«извлечение камня глупости» («Операция глупости»)— картина, приписываемая нидерландскому художнику Иерониму Босху. Известная картина Босха Извлечение камней глупости при более тщательном рассмотрении оказалась страшным пророчеством.
У неё на голове красная книга. Лубберт— имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».
Сам факт такого видения символичен: год рождения Босха (1450-й) лучшими умами того времени назван именно так, годом начала Апокалипсиса. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. То, что в роли эскулапов Босх изображает монахов, вполне закономерно: наиболее образованными людьми своего времени (включая познания в медицине) было именно духовенство. Не брать в голову.
Собственно, картина «Извлечение камней глупости», где иллюстрируется процедура извлечения из мозга камня безумия (в частности — сухого соцветия), посвящена людской наивности и изображает типичное шарлатанство целителей того времени. Самую большую коллекцию картин Иеронима Босха собрал испанский король Филипп II. О недалёком человеке принято было выражаться «Он знает не больше глупых камней», об откровенно глупом говорили: «У него в голове камень» (подобно тому как в современном русском просторечии поведенческие странности описывают словами «у него тараканы в голове», «каша в голове»). Диковатый (с точки зрения современного зрителя) сюжет придуман отнюдь не Босхом. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса— простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода – шарлатанство. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».
Тебе не надо на это смотреть, пойдем. Круглый формат композиции (Mundus – Мир) также подчеркивает всеобщий масштаб всего происходящего. 66 картин из собрания знаменитого мадридского музея сотрясают воображение. Менее редкие минералы часто называют полудрагоценными.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Религиозная и парадная живопись, натюрморты, сцены, портреты. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса – простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Это первая подобная выставка за всю историю культурных отношений с Испанией.
На ней, кстати изображен цветок, а не камень. Удаление камня глупости – это распространённая фольклорная фабула в средневековых Нидерландах, а в XV-XVI веках она перекочевала в литературу и изобразительное искусство: сохранилось немало гравюр и рисунков с подобным сюжетом (вот вариант Брейгеля). Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Мы же договаривались: ни звука о консалтинге, – светилась подруга.
В кресле расположился пожилой седовласый человек, над которым монах в розовой хламиде и с воронкой на голове (похожие конические шапки в те времена носили фокусники) производит загадочные манипуляции: в руках он держит скальпель, которым вскрыл пациенту череп и достаёт из раны цветок. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. На её голове, покрытой белым омофором, лежит книга – несомненно, Библия. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса— простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса – простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). В работах итальянских художников от Боттичелли до Рафаэля тондо – это символ идела, поскольку круг на плоскости, а шар в пространстве, согасно учению Платона, есть самая идеальная фигура.
Перевёрнутую воронку, надетую на голову хирурга, объясняли как намёк на рассеянность учёного мужа, но в контексте фарса она скорее всего служит признаком обмана. Меня зовут Лубберт Дас». Знание помещено не внутри, а снаружи. Чаще всего картина интерпретируется как сатира на шарлатанов в рясах, которые всячески дурачат доверчивого обывателя. В этих странствиях он получил наставления от духа, вещавшего через медиума. По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью и что врачевание подобного рода — шарлатанство. Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем.
На голове монахини-бегинки, которая присутствует здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Меня зовут Лубберт Дас». Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).
Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Замирает дыхание, восприятие происходящего вязнет в подробностях от аудио-гида. Она улыбалась мне, отгораживая собой от картины у самого выхода.
Дошедшая до нас картина — меньшего формата. Картина «Извлечение камня глупости» представляет фольклорную линию в творчестве художника. Меня зовут Лубберт Дас». На картине «Извлечение камней глупости» Босхом изображена средневековая операция — удаление камня безумия из головы сумасшедшего. Драгоценные камни — минералы, которые обладают красивым внешним видом (как правило, только после полировки или огранки) и при этом достаточно редки и, как следствие, дороги.
Символ информированности, но не понимания прочитанного. Надпись интерпретировалась неоднократно. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVIIв. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость и/или обман (почему не известно, но в старых сонниках зафиксировано именно такое значение этого цветка). На голове, а не в голове.
С какой это стати, что там. Более того, цветок этот — тюльпан, что значило «деньги» на простонародном жаргоне, то есть его откровенно обирают. rotondo – круглый). Картина «Удаление камней глупости» создана около 1490 года. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
В те времена по землям Нидерландов бродили коробейники, фокусники, лекари. В то время картины художника не пользовались большой популярностью. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Это произведение не всеми исследователями приписывается Босху. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Его уверяют в том, что извлекается камень, в то время как это цветок. И в этом автор видел начало Апокалипсиса. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Лубберт— имя нарицательное, обозначающее слабоумного.
За происходящим наблюдает дама под белым покровом. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Окружающий мир воспринимается как всеобщее царство глупости и обмана. Наверное, самая известная картина на этот сюжет – «Извлечение камня глупости» или «Операция глупости» Иеронима Босха. Это одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас.
Замыкая круг на такой возвышенной ноте я заметила подругу. Меня зовут Лубберт Дас». Мария Медичи, Петр Потемкин, Вероника Франко, королевская семья. У Босха, а потом и у Брейгеля (видимо, не без влияния Босха), мы не раз встречается этот формат. Сперва он был обучен магнетическому целению наложением рук.
Именно на критике пороков церкви в ту же эпоху разовьётся протестантизм, а Босха (согласно архивным данным, активного члена одного из католических религиозных братств) станут называть «пророком Реформации».