), дворец Тюильри в Париже (строился с 1564 года не сохранился).
Над аттиковым этажом возвышается почти отвесная кровля, составляющая неотъемлемую часть общей композиции фасада. 36), может быть, наиболее интересном произведении Бюллана. В 1564 по поручению королевы-матери (Екатерины Медичи) приступил к строительству дворца Тюильри, от которого остались лишь фрагменты.
Лишь окружавшие дворец Анэ рвы связывали его с традиционными элементами замков-крепостей. Д. составил себе известность не только как архитектор-практик, но и как автор очень ценных в свое время трактата об архитектуре (вышел в свет лишь I-ый т., в 1567 г. ) и сочинения Nouvelles inventions pour bien btir et petits frais (два издания, 1561 и 1576). Анэ представляет собой следующий после Шамбора этап в развитии темы загородного дворца. Возведённые им замки, дворцы, капеллы, как и работы, выполненные под его руководством в Фонтенбло и других королевских резиденциях, восхищали современников. архитектор и теоретик архитектуры. Возможно, во 2-й пол. Автор демонстрирует это в своем трактате на множестве конкретных примеров.
работы во дворце Фонтенбло (ок. Въездные ворота в Анэ уподоблены массивной трехпролетной триумфальной арке. Но масштабный контраст ордера и арочных проемов в портале или средней и верхней арок в лоджии (в свое время остававшихся открытыми) воспринимается здесь как диссонанс. образцам логично приводит его к собственным экспериментам с ордерными формами.
Замкнутый трапецеидальный двор отеля окружен двумя трехэтажными корпусами (с угловой башней), двухэтажной лоджией с надвратной частью и высокой переходной галереей на консолях. ДЕЛОРМ (de lOrme, Delorme) Филибер (между 3. 6 и 9. 6. 1514, Лион– 8. 1. 1570, Париж), франц. Части этого труда составили основу ГО и IV книг будущего трактата.
ДЕЛОРМ (de lOrme, Delorme) Филибер (между 3. 6 и 9. 6. 1514, Лион – 8. 1. 1570, Париж), французский архитектор и теоретик архитектуры. Но это отнюдь не утончённые аристократки. Возрождения и представившим их систему взглядов с исключительной полнотой и ясностью. Особенно показательны в этом отношении один из порталов и лоджии в замке Монморанси в Экуане (рис.
В 1547-1559 годах Делорм – архитектор французского короля с 1563 года архитектор при дворе Екатерины Медичи. Асимметрия фасада обусловлена планом. 28). Им построены, между прочим, круглый двор дворца Фонтенбло, замок Ане для знаменитой Дианы де Пуатье (разрушенный во время большой французской революции и от которого сохранился лишь великолепный фрагмент в Парижском училище изящных искусств), Медонский замок (так же уже не существующий) и роскошная усыпальница фамилии Валуа близ аббатства С. -Дени (дошедшая до нас только в рисунках и гравюре). изведение – "Первый том Архитектуры" – имеет более фундаментальный характер. На этой должности архитектор создает самые известные свои произведения – замок Ане (1546-1552) и мост замка Шенонсо.
42). Они резко отличаются от графики друпгх архитекторов XVI века. В ряде подчеркнуто вертикальных деталей дворца, например, в его угловых башенках и трехъярусном портале, отдана дань уважения некоторым традициям готики.
В том же аббатстве он воздвиг, в сотрудничестве с Приматиччио, надгробный памятник кор. Делорм (примерно 1510—1570 гг. ), сын строителя, начиная свою деятельность, был уже достаточно к ней подготовлен. Жан Клуэ и его сын Франсуа Клуэ (около 1505—1572), ставший после смерти отца главным портретистом французского двора, запечатлели практически всех действующих лиц французской истории XVI в. Удивительные открытия порой поджидают зрителя, когда он рассматривает изображения людей, чьи имена знакомы ему по страницам исторических трудов. Диссонансом звучит также соединение римского ордера и классической арки с французскими окнами, крышами, люкарнами, арками приземистой формы и т. д. В меньшей степени стилистическая и масштабная разнородность форм чувствуется в галерее-виадуке Фэр-ан-Тарденуа (рис.
Иной, по стилю более поздний вариант совмещения церковной готики и Возрождения представляют собой башни собора Сен-Мишель в Дижоне (нижний этаж его закончен в стиле Франциска I в 1537 г. ). Последние легко могут отвергаться или изменяться им, соответственно реальным условиям. (Delorme или De L39Orme). Такой взгляд сохранится на всех последующих портретах Карла IX.
В постройке использовался редко применявшийся во Франции центрический трехлепестковый план с расположенным впереди пронаосом (пристройкой). По его заказу в 1537 г. архитектор приступает к возведению замка Сен-Мор (Chteau de Saint-Maur. Умело сочетая свою эрудицию в области архитектуры и огромный инженерный опыт, Филибер Делорм в своих трудах выступает оригинальным и независимым теоретиком, умеющим найти собственное (порой весьма необычное), решение поставленных вопросов. Филибер Делорм. Они лишь используются им для подтверждения собственных теоретических положений. С 1550 каноник собора Нотр-Дам в Париже.
Нормы, которые Филибер рассматривает в V книге "Первого тома" неоднородны и неравноценны. Новое, «ренессансное» понимание вопросов архитектуры освещается автором с учетом сложившихся форм и методов работы готических мастеров. С1545 руководил фортификац. 1570).
Эга теоретическая модель, без сомнения, преследовала дидактическую цель.
Многие его проекты стоят на почве французской архитектурной традиции. Филибер Делорм умер 8 января 1570 в Париже. мастеров франц.
Он предпочитает французские книги и переводы латинским и итальянским изданиям, современные ре-нессансные труды сочинениям древних. Теория Филибера Делорма долгое время не привлекала специального внимания исследователей В общих работах по истории архитектурной теории взглядам Делорма, как правило, отводилось скромное место частного случая иллюстрирующего и дополняющего развитие теоретической мысли итальянских архитекторов. С 1550 каноник собора Нотр-Дам в Париже.
до 1543). или подверглись существенным переделкам. Но время оказалось по отношению к нему жестоким.
Фасады трехэтажных корпусов обработаны тремя ярусами ложных ордерных аркад, причем в третьем этаже применен так называемый «мотив Палладио». Деревянный каркас с прямоугольной сеткой оказался естественным конструктивным остовом для резьбы изображающей пилястры и декоративные пояса ренессансных каменных зданий «стиля Франциска I». Тем не менее, не вызывает никаких сомнений научный характер чертежей Делорма.
1530-хгг. Смело и органично сочетает Делорм формы средневековой и французской архитектуры с элементами античности. Среди структур, непосредственно связанных с именем Делорма, – роскошный некогда замок в Ане (1547-1556), выстроенный для фаворитки Генриха II Дианы де Пуатье, надгробие Франциска I в церкви аббатства Сен-Дени (1547), ворота Шапель в замке Компьень (1556), Бальный зал во дворце в Фонтенбло (1552 – 1558), галерея и мост замка Шенонсо (1556-1559 все – близ Парижа).
Учился в Лионе у своего отца, каменщика ЖанаI Делорма (ум. С момента возвращения во Францию и до самой смерти он строил непрерывно.
Учился в Лионе у своего отца, каменщика Жана I Делорма (умер до 1543). Главное внимание Леско и Гужона привлекал не интерьер дворца, а его фасад, в котором им удалось достичь своеобразной красоты, гармонии и праздничности. Подобия ордеров встречаются в не лишенных своеобразной теплоты фасадах небогатых фахверковых домов в бретонском городке Сен-Бриэ (см. С 1545 руководил фортификационным строительством в Бретани.
1515-1570). В них нет никакой эмпирики, ничего случайного или априорного. Окружаемые поясами колонны благодаря своему более «легкому» виду смягчают суровость рустированных поверхностей.
Эти разные элементы архитектор пытался до известной степени стилистически примирить. В нем, однако, затрагиваются некоторые сложные вопросы, касающиеся биографии мастера и анализа его архитектурных произведений, важные для понимания его теоретических взглядов. Другую особенносгь трактата составляет его открытая практическая и дидактическая ориентация. курировал достройку дворца Фонтенбло (Chteaude Fontainebleau).
35). Национальное своеобразие проявляется в изящном, не очень строгом облике фасада и в особенностях композиции (несколько напоминающая готику устремленность вверх ризалитов с полуциркульными фронтонами и высокая, нарядно декорированная кровля).
(Delorme или De LOrme) — архит., один из главных насадителей стиля Возрождения во Франции (ок. строительством в Бретани. В юности он учился на родине, потом долго жил в Италии.
архитектор, один из главных насадителей стиля Возрождения во Франции (около 1515.
Яркий пример этого – принадлежащая авторству мастера оригинальная теория ордеров («французский» ордер и «древесный» ордер). утопизма и прагматгома. Ренессанс, особенно во Франции, не был эпохой меланхолии и изнеженности. В этот период он, являясь прекрасным рисовальщиком, делает множество зарисовок и замеров известных архитектурных сооружений (палаццо делла Канчеллерия и пр. ). Занимался стереотомией (искусством каменной кладки) изобрёл «французский ордер», созвучный стилистике маньеризма.
1510 – 1570). Язык Дедорма отличается легкостью, живостью и совершенством. Один из главных мастеров французского Возрождения, Делорм в своих проектах сочетал традиции национального зодчества с мотивами античной и итальянской ренессансной архитектуры. Три года, проведенные Делормом в Италии (1533—1536гг. ), дали ему хорошее знакомство с античностью и итальянским Возрождением. Возможно, во 2-й половине 1530-х годов находился на военной службе в Италии.
Авторские замечания в тексте безусловно свидетельствуют о том, что в момент выхода трактата Де-лорм окончательно отказался от своего намерения опубликовать "Новые Изобретения" в качестве завершающей части "Первого тома" и был полностью поглощен идеей создания универсальной пропорциональной теории. Делорм родился в Лионе в семье каменщика. Творчески переосмыслив античные и итальянские ренессансные традиции, Делорм стал, по сути, первым, кто превратил отдельные французские «островки» Возрождения в целостную и самобытную стилистическую систему, полную пластических новшеств (так, он изобрел особый «французский ордер», который изысканно обогатил традиционные ордера дополнительными профилями и растительными узорами).
Готика с ее конструктивным мастерством также в какой-то мере привлекла его внимание. В натуре была осуществлена лишь незначительная часть всего проекта. Они обработаны в виде аркады с ордером, увенчанной аттиковым этажом с окнами-люкарнами.
находился на воен. Работая при дворе более тридцати лет, Франсуа Клуэ часто изображал одних и тех же людей. Примерно к этому же периоду относится и появление новых, предложенных Делормом нетрадиционных ордерных доктрин – во «французском ордере» архитектор, переосмысливая ренессансные и готические стили, дополняет античный ордер новыми элементами. Занимался стереотомией (искусством каменной кладки) изобрёл «французский ордер», созвучный стилистике маньеризма.
Для Парижа Делормом был разработан проект большого дворца Тюильри, начатого строительством невдалеке от Лувра (1560-е гг. ). Бюллан прибегал иногда к эффектным, но довольно рискованным сопоставлениям форм и масштаба, обнаруживая композиционную незрелость французской архитектуры того времени в наивных попытках сочетать классику и национальные традиции. В этих работах Делорм-теоретик рассматривает (помимо теории пропорций и ордеров – традиционных тем для теоретиков эпохи Ренессанса) широкий круг вопросов, связанных с различными этапами воплощения архитектурного замысла, а именно – теорию конструкций, теоретические аспекты работы архитектора над проектом, специфику его реализации на практике, а также собственно организацию строительства. Знание общих законов архитектуры, основанных на универсальных пропорциональных закономерностях и получивших освящение в памятниках античности играло в этих условиях решающую роль. Делорм руководит достройкой дворца в Фонтенбло и проектирует Сен-Жерменский дворец.
Занимался стереотомией (иск-вом каменной кладки) изобрёл «французский ордер», созвучный стилистике маньеризма. Возрождения, Д. в своих проектах сочетал традиции нац. Отлученный от двора после смерти Генриха II, мастер занялся теоретическими трудами, подготовив книги Новые изобретения, чтобы хорошо строить при небольших расходах (Nouvelles Inventions pour bien bastir et a petits fraiz, 1561) и Первый том архитектуры Филибера Делорма (Le Premier Tome de larchitecture de Philibert de LOrme, 1567) в текстах этих господствует дух трезвого практицизма, чуждого философских абстракций. В 1540 г. кардинал представляет Делорма будущему королю Генриху II, который после восшествия на престол назначает мастера «генеральным королевским архитектором».
Фияи-бер демонстрирует обширные знания соответствующей литературы, цитируя по разным проблемам теории ордеров помимо французского перевода Витрувия 1547 года и IV книга Серлио, также итальянские переводы и комментарии Ч. Чезариано. Жилые дома. Им же был предложен и «древесный» ордер – колонны выполнялись в стиле, напоминающем необработанные и узловатые древесные стволы. 30).
В 50-х годах он создал Галерею Генриха II в Фонтенбло и гробницу Франциска I в Сен-Дени. С 1532 года (или 1533) жил в Риме, где сблизился с кругом гуманистов (в том числе с кардиналом Жаном Дю Белле и его секретарём Ф. Рабле), был вхож в мастерские и познакомился с проектами Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего. Делорм, Филибер (Delorme или De LOrme) — архитектор, один из главных насадителей стиля Возрождения во Франции (около 1515—1570). Из 40 присоединенных гравюр 27, как заметил Ж. -М. Скульптурный орнамент имеет барочный характер.
Это определило характер его творческого метода и графической техники. Впоследствии разрушенный, «новый замок» в Сен-Жермен-ан-Ле (Chteaude Saint-Germain-en-Laye), был возведен мастером по заказу короля Генриха II в новейшем на тот период итальянском стиле по образцу виллы Ланте (Villa Lante). Те же самые задачи ставил в своем трактате Делорм.
В декоративной обработке фасада главным мотивом являются ордера пилястр. В главном из них, охоте, женщины принимали участие наравне с мужчинами. Сейчас о них можно судить только по гравюрам Дюсерсо.
Осн. По всей видимости, первоначальное образование он получил во Франции.
Ордерный декор фасада находится в тесном соответствии с его объемным строем, этажностью, распределением наружных проемов. В подавляющем большинстве работы Делорма не сохранились и известны лишь по гравюрам Ж. А. Дюсерсо Первого однако и эти гравюры и те немногие постройки и фрагменты, что до нас дошли, достаточно представительны. По некоторым сведениям, авторству Делорма также принадлежит амвон парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон (Saint-tienne-du-Mont, прибл. 1521-1545).
В том же аббатстве он воздвиг, в сотрудничестве с Приматиччио, надгробный памятник королю Франциску I. По поручению Екатерины Медичи сочинил проект Тюльерийского дворца, производил постройку этого здания, но не успел довести ее до конца: дворец был достроен Жаном Бюлланом, а потом, при Людовике XIII, расширен по планам Дюсерсо и, при Людовике XIV, по чертежам Лево и Добре, вследствие чего многие части первоначальной постройки исчезли, так что принадлежащими Д. могут считаться лишь нижний этаж среднего павильона с его колоннами ионического стиля и оба боковые павильона. и Д. Барбаро, сочинешгя А. Дюрера, Дж. Бароцци да Виньолы и Ж. Бюллана.
1552) надгробие ФранцискаI и его семьи в аббатстве Сен-Дени (1550-егг. ), дворец Тюильри в Париже (строился с 1564 не сохранился). В 1547–59 Д. – архитектор франц. Практическая подготовка сочеталась у него с широкой по тому времени образованностью, позволившей ему впоследствии выступить в качестве теоретика с большим трактатом по архитектуре («Архитектура» и «Новые изобретения, чтобы строить хорошо и дешево») («LAchitecture», 1567, «Nouvelles inventions pour bien btir et petits frais», 1561). Не преодолено противоречие между формой окон и арок в двух первых этажах. Степень изученности проблемы.
Утонченную ренессансную переработку фасада готического деревянного дома мы видим в фасаде так называемого дома Дианы де Пуатье (отеля Кабю) в Орлеане (рис. Это впечатление усиливает личностный, автобиографический оттенок текста. Сам этот исходный элемент- уже содержит в себе соединение двух традиций. Такое отношение к античны».
Главная работа Дюсерсо, «Наиболее прекрасные постройки Франции» (1576—1578 гг. ), служит важнейшим документом для истории французской архитектуры XVI в. Гравюры, посвященные французскому Возрождению, представляют собой исключительную ценность, так как ряд изображенных зданий бесследно исчез с лица земли. Реализации этого замысла посвящена основная часть "Первого тома", который на этой стадии работы мыслипся единым целым с "Новыми изобретениями" и должен был состоять, по-видимому из десяти книг. Он никогда не выступает послушным учеником и выразителем чужих мыслей.
Их значение велико еще и потому, что, находясь на стыке различных областей: абстрактных философских идей и эстетических концепций, с одной сторотны и конкретной строительной техники, с другой, а также математики инженерной мысли, естественнонаучных дисциплин и реальной художественной практики, – теоретические труды дают возможность ясно представить самый широкий спектр воздействий, которые оказывали влияние на сложение архитектурного образа. В 1564 году, после пятилетнего перерыва в архитектурной деятельности, вызванного смертью Генриха II, Делорм принимается за возведение дворца Тюильри (Tuileries) в Париже по заказу Екатерины Медичи. Делорм находится в Риме, занимаясь раскопками и изучением памятников античности. Основные произведения Делорма по большей части сохранились во фрагментах или в рисунках: замки Сен-Мор (около 1544, 1560-е годы), Ане (1547-56), Шенонсо (галерея 1556-59) галерея Генриха II и другие работы во дворце Фонтенбло (около 1552) надгробие Франциска I и его семьи в аббатстве Сен-Дени (1550-е годы), дворец Тюильри в Париже (строился с 1564 не сохранился). Это объясняется общим подходом, характерным для большинства авторов.
С 1550 года каноник собора Нотр-Дам в Париже. Возможно, во 2-й половине 1530-х годов находился на военной службе в Италии. В то же время, все его конкретные прикладные рекомендации, даже те, которые, на первый взгляд имеют чисто утилитарный характер, содержат элемент утопии и являются выражением идеальных представлений. училище изящн.
Примером этого может служить его "ненормативная" теория ордеров. рис. В примененном здесь ионическом ордере Делорм ввел изобретенную им «французскую колонну», особенностью которой является разбивка ствола на декорированные пояса. Учился в Лионе у своего отца, каменщика Жана I Делорма (умер до 1543 года). 38, 39).
революции и от которого сохранился лишь великолепный фрагмент в Париж. Вместе с тем, отношение Делорма к идеям и образцам Серлио характеризуется отчегливо выраженной избирательностью. Внешне он уже почти ничем не напоминает замка-крепости. Готика с ее конструктивным мастерством также в какой-то мере привлекла его внимание.
Отсюда проистекают его основные выразительные качества: строгость и четкость линий, жесткость и определенность трактовки объемов, предельная простота и элементарность. ренессансной архитектуры. гарантией ее устойчивости. Он приводит как равные различные теоретические модели, число которых в отдельных случаях (например, для дорического антаблемента) может доходить до пяти.
зодчества смотивами античной и итал. План дворца еще чрезвычайно прост и рассчитан, очевидно, лишь на парадность придворной жизни. 29). С 1532 (или 1533) жил в Риме, где сблизился с кругом гуманистов (в т. ч. службе в Италии. 1540-х гг. ) и загородный дворец в Анэ (1552--1560), сохранившийся в натуре лишь частично.
29). Делорм тяжеловеснее и суровее Леско и Гужона. Центральный портал (перенесенный в Париж) был решен в трех ордерах, размещенных в их классическом соподчинении (нижний -- дорический, над ним ионический и верхний -- коринфский).
Логика его выбора имеет очевидное объяснение. ограниченного архитектора-практика, ориентированного на узкие профессиональные. проблемы. Последней из известных крупных работ мастера является дворец Тюильри, постройка которого по заказу Екатерины Медичи была начата в 1564 г. Архитектонику здания определяло использование коринфского ордера в сочетании с традиционным для той эпохи рустированием (облицовкой внешней части здания необработанным с наружной стороны четырехугольным камнем). С 1532 (или 1533) жил в Риме, где сблизился с кругом гуманистов (в том числе с кардиналом Жаном Дю Белле и его секретарём Ф. Рабле), был вхож в мастерские и познакомился с проектами Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего. Самым активным среди архитекторов был Филибер Делорм (ок. Д. составил себе известность не только как архитектор-практик, но и как автор очень ценных в свое время трактата об архитектуре (вышел в свет лишь I-ый т., в 1567 г. ) и сочинения "Nouvelles inventions pour bien btir et petits frais" (два издания, 1561 и 1576).
С 1545 года руководил фортификационным строительством в Бретани. Он, очевидно, неопытен в искусстве классического рисунка и перспективы и допускает многочисленные ошибки в передаче объемных форм, которые идентичны соответствующим особенностям рисунков Делорма Наконец, маркировка бумаги одного из альбомов и надписи на французском языке, бесспорно, свидетельствуют о французском происхождении всей серии и подтверждают ее датировку 30-40-ми годами XVI века – временем пребывания Фшшбера в Риме.
Он был задуман обширным, прямоугольным в плане зданием с внутренними замкнутыми дворами. Им построены, между прочим, круглый двор дворца Фонтенбло, замок Ане для знаменитой Дианы де Пуатье (разрушенный во время большой французской революции и от которого сохранился лишь великолепный фрагмент в Парижском училище изящных искусств), Медонский замок (так же уже не существующий) и роскошная усыпальница фамилии Валуа близ аббатства С. -Дени (дошедшая до нас только в рисунках и гравюре). При этом, применение совершенных пропорций в архитектурном памятнике должно учитывать реальные условия и особенности его восприятия, в частности, правила перспективы Таким образом идеальные пропорции, также как и законы ордера, представляют для Делорма гибкую систему, многообразную в ее реальном воплощении. Его труды обнаруживают знакомство с широким кругом литературы, не относящейся непосредственно к его специальности, с фундаментальными гуманистическими идеями и произведениями.