Якоб Йорданс (нидерл. Jacob Jordaens) (19 мая 1593, Антверпен- 18 октября 1678, Антверпен)- фламандский художник, один из выдающихся представителей фламандского барокко. Якоб Йорданс (нидерл. Jacob Jordaens) (19 мая 1593, Антверпен— 18 октября 1678, Антверпен)— фламандский художник, один из выдающихся представителей фламандского барокко.
Грандиозный объем работ, включавший декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы исходившие от королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции), большие исполненные между 1635-1645 годами серии картонов для шпалер, посвященные Одиссею, Александру Македонскому, Карлу Великому и осуществленные при активном участии мастерской, – все это постепенно привело к утрате Йордансом творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам. Многие картины были утеряны, уничтожены. (Воспитание Юпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Семейный портрет, около 1622—24, Прадо, Мадрид Аллегория плодородия, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель Бобовый король, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма— пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов»5. В портретах Йорданс не ставил своей целью создать глубокие психологические образы. Некоторые из них близки к его картинам (Семейный портрет, ок. Куда мог пойти за советом добрый фламандский католик.
В картине Бобовый король (ок. Йорданс писал алтарные картины, мифологические и аллегорические сцены, портреты. Полнота оптимистического мироощущения сближает Йорданса с Рубенсом, но в отличие от последнего он не обладал такой силой художественного обобщения и героизации образов, столь неисчерпаемой фантазией. (Воспитание Юпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Семейный портрет, около 1622-24, Прадо, Мадрид Аллегория плодородия, около 1625-28, Музей старинного искусства, Брюссель Бобовый король, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма- пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов». Всего в семье было одиннадцать детей, Якоб был старшим.
Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет:«В ранних произведениях Йорданса (Семейный портрет, около 1615, Эрмитаж Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. Серию из 8 работ для английской принцессы постигла злая участь — они сгорели в пожаре. Конечно в церковь с своему приходскому священнику.
Но тем не менее не стоит считать, что он не был знаком с итальянским искусством. Будучи широко известен как успешный художник, он также был мастером гобеленов. 1620).
Одна из самых помпезных работ такого рода – цикл декоративно-аллегорических композиций 1648-1653 годов по заказу голландского штатгальтера для его летней резиденции Хейс-Тен-Боск (Домик в лесу) исполнен Йордансом совместно с Г. ван Тульденом. Однако нельзя сказать, что Якоб Йорданс копировал чужую стилистику. На живопись Йорданса оказал сильное влияние Рубенс (с которым он был дружен и часто сотрудничал), а также Франс Снейдерс, Ян Стен и искусство Караваджо. Художник родился в семье торговца тканями. В картинах на мифологические сюжеты представлены такие же полнокровные типы (Воспитание Юпитера, Художественные собрания, Кассель Жертвоприношение Церере, Прадо Мелеагр и Аталанта, Лувр).
1615), более парадны портреты семьи художника (1622-1624, Прадо), четы ван Зурпелен (Национальная галерея, Лондон). В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620-1630-х гг. Его искусство полностью самобытно и даже уникально. Работы «сына лавочника» были понятней простому люду, который составлял основу всякого прихода. Церковь охотно заказывала художнику работы для новых церквей.
Отец мальчика понимал, что старшему отпрыску необходимо искать иное ремесло. 1638, Эрмитаж до 1656, Музей истории искусств, Вена) царит дух разнузданного веселья, красноречив и ярок каждый персонаж избегая резких светотеневых контрастов, мастер под влиянием Рубенса обращается к более мягкой горячей цветовой гамме с множеством оттенков от золотисто-розового до золотисто-коричневого. Якоб Йорданс родился 19 мая 1593 года в семье богатого купца Якоба Йорданса Старшего и его жены Барбары Фольшатен в Антверпене.
.