Точнее, Иван Аргунов всю жизнь, писавший портреты высшей знати изобразил свой идеал женщины – чистой душой и телом крестьянки. Эта тихая дорогостоящая простота освещает лицо Неизвестной в русском костюме на картине Ивана Аргунова. К ранним портретам Аргунова относятся изображения князя Ивана Ивановича и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских.
К 1884 году (последнему периоду жизни) относится работа Ивана Аргунова, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Иван Петрович Аргунов (1729—1802, Москва)— русский живописец-портретист, находившийся в крепостной зависимости от графов Шереметевых. Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802, Москва) – русский живописец-портретист, находившийся в крепостной зависимости от графов Шереметевых. А художник Иван Аргунов в силу своего таланта смог открыть новую тему в русской живописи – крестьянскую тему.
Вся юность будущий художник должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Может вот таким образом галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. «Портрет калмычки Аннушки» (хранится в музее-усадьбе Кусково) приоткрывает перед нами любопытную страницу придворного быта середины восемнадцатого века.
А ведь выучки, как правило, не было никакой, писали «по образцам». Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века. Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция — определениепринадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. А ведьвыучки, какправило, небыло никакой, писали «пообразцам». П. И. Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И. И.
После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. В правой руке он держит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. Получила превосходное воспитание и образование. В 1827 году, когда Пушкин написал эти строки, «золотой век» Останкина, действительно, ушел в прошлое.
Долгое время считалось, чтоизображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Но почему черенок кисти изогнут. Шереметева невеста наставника великого князя графа Н. И. Значение Ивана Аргунова не ограничивается только его практикой в качестве портретиста. Вэто время живут и творят М. В. Ломоносов — «первый талант в России, ее честь», Н. Мы мало знаем о художнике и его жизни. Но вот что особенно замечательно.
Любовь была взаимной и страстной, но она не принесла счастья Паше Жемчуговой. Оно превращается в своего родасимвол, воплощающий идею власти, величия, богатства. В его работах отражаются традиции европейского портрета и русской иконописной манеры, что делает его произведения оригинальными и неповторимыми. Блестящиевоенные победы на суше и на море выдвинули Россию в ряд сильнейших мировыхдержав.
И. Новиков, А. Н. Радищев. П. Б. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки.
Эти портреты изображают людей Петровской эпохи. В них, по меткому замечанию О. С. Евангуловой и А. А. Карева, «ставший уже достоянием истории образ как бы оттиснут в красках, словно изображением на памятной медали». С ними художник делился всеми своими познаниями и умением. На смену старым версиям исследователей о модели (кормилица или женщина из высшего общества, одетая в народный костюм) появилась новая — о том, что на портрете изображена крепостная певица и актриса театра Шереметевых Анна Изумрудова-Буянова. Они расположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА».
«Художник изобразил Толстую так, как он ее действительно видел, — и вместе с нею отразил на холсте, словно в тусклом прадедовском зеркале, весь быт далекого века, помещичий старосветский быт Екатерининской России», — писал С. Маковский о портрете. Как выяснилось в ходе изучения произведений, портреты А. А. Лазаревой и И. Г. Сумбатова из Еревана не принадлежат кисти Ивана Аргунова. Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал.
Хозяин домапохвалялсятем, что «оно, правда, не оченьхорошо писано, да писали своикрепостныехудожники». Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. Селинова раскрыла загадку трех букв «ИПА» изображенных на полотне.
он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение – «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784) – первое такого рода в русском искусстве. Аргунов – сын). За плохую или не понравившуюся барину работу плетьми били, в подвалы бросали. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы.
В «Портрете неизвестного художника» («Автопортрете». ) и «Портрете неизвестной» (жены художника. ) (оба — в ГРМ) и, особенно, в портретах Хрипуновых (1757 Останкино) Иван Аргунов, по существу, выступает создателем нового для русской живописи типа изображения — интимного портрета. Человек с простым и умным, некрасивым лицом ему не идет пудреный голубоватый парик шейный платок намотан неумело в руке он держит не кисть, а рейсфедер или, как тогда говорилось, «рисовальное медное перо» (непременный атрибут живописцев той поры, когда считалось общепризнанным, что истинный художник должен прежде всего безупречно рисовать и чертить). Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П. Б. Долгое время считалось, что изображений Ивана Петровича Аргунова не сохранилось. Первой пробой пера для портретиста послужил конный портрет Б. П. Шереметева (1753 Кусково). Мода на калмычат была большой.
Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. Особенно хорош портрет княгини. Но разве мало мы могли бырассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. По приказанию императрицы Елизаветы Петровны, к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие, потерявшие голоса: А. П. Лосенко (бывший потом профессором и директором Академии художеств), К. И. Головачевский (инспектор Воспитательного училища Академии), И. С. Саблучок (Саблуков, Иван Семёнович. ) (академик).
Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. Парадный портретдолжен был ошеломлять, вызывать восторженное чувство. Оказывается, в XVIII веке художники делали кисти сами и черенок мог быть каким угодно, главное -- удобным, по руке. Это портреты графини В. А. Мода на калмычат была большой. Среди этих портретов можно выделить портрет В. П. Однако именно этажесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое ссеребряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придаетпортрету своеобразную хрупкую прелесть.
В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ – «Портрет Толстой». Лосенко, Головачевский, Саблуков, будущие академики живописи. Но, развивая в своем творчестве традиции петровского искусства, они, безусловно, оказали большое влияние на формирование художественного мировоззрения своего младшего родственника. Ему удалось в значительной мере преодолеть условностьи идеализацию ранних работ. Это свидетельствует об образованности супружеской четы.
На нем красновато-розовый, расшитый золотомбархатный кафтан. В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» – крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. Все четыре портрета раньше находились в парадной «наугольной» зале Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге, а с 1778 года, судя по архивным описям, — в парадной столовой дворца в Кускове, где висят и по сегодняшний день. Особенно хорош портрет княгини.
Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Сам заваливал его работой. Это один из самых проникновенных индивидуализированных портретов художника. Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской».
Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. Произведения периода 1750–1760-х годов начинают новый этап в творчестве Ивана Аргунова. «Являетсялитература, является язык, достойный говорящего о себе народа, являютсяписатели, которые остаются жить в памяти и мысли потомства, является народныйтеатр, журнал, в старой Москве основывается университет», в 1757 году создаетсяАкадемия трех знатнейших художеств. Портрет, созданный Аргуновым, замечателен отсутствием всякой идеализации и слезливойумиленности которые так режут глаз в крестьянских портретах той эпохи (например, «Лизынька и Дашенька» Д. Г. Левицкого, 1794 портрет торжковскойкрестьянки Христины В. Л. Боровиковского, 1795). Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. Портреточень красив по ярким, насыщенным цветовым сочетаниям.
Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему. В Москве он уже совсем не работает как художник. Не толькографы-благодетелиотмечали талантыАргунова, нои императрицы. Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. В картине собрата Жемчуговой по искусству и по судьбе (Н.
Созданию обобщенного, цельного образа способствует новая стилистика, связанная с распространением классицизма. На сегодняшний день из этих образов сохранились три композиции: «Иоанн Дамаскин» (1749), «Спаситель» и «Богоматерь» (оба — 1753. ), отличающиеся декоративностью и игривой легкостью рококо, что проявило себя в вытянутости пропорций, манерности жестов, грациозности фигур. Они расположенытак, что образуютмонограммуиз букв «ИПА». Ряд подобных произведений опубликован в каталоге выставки впервые: портреты Петра I и Екатерины I (Национальная галерея Армении) императрицы Екатерины II (Национальный музей в Варшаве), М. С. Шереметева (ГЭ), неизвестной (Львовская картинная галерея).
Рос и воспитывался будущий художник в семье своего дяди, Семена Михайловича Аргунова – дворецкого князей Черкасских, а впоследствии управителя графов Шереметевых. В правой руке ондержит предмет, который ошибочно принимали за инструмент скульптора. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Гроота создал иконы для церкви Екатерининского дворца в Царском Селе. Чем больше вглядываешься в произведения художника, тем сильнее желание увидеть его самого. Взгляд ее, обращенный назрителя, холоден и надменен.
Однакоэтот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов -- «служитель» графа П. Б. Стены и потолки парадных комнат затягивались холстом и расписывались краской на клею. В некоторых усадьбах были целые картинные галереи -- здесь можно было встретить копии с итальянских, голландских, французских картин и обязательно портреты всей семьи помещика. Всеми этими средствамихудожник создает образ идеального вельможи, аристократа. Не оказалось на месте ряда драгоценностей — справиться у Ивана, он все помнит, разыщет Как-то само собой получилось, что стал Иван Аргунов сначала управляющим петербургского дома Шереметевых на Миллионной, а потом управляющим всеми его московскими домами.
Даже и хорошего живописца, получившего имя и известность, не отличал барин от прочих слуг. После долгого изучения этот портрет стали считать автопортретом Ивана Аргунова. Портреты отличает также декоративная красочность идущая от народного искусства. Окончательно же искусствоведы убедились в том, что перед ними автопортретАргунова, когда Т. А. Никакой недоговоренности — «в этом дело чести, подвиг художника». Стены ипотолки парадныхкомнат затягивалисьхолстом ирасписывалиськраской наклею.
Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником. Аргунов вырос в семье своего дяди Семена Михайловича Аргунова. Это, безусловно, стимулировалорасцвет портретнойживописи врусском искусствеXVIII века. Портрет графини Толстой (. ) (1768 Киевский музей русского искусства) интересен тем, что наряду с портретами Хрипуновых, портретом графини А. П. Шереметевой-младшей с челноком в руках (вторая половина 1760-х Кусково) утверждает тему самоценности частной человеческой жизни.
Конечно же, расшифровканапрашиваетсясама: Иван ПетровичАргунов, замечательныйпортретист, энергичныйчеловек, самородныйталант. Этим портретам присущи небольшой размер, поясное изображение, скромная гамма тонов. Однако этот предмет напоминает и кисть измазанную черной краской. В «Портрете неизвестного художника» и «Портрете неизвестной» художник создает новый тип изображения — «интимный портрет». Рядом с человеком лежат карандаш, «медное рисовальное перо» -- рейсфедер -- и два циркуля. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIIIвека. В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором).
Колорит впроизведениях Аргунова играет существенную роль в раскрытии образа. Он стал управителем в доме П. Б. В залахрисоваласьиногда охота иногда резвящиесяамуры, в гостиной— ландшафты. Портретпредставляет собой типичное парадное изображение. Однако именноэта жесткостьв сочетаниис построеннымна оттенкаххолодных цветовколоритом (голубое ссеребрянымиузорами платье, пудреные волосы, горностаеваямантия) придаетпортрету своеобразнуюхрупкую прелесть. Шереметева.
Аргунов — выдающийся русский художник второй половины XVIII столетия. Несметные богатства князей Черкасских привлекали многих женихов, которые "искали руки княжны, как Язон золотой овцы, ради богатой шкуры". Аргунов не был великим художником.
Никаких препятствий Шереметев не чинил. И но оное его сиятельство доложил, что об этом не хотели утруждать еевеличество. В 1770 – 80-е rr.
В 1760-е годы Аргунов создает галерею портретов членов семьи Шереметевых. Таким образом, развеян миф об Иване Аргунове как первооткрывателе метода работы над посмертными портретами. Можно добавить, что молодой граф П. Б.
Неожиданное и своеобразное решение дает художник в портрете Толстой (1768). А. «Из тех нескольких сот художников, которые там работали, — рассказывал современник, — можно было насчитать не более четырех-пяти иностранцев, а остальные были не только чисто русские, но почти все люди графа Шереметева: если бы факт зтот не был констатирован, трудно было бы этому поверить». Укрупнённое изображение моделей в интимной обстановке создаёт особую близость героев зрителю.
Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Портреты Е. П. Стрешневой (1760 ГИМ), графа Николая Шереметева в детстве (рубежа 1750–1760-х и 1765) и калмычки Аннушки, воспитанницы Шереметевых (1767 все три — в Кускове) созданы художником с особой искренностью и теплотой. Особенно хорош портрет княгини. Аргунов принадлежал к талантливой семье художников и архитекторов.
Но разве мало мы могли бы рассказать о женщине, которая смотрит на нас спокойно и строго. Но вскоре и этой весьма относительной свободе художникаприходит конец. Ее обширный репертуар включал не только западноевропейские оперы, но и русские произведения: Анюта в «Несчастье от кареты» Я. Б. Княжнина, Пересуда в «Отъезде псовой охоты из Кускова» и Лиза в «Перевозчике Кусковском» В. П. Колычева и другие. И так было не только в XVIII веке, но и в первой половине XIX.
Кроме того, он по-прежнему незаменим во всех касающихся искусстваделах графа. В 1750 г. художникзавершаетпарадный «Портреткнязя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный кнему «Портреткнягини Е. А. Лобановой-Ростовской». Онирасположены так, что образуют монограмму из букв «ИПА».
Черкасского. А другая императрица Екатерина II, увидев свой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потом пожелала крепостному живописцу позировать. Вероятно изображена действительно женщина из простонародья, возможно кормилица, в этнографически точном наряде крестьянки Московской губернии (а не актриса в театральном «парадном» костюме, как считали некоторые исследователи). В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья». Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой.
А другая императрицаЕкатерина II, увидев свойпортрет, написанныйИваном Петровичем«наизусть», была приятноудивлена, говорила, что «в работеи идея хороша, также и в лицесходство есть», а потом пожелалакрепостномуживописцупозировать. Была любимицей родителей, по воспоминания современников была: «очаровательная женщина имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки, но черты лица были нехороши». Окончательноже искусствоведыубедились втом, что передними автопортретАргунова, когдаТ. Некая жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом придает портрету своеобразную хрупкую нежность.
Шереметева сначала в Петербурге, а позже в Москве. В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Зачастую неслыхивали нио законах композиции, ни о законахперспективы, света и светотени, а лишь догадываясьо них, по наитиюраспознаваясвойства ивзаимодействиякрасок. Портрет княгини потрясает. Иван Петрович был признанным художником, но в то же время – угнетенным рабом. Наряду с консервативными по композиционному и образному решению произведениями, в творчестве Аргунова появляются работы, которым присущи новаторские черты, в частности интерес к внутренней жизни модели.
Оба супруга изображены едва оторвавшимися от чтения, взгляд (внимательный, добрый Хрипуновой и испытывающий, умный её мужа) направлен на зрителя. Портреты графа П. Б. Шереметева (1760) и графини В. А. Шереметевой (1760-е оба — в Останкине) демонстрируют несколько иной подход в трактовке портретируемых, чем портреты Хрипуновых, отличаясь известной репрезентативностью. До сих пор аргуновскими работами считались портреты Л. Н. Лазарева и его жены А. А. Лазаревой (оба в Останкине), а также авторское повторение женского портрета, портреты М. Л. Лазарева, А. Л. Сумбатовой (А. В. Лазаревой. ) и И. Г. Сумбатова (все четыре — в Национальной картинной галерее Армении в Ереване). Вот таким образом и пригласи- ли из Европы в Россию архитекторов, живописцев, граверов, скульпторов, а способные к искусству русские молодые люди отдавались им в. В начале 1760-х годов коронационный портрет Екатерины II (ГРМ, 1762 г) пишет русский художник Иван Петрович Аргунов. А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы.
В его мастерской еще в 1753–1758 годах обучались трое «спавших с голоса» певцов придворной певческой капеллы: А. П. Лосенко, К. И. Головачевский и И. С. Саблуков, ставшие впоследствии преподавателями Академии. После долгогоизучения этотпортрет сталисчитать автопортретомИвана Аргунова. Панина. Пестрыйпояс, которымподпоясан еесарафан и дорогиесережки в ушах, вероятно, барскийподарок. Троюродная сестра императора Петра II. На автопортрете сына (во всяком случае, считается, что это его автопортрет) перед нами молодой человек, одетый в черное нет никакого парика — красивые волосы растрепаны человек этот слабого сложения, совершенно лишенный силы отца, скорее мечтатель, чем деятель, скорее робкий, чем волевой, с более тонкой, чем у отца, душевной организацией, более нервный, более восприимчивый — достаточно увидеть большие темные глаза, в которых беглые лукавые искры, кажется, гаснут в озерах сосредоточенной печали8230 По правде сказать, человеческий тип Николая Аргунова кажется нам более близким да и более интересным сегодня. Смотришь теперьэти безымянныев большинствеслучаев полотнаи удивляешьсямастерскойработе.
Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Вскорехудожник создает парный к этому портрет жены Лобанова-Ростовского ЕкатериныАлександровны (1754). Занимается хозяйственными делами. В ранних произведениях, созданных под влиянием Гроота (портреты И. И. и Е. И. Лобановых-Ростовских (1750 и 1754), еще чувствуется некоторая застылость и скованность поз, присущие искусству парсуны.
Портрет происходит из собрания А. Н. Струговщикова (1808–1878) известного поэта и переводчика пушкинской поры. Позднее, в 1760-е годы, Иван Аргунов исполнил целую серию из четырех портретов с изображением фельдмаршала Б. П. Шереметева и графини А. П. Шереметевой (1768), а также князя А. М. Черкасского и княгини М. Ю. Черкасской (оба — 1760-е). И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию. Уже в ранних произведениях 1750-х годов («Портрет графа П. Б. Шереметева с собакой», 1753 ГЭ) ощущается грамотное владение довольно обширным арсеналом средств европейского искусства. Без сомнения, самыми ответственными заказами были изображения владельцев художника.
Это крепостная крестьянка, по-видимому, жившая в барском доме в качестве кормилицы. А другая императрица Екатерина II, увидевсвой портрет, написанный Иваном Петровичем «наизусть», была приятно удивлена, говорила, что «в работе и идея хороша, также и в лице сходство есть», а потомпожелала крепостному живописцу позировать. «Портрет фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах», долгое время считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, уже несколько лет назад атрибутирован кисти П. Г. Красовского и датирован 1748 годом. Заказов со стороны он уже не брал. Рядом счеловеком лежаткарандаш, «медноерисовальноеперо» — рейсфедер— и два циркуля. Но именно в это время появляется его 1 из самых известных произведений.
Большое место среди работ Ивана Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты. Его дядя был дворецким князей Черкасских, а позднее управляющим в доме графов Шереметевых. И еевеличество изволило сказать — для чего-де не сказали, мне-де самой надобносидеть. И так было нетолько в XVIII веке, но и в первой половине XIX.
Удивительно реалистически показано ееодутловатое, глуповатое лицо. Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками. Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок. Являясь своеобразным «придворным» портретистом Шереметевых, Иван Аргунов написал еще одну серию семейных портретов дворян Лазаревых — армян, переселившихся в Россию и много сделавших для распространения просвещения среди армянского народа и приобщения его к русской культуре.
Селинова выполнила новую атрибуцию (атрибуция -- определение принадлежности неподписанного произведения какому-либо автору, школе, стране, времени) «Портрета неизвестного скульптора», который хранится в Государственном Русском музее. Последние известные произведения Аргунова датируются второй половиной 1780-х. Кроме того, остатки подписи открывают имя второго исполнителя портрета — Иванова (что является единственным известным нам случаем в изучении наследия Ивана Аргунова), а особенности моделировки лица персонажа убеждают в том, что это копия с оригинала П. Ротари. Шереметеву «Миллионным домом». И далее: «Его задача — выявить в человеке имперсональное благородство8230 раскрывать в человеке его моральную чистоту». Юность художника и юность модели удивительно поэтичны в этом портрете.
Художник пишет удивительно нежный, мягкий образ калмычки Аннушки. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова. Дворянство, освобожденноеуказом «О вольностидворянской»от обязательнойслужбы, ретивозанялось устроениемприобретенныхи наследственныхсвоих поместий. Княгиня Екатерина Александровна Лобанова-Ростовская, урождённая Куракина – племянница графов Никиты и Петра Паниных, сестра статс-дамы Н. А. Репниной родная тётка князей Александра и Алексея Куракиных. Не только графы-благодетели отмечали таланты Аргунова, но и императрицы.
Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) – живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. Художник одним из первых в русском искусстве обратился к типу «жанрового» портрета, представляя модель «за занятием» или в окружении атрибутов профессионального труда (портреты четы Хрипуновых (1757), калмычки Аннушки (1767), «Автопортрет» (1760-е) исторического портрета (изображения Б. П. и А. В. Шереметевых (оба — 1768), Б. П. Шереметева в латах, А. М. и М. Ю. Черкасских (все — 1760-е). Шереметева в Петербурге, пеотом в г. Москве.
Изглубины темно-оливкового фона возникает перед нами фигура молодого человека. Зачастую не слыхивали ни о законах композиции, ни о законах перспективы, света и светотени, а лишь догадываясь о них, по наитию распознавая свойства и взаимодействия красок. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Особенно хорошпортрет княгини. Одним изнаиболее талантливых среди них был Аргунов — «служитель» графа П. Б. Селиновавыполнила новуюатрибуцию (атрибуция —определениепринадлежностинеподписанногопроизведениякакому-либоавтору, школе, стране, времени)«Портретанеизвестногоскульптора», который хранитсяв ГосударственномРусском музее. Под руководством своего учителя Г. -Х.
Скоропадского. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» отобязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственныхсвоих поместий. «Портрет неизвестного в красном кафтане» (Новгородский государственный объединенный музей-заповедник), первоначально считавшийся работой Ивана Аргунова 1760-х годов, пройдя экспертизу в ГТГ, получил не только подтверждение авторства художника, но и новую дату, обнаруженную в авторской подписи, ранее не прочитанной, — 1779. Рядом с человеком лежаткарандаш, «медное рисовальное перо» — рейсфедер — и два циркуля. Мода тех лет требовала непременного участия живописца в убранстве дома.
– время расцвета творчества Аргунова. и Ф. Л. Боже благослови путь ваш и дай боже в радости тебявидеть. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник – художником.
Подобным же обаянием отличается и «Портрет неизвестной» (1760 ГЭ). В 1766 году написан портрет дочери Шереметева Варвары Петровны. Хозяин дома похвалялся тем, что «оно, правда, не очень хорошо писано, да писали свои крепостные художники». В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства. Особенно хорош портрет княгини. Она часто выступала в спектаклях вместе с Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой.
Супругипредставлены в домашней обстановке за чтением. К позднему периоду творчества Ивана Аргунова относится одно из самых поэтичных и совершенных созданий художника — «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784 ГТГ). Мягкие жемчужно-серые и розоватые краски портрета сведены кизысканной гамме. Краскимерцают и искрятся, они радуют глаз. Она была крепостной, танцовщицей останкинского театра, устроенного Шереметевым в основном ради прославления таланта тоже крепостной, его возлюбленной, а позднее — жены Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой), которую Аргунов тоже писал и не раз.
Очевидно, он и в деле преподавания, как и в остальном, был исключительнотерпелив, настойчив, добросовестен, так как пройдя обучение в его мастерской, ученики были зачислены в Академию художеств «подместерьями», а вскоре —назначены «адъюнктами», то есть ассистентами профессоров. Аргуновы, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (roлубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
Основные произведения художника 1770-х годов — портретыконтр-адмирала С. К. Грейга (первая половина 1770-х годов), Б. В. Шереметева (1775), П. В. Шереметева (1770-е), Е. А. Мельгуновой (1777). Девочка держит развёрнутую на зрителя гравюру с изображением её недавно скончавшейся хозяйки Варвары Алексеевны. Смотришь теперь эти безымянные в большинстве случаев полотна и удивляешься мастерской работе.
Портрет Прасковьи Ивановны Ковалевой-Шереметевой, по сцене Жемчуговой (1768—1803 гг. ), написанный Николаем Ивановичем Аргуновым (1771—умер после 1829 г. ), относится к тем произведениям искусства, несовершенство которых, отступление от канона, только подчеркивает их притягательную силу. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – художник, Яков – художник и график). В залах рисовалась иногда охота иногда резвящиеся амуры, в гостиной -- ландшафты. Аргунов, помимо живописного имел и педагогический талант. Нельзя утверждать, что первыми учителями Ивана Аргунова были его двоюродные братья, Ф. С.
Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Ftes galantes): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств индустрии моды и развлечений. Благоразумные люди находили, что, "если она желает иметь супруга, ей нужно сделаться более ручной" и та же княжна Мария Кантемир выражала желание, чтобы "зверь сделался ручным и обратил внимание на свой возраст". Графиня Анна Петровна Шереметева – фрейлина, дочь П. Б. Но совсем недавно искусствовед Т. А.
Крепостной графа Шереметева. Аргуновы состояли на службе у графов Шереметевых. С конца 1780-х годов Иван Аргунов практически отошел от художественной деятельности. Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет. 1760-е гг. Он выдержан в красноватых тонах: красный мундир, красное одутловатое лицо, колючие умные глаза8230 Мы не узнаем великого поэта (его Аргунов не почувствовал или не сумел передать) мы видим перед собой царедворца — ловкого, холодного, много повидавшего на своем веку.
А ведь уже в 1750-е гг. Таким образом, задуманный как парадное изображение, портрет приобретает бытовые черты. Но почему череноккисти изогнут. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Аргунов неоднократно исполнял портреты Шереметевых.
Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. В русле рокайльной живописи решена и единственная историческая картина Иван Аргунова «Умирающая Клеопатра» (1750 ГТГ), в которой трагический сюжет претворен в легкое и изящное произведение. Шереметеву «Миллионным домом». Подобная практика существовала гораздо раньше и также в среде крепостных мастеров (П. Г. Красовский был крепостным живописцем князей Черкасских, позднее, вероятно, — графов Шереметевых).