Творчество Караваджо оказало значительное влияние не только на многих итальянских художников XVII века, но и на ведущих западноевропейских мастеров – Питера Пауля Рубенса, Диего Веласкеса, Хосе де Риберу, а также породило новое направление в искусстве – караваджизм. Микеланджело да Караваджо – великий итальянский художник. Знаменитый итальянский художник, Микеланджело Меризи да Караваджо (итал. Микеланджело да Караваджо (итал. Michelangelo Merisi de Caravaggio настоящее имя Микеланджело Меризи Караваджо 28 сентября 1573 Милан— 18 июля 1610 Гроссето, Тоскана)— итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII в., один из крупнейших мастеров барокко. Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин.
Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Савольдо, А. Моретто, Дж.
Екатерина» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Юдифь» (Рим, Нац. Один подтягивает струны лютни, скрипач внимательно вглядывается в ноты, третий с рожком – Караваджо, это своеобразный автопортрет. Первые творческие шаги в Риме давались ему с трудом: создавая непритязательные произведения коммерческого характера, он начинает писать и картины «для себя». Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика.
Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе – в Национальном музее, Мессина). «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба». Задачу искусства художник видел в том, чтобы «хорошо подражать предметам природы»: он либо создавал жанровые картины, посвященные людям из народа («Гадалка», «Юноша с лютней», ок.
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю. Он жил в пустыне, прикрывая наготу шкурами животных, ел сушеные акриды и дикий мед.
Свет, а не человек определяет теперь физические и моральные рамки пространства изображения в области изобразительных искусств это соответствует отказу Джордано Бруно и позже Галилея от антропоцентристской концепции мира. папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. В 1594 году Караваджо переехал во дворец своего покровителя кардинала дель Монте, где работал около пяти лет. После ссоры со знатной особой был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию. Он поссорился с могущественным вельможей и бежал из тюрьмы в Сицилию. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим.
Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Манера письма живописца узнаваема по непревзойденному мастерству изображения обнаженных юношей, ярко очерченных светом.
Он выполнял заказы на весьма престижные работы. «Обращение Савла» или «Павел на пути в Дамаск» (1601 г. ) – картина иллюстрирует библейскую историю о начале служения Богу Апостола Павла, бывшего Савла. В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. 1600), «Мученичество святого Матфея» (ок. Этот «люминизм», культурные истоки которого следует искать в живописи европейского маньеризма, лишен у Караваджо интеллектуальности последнего и приобретает антигуманистический пафос.
Действие самой значительной композиции евангельского цикла капеллы Контарелли — «Призвание апостола Матфея» — происходит в темном помещении, куда неожиданно вторгаются Христос и Святой Петр, освещенные сильным потоком света, так называемым «погребным светом» Караваджо. Драматический сюжет положения во гроб тела Спасителя написан художником в белых, красных и синих тонах, напряженное противостояние которых умножает эффект от игры света и тени. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Тема написанного для кардинала дель Монте полотна «Концерт» с изображением четырех молодых людей с музыкальными инструментами была характерна для северо-итальянской живописи. Уже ранние, созданные в Риме произведения с изображением полуфигур — Вакх (1596—1597, Флоренция, Галерея Уффици), Юноша с корзиной фруктов (ок.
Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). В этих работах так же, как и в написанных чуть позже («Отдых на пути в Египет», «Магдалина» и «Апостол Матфей» — картина, отвергнутая церковью за нарушение «правил благопристойности»), Караваджо противопоставил идеализации и «высоким жанрам» маньеризма правду реализма.
Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Точной причины драки так никто и не узнал.
После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Караваджо Микеланджело (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) итальянский художник. Третья картина— «Св. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок.
Во второй картине этого цикла— «Мученичество св. Учился в Милане (с 1584). Сложный жизненный путь, полный невзгод и разочарований прошел этот художник. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр).
Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». В 1608—1609 годах — колесил по Сицилии и Южной Италии, был ранен в 1609 году в Неаполе. А великан Голиаф (ростом 2, 5 метра) произносил ругательства и проклятья в адрес израильтян. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность.
Каждое произведение Караваджо – это живой фрагмент реальности изображённый с максимальной достоверностью и глубоко пережитый художником, который пытается осмыслить события христианской истории, понять их побудительные причины и претворить свои размышления в пластические формы, подчиняющиеся законам образной драматургии. Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. Для этого сюжета, возможно, был исполнен натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Пинакотека Амброзиана), поражающий энергией чистых красочных тонов. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение.
Каталог произведений Караваджо пополнился за последние годы новыми картинами – оригиналами известными прежде только по копиям или произведениями, которые до недавнего времени считались копиями и подлинность которых была подтверждена («Магдалина», Неаполь, собрание Клейна «Распятие апостола Андрея», Кливленд, музей «Марфа и Мария-Магдалина», Детройт, Институт искусств «Коронование тернием» (прежде – Флоренция, собрание Чеккони, ныне – Прато, Касса ди Риспанни э Депозити). Каждый образ передан с небывалой остротой восприятия натуры и цветовой энергией. Боргезе). Вот таким образом Вакх на другой картине будет изображен как мальчик-слуга из таверны, голодный и болезненный («Больной Вакх», Рим, гал. Это новое направление в живописи, получившее название «маньеризма», поддерживалось католической церковью и господствовало в центральной Италии в середине и второй половине XVI века. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены.
Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Их образы простонародны, как и образ Марии, уподобленной крестьянке в выцветшем платье. Фридлендер, 1955), выразилось в картинах из капеллы Черази с предельной реалистичностью (так, например, публику того времени шокировал круп лошади на первом плане в «Обращении Павла») светотень, в свою очередь, стала глубоким мраком, сквозь который прорывается болезненно пронзительный свет.
Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе). Потом отсек ему голову, чтобы ободрить Израиль. Образ аскета, который в пустыне ел акриды (съедобная саранча) и дикий мед, прикрывая наготу шкурами, крестил массы в Иордане. С глубокой искренностью — сцену духовного преображения Савла — будущего апостола Павла. Он известен христианскому миру как автор нескольких Посланий в Новом Завете. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи.
Церковными деятелями не сразу была одобрена попытка художника ввести в алтарные картины простонародный, а не идеально-возвышенный типаж, передать сильные эмоции. В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. В 1608 художник оказывается на Сицилии.
Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рубенса, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Рембрандта. Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д. Но и здесь его ждали приключения и неудачи. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). 1593, Рим, Галерея Боргезе), Гадалка (ок. Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к. Биографы Караваджо пишут, что он относился с презрением к великим мастерам прошлого и даже к античному искусству.
музей), «Рождество» (Палермо и. Сан-Лоренцо), «Саломея» (Эскориал, Казита дель Принципе) и «Иоанн Креститель» (Рим, гал. Она провисела в церкви всего два дня, а потом была снята как непристойная.
(маньеризм и академизм). Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Караваджо приписывается также картина «Отречение апостола Петра» с тремя персонажами (Лондон, частное собрание) и поясной «Портрет Алофа де Виньякура» (Флоренция, Палаццо Питти). Изображение искренних простых человеческих чувств всегда было важно для Караваджо. Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме.
«Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Корсини), «Голова Медузы» (Флоренция, Уффици), «Иоанн Креститель» (Канзас-Сити, музей и Рим, Нац. Итальянский художник, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 28 сентября 1573 года в итальянском селении Караваджо.
Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. В Риме же Караваджо серьезно заболевает малярией, находится на грани жизни и смерти. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. 1593, там же), «Вакх» (ок. Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея».
Особенно хорошо известен пример картины «Мадонна со змеей» (1605-1606). Изображение человеческого тела во всей его естественности, упрямое преклонение перед правдой жизни далеко не всегда способствовали взаимопониманию живописца с заказчиками. В начале нового века Караваджо получает немало заказов от церквей. Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж.
Но критический анализ не всегда был однозначен. После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94 «Больной Вакх», около 1593, оба – в галерее Боргезе, Рим).
А покровители Караваджо были очень нужны, т. к. Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к чистому натюрморту и авантюрному жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века. Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Вот таким образом на картине голова Голиафа такая большая, а Давид совсем юный.
Только В. Джустиниани, тонкий знаток искусства, увидел в натуралистической непосредственности Караваджо сознательное «возвращение к природе», явление, свойственное итальянской живописи рубежа веков par excellence. Корзина находится на уровне глаз зрителя и край стола отграничивает пространство изображения от внешнего пространства. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. Первые варианты полотен для капеллы Черази были сначала отвергнуты заказчиками. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней».
Образумился ли юный художник. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто.
В конце 1607 (. ) Караваджо приезжает на Мальту, где по заказу Мальтийского ордена пишет ряд картин, за которые получает звание рыцаря: два портрета Алофа де Виньякура (один из которых часто отождествляют с портретом великого магистра ордена из Лувра), «Казнь Иоанна Крестителя» и «Св. Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника.
А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Сюжет покаяния Савла в данном варианте – первый шедевр, отвергнутый клиентом для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо о котором писали выше. Считается менее удачным произведением мастера «кьяроскуро», хотя неподражаемая игра света и тени тут весьма показательна. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент— Федерико Цуккаро. Род существует до сих пор.
Многие из этих картин не сохранились, но те, которые дошли до нас («Мадонна с четками», Вена, Музей истории искусств «Семь дел милосердия», Неаполь, ц. Пио Монте делла Мизерикордия «Саломея с головой Иоанна Крестителя», Лондон, Нац. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. 1593, там же), «Вакх» (ок. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные».
Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Это последнее новшество и отмечает собой рождение реализма в современном значении этого слова. Романино, Л. Лотто).
1593, Уффици), «Гадание» (ок. Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом. 1596, ранее в коллекции Скьярра). Но мифологический антураж лишь оттеняет земную чувственную красоту юноши. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией.
Лючии» (Сиракузы, ц. СантаЛючия), «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов» (Мессина, Нац. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером.
Другие исследователи стремились доказать более широкие связи Караваджо так, В. Фридлендер (1955) обнаружил влияние венецианской школы, перенятое, вероятно, через миланских последователей Джорджоне, влияние, которое Лонги отрицал (1926). гал., гал. В полотне «Вакх» молодой толстяк в венке из листьев и гроздьев винограда на черных волосах, одетый на античный манер, уподоблен богу. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века— Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.
«Иоанн Креститель» (1603-1604 г. ) – один из вариантов известного сюжета об Иоанне Предтече, жившего в пустыне и крестившего народ в водах Иордана. В отличие от большинства своих современников, которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный, глубоко индивидуальный стиль. Флоренция). Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея». Франциска» (Хартфорд, Уодсворт Атенеум) «Концерт» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Св. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим).
Среди ведущих художников, применявших схожие с Караваджо техники и методы, следует выделить Орацио Джентилески (1563–1639), его дочьАртемизию Джентилески (1593–1656), Бартоломео Манфреди (1582–1622), Хосе де Рибера (1591–1652). В картине «Кающаяся Магдалина» (Рим, гал. В самых выдающихся произведениях римского периода — алтарных образах из жизни апостола Матфея (Призвание апостола Матфея, Мученичество апостола Матфея, Апостол Матфей и ангел, 1599—1602, Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли) и полотнах Распятие апостола Петра и Обращение Савла (1600—1601, Рим, церковь Санта Мария дель Пополо, капелла Черази) с наибольшей глубиной раскрылись черты новаторского метода Караваджо. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Родился в Ломбардии, в селении Караваджо (отсюда и прозвище).
Несколько раз изменяя расположение фигур, он обращался к написанию евангельской сцены «Трапеза в Эммаусе» (Милан, Пинакотека Брера 1601, Лондон, Национальная галерея). гал. ) своей более разработанной перспективой, строгостью и торжественностью как бы отвечает «maniera grande» Карраччи, в то время как композиция «Иоанн Креститель» (Рим, гал. Впервые в истории живописи тема «Вакха» (Флоренция, Уффици) становится лишь предлогом для композиции из всевозможных даров природы и обиходных предметов, сосредоточенных вокруг фигуры мальчика, коронованного виноградной лозой, которого этот почти шутовской атрибут приближает к «Юноше с корзиной фруктов» (Рим, гал, Боргезе).
Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать.
В убийстве был обвинён Караваджо. «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. В алтарных картинах «Мученичество св. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок.
Именно вот таким образом многие его картины отвергаются заказчиками духовного звания. Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе. КАРАВАДЖО (Caravaggio настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итальянский художник.
Родился 28 сентября 1573 года. Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. В сентябре 1608 года повздорил со знатным рыцарем и ранил его. На картине «Призвание апостола Матфея» (1599—1600) изображен момент, когда Христос явился, чтобы призвать Матфея следовать за собою. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками.
Лучии, 1608 г. ). По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. Там он продолжал работать над крупными заказами его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи.
Им написаны также «Экстаз св. Игнатия Лойолы и Филиппе Нери (В. Первое время Караваджо сильно нуждался. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
14 июля 1608 года становится рыцарем Мальтийского ордена, принеся клятву перед алтарём, который сам и расписал в период послушничества. Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании. Боргезе) и, особенно, «Смерть Марии» (Париж, Лувр), картины, являющей собой немую трагедию, освещенную красноватым светом, который выявляет жесты и выражения лиц персонажей, собравшихся вокруг тела Марии, тела «распухшего и с оголенными ногами» (Бальоне, 1642), реализм которого вновь вызвал бурную реакцию публики. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. Смог ли обуздать свой характер.
он отличался буйным темпераментом, вспыльчивым характером, его жизнь постоянно омрачалась скандалами, драками и тюремными заключениями. Как известно по Библии, это произошло на третий день после погребения. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
Через неделю Фома получил эту возможность и, вложив пальцы в рану Христа, уверовал. Фигура Христа в левой части картины хорошо освещена светом, падающим на правую часть Его тела и фокусируется на Его открытой груди с зияющей раной. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). 1594, Париж, Лувр), Лютнист (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Концерт (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) утверждают сложившуюся самостоятельную образную систему художника.
В Испании последователем художника был Франсиско де Сурбаран (1598–1664), во Франции — Жорж де Латур (1593–1652), в Англии — автор знаменитого«Эксперимента с птицей в воздушном насосе» Джозеф Райт. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). Рыцари официально исключили художника из ордена. Смело перемещенные в современную художнику эпоху (игорный стол перед кассой сбора пошлины в «Призвании апостола Матфея» или интерьер римской церкви в «Мученичестве апостола Матфея»), события священной истории схвачены Караваджо в их физической и духовной реальности, благодаря выявляющей роли света исходящего извне, от некоего бокового источника, который освещает лишь главные части композиции, подчиняясь не объективным законам оптики, а экспрессивным требованиям художника, запечатлевает мгновенной вспышкой жесты персонажей, наделяя их абсолютным смыслом и погружает сцену в игру светотени, молчаливой и исполненной драматизма. В последних работах— «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св.
А корабль, тем временем, продолжал свой путь. К таким художникам, развивавшим неополитанскую школу живописи, следует отнести Маттиа Прети (1613–1699), Гвидо Рени (1575–1642) и многих других. Вельможа, который не мог простить обиды, послал за художником наёмных убийц. Во время своих странствий (трагически завершившихся 18 июля 1610) он исполнил такие шедевры, как «Погребение св. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. гал., гал. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св.
Итальянский художник. В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Даже у Караваджо есть несколько картин с одинаковым названием.
К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция».
После этого он перебрался ещё дальше – на остров Мальта. Скорее всего, Караваджо приехал в Рим между 1591 и 1592.
В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители. Наконец, «Корзина с фруктами» (Милан, пинакотека Амброзиана) поражает своей правдивостью и осязаемостью, натюрморт стал здесь самостоятельным и единственным сюжетом картины, которую считают первым и одним из самых красивых примеров этого жанра: здесь отсутствуют украшающие изыски, описательность и всякого рода мистицизм.
Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа.
Колонна, римский род – древняя итальянская фамилия. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. В образах каждого музыканта — лютниста (в центре), с кистью винограда (слева), с нотами (справа) и с духовым инструментом (на втором плане считается, что это возможный автопортрет художника) подчеркнута характерность, а все они тонко объединены общим настроением. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.
Иероним» и «Давид» (Рим, гал. Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж). В результате его арестовали. Им написаны также «Экстаз св. Караваджо долго скрывался от них в разных городах Сицилии и Италии. Период творческой зрелости (конец XVI— первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры.
Эта картина существует в трёх вариантах. В 1601 году Караваджо написал две картины – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. «Больной Вакх» (1592-1593 г. ) – известный автопортрет живописца. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
Дориа Памфили) Магдалина представлена не куртизанкой, а простолюдинкой в бедной обшарпанной комнате, оставшейся наедине со своим страданием вместе с тем римская куртизанка изображается Караваджо на аристократическом «Портрете молодой женщины» (картина погибла в Берлине в 1945). Фарисей Савл (Саул) имевший поручение сажать в темницы первых христиан, на пути в Дамаск имел сверхъестественную встречу с Иисусом, говорившим к нему с неба. До начала 1590-х годов Микеланджело да Караваджо учился у миланского художника Симоне Петерцано, около 1593 года уехал в Рим. Около 1590 приехал в Рим.
Все главное выделено светом, второстепенное погружено в тень. Он отучился в художественной школе в Милане. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др. Юный художник в то время тяжело болел и не имел средств к существованию. В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607-08 – «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе – в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609 – «Погребение св. Среди работ художника следует упомянуть также «Экстаз св.
Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма.
Филиппо I Колонна. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц.
К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника. На Мальте Караваджо писал картины для церквей по заказу местных рыцарей-госпитальеров. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх, Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов, там же). Его имя уже известно, но вот манера письма не меняется в угоду вкусам публики.
История становления Караваджо связана с его «успехом у критики» и восходит к тем годам жизни художника, когда Цуккаро презрительно называл его имитатором Джорджоне, а сторонники превозносили его как художника, учителем которого бьиа сама природа. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в.
Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем: «Вакх», «Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик». После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов.
В тихой скорби застыли у смертного ложа Марии апостолы. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Эрмитаж «Шулеры», Форт Уорт, музей Кимбел). Один из них находится в Эрмитаже.
Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта.
В первом и самом значительном из них— «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события— вторжения света Истины в самые низы жизни. Иероним» для собора Сан-Джовани в Ла Валлетте. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597).
Эти черты характерны для таких произведений, как «Св. В 1607 году перебрался на остров Мальта. Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея и говорит ему: следуй за Мною. В это время Караваджо, вероятно, уже был болен малярией, от приступа которой он умер в городке Порто-Эрколе 18 июля 1610. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Оно было написано для римской церкви Санта Мария делла Скала и приобретено впоследствии герцогом Мантуанским по настоянию Рубенса исполнявшего при нем роль придворного художника.
И вообще это не Вакх, а смертный, нарядившийся им, словно бы говорит художник, спуская нас с небес на землю. Действительно, картина «Христос в Эммаусе» (Лондон, Нац. Ни один крупный художник того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св.
Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. Караваджо был простым каменщиком. гал. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.
Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. Боргезе).
«Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Караваджизм). Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок. Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. Караваджо Микеланджело (Caravaggio). в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St.
Он несколько раз попадал в тюрьму. Караваджо оказал большое влияние на Рембрандта (1606–1669), особенно на его драматическое использование света. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. Матфея»— возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. В первой из них будущий апостол Павел, а пока еще гонитель христиан Савл изображен в тот момент, когда он услышал глас Божий и, пораженный, упал с лошади. В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках.
1591, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Создание картин для капеллы Контарелли в ц. Сан-Луиджи деи Франчези, датировка которых была недавно уточнена благодаря обнаружению новых документов (Рёттген, 1965: 1599-1600 – «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», 1600- 1602 – алтарная картина «Апостол Матфей с ангелом») ознаменовало собой решающий поворот в творчестве Караваджо. «Иоанн Креститель» (1610 г. ) – есть несколько версий этого сюжета, в то время портреты многих обнаженных юношей подписывали именно так. Иисус называл его величайшим из пророков. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Представители академического искусства, напротив, упрекали Караваджо в изображении бессюжетных сцен («senza historia» и «senza actione»), в представлении событий священной истории без соответствующей декорации, в неумении передавать движение и в обращении к религиозной иконографии и к предписанным церковью канонам.
Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт «Св. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко.
Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Это – станковые картины небольших размеров, предназначенные для коллекционеров. В молодости познакомился с реалистической традицией ломбардской живописи. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).
Корсини), «Бичевание Христа» (Руан, Музей изящных искусств) и «Благовещение» (Нанси, Музей изящных искусств). Караваджо посадили в яму, выдолбленную в известняковой скале. К числу лучших поздних произведений Караваджо относится и полотно «Смерть Марии» (1605—1606, Париж, Лувр). В Голландии, ставшей центром северного караваджизма и реализма, следует выделить религиозных и жанровых мастеров:Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), Хендрика Тербрюггена (1588–1629) иДирка ван Бабюрена (1595–1624). Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало.
Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Но Караваджо трактует ее жанрово, а не в форме идиллии. Отвергая каноны прекрасного, существовавшие в его время, он успевал запечатлеть настоящую жизнь. С мощной простотой, как человеческую трагедию трактует художник сцены мучений святых.
Судьба Караваджо была поистине непростой. «Бичевание Христа», Неаполь, ц. Сан-Доменико Маджоре), свидетельствуют о новом направлении творческих поисков Караваджо – его интересуют теперь пластические и монументальные эффекты, напоминающие и, одновременно, отрицающие классическую и маньеристическую традицию они созданы исключительно на отношениях света и тени и возвышают реальность в самых грубых ее проявлениях. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны)— была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним.
Екатерина Александрийская», около 1598, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), как глубокого душевного переживания («Св. Караваджо Микеланджело Меризи, выдающийся итальянский художник. В Библии Давид описан симпатичным белокурым отроком.
Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Священную историю на «народный» язык и, по мнению некоторых исследователей, может быть соотнесено с проповедями св.
Здесь он продолжает свои неаполитанские опыты. Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино.
Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают чертания строений и фигуры действующих лиц. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине. Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом.
Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет). Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Жизненный путь живописца вполне достоин отдельной захватывающей книги, в которой творческие взлеты и достижения соседствуют с дуэлями и погонями, а за посвящением в рыцари следуют тюрьма, побег и скитания по разным городам Италии. В возрасте четырех лет будущий художник остался без отца, умершего от тифа.