Они установили, что умершая от горя г-жа Неро была матерью г-жи Лоррен и пришли тогда к выводу, что второй брак их деда был для них крайне невыгоден ибо результатом его был раздел наследства между детьми от обоих браков. В Италии Лоррен устроился на работу слугой в дом художника Агостино Тасси. Более поздние работы Лоррена демонстрируют его окончательный уход от стилистики Бриля и увлечение живописью Джорджоне, для которой характерны, с одной стороны, стремление к реалистичности, с другой – особая поэтическая атмосфера идиллического спокойствия.
Это одна из наиболее поэтичных картин во всём творческом наследии Лоррена. Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain настоящая фамилия— Желле или Желе (Gelle, Gele) 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия— 23 ноября 1682, Рим)— французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа. В картине используются типичные приемы классического пейзажа – характерные для Клода Лоррена мягкие нежные краски, деревья в роли кулис, придающие полотну симметричность, плавный переход переднего плана в задний. Лоррена во Франции так любили, что звали просто Клод.
Клод Лоррен (настоящая фамилия — Желле или Желе 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия — 23 ноября 1682, Рим) — французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа. Большинство живописных работ Лоррена предваряли многочисленные рисунки с натуры. В 1639 году испанский король Филипп IV заказал Лоррену семь работ (ныне— в музее Прадо) из которых— два пейзажа с отшельниками. В этот период Лоррен освоил технику офорта и достиг вполне приличных высот, но к началу сороковых годов он постепенно теряет интерес к этой технике и полностью сосредотачивается на пейзажной живописи.
Почти всю жизнь художник прожил в Италии, лишь несколько лет (1625-1627) Клод Лоррен провел в Нанси (город на реке Мозель), где оформлял своды церквей и на заказ писал фоны для картин других художник. За всю свою жизнь Клод Лоррен не был женат ни разу, но в 1653 году родилась его дочь Агнесс и именно ей после смерти художника в 1682 году досталось все его имущество. Старики Лоррены – родители погибшего офицера, дед и бабушка Пьеретты Лоррен с отцовской стороны, – торговали строительным лесом, черепицей, шифером, трубами и т, п. Младшая г-жа Лоррен умерла в 1819 году, почти одновременно со своей матерью, через три года после ее рокового замужества. В своих картинах Лоррен представляет мирное сосуществование людей и животных. Исключением является его последняя работа, где животное пало жертвой человеческой жестокости.
В раннем возрасте Клод Лоррен лишился обоих родителей и, получив от своего брата базовые навыки в рисовании, в 13 лет вместе с родственниками переехал в Италию. Клод Лоррен принадлежал ко второй категории. Клод Лоррен родился в 1600 году в герцогстве Лотарингия в семье крестьян. Лоррен часто не сам вписывал фигурки в пейзаж, а поручал это ученикам. Гравюра, украшавшая титульный лист биографии Лоррена, была сделана его другом, Зандрартом.
После того как Вина сообщил ему, какой ужас внушает Сильвии брак, Гуро искал случая застать Пьеретту одну и грубый полковник проявлял тогда чисто кошачью мягкость: он рассказывал ей, каким храбрецом был Лоррен и жалел бедную девочку, потерявшую такого отца. Кое-кто утверждал, впрочем, что бывший вандеец Бриго – один из тех упорных людей, которые сражались против республики под началом Шаретта, Мерсье, маркиза де Монторана и барона дю Геника, – сыграл немалую роль в том, что младшая г-жа Лоррен примирилась со своим местопребыванием. Клода Моне «Клодом» не называли, просто Клодом был Лоррен.
Я припоминаю теперь, что при мне в Нанте продавался с торгов дом, принадлежавший господину и госпоже Лоррен, а закладная мадемуазель Лоррен потеряла при этом свою силу. «похищение Европы» — один из лорреновскх пейзажей, находящихся в экспозиции ГМИИ. Лоррен Клод (Lorrain собственно Желле, Gellйe), французский живописец, рисовальщик и гравёр. С этого времени Лоррен становится популярным в римских и французских кругах ценителей искусства.
Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain настоящая фамилия— Желле или Желе (Gelle, Gele) 1600,, близ, Лотарингия— 23 ноября 1682, Рим)— французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа. В 1637 году французский посол в Ватикане купил у Лоррена две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолием». В 1639 испанский король Филипп IV заказывает Лоррену семь работ (ныне— в музее Прадо) из которых— два пейзажа с отшельниками. Полотно Клода Лоррена «Утро» было написано в 1666 году и на данный момент является экспонатом московского Эрмитажа.
Последняя работа Лоррена— «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя» (Музей в Оксфорде) закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром. Клод Лоррен (фр. Все это делает «Утро» самым тонким и лирическим произведением Клода Лоррена.
Одним из ярких представителей классических пейзажистов является французский художник Клод Лоррен. Вплоть до начала XIX века картины Лоррена оставались образцами для мастеров пейзажной живописи. Мне уже раз двадцать хотелось приступить к пейзажу, никем, по-моему, не понятому, кроме Мистигри, который со временем станет вторым Гоббемой, Рюисдалем, Клодом Лорреном, Пуссеном и другими. В 1637 французский посол в Ватикане покупает у Лоррена две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолием».
Таким образом исчезла большая часть наследства, причитавшегося г-же Лоррен после смерти старика Офре и все оно свелось приблизительно к восьми тысячам франков. Пейзажи Клода Лоррена покупали многие известные личности того времени – короли, принцы, послы и даже папа Римский. Служба у Тасси принесла Клоду Лоррену немало пользы: у него будущий художник обучился многим техническим приемам изобразительного искусства.
Клод Лоррен (настоящая фамилия – Желле) родился приблизительно в 1600 году, точная дата рождения неизвестна. В 1637 французский посол в Ватикане покупает у Лоррена две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолеем». Ещё один живописец, представляющий французское искусство XVII века – Клод Лоррен. Не стоит забывать, что картины лорреновской серии сохраняют известную автономию, а их объединение представляется достаточно условным. Старик Лоррен умер и опекунским советом, собравшимся в Провене, Рогрон назначен был в опекуны своей кузине.
Могущественные принцы Лоррены не отводили глаз от французского трона и использовали все шансы для продвижения их племянника, Генриха де Гиза, который благодаря своему обаянию и достоинству пользовался любовью парижан. Клод Лоррен, как и его великий соотечественник Никола Пуссен, прожил почти всю жизнь в Италии, но писал только пейзажи, пользовавшиеся шумным успехом. Небо на картине Лоррена выглядит настолько потрясающим и естественным, что остается только поражаться, как живописцу удалось передать все эти призрачно-легкие и в тоже время насыщенные оттенки, переходы цветов в вечернем небе и живость природы, нестатичность движущегося на картине воздуха. Последняя работа Лоррена— «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя» (Музей в Оксфорде) закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром.
Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году. В 1639 испанский король Филипп IV заказывает Лоррену семь работ (ныне – в музее Прадо) из которых – два пейзажа с отшельниками. В 1639 испанский король Филипп IV заказывает Лоррену семь работ (ныне— в музее Прадо) из которых— два пейзажа с отшельниками.
Данная работа посвящена творчеству Клода Лоррена, знаменитого французского живописца и гравера пейзажей (Илл. В 1644 Лоррен начинает «Liber veritatis», своего рода каталог, где он рисует каждую из своих картин и отмечает имя владельца. Клод Лоррен (фр.
Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain настоящая фамилия— Желле или Желе (Gelle, Gele) 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия— 23 ноября 1682, Рим)— знаменитый французский живописец и гравёр пейзажей. До 42 лет Лоррен писал фрески и занимался гравюрами. Полотно Клода Лоррена как раз иллюстрирует этот момент. Именно здесь молодой Лоррен увлекся изображением морских и прибрежных пейзажей и этот жанр в будущем занял значительное место в его творческом наследии.
Гете писал о французском живописце Клоде Лоррене: «нет и следа повседневной реальности в его картинах, но есть высшая правда». Клод Лоррен (Claude Lorrain, 1600 г. – 1682 г. ) – великий французский художник, живописец, гравер.
Герои сюжетов в картинах Лоррена, однако, всегда играют роль незначительного стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане, в основном их писали другие художники, например, Лаури или Милль). его влияние испытали Гейнсборо, Тернер, Сильвестр Щедрин и др. Известно, что он декорирует свод церкви и пишет архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского.
В 1629-35 пишет фрески в палаццо Крешенци и палаццо Мути. Разумеется, Клод прекрасный знаток природы в целом, он и прекрасный архитектор. Название классицизм (оплат.
Высеченная на надгробном камне надпись гласит, что под ним покоится «выдающийся художник, умевший, как никто изображать лучи восходящего и закатного солнца и по праву занявший свое место среди великих мастеров». Сначала Клод состоит помощником своего учителя (в 1619 г. он помогает ему расписывать виллу Баньяю-Ланте, близ Витербо), затем начинает работать на свой страх, но долгое время не может себе пробить дорогу. Храм Аполлона изображен в виде величественного древнего здания Рима -- Пантеона. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. В 1627 году Желле принимает окончательное решение переехать в Вечный Город. Именно на Крите Европа родит от Громовержца сына Миноса, который впоследствии станет критским правителем.
О его детстве известно немного. Его обнаружили служанки дочери фараона, которая направлялась купаться в реке. В это время сложилось новое философское направление -- рационализм (от лат. Один из римских приятелей Клода, немецкий художник Иоахим фон Зандрарт (1606-1688) утверждает, что Тасси свалил на юного слугу слишком много обязанностей, в число которых входили стирка, уборка, приготовление завтраков и ужинов, а также мытьё кистей и палитры.
Лоррен, тем не менее, получил признание и жил в достатке. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. Все детали композиции – деревья, постройки, фигуры – расположены против источника света. Лёгкими и светлыми красками художник пишет небо и деревья, холмы и полуразрушенное здание.
Клод своим душевным воспитанием обязан скорее Эльсгеймеру, нежели Пуссену.
С 1627 г. он, во всяком случае, безвыездно живет в Риме, где и умирает холостым 23 ноября 1682 г. Наиболее ранним произведением мастера считается его офорт, помеченный 1630 г. далее следуют офорты 1636 г. : «Сатро Vaccino», «Le Bouvier». и лит. Особенно много их в общественных и частных коллекциях Англии, Лувре, палаццо Дориа в Риме, мюнхенской пинакотеке, Дрезденской галерее и Эрмитаже в Санкт-Петербурге в последнем находится 12 картин, в том числе «Четыре времени года», едва ли не самые замечательные из всех произведений художника. Живопись Лоррена оказала воздействие на развитие всего европейского пейзажа: рядом с ним сформировалась группа голландских пейзажистов итальянизирующего направления (Германн ван Сваневельт, Ян Бот и др. ), в 18-19 в. его влияние испытали Гейнсборо, Тернер, Сильвестр Щедрин и др. Даниэль С. М.
Тёплые, осенние цвета растительности и светлый цвет неба над равниной в Осаде. Даниэль. Этот сюжет стал поводом Клоду Лоррену для написания пейзажа. – 196 с: ил. Он их помещает в воображаемые строения тематически — это вольные интерпретации римских поэтов, особенно Овидия и Вергилия: «Вид берега Делоса с Энеем», 1672 г. (Национальная Галерея, Лондон), «Парнас» (Музей Изящных Искусств, Бостон). Входит также в «Клуб перелетных птиц» (Бент), содружество иностранных художников в Риме (главным образом, выходцев из Франции, Германии и Голландии), где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище «огнепоклонник».
На это указывают как одинаковые размеры и форма картин (овальная в обоих случаях), так и общая тема: и одна и другая работы посвящены важнейшим событиям военной истории Франции периода правления короля Людовика XIII (1610-1643). Сюжет о похищении Европы достаточно известен. В силу достоверности освещения картины Лоррена из Эрмитажа получили название Утро, Полдень, Вечер и Ночь (1651-72), составив как бы единый цикл. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах.
Художника в гораздо большей степени интересует яркость дневного света, прозрачность воздуха и сочная зелень деревьев. Леса и луга Лоррена всегда населены мирным пастушьим племенем. Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. Там он живёт до самой смерти (1627 – 1682). Однако нельзя не заметить, что в ранних картинах Лоррена персонажи сюжетов всегда играют лишь роль стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане и нередко их написание художник поручает своим ассистентам или ученикам).
Lorrain в «Archives de lart francais», I, 1851—2 G. Duplessis «Les eaux fortes de C. L», Paris, 1879 Ch.
Мотивы рисунков очень разнообразны: то это пейзаж панорамного характера, где несколькими смелыми мазками кисти создается впечатление бескрайней широты, то густая аллея и лучи солнца, пробиваясь сквозь листву деревьев, падают на дорогу, то просто заросший мхом камень на берегу реки, то, наконец, законченный рисунок величественного Здания, окруженного прекрасным парком (Илл 17). Влюбленные убежали, а Полифем в гневе убил Ациса, метнув в него огромный валун. он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. По преданию, человеческие фигуры в композициях на религ., мифологич.
Голландия. Смерть настигнет великого художника в процессе работы: Пейзаж с Асканием, убивающим оленя Сильвии (Илл. 10) так и останется незаконченным. Интересен созданный на данном этапе творчества пандан – пара работ Осада Ла-Рошели и Наступление на Па-де-Сюз (Илл 4 и 5). Аллегри и Н. Колонбеля.
В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия). С 1619 он учился в Риме у Агостино Тасси. Там он живёт до самой смерти (1627—1682). Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Желле, Gellee) Клод (1604 или 1605, Шампань, Лотарингия– 23. 11. 1682, Рим), франц.
Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Чтобы избежать подделок, Лоррен исполнял копии своих живописных полотен в технике рисунка, сепии или гравюры и размещал их в специальном альбоме под названием Книга истины – Liber Veritatis (195 авторских копий в настоящее время находится в Британском музее). Серия достоверно датируемых картин открывается с луврской картины «Fetes villageoises», написанной в 1639 г. для папы Урбана VIII к 1644 г. относится картина в Гренобльском музее «Тиволи» к 1646 г. — луврский «Порт» к 1647 г. — «Избрание Давида на царство» (Лувр) к 1648 г. — «Царица Савская» (Лондонская галерея), «Брод» (Лувр), «Магдалина» (Прадо) к 1651 г. — маленькие батальные картины из истории Людовика XIII (в Лувре) к 1655 г. — обе картины в галерее кн. Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами (сам Клод не получил особого образования – он был самоучкой тем не менее, читал и писал на французском и итальянском).
Это заставляет вспомнить об Эльсхаймере, оказавшем воздействие на творчество Лоррена. Клод Лоррен оставил множество рисунков. Нередко варьируя схожие мотивы, Л. особенно любил изображать бескрайние просторы лазоревого моря, уютные гавани, бегущую по волнам солнечную дорожку («Пейзаж с Ацисом и Галатеей», 1657, Дрезденская КГ «Морская гавань при восходе солнца», 1674, Старая пинакотека, Мюнхен и др. ). галерея, Лондон).
Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662 гг. Все остальное чинить. Любимых тем Пуссена — бури, надвигающейся грозы, серого дня — мы вообще не найдем у него.
Родился в крестьянской семье рано осиротев, уехал в Рим (ок. 1617), был слугой, затем учеником живописца А. Тасси. Панорама залита нежным, объединяющим всё вокруг, розовато-голубым светом. Эта «первая роль» Клодом отдана свету.
Я мыслю, следовательно, я существую, -- утверждал один из основоположников этого учения Рене Декарт (1596--1650). Лоррен перенимает концепцию пейзажа, выработанную Карраччи. В сумрачную тень еще погружены античные руины, вносящие оттенок грусти в ясный и тихий пейзаж. Стр. Поэтичный пейзаж кажется несколько многословным.
Они позволили Клоду решить поставленную им задачу с небывалой, подчас наивной открытостью. Там в течение нескольких лет он совершенствует свои умения и навыки, ассистируя Тасси и посещая мастерскую пейзажиста-миниатюриста, уроженца Кёльна, Готфрида Валса, который снискал славу не столько своими работами, сколько преподавательской деятельностью.
Чаще всего он обращался к более утончённой сепии или отдавал предпочтение лавису. фам.
Бампер с разборки, наполнитель тоже. 4. Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Лоррен никогда не работал в технике акварели или пастели. По прибытии в Рим Клод Желле нанимается слугой к итальянскому пейзажисту Агостино Тасси (1580-1644).
Художник раскрывает тему бегства Святого Семейства не путём привлечения внимания зрителя к группе измождённым долгими странствиями путников, а с помощью тщательно подобранных пейзажных элементов, традиционно символизирующих пребывание в пути. «La Danse au bord de Геаи» и «Le soleil levant».
Урсулы (1646, Лондон, Национальная галерея) Изгнание Агари (1668, Мюнхен, Старая Пинакотека). В своих картинах Лоррен представляет мирное сосуществование людей и животных, но эта последняя его работа, где животное пало жертвой человеческой жестокости, является исключением.
Ничто не предвещает трагической развязки. Рано остался сиротой. Но величайшему английскому пейзажисту Джону Констеблу ближе оказался Клод Лоррен. Ф. М. Клод Лоррен придерживался другой точки зрения и старался всячески препятствовать появлению своей подписи на копиях – чаще всего весьма небрежных и далёких от оригинала.
Там он живёт до самой смерти (1627—1682 г. ). Чтобы избежать участившихся подделок своих работ, Лоррен гравировал все картины и собрал их в Книгу истины – Liber Veritatis (195 гравюр в настоящее время – в Британском музее), подарив это уникальное собрание своей приемной дочери Агнес. Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержанны и величавы.
По заказу епископа Лоррен исполнит ещё шесть картин. Mrs Pattison (Lady Dilke) «Claude Lorrain, sa vie et ses oeuvres» Paris, 1884 Raymond Bouyer «Claude Lorrain» в серии «Les grands artistes Ch. Картина хранится в Лондонской Национальной галерее.
В отличие от героич. Натурные зарисовки Лоррена (перо, бистр, тушь) отличаются свежестью восприятия различных состояний природы, они ещё более живописны и эмоциональны, чем его живописные работы, в них с исключительной яркостью сказалось присущее Лоррену эмоциональное и непосредственное чувство природы, они отличаются поразительной широтой и свободой живописной манеры, умением простыми средствами достичь сильных эффектов.
Клод Лоррен оставил множество рисунков. По преданию, человеческие фигуры в композициях на религиозные, мифологические и литературные темы (по произведениям Овидия, Вергилия) Лоррен поручал писать другим художникам, но, благодаря его общему замыслу, природа и люди находились в определённой образной взаимосвязи, а фигуры не превращались в простой стаффаж. Настоящим шедевром считается законченная в смертный год картина «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя». Лоррен скончался в Риме 23 ноября 1682 года, в возрасте 77 лет. Композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, корабли с мачтами и снастями) и тщательно выписанным передним планом безупречно построены подчас картины варьируют схожие мотивы. Лейстер «Пейзаж с Кефалом и Прокридой», 1645, Лондон, Национальная галерея).
Умер Лоррен в Риме 21 ноября 1682. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. Солнце скрыто за горизонтом и лишь освещенный край облака говорит о скором его появлении.
81. Она спешит к своему возлюбленному — прекрасному юноше Ацису, сыну лесного бога Пана. Лоррен старался произвести впечатление красотой линий, уравновешенностью изображаемых масс, ясной градацией тонов в близких и дальних планах, эффектным контрастом света и тени, без нарушения, однако, существенных условий правды. Сюжетом картины послужила история из книги Бытия, которая повествует о том, как, возвращаясь на свою родину в Ханаан, Иаков испугался мести старшего брата Исава и разделил свои стада и людей со словами: Если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись (Бытие 32, 8). Лоррену был дорог дух античной культуры, воспоминаниями о которой «насыщена» природа Италии.
Романтики увидели искренность чувства Клод Лоррена в видении природы, особую «музыкальность» цветовых сочетаний, тонкость передачи многообразных впечатлений от натуры. Стр. Аний указывает на оливковое дерево и пальму в центре картины, за которые цеплялась Лето (Латона), рожая близнецов Аполлона и Диану (Артемиду). С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси.
Можно провести параллель между его картиной Диана обнаруживает беременность Каллисто и Пейзажем с купцами Лоррена, последняя композиционным и колористическим решением цитирует работу Бриля (Илл 2 и 3). Клод Лоррен родился в 1600году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Длительная осада Ла-Рошели королевскими войсками, как известно, закончилась падением этого последнего форпоста гугенотов, а битва при Па-де-Сюз принесла Людовику XIII историческую победу над герцогом Сауди. Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650) с 1634 он— член Академии св. Вдохновляясь мотивами итальянской природы, Лоррен создал тип идеального пейзажа, соответствующего нормам классицизма: безупречно построенные монументальные композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, мачтовые корабли) и тщательно выписанным передним планом.
de Meinoton de Dombasle «Claude le Lorrain, Nancy, 1903 Edward Dillon «Claude», London, в серии «Little books of art» G. Lande «Histoire de lEcole francaise du paysage», Paris, 1901 J. P. Engravings from a hundred Drawings in the British Museum», 1870 статьи E. Michel в «Revue des deux Mondes», 15 января 1884 г., V. Jocz в «Мегсurе de France», январь 1900 г. и Edm. Говоря о «пуссенистах», мы умышленно до сих пор не касались величайшего мастера того же круга — Клода Лоррена1.
L» в серии «Portfolio», 1895 Leon de Laborde «Notes manuscriptes de CI. Позже, в 1650 году ему предлагали стать ректором этой Академии, от такой чести Лоррен отказался, предпочитая спокойную работу. Собрание рисунков, созданных в 1648—1675 годах и воспроизводящих живописные пейзажи Лоррена, составили Liber veritatis (Истинная книга Лондон, Британский музей), объединяющую около двухсот произведений художника ее появление было вызвано опасением подражаний и фальсификаций его картин. В основе искусства классицизма лежит рациональное начало.
Не зная итальянского, он нанялся слугой в дом художника-пейзажиста Агостино Тасси. В конце 1630-х гг. Луки (т. е. художественной академии). Начал получать серьёзные заказы лишь с нач. В период становления испытал влияния мастеров бамбоччанти, П. Бриля, А. Эльсхеймера, позднее Аннибале Карраччи, Доменикино, а также И. фон Зандрарта (ставшего первым биографом Л. ), по совету которого обратился к наблюдениям за меняющимися эффектами естественного освещения.
илл. В «Книге истины» под 1669 годом значатся всего две картины под 1671 годом — одна. – один из ведущих пейзажных мастеров в Риме. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром.
Иной характер получила в его пейзажах античная архитектура. Парные вертикальные композиции изображают «Нахождение Моисея» и «Погребение Святой Серафины» (обе — 1637—1639, Мадрид, Прадо). Побывал ли Клод еще раз на родине, остается под сомнением.
Кроме того, Лоррен был великолепным офортистом он оставил занятие офортом лишь в 1642 г. избрав окончательно живопись. В 1637 г. французский посол в Ватикане покупает у Лоррена две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолием». Здесь все окутано серебристо-голубой дымкой начинающегося рассвета. В этом смысле он подлинный мастер Ренессанса, последний «Renaissance-Mensch», достойный числиться среди представителей «золотого века». Создаётся образ природы идеально прекрасной, очищенной от всего случайного. Помимо двухлетнего пребывания в Неаполе (вскоре после приезда в Италию) и в Нансив 1625–26 (был помощником К. Деруэ), всю жизнь провёл в Риме. Не менее интересен формат работ.
На основе этих представлений сформировался новый стиль в искусстве -- классицизм. Годы и болезни привели к тому, что Лоррен писал все реже и реже.
Если выстроить картины Лоррена в ряд, мы увидели бы, что эта линия находится на одном и том же уровне (с незначительными колебаниями), являясь как бы сквозной осью полотен. Работая слугой в доме художника-пейзажиста, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. Серафины», 1637-1639 «Отплытие св. Стоит отметить, что мастер очень любил работать на пленэре.
Клод Лоррен ввел практику рисования пейзажа с натуры пером и акварелью. В последние десятилетия (1660—1680 г. ) Лоррен работает медленнее, но всегда с успехом.
Луки (то есть художественной академии). Входит также в Клуб перелетных птиц (Бент), содружество иностранных художников в Риме (главным образом, выходцев из Франции, Германии и Голландии), где за пристрастие к изображению солнечного света получил цеховое прозвище огнепоклонник. Со временем восприятие природы Лоррен становится всё более эмоциональным, его интересуют её изменения в зависимости от времени дня (цикл «Четыре времени суток», 1661-1672, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Очарованный замок», 1664, Национальная галерея, Лондон). Эта картина написана на широко известный сюжет мифа о похищении Европы. ЛОРРЕН (Lorrain) Клод (наст.
Он полон творческих сил и честолюбивых замыслов. Пара картин Осада Ла-Рошели войсками Людовика XIII и Наступление на Па-да-Сюз (Ил.
Присутствию на светских вечеринках он предпочитал одиночество. Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. Композиционно шедевр Лоррена исполнен в манере, характерной для его лучших работ.
19). С 1617 по 1621 Лоррен жил в Неаполе учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625-27), когда Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси. Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин. 12). Таким образом, будущий художник провёл свои детские годы на пограничной территории, где пересекались различные культурные веяния, причём не только с европейского севера, но и с юга: в результате династических браков герцоги Лотарингские оказались связанными кровными узами с мантуанскими Гонзага и тосканскими Медичи. Лоррен сделал свет основным живописно-композиционным фактором. Либо движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков находился у герцога Девонширского, в Англии). Последняя работа Лоррена — «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя» (Музей в Оксфорде) закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром.
К тому же, он был одним из первых, кто очень точно передал небесную сферу. Юсупова («Европа» и «Битва на мосту») к 1657 г. — дрезденская «Ацис и Галатея» к 1661—1672 гг. Здесь он декорировал свод церкви и писал архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского. 1 Claude Gellee, прозванный Le Lorrain, родился в 1600 г. в Chamagne или Chamage, в окрестностях Туля, в семье крестьянина.
Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. Эжена Делакруа, правда, в большей степени увлекло дарование Никола Пуссена. Его похоронили в церкви Святой Троицы. В 1618 году, вместе со своим мастером, Клод Желле выезжает в Неаполь.
– Москва : Искусство, 1964. В своих первых итальянских картинах он отдаёт предпочтение деревенским пейзажам в стиле Пауля Бриля (1554-1626) – фламандского живописца, на протяжении всей жизни работавшего в Риме и, по некоторым сведениям, являвшегося учителем Агостино Тасси. Неудовлетворённый, Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Есть «германизм» и в Пуссене. 3 Однако яркие полуденные эффекты претили всему вкусу того времени и не менее других — Клоду «солнечность» в современном понимании есть порождение лишь XIX в., впервые, пожалуй, обнаруживающееся в творчестве жанристов. 8). Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин. Урсулы», 1641, Национальная галерея, Лондон).
Представление о его целостности сочетается с ощущением изменчивости мира. 11). пейзажей Н. Пуссена, пейзажи Л. воссоздают природу в лирич.
природы, Л. создал тип идеального пейзажа, соответствующего нормам классицизма: безупречно построенные монументальные композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, мачтовые корабли) и тщательно выписанным передним планом. Искусство XVII века : Италия. С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. Только по прибытии на остров девушка узнает, что она была похищена самим Зевсом. «Картина классической эпохи: Проблемы композиции в западноевропейской живописи XVII в» /С. М.
Не считая нескольких исключений, можно утверждать, что на всех картинах зрелого периода его творчества представлены пейзажи, волею художника, силой его воображения и мастерства, «сложенные» в единое целое из фрагментов натуральных зарисовок. Урсулы», 1641, Лондон, Национальная галерея). Величию природы вторит красота древних сооружений, стоящих у кромки воды. На светлеющем небе выделяется прозрачный силуэт большого темного дерева. – 17 н. э. ). В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Перед нами царь и жрец Делоса Алий приветствуют Энея, его отца Анхиса и сына Аскания.
Т. Ллойд) идиллической поэзии – в «Ацисе и Галатее» (1657, Дрезден, Картинная галерея). Источник света, помещенный у горизонта, озаряет прозрачное высветленное небо и свет как бы льется из глубины.
В 1625 Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси до 1627. При этом взгляд зрителя как бы отбрасывается назад, к горизонту. Колонна) и быстро стал любимцем в кругу знатных ценителей живописи. Среди них – эскизы к его полотнам, а также рисунки, сделанные с его картин.
В пейзажах много света, воздуха, простора, безмятежного покоя. Voiart «Eloge historique de C. Gellee», Nancy, 1839 Owen J. Dullea «Claude Gellee», 1887 George Graham «C1. Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis»— «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии).
Родился в крестьянской семье рано осиротев, уехал в Рим (около 1617 года), был слугой, затем учеником живописца А. Тасси. Франция : Исторические очерки / Н. А. Лившиц, Л. Л. Каганэ, Н. С. Прийменко. Это и река и мосты и туманная линия горизонта.
На переднем плане, олицетворяя покой, разлитый в природе, лежит пастух, пасущий овец. rationalis -- разумный), которое признавало основой познания разум человека.
короля ФилиппаIV парные композиции– «Нахождение Моисея» и «Погребение св. В поздних работах Лоррен сам пишет фигуры. Этот сборник был впоследствии (в 1774 г. ) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. — Художественной Академии).
Рано остался сиротой. галерея, Лондон). Павла в Святую Землю», ок.
Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Офорты Лоррена поражают виртуозной светотеневой нюансировкой (Ил 18). В ранний период творчества Лоррена несколько перегружал пейзажи архитектурными мотивами и деталями, утяжелял передний план коричневатыми тонами (исполненные по заказу испанского короля Филиппа IV парные композиции – «Нахождение Моисея» и «Погребение св.
художник, график, гравёр. В XVII веке в Риме была широко распространена практика копирования работ известных мастеров с целью представления их подлинниками и продажи по соответствующей цене. С последним мастера объединял интерес к проблеме освещения. Среди заросших кустарником мрачноватых скал прячется Полифем. Творческий метод Вдохновителями и непосредственными предшественниками Клода в области пейзажной живописи были Аннибале Карраччи и представители болонской школы – нидерландец Пауль Брилль (учитель А. Тасси), немец Адам Эльсхеймер.
Зевс, чтобы похитить прекрасную Европу, превратился в белого быка, вошёл в доверие к Европе – дочери финикийского царя, даже сам помог красавице оседлать себя, опустившись пониже и унёс её на противоположный берег моря. «Тот берег» и был назван в честь принцессы – Европой. В отличие от Пуссена Лоррен воспринимает античность в лирическом, даже идиллическом ключе – для него это прежде всего «золотой век» человеческой истории («Аполлон, охраняющий стада Адмета», 1654, Норфолк, собр. мотивами и деталями, утяжелял передний план коричневатыми тонами (исполненные по заказу исп. Его улавливают в игре света, состоянии природы и человеческой души. Прекрасная картина Дрезденской галереи посвящена любви Галатеи и Ациса (1657). Он использует один из своих любимых приемов: свет идущий из глубины пространства. Адам Эльсхаймер был дружен с Рубенсом и Паулем Брилем.
Аллегри и Н. Колонбеля. Картины Лоррена имеются почти во всех крупных галереях Европы. Картину Клода Лоррена Утро можно смело назвать самым лирическим и тонким среди его полотен (Ил. 14). Из других заказчиков необходимо упомянуть папу Урбана VIII (4 работы), кардинала Бентивоглио, принца Колонну. В 1644 г. Лоррен, движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis» — «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии). У горизонта, всегда чуть в сторону от центра, художник помещает солнце, оно – главный герой его искусства. Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке.
Клод Лоррен родился в 1600году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. (Ил. Их любовь символизирует пара белых голубей, которыми управляет маленький амур. В ранний период творчества Л. несколько перегружал пейзажи архит. В 1627 он уехал в Рим. Аллегри и Н. Колонбеля. В центре картины мы видим сияющее бескрайнее пространство, обрамленное двумя архитектурными массивами (в данном случае классические постройки выполняют ту же роль, что и деревья в неморских работах художника).
Нередко варьируя схожие мотивы, Лоррен особенно любил изображать бескрайние просторы лазоревого моря, уютные гавани, бегущую по волнам солнечную дорожку («Пейзаж с Ацисом и Галатеей», 1657, Дрезденская КГ «Морская гавань при восходе солнца», 1674, Старая пинакотека, Мюнхен и др. ). Ещё эффектней смотрится лавис на разноцветной бумаге (Лоррен чаще всего останавливал свой выбор на голубой бумаге). В подготовке данной работы так же было полезно знакомство с книгой К. Богемской Пейзаж. Кстати, абсолютно неправильно называть мифологию во множественном числе: «Мифы Древней Греции». В период становления испытал влияния мастеров бамбоччанти, П. Бриля, А. Эльсхеймера, позднее Аннибале Карраччи, Доменикино, а также И. фон Зандрарта (ставшего первым биографом Лоррена), по совету которого обратился к наблюдениям за меняющимися эффектами естественного освещения.
Урсулы», 1641, Нац. Влияние Живопись Лоррена оказала воздействие на развитие всего европейского пейзажа: рядом с ним сформировалась группа голландских пейзажистов итальянизирующего направления (Германн ван Сваневельт, Ян Бот и др. ), в 18-19 вв. Тонкие тональные переходы создавались им именно таким способом – рукой, а не кистью. Bour в «Bulletin des Societes artistiques de lEst», 1902. 2 Клод «Лотарингский» был, несомненно, более «немцем», нежели нормандец Пуссен. И все же, коль скоро есть сюжет, он должен быть понят. Он постигал новый язык выражения эмоций, слова которого находил в естественной среде. Первые уроки рисунка получил у своего брата Жана Желле, резчика по дереву.
Неудовлетворённый, Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Среди них – эскизы к его полотнам, а также рисунки, сделанные с его картин.
В мире Клода (а он действительно сотворил цельный живой мир, в котором всё гармония, но гармония, построенная на определенной мелодии) солнце, если даже и скрывается за облака, то это для того только, чтобы еще ласковее и нежнее сквозь дымку лобзать возлюбленную землю, а не для того, чтобы устрашать ее или грозить своим гневом3. У Валса юный художник учится перспективе и архитектуре. Со временем восприятие природы Л. становится всё более эмоциональным, его интересуют её изменения в зависимости от времени дня (цикл «Четыре времени суток», 1661–72, Эрмитаж, С. -Петербург «Очарованный замок», 1664, Нац. Возвращаясь к начальному этапу карьеры французского художника, следует также отметить, что сильное влияние на формирование его стиля оказали не только венецианские мастера, но и Аннибале Карраччи.
Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами (сам Лоррен не получил особого образования— он был самоучкой тем не менее, читал и писал на французском и итальянском). Галатея превратила своего возлюбленного в прозрачную речку. В шести лекциях о пейзажной живописи, прочитанных им в 1836 году в Королевском институте в Вустере, он уделил много внимания «Клоду», как назвали его англичане.
Во II веке она была умерщвлена. Однако юный Желле недолго пребывает во Фрайбурге. Скорее всего, каждая из пары этих картин задумывалась автором как пандан (pendant (фр. ) – в дополнение) по отношению к другой. Композиция картины делилась на чёткие планы. К этому периоду относятся эрмитажные «Времена суток». 1630-хгг. К 1629 относится первая датированная картина Пейзаж со стадом и крестьянином (Музей искусств, Филадельфия).
Начал получать серьёзные заказы лишь с начала 1630-х годов (среди заказчиков – кардиналы Бентивольо, К. де Медичи, А. Джори, папы Урбан VIII и Климент IX, князь Колонна) и быстро стал любимцем в кругу знатных ценителей живописи. На дальнем холме примета отнюдь не древнеримской, а современной художнику жизни Вечного города с его заброшенными античными развалинами. В ранних работах Лоррена фигуры людей были лишь стаффажем и, по преданию, писались не самим мастером, а его коллегами и учениками. Так, композиция Осады Ла-Рошели.
По ясному небу плывут лёгкие, прозрачные облака. Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке. Луки (т. е. В зрелый период творчества мастера происходит ещё одна немаловажная вещь. Основой концепции пейзажа Лоррена является изображение заходящего или восходящего солнца, а приоритетной проблемой – представление световоздушной среды, сопутствующей этому явлению (Мария Репинская). Достоевский увидел в его картине «Пейзаж с Акисом и Галатеей» образ «золотого века» человечества.
Напротив именно в последнее свое десятилетие художник создал ряд выдающихся полотен. Лоррен целиком и полностью поглощён воспеванием одухотворённого и величественного идиллически-мирного пейзажа, только лишь изображение фигур на картине он доверяет своему единомышленнику Филиппе Лаури. Французский художник, рисовальщик и гравер, один из создателей классического пейзажа.
Луки, в 1643 – в Конгрегационе деи виртуози. Испанским королем Филиппом IV мастеру была заказана серия из четырех больших пейзажей. Однако, национальное своеобразие не исключало общих черт. Лоррен изображал природу в разное время дня и лирическое богатство его пейзажей во многом граничит с тем настроением, которое дает им тонко воссозданное освещение – нежный, только рождающийся свет утра, насыщенный свет полдня, прозрачные сумерки вечера, золотистые тона заката («Пейзаж с Персеем и Медузой», 1674, Норфолк, собр.
— «Четыре времени дня» (в Эрмитаже) к 1669 г. — «Эгерия» в Неаполитанском музее к 1672 г. — «Эней на охоте» (Брюссельский музей). В «идеальных» пейзажах Лоррена господствует мягкое элегическое настроение рассеянный утренний или вечерный свет окутывает легкой дымкой очертания деревьев и холмов. По свидетельству Бальдинуччи, Клод и учился одно время в Германии — во Фреабурге.
На картине мастерски исполнены тональные переходы от желто-розового рассеянного свечения солнца сквозь вуаль легких, почти прозрачных, облаков до безмятежного глубокого лазурно-голубого небосвода и живых, подвижных бликов на волнующемся море.
В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Отдельные фигурки или сюжетные мотивы как бы кристаллизовали настроение пейзажа: одухотворенной, завороженной тишины – в «Очарованном замке» (1664, Англия, собр. 6 и 7). Серафины», 1637–39 «Отплытие св. 16). Отлично владея гравировальной иглой, в 1630 – 1662 гг.
Луки (т. е. — Художественной Академии). Так, лорреновские живописные определения ассоциируются с украшающими эпитетами (солнце светлое, рощи кудрявые и т. п. ). Ведь его соотечественником был Калло, а разве не очевидно, что Калло «самый французский из всех французских художников».
Павла в Святую Землю», около 1639 года, все – Прадо, Мадрид «Отплытие св. темы (по произведениям Овидия, Вергилия) Л. поручал писать др.
Фары обе выкинуть нахрен, поставить рестайловые. 2. Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н.
Hequet «Essai biographique de C. L» в «Journal de la Societe Archeologique de Lorraine, 1863 F. C. Lewis «Liber Studiorum of C. L. Образование художника должно было проходить в стенах академии. Именно так изобразил в своё время эту сцену итальянский художника Аннибале Карраччи. Бесконечно разнообразные по мотивам и характеру, они замечательны простотой средств, которыми воссозданы световые и пространственные эффекты, тонкостью художественного видения и непосредственностью чувства («Вид Кампаньи», «Вид Тиволи», Лондон, Британский музей).
Согласно греческому мифу, Полифем подстерег Ациса и сбросил на него скалу. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662гг. Погребение Серафины в каменном саркофаге изображено в сумраке переднего плана. В 1639 г. испанский король Филипп IV заказывает Лоррену семь работ (ныне — в музее Прадо) из которых — два пейзажа с отшельниками. Обратите внимание, насколько мастерски передано смятение чувств, охватившее Европу: одной рукой она ухватилась за рог быка (даже не подозревая о том, кто принял его облик), а другой судорожно поправляет развевающуюся на ветру накидку. Вдохновляясь мотивами итал.
Смелее и удачнее решен художником пейзаж Погребения Святой Серафины. В отличие от Пуссена, воспринимавшего природу в героическом плане, Лоррен прежде всего лирик. В 1625 Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси до 1627. Однако все же в XVII в. «латинский дух» был уже настолько распространен повсеместно, что искать германские основы в творчестве Лоррена представляется некоторой натяжкой. Лоррена часто называют Мастером суточного цикла: солнце в его работах либо только восходит, либо уже садится за линию горизонта. Знаменитая фраза короля Людовика XIV (1643--1715 гг. ) Государство -- это я имела под собой весомое основание: преданность монарху считалась верхом патриотизма.
Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин. Для Гете Лоррен был высшим идеалом в искусстве. Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдает предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что «несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи», французский художник упорядочивает композицию своих пейзажей «освобождая» их от нагромождения мотивов.
Благодаря применению техники лависа, возможен постепенный переход тонов от светло-бежевого до тёмно-коричневого и от светло-серого к чёрному – в зависимости от выбранного цвета туши. Аллегри и Н. Колонбеля. – Л. : Искусство, 1986. имя Клод Желле – Claude Gellee) (1600, Шамань, близ Нанси – 23 ноября 1682, Рим) французский пейзажист, один из основоположников классицизма в европейском искусстве 17 в. Биография Родился в семье крестьянина в Лотарингии, отсюда его прозвище – Лотарингец (по-французски – Лоррен).
Особенно хороша картина «Утро». Помимо двухлетнего пребывания в Неаполе (вскоре после приезда в Италию) и в Нанси в 1625-1626 годах (был помощником К. Деруэ), всю жизнь провёл в Риме. Дрезденская картина обладает всеми теми же чертами, что и его Пейзаж с бегством в Египет. Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства. Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650) с 1634 он— член Академии св.
Неудовлетворённый, Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Среди выдающихся художников было немало таких, которые смотрели на эксплуатацию своего имени и таланта сквозь пальцы, считая наличие подделок свидетельством настоящей славы. Является соблазн характеризовать «линию» Пуссена — более французской и латинской, «линию Лоррена» — более германской.
В 1627, уже навсегда, переезжает в Рим – Италия становится его новой родиной. Клод Желле появился на свет в 1600 году и был третьим из пятерых детей в зажиточной крестьянской семье. Величию природы вторит красота древних сооружений, стоящих у кромки воды.
– 408 с., 6 л. ил. Для Гете Лоррен был высшим идеалом в искусстве. клавесин, пресс для печатания гравюр и «Liber veritatis». ЛОРРЕН (Lorrain наст. Исключительное место занимает теперь наблюдение, передача и обыгрывание движения.
Лейстер «Полдень», 1657 «Ночь» 1672обе-Ленинград, Эрмитаж). 1639, все– Прадо, Мадрид «Отплытие св.
Да и в «потомствах» обоих мастеров (особенно многочисленном на стороне Пуссена) разница эта продолжала чувствоваться, несмотря на частичные и временные сближения некоторых последователей. В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия). Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis» – «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии). Испания, Фландрия. Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке.
Впрочем, снижения качества при этом не произошло. С 1634 года он -- член Академии св. В 1633 принят в Академию св. См.
Отдельного рассмотрения заслуживают графические работы мастера. С 1617 по 1621 г. Лоррен жил в Неаполе и учился у другого художника, немца Готфрида Вальса.