Иоганн Готфрид Таннауэр (нем. Johann Gottfried Tannauer, возможно Dannhauer, в дореволюционной литературе именовался Дангауэром, 1680—1737)— немецкий живописец, портретист, миниатюрист.
Был придворным живописцем. — "Дневник каммер-юнкера Берхгольца" изд. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). 223, 287, 247, 249—261, 265, 274, 279, 282—284, 289, 290, 348, 352, 362, 368. Оно как бы живет своей особой жизнью. Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, Картинная галерея Имп. — J. Hasselblatt, Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl.
Будучи за границей, Петр I по рекомендации художника Я. Купецкого пригласил Таннауера в Россию. 56, 107 и 423 т. II, стр.
— П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI — ХVIII вв. Сопоставление живописи и поэзии в данном случае закономерно, так как культура барокко обнаруживает стремление «скрещивать» языки различных искусств. 1886, стр. П. И. Ягужинского (у гр.
Законченный вид портрета стиля барокко мы находим в творчестве немецкого живописца Иоганна Готфрида Таннауера (1680-1737). С. Д. Шереметева). Он с гордостью писал, что привел в порядок часы с боем» для царевен Анны и Елизаветы Петровны императрицы Екатерины I. Наряду с оригинальными и копийными портретами царской семьи Таннауер указал, что «написал четырех святых на Святые ворота», сделал «четыре рисунка тушью», «портрет тушью ее Величества Императрицы, который должен использоваться для медалей» «миниатюрный портрет ее Величества Императрицы в профиль, который должен использоваться для медалей, а также многие другие вещи». 29 декабря Таннауеру был показан интерьер, где предполагалось повесить произведение и «по сему случаю был распит штоф шампанского».
По свидетельству Я. Штелина, он был «превосходным портретистом», а картины кисти Таннауэра «правильны по рисунку, очень выразительны и его колорит выдержан в горячем истинно рубенсовском вкусе». 36, 222. – А. Wassiltchikoff, Liste alphabetique de portraits russes, СПб. По рекомендации живописца Купецкого Петр Великий, во время пребывания своего в Карлсбаде, пригласил Т. на службу в Россию, назначив его придворным живописцем. Работал в России с 1711 по 1737 (3. ). — А. И. Новицкий, "История русского искусства", Москва 1900, т. II, стр. Russischen Akademie der Knste, in Petersb. ", СПб.
Аммона, Москва 1858 изд. 1889, т. 1, стр. Художник соглашался службу его царского величества принять и его величеству живописью портретов больших и малых в миниатюре имея искусство в обеих наилучшим моим художеством служить. – Его же, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб.
Сын Таннауера, Иоаганн Себастьян учился гравированию при Академии наук. Наиболее известен «Портрет Петра I во время Полтавской баталии» (1710-е гг. ), в котором языком аллегории создаётся образ царя-победителя. В Россию И. Таннауер прибыл уже зрелым человеком, тридцати лет от роду. — И. Божерянов, "Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого", СПб.
Созданный Таннауером «Портрет царевича Алексея Петровича» (первая половина 1710-х годов, ГРМ) относится, вероятно, к периоду, когда Царевичу было поручено «верховное надзирание» во время Прутского похода Петра по указу (6 марта 1711г. ). Писал портреты исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы. Хотя каждый из них отличался необыкновенным сходством и не имел никаких недостатков, однакоже всех похожее был портрет императора — совершенная натура. – И. Божерянов, Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого, СПб.
90, 117, 172, 173, 249. 1872, стр. 1325, 1387 – 1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. — Д. А. Ровинский, Русские граверы и их произведения, Москва 1870, стр.
1875, т. I, стр. 1875, т. I, стр. Будучи за границей, Петр I по рекомендации художника Я. Купецкого пригласил Таннауера в Россию. — Дневник каммер-юнкера Берхгольца изд. в Москве, СПб.
1 – 2 и 143. 56, 107 и 423 т. II, стр. Аммона, Москва 1858 изд. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце).
По рекомендации живописца Купецкого Петр Великий, во время пребывания своего в Карлсбаде, пригласил Т. на службу в Россию, назначив его придворным живописцем. 303 – 304. 2-е, ч. II, стр. Умер Т. в 1737 г. 30.
До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). Толстого. 36, 222. Точка зрения дана снизу вверх, подчеркивая величие императора-полководца.
Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, "Картинная галерея Имп. 1886, стр. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). По свидетельству современников, художник портретировал Петра I в 1714, 1722 и 1726 годах. 4—5.
Russischen Akademie der Knste, in Petersb., СПб. 3870, стр. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). Ге, работавший над картиной «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», в качестве образца использовал портрет кисти Таннауера). I, стр.
3 и 28. 1889, т. 1, стр. 1872, стр. — Его же, "Подробный словарь русских гравированных портретов", СПб. 4 – 5.
академии художеств. Таннауеру принадлежит несколько портретов Петра I из них на сегодняшний день известны профильный портрет из музея «Кусково» и портрет на фоне Полтавской битвы (1710-е годы, ГРМ). – П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI – ХVIII вв. Среди его учеников были Еропкин, Усов и Ф. Черкасов. 1886, стр.
Каталог оригинальных произведений русской живописи", СПб. немецкий художник, портретист, миниатюрист. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. I, стр.
Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). — А. И. Новицкий, История русского искусства, Москва 1900, т. II, стр. академии художеств. Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли. По некоторым источникам (Каталог ГРМ, 1998, с. 159), будучи за границей, Петр I по рекомендации живописца Я. Купецкого пригласил Таннауера в Россию. Затем T. поехал в Голландию, где изучал и копировал произведения Рубенса и посвятил себя исключительно портретному роду. — А. Wassiltchikoff, "Liste alphabetique de portraits russes", СПб.
Он прибыл в Россию в 1711 году. Затем художник жил и работал в Голландии, где копировал полотна П. Рубенса. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. Немецкий художник неоднократно писал изображения Петра Великого и членов его семьи, а также «птенцов гнезда Петрова», его сподвижников – адмирала Ф. М. Апраксина, дипломата ПА.
Russischen Akademie der Knste, in Petersb., СПб. Таннауэр, Иоганн Готфрид – художник-портретист в службе Петра, сын живописца, родился на 1680 г. в Саксонии занимался сначала часовым мастерством и музыкой в Швабии, отсюда отправился для усовершенствования в своем ремесле в Венецию, но, познакомившись здесь с Себастиано Бомбелли, стал учиться у него живописи. Современник T., Берхгольд дает следующий отзыв о портретах, которые он видел в незаконченном еще виде в мастерской художника: это были портреты императора императрицы, обеих принцесс и князя и княгини Меньшиковых, все оригинальные, одинаковой величины и один лучше другого. 111—132.
Первоначально занимался часовым делом и музыкой. — J. Hasselblatt, "Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. Его авторству принадлежит написанная с натуры картина изображающая Петра I на смертном одре (хранится в Государственном Эрмитаже). Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же).
Таннауер с гордостью писал, что он стал искусен в обеих областях, «ибо в Венеции при славном мастере именуемом Бомбелли я обучался пять лет». Родился в Саксонии (. ). — Его же, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб.
— Д. А. Ровинский, "Русские граверы и их произведения", Москва 1870, стр. «Да будет поэзией живопись» – таков один из лозунгов барочной культуры. 1872, вып. 36, 222.
Был придворным живописцем. – А. И. Новицкий, История русского искусства, Москва 1900, т. II, стр. Небольшое погрудное изображение исполненное с натуры, могло служить образцом для создания последующих экземпляров (например известно, что художник Н. Н. Большое значение уделяется изображению неба. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе.
В Смоленске мастер повстречал Петра, направлявшегося в Прутский поход и сопровождал русского царя в этом опасном мероприятии. – Дневник каммер-юнкера Берхгольца изд. 3 и 28. 3870, стр. Затем жил в Голландии, копировал Рубенса.
Просмотрено и дополнено А. А. Васильчиковым, Г. Н. Геннади и В. В. Стасовым. академии художеств. 4—5.
Представитель позднего европейского барокко в живописи, с 1711 г. он занимал пост гофмалера при дворе Петра I. В Карлсбаде был рекомендован императору Петру Великому, сопровождал его в Прутском походе. 56, 107 и 423 т. II, стр.
В России И. Таннауер был загружен работой. 247, 291—292, 626—627 т. II, стр. Первоначально занимался часовым делом и музыкой. 2-е, ч. II, стр. Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли.
в Москве, СПб. 1889, т. 1, стр. Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб. Алексей Петрович представлен в красном кафтане с голубыми отворотами и кирасе.
1875, т. I, стр. – Д. А. Ровинский, Русские граверы и их произведения, Москва 1870, стр. К сожалению, судьба этого произведения остается неизвестной до настоящего времени. 30.
Тема неба – одна из центральных в искусстве барокко (в 1960 году в Штутгарте проходила специальная выставка под названием «Небо барокко»). – М., 1860. Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, Картинная галерея Имп. 90, 117, 172, 173, 249. Писал портреты исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы.
3 и 28. 90, 117, 172, 173, 249. Он направил «челобитную», в которой довольно резко писал: Ежели по моему прошению удовольствован я не буду, то мне впередь служить невозможно иного ничего не прошу, токмо о свободном моем апшите. Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб. – СПб., 1872. Аммона, Москва 1858 изд.
А 12 февраля 1712 года Таннауер получил 60 дукатов, по-видимому, за выполнение заказа. 3870, стр. Как писал сам Таннауер, после «Прутской кампании» «я безотлучно следовал при дворе до Санкт Питер бурха». После смерти Петра положение Таннауера ухудшилось. — А. Wassiltchikoff, Liste alphabetique de portraits russes, СПб.
1325, 1387—1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. 1872, стр. 223, 287, 247, 249 – 261, 265, 274, 279, 282 – 284, 289, 290, 348, 352, 362, 368.
Тонкое худое лицо, похожее на отцовское, обрамлено прямыми черными волосами до плеч. Особое место в художественном наследии И. Таннауера занимает иконография Петра I. Так современники свидетельствуют, что после посещения царем дома Черноголовых (в Риге – Л. М. ) 21 ноября 1711 года решено было в память этого повесить портрет. 111 – 132. Около 1700 года И. Г. Таннауер отправился в Италию, где вначале обучался музыке, а затем увлекся живописью и продолжил образование у Себастьяна Бомбелли (1635 – 1716).
Современник T., Берхгольд дает следующий отзыв о портретах, которые он видел в незаконченном еще виде в мастерской художника: "это были портреты императора императрицы, обеих принцесс и князя и княгини Меньшиковых, все оригинальные, одинаковой величины и один лучше другого. Ч. 2. 1—2 и 143. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце).
Итальянский мастер, работавший при дворе в Брауншвейге (Нижняя Саксония), был хорошо известен в Германии своими живописными портретами и миниатюрами. 223, 287, 247, 249—261, 265, 274, 279, 282—284, 289, 290, 348, 352, 362, 368. «Портрет Ф. М. Апраксина» ярко демонстрирует, как в условиях русской действительности абстрактный идеал барочного портрета приобретает жизненную конкретность и достоверность. 2-е, ч. II, стр. На протяжении десяти лет Таннауер оставался единственным гофмалером при русском дворе и оставил заметный след в русском искусстве, который до сих пор еще не оценен по достоинству.
Неоднократно писал портреты Петра I и Екатерины I. Одной из самых известных его картин является конный портрет Петра: Петр I в Полтавской битве, 1725 (4. ), хранящийся в Русском музее. Материалы – краски, кисти, холсты, а также квартира, дрова и свечи оплачивались из казны. 247, 291 – 292, 626 – 627 т. II, стр.
Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). Небольшая по размеру картина представляется огромным полотном. Придворный художник при Петре I. Работал в России с 1711 по 1737 гг. 111—132. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). 30.
1—2 и 143. 303—304. С. 304. ).
городах. 303—304. Им написано здесь множество портретов особ царской фамилии и знатных лиц. 1872, вып. Сын Таннауера, Иоганн Себастьян, учился гравированию при Академии наук.
Затем жил в Голландии, копировал Рубенса. 1325, 1387—1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. По рекомендации живописца Купецкого Петр Великий, во время пребывания своего в Карлсбаде, пригласил Т. на службу в Россию, назначив его придворным живописцем. в Москве", СПб. При этом Таннауер предлагал «по всемилостивейшему требованию часовым мастерством и музыкою себя рекомендовать».
1872, вып. Иоганн Готфрид Таннауер /Tannauer/ (1680 – 1737) Родился в Нижней Саксонии, в семье часовых дел мастера и художника. Затем T. поехал в Голландию, где изучал и копировал произведения Рубенса и посвятил себя исключительно портретному роду. Он говорил: «Есть высшее достижение моего резца, которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».
Из подобных его произведений можно указать на несколько портретов Петра Великого (коленный, в латах и поясной, профильный, в Романовской галерее Эрмитажа большой, во весь рост— в московской Оружейной палате и другие), портреты царевича Алексея Петровича, царевны Анны Петровны и её супруга (в царскосельском дворце), принцессы Шарлоты-Софии и гр. – J. Hasselblatt, Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. — И. Божерянов, Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого, СПб. Вернувшись в Петербург, И. Г. Таннауер получил почетное звание придворного живописца. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе.
Художник неоднократно писал портреты Петра I, членов его семьи и его приближённых. В марте 1711 года в Смоленске состоялась первая встреча художника и Петра Великого, который сразу приказал «маляра» сопровождать его в Прутском походе.
Недаром скульптор Бернини гордился тем, что мог уподобить скульптуру живописи. I, стр. В новой северной столице Таннауер получил звание «гофмалера», первого придворного живописца в России. Таннауер Иоганн Готфрид – художник портретист, миниатюрист. — П. Н. Петров, "Каталог исторической выставки портретов лиц XVI — ХVIII вв. С. 4. ).
247, 291—292, 626—627 т. II, стр. Ему также доверили писать Петра на смертном ложе (ГЭ).