Дата рождения: 11 мая 1824 года. Дата смерти: 10 января 1904 года. Полное имя: Жан-Леон Жером (Jean-Leon Gerome). Французский художник, ярчайший представитель академической живописи.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии – для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. Она подходит только для тебя, а ты подходишь только для нее». По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года.
В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. У современников оно отчасти вызвало недоумение и породило вопросы о литературном или драматургическом первоисточнике. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8.
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом.
В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми».
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям.
Во время Февральской революции 1848 года, провозгласившей республику, Жером единственный раз в жизни активно вмешался в политику: по некоторым сведениям, вступил в Национальную гвардию и даже был избран капитаном одного из подразделений. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
Не найдя других способов сбыта своей «продукции», госпожа Фуад решила прибегнуть к потусторонним силам. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Масло, холст.
Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот».
Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Жан-Леон Жером (фр. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»). Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши».
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Через несколько часов хозяин придет за ней и, наверное, простит ее. Таким образом, единственная плакавшая здесь невольница горевала оттого, что лишается хозяина остальные, казалось, были обеспокоены лишь тем, чтобы не оставаться слишком долго без нового господина. А это говорит в пользу мусульманских нравов. Затем были написаны не менее удачные «Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура» (1848), «Греческий лупанар» (1851), «Идиллия» (1853).
Итогом стала картина «Pollice Verso» (с лат. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто.
Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Несравненно больший успех имели. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной».
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. Жан-Леон Жером (фр. Хорошо зная мир Востока, Жером имел представление о том, что тигры внушали местным жителям мистический ужас. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. В соответствии с эстетикой академизма подобающая сцене жестокость компенсируется мужеством и несгибаемой верой мучеников.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Одновременно это животное символизировало силу, благородство и мужественность, в нём видели защитника и покровителя. — спросил он посредника.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. Это изображение предполагалось вешать в присутственных местах на месте королевского портрета. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики.
Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
Она сейчас находится в музее Орсе. — спросил халиф. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. Их заставляли ходить им стучали по спине и по груди им велели показывать язык.
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию». Увлечение античной и более древней историей накладывает свой отпечаток на творческий путь мастера. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены.
Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Я была привержена к поэзии и играла на лютне, узнала, где на ней места звуков и знаю, как ударять по струнам, чтобы были они в движении или в покое и когда я пою и пляшу, то искушаю, а если приукрашусь и надушусь, то убиваю.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. и некоторых других.
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Художник продолжал много путешествовать: 1874 год провёл в Нидерландах изучая творчество Франса Халса, в 1879 году побывал в Турции, в 1880 году— в Египте, в 1881— в Греции, в 1888 году— в Англии, а в 1889 году— в Италии. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел.
Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом. он потерпел неудачу в попытке получить премию и грант на обучение «Римской премии» (Prix de Rome), зато уже в следующем году на Парижском салоне он заставил говорить о себе картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем».
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание- без каталога). По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома».
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670). И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Поскольку Деларош закрыл свою мастерскую, студентов он передал под начало швейцарца Шарля Глейра. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться.
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Наконец, в 1889 – 1890 годах в Париже разразилась эпидемия гриппа, жертвой которой стал и художник. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842-1912) – дочери торговца картинами. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома.
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация. Из-за лихорадки ему пришлось вернуться на родину. У современников оно отчасти вызвало недоумение и породило вопросы о литературном или драматургическом первоисточнике.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога). Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома». «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27.
Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71.
После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми». Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами.
На фоне безжизненной пустыни под знойным солнцем художник изобразил неподдельное горе араба после падения с лошади, не выдержавшей жары. Jean-Lon Grme 11 мая 1824, Везуль, Верхняя Сона – 10 января 1904, Париж) – французский художник, художник и скульптор, представитель академизма (иногда причислялся к стилю «неогрек»).
В июне 1871 года он вернулся в Париж. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали – ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов.
В ноябре 1869 года Жером представлял французских художников на церемонии открытия Суэцкого канала46. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет – всё, а живопись – ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. Бюджет работы Жером оценил в 20 000 франков причём уже в феврале 1853 года он получил аванс в 5000, чтобы совершить путешествие для написания с натуры пейзажей и этнографических типов для картины. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
Начиная с 1870-х годов, творческая способность Жана-Леона Жерома заметно ослабевает, за этот период можно назвать только три его произведения, вполне достойные приобретенной им репутации: Фридрих великий (1874 год), Серый кардинал (1874 год) и Мусульманский монах у дверей мечети (1876 год). Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера). У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков) мне хотелось заплатить только четыре но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798 – 1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Это помогло убедить отца отпустить сына в Париж, куда он отправился в 1841 году имея рекомендательное письмо от Карьяжа.
В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину- «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. На одной из картин он изобразил альмею с сигаретой, что подчёркивало европеизацию Египта, начавшуюся в то время.
Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798-1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее). Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Бюджет работы Жером оценил в 20 000 франков причём уже в феврале 1853 года он получил аванс в 5000, чтобы совершить путешествие для написания с натуры пейзажей и этнографических типов для картины.
В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей. Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. При этом он выставлял свои картины каждый год.
Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. По другой версии, она исполнила роль Афродиты. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Художник продолжал много путешествовать: 1874 год провёл в Нидерландах изучая творчество Франса Халса, в 1879 году побывал в Турции, в 1880 году— в Египте, в 1881— в Греции, в 1888 году— в Англии, а в 1889 году— в Италии.
В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803-1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики. Полотно велико по размеру – 134 203 см.
Дополнительное обучение ему предоставляет известный педагог – Шарль Глейр. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований- якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине.
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом».
Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». В последнее время он пробовал свои силы в скульптуре. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями.
Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» – этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину.
В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины.
Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен.
К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени. О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Рабы стоят дорого, вот таким образом их силы берегут и занимают лишь работой по дому. Вот таким образом, несмотря на отсутствие сомнений, что хищник победит в неравном поединке с горсткой людей, картина оставляет ощущение большой победы духа в этом отношении А. Шестимиров выделяет её из традиции изображений мученичества в европейской живописи. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28.
На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы – особенно выделялась картина «Аве Цезарь». По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Жан-Леон Жером (фр. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25.
На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра».
Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты. По мнению и Дж. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность». В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра».
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. По мнению и Дж. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
Жан-Леон решил взять тему прославления императора Августа, в правление которого родился Иисус Христос, такое сочетание должно было понравиться императору и публике. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. После падения империи и установления Третьей республики историческая живопись стала цениться меньше и после 1875 года Жером переключился преимущественно на небольшие жанровые композиции.
Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. В течение практически всей жизни Жером пользовался благосклонностью критиков и успехом у покупателей, особенно в США, где он стал популярным с 1870-х годов. Продажа рабыни. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы.
В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Сохранив композицию прежней работы, в 1872 году он исправил технические недостатки и смог создать подлинно драматическое по содержанию полотно.
Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта».
Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица» : художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали- ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин- Альбер Гупиль – и его отец Адольф. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи.
Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны». На нём изображён танцующий старик Анакреон с лирой, его окружают Вакх и Амур, а также подыгрывающая на авлосе обнажённая вакханка. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Всего в конкурсе участвовало более 700 художников, в том числе Диас де ла Пенья, Домье, Коро, Милле и некоторые другие. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве».
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине.
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором- либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Полотно велико по размеру — 134 203 см.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. И маскарад- не маскарад и драма- не драма». Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28.
Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа».
Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии.
В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине- в Везуле), организованная также Экерманом. Во внутреннем дворике устроен торг. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков).
Поскольку при жизни Жером был популярен в США и множество его картин находятся в музеях и частных собраниях этой страны, декоративные возможности его живописи никогда не забывали в Голливуде. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине – в Везуле), организованная также Экерманом. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши». – «Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803 – 1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. По мнению и Дж. Гаремные и банные сцены Жерома в достаточной мере условны, здесь в полной мере проявились эстетические принципы Энгра, который всегда заменял «эротическую чувственность» на «топографическую поэзию»54.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет- всё, а живопись- ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей. Это изображение предполагалось вешать в присутственных местах на месте королевского портрета.
В результате 1847 год стал решающим в его карьере. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства.
Предполагалось сильно расширить отдел изобразительного искусства и Жером ходатайствовал перед дирекцией выставки о написании картины аллегорического содержания по самостоятельно выбранному сюжету. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)- египетские танцовщицы. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве.
Постепенно формируются стиль и сюжетные предпочтения. «Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. В ноябре 1869 года Жером представлял французских художников на церемонии открытия Суэцкого канала. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание – без каталога).
Итогом стала картина Pollice Verso (лат. Большие пальцы вниз, то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований – якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера).
На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13.
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. По другой версии, она исполнила роль Афродиты.
Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso». Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63.
Отец будущего художника был ювелиром, а мама – дочкой простого лавочника. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды.
Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому». На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен.
План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72.
В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада».
Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». В 1846 г. он предпринял попытку выиграть стипендию Prix de Rome, но провалился на последней стадии.
Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667 – 1670). Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. Практически все они изобилуют точными деталями, но не отличаются сколько-нибудь глубокой идеей. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества». Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57.
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. В каталоге Салона 1847 года Ж. Жером числился именно как ученик Глейра и при внимательном рассмотрении заметно ощутимое его влияние. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Картина писалась в сжатые сроки и не удовлетворяла художника, однако была выставлена в Салоне 1848 года и принесла ему медаль второго достоинства. В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. Сам Луи Наполеон приобрел скандальную картину Жерома «Греческий интерьер», решительно отвергнутую искусствоведами французской столицы.
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73.
Общим местом в критике Жерома является осуждение его ориентальных работ, для которых позировали парижские натурщики и натурщицы, одетые в восточные костюмы76. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77.
После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты. Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии. Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал».
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно. Увеличив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: «Перевоз пленника по Нилу» (1863), «Турецкий мясник в Иерусалиме», «Алмея», «Рабочие на молитве» (1865), «Башня мечети Аль-Эссанейн, с выставленными на ней головами казнённых беев» (1866) и «Арнауты играющие в шахматы» (1867), «Рынок рабов в Риме» (1867) порой он брался также за темы из французской истории, каковы, например, «Людовик XIV и Мольер» (1863), «Приём сиамского посольства Наполеоном» (1865) и «7 декабря 1815» (смерть маршала Макдональда).
Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Дом с мастерской был повреждён во время артобстрелов, но не пострадала загородная вилла и вскоре Жером возобновил занятия в Школе изящных искусств.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822 – 1901). В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям. Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера).
Они чаще всего лаконичны по сюжету, не требуют пояснений, но при этом сохранили величественность образа, особенно если они связаны с религиозной жизнью Востока. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11.
Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901). В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. И маскарад— не маскарад и драма— не драма». На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса.
Полотно велико по размеру – 134 203 см. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842 – 1912) – дочери торговца картинами. Еще замечательные высоко драматическая Дуэль после маскарада (1857 год, находится у герцога Омальського повторение – в Кушелевской галереи Императорской академии художеств) появились после поездки художника на берега Нила Египетские рекруты, под конвоем албанских солдат в пустыне (1861 год).
«Кажется, закроется занавес и смертельно раненный Пьеро встанет и откланяется зрителям. Следующий год становится переломным в его карьере художника: Парижский салон, картиной «Молодые греки забавляются петушиным боем» Жан-Леон заявил о себе, как о состоявшемся художнике. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона – «7 декабря 1815 года» и «Смерть маршала Нея». В 1846г.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре- «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». Картина «Петушиный бой» была замечена зрителями и художественными критиками и принесла автору медаль третьего достоинства. На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу.
Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей». Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой.
Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин – Альбер Гупиль – и его отец Адольф. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн).
Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»). Жером активно занимался благотворительностью, состоял в нескольких комитетах по помощи немощным художникам и их вдовам и всегда ходил на похороны коллег.
На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен.
По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона – «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея».
В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот». Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома».
Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения. Хорошо зная мир Востока, Жером имел представление о том, что тигры внушали местным жителям мистический ужас. Многие художники XIX века помещали на своих полотнах подлинные древние произведения, найденные на раскопках или выставленные в музеях.
Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек». Я почувствовал, как у меня сжалось сердце. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве. В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
В течение 2 лет, вместе с учителем, Жером путешествует по живописным местам Италии. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей.
— Мое имя Таваддуд, — отвечала невольница. Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).
Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. И дела госпожи Фуад действительно быстро пошли на лад.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке». На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег.
В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Для работ он выбирает приглушенные краски, но всегда тщательно работает с освещением. Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке». По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца.
Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы- особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки. Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств.
Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды. На погребении К. Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег. В дальнейшем он рассматривал скульптуру как необходимый подготовительный этап для работы над картинами и комбинировал вылепленные из гипса фигурки главных персонажей. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23.
В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар. На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики.
Картина была размещена высоко в выставочном зале, но оказалась замечена критиками, в том числе авторитетным тогда Теофилем Готье. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи)— египетские танцовщицы. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны».
В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.
Общим местом в критике Жерома является осуждение его ориентальных работ, для которых позировали парижские натурщики и натурщицы, одетые в восточные костюмы. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован. Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29.
Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину – «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
Во время революции трое друзей – Жан Жером, Анри Пико (1824 – 1895) и Жан Хамон (1821 – 1874) – образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Призванный ею маг снабдил эту удивительную особу «волшебной рубашкой, обладавшей свойством придавать неотразимую прелесть той особе, которая ее надевает». Во время революции трое друзей – Жан Жером, Анри Пико (1824-1895) и Жан Хамон (1821-1874) – образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (находится в Люксембургском музее).
На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. В июне 1871 года он вернулся в Париж. Во время Февральской революции 1848 года, провозгласившей республику, Жером единственный раз в жизни активно вмешался в политику: по некоторым сведениям, вступил в Национальную гвардию и даже был избран капитаном одного из подразделений. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12.
Последующие критики, в том числе в ХХ веке, склонны соглашаться с этими суждениями. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» – этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие. Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса.
Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века. Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии- для великого князя Александра (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Первое произведение, обратившее на него общее внимание, была выставленная в салоне 1847 картина: «Молодые греки забавляются петушиным боем» (эта работа представлена в постоянной экспозиции парижского Музея Орсе). В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре – «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце.
Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической». С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования.
Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея».
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. О реакции императора ничего не известно, однако Жером удостоился звания кавалера Почётного легиона. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана.
Впрочем, левое крыло критиков начало атаку на Жерома уже в третьей четверти XIX века и инициатором её стал Эмиль Золя. Основную массу его картин этого времени составляют разнообразные жанровые композиции, написанные по эскизам предыдущих лет, египетские пейзажи, редкий для него автопортрет. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. И маскарад – не маскарад и драма – не драма». Сохранив композицию прежней работы, в 1872 году он исправил технические недостатки и смог создать подлинно драматическое по содержанию полотно.
Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь». Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений.
Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес).
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Да сделает ее Аллах для тебя благословенной. Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого. Усилив этими работами свою уже и без того громкую известность, Жером обратился на некоторое время снова к быту современного Востока и написал картины: Перевоз пленника по Нилу (1863 год), Турецкий мясник в Иерусалиме, Алмия, Рабочие на молитве (1865 год), Арнаут, которые играют в шахматы (1867 год) иногда он брался за темы из французской истории, такие как, например, Людовик XIV и Мольер (1863 год), Прием сиамского посольства Наполеоном (1865 год). На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина.
Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72.
Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта». Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Впрочем, жюри сочло, что работы 20 художников, в том числе Жерома, прошли в финал первого тура, за что авторы получили премию по 500 франков каждый.
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором – либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
Его похоронили на кладбище Монмартр, в церемонии приняли участие глава Сената республики, директор Школы изящных искусств и мэр его родного Везуля. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема. Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти. Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории».
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским». Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков. Но еще больше его увлекает древнеримская и древнегреческая история. Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита.
Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822-1901). Полотно велико по размеру — 134 203 см. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. С этих пор одаренный художник мог заниматься исключительно совершенствованием техники рисунка благодаря ежемесячной финансовой поддержке родителя, посылавшего сыну по тысяче франков на содержание.