Сам заваливал его работой. «Портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах», долгое время считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, уже несколько лет назад атрибутирован кисти П. Г. Красовского и датирован 1748 годом. Шереметеву «Миллионным домом». Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века. Шереметева. В настоящее время среди всех работ Аргунова самым большим спросом пользуются репродукции картины «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784).
Можно добавить, что молодой граф П. Б. На смену старым версиям исследователей о модели (кормилица или женщина из высшего общества, одетая в народный костюм) появилась новая — о том, что на портрете изображена крепостная певица и актриса театра Шереметевых Анна Изумрудова-Буянова. Шереметева, 1768, Кусково).
Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов -- «служитель» графа П. Б.
12. Богатейший помещик, сын знаменитого сподвижника Петра I, Шереметев был заурядным представителем тогдашнего вельможного дворянства, занимавшим высокие посты и своевременно получавшим высокие награды. В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ – «Портрет Толстой». Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.
Но совсем недавно искусствовед Т. А. Может вот таким образом галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. Шереметевой» и «Портрет В. П. В русле рокайльной живописи решена и единственная историческая картина Иван Аргунова «Умирающая Клеопатра» (1750 ГТГ), в которой трагический сюжет претворен в легкое и изящное произведение. Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой.
В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной -- ландшафты. Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб. Этим портретам присущи небольшой размер, поясное изображение, скромная гамма тонов. Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768).
Первой пробой пера для портретиста послужил конный портрет Б. П. Шереметева (1753 Кусково). После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова.
Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия. Без сомнения, самыми ответственными заказами были изображения владельцев художника. Особенно хорош портрет княгини. Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х. Он рисовал императриц Елизавету Петровну и Екатерину II. Ряд подобных произведений опубликован в каталоге выставки впервые: портреты Петра I и Екатерины I (Национальная галерея Армении) императрицы Екатерины II (Национальный музей в Варшаве), М. С. Шереметева (ГЭ), неизвестной (Львовская картинная галерея). Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график).
Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. В Москве он уже совсем не работает как художник. В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. Старшая дочь обер-камергера графа Петра Борисовича Шереметева и княжны Варвары Алексеевны Черкасской, единственной наследницы несметного состояния государственного канцлера князя А. М. Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б.
15. В 1760-е года начался настоящий рассвет в творчестве Аргунова. В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны.
«Портрет калмычки Аннушки» (хранится в музее-усадьбе Кусково) приоткрывает перед нами любопытную страницу придворного быта середины восемнадцатого века. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. Эту традицию художник продолжил и в многочисленных портретах Шереметьевых («Портрет графини Варвары Шереметьевой», «Портрет графа Петра Шереметьева».
Картины Ивана Аргунова являются по своему жанру парадными и одновременно камерными, «интимными». В семье Семена Михайловича воспитанию детей, заботе о развитии их талантов уделялось немало внимания. Подобная практика существовала гораздо раньше и также в среде крепостных мастеров (П. Г. Красовский был крепостным живописцем князей Черкасских, позднее, вероятно, — графов Шереметевых). Уже в ранних произведениях 1750-х годов («Портрет графа П. Б. Шереметева с собакой», 1753 ГЭ) ощущается грамотное владение довольно обширным арсеналом средств европейского искусства.
Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. В 1770-80-х гг.
К позднему периоду творчества Ивана Аргунова относится одно из самых поэтичных и совершенных созданий художника — «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784 ГТГ). В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали». В «Портрете Екатерины Второй» он воссоздал все стандарты барочного триумфа и сложной игры складок на ткани, в портретах Шереметьевых представил нам изысканность, подчеркнутую игрой темного фона и света, сфокусированного на лице и одежде моделей. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение – «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784) – первое такого рода в русском искусстве.
Его мастерскую проходили будущие академики живописи. Часто он писал поясные портреты используя минимум оттенков цветовой палитры.
И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX. С конца 1780-х годов Иван Аргунов практически отошел от художественной деятельности. В 1770 – 80-е rr. В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны. Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее им. Ее обширный репертуар включал не только западноевропейские оперы, но и русские произведения: Анюта в «Несчастье от кареты» Я. Б. Княжнина, Пересуда в «Отъезде псовой охоты из Кускова» и Лиза в «Перевозчике Кусковском» В. П. Колычева и другие.
Хрипунова, где он изображен вместе со своей супругой. За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали. Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767). В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ – «Портрет Толстой». Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е).
Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. До сих пор аргуновскими работами считались портреты Л. Н. Лазарева и его жены А. А. Лазаревой (оба в Останкине), а также авторское повторение женского портрета, портреты М. Л. Лазарева, А. Л. Сумбатовой (А. В. Лазаревой. ) и И. Г. Сумбатова (все четыре — в Национальной картинной галерее Армении в Ереване). Картины Ивана Аргунова демонстрируют умение художника отвечать запросам абсолютно различных людей. Был крепостным графа П. Б.
Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. Аргуновых.
Являясь своеобразным «придворным» портретистом Шереметевых, Иван Аргунов написал еще одну серию семейных портретов дворян Лазаревых — армян, переселившихся в Россию и много сделавших для распространения просвещения среди армянского народа и приобщения его к русской культуре. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И. И. Непосредственность и невинная ясность словно лучится из «Портрета калмычки Аннушки» (воспитанницы Шереметьевых). Аргунов учился у Г. -Х.
и Я. И. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. В его мастерской еще в 1753–1758 годах обучались трое «спавших с голоса» певцов придворной певческой капеллы: А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, ставшие впоследствии преподавателями Академии. 14. Но, развивая в своем творчестве традиции петровского искусства, они, безусловно, оказали большое влияние на формирование художественного мировоззрения своего младшего родственника.
Эти портреты изображают людей Петровской эпохи. 13. Иван Аргунов рос и воспитывался в Петербурге, в семье своего дяди Семена Михайловича Аргунова, так как, вероятно, его родители рано умерли.
Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Вероятно изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи). В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. Черкасского. Что думал о своем положении и жизни портретист. Панина. К ним можно отнести такие картины Ивана Аргунова, как «Портрет графа П. Б.
Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Ftes galantes): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств индустрии моды и развлечений.
Вероятно изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном "парадном" костюме, как считали некоторые исследователи). Судя по всему, в 1746-47 гг. Получила превосходное воспитание и образование.
Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками. Самые лучшие картины Ивана Аргунова, по мнению многих критиков, это камерные портреты К. А. Шереметевой» (1866).
Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». Шереметева» (1763), «Портрет графини В. А. Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий.
В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Возможно, учился живописи у двоюродного брата Ф. Л. Это крепостная крестьянка, по-видимому, жившая в барском доме в качестве кормилицы. 7.
«Художник изобразил Толстую так, как он ее действительно видел, — и вместе с нею отразил на холсте, словно в тусклом прадедовском зеркале, весь быт далекого века, помещичий старосветский быт Екатерининской России», — писал С. Маковский о портрете. Бахрушина, Киевском музее русского искусства, музеях Рязани, Уьяновска и других. Крепостной графа Шереметева. Аргуновы состояли на службе у графов Шереметевых. Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг. Троюродная сестра императора Петра II. Шереметева. И. Аргунов.
Свидетельство тому — один из предлагаемых портретов, на котором представлена русская женщина из простолюдинок. Таким образом, задуманный как парадное изображение, портрет приобретает бытовые черты. Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок. И в то же время он всю жизнь оставался крепостным графа П. Б. 10.
Она часто выступала в спектаклях вместе с Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. Кроме того, остатки подписи открывают имя второго исполнителя портрета — Иванова (что является единственным известным нам случаем в изучении наследия Ивана Аргунова), а особенности моделировки лица персонажа убеждают в том, что это копия с оригинала П. Ротари. Занимается хозяйственными делами.
Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. П. И. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Отец Н. И.
П. Б. Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему. Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев – фельдмаршала Б. П. Шереметева, князя А. М. Черкасского.
Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Но разве мало мы могли бы рассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго. Значение Ивана Аргунова не ограничивается только его практикой в качестве портретиста. В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова.
К тому же, постоянная занятость хозяйственными делами графа не давала ему возможности полностью отдаться искусству. «Портрет неизвестного в красном кафтане» (Новгородский государственный объединенный музей-заповедник), первоначально считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, пройдя экспертизу в ГТГ, получил не только подтверждение авторства художника, но и новую дату, обнаруженную в авторской подписи, ранее не прочитанной, — 1779. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи.
Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Особенно хорош портрет княгини. Писал и императриц – Елизавету Петровну и Екатерину II.
Ее привилегированное положение в труппе очевидно: в 1800 году она получила вольную и 5000 рублей на приданое, была замужем за домашним врачом графа Н. П. Шереметева — надворным советником Лахманом. В «Портрете неизвестного художника» («Автопортрете». ) и «Портрете неизвестной» (жены художника. ) (оба — в ГРМ) и, особенно, в портретах Хрипуновых (1757 Останкино) Иван Аргунов, по существу, выступает создателем нового для русской живописи типа изображения — интимного портрета. Россиянам же И. П. – время расцвета творчества Аргунова. А. А. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома.
Кроме того, он еще обучал других мастерству «художества». На сегодняшний день из этих образов сохранились три композиции: «Иоанн Дамаскин» (1749), «Спаситель» и «Богоматерь» (оба — 1753. ), отличающиеся декоративностью и игривой легкостью рококо, что проявило себя в вытянутости пропорций, манерности жестов, грациозности фигур. Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне.
А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам». Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) – живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. Большое место среди работ Ивана Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты.
Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. С полотна смотрит еще молодой, полный сил, никак не несчастный человек в коротком напудренном парике и живописной одежде.
Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Все четыре портрета раньше находились в парадной «наугольной» зале Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге, а с 1778 года, судя по архивным описям, — в парадной столовой дворца в Кускове, где висят и по сегодняшний день. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской».
Никаких препятствий Шереметев не чинил. 9. Княгиня Екатерина Александровна Лобанова-Ростовская, урождённая Куракина – племянница графов Никиты и Петра Паниных, сестра статс-дамы Н. А. Репниной родная тётка князей Александра и Алексея Куракиных. А ведь уже в 1750-х гг.
Подобным же обаянием отличается и «Портрет неизвестной» (1760 ГЭ). Гроота. Художник умер в 1802 году, так никогда и не узнав вкуса свободы. А ведь уже в 1750-е гг.
8. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Шереметьевы отметили его дар и сделали своим придворным портретистом. Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности.
Самые неожиданные и почетные заказы предлагают Аргунову — написать иконы для придворной царскосельской церкви, сделать портрет одного из приближенных царицы Только о каждом из таких предложений, от кого бы они ни следовали, писал Иван Аргунов графу, прося его согласия. Уже одна из его самых ранних работ «Портрет княгини Лобановой-Ростовской» построена на колористическом контрасте холодных и теплых цветов и одновременно передаче характера модели, а не только ее внешней привлекательности. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция -- определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Но почему черенок кисти изогнут. Шереметева. И все же, несмотря на условности, Аргунов вводит зрителя в неведомый тогда для многих мир простых людей.
По-разному складывались у них судьбы, различны были их таланты. В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» – крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. Речь идет о «Портрете калмычки Аннушки» (1767). 11. Особенно хорош портрет княгини.
Также был И. П. Портреты Е. П. Стрешневой (1760 ГИМ), графа Николая Шереметева в детстве (рубежа 1750–1760-х и 1765) и калмычки Аннушки, воспитанницы Шереметевых (1767 все три — в Кускове) созданы художником с особой искренностью и теплотой. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллыА. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, будущие академики живописи. Вторая половина XVIII века -- правление Елизаветы Петровны и Екатерины II-- была временем переменчивым и хлопотливым. Аргунова и у Г. Х.
1760-е гг. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение – "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" (1784) – первое такого рода в русском искусстве. Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы.
И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию. Мода на калмычат была большой. Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья».
Аргуновы, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. Портреты отличает также декоративная красочность идущая от народного искусства. Позднее, в 1760-е годы, Иван Аргунов исполнил целую серию из четырех портретов с изображением фельдмаршала Б. П. Шереметева и графини А. П. Шереметевой (1768), а также князя А. М. Черкасского и княгини М. Ю. Черкасской (оба — 1760-е). Заказов со стороны он уже не брал. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. и Ф. Л. В портрете художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народной среды.
Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И. Аргунов – сын). Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» -- рейсфедер -- и два циркуля. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши». Был управителем домов (фактически дворцов) П. Б.
Скоропадского. – время расцвета творчества Аргунова. В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства. Нельзя утверждать, что первыми учителями Ивана Аргунова были его двоюродные братья, Ф. С.
С ранней юности Иван Петрович Аргунов начал писать портреты русской аристократии. Портрет графини Толстой (. ) (1768 Киевский музей русского искусства) интересен тем, что наряду с портретами Хрипуновых, портретом графини А. П. Шереметевой-младшей с челноком в руках (вторая половина 1760-х Кусково) утверждает тему самоценности частной человеческой жизни.
Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА». Портрет происходит из собрания А. Н. Струговщикова (1808–1878) известного поэта и переводчика пушкинской поры. Шереметева, хотя был доверенным лицом своего «хозяина», профессионально управляя громадными владениями Шереметевых. Портреты графа П. Б. Шереметева (1760) и графини В. А. Шереметевой (1760-е оба — в Останкине) демонстрируют несколько иной подход в трактовке портретируемых, чем портреты Хрипуновых, отличаясь известной репрезентативностью. Однако его лучшей работой по праву считают загадочную «Неизвестную крестьянку в русском костюме» изображающий женщину, одетую в отвечающий всем этнографическим правилам костюм жительницы Московской губернии.
В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы.