Итальянский художник Караваджо написал несколько картин, которые можно отнести к натюрмортам.
П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. в области Н. работают А. М. Герасимов, П. В. Кузнецов. Итальянский натюрморт XVII века (М.
Реализм, острота наблюдения натуры, в подобных произведениях не идет обычно дальше создания «портрета» любимой охотничьей собаки короля. Ван Гог, П. Гоген и особенно П. Сезанн, чья концепция натюрморта оказала влияние на развитие этого жанра в XX веке) и символизма (группа «Наби», О. Редон и др. ) у последних натюрморт зачастую возвращает себе символическое значение. Превосходные натюрморты написаны также Кастильоне, Гвидобоно и Вассало. Специалистами в жанре натюрморта в XIX веке были француз А. Фантен-Латур (изящный цветочный натюрморт) и американец У. Харнет. Возвращение к предельной достоверности живописи в движении фотореализма, зародившемся в Европе и США в конце 1960-х, породило множество первоклассных, но анахронистских для эпохи культурной революции и молодёжного бунта вещей (не даром сами фотореалисты так часто вспоминают Золотой век голландской живописи).
1908. Интерес к бытовому характеру вещей интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском Н. Для него характерны внимание к живописной разработке световой среды, к разнообразию фактуры различных материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя — от изысканно скромного колорита «монохромных завтраков» В. Хеды и П. Класа до напряженно-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа («десерты»). Натюрморты, отражающие явления повседневной жизни, встречались в древнегреческой вазописи. В 17 в. развивается также немецкий (Г. Расцвет натюрморта в конце XIX века связан с деятельностью мастеров импрессионизма (К. Ф. Депорт и Ж. Б. Удри) лишь изредка появляются образцы бытового Н. Но в 18 в. во Франции работает один из самых значительных мастеров Н. — Ж. Б. С.
Отголоски этой традиции ощутимы в раннехристианских и ранневизантийских мозаиках с их правдоподобными натюрмортными мотивами в религиозных композициях. (М. Stilleben, англ.
6650, 5см Кувшин, бокал и книга. stilleven, нем. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует».
Создателем фламандского натюрморта стал Ф. Снейдерс, сумевший привнести в этот жанр пафос жизнеутверждения, свойственный фламандскому искусству в целом (большой формат холста, динамичные композиции, разнообразие фактур предметов, сочный колорит и т. д. ). Лазарев (устно) определил как работу флорентийской школы XVIII века. Он исходит в своей концепции натюрморта из типа «накрытого стола». Самый известный тип голландского натюрморта – «завтраки» – возник в Харлеме (П.
Часто встречающимся мотивом здесь была стеклянная ваза с фруктами. В XVI веке появились ботанические книги с научными иллюстрациями и связанные с ними натурные штудии растений (Леонардо да Винчи, А. Дюрер). Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). Д. де Хем), «битая дичь» (Я. stilleven, нем.
Холст, масло 11588см Бидон и миски, 1908. Серьезное обучение Дэвида началось в Такоме, в Тихоокеанском лютеранском университете, после окончания университета, художник тесно общался в кругах американских художников и довольно много времени посвятил самообразованию, в том числе, мастер-классам индивидуальным занятиям с мастеровитыми художниками и т. д. – Лучшими мастерами в данной области, кроме Рекко, Черквоцци и Баскениса, являются: караваджист Pietro Paolo Bonzi, прозванный "il Gobbo de Caracci" (1580-около 1640 г. ), специалист по живописи цветов Mario Nuzi "dei Fiori", родом из Абруцц (1603-1673 гг) неаполитанцы – разносторонний Andrea Belvedere (от итальянского belvedere – буквально «прекрасный вид») (1642-1732 гг. ), Paolo Pоrpora (умер в 1685 г. ), Giovanni Battista Ruoppolo (середина XVII в. ), Tomaso Realfonso (начало XVIII в., сотрудник Солимены), Baldassaro del Cervo (охотничьи атрибуты), Onoftio Lotta или Nufrio Lotta (специальностью его был виноград), Cajetano Cusati, Fancino dеlla Cuorta (умер в 1723 г. специалист по овощам) кремонец, младший брат Джулио Кампи – Vincenzo (умер в 1591 г. ), писавший натюрморты во вкусе Беклара и др.
Этот жанр становится принципиальным для его творческой концепции, оказавшей большое влияние на развитие Н. (как и живописи в целом) в искусстве 20 в. С начала 20 в. Н. является своего рода творческой лабораторией живописи. Снейдерс, Я. Фейт).
Отдалёнными предшественниками натюрморта можно считать изображения даров в ритуальных шествиях на стенах древневосточных (ассирийских, персидских) и критских дворцов. Специальная организация мотива (так называемая постановка) — один из основных компонентов образной системы жанра Н. Кроме неодушевлённых предметов (например, предметов домашнего обихода), в Н. изображают объекты живой природы изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь, — рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Венике, М. Хондекутер), аллегорический Н. «vanitas» («суета сует») и др. Гойя, Э. Делакруа) создают Н. настроения, передавая в них сильное эмоциональное впечатление. Самое раннее в истории описание натюрморта – «обманки» сохранилось у Плиния Старшего, рассказывающего о художнике Зевксисе, который первым столь искусно изобразил виноград, что птицы, приняв его за настоящий, слетались клевать его.
П. Немчинов – активный участник московских, всероссийских и международных выставок. 9172, 5см все— Государственный Эрмитаж) а уже через 3-5 лет— в серьёзном и убедительном рывке в направлении «неведомых континентов»— в фр. синтетической стадии кубизма Жоржа Брака (1882—1963) и того же Пикассо, особенно в серии изготовленных из картона и дерева трёхмерных формах23. Самым значительным мастером натюрморта в XVIII веке был французский художник Ж. Б. С.
Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». Излюбленные темы мастеров итальянского Н. (П. Важнее выразительные начала живописи.
Рекко, Дж. Историю Н. как жанра станковой живописи и в частности его типа «trompeloeil» («обманка»), открывает «Натюрморт» итальянского художника Якопо де Барбари (1504), в котором главное внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов.
Основатель галереи живописи «АртВход», состоит в Региональной Общественной организации «Арбатские художники». 1914. Караваджо, как бы снизив, приземлив «высокие» жанры, поставил их на один с натюрмортом уровень. Художник отбрасывает умозрительность пространства, переключая внимание зрителя от глубинного погружения в построенную художником «сценическую коробку» на осознание им своего собственного окружения (будь то городская улица или залы галереи). ван Стрек), в демократичном Роттердаме – «кухонный» натюрморт.
natura morta, буквально — мёртвая природа голл.
в Японии). В конце XX – начале XXI веков натюрморт вышел за границы жанра изобразительного искусства: расширился круг его техник (фотография, мультимедиа), формы представления (инсталляции и др. ), методы, доступные художникам (включение зрителя в работу) и т. д. Американский художник Дэвид Грей представитель современного искусства, ему 45 лет. Реалистичные композиции из бытовых предметов, написанные с использованием перспективы, есть в древнеримской настенной живописи и напольных мозаиках (Помпеи, Геркуланум, виллы Боскореале). Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис, Ф. Леже и др. ) – соотношения формы предмета и окружающего его пространства (при этом использовались не только двухмерные, но и объёмно-пространственные композиции).
Поборник реализма Г. Курбе превратил натюрморт-штудию в самоценное произведение. Клас, В. К. Хеда). Ad. Галерея Нэнси Хоффман, Нью-Йорк). Голландский вариант термина «Н» — «stilleven» (первоначальный смысл — «неподвижная модель») — возник только в конце 17 в., объединив все эти разновидности.
Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе— «тихая, неподвижная жизнь». Более скромные натюрморты выполнял Я. Фейт. Мастера семьи Рекко широко известны приверженностью к рыбным натюрмортам. Ю. И. Пименовым.
С. Петров-Водкин) и попытки осязаемо обрести отвергнутую беспредметниками вещь через эксперименты в области фактуры (Д. Итальянский натюрморт был преимущественно растительным. 244244 см). ван Бейерен), в университетском Лейдене – «учёный» натюрморт типа «vanitas» (Ю.
Единицы из гиперреалистов сохранили историческую ценность через 30-40 лет и среди них одна из первых, заявивших о себе в этом новом течении, выпускница Йельского и Нью-Йоркского университетов, англ. Одри Флэк, р. 1931 (См: В память о Мэрилин (Vanitas)7 1977. В 40—50-е гг. Караваджо был первым из великих мастеров, который обратился к жанру чистого натюрморта и создал монументальный, пластический образ «мертвой натуры».
Член Творческого Союза Художников России, Профессионального союза художников России. Работала на родине в Неаполе, при дворе испанского короля в Мадриде, (после 1695 года), где состояла в свите графини ди Сан Стефано. 8165см Ваза с фруктами, 1909. Вариант реалистического, социально значимого натюрморта представлен в творчестве Р. Гуттузо (Италия), Д. Риверы, Д. Сикейроса (оба – Мексика).
Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию— либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо— в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Работал в Неаполе, Милане, Мадриде. Зафиксировано пребывание Джузеппе Рекко в Милане в 1654 году.
музей Безансон, Музей изящных искусств). Наибольшее разнообразие форм натюрморт обрёл в голландском искусстве XVII века. nature morte итал.
Наиболее радикальный слом эстетической традиции в первые годы XX века был предпринят, наряду с фовистами и экспрессионистами, молодым Пабло Пикассо (1881—1973) в его смелых опытах по обобщению форм в до-кубистической «творческой кухне» (Натюрморт с мёртвой головой, 1907. Его предмет обладает всеми материальными качествами, какие подметил уже Веласкес. Джузеппе (Recco, Giuseppe) 1634, Неаполь – 1695, Аликанте (Испания) – мастер неаполитанской школы XVII в. Возможно, учился у натюрмортистов Э. Баскениса и П. Порпоры. Первым станковым натюрмортом- «обманкой» в европейском искусстве стала «Куропатка со стрелой и железными перчатками» Якопо деи Барбари (1504 год, Старая пинакотека, Мюнхен).
Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байи). Холст, масло 6249. 5см. ), в контр-рельефах пути нового искусства. Итальянцы имели свои пристрастия и в выборе объекта натюрморта.
Обращался к теме натюрморта великий художник Испании Веласкес. Зритель, подобно Гулливеру в Бробдингнеге (Стране Великанов), не разгуливает по залам галереи, а перенесён сквозь воображаемую четвёртую стену, — или, скорее, стекло, — внутрь натюрмортной постановки и волен обходить и разглядывать предъявленные ему «кувшины» и «драпировки» со всех сторон. Самостоятельное значение Н. -этюда возрастает на рубеже 19 и 20 вв. Проблемы (или же мотивы) Н. привлекают и мастеров более поздних течений — от художников, в разной мере сочетающих ориентацию на классическое наследие с новыми открытиями в живописи (Пикассо во Франции, А. Канольдт в Германии, Дж. Дюпорт, Ж. Б. Удри), а также «обманки» (французский trompe-lil Г. Гресли, П. Соваж, Л. Л. Буальи). Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др. ).
В середине 18 в. возник термин «nature morte», который отразил пренебрежительное отношение к Н. со стороны академических кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была «живая натура» (исторический жанр, портрет и др. ). Арчимбольдо). Крупными представителями немецкого натюрморта были К. Паудис, Г. Флегель.
Декоративность, сочность красок, широта техники работ Петра Немчинова относит зрителя к творчеству русской художественной группы «Бубновый валет». Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. Холст, масло.
В изобразительном искусстве Италии к концу XVII в. появился особый тип композиций с видами рыбных уловов. Экспонаты коллекций экзотических растений, насекомых, минералов и различных «диковинок» в кунсткамерах при дворах европейских правителей (коллекция императора Рудольфа II Габсбурга) служили моделями для живописцев, работы которых тяготели либо к научномудокументализму (Х. Во Франции мастера фовизма (А. Результатом стали множество картин в очень приятной технике. Босхарт Старший, Р. Саверей, Б. ван дер Аст, Я. Д. де Хем), «охотничьи» натюрморты (Я. Уорхол, Р. Лихтенстайн).
Моранди в Италии), до представителей сюрреализма и «поп-арта», чьи произведения в целом выходят за рамки исторически сложившегося жанра Н. Реалистические традиции Н. (нередко с подчёркнутой социальной тенденцией) в 20 в. представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии. Изображения вещей (часто обыденных) в испанском Н. отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта (Х. Училась в Ломбардии вместе с другим известным мастером натюрморта Эваристо Баскенисом. Великие географические открытия, а также увлечение европейцев садоводством (разведение цитрусовых семейством Медичи, тюльпанов в Нидерландах и т. п. ) способствовали развитию интереса к миру природы.
Картон, масло. Э. Мане, опиравшийся изначально на произведения Ж. Б. С. Рождение Н. как самостоятельного жанра граничит с общим становлением европейского искусства нового времени, выделением станковой живописи и формированием разветвленной системы жанров. Родился в 1968 г. в Москве. В конце XVIII – начале XIX веков во французском языке закрепился термин «nature morte» (употребляемый ещё Д. Дидро в «Салонах»), который подчёркивал низкий статус натюрморта в академической иерархии жанров.
Жил и работал в Испании, умер в Аликанте. Именно в эти годы создается декоративный французский охотничий натюрморт. Проучившись довольно долго, он выбрал классический стиль живописи, вне модных течений. Специфика жанра определяет повышенное внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям объёмов, фактуре поверхности проблемам изображения.
Шардена, стал родоначальником импрессионистического натюрморта. реальную действительность. Новый мощный толчок развитию натюрморта в Италии дал Караваджо. Моранди в Италии, П. Пикассо во Франции, А. Канольдт в Германии).
К подобным произведениям Караваджо принадлежит картина «Лютнист», где образ юного музыканта обретает особую свежесть, поэтичность и подкупающую правдивость предметного мира. В искусстве после 1945 года, происходит тотальное вытеснение иллюзий: представленный художником предмет (если речь идёт о репрезентативном искусстве), чаще всего есть то, что он есть, не более. брата знаменитого авантюриста, ученика Гварди и Симонини). Расцвет русского Н. приходится на начало 20 в. К его лучшим образцам относятся: импрессионистические по своим истокам, но по-разному обогащенные новыми художественными веяниями работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря, М. Ф. Ларионова тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников «Мира искусства» (А.
Сюжетно-бытовой Н. разрабатывается с 30-х гг. Холст, акрил 102, 8103. 5см. живописцев круга «Голубой розы» яркие, пластичные Н. мастеров «Бубнового валета» (П. Эдди, Р. Гоингс). Бейерен), «цветы и фрукты» (Я.
Первоклассные классические натюрморты и нежные портреты, где люди часто изображены со спины Скачать более ста картин Дэвида Грея можно по этой ссылке. 1908.
«Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. эпохи (Ф. Дальнейшее развитие русском Н. носит эпизодический характер.
Б. Моннуайе и его школа), охотничьим Н. (А. У каждого живописца свое ведение мира. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши. Интересный взгляд на физическое устройство наружной рекламы, предстающей в лучах яркого солнца подобно каллиграфическому узору, даёт англ. Роберт Коттинхэм, р. 1935: Roxy, 1972 (холст, масло 199, 5199. 5 см). жанров и став полем для художественных экспериментов. Ему, как и Казимиру Малевичу (Алогизм: Корова и скрипка, 1913.
Особенно близка московской картине одна из двух парных работ, находящихся в коллекции Молинари Праделли в Марано ди Кастеназо (Болонья), почти совпадающая с ней размерами (х., м. 77 х 115, 5 Porzio, Zeri 1989, ill. В этой же группе можно упомянуть анималистов генуэзцев Sinibaldo Scorza (1589-1631 гг. ) и Giov.
Влиянием нидерландского натюрморта отмечены первые подобные полотна во Франции, примером является загадочный «Натюрморт с шахматной доской» Любена Божена. В Утрехте и Амстердаме, где более всего сохранялась католическая пышность, были разработаны тип натюрморта «цветы и фрукты» (А. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др. ). Карраччи и др.
Декоративные мотивы-эмблемы в декоре римских вилл имели аллегорическое значение: снедь и цветы олицетворяли гостеприимство хозяев и времена года череп – бренность жизни (иногда он сопровождался надписью «Omnia mors aequat» – «Смерть всё уравнивает»). В одних натюрмортах преобладает реальность, для других мастерство. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов).
Натюрморт (франц. Stilleben, англ. Моне, О. Ренуар и др. ), решавших в этом жанре проблемы освещения, постимпрессионизма (В.
Предметный мир как бы увиден Веласкесом глазами простых людей, трудового народа, героя его бодегонес. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Становление итальянского Н. в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлекшими обращение художников к простым, «низким» мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских натюрмортистов. Дерево, масло 48, 825. 8см. П. Штеренберг, Н. И. Альтман) и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия плодов земных, снеди, утвари (Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др. ) и поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В.
Рядом с Н. цветов (Ж. Наряду с голландскими художниками, признанными мастерами натюрмортной живописи, разработавшими даже специальный тип «кухонного» натюрморта, к этому жанру обращались мастера и других художественных школ XVII века Среди итальянских художников лидерство принадлежало членам семьи Рекко, работавшим в солнечном Неаполе, где дары моря издавна составляют главное блюдо жителей города. Авторство Якопо да Эмполи было установлено Малицкой (Малицкая 1960). Натюрморты- «обманки» широко используются в ренессансных интарсиях, которыми украшались створки шкафов, кассоне, сиденья церковных хоров, стены кабинетов. Ряд художников, ещё с военного времени включившихся в бурный протест против безумия европейских правительств, решались на всё более радикальные разрывы с традицией (Дадаизм, Баухаус, Неопластицизм).
В основе натюрморта фовизма (А. Противопоставившие себя классицизму художники романтич. still life, буквально —тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. как натюрмортисты выступают А. Ю. Никич, В. Ф. Стожаров.
Хофман), либо к причудливым анаморфозам (Дж. В 60—70-е гг. Холст, масло. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена).
В XVII веке натюрморт окончательно потерял связь с религиозной и аллегорической живописью. Отклонив кубистические поиски, лидер дадаизма М. Дюшан в качестве натюрморта использовал т. н. реди-мейд, вырванный из контекста и сопровождаемый абсурдными надписями («Фонтан», «Почему не чихает Розе Селави. »). В 20—30-х гг. Отчасти с жанром Н. сопоставимы произведения так называемого жанра «цветы и птицы», а также отдельные изображения фруктов (Цуй Бо, 2-я половина 11 в., Му-ци, 13 в. — в Китае Огата Корин, 2-я половина 17 — начало 18 вв.
Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др. ). Cassana (1658-1720 гг.
Флегель, К. Паудис) и французский (Л. vanitas). Холст, масло 5546см Букет цветов в сером кувшине.
Произведения Джакомо Рекко представлены в Неаполе (Каподимонте) и в частных итальянских и зарубежных собраниях работы Джузеппе находятся в Неаполе (Каподимонте и музей Сан-Мартино) и в публичных и частных собраниях во многих странах (Флоренция, Палаццо Питти Рим, Палаццо Монтечиторио Мадрид, Прадо НьюЙорк, музей Метрополитен Варшава, Нац. Его некоторый подъём в 1-й половине 19 в. (Ф. В жанровых произведениях нидерландцев П. Артсена и И. Бейкелара, Я. Брейгеля «Бархатного» итальянцев В. Кампи, бр. 610), но снабженная подписью и датой: addi 22 di luglio 1625 Jacopo da.
Веникс и М. Хондекутер), в Гааге с её морскими промыслами – «рыбный» натюрморт (А. 1972. Термин «застывшая жизнь» (голл. На фоне рутинного салонного Н. 2-й половины 19 в. выделяются, в общем, традиционные работы француза А. Фантен-Латура и американца У. Харнета, своеобразно возродившего тип «trompeloeil».
В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок». Окончательную самостоятельность натюрморт как жанр обрёл в искусстве XVII века. Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. Голландский Н. отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме «завтраков» и «десертов», «рыбы» (А.
Появление автономного натюрморта в Италии граничит с реформами Караваджо и его обращением к «низким» мотивам: его «Корзина с фруктами» (1598-1601 годы, Пинакотека Амброзиана, Милан) является одним из первых примеров чистого натюрморта. Он стал одним из ярких явлений в развитии итальянского натюрмортного жанра. Поступила как произведение неизвестного голландского мастера XVII века. В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины.
Новым является стремление Веласкеса конкретизировать световоздушную среду, в которой «живут» его предметы. Фламандский Н. (главным образом «рынки», «лавки», «цветы и фрукты») выделяется размахом композиций: они многосоставны, величественны и динамичны это — гимны плодородию и изобилию (Ф. В русском искусстве Н. появился в 18 в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир («обманки» Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др. ). Кампидольо, Дж.