Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре.
Эта работа – исключение из правила. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня, 1771-1773, обе картины в собрании Фрик, Нью-Йорк). Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры».
Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Ее линии прихотливы извилисты.
Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. У портрета Дени Дидро (1769) недавно было свое приписывание подвергнутому сомнению Фрагонару. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, ГЭ). В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо.
Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser la drobe) в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Упразднены (как очаг анархии) Школа покровительствуемых учеников, Школа Академии св. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении.
Его искусство оставалось весьма противоречивым. Его творческий темперамент поистине огромен. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара.
Эти иллюстрации так и остались в набросках (карандаш, тушь, сепия). О детстве художника известно очень мало. В 1780-е гг. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. Откровенно шаловлива и пикантна Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку (частное собрание).
В представлении Давида, Фрагонар принадлежал прошлому. В 90-е гг. Фрагонар мастер мимолетного наброска с натуры. Наиболее значительное место среди картин этой группы следует отвести Фонтану любви. Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики.
Художник смог передать своё представление о любви. Ее окружают цветы и младенцы, пухлые, как амуры у Буше. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж.
Она держит на поднятых ногах лохматую белую собачонку, чувствующую себя довольно растерянно, в то время как ее госпожа от души веселится. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Общее внимание было привлечено к Фрагонару. В семейно-идиллических картинах живописца порой присутствует назидательность, но образы молодых матерей и детей полны чувственного очарования, а быт выглядит театрализованным.
Теперь Фрагонар достиг вершины своего самостоятельного творческого развития. Заработки старого Фрагонара невелики. Они кажутся написанными с молниеносной быстротой и это не обман чувств на двух из них существуют старые надписи на обороте: Портрет аббата де Сен-Нон, написанный Фрагонаром за один час и на другом (подписанном Frago 1769) Портрет ла Бретэша, написанный Фрагонаром, в 1769 году, за один час.
Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. К группе фантастических портретов кроме десюдепортов Сен-Нона относятся его же портрет в рост в испанском ярко-красном костюме с перекинутым через плечо золотым шарфом (Барселона, Музей нового искусства), Портрет дАркура, Портрет живописца с пурпурной папкой в руках, залитый сверху ярким светом и так называемый Портрет актера, где красный край взлетающего плаща намечен одним взмахом кисти, а скомканная перчатка как будто вырывается из сжимающей ее руки.
Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779) является во всех отношениях противоположностью Буше. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии.
Узы любви 1771Задвижка 1777Погоня 1773Поцелуй украдкой 1787Свидание 1771-1773 Венок возлюбленному 1773Крестьянские дети 2-я половина 18 векаПортрет мадам Мари-Анны ФрагонарВыигранный поцелуй 2-я половина 18 векаМечтания 1791 Тот же Давид скажет о Фрагонаре в годы революционных событий, когда художник покинул Париж: «Пыл и оригинальность — вот что его характеризует». В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Шардена, а потом Франсуа Буше. В 1765 его «Coresus и Callirhoe» обеспечили его прием к Академии.
Его произведения не наполняются психологическими характеристиками, а служат для украшения салонов. Фрагонар Жан Оноре (Fragonard) (1732-1806), французский художник и график. Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (17–1761) работал в Париже.
Серия портретов (1761–1765), т. н. Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. Это Пьер Прюдон (1758- 1823). Наконец появляется Пробуждение природы или Поклонение стихий природе.
Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Своеобразие ее в том, что она открывается зрителю как бы в два приема.
В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Форма в работах Фрагонара строится именно цветом: она лепится текучими и широкими мазками и пятнами краски или резкими, короткими ударами кисти, нервными штрихами. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо в Париже. Он был в своей холостой квартире со своей возлюбленной.
Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. На подобные произведения был большой спрос. К сожалению, пропали отчетные работы Фрагонара, посланные в свое время в Париж. Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". В садах виллы дЭсте в Тиволи и других итальянских вилл, куда Сен-Нон пригласил молодых художников, Фрагонар впервые создает подлинно оригинальные, отмеченные печатью величия произведения.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Это Луи-Леопольд Буальи и – создание рук Фрагонара – Маргарита Жерар. В то время как в Риме, Фрагонар сократил дружбу с таким же живописцем, Хьюбертом Робертом.
Коллекция кабинета рисунков Лувра, видимо, собрана именно им. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765г. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. В 1800 году работы были закончены и Фрагонар был уволен.
выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. К сожалению, в мемуарах современника нет продолжения истории "Качелей" и мы не знаем, как оценил Сен-Жюльен работу Фрагонара. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте.
В Италии художник попал под влияние Тьеполо. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом.
Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Фрагонар Жан Оноре Картины и биография Жан Оноре Фрагонар Фрагонар Жан Оноре (1732–1806) (Fragonard Jean-Honore), французский художник и график. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен).
Фрагонар пленяет другим – свежестью и чистотой чувства искренностью, упоением красотой жизни. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Весь Париж встречается здесь.
Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Теперь видимо, от художников ждут аллегорической живописи: в последние годы каталоги Салона запестрели такими названиями, как Борьба Любви и Целомудрия (Лагренэ-старший), Приношение Амуру (Теолон) и т. д. Эта тематика исключает революционную ориентацию, но картины пишутся в манере, далекой от фривольности и изысканности рококо, – это тот конец старой легковесной манеры французской школы, о котором писал в это время Гримм. Здесь в полную силу проявился его талант живописца.
Мягко промоделированные тела выступают из глубокой тени. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, новый стиль во французском искусстве, основанный Жаком-Луи Давидом, лишил его прежней популярности. Живописная композиция как правило основана на контрасте темных, сгущенных красок и одежды и лучистых, светлых тонов головы. На конкурс в те времена непременно полагалось представить историческую картину. Если налет грубой прозы и испортил несколько воспоминание об этой поездке, Фрагонар все же в течение этого года открыл для себя что-то новое.
Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. Он держался как скромный ремесленник, а между тем все более и более углублялся в познание тайн видимого мира, где все одинаково важно и достойно изучения. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. К исторической живописи именно сейчас у Фрагонара возврата нет: он это сознает. Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми.
Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Разумеется, Фрагонар видел в Салоне Велизария и Клятву Горациев Давида.
Под исторической живописью тогда подразумевалась повествовательная живопись на сюжет, взятый из Библии, античной мифологии исторических сочинений древних авторов или классической литературы. Но эта прохладная переливчатая тень (образованная листвой, облаками, туманной мглой, возникающей уже на втором плане картины) и даже золотые блики на чаше, на волосах девушки напрасно вызывают иногда сопоставление с Рембрандтом. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме.
В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. 1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). В ней можно почувствовать те противоречия, которые чудесным образом сосуществовали в творчестве мастера. Помимо избираемых им мотивов замечательно изменение самого стиля передачи пейзажа.
Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. В ее руках букет с вложенной в него запиской.
картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Начал он с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину. Фрагонар, видимо, всюду его сопровождает. Оп. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ».
художник лишается и заказчиков и славы. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Картина также имела другое название «Тайная страсть». Главными достоинства его живописи были свет и воздух.
С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Деятельно и самоотверженно работал Фрагонар в Музейной комиссии с 1794 по 1797 год. Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Впрочем, потом, видимо, произошло примирение. И последнее, о чём необходимо сказать.
Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Сценка откровенно театральна. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков.
Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Известно лишь, что в 1738 году семья переехала в Париж — по всей вероятности из-за каких-то финансовых неурядиц отца. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. И она уже поймана молодым человеком, который не может больше терпеть, не сорвав у красавицы поцелуй.
Ее приближение сказывается на всех сторонах жизни страны. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки.
В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Он думает о своей карьере, о вступлении в Академию, для чего сначала надо завоевать звание причисленного (agree) с этого момента он уже получит право выставляться в Салоне – то есть на выставках в Квадратном салоне Лувра, устраивавшихся раз в два года в них могли участвовать только члены Академии и причисленные к ней. Маргарита Жерар пользуется прочным признанием и даже получает золотую медаль от Наполеона. Их становится невозможно отличить от картин Буше.
Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) – все здесь прихотливо, шутливо, капризно. Эпизод Явление Армиды, соответственно своему смыслу, передан несколько иначе – мягче, не так бурно, колорит передает общую притягательность волшебного зрелища. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо.
Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. В гостиной собрались гости. История этого заказа очень колоритна. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид.
Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Профиль этой девушки – на редкость темпераментный – выражает азарт, возбуждение, ревность. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты.
Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». К сожалению, в издании Сказок (вышедшем с запозданием и в неблагоприятный для этого момент, после революции, в 1795 г. ) сохранилась далеко не вся прелесть первоначальных рисунков Фрагонара к Лафонтену: иллюстрации с сильными изменениями гравированы офортистом Мартиалем. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Эти качества делают их частью окружающей природы.
Съездив в Неаполь, Фрагонар и Бержере отправились в Центральную Европу, побывали в Вене и Праге и возвратились в Париж в сентябре 1774 года. Но динамика в картине как бы парализована точностью и тщательностью отработки деталей. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. Картины Фрагонара в то время продать было невозможно.
Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе.
Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Но в январе 1794 года он был избран членом Музейной комиссии – организации имеющей целью создание национальных музейных коллекций и в первую очередь формирование коллекций Лувра, который уже стал музеем в 1793 году. Живописный темперамент художника никогда не угасал в портрете (Жак Луи Давид», частное собрание Портрет жены, Копенгаген, Музей искусств). Но особенно глубокое влияние на художника оказал Жан-Жак Руссо с его призывом к естественности и близости к природе. Видимо, он получает несколько заказов на портреты, да в 1795 году выходит не полностью осуществленное издание сказок Лафонтена с иллюстрациями по его рисункам. Во время Великой французской революции (1789-94) Фрагонар был хранителем Национального музея и членом жюри художественных выставок.
Одна из самых известных картин Фрагонара – Колебание, также известное как Счастливые Несчастные случаи Колебания (его оригинальное название), живопись в музее Коллекция Уолласа в Лондоне. Но не только реальные впечатления действительности решается теперь фиксировать Фрагонар. Стилю Фрагонара присущи особая внутренняя свобода и смелость обобщения формы, сочетающиеся с богатством цветовых оттенков. Никаких документальных свидетельств, которые могли бы уточнить дату возвращения Фрагонара к Буше, не сохранилось, но можно предположить, что это произошло приблизительно в 1748 или 1749 году.
Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги.
Но Сен-Нон был артистичен изящен, аристократичен. Это было сделано предметом напыщенного (хотя не абсолютно серьезный) хвалебной речью Дидро и был куплен королем, которому воспроизвели его на фабрике Гобеленов. Рядом с женами Давида, Вьена, Сюве были и Мари-Анна Фрагонар и Маргарита Жерар.
В работах Фрагонара тот же набор буколически-галантных, театрализованных персонажей эпохи рококо: прекрасные садовницы, пастушки, купидоны, аллегорические фигуры, олицетворяющие искусства или времена суток, Венеры и Дианы. В следующем Салоне от Фрагонара ждали новых капитальных произведений на исторические сюжеты. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Для Фрагонара несомненной трудностью являлся размер панно: 216 X 335 см. Учился у Ж. Б. С.
Но это не лишает сцену правдивости. В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Похожи героини обеих картин, похоже изображение комнаты.
Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Один раз еще, в 1767 году, послал он в Салон несколько ранее исполненных вещей (Голова старика и Группы детей в небе – проект плафона для особняка Бержере) и затем навсегда отказался от Квадратного салона королевского дворца. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». Картина принадлежит королю и с нее собираются выполнять гобелен (что, впрочем, так и осталось неосуществленным).
Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо.
Для исполнения заказа Фрагонар использовал три сделанные раньше небольшие картины – Шарлатаны, Торговец игрушками и Театр марионеток (все три – в частных собраниях). В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок. Она выдержана в мягком золотистом тоне и пленяет тонкой передачей света и воздуха. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек.
Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества.
Он изображён в облачении испанского идальго. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. На четвертом десятке лет жизни Фрагонар наконец внутренне свободен. Основанная им династия прекратилась в лице сына его Навата, после которого израильский престол сделался добычей разных узурпаторов.
Поверхность листа мерцает и живет, кажется одновременно бархатистой и прозрачной в моделировке форм нежнейшее туше сочетается с отточенным, экспрессивным рисунком. Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Идеи просветителей дают себя знать повсюду.
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Но отец не хочет, чтобы юный художник был учеником старого Фрагонара. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Возможно, он теперь увидел Италию другими глазами, чем в молодости.
Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Техника офорта ему тоже была подвластна. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной.
Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. Жан-Оноре учится, копируя работы учителя.
Она оказывается в его жарких объятиях. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара.
Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием.
Сюжет картины явно перекликается с темами праздничных украшений Парижа и представлений, которые Жак-Луи Давид устраивал во время революции (Фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы – в проекте праздника Федерации). А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Особенно понятным становится этот новый поворот в самый канун революции. Историческая живопись (в широком понимании XVIII в. ) не была полностью чужда Фрагонару. Фрагонар умер 22 августа 1806 года.
Бьющая через край экспрессивность, динамика, неисчерпаемое воображение художника, независимо и произвольно строящего все вещи этой серии вне существующих портретных канонов, могли вызвать сомнение в их портретности как таковой. В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе. Эта премия была учреждена для учеников Академии с тем, чтобы победитель получал право на несколько лет стать так называемым пенсионером Французской Академии в Риме. Но уже в марте 1791 года художник возвращается в столицу., 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Возможно, что картины были парными.
Фрагонара и Г. Робера. Его творчество начала 60-х гг. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Это период подъема в творчестве художника и создания ряда блестящих произведений.
Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Фрагонар довольствуется изображением Пегаса, достаточно знакомым по европейской живописи. Красочное зрелище привлекает сюда художников.
Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час». К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Между 1797 и 1800 годами он был инспектором перевозок в Версале (там сосредоточивали тогда французские картины, а ценные произведения иностранных мастеров, обнаруженные в различных дворцах Франции, отправляли в Лувр). Перед нами характерная для живописца картина. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме».
Условия для работы были хорошие, но главной бедой этого учреждения оставалась официальная ориентация на копирование. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Холостой и одинокий художник пригласил ее жить к себе. Главное, цель достигнута.
Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. И Фрагонар выбирает путь достоверного изображения реальности. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе.
Парижане знали этот сюжет по опере Каллироя Детуша на текст Руа, которая шла с 1712 года и неоднократно возобновлялась. Ничего нового, самостоятельного она так никогда и не попыталась создать. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить.
Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Извилистая диагональная линия очерчивает контур женской фигуры, ее руку, шарф, лежащий на столике. Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу. 7 сентября 1789 года, в момент, когда над Францией нависла военная угроза и страна нуждалась в золоте, делегация жен художников явилась в Национальную ассамблею, чтобы отдать свои драгоценности на нужды родины. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы.
На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Сын Фрагонара, Александр-Эварист, родился лишь через одиннадцать лет.
Фрагонар использует здесь редкий для себя приём – он пишет фигуру девушки сухой кистью, отказываясь от густых, плавных мазков, характерных для большинства его картин. Фрагонара готовы считать главой исторической живописи во Франции. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Здесь Фрагонар очень прост Розалия изображает девушку из народа, которая непринужденно подбоченилась и весело глядит на зрителя живопись маленькой картины сдержанна, белая косынка написана одним тоном, но длинными, быстро положенными мазками. В сентябре 1769 года Фрагонар женился.
На этой должности он находился вплоть до самой смерти. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Это импровизации, к ним не бывает предварительных карандашных зарисовок, здесь Фрагонар дает волю своей кисти. В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом.
По-видимому, полным подобием Поцелуй украдкой была исчезнувшая известная лишь по гравюре картина Контракт, называемая также Обещание бракосочетания (объявление об этой гравюре появилось в газетах на два года раньше, чем о Поцелуе украдкой). Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана.
в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Это поцелуй невинный и торопливый. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно.
Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. После шести месяцев, проведенных у Шардена, Фрагонар возвращается к Буше и вскоре становится самым блестящим его учеником. Это поверхностные, гладкие, зализанные, нарядные работы, в основном – заказные.
Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Теперь у него новая забота.
Картина – поэтическая, динамичная и даже немного сказочная – является насквозь французской, французской во всех отношениях, конечно, принадлежащей при этом своему времени. Помимо бесчисленных копий с исторических картин, выполненных в годы учения, он самостоятельно разрабатывал сюжеты: Отдых на пути в Египет, Поклонение пастухов, Христос, омывающий ноги апостолам (четырехметровое полотно, заказанное ему перед поездкой в Италию и до сих тор являющееся алтарным образом в соборе его родного города Грасса) позже – Руфь и Вооз (исчезла), сюжеты из Освобожденного Иерусалима, Мир и Война, Отцелюбие римлянки (все три исчезли), Пожар Трои (существует великолепный эскиз в частном собрании), в дальнейшем – Генрих IV и др. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат.
Александр-Эварист благополучно выставляется и имеет успех, но он не любил отца и, как рассказывали, сжег коллекцию гравюр с его произведений. Эта картина, а также Похищение Психеи (тоже 1808 г. ) заставляют вспомнить живопись Фрагонара 80-х годов. Посмотрим на несколько портретов. И все-таки эта вещь рождает двойственное впечатление у тех, кто знает живопись Фрагонара. В возрасте 18 лет умерла его дочь. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы.
Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. 1788 год стал очень тяжёлым для художника. В самый момент торжественного жертвоприношения Корез в отчаянье закалывается сам. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. Это парные картины – Первые шаги и Любимое дитя, а также Молодая женщина, перебирающая струны гитары, стоя около колыбели спящего ребенка (все – в частных собраниях). Их сближенные профили напоминают римские портретные камеи по четкости и чистоте линий. Современник передает в своих мемуарах рассказ Габриэля-Франсуа Дуайена исторического живописца, члена Академии с 1759 года, автора больших церковных картин.
Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ Вдохновения (1769, Музей Лувр, Париж), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Он остановил свой выбор на Фрагонаре, которого давно знал. У колыбели сидит на сундуке старуха (в другом варианте – молодая женщина), а справа трое малышей глядят на нежную чету, как видно, заинтересованные появлением гостей.
Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Он назовет имя Фрагонара среди претендентов на место хранителей коллекции Лувра. Поскольку леди качается вперед, молодой человек получает проблеск под ее платьем. Говорят, что Фрагонар судился с Бержере документов, подтверждающих процесс, не оказалось.
Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Уж не ради нее ли Фрагонар в конце жизни принимает участие в создании нескольких картин, в которых нет ничего фрагонаровского (даже если принять за эталон Поцелуй украдкой и Контракт).
Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. Он совсем юн и изящно манерен. Около 1775 года герцог Пентьевр заказал ему декоративное панно для своего особняка Отель де Тулуз, который в 1808 году был приобретен Французским банком. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок.
Похоже, что художник выкупил у финансиста свои рисунки. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр).
Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Фрагонар создает в 80-х годах большую серию аллегорических картин. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. В то же самое время Фрагонар возвращается к теме семейного благополучия – на этот раз в обстановке буржуазной беспечности и достатка.
По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. В этой работе Фрагонар кажется непосредственным предшественником классицизма начала ХIХ в. Фрагонар обращается к другим сюжетам: певец радостей любви становится певцом семейного очага. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). Мари-Анна, видимо, презиравшая условности и предрассудки, согласилась.
В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Но не оно составляет главное в картине. Грозная воительница, вся покрытая броней, по замыслу поэта, неузнаваема в своих доспехах.
Вместе с тем она имеет печальный смысл: шедевры Фрагонар создавал только в молодости. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу.
Другие предполагают, что он занят любовными похождениями (которые, впрочем, отрицать не приходится) и потому забросил работу. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником.
Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. В этом не было ничего из ряда вон выходящего по тем временам. Мастер XVIII в. внес в восприятие природы оттенок зрелищности, а также незнакомую прежде интимность, мягкость и утонченность.
Оскорбленный Корез обращает мольбы к Дионису и в ответ тот насылает на страну мор – смертельное опьянение. Юноша специально подстерегал её. Картина имела успех. История создания "Качелей" весьма занимательна.
Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. Особенность сентиментальных картин Фрагонара 70-х годов – в перевесе литературного начала, словно художник предлагает составить по ним трогательный рассказ.
Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Это позже будет восхищать импрессионистов. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо.
Он не привык писать пейзаж на полотне такого масштаба. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи.
В картине Качели большая часть полотна занята изображением густой зелени сада – на первом плане справа старый узловатый ствол, буйное сплетение ветвей у верхнего края, солнечный просвет в глубине, мелкими мазочками выписанные цветы и листья на первом плане. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Эффекты тонкой светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (штудии с натуры, пейзажи, выполненные главным образом в техниках сангины, бистра, реже сепии) и офортов. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Фрагонар пишет еще около двенадцати подобных картин разных размеров.
Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Мягко и без прикрас вылеплено свежее, но слегка расплывшееся лицо тридцатипятилетней (или, скорее, сорокалетней) женщины. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV. Фрагонар достигает богатства валеров, то идя от темного к светлому, размывая краску (лавис), то применяя противоположный метод и накладывая один слой бистра на другой, – это его, своеобразный, фрагонаровский прием. С конца правления Людовика XV праздник в Сен-Клу (ярмарка, происходившая в течение трех последних воскресений сентября) делается популярным развлечением для людей разных сословий.
Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Выигранный поцелуй – сценка, разыгранная персонажами из пасторалей Буше. Однако в те же самые годы тематика французской галантной живописи может найти в творчестве Фрагонара совсем иное, неожиданное преломление.
Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Теперь его деятельность в новых, достаточно сложных условиях идет по двум руслам. В 70-е гг.
Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Из Парижа Фрагонар уехал не потому, что был враждебен революционным событиям, а потому, что он чувствовал себя ненужным. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи XVII века: обнаженные купальщицы, подобные речным божествам, страстные любовные объятия, любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство.
Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Много сил вложил он в создание Лувра. Это без слов видно на представленной репродукции. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись.
Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Творчество Фрагонара многолико изменчиво. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году.
Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». И все-таки он справился с этой задачей.
Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Как всякое большое искусство, творчество Фрагонара было открыто и более отдаленному будущему. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг.
Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы». Такова существующая в двух вариантах картина (маленькая – в частном собрании, большая – в Вашингтонской Национальной галерее сохранился также эскиз в частном собрании), которая известна под названием Посещение кормилицы. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии.
Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. В конце 60-х гг. Сперва ученик Ж. -Б. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е).
Парижане, собственно, только недавно открыли очарование парижских окрестностей. Он также учился восхищаться владельцами голландских и фламандских школ (Рубенс, Халс, Рембрандт, Ruisdael), подражая их свободным и энергичным мазкам. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь.
После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. Иногда портреты актрис в гирляндах роз – что-то в них есть общее с наигранностью Грёза последних двадцати пяти лет его жизни. В Риме Бержере проводит зиму, ведет светский образ жизни, живет широко, принимает у себя всю Академию, встречается с художниками. Через Геную и Флоренцию путешественники за два месяца добираются до Рима (в Генуе Фрагонар делает замечательный рисунок бистром изображающий нависшую над морем скалу она, словно туча, вздымается на туманном фоне неба). В конце 70-х гг.
Последние годы жизни старого художника печальны. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна). Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов. Радость, которую излучает вся её хрупкая фигурка, легкая улыбка и порозовевшие щечки показывает, что она ждала этой записки.
Спохватились лишь пару часов спустя. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. К 80-м годам относится великолепный портрет жены художника в большой черной шляпе, находящийся в Копенгагене. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше.
В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. Подрастает сын – тоже будущий художник. Бержере ничего не имел и против жанровых сцен. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом.
Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. В 1780 у него был сын, Александр-Еварист Фрагонар (1780–1850), кто в конечном счете стал талантливым живописцем и скульптором.
В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. Фрагонар действительно любил фантазировать. Маргарита Жерар не была бездарна.
Картины Фрагонара конца 70-х гг. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
"Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Он изучал художественные сокровища Италии и напряжённо искал свой собственный путь в искусстве. В 1756-61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков. Несмотря на всю свою гибкость, неутомимость и трудолюбие, он все-таки не у дел.
В это время в моду входит классицизм. Иллюстрируя Ариосто, Фрагонар относился очень легко к даваемым в тексте описаниям.
Тысяча семьсот восьмидесятые годы во Франции – время назревания революции. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Иеровоам приносит жертву идолам, 1752, Академия изящных искусств, ПарижПсихея показывает сестрам подарки от Амура, 1753, Национальная галерея, Лондон Музыкальное пари, 1754 Собрание Уоллес, ЛондонДетские качели, 1755 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон 1769, Музей Лувр, ПарижБалерина Мари-Мадлен Гюймар 1769, Музей Лувр, Париж В картине Портрет Дени Дидро (Музей Карнавалет, 1768, Париж) Фрагонар запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Картина Счастливый брак (частная коллекция) изображает развалившегося на диване сытого господина, которого ласкает ребенок, а рядом стоит, склоняясь над ним, благополучная, полная, нарядная супруга.
Значение Фрагонара для формирования таланта Прюдона очевидно. Произведения художника исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Продолжая традиции искусства Буше, отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в том числе народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
Таков известный рисунок Клоринда на коне (перо, бистр с размывкой Безансон, музей). Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. В конце 70-х и в 80-е гг. Предыдущий отчет составлял 5300000 для живописи, проданной в Лондоне в 1999.
Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее. Сен-Нон тоже брал у Фрагонара некоторые его произведения, сделанные во время общих странствий. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью.
В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. В 80-е гг.
Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Давидом, лишил его прежней популярности. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара.
Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Особое значение для Фрагонара приобрело пребывание в Венеции.