Здесь изображены пророки и царь Соломон с корреспондирующими данному событию текстами. Эти убийства, затеянные царем Иродом, называются «избиением младенцев» (Мф. Брейгель заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.
Этот сюжет часто использовали в своих картинах художники эпохи Возрождения. Они предназначены невинно убиенным детям как символ мученической смерти. Сидящая женщина, проливающая слезы над телом младенца – аллюзия на цитату из книги Иеремии (31:15): Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет. Многие ученые полагают, что в действительности ничего подобного не происходило, а данный эпизод является просто примером творчества в жизнеописании святого.
Вломившиеся в здания солдаты отнимают детей от матерей. Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. Как страшны лица воинов, пытающихся силой отнять у матерей их детей. Вена. 114 x 163 см.
Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении. На художественном произведении «Избиение младенцев» показана атака испанских солдат на нидерландское поселение. Прорванный круг будет замкнут. Но солдаты безжалостны им чужды человеческие чувства. Ангелы на картинах с этим сюжетом художников Возрождения часто держат охапки пальмовых ветвей (Гвидо Рени). Но не надолго. Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель).
Это влияние чувствуется в картинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто. Средневековая Церковь считала это прообразом резни Ирода. Но даже в этом случае цифра в 14 тысяч младенцев мужского пола кажется чрезмерно завышенной. Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов».
Покорно выполняет он этот страшный приказ. Ужасную трагедию видим мы на фреске Джотто «Избиение младенцев», находящейся в церкви Капелла дель Арена в Падуе. На всадниках – красные мундиры. Среди них Валерио Кастелло, Питер Брейгель, Никола Пуссен, Рубенс.
Вот уже много лет «Месяцы» Брейгеля вызывают бурные дебаты исследователей. Избиение младенцев (Мф., 2:16). Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому».
Ирод узнает, что младенца Иисуса нарекают Царем Иудейским. Дерево, масло. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский художник и рисовальщик.
Но тщетно. Отмеченное исключительной широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 -в Брюсселе. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе И. Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Его живописная техника, однако, отнюдь не груба аккуратно нанесенные тонкие слои краски великолепно перелают насыщенность и разнообразие цвета. Возрождение. 2:16). Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы Художник и знаток, 1565.
Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет. Зритель приглашен на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян. А количество маленьких трупов продолжает расти. Но, окружённые всадниками, оказываются в ловушке. Два толкования причины плача Рахили, раскрывающие глубину трагизма, дает Ефрем Сирии в Толковании на Четвероевангелие.
Однако Святое Семейство бежит в Египет. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Художественно-исторический музей.
Группа женщин, стоящих у здания, с мольбой взывает к Ироду. Спокойно и равнодушно взирает он с балкона дворца на это кровавое злодейство. Приведем лишь первое.
Всадник уже пришпорил коня и устремился за ней в погоню. ИОСИФ, муж Девы Марии, 2), к этому моменту уже скрылось в безопасное место (БЕГСТВО В ЕГИПЕТ). По преданию, в Вифлееме было убито множество младенцев: в византийской традиции принято говорить о 14 тысячах убиенных, в сирийской – о 64 тысячах. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Вторая получила название «Хмурый день» (февраль — март). 2:13).
Последний исполнил этот сюжет для религиозного братства Сан Рокко, которое под патронатом этого святого взяло на себя заботу о жертвах чумы. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Зимний день. Земля усыпана мертвыми телами. (Именно такую одежду носили кавалеристы на испанской службе. ) Всюду царит страх.
Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Затем следуют «Сенокос» (июнь — июль), «Жатва» (август — сентябрь) и «Возвращение стада» (октябрь— ноябрь). Открывается цикл картиной «Охотники на снегу» (декабрь — январь). Лишь одной женщине удалось выбраться из ужасного рокового кольца. Бегство в Египет и избиение младенцев.
Убегающая мать (ее младенец скрыт в складках ее плаща) – это Елисавета, мать Иоанна Крестителя о ее укрытии в горах с младенцем Крестителем рассказано в апокрифической Книге Иакова. Люди беззащитны и беспомощны, они мечутся по площади, пытаясь спасти своих детей.
Вырваться из неё никак нельзя, запереться и спрятаться в домах – невозможно. Произведения Брейгеля, основанные на наблюдении реальной жизни, являются более реалистичными и человечными. Иосиф так и поступил. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (Сумрачный день, Возвращение стад, Охотники на снегу – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Спорят, например, о том, сколько картин первоначально входило в серию: одни предполагают, что их было двенадцать и каждая изображала определённый месяц другие доказывают, будто их всего четыре и посвящены они временам года, так что из цикла исключается то «Сенокос», то «Жатва».
Мы будто слышим их крик, раздирающий душу и сердце. Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет" (Матфей 2:16, 2:18). Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, лубочных гравюр и листовок, он создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор.
Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (Избиение младенцев, Художественно-исторический музей, Вена Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Убитые горем матери пытаются спасти своих детей. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится. Напомним вкратце суть дела.
Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (Безумная Грета, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен Слепые, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Нидерланды (Фландрия).
Ирод наблюдает за происходящим либо с балкона, либо сидя на своем троне. Брейгель (точнее Брёгел) Старший или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (около 1525/30–1569), нидерландский художник и рисовальщик.
Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, – обе в Музее истории искусств, Вена). Евангелия говорят: "Тогда Ирод. Закрытые двери выбивают тараном. Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет». Третья (впоследствии утраченная) картина — это апрель и май.
Питер Брейгель был главой семьи художников, процветавшей в XVI и XVII веках. Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода. Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения.
Опасаясь за свою власть, он стремится убить Иисуса. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (Крестьянская свадьба, Крестьянский танец, — обе в Музее истории искусств, Вена). Решительным жестом один из воинов направляет шпагу в младенца на руках одной из матерей. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 – в Брюсселе.
Но Святое Семейство, предупрежденное ангелом (см.