Иоганн Готфрид Таннауер (нем. Johann Gottfried Tannauer, возможно Dannhauer, 1680—1733 или 1737)— немецкий живописец, портретист, миниатюрист.
– И. Божерянов, Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого, СПб. Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, Картинная галерея Имп. 4—5.
Был придворным живописцем. 30. Аммона, Москва 1858 изд. академии художеств.
академии художеств. В этом ряду стоит и портрет царского сына, наследника престола Алексея Петровича.
Немецкий художник неоднократно писал изображения Петра Великого и членов его семьи, а также «птенцов гнезда Петрова», его сподвижников – адмирала Ф. М. Апраксина, дипломата ПА. Он направил «челобитную», в которой довольно резко писал: Ежели по моему прошению удовольствован я не буду, то мне впередь служить невозможно иного ничего не прошу, токмо о свободном моем апшите. 3870, стр.
1325, 1387—1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. Таннауеру принадлежит несколько портретов Петра I из них на сегодняшний день известны профильный портрет из музея «Кусково» и портрет на фоне Полтавской битвы (1710-е годы, ГРМ). Russischen Akademie der Knste, in Petersb., СПб. Ф. М. 30. 3870, стр.
I, стр. в Москве, СПб. – М., 1860. 1875, т. I, стр.
1886, стр. 1872, стр. 2-е, ч. II, стр. При русском дворе Таннауэр занимал должность гофмалера – придворного живописца. Первоначально занимался часовым делом и музыкой. — П. Н. Петров, "Каталог исторической выставки портретов лиц XVI — ХVIII вв.
1886, стр. Иоганн Готфрид Таннауер (нем. При этом Таннауер предлагал «по всемилостивейшему требованию часовым мастерством и музыкою себя рекомендовать». Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли. Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли. Наряду с писанием портретов членов царской фамилии и других лиц он занимался и починкой часов.
90, 117, 172, 173, 249. немецкий художник, портретист, миниатюрист. – СПб., 1872. 1325, 1387 – 1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. 303—304. Им написано здесь множество портретов особ царской фамилии и знатных лиц. Он прибыл в Россию в 1711 году.
– Его же, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. Принимал участие в детских играх и занятиях Петра с потешными полками. — А. И. Новицкий, "История русского искусства", Москва 1900, т. II, стр.
Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб. – Д. А. Ровинский, Русские граверы и их произведения, Москва 1870, стр. Затем художник жил и работал в Голландии, где копировал полотна П. Рубенса.
А 12 февраля 1712 года Таннауер получил 60 дукатов, по-видимому, за выполнение заказа. 247, 291 – 292, 626 – 627 т. II, стр. По свидетельству Я. Штелина, он был «превосходным портретистом», а картины кисти Таннауэра «правильны по рисунку, очень выразительны и его колорит выдержан в горячем истинно рубенсовском вкусе». Он с гордостью писал, что привел в порядок часы с боем» для царевен Анны и Елизаветы Петровны императрицы Екатерины I. Наряду с оригинальными и копийными портретами царской семьи Таннауер указал, что «написал четырех святых на Святые ворота», сделал «четыре рисунка тушью», «портрет тушью ее Величества Императрицы, который должен использоваться для медалей» «миниатюрный портрет ее Величества Императрицы в профиль, который должен использоваться для медалей, а также многие другие вещи». Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, "Картинная галерея Имп. Аммона, Москва 1858 изд. Придворный художник при Петре I. Работал в России с 1711 по 1737 гг.
Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). Будучи за границей, Петр I по рекомендации художника Я. Купецкого пригласил Таннауера в Россию. — П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI — ХVIII вв.
1889, т. 1, стр. С. Д. Шереметева). Наиболее известен «Портрет Петра I во время Полтавской баталии» (1710-е гг. ), в котором языком аллегории создаётся образ царя-победителя. Писал портреты исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы. Родился в Саксонии (. ).
Точка зрения дана снизу вверх, подчеркивая величие императора-полководца. 1—2 и 143. 1 – 2 и 143. 36, 222. Недаром скульптор Бернини гордился тем, что мог уподобить скульптуру живописи.
1872, вып. — J. Hasselblatt, Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. – J. Hasselblatt, Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. 3870, стр.
В марте 1711 года в Смоленске состоялась первая встреча художника и Петра Великого, который сразу приказал «маляра» сопровождать его в Прутском походе. Апраксина. Таннауер Иоганн Готфрид – художник портретист, миниатюрист. Ему приписывается рисунок с изображением Петра I на смертном одре.
— Д. А. Ровинский, "Русские граверы и их произведения", Москва 1870, стр. Сын Таннауера, Иоаганн Себастьян учился гравированию при Академии наук. Таннауер как «гофмалер», то есть придворный художник, портретирует не только Петра, но и придворную знать: А. Д.
Среди его учеников были Еропкин, Усов и Ф. Черкасов. I, стр. Ч. 2. — Его же, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб.
Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). Как писал сам Таннауер, после «Прутской кампании» «я безотлучно следовал при дворе до Санкт Питер бурха». Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, Картинная галерея Имп. Большое значение уделяется изображению неба. 111—132. — И. Божерянов, "Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого", СПб.
Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб. В новой северной столице Таннауер получил звание «гофмалера», первого придворного живописца в России. В России И. Таннауер был загружен работой. Аммона, Москва 1858 изд. Апраксин представлен на фоне битвы с жезлом в руке и в развевающейся мантии. 223, 287, 247, 249—261, 265, 274, 279, 282—284, 289, 290, 348, 352, 362, 368. Небольшая по размеру картина представляется огромным полотном.
1889, т. 1, стр. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). академии художеств. 223, 287, 247, 249 – 261, 265, 274, 279, 282 – 284, 289, 290, 348, 352, 362, 368.
Особое место в художественном наследии И. Таннауера занимает иконография Петра I. Так современники свидетельствуют, что после посещения царем дома Черноголовых (в Риге – Л. М. ) 21 ноября 1711 года решено было в память этого повесить портрет. Russischen Akademie der Knste, in Petersb., СПб. городах. Просмотрено и дополнено А. А. Васильчиковым, Г. Н. Геннади и В. В. Стасовым.
2-е, ч. II, стр. По рекомендации живописца Купецкого Петр Великий, во время пребывания своего в Карлсбаде, пригласил Т. на службу в Россию, назначив его придворным живописцем. Материалы – краски, кисти, холсты, а также квартира, дрова и свечи оплачивались из казны. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце).
С. 4. ). В 1697 г. ему был поручен главный надзор за судостроением в Воронеже. Изображение величественно и репрезентативно. Ибо при таком случае я не намерен болши здесь оставаться, но желаю щастия своего в иных местах искать. Апраксин выдвинулся в крупные государственные деятели.
90, 117, 172, 173, 249. П. И. Ягужинского (у гр. Он говорил: «Есть высшее достижение моего резца, которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».
– П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI – ХVIII вв. Из подобных его произведений можно указать на несколько портретов Петра Великого (коленный, в латах и поясной, профильный, в Романовской галерее Эрмитажа большой, во весь рост — в московской Оружейной палате и другие), портреты царевича Алексея Петровича, царевны Анны Петровны и её супруга (в царскосельском дворце), принцессы Шарлоты-Софии и гр. 247, 291—292, 626—627 т. II, стр. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же).
223, 287, 247, 249—261, 265, 274, 279, 282—284, 289, 290, 348, 352, 362, 368. Таннауер с гордостью писал, что он стал искусен в обеих областях, «ибо в Венеции при славном мастере именуемом Бомбелли я обучался пять лет». Его авторству принадлежит написанная с натуры картина изображающая Петра I на смертном одре (хранится в Государственном Эрмитаже). Придворный художник при Петре I. Работал в Российской империи с 1711 по 1737 (3. ) г. Родом из Саксонии сначала был часовщиком в Швабии потом занимался музыкой и наконец посвятил себя живописи, в которой его наставником был Себастьян Бомбелли в Венеции. По некоторым источникам (Каталог ГРМ, 1998, с. 159), будучи за границей, Петр I по рекомендации живописца Я. Купецкого пригласил Таннауера в Россию. 1889, т. 1, стр.
303—304. «Портрет Ф. М. Апраксина» ярко демонстрирует, как в условиях русской действительности абстрактный идеал барочного портрета приобретает жизненную конкретность и достоверность. С. Д. Шереметева). 56, 107 и 423 т. II, стр. в Москве", СПб. 4—5.
Вернувшись в Петербург, И. Г. Таннауер получил почетное звание придворного живописца. Сопоставление живописи и поэзии в данном случае закономерно, так как культура барокко обнаруживает стремление «скрещивать» языки различных искусств. Из подобных его произведений можно указать на несколько портретов Петра Великого (коленный, в латах и поясной, профильный, в Романовской галерее Эрмитажа большой, во весь рост— в московской Оружейной палате и другие), портреты царевича Алексея Петровича, царевны Анны Петровны и её супруга (в царскосельском дворце), принцессы Шарлоты-Софии и гр. 1875, т. I, стр.
Алексей Петрович представлен в красном кафтане с голубыми отворотами и кирасе. Первоначально занимался часовым делом и музыкой. 30. 36, 222. Граф Апраксин Федор Матвеевич (1671-1728) – русский государственный деятель, генерал-адмирал (1708), знаменитый сподвижник Петра I. Его сестра Марфа Матвеевна (1664-1715) была второй женой царя Федора Алексеевича, благодаря этому браку Ф. М.
При императрице Екатерине I придворному живописцу нерегулярно выплачивали из казны причитающееся жалованье. Созданный Таннауером «Портрет царевича Алексея Петровича» (первая половина 1710-х годов, ГРМ) относится, вероятно, к периоду, когда Царевичу было поручено «верховное надзирание» во время Прутского похода Петра по указу (6 марта 1711г. ). — А. И. Новицкий, История русского искусства, Москва 1900, т. II, стр. 4 – 5. — "Дневник каммер-юнкера Берхгольца" изд. Сын Таннауера, Иоганн Себастьян, учился гравированию при Академии наук. 56, 107 и 423 т. II, стр.
По свидетельству современников, художник портретировал Петра I в 1714, 1722 и 1726 годах. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. 303 – 304. Тонкое худое лицо, похожее на отцовское, обрамлено прямыми черными волосами до плеч. Законченный вид портрета стиля барокко мы находим в творчестве немецкого живописца Иоганна Готфрида Таннауера (1680-1737).
247, 291—292, 626—627 т. II, стр. 111 – 132. I, стр. В Россию И. Таннауер прибыл уже зрелым человеком, тридцати лет от роду.
П. И. Ягужинского (у гр. — Дневник каммер-юнкера Берхгольца изд. 1886, стр. Тема неба – одна из центральных в искусстве барокко (в 1960 году в Штутгарте проходила специальная выставка под названием «Небо барокко»). В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе.
1872, вып. Иоганн Готфрид Таннауер /Tannauer/ (1680 – 1737) Родился в Нижней Саксонии, в семье часовых дел мастера и художника. Около 1700 года И. Г. Таннауер отправился в Италию, где вначале обучался музыке, а затем увлекся живописью и продолжил образование у Себастьяна Бомбелли (1635 – 1716). – Дневник каммер-юнкера Берхгольца изд.
И. Г. 36, 222. После смерти Петра положение Таннауера ухудшилось. 1872, вып. Из подобных его произведений можно указать на несколько портретов Петра Великого (коленный в латах и поясной профильный в Романовской галерее Эрмитажа большой во весь рост— в московской Оружейной палате и другие) портреты царевича Алексея Петровича царевны Анны Петровны и её супруга (в царскосельском дворце) принцессы Шарлоты-Софии и гр.
Этим доставил великое удовольствие царю. — И. Божерянов, Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого, СПб. Им написано здесь множество портретов особ царской фамилии и знатных лиц.
Ф. М. Был придворным живописцем. – А. Wassiltchikoff, Liste alphabetique de portraits russes, СПб.
– А. И. Новицкий, История русского искусства, Москва 1900, т. II, стр. — Его же, "Подробный словарь русских гравированных портретов", СПб. Ему также доверили писать Петра на смертном ложе (ГЭ). 3 и 28.
56, 107 и 423 т. II, стр. 111—132.
1—2 и 143. К сожалению, судьба этого произведения остается неизвестной до настоящего времени. Писал портреты исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы.
Меншикова, П. А. Толстого. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). П. И. Ягужинского (у гр. Затем жил в Голландии, копировал Рубенса. Каталог оригинальных произведений русской живописи", СПб.
Художник неоднократно писал портреты Петра I, членов его семьи и его приближённых. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. «Да будет поэзией живопись» – таков один из лозунгов барочной культуры. В 1714 г. он командовал русской эскадрой, действовавшей у шведских берегов. Ге, работавший над картиной «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», в качестве образца использовал портрет кисти Таннауера).
— Д. А. Ровинский, Русские граверы и их произведения, Москва 1870, стр. 3 и 28. — J. Hasselblatt, "Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. 1872, стр. — А. Wassiltchikoff, "Liste alphabetique de portraits russes", СПб. 1875, т. I, стр.
Неоднократно писал портреты Петра I и Екатерины I. Одной из самых известных его картин является конный портрет Петра: Петр I в Полтавской битве, 1725 (4. ), хранящийся в Русском музее. 90, 117, 172, 173, 249. Им написано здесь множество портретов особ царской фамилии и знатных лиц. С. Д. Шереметева). Оно как бы живет своей особой жизнью. С. 304. ).
2-е, ч. II, стр. 3 и 28. в Москве, СПб.
Работал в России с 1711 по 1737 (3. ). Russischen Akademie der Knste, in Petersb. ", СПб. 29 декабря Таннауеру был показан интерьер, где предполагалось повесить произведение и «по сему случаю был распит штоф шампанского». 1325, 1387—1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. Затем жил в Голландии, копировал Рубенса.
Итальянский мастер, работавший при дворе в Брауншвейге (Нижняя Саксония), был хорошо известен в Германии своими живописными портретами и миниатюрами. 1872, стр. — А. Wassiltchikoff, Liste alphabetique de portraits russes, СПб.
Толстого, Ф. М.