Якоб Исаакс ван Рёйсдал (нидерл. Jacob van Ruisdael, Jacob Isaakszoon van Ruysdael) (1628/1629, Харлем— похоронен 14 марта 1682, там же)— наиболее значительный нидерландский художник-пейзажист3.
Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график. Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра.
Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ). В композиции преобладают стихийные силы.
Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам.
«Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом.
Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В конце концов, выяснилось, что все панорамные виды Рейсдала можно назвать полуфантастическими. В нём небо часто занимало две трети холста. Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами.
Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать.
Таким образом, логично предположить, что мастер делал на пленэре лишь предварительные наброски, а основная работа над картиной происходила уже в мастерской. "Пейзаж с руинами замка" очень характерен для манеры Рейсдала. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа. Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц".
Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. Отметим, что лебеди, плавающие в пруду, который некогда был крепостным рвом замка, скорее всего, написаны самим Рейсдалом. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу.
Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. Рёйсдал не был евреем. В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника.
Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. В 1668 году, как свидетельствует сохранившаяся в городских архивах запись, Якоб ван Рейсдал был свидетелем во время бракосочетания Мейндерта Хоббемы. Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом.
Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Баво. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Вот уже несколько веков подряд это дает многим искусствоведам основание интерпретировать их как символы приближающейся смерти. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала.
Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Его картины оценивались довольно высоко. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению.
Присущее Рейсдалю видение природы в ее отношении к цивилизации вызывает тот благоговейный трепет, отталкиваясь от которого романтики обосновали век спустя свою концепцию Возвышенного. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами.
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма.
Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера. Стремление художника к созданию героического образа природы получает в здесь свое классическое воплощение. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал.
Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. Кисти художника Якоба ван Рейсдала принадлежит ряд морских пейзажей – марин, широких, величественных, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов. С 1646 года он рисовал голландские пейзажи сельской местности замечательного качества как для молодого человека.
Самым ранним документом, относящимся к амстердамскому периоду жизни мастера, считается запись от 14 июня 1657 года извещающая о том, что Якоб ван Рейсдал принял крещение в голландской реформатской церкви. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Ок. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса"). Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. Его дед, Якоб де Гойер, был мастером-краснодеревщиком и жил возле замка Рейсдал, приблизительно в 20 милях к юго-востоку от Амстердама. В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ).
Свидетельства показывают иное. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Позже оба художника, пользуясь сделанными во время путешествия зарисовками, написали виды с замком Бентхейм, который находился в то время почти у самой границы с Голландией.
До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны. Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде.
Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ). Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса.
Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Произведения художника этого периода проникнуты ощущением сурового величия и живой изменчивости природы, отличаются материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной среды.
В его полотнах наблюдается взаимодействие всех сил природы, постоянное движение, вездесущая жизнь. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок.
Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов.
Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни.
Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира.
Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа. Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи. Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон. Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера. Наибольшей эмоциональной силы и глубины философского смысла он добивается в изображении еврейского кладбища с его белеющими надгробиями и руинами, с пенящимся потоком, засохшими корявыми ветвями дерева, озаренного вспышкой молнии, которая освещает свежую зелень молодого ростка.
Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины.
На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя).
Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. 1630-1681), сын Саломона.
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж).
Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. Рейсдал почти полностью преобразовал и, если можно так выразиться, "опоэтизировал" окружающий пейзаж. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Точной информации у нас очень немного.
Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать.
Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. В композиции преобладают стихийные силы.
1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме.
Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург).