Купить картину или постер "Мужичок из робких", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Данная картина Репина является одной из самых известных полотен художника и имеет название «Мужичок из робких».
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Так ли это – судить зрителям. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Первым в ряду этих портретов был портрет Полесовщика. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. Вкрапленные в общий черно-коричневый фон процессии, они создают впечатление пестроты и красочности, не нарушая единства и в то же время помогают художнику акцентировать внимание зрителя на узловых моментах композиции, выделить ведущие образы (помещицы, дьякона, урядника с нагайкой, странниц и других).
Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. 1877Холст, масло, 60 x 49Государственная Третьяковская галерея», образ зажиточного «крепкого» крестьянина, свидетельствуют о верности суждения Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Все заняты.
Стасову еще в 1876 году. Прав был Стасов, когда писал, что бурлаки в произведении Репина предстают не только угнетенными и несчастными, но и «могучими, бодрыми, несокрушимыми людьми, которые создали богатырскую песню «Дубинушку». И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. Художник не дает счастливой развязки в картине — не в ней дело, а в тех противоречивых и глубоких чувствах, которые переживает в изображенный момент каждый и в которых отражаются долгие годы прожитой всеми нелегкой жизни.
Толстого Репин писал не один раз. Репин считал сам эту картину красивой. Вот он стоит, этот «лесной человек», загорелый, сильный за спиной у него дубинка, глаза настороженные. Много учился на написании портретов близких и друзей. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. на родине, в Чугуеве, были временем его погружения в народную крестьянскую жизнь.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. А рядом «грек», который гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор. 1877Холст, масло, 60 x 49Государственная Третьяковская галерея», замечательные достижения Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. «Чертовский народ. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Картина «Мужичок из робких» написана в городе Чугуеве Харьковской губернии – родном городе Репина. В картине царит напряженная тишина.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Ватага бурлаков четко организована и внутри. Все эти «хозяева жизни» окружены сзади полукольцом заискивающего перед ними и занятого своим разговором духовенства, которому и дела нет до «чудотворной».
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Ему надо сделать несколько шагов навстречу близким, надо почувствовать, что они приняли его, рады встрече с ним. Среди его учеников, .
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Они словно противопоставлены друг другу. Он был написан в течение трех дней — с 13 по 15 августа. Он постоянно «бывал на свадьбах, на базарах, в волостных правлениях, на постоялых дворах, в трактирах и в церквах», то есть там, где можно было наблюдать быт и нравы.
Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Значительный вклад в историю русской культуры внес художник Илья Ефимович Репин. Работал весь день, не замечая времени. Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Канин с его «вселенской грезой» о иной, лучшей жизни, Ларька с его бурным протестом и «грек», тоскующий о воле, — вот три главные фигуры композиции.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. «Фомушка-сыч» В. Г. Перова может быть поставлен рядом с бессмертными образами мудреца Хоря и поэта Калиныча И. С. Тургенева. Характер человека раскрывается как сложный, противоречивый. В его взгляде осуждение и тревога.
В полотне «Крестный ход в Курской губернии» художник создал настоящую энциклопедию русской жизни пореформенной эпохи. Этому же выделению из толпы отдельных персонажей способствует и колористическое решение. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Среди его учеников, .
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. Вслед за ними, прямо как на параде, марширует важный и тупой отставной военный. Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887). Репин-демократ был творцом нового искусства, служащего интересам народа.
На лице и в глазах — выражение простодушия, доброты, печали. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Бесконечно влюбленный в жизнь, неисчерпаемое богатство ее проявлений, он пытался охватить в своем творчестве многие стороны окружающей его действительности. Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта.
Но не следует сводить замысел художника к критике религиозных обрядов и предрассудков. заключением лице выражена решимость вынести все страдания до конца. Образы этих обездоленных людей с наибольшей теплотой и симпатией охарактеризованы Репиным. И если в своих монументальных полотнах с изображением народа («Бурлаки», «Крестный ход») Репин выступал прежде всего как мастер остросоциальных характеристик, то в картинах на революционную тему («Арест пропагандиста» в двух вариантах— 1878 и 1880—1892 гг.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. Им помогают десятники, отгоняющие в сторону нищих, калек, странников. За стариком как-то егозливо и неуверенно, мелкими шажками идет солдат в сапогах и картузе. «Мужичонко-разбойничек» называл его Мусоргский.
Репин задумал написать большое полотно «Бурлаки на Волге». Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы. Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей.
Этот удачно выбранный момент дал возможность художнику запечатлеть Толстого с максимальной простотой и естественностью, без малейшего позирования, чем обычно страдают даже лучшие портреты. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовал его ножом в нескольких местах. Изображая бурлаков, Репин не ограничивается показом их страданий и того отпечатка, который наложили на внутренний мир людей тягостные условия их существования. Репин не изображает всего этого, предоставляя зрителю домыслить в воображении запечатленную сцену. 1880 – 1883Холст, масло, 178 x 285. 4Государственная Третьяковская галерея».
Крамской считал этот сюжет «золотоносной жилой». Стасов присылает ему все, что он просит. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Полотно выдержано в строгой цветовой гамме. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо более умиротворенным, человечным, живым. Внимательная фиксация всех этих черт позволила Репину убедительно передать через внешний облик существо натуры портретируемого, всю ее сложность и противоречивость.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти. ) Я работал завороженный. «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Бурлакам посвятили свои картины художники П. О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»). Поставленная перед художником задача была очень трудной.
И хотя со времен русского Просвещения, своеобразие которого определила антикрепостническая направленность, народный образ всегда нес в себе черты высокого идеала, в живописи 1870 – 1880-х годов появляется существенно новое качество, оно граничит с попыткой воспринять человека из народа «на равных», прямо и непредвзято. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Уже в работах А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина личность человека из низших слоев общества становится мерилом этической и эстетической ценности, носителем по-новому понятого идеала труженика, «кормильца», воплощением вечного смысла бытия.
Но несколькими ненавязчивыми моментами (как-то, восторженная экзальтация мальчика, свидетельствующая о том, что в семье чтут память об отце, а также висящие на стене портреты Некрасова и Шевченко — борцов за народное счастье) художник дает почувствовать, что годы долгого ожидания, забот и тревог не сломили этих людей, не убили в них веры в справедливость того дела, которому отдал все свои силы близкий им человек. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Репин был величайшим реалистом. А чуть в стороне хозяйской поступью вышагивает циничный, хитрый и прижимистый кулак-подрядчик с красной лоснящейся физиономией.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Среди его учеников, .
Этот момент расширяет характеристику образа — глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде). Родился Репин в 1844 году в Чугуеве (на Украине) в семье военного поселянина. Среди его учеников, .
29 сентября 1930 года Репина не стало. Но по его же собственному признанию Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Ссыльный в момент, представленный в картине, еще противостоит всей семье. Среди его учеников, .
«Совсем в плену, в ссылке живешь», — жаловался он друзьям. В среде бурлаков Репин сумел раскрыть настроения глубокого недовольства жизнью, ожесточения, протеста, сумел почувствовать в этой пестрой и разнохарактерной толпе народа нечто значительное. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
Охвативший горбуна душевный подъем преображает его некрасивое болезненное лицо. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. «Народный портрет», начало которому было положено еще в отечественной живописи XVIII века, в веке XIX получил такое распространение, что образовал особый жанр в портретном роде живописи.
Она произвела на меня неотразимое впечатление. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений.
Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника — «Отдых», «Осенний букет» и др. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. И вместе с этим композиция полотна подчинена требованиям монументального искусства.
Народная тема, начатая «Бурлаками», получила в этой картине многостороннее и широкое истолкование. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
— Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову). Полотно Репина «Бурлаки на Волге», экспонированное на академической выставке 1873 года, стало событием общественной жизни. Именно такое – неоднозначное – впечатление производит на зрителя герой картины Репина. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Такие сравнения могут зародиться только в уме истинного демократа. Среди его учеников, . Стремление Репина к психологическому решению темы заставило его избрать кульминационный момент в развитии действия, запечатлеть ту паузу, которая возникла в результате внезапного появления на пороге комнаты отсутствовавшего долгие годы дорогого для всех человека, по-видимому, бежавшего из ссылки (о чем говорят как одежда вернувшегося — потрепанный армяк, стоптанные сапоги, — так и неожиданность его прихода).
Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. Портреты Репина подкупают своей подлинностью, способностью художника в непосредственном, казалось бы, случайном состоянии человека увидеть проявление существенных сторон его натуры, умением тонко подметить специфику позы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством передачи ощущения живой плоти человеческого лица и фигуры. В эту минуту в комнату вошел Христос. В 1871 году Репин окончил Академию художеств, получив за программную работу на заданную к конкурсу тему «Воскрешение дочери Иаира» большую золотую медаль, которая давала право на заграничную пенсионерскую командировку.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
В 1926 году «Пенаты» посетила делегация советских художников, которая передала Репину предложение Советского правительства вернуться на родину. Расцвет творчества Репина падает на конец 70-х — начало 90-х годов, совпадая со временем расцвета русской демократической живописи. Он идет прямо к матери. Стасову. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту».
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1881—1885), «Запорожцы» (1878— 1891). Казалось, она спит.
Полотно Репина «Бурлаки на Волге» пользовалось в свое время наибольшей популярностью, так как оно глубже и полнее других произведений раскрывало все тяготы бурлацкой жизни, рисовало бурлаков людьми, обладающими значительными и ярко индивидуальными характерами, обличало жестокую несправедливость угнетения народа. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Убийство свершилось.
До конца дней своих он не мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих воспоминаний в книге «Далекое близкое». Все члены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают атмосферу семейного уюта. пишет картины на самые различные сюжеты крестьянской жизни, а также портреты-типы. Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Но центральным произведением этого времени, да и всего творчества Репина в целом, стала картина «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883).
Вся центральная часть написана самим Репиным. Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе. В его глазах читается печаль, тоска.
Иногда эту работу называют по-иному – «Мужик с дубиной» или «Мужик в простреленной шапке». Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Но сквозь бесконечную усталость в чертах его лица, в его глазах видна пристальная настороженность, сквозь привычное для бедняка «искательство» – скрытая злоба, ненависть и недоверие ко всем господам и ко всякому начальству.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Об этом говорит взгляд героя – пристальный, сверлящий, даже злобный. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Мне минутами становилось страшно. Окрыленный надеждой на исцеление исполненный мечты, неудержимо стремится несчастный к месту «чуда», куда направляется крестный ход. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. «Судья теперь мужик», – утверждал художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Но за всем этим очень явственно проступает иное.
Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Уже здесь, задолго до появления первых портретов людей из народной среды («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», 1877), проявилась замечательная способность Репина воспроизводить людей с почти осязательной конкретностью, остро схватывая всю неповторимость их характера и вместе с тем улавливая в них общие признаки определенного типа.
Под влиянием Крамского Репин помимо обязательных академических заданий на исторические и мифологические темы начал работать над сюжетами из окружающей жизни, особенно увлекшись на первых порах портретами родных и близких. Но что-то гнало меня к этой картине и я работал над ней». Его герои — люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины. Но даже и в этих условиях он продолжал всегда живо интересоваться всем происходящим там. «Вот это — настоящее, нынешнее искусство, за которое вас впоследствии особенно высоко поставят», — предсказывал он художнику. Он выступал – за искусство, «просвещенное светом разума».
Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам». Картина теперь писалась легко, вдохновенно. И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. И прежде всего попа-расстригу Канина. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Идея эта возникла у него еще в стенах Академии художеств. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Герой картины выглядит тщедушным, невзрачным и запуганным. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Полтора года (1876 – 1878), проведенные Репиным Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Эта дробно вспыхивающая, переливающаяся по форме глаза «бликоватость» оставляет впечатление неприятной пристальности и вместе с тем неуловимости ускользающего взора. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Она разбита Репиным на три группы, каждая из которых обладает своим смысловым центром. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии. Этюд получился превосходный.
«Отказ от исповеди», 1879—1885 «Не ждал», 1884) он показал себя тонким психологом, художником широких творческих возможностей, которому доступны как многоплановые эпические сюжеты, так и напряженные драматические конфликты. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой — все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). Внимание художника тяготит их.
Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Мастером группового портрета Репин показал себя в картине «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901—1903). Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны. Этот семейный уют, привычный уклад жизни семьи, который читается в только что прерванных занятиях каждого из присутствующих, объединяют воедино их всех. Здесь же в Чугуеве зарождается революционная тематика.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Шествие замыкает понуро и удрученно плетущийся бурлак, с трудом передвигающий непослушные ноги. Вернувшийся дан в пустом пространстве комнаты.
Все лица бурлаков ясно читаются, не загораживая друг друга. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Среди его учеников, . Рассмотрим "ближний круг". Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Оно и понятно. Это то самое «темное, сальное, какое-то коричневое пятно», которое надвинулось на солнце и омрачило все вокруг, тот разительный контраст, который потряс художника при первой встрече с бурлаками.
Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Одновременно с картиной «Иван Грозный» Репин работал над полотном «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Именно вот таким образом известный критик Владимир Стасов называл героя «мужичком-разбойничком». Комната небогатой интеллигентной семьи. Репин болезненно переживал свою оторванность от родины.
С ним этот мир человеческих страданий, бедствий и унижений врывается в комнату, расширяя рамки изображения и напоминая о той жестокой жизни, которая царит за пределами этого маленького «островка». Значительность идей и образов «Бурлаков» потребовала от художника обращения к формам монументального искусства. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Берег Волги. Глаза ясные и добрые.
Исключение составляет Ларька в своей ярко-розовой рубахе. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью ссыльного революционера. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Репин не признавал «искусства для искусства».
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. И это не только благодаря глубокой психологической характеристике. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
О великой скорби, выливающейся в тоскливой бурлацкой песне-стоне, поведал в своем стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов (1858). 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». Пробыв за границей с мая 1873 по июль 1876 года, преимущественно в Париже, Репин, как и ряд других художников его времени (Перов, Поленов), не дожидаясь окончания срока пенсионерства, вернулся в Россию и сразу же поехал к себе на родину, в Чугуев, мечтая в непосредственном общении с народом почерпнуть новые темы и образы для своего творчества. Это впечатление создается благодаря неровным линиям силуэта, неуравновешенной композиции. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Оттого-то так убедителен созданный им образ. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Портрет 1887 года принадлежит к числу лучших изображений Толстого и пользуется наибольшей популярностью. «Описать этого не в состоянии, но чего только я не наслушался, а, главное, не навидался. », – сообщал Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Картина «Крестный ход в Курской губернии» была воспринята прогрессивной общественностью как «одно из лучших торжеств современного искусства» (Стасов). Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. И вот уже перед нами не царь, а отец. «Мужичок из робких», как и одновременный «Мужик с дурным глазомМужик с дурным глазом. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Не доносчик ли.
Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, — ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», — передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. На переднем плане она растекается на два потока и, следуя за поворотом дороги, поворачивает влево, рядами проходя мимо зрителя. Репина не интересует ни мир его чувств, ни его личные качества.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В картине «Бурлаки на Волге» (1870—1873) Репин обнаружил свою склонность к большим обобщениям, к постановке глубоких жизненных проблем. Особенно удался художнику образ хромого горбуна. И. Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века.
Ярких красочных пятен в картине не так уж много, но они играют большую роль. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Исключительно широк был круг портретируемых художником — от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом») до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского). — восхищался запорожцами Репин. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна. Благодаря своей центричности и подчеркнутой фронтальности крайних, фланкирующих сцену фигур композиция обладает устойчивостью. Измученное исхудалое от недоедания и каторжной работы лицо «Мужичка из робких» с больными слезящимися глазами, весь его взъерошенный облик с всклокоченными волосами, с плохо, небрежно запахнутым армяком – все говорит о его бедности, задавленности нуждой, затравленности бесправием, униженности и замордованности.
1877Холст, масло, 60 x 49Государственная Третьяковская галерея». Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
достиг здесь новых вершин реализма. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Колорит картины «Иван Грозный» —мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный — эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Такие работы чугуевского периода, как «Мужичок из робких», выразительный тип замученного нуждой бедняка и «Мужик с дурным глазомМужик с дурным глазом. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. За окном летний день. Оттого так неуверен и робок шаг героя картины.
При создании «Крестного хода» Репину пришлось разрешить трудную композиционную задачу: необходимо было вписать в картину огромную толпу народа, пеструю, многоликую, добиться впечатления единой массы людей, движущихся сплошным потоком и при этом не обезличить шествие, представить его во всем многообразии составляющих его типов и характеров. Но Репин не ограничился этой внешней фиксацией события. Показывая неимоверные усилия людей исполняющих «службу скотинную» (по выражению Стасова), Репин основное внимание уделяет раскрытию характеров бурлаков и их переживаний.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Художником больших задач и далеко простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов.
Он ищет здесь образы и явления, которые должны вдохновить его искусство. Его отчужденность, необычность всего его вида подчеркивают драматизм происходящего. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении. Не менее существенную роль играет и колорит. Репин изобразил основное скопище людей на заднем плане.
Изображая толпу, он создал целую галерею ярких образов представителей различных сословий и классов пореформенной России, вскрыл существо их социальных отношений, царящее в обществе неравенство, показал обездоленность и бесправие народа и наряду с этим дал почувствовать, что народ живет интенсивной внутренней жизнью, стремится найти правду на земле, мечтает о лучшей доле. Я вспомнил о царе Иване. Художник незаметно повышает горизонт в той части комнаты, где стоит вошедший. Все остальные члены семьи оттенками своих чувств, своего отношения к происходящему дополняют рассказ о постигшей их трагедии: оробевшая девочка, пригнувшаяся к столу и в страхе исподлобья глядящая на пришельца, не узнавая его (деталь, свидетельствующая о его долгом отсутствии) мальчик-гимназист, весь охваченный единым порывом и настолько потрясенный возвращением отца, что кажется — из глаз его вот-вот хлынут слезы молодая женщина у рояля, бледное измученное лицо которой искажено сложным выражением растерянности испуга, радости. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Портрет производит яркое и сильное впечатление.