Картина Питера Пауля Рубенса "Избиение младенцев" посвящена не только событию гибели невинных младенцев, но и рождению, приходу на Землю Иисуса Христа – Мессии, совершившего революционный переворот в человеческом сознании, поэтому и пользуется такой популярностью. История избиения младенцев настолько трогательна, что ей посвящено множество картин, потрясающая и трагическая колыбельная неизвестного автора начала XIV века Coventry Carol, которую Вифлеемская мать поёт своему ребенку, зная о его гибели. Ему принадлежит целая серия рождественских картин: «Перепись в Вифлееме», «Бегство в Египет», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев». Картина Питера Пауля Рубенса "Избиение младенцев" посвящена не только событию гибели невинных младенцев, но и рождению, приходу на Землю Иисуса Христа – Мессии, совершившего революционный переворот в человеческом сознании, поэтому и пользуется такой популярностью.
Избиение младенцев — картина Питера Брейгеля (Старшего) написана между 1565 и 1567 годом.
Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем (Маттео ди Джованни, картина 1488 г. Никола Пуссен). Воины, вооруженные мечами, вырывают младенцев из рук сопротивляющихся и горько плачущих матерей. Это событие получило широкое отражение в искусстве, особенно периода эпохи Возрождения. Именно его «Иудейские древности» являются главным свидетельством о событиях, происходивших во времена царствования Ирода.
Свидетельством о произошедшей трагедии являются слова святого апостола и евангелиста Левия Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Люди беззащитны и беспомощны, они мечутся по площади, пытаясь спасти своих детей. Некоторые специалисты считают, что избиение младенцев было придумано как исполнение более древнего пророчества, к которому отсылает Левий Матфей. «Золотая легенда» из которой многие художники черпали литературную программу, сообщает, что Святое семейство пробыло в Египте семь лет и теперь Иисус уже не младенец, а отрок — он идет самостоятельно, а не находится на руках у Марии.
Событие прочитывается зрителем последовательно, взгляд перемещается от одной группы к другой по направлению к центру произведения. Так, Мария на картинах с этим сюжетом идет пешком, а не едет на осле. Подразумеваемые персонификации таковы: Гофолия олицетворяет Ирода, Иоас — Иисуса Христа. Но не надолго. Часто присутствует сам Ирод — он наблюдает либо с балкона (Джотто), либо со своего трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни). Здесь изображены пророки и царь Соломон с корреспондирующими данному событию текстами. Евангелия говорят: "Тогда Ирод.
Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем (Маттео ди Джованни, картина 1488 г. Никола Пуссен). Евангелист сообщает, что избиение младенцев было предсказано пророком Иеремией: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет». Это влияние чувствуется в картинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто.
Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии. Согласно преданию, волхвы пришли в Вифлеем поклониться «родившемуся Царю Иудейскому». Выбор сюжета для здания братства был продиктован убежденностью, что невинно убиенные в Вифлееме младенцы сродни жертвам «черной смерти». Еще ряд деталей позволяет легко отличить «возвращение из Египта» от «бегства в Египет». Здесь изображены пророки и царь Соломон с корреспондирующими данному событию текстами. Северная нидерландская деревня, в которую ворвались грозные всадники, учинившие жестокую расправу над мирным населением.
Город был настолько переполнен, что Мария и Иосиф смогли найти себе место только в хлеву. Церковное предание указывает различное количество погибших младенцев в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской— 64 тысячи, встречается и символическая цифра 144 тысячи (12 в квадрате, соответствует числу запечатлённых в Апокалипсисе, по 12 тысяч от каждого из 12 колен Израиля). Но мозаика церкви Санта Мария Маджоре в Риме (V в. ) уже изображает Ирода в нимбе (знак царского величия), сидящего на троне и жестом правой руки отдающего приказ стоящим возле него воинам умертвить младенцев. Однако Святое Семейство бежит в Египет. Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии.
Подразумеваемые персонификации таковы: Гофолия олицетворяет Ирода, Иоас – Иисуса Христа. Пророчество, поясняет от себя евангелист, сбылось. Нигде в других картинах западных художников эта аналогия не проводится. Значительное влияние на последующие поколения художников оказала композиция Рафаэля на этот сюжет, особенно после того как она была растиражирована в гравюре Маркантонио Раймонди. Напомним вкратце суть дела. Так в протоевангелии II века упоминается о спасении Иоанна Крестителя и его матери от солдат Ирода: «Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору.
Это влияние чувствуется в картинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто. Так, Мария на картинах с этим сюжетом идет пешком, а не едет на осле. Вырваться из неё никак нельзя, запереться и спрятаться в домах – невозможно. В построении пространства, в пластике фигур заметно влияние Никола Пуссена, таких его произведений, как Сбор манны (Париж, Лувр) и Похищение сабинянок (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
Рама — небольшой городок в пределах колена Вениамина. О бесчинствах Ирода Священное семейство предупредил ангел. Земля устлана телами убитых младенцев (Маттео ди Джованни). Далее, значение имеет возраст Иисуса. Лишь одной женщине удалось выбраться из ужасного рокового кольца.
Эта евангельская история редко встречается в раннем христианском искусстве. Прорванный круг будет замкнут.
Их патетической взволнованности противостоит фарисейское спокойствие приспешников Ирода. Что касается типологических аспектов избиения младенцев, то они ярче всего раскрылись в «Библии бедных». Основным мотивом создания картины послужило, вероятно, желание художника дать ответную реплику на одноименное произведение Шарля Лебрена 1647 г. (Далич, Картинная галерея колледжа). Один из воинов, обращая лицо к Ироду, уже готов приступить к исполнению приказания. В первую очередь, даже в христианской традиции эта цифра разнится.
Джотто – это уникальный художник, которому многие пытались подражать. Это образ Рахили, упомянутой Матфеем в цитате из Иеремии. Картина является одной из самых сложных по композиции в творчестве Бурдона. Часто присутствует сам Ирод – он наблюдает либо с балкона (Джотто), либо со своего трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни). Однако в апокрифических источниках, так называемых «евангелиях детства», не включенным в Библейский канон, также есть упоминания об избиении.
Это влияние чувствуется в картинах с этим сюжетом Рубенса, Пуссена, Тинторетто. Абсолютно по-другому трактуют этот эпизод художники Возрождения. Рама – небольшой городок в пределах колена Вениамина. Зимний день. Искусство, как средство для выражения человеческих чувств, проявилось именно в его работах, которые резко отличались от византийской традиции живописи.
Покорно выполняет он этот страшный приказ. На всадниках – красные мундиры. Нигде в других картинах западных художников эта аналогия не проводится. Джотто (1266-1337) совершил революцию в западном искусстве и многие критики по праву считают его первым европейским художником, работы которого воспевали Данте, Петрарка и Бокаччо. Согласно Евангелию от Матфея (Мф 2:1-12), царь Ирод, узнав от волхвов, что в Вифлееме родился младенец, которому предназначено стать Царем Иудейским, приказал уничтожить всех младенцев в возрасте до двух лет, рожденных в этом городе. Среди общей сумятицы художники Возрождения нередко изображают никуда не бегущую, а скорбно сидящую женщину, проливающую слезы над убитым младенцем (Маттео ди Джованни, картина 1488 г. Никола Пуссен).
Очевидец этого события пророк Иеремия изображает его как плач Рахили — праматери отводимых в плен, будто на смерть: «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих ибо их нет». Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно ярче и драматичнее — порой с леденящими душу подробностями (Маттео диДжованни, особенно картина 1482 года) — само избиение младенцев и отчаяние их матерей. Далее, значение имеет возраст Иисуса. Последний исполнил этот сюжет для религиозного братства Сан Рокко, которое под патронатом этого святого взяло на себя заботу о жертвах чумы.
Третье явление ангела Иосифу во сне (третий сон Иосифа), когда Святое семейство пребывало в Египте, в живописи можно отличить от подобного явления в Вифлееме (второй сон Иосифа) по уточняющим надписям, вводимым художниками (порой приводится соответствующая цитата из Евангелия). На левой стороне – Саул, в царском венце, сидит на троне со скипетром в руке перед ним Доик убивает священников, давших Давиду священного хлеба. Рама – небольшой городок в пределах колена Вениамина. Художник не желает изображать кровавую сцену самого избиения, а даст лишь намек на него.
Третье явление ангела Иосифу во сне (третий сон Иосифа), когда Святое семейство пребывало в Египте, в живописи можно отличить от подобного явления в Вифлееме (второй сон Иосифа) по уточняющим надписям, вводимым художниками (порой приводится соответствующая цитата из Евангелия). Закрытые двери выбивают тараном. Толпа женщин с распущенными волосами (знак печали) с детьми на руках ожидает своей участи.
Осия: «Поставляли царей сами, без Меня» Иеремия: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание» Давид: «Отмщение за пролитую кровь рабов Твоих» Соломон: «Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом». Пророчество, поясняет от себя евангелист, сбылось. (Именно такую одежду носили кавалеристы на испанской службе. ) Всюду царит страх.
Земля устлана телами убитых младенцев (Маттео ди Джованни). Однако Иисус спасся благодаря бегству его семьи в Египет. Но, окружённые всадниками, оказываются в ловушке.
Кроме того, немало споров и вокруг числа жертв избиения. Воины, вооруженные мечами, вырывают младенцев из рук сопротивляющихся и горько плачущих матерей.
Еще ряд деталей позволяет легко отличить "возвращение из Египта" от "бегства в Египет". Абсолютно по-другому трактуют этот эпизод художники Возрождения. Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться ибо их нет" (Матфей 2:16, 2:18).
Опасаясь за свою власть, он стремится убить Иисуса. Все их внимание и усилия направлены на то, чтобы передать возможно ярче и драматичнее – порой с леденящими душу подробностями (Маттео диДжованни, особенно картина 1482 года) – само избиение младенцев и отчаяние их матерей. Полотно изображает известное библейское событие — истребление младенцев царем Иродом. Всадник уже пришпорил коня и устремился за ней в погоню.
Пророчество, поясняет от себя евангелист, сбылось. Ирод узнает, что младенца Иисуса нарекают Царем Иудейским.