Jan van Eyck, ок. Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок.
" ("Песнь песней" Соломона). Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Особенное значение для него имело изображение человека, он хотел максимально точно отображать облик героев своих полотен.
Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Немного подраскрасили только донаторов. В таком виде его держали в будние дни. С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Яблоки рассыпаны на окне и на ларе подле окна, хрустальные четки висят на гвоздике, отбрасывая словно нанизанные одна на другую искорки солнечных бликов, а символ верности – собачка таращит пуговичные глаза. Интересно, что их еще раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, "одетыми" в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор – Виктор Лагье). Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году.
Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте.
Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Христос родился и умер. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века.
Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Они одеты в нежные цвета: в бледноголубые, синие, розовые и лиловые. Там он стоит и сейчас. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году.
Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается Гентский алтарь, работу над которым он начал вместе с братом Хубертом. В 1427 – 1428 гг. Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию – и т. д. и т. п.
Впереди «Источник жизни». Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для нее цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове ее роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал ее в образе Царицы Небесной. А на последнем плане – далекие синие горы. А советская исследовательница Андроникова говорила, что лицо мужчины на картине относится к северному типу, а женщина подозрительно похожа на Маргарет ван Эйк. В 1427 г. посетил Турне. Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера.
алтарь был не единственной "спонсорской" помощью жертвователя. Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове или Бавону) и имел там семейную часовню (капеллу), т. е.
В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. Что может быть великолепнее его облачения. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» — в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву.
Мало жестов и мало позы. 1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж 1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой 1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху 1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара 1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств 1894: шесть боковых створок в Берлине 1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора 1920: все панели объединены (Версальский договор) 1934: панели "праведных судей" и "святого Иоанна Крестителя" украдены. пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году. Л. Д.
в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. – исследователи насчитали 13 связанных с алтарем преступлений за 600 лет его существования. 1566: во время протестантских восстаний алтарь скрывают в башне до 1569. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Искупление свершилось. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа.
Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. "Иоанн" выкуплен. "Я – роза Шарона, я – лилия долины. Это необычайно тонко, точно и живо.
Наружные створки – для закрытого, "спокойного" состояния алтаря. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры.
1417: начало работы. Так же поступил и ван Эйк. Еще дальше – более темная полоса холмов и затем – Иерусалим изображенный в виде силуэта города или, вернее, колоколен, высоких башен и шпилей. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441).