Нидерландский живописец и график Питер Брейгель — один из самых известных и значительных художников, носивших эту фамилию.
В хороших оттисках и с исчерпывающей полнотой представлен в ГМИИ им. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. Известен как художник небольших кабинетных картин, элегантных неофициальных групповых портретов изобретение которых ему приписывают. В отличие от персонажа картины «Тимофей» герой этого полотна наделен более выразительным взглядом. В эти портреты художник вложил всю силу своего незаурядного полнокровного дарования.
А сам человек оказывается здесь духовно мертвым и безжизненным. Обучался живописи у отца, а также помогал ему в живописных работах. Сваненбург исполнял также гравюры с картин Абрахама Блумарта и Питера Пауля Рубенса. Ранняя смерть прервала его многообещающую карьеру. Испытал влияние Корнелиса Врома.
Людьми движет жажда наживы из-за которой они бьют и убивают друг друга. Многих из своих новейших деятелей она может смело противопоставить лучшим живописцам XIX века в других странах. Это одновременно и справедливо и неправильно. До Робера Кампена и ван Эйков и нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Стал часто путешествовать по различным дипломатическим и художественным поручениям (в этом он окажется предшественником Рубенса). Работал в Харлеме (с 1648 – член гильдии живописцев) и в Амстердаме (с 1657).
Приехав в Рим, поселился в приходе церкви св. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии — Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616. В работах его современника Яна Мостарта (около 1470-1556) стремление к натурализму соединяется с оттенком готического предания, теплота религиозного чувства с заботою о внешней элегантности. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р.
Лица и жесты окружающих Христа людей выражают разные оттенки горестных переживаний. Таким же образом «сочинял» он природу и в тех редких случаях, когда пытался писать чисто пейзажную картину. Жил в Италии с 1600 года, где стал придворным художников герцога Мантуанского. Характерно, что в картинах на евангельские темы («Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Поклонение волхвов в снегопаде») он представил библейский Вифлеем в виде обычной нидерландской деревни.
Несмотря на масштабность, пейзаж создает впечатление пустоты, безмолвия и безнадежности. Одной из вершин европейского изобразительного искусства XV века стало его произведение «Снятие с креста». Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). Кроме картин, он оставил множество рисунков, число которых превосходит 8000. Здесь обнаженные мужчины и женщины вкушают прелести жизни.
корифеям французской школы. Его называли "Рафаэлем морской живописи". Последние пять лет своей жизни Боэций гравировал картины Рубенса. Королева Англии (вступила на престол в 1553) изображена сидящей в кресле, обитом роскошным красным бархатом.
Картины Кокса полны жизни, блеска дорогих тканей игры света и тени. Нидерландский художник начала XVII века. Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками. Будучи сыном пастора, Ван Гог, как и его брат, пошли по стопам отца. Символическое значение имеют и другие картины Брейгеля: «Страна лентяев», «Сорока на виселице», «Слепые» (страшная, трагическая аллегория: путь слепых, увлекаемых в пропасть – не есть ли это жизненный путь всего человечества. ).
Георгий. Около 1649 года жил в Гааге, где также стал членом гильдии художников. Так, в картине «Избиение младенцев» евангельский сюжет служит своеобразной ширмой для изображения реального факта: нападения одной из частей испанской армии на фламандскую деревушку. «Берег моря в Схевенингене» из картинной галереи Касселя- одно из самых известных произведений Велде.
Одинаково ненавидели его и христиане. Адриан ван де Велде писал иногда картины религиозного содержания, как «Снятие со креста» (Амстердам), которые показывают, что его талант мог развиться и в этом отношении, если бы его не остановила преждевременная смерть в возрасте 35 лет. Так, например, умывальник и полотенце воспринимались как намек на чистоту, непорочность туфли были символом верности, горящая свеча – супружества. Родился в Ганновере в семье историка искусства Фридриха-Вильгельма Унгера. Хотя полотно посвящено античному мифу, о гибели Икара почти ничто не напоминает. Довольно рано обратился к портретной живописи, занявшей центральное место в его творчестве. Некоторые персонажи представляют реально существовавших людей. В центральной части открытого триптиха «Воз сена» изображена повозка с огромным стогом сена, вокруг которого развиваются все действия и сюжеты картины.
В колорите преобладали оттенки красного и коричневого, которые будто вспыхивали изнутри. А. С. В начале 1650-х годов путешествовал по восточной части Нидерландов и западу Германии.
Антония», «Сад земных наслаждений», «Поклонение волхвов», «Осмеяние Христа». Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. Родился в Энкхёйзене.
Одним из наиболее талантливых портретистов этой эпохи можно назвать Франса Хальса (прибл. — 1535. ), Якоб Корнелисен (1480. Вильям Унгер (1837-1932). Последний ослепляет своей яркостью и смелыми мазками.
Одна из самых знаменитых его картин – Ночной дозор, картина слывет загадочной. Лишь внимательно приглядевшись, можно увидеть ногу упавшего в море героя. У ван Эйка они выведены юношами, одетыми в богато украшенные ризы. Побытовому жанру, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р.
1585-1666 гг. ). Этот ряд замыкают фигуры прародителей рода человеческого — Адама и Евы. Творчество Босха, напротив, было направлено на объективное изображение окружающей действительности. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. На самом деле, в других странах, напр.
Вот таким образом голландских художников нельзя распределить на школы, подобно тому, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы и самое выражение «Голландская школа живописи», вошедшее во всеобщее употребление, необходимо приниматьтолько в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу. Однако не все части произведения удалось сохранить. В верхней части композиции на золотом облаке изображен наблюдающий за происходящим Всевышний, к милости которого взывает отчаявшийся вразумить людей ангел.
В этот поздний период Хальс достигает верхней ступени мастерства, тона в его работах приобретают монохромность (обычно темная, чёрная одежда, с белым воротничком и манжетами и тёмно-оливковым цветом фона). Полотно «Триумф смерти» напоминает человечеству о неотвратимости смерти. Порождения зла проникают всюду: это недостойные мысли и поступки, ересь и всевозможные грехи (тщеславие, греховная сексуальность, лишенная света божественной любви, глупость, обжорство), козни дьявола искушающего святых отшельников и так далее. -77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др.
Именно пейзаж в картине выражает мысль о человечности, добре, духовности. В 1641 году родился сын Титус, названный в честь сестры Саскии Титии (умер, не достигнув 30-летия). К сожалению, произведения примитивных Голландских живописцев дошли до нас лишь в очень ограниченном количестве, так как большинство их погибло в ту смутную пору, когда Реформация опустошала католические храмы, упраздняла монастыри и аббатства, подстрекала «разбивателей икон» (beeldstormers) к уничтожению живописныхи скульптурных священных изображений, а народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей тиранов. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. Брейгель запечатлевает, порой в иносказательной, гротескной форме, труд и быт народа, тяжелые народные бедствия («Триумф смерти») и неиссякаемое народное жизнелюбие («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец»). др. В работах начинают преобладать мазки насыщенно желтого цвета, а также голубое «сверкание».
Учился у отца – Виллема ван де Велде Старшего в Амстердаме и Яна Вейнантса в Харлеме. Действие на картинах уже не происходило как в готике одновременно на одной сцене.
Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно — «Великая книга живописца» (t groot schilderboec) — в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Почти все эти эстампы воспроизводят оригиналы старинных мастеров.
Годы жизни Спинозы совпали сначалом эпохи Нового времени. Морской пейзаж романтичен по настроению. Фигурки людей и небольшие селения поглощены воздушной стихией, растворяясь в пространственной дали под огромным небом с низко нависающими влажными облаками. Главной отличительной чертой творчества Босха является сосредоточение внимания на человеке и его мире, стремление объективно выразить жизнь людей их чувства, мысли и желания. В полотнах, посвященных религиозной тематике, Иисус почти всегда оказывается в окружении людей, злобно и двусмысленно улыбающихся. Родился в Антверпене.
Перед зрителем разворачивается аллегорическая картина человеческой жизни. Гроб» и «Легенда о костях св. В Эрмитаже находится его работы «Выезд на охоту» и «Мужской портрет». Краски словно излучают свет, цвет интенсивный. Так, он помогал своей матери управлять трактиром (который достался ей после смерти мужа) и вел там обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства.
Благодаря индивидуальному стилю художника – широкому, уверенному, с насыщенными, яркими цветами (красным, жёлтым, синим и др. ) – из этих отдельных лиц складывается художественный документ эпохи. Многие художники того времени из-за вполне понятного желания приукрасить мрачную, полную противоречий жизнь создавали идеально-прекрасные образы, далекие от суровой реальности. С чем же связано появление народной темы в творчестве художника. На его счету также работа комиссионером и различные переезды. В 1660-1670-х годах Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Религия играла гораздо большую роль в жизни нидерландцев, чем итальянцев.
В этой области между голл. Весьма значимым представителем нидерландской живописи был Ян Вермеер. Примечательна компания молодых людей, расположившихся в кустах чертополоха. Те не менее, в отличие от многих других художников, у Вермеера не было учеников. Достижению этих результатов много способствовали утвердившаяся в стране федеративно-республиканская форма правления и разумно проведенный в жизнь принцип свободы мысли и религиозных убеждений. Помимо картин сохранилось много акварелей, рисунков пером и гравюр Адриана ван Остаде.
Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Широкий, детально прорисованный фон уводит взгляд в бесконечность. Художник и офортист. Их несколько удлиненные и угловатые фигуры связаны друг с другом четким линейным ритмом.
Переехав в Харлем, в своем творчестве испытал влияние Дирка Халса и Адриана ван Остаде. Учился у Эсайаса ван де Велде. Свои картины на темы народных пословиц, поговорок и притч («Искушение св. Некоторые исследователи склонны видеть в этом персонаже автопортрет самого мастера.
Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Учился живописи у Николаса Кнюпфера в Утрехте. Мелхиор де Хондекутер (1636 -1695). Также известно, что материальное положение художника было хорошим. вновь живет в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы.
«Портрет Марии Тюдор» — самое знаменитое произведение мастера, считающееся шедевром портретной живописи. Учился у Франса Халса. Произведения проникнуты настроениями умиротворенности, лиризма, тонкого юмора. Как и офорт резцовая гравюра относится к технике глубокой печати. Они символизируют гордыню, деспотизм, жадность, жестокость и другие пороки.
Ощущение почти осязаемой реальности достигается путем использования художником красок определенных тонов, являющихся своеобразными символами того или иного времени года: красновато-бурые оттенки земли в сочетании с зелеными тонами, образующими пейзаж на заднем плане «Сумрачного дня» насыщенно-желтый, переходящий в коричневый цвет в композиции «Жатвы» преобладание красного и всех оттенков коричневого в картине «Возвращение стад». Разность между характерами, неуверенная позиция Винсента, который считал, что его живописные манеры «по-сельски скотские», рождала споры. Так, один из украденных в 1934 г. фрагментов оригинала был заменен хорошей копией. На правой створке триптиха — Ад. Его портреты пользовались большим спросом как у буржуазии, так и у дворянства. Хотя во всей его философии господствует идея Бога, церковники обвиняли его в атеизме.
Необходимость уезжать во Францию отпала. 1836). На его голове лежит столешница и стоит волынка, вокруг которой бесы водят грешников. Работа является центральной частью не сохранившегося целиком триптиха. Сразу за ними левее изображено несколько больших птиц.
Луки за неакадемичность своего искусства, однако его «бамбочады» были признаны не только в Италии и Голландии, но и почти повсеместно в Европе. Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. Возможно его учителем был Жак де Гейн. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном. Человек на картинах больше не идеализировался. Этот алтарный образ был заказан живописцу гильдией арбалетчиков Левена.
Значительным произведением последнего периода творчества художника стала картина «Крестьянский танец», созданная Брейгелем в 1567 г. Сюжетную основу полотна составляют танцующие крестьяне изображенные мастером в увеличенном масштабе. Фламандский художник. Что сразу бросается в глаза при взгляде на портрет или групповой портрет кисти Хальса, так это способность передать человека, которого переполняют эмоции, в движении. Первыми этюдами в характерной цветовой гамме были: «Мост через Сену» и «Портрет папаши Танги».
Несколько его работ «Птицы в парке», «Домашние птицы», «Охотничьи трофеи» хранится в коллекции Эрмитажа. Никто не обратил внимания на смерть Икара — ни пастух, любующийся прекрасным видом, ни рыболов, расположившийся на берегу, ни крестьянин, вспахивающий свое поле, ни команда парусника, направляющегося в открытое море. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист.
Со всей достоверностью мастеру удается запечатлеть на полотне живые картины природы. Главный представитель этой отрасли живописи — знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). был нидерландский мастер Виллем ван Сваненбург. Их начали собирать итальянские и фламандские коллекционеры.
Художник полностью зависел от веяний рынка, освободившись от таких прямых заказчиков как влиятельные покровители (феодалы) и католическая церковь. Гонзалес Кокс (1614 – 1684). Здесь же размещены фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. 1850) и мн.
Гравировал по картинам П. - П. Рубенса, Я. Йорданса, А. Блумарта, А. Ван Дейка и др. Полотна Артсена отличаются большой достоверностью, хотя художник стремится представить образы крестьян монументальными и величественными («Крестьяне на рынке», 1550-е «Крестьяне у очага», 1556 «Танец среди яиц», 1557). К сожалению, эта работа знаменитого живописца не сохранилась. Умер и похоронен в Харлеме. На выставке представлена одна из его редких гравюр «Аллегория правосудия», входящая в серию «Трон Юстиции».
Пол Верховен – знаменитый голландский режиссер. Художник-портретист. 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78). Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р.
Художник легко вписался в атмосферу двора. Создавал гравюры, репродуцирующие произведения фламандских живописцев XVII века. Донат, его указывающим жестом представляет собравшимся св.
Бавона в Брюгге. В большинстве случае это были как раз наиболее талантливые художники, такие как Рембрандт и Франс Хальс. Учился у Карела ван Мандера в Харлеме. Лишь наиболее крупные голландские художники писали в различных жанрах.
Если раньше мастерство исключительных талантов Жана де Бондоля, Жана Малуэля или братьев Лимбург взрастало на почве «интернационального стиля», то теперь франко-фламандские художники стали нидерландцами. Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. С тех пор многогранная природа изображаемых вещей уступила место ощущению пространства и атмосферы воздушной дымки, которые передавались с постепенно нарастающим монохромным использованием цвета. Виллем ван Сваненбург изучил искусство гравюры. И он и его старший брат, Боэций Адамс Болсверт работали в Амстердаме и Харлеме перед переездом в Антверпен. Произведением, завершившим период становления творческого метода ван Эйка, принято считать алтарную композицию «Мадонна каноника ван дер Пале», созданную в 1436 г. Отличительной чертой образов становится их монументальность. Часто изображал гротескных персонажей.
Снятая Верховеном вслед за этим эротическая драма «Шоугелз» (1995) полностью провалилась в прокате. Марии дель Пополо. Со временем Сваненбург стал одним из лучших молодых голландских граверов начала 17 века. Иоанна»), написанного им для гарлемского собора. Виллем ван де Велде Младший (1633 – 1707). Наибольший успех ожидал культовый триллер «Основной инстинкт» (1992), главные роли в котором исполнили Шэрон Стоун и Майкл Дуглас.
Этого человека можно назвать уникальной в своем роде и гениальной личностью. Туман, заволакивающий от нас начальную эпоху Г. школы, начинает рассеиваться с появлением на сцену Дирка Боутса, прозванного Стюрбоутом ( 1475), родом из Гарлема, но работавшего в Левене и потому причисляемого многими к фламандской школе (лучшие его произведения — две картины «Неправый суд императора Оттона», находятся в брюссельском музее), а также Корнелиса Энгельбрехтсена (1468-1553), главная заслуга которого состоит в том, что он был учителем знаменитого Луки Лейденского (1494-1533). Адриан ван де Велде (1636 – 1672). На левой створке триптиха представлен Рай, на правой — Ад, в центре — сад наслаждений. Так, начало сельскохозяйственных работ граничит с пробуждением природы («Сумрачный день»).
Пушкина, «Семья художника в веселом обществе», около 1663, Маурицхёйс, Гаага). Эти сюжеты представляют собой грехи воровства и распутства. Затем углубления на доске набиваются краской и делается оттиск на бумаге. С 1659 года работал в Гааге, с 1663 – в Амстердаме.
1462-1516), своими сложными, замысловатыми и иной раз крайне странными композициями положивший начало сатирической бытовой живописи Ян Мандейн ( 1520), славившийся в Гарлеме своими изображениями чертовщины и шутовских сцен Питер Артсен ( 1516), прозванный за свой высокий рост «Длинным Петром» (Lange Pier), Давид Иорис (1501-56) искусный художник на стекле, увлекшийся анабаптическими бреднями и вообразивший себя пророком Давидом и сыном Божиим, Якоб Свартс (1469. Даже светлый лик св. В картине «Крестьянский праздник» (1550) натюрморт играет второстепенную роль, а в «Мясной лавке» (1551) предметы вытеснили человека на задний план. На зрителя с полотен смотрят люди уверенные в себе и завтрашнем, полные энергии («Стрелецкая гильдия святого Георгия», «Стрелецкая гильдия святого Адриана»).
Паулюс Поттер (1625-1654). Родился в Лейдене в семье пивовара. Родился в Амстердаме в известной нидерландской семье художников ван де Велде.
Вероники почти не отличает героиню от других персонажей. Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). После возвращения «подарков» Ротшильда — выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Время написания картины «Крестьянский танец» совпадает со временем подавления народного восстания, получившего название «иконоборчество» (восставшие, возглавляемые кальвинистами, уничтожали иконы и скульптуры в католических храмах).
Писал пейзажи с животными, картины на бытовые и религиозные сюжеты и портреты. Вскоре Ван Эйк оказывается в Испании. Однако такие общества, носившие название гильдий св. Его глаза обращены на зрителя.
Испытал влияние Рембрандта. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Всемирную славу Паулюсу Поттеру обеспечили его изображения животных. Нидерландский гравер, родился умер в Лейдене.
Одним из первых начал практиковать живописные занятия на пленэре. Таковы его полотна «Корабль дураков», «Искушение св.
1554, Прадо), за который, как предполагают, ему было присуждено рыцарское достоинство. Там он поступил на учение к Питеру Ластману, ставшему для него настоящим наставником. Ключевое место в композиции створки принадлежит образу человека-дерева. В произведении «Падение Икара» основной сюжет, выражающий мысль о том, что гибель одного человека не остановит вращения колеса жизни, дополнен еще несколькими. В «Поклонении волхвов» одну из главных ролей играет пейзаж. 1831). Трагические нотки усилены за счет использования автором светлых холодных красок.
Луки в Антверпене. Рембрандт и Саския познакомились в 1633 году, а 22 июня 1634 года они обвенчались. Родился в Лейдене. Луки (то есть, руководил ею). Нидерландский портретист XVI века, работавший при дворах Испании, Италии, Англии. Родился в Утрехте. Окончательно развил свой талант под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге.
За умение рисовать крестьянские типы художника называли Брейгелем «Мужицким». Эти черты ещё больше усилены в другом портрете (изображение мужчины в широкополой шляпе). Главные герои показаны здесь как часть целого, они не имеют самостоятельного значения. Названный позднее Гентским, алтарь, расписанный знаменитым мастером имеет сложную судьбу. («Больная и врач», «Гуляки», «Игра в трик-трак», 1667, – все в Эрмитаже, СПб «Больной старик», «Крестьянская свадьба» в ГМИИ имени А. С.
В 1646 году вступил в делфтскую гильдию св. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. В 1547 году Мор был принят в члены гильдии св. Творчество Рубенса – органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.
И одежда и мебель и предметы обстановки отображались с фотографической точностью. Все деревья и мелкие растения выписаны мастером с необычайной точностью.
Немецкий художник, график иллюстратор. Его погребение состоялось 21 января на кладбище церкви Неуве-Керк в Амстердаме. Около 1630 г, в Голландии утвердилась тенденция к объединению художественного пространства и слиянию цветов разных слоев. Голландский художник, рисовальщик и офортист.
Нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Затем следует заметить, что большинство голл.
Художник и гравер. Это исчезает в поздних портретах. Бавона. Эрвин Панофски даже говорил о «репатриации фламандского гения».
Особый интерес в творчестве Босха вызывает алтарная композиция под названием «Стог сена». Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. Естественно они изображены за дружным застольем. Однако служба в приходе и тесное соприкосновение с суровыми буднями шахтеров возродили в юном гении внутреннее ощущение несправедливости.
Первый план заполнен развлекающимися людьми. Богатство торговых центров сыграло свою роль в этом развитии, ведущие художественные мастерские теперь находились совсем близко. Люди и природа здесь как бы меняются местами. Реформация изгнала из церквей религиозные картины не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, а потому историческая живопись, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, — управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. К ним обращены лица Богоматери и Иоанна Крестителя. Художник и офортист. Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572. Современники прозвали его «Птичьим Рафаэлем».
Одним из известных граверов конца XVI – начала XVII вв. Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634). Здесь появляется абсолютно новая для Брейгеля идея самоценности человеческой жизни.
Сам художник получил в Италии прозвище Бамбоччо (итал. bamboccio, карапуз). В Государственном Эрмитаже находится одиннадцать его произведений и три картины в ГМИИ (Москва). Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. Оказал существенное влияние на Михаэля Свертса. 1832).
События до глубины души потрясли всех современников знаменитого художника. Как всегда у ван Эйка, обстановка (в данном случае пейзаж), окружающая героев играет важную роль в раскрытии их характеров, даже несмотря на то, что персонажи интерьер и пейзаж не составляют здесь целостного единства. Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. Алтарь вновь украсил церковь Св. Родился в Харлеме.
Трое их детей (Ромберт и две Корнелии) умерли вскоре после рождения. Другие известные произведения: «Стадо» 1663, «Аллегория» 1663, «Охота» 1669 из ГМИИ им. Наиболее полно это отразилось в алтарной композиции, названной «Сад наслаждений», где без прикрас показаны грехи человеческие. Его дед, отец и дядя – Ян Баптист Веникс были художниками, что повлияло на выбор им художественной карьеры. Раздумьями о судьбах народа пронизано все его творчество.
Писал портреты, отличающиеся элегантностью постановки натуры, прекрасным колоритом. Болсверта с картины Йорданса «Пан играющий на свирели». — 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии — чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666). Учился в Амстердаме имел свою мастерскую в 1615 – 16 гг.
В 1669 году окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами. Человек в произведениях нидерландских мастеров не стал центром вселенной, как это было у художников итальянского Возрождения. Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». Луки.
1826), Тереза Шварце (р. Адриан ван Остаде (1610 -1685). Облик Саскии запечатлен на многих портретах, рисунках и офортах. Появившиеся в 1566 г. полотна «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь Иоанна Крестителя» ознаменовали новый этап развития не только творчества художника, но и искусства Нидерландов в целом. Морщины, мешки под глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. Частично «реабилитроваться» режиссеру удалось, сняв фантастический боевик «Звездный десант» (1997).
В этой «низменной стране» (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Лоррену и др. Якоб Изакс ван Рейсдал (1628/29 -1682).
Именно так можно охарактеризовать полотно, получившее название «Иоанн на Патмосе». Дома на дальнем плане горят пламенем преисподней, огненная река уносит туда грешников. — позже 1533) и его сын Дирк Якобс (две картины последних изображающие стрелковые общества имеются в Эрмитаже). Талант художника не может быть статичным.
Пушкина. В результате рождается картина, представляющая огромную, однородную массу людей, символизирующую крестьянство. Гравюры с рисунков Иоахима Эйтевала из серии «Трон юстиции» впервые были опубликованы издателем Кристоффелем ван Сичемом в Амстердаме в 1605 – 1606 гг.
В XVII веке голландская живопись стремительно развивалась не только благодаря растущему спросу желающих украсить свои дома картинами, но и в связи с тем, что на них начали смотреть как на товар, средство спекуляций и источник наживы. Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др. Блестящий период голландской живописи тянулся недолго — лишь одно столетие. др. Предположительно, Мор ездил вместе с ним.
Из многочисленных гравюр Унгера достойна внимания масса эстампов, появившихся в журнале Лютцова «Zeitschrift fr bildende Kunst», 18 гравюр с картин Брауншвейгской галереи, 44 с картин Кассельской галереи, сборник гравюр с картин Венского императорского музея (25 выпусков, с текстом Лютцова) и такое же издание Амстердамской галереи. Он родился в еврейской семье, но евреи отлучили его от церкви. Антонис Мор (ок.
Художник и рисовальщик. Искусство поздней готики сменяется в это время ранним Ренессансом. Однако это единственное, в чем еще теплится жизнь и заключено какое-то значение. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р.
В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Самый известный и талантливый художник из семейства ван де Велде. Только сильные мира сего не вмешиваются в драки, так как этот воз итак принадлежит им. Работа необычайно динамична.
Каждая фигура выписана мастером с большим вниманием и точностью. Среди них можно найти самого художника, а также его брата Губерта и герцога Бургундии Филиппа Доброго. Именно к нему обращаются Мария и св. Вероятно, автор высказывался против вытеснявшей в начале XVI века в Нидерландах из церкви пение хора инструментальной музыки. Один из величайших граверов фламандской школы. Стали формироваться региональные художественные школы. Работам художника широко подражали многие голландские художники еще при жизни мастера. Родился в Утрехте.
Композиция построена на равновесии цветовых звучаний. Родился и умер в Антверпене. Отличительной особенностью этих образов является их слияние с миром природы. В таких произведениях, как «Самоубийство Саула» (1562), «Пейзаж с бегством в Египет» (1563), «Несение креста» (1564), мастером преодолевается трагизм бессмысленности деятельности людей на земле.
Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). Выведенные на полотно образы (в том числе и библейские) призваны были теперь не только олицетворять общечеловеческие понятия, но и символизировать конкретное общественное мироустройство. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род.
Таким же частично успешным оказался и фантастический триллер «Невидимка» (2000), после выхода которого Верховен взял шестилетнюю творческую паузу. В картинах «Кухарка» (1559), «Крестьянин» (1561) с их явной идеализацией образов чувствуется искренняя симпатия автора к простому человеку. Один из ведущих мастеров пейзажной живописи Голландии.
Картину «Блудный сын» можно считать лучшим полотном Рембрандта и эпилогом его творчества. Не трудно увидеть современную, а не библейскую историю в «Избиении младенцев» : пытки, казни, вооруженные нападения на беззащитных людей – все это было в годы небывалого испанского гнета в Нидерландах. Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского.
Антония», «Воз сена», «Сад наслаждений») Босх населяет причудливо-фантастическими образами, одновременно жуткими, кошмарными и комичными. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 — позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др. «Портрет мужчины в широкополой шляпе» из Касселя близок по стилистике двум мужским портретам из Эрмитажа исполненным до 1660 г. Саския ван Эйленбург (1612 – 1642).
Первый обладал достаточно посредственными навыками в живописи, однако сумел снискать уважение к своей личности, так как долгое время провел в Италии, общаясь и работая с местными художниками. Писал сцены из крестьянской жизни, портреты, реже – пейзажи.
Отдельные фрагменты оказались даже вывезенными из Нидерландов в другие страны мира. Остаде внимательно и любовно показывает жизнь крестьянина, его быт и окружение. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты, пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. 1620-1720). Заказчиком ее был богач из Гента Иодокус Вейдт. Цикл Брейгеля посвящен состояниям природы в разное время года.
Для всех пейзажей Рейсдала характерно символическое восприятие природы. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (около I450-I5I6, настоящее имя Иероним ван Акен). Применял технику резцовой гравюры на меди.
Халс не только реформировал парадный заказной и групповой портреты, но явился создателем портрета, граничащего с бытовым жанром. Ее поза статична, что придает картине церемониальную торжественность. Винсент изучал теологию и даже был проповедником в бельгийском городке Боринаже. Мелхиор де Хондекутер умер 3 апреля 1695 года в Амстердаме.
Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов. Работал, как художник, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге.
Родилась в Леувардене. В 1583 г. художник и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. Благодаря тонким переходам оттенков и областям светотени кьяроскуро Рембрандта словно окутывает фигуры звучащим пространством, в котором обитают настроение, атмосфера, нечто неосязаемое и даже невидимое.
художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719). Он создал множество групповых портретов как, например изображения стрелковых гильдий (объединение офицеров для охраны городов и обороны). Художник умер в Амстердаме в возрасте 29 лет. С 1632 ван Дейк работает в Лондоне в качестве придворного художника короля Карла I. В многочисленных портретах короля, его семьи, английской знати, отмеченных строгой изысканностью композиции и тонкой сдержанностью колорита, акцентировал утонченный аристократизм образов. Фламандский художник, ученик Питера Брейгеля Младшего и Давида Рейкарта Младшего. 1837), Лодевейк Аполь (р.
Наконец, реалистичное направление голландской школы было причиною того, что в ней образовался и развился род живописи, который в других школах до той поры не культивировался как особая, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. — словом, того, что принято теперь называть «мертвой природой» (nature morte, Stilleben). Свои течения существовали в каждом жанре. Создатель таких картин, как: фантастический боевик «Робокоп» (1987), собравший в прокате более 50-ти миллионов долларов, супербоевик «Вспомнить все» (1990) с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Нидерландская культура XVII в. представляет собой уникальный феномен в истории. Пушкина и Государственном Эрмитаже. В 1662-63 и 1670-71 годах Вермеер занимал должность декана гильдии св.
Ян Стен (ок. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный «Маленьким в. -Дейком».
По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв. Рембрандт ван Рейн – великий голландский художник и гравер. Образы, созданные Брейгелем, монументальны, значительны и несут в себе социальный пафос.
1852) и Валли Мус (р. Родился в Харлеме в семье ремесленника. До ван Эйков и Робера Кампена нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем».
Кроме этих выдающихся мастеров, за начальную эпоху голландского искусства заслуживают быть упомянутыми: Иеронимус ван Акен, прозванный Иеронимом де Босхом (ок. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ.
Виллем Исаак ван Сваненбург (1581/1582 -1612). Процесс, начатый Яном ван Эйком, уроженцем северных Нидерландов, пассивное, отстраненное созерцание недвижимого мира, всегда оставался главной темой голландской живописи и в работах Вермеера достиг аллегорического и в то же время действительного апофеоза. Племянник и, возможно, ученик Саломона Рейсдала.
Питер ван Лар (1599 – 1642). И только в 20 столетии они вернулись на свою родину, где были собраны. Луки, состоял в двух обществах риторов.
Его итальянские последователи – Микеланджело Черкуоцци и Вивиано Кодацци. Ранняя нидерландская живопись (редко старонидерландская живопись)— один из этапов Северного Возрождения, эпоха в нидерландской и, в частности, фламандской живописи, охватывающая в истории европейского искусства приблизительно столетие, начиная со второй четверти XV века. Следующий этап развития его творчества ознаменовала портретная работа, получившая название «Человек в красном тюрбане» (1433). Неизвестный как будто рассказывает нам свою грустную историю. Франс Халс (между 1581 и 1585 – 1666).
Создатель жанра «бамбочатта» или «бамбочада» (жанр народных сценок, происходящих на римских улицах). Художник, мастер бытового жанра. Те же образы представлены и в картине «Несение креста», колорит которой составлен из бледных и холодных оттенков. В искусстве этот культурный поворот выражается забвением со стороны художников тех основных начал, от которых зависела оригинальность живописцев предшествовавших поколений и обращением к эстетическим принципам, занесенным из соседней страны.
Схелте Адамс Болсверт (1586 -1659). 1857). Второе отличительное свойство голл. Главное ее предназначение – популяризация живописных произведений. Благодаря своей предприимчивости, практическому смыслу и настойчивому труду голландцы успели превратить болота в плодоносные нивы и роскошные пажити, отвоевать от моря обширные земельные пространства, приобрести материальное благосостояние и внешнее политическое значение.
1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. Спустя некоторое время портрет невесты был готов. Сопровождал голландский флот во время войны с Францией и Англией. В 1639 году Рембрандт приобрел в кредит новый дом на улице Синт-Антонисбрестрат, куда и переехал вместе с женой (ныне там расположен Дом-музей Рембрандта).
Лица всех героев имеют одинаковое выражение. Предметы домашнего обихода, окружающие Марию, здесь не только наполнены символическим значением (умывальник и полотенце предстают здесь как символы чистоты Марии, три створки окна — символ вечной Троицы), но и призваны сблизить происходящее с реальной действительностью. Они отличаются пластической ясностью композиции, виртуозной чистотой и строгостью штриха. Около половины XVI стол. Хвалебные песни Троице поют ангелы. Интересен здесь и пейзаж.
Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена. Эти гравюры дают полное представление о творчестве знаменитых голландских и фламандских мастеров периода «золотого века». Антонис Ван Дейк (1599 – 1641).
Учился у Адама ван Норта, Отто Вениуса. Его творчество охватывает 130 картин. В первую очередь это прослеживается в изменении передачи цветового настроения.
1626 – 1679). 1824) и Христоффель Биссхоп (р. В 1627 – 1632 гг. Эрмитаж, CПб).
Испытал влияние Филипса Ваувермана. Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Стихия воды воплощена в знаменитых «Водопадах» Рейсдала, которые он создавал под впечатлением от норвежских пейзажей Эвердингена. Родился в Харлеме. Первые работы художника датированы 1641 годом.
Саския принесла мужу большое приданое. В то время как итальянские мастера использовали сложные математические и геометрические средства, в частности, систему перспективы, фламандцам удавалось правильно отображать «реальность» без особого, как кажется труда. За повозкой следуют папа и император, замыкают колонну люди из простонародья.
Художник, рисовальщик и офортист. Дочь адвоката и учёного, знатного горожанина Ромбертуса ван Эйленбурга. Таков был ван Эйк. Кроме того, в «Мадонне каноника ван дер Пале» главным персонажем является вовсе не Мадонна, а сам заказчик картины.
К тому же эта природа, несмотря на скромность своих форм и красок, представляла таким колористам, какими были голландцы, обильный материал для разработки мотивов освещения и воздушной перспективы благодаря климатическим условиям страны — ее пропитанному парами воздуху, смягчающему очертания предметов, производящему градацию тонов на различных планах и заволакивающему даль дымкою серебристого или золотистого тумана, равно как и переменчивости вида местностей, обусловливаемой временем года, часом дня и состоянием погоды. Подобный демократизм обусловлен отчасти традициями эпохи нидерландской революции. Человеческие фигуры не противопоставлены пейзажу, они гармонично вписаны в композицию. Получил прозвище «Маленький Ван Дейк» из-за влияния, оказанного на него творчеством Антониса ван Дейка изысканной манере которого он подражал. С 1427 по 1429 г. ван Эйк путешествует по Пиренейскому полуострову. Родился в Антверпене.
На выставке представлена гравюра С. А. Сын известного художника Исаака Класа ван Сваненбурга (1537-1614).
Это стремление проглядывает уже в работах вышеупомянутого Мостарта но главным распространителем нового движения должен считаться Ян Схорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) с включением геральдического льва в личный герб. Около 1618 – 1620 гг. В некотором роде Гоген был более приземленной личностью, нежели В, ан Гог.
Дальний план занимает причудливый фонтан. Их движение совпадает с динамикой природных сил. Так из окна покоев Марии виден город, вовсе непохожий на Вифлеем. Пейзажист и анималист. Имелись также художники, специализировавшиеся на церковных интерьерах и различных видах натюрмортов, как например: «лавка», «десерт», «завтрак» и др. Халс изображал своих героев без прикрас, с их бесцеремонными нравами, могучим жизнелюбием. Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени.
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. С этого движения, разгоревшегося в 1566 г. и началась революция в Нидерландах. 1519 – 1576/1578). Сюжеты этих произведений характерны для искусства Фландрии XV-XVI вв. Картины Стена, пронизанные грубоватым, но добродушным народным юмором, отличаются живой наблюдательностью, занимательностью повествования, мастерством в передаче фигур, деталей обстановки и одежды.
Так, основу колорита составляют светло-сиреневые цвета со стальным оттенком, которые усиливают чувство безысходности той ситуации, в которую попал человек. Однако только это и отличает его от других.
Главный мотив картины — человеческая глупость и жадность из-за которых люди не могут сделать выбор между земными богатствами и возможностью вечно жить в раю. В год венчания Рембрандт написал известный потрет Саскии в виде древнеримской богини цветов и весны («Флора». Скелеты вершат свой страшный суд, которого никто не избежит — ни царь, ни раб, ни проповедник, ни грешник.