Помимо главных божеств, в индийской мифологии присутствуют боги, олицетворяющие абстрактные чувства, а также множество полубогов и духов. Сарасвати – главная для ведийских ариев река, в древнеиндийской мифологии и изображениях Сарасвати предстает в образе молодой женщины как божество, она считалась покровительницей искусств, наук, богиней мудрости, создательницей письма и алфавита. Сурья – в древнеиндийской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны иногда Агни.
Сурья — в древнеиндийской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны иногда Агни. Ушас – в древнеиндийской мифологии богиня утренней зари, которая появляется с рассветом на золотистой колеснице. Одним из наиболее богатых и своеобразных пластов индийской культуры является мифология.
Рождение бога в облике смертного в индийской мифологии называется аватаром, то есть воплощением.
На протяжении веков менялись языки народов Индии и их представления о богах. Их дети тоже являются богами, «курирующими» ту или иную сферу жизни: Ганеша и Сканда. Эти полубоги имели вид змеи с человеческим обличием. его Подобно европейскому собрату, он изображается в виде юноши прекрасного, вооруженного луком и стрелами, с той разницей только, что лук его сделан из тростника сахарного, а стрелами ему служат цветы.
Действительность преображена фантазией до неузнаваемости. Агни – бог огня и защитник домашнего очага. Все индийские боги и полубоги имели жен. Передвигается он на птице Гаруде. Выступая в роли советника Арджуны, Кришна и произносит знаменитую «Бхагавад-гиту».
В основном они возникли как олицетворение природных стихий (ветра, грозы, моря и так далее) и в этом очень похожи на обширный Пантеон греческих богов. Индуизм также богат на своих святых и отступников, праведников и предателей. Силой оружия Рама завоевывает племена Юга. Там он, посвятив себя поискам высшего «я», одержал победу над собой. Он расколол яйцо надвое и стала нижняя половина его землей, а верхняя небом.
Внутреннему перерождению соответствуют правильная речь (в буддизме подчеркивается недопустимость лжи), правильное поведение предполагает невозможность нанесения вреда окружающему миру, правильный образ жизни, правильное усилие позволяет контролировать состояние психики, освобождаться от эгоистических помыслов, правильное направление мысли позволяет сконцентрировать внимание на статусе собственной личности и, наконец, путь завершается правильным сосредоточением, обретением состояния полного покоя, отрешенности от мира и избавления от желаний. Эти аспекты ее божественной сущности требуют принесения кровавых жертв (чаще всего жертвой служил козел, но легенды полны рассказов и о человеческих жертвоприношениях).
С точки зрения индуизма Иисуса Христа тоже можно назвать аватаром Бога. Агастья принес на юг страны «Веду» и священный огонь, т. е. Историко-культурное значение ведийской мифологии исключительно велико. Для индуизма характерны два основополагающих понятия -- карма и дхарма. «Махабхарата» отражает какие-то исторические события, межплеменные войны героического века (конец первого тыс.
Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ. Как и некоторые другие боги, Брахма обладает даром перевоплощения. Но в «Ведах» он второразрядное божество, в «Махабхарате» же – величайший бог, отодвигающий Индру на задний план.
Познакомимся с некоторыми из них. Поздние отрывки наслаивались на первоначальный древний костяк, обраставший чуждым ему «мясом». Контекст, в котором произносится проповедь Кришны, достаточно трагичен. Именно этим объясняется перевоплощение бога Вишну в смертного героя Раму. В тот же миг такие же шары возникли из уст других разъяренных богов и полубогов. Потребовались комментарии к «Ведам» и они были созданы внутри тех же самых школ, в которых складывался ведийский канон.
В живых остаются лишь пятеро Пандавов. Основным источником для изучения ведийской мифологии и вообще самым древним памятником индийской словесности являются «Веды». Комментируя «Веды», авторы «Упанишад» относятся к ним с некоторой долей иронии, как к памятнику дикарской поры, не дающему истинного знания. Это понимание преемственности не воспроизводит полностью учения «Упанишад» о непрерывных воплощениях души, о ее новых и новых рождениях, но заимствует главное: сантану формируют физические и ментальные свойства личности, вот таким образом каждое последующее возникновение и движение протоков зависит от предыдущего.
Сарасвати – это богиня мудрости и искусств. Но нельзя сказать, были ли названные в поэме герои историческими лицами. Деви олицетворяет могучую силу животворной любви, которой подчинено все сущее.
Затем появляются пять первоэлементов (вода, огонь, земля, воздух, мысль) и боги, которые совместно создают мир. Шива созерцателен и аскетичен, жены — активны и деятельны, в момент их соития божественная энергия многократно умножается. Вишну бог, который руководит и уравновешивает творческие порывы Брахмы и разрушительный танец Шивы, также Вишну бог-наблюдатель за многообразной игрой вселенской жизни. Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Восьмая аватара Вишну -- Кришна.
Супруга Вишну Лакшми (или Шри) -- богиня счастья, красоты и богатства. Учение Будды дает ответ на этот главный вопрос. Конечно же, в индуизм вошли многие идеи ведизма. Вообще по верованиям индусов Брахма создатель всего живого (и неживого тоже).
Это обеспечивает баланс сил на Земле. Действительность преображена фантазией до неузнаваемости. Он красного цвета (не всегда иногда кожа у него вполне человеческого цвета) и многолик (изначально имел пять лиц, но в виду обстоятельств непреодолимой силы их осталось всего четыре – Шива своим третьим глазом испепелил одну из них, так как счел обращение Брахмы к нему недостаточно почтительным). Хануман – бог обезьяний, сын Ваю (бога ветра), верный и друг слуга Рамы.
Веды — ведать, ведун, ведьма. В «Маркандейя-пуране» рассказывается история о проявлении Дурги. Отступление от кармы влечет за собой страдания и гибель. В давнем трактате Тысяча имен Лолиты названы многочисленные имена богини.
Вряд ли кто-нибудь смог бы припомнить сразу всех богов Индии – их несколько тысяч. Ноги у него по преданию тоже четыре, но изображают обычно две. Образ Вишну, вероятно, восходит к солярным мифам (на что указывает его оружие -- чакра (диск), ездовая птица Гаруда (символ солнца) и желтые одежды) и вот таким образом первая версия отражает три фазы движения солнца -- восход, зенит и закат.
Вишну мыслился живущим в особой части неба, омываемой небесным Гангом. Брахма, Вишну и Шива не были исключением. Место его обитания — величайшие горы Меру. Он искал виновных, карал их и грехи отпускал. Но Кришна высосал из нее жизнь и она упала замертво, а он остался невредим.
Конечно, есть праздник и в честь Шивы, Шиваратри, с экзальтированными плясками. Приключения героев разбавляются вставными эпизодами, отступлениями, составляющими, собственно говоря, суть грандиозной по объему и масштабу действий поэмы, которую называют «энциклопедией древнеиндийской жизни». Танец Шивы символизирует путь к спасению, освобождение от майи (иллюзий).
Лицо его «словно полная луна», огромные глаза «как листья распускающегося лотоса», у него четыре руки и темный цвет кожи. Считается, что бхуты состояли в свите Бхутешвара (Шивы – индуистского божества).
Он либо стоит в полном вооружении, либо возлежит на свернувшемся в кольцо змее Шешу. Как много мифических существ обитает в мире смертных. Создатся впечатление, что мир богов только что вышел из хаоса. Кауравы завистливы и коварны, готовы на любое преступление.
Он либо стоит в полном вооружении, либо возлежит на свернувшемся в кольцо змее Шешу. Ведя отшельническую жизнь в лесу, братья совершают множество подвигов. Приняв облик рыбы, он спасает прародителя человечества Ману от потопа.
Солнце – его глаз, но и сам он – око богов. Для европейца индуизм кажется чем-то очень сложным, непонятным, чуждым. Философскую направленность «Брахманов» продолжает третья группа ведической литературы – «Упанишады». Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель.
Этим «мясом» были предания, бытовавшие не в военной среде, в которой зародилась поэма, а в жреческой, брахманской. Кроме женских танцовщиц для услужения богам также существуют гандхарвы – прекрасные юноши. В гимне, ему посвященном, поется: «Да подаст он здоровье коням и быкам, баранам и овцам, мужчинам и женщинам. » Бог смерти Яма в отличие от других богов был смертен.
Главное -- перемена в сознании, вот таким образом путь начинается с формирования правильных взглядов, направленных на достижение четырех благородных истин, понимание которых приводит к «правильному стремлению» (желанию достичь нирваны). Вторая нога бога согнута и поднята. Е окончательная редакция, как полагают, осуществлена сказителем, близким придворным кругам, пытавшимся приблизить поэму к литературным канонам своего времени (III – IV вв. ). Как подчеркивал сам Будда, его учение призвано освободить мир от страданий.
Срединный путь проникнут духом разума, вот таким образом он ведет к прозрению. Высшая из них соответствует головному мозгу, где она соединяется со своим атманом — духом, как Шива с Шакти. В живых остаются лишь пятеро Пандавов.
Третий глаз, тот который мечтают у себя открыть все йоги и прочие «просветленные», расположен в центре лба и может нести во истину разрушительные последствия, не забывайте, что стало с одним из лиц Брахмы. Но в «Ведах» он второразрядное божество, в «Махабхарате» же — величайший бог, отодвигающий Индру на задний план. Но вообще, с сотворением мира здесь все так же сложно как и у китайцев. Шиву окружают духи и призраки, на его шее — ожерелье из черепов, он незримо присутствует на полях битв, в местах сожжения трупов, перекрестках (они в Индии считаются опасными местами). Впрочем, так говорят шиваисты. Да, «Веды» – это знание, смысле «знание – это сила», но сила конкретная, обращнная к загадочному для древнего человека миру сверхъестественных сил, помогающая их умилостивить, а порой и заставить выполнить чуждую им волю.
На лбу Шивы — третий глаз, символ высшей мудрости, а горло его черно от яда, выпитого для спасения богов, его тело обвивают змеи, оно покрыто золой — символом аскетизма и чистоты. В этот же период празднуется день рождения царевича Рамы. Из хаоса появились воды, воды породили огонь, а от тепла огня появилось гигантское яйцо. Самый красочный индуистский праздник, Холи, отмечается в день полнолуния в период март-апрель и символизирует весеннее расцветание природы. Имелась группа богов, представляющих различные проявления солнца. «Веды», сохранявшие значение священных текстов, становились малопонятными.
до н. э. ). «Вишну» трактуется как «проникающий во все», «всеобъемлющий», что указывает на его роль демиурга. Рудра обитал вдали от всех богов на вершине Гималаев.
Они представляют собой высший род созданий и живут в занебесных областях. Раз в 12 лет сюда приходят для священного омовения до 5 миллионов людей. Животворность или разрушительность Шиву зависят от отношений с его женскими ипостасями.
Для этого он должен постичь «четыре благородные истины»: 1. В «Махабхарате» Брахма имеет эпитеты Творец, Установитель, Распределитель, Наставник мира. На людей он насылает болезни и стихийные бедствия. Эти источники относятся к классу шрути, то есть «откровение».
Так как слишком уж схожи с человеком, но все же иные. В индийской мифологии Вишну еще и владыкой райского мира — вайкунтхы. Индийские предания полны записей о божественных существах, которых называли «Наги». Стоит отметить, что Брахма также считается правителей самого высокого из небес – мира под именем Сатья – так что Брахма представлен в одном из четырнадцати миров в своем истинном обличье, в отличие от Шивы и Вишну, который появляется на земле – последнем из небес – в образе своих аватаров.
Эти 33 бога делятся на земных, атмосферных и небесных. В данном случае она полностью соответствует мужу, так как олицетворяет разрушение. Вместе со своей общей супругой они уходят в Гималаи, чтобы стать отшельниками.
Не было во время его царствования ни смертей, ни болезней, ни преступлений, земля давала обильные урожаи и никогда не нарушался мир. Впоследствии Рама будет молить Ситу вернуться, но оскорбленная женщина еще раз прибегнет к «заклятию истиной», попросив Богиню-Землю в подтверждение ее слов открыться и забрать ее к себе. Невзирая на это, они все же не являются богами. Первую проповедь он произнес перед пятью аскетами, которые стали его первыми учениками. Но не только как аскет известен грозный Шива, но и как пылкий любовник и танцовщик. Для своего почитателя она является олицетворением сострадания и материнской заботы.
В сознании народных масс Индии, как и всего мира, такая идея не может быть популярна. Центральными фигурами в тантризме являются Шива и Деви. В отличие от «Махабхараты», другая крупная поэма древних индийцев «Рамаяна» производит более целостное впечатление. Истории Рамы Чандры посвящена эпическая поэма «Рамаяна» (сказание о Раме) Рама -- наследный принц и герои, обладающий безупречным характером.
Это трактаты, написанные частично стихами, частично прозой. Жизнь царевича протекала спокойно и безмятежно, но боги, стремившиеся заставить Гаутаму выполнить свое предназначение, послали ему три знамения (болезнь, страдание, смерть), которые ужаснули его и лишь четвертое (странник) подсказало выход. Так, говорится: «Те, кто выполняют «Веды», считая себя людьми, знающими и учными, на самом деле бредут, подобно слепцам, ведомым слепым поводырем и не могут достигнуть цели». Пушан («Расцветающий», «Пухнущий») — солнечный бог, воплощающий плодоносящую силу солнца и, соответственно, он передвигается по небу на колеснице, запряженной козлами, плодовитыми животными, в то время как колесницу Сурьи влекут не животные, а лучи. В конце концов ему открылась тайна страдания и возможности победы над ним: он стал Буддой -- «Просветленным».
Это были поучения жрецам – «Брахманы». Это сборники (самхиты) заклинаний, молитв и гимнов духам и богам исполнявшихся во время жертвоприношений и других религиозных обрядов, начавших складываться на рубеже II-I тыс. Шива особенно знаменит своим танцем. Иногда его рисуют как обычный глаз, а иногда схематически в виде трех полос. Этот праздник посвящен победе пастуха Кришны над дьяволицей Холика.
Существует причина этих страданий, 3. Эпические повествования или Бхагаваты описывают хронологию десяти главных инкарнаций Вишну (всего их двадцать шесть): Матсья (рыба), Курма (черепаха), Варааха (вепрь), Нарасимха (лев с человеческим лицом), Вамана (карлик-аскет), Парашурама (воинственный жрец-брамин), Рама, Баларама (пастух и брат-близнец Кришны), Кришна и Калки (воин на белой лошади), чье появление будет возвещать о конце эпохи. Имелась группа богов, представляющих различные проявления солнца. Брахма считался создателем и управителем мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов (дхарма), деление на варны. В этих простых словах заключается нравственный смысл учения Будды. «Я одинаков ко всем существам, -- говорит Кришна, -- нет для меня ни ненавистного, ни дорогого но те, которые поклоняются мне с преданной любовью, -- они во мне, а я в них».
Последней ступенью в развитии мифологии Парвати является отождествление ее со всемогущим женским началом, почитаемым в качестве основного и доминирующего элемента в мироздании. Так, если в ранних мифах создание различных частей мира рисуется как результат рассечения на части человека, приносимого в жертву, то в одной из «Упанишад» этот же человек истолковывается как Мировой разум изначальная мысль и, более того, сознательная деятельность богов и людей представлена как его проявление. Савитар — также солнечный бог. Они стали прославлять богов и жрецов. Прожив долгую и спокойную жизнь (80 лет), Будда отошел в паранирвану, окруженный скорбящими учениками. Но в то же время в текст «Брахманов» вкраплены мифы, легенды и оказания как параллельные ведическим, так и им неизвестные иногда более древние. Индиец эпохи вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Этот культ является частью значительного ответвления в индуизме известного как тантризм, по названию его священных текстов («тантр»).
В каждой религии существуют свои святые и демоны, как свет и тень, белое и черное. Эта всеобъемлющая любовь и является центральной темой легенды о Кришне. Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости.
мир предстает как форма существования Вишну. В самом начале существования мира не было ничего, только хаос и тьма вокруг. Во второй половине I тысячелетия до н. э. до н. э., когда арии, покинув места своего первоначального обитания в Пенджабе, передвинулись в долину Ганга.
Нирвана -- состояние высшего покоя -- достижима в любом месте и на любом отрезке жизни. Наконец, еще одно мнение признает в богах аватары, то есть воплощения единого бога. В некоторых индийских священных писаниях говориться о том, что полубоги со змеиным телом жили вместе с людьми, но пришло время и Брахма разверз землю, после чего Наги спасаясь, спустились под земляной покров. Передвигается он обычно на лебеде.
Ей поклоняются в тантризме, завершающем уже индуизм. Легенды и героические сказания, передаваемые из поколения в поколение, стали основой индийских героических поэм, подобных знакомому нам эпосу о Гильгамеше. Но нельзя сказать, были ли названные в поэме герои историческими лицами. Как и некоторые другие боги, Брахма обладает даром перевоплощения. Чертоги владыки могут посещать мудрецы и праведники.
Несмотря на малочисленность Пандавов им удается избежать расставленных их противниками ловушек, найти выход из казалось бы, безвыходного положения. Потребовались комментарии к «Ведам» и они были созданы внутри тех же самых школ, в которых складывался ведийский канон. Основным источником для изучения ведийской мифологии и вообще самым древним памятником индийской словесности являются «Веды». Он красив, умен, добр, милосерден. Воздерживайся от всякого зла, твори добро, обуздывай чувственные желания.
Создатель Брахма называется в ведической литературе и упанишадах также Сваямбху (переводится с санскрита как самосущий, самосотворенный), Хиранья гархба (переводится как золотой зародыш иди семя, яйцо). Она многогранна и имеет множество имен. Шива — очень интересный и противоречивый бог. Кали изображают как страшную многорукую женщину в ожерелье из черепов, с черными развивающимися волосами, кровавыми клыками. Так, Сарасвати покровительствовала музыке искусству и литературе. Приключения героев разбавляются вставными эпизодами, отступлениями, составляющими, собственно говоря, суть грандиозной по объму и масштабу действий поэмы, которую называют «энциклопедией древнеиндийской жизни».
Но нас не сможет оставить равнодушным то, что среди ведийского пантеона мы обнаруживаем точные соответствия богом народов древней и новой языческой Европы: Дьяус-Питар — Юпитер, Паряджоиья (бог грозы) — литовский Перкунас, славянский Перун, Ушас — латышская Усиньш, Маруты — латинский Марс и, наконец, дэва (бог) — латинское «деус». Это новое понимание судьбы как совершенной неотвратимости и предопределенности. Так, говорится: «Те, кто выполняют «Веды», считая себя людьми знающими и учеными, на самом деле бредут, подобно слепцам, ведомым слепым поводырем и не могут достигнуть цели».
Ее окончательная редакция, как полагают, осуществлена сказителем, близким придворным кругам, пытавшимся приблизить поэму к литературным канонам своего времени (III — IV вв. ). Этот демон символизирует человеческое невежество, которое Шива искореняет. Если невозможно однозначно выделить верховное божество, то можно установить, по крайней мере, что наиболее популярным богом в «Ведах» является Индра, который олицетворяет силу, плодородие и, при этом, мужское начало. Считается, что некоторые боги имели или имеют воплощения (аватаров) на земле.
Сам Натараджа окружен языками пламени. Впоследствии из того яйца вылупился прародитель всего живого Брахма1. Вторая группа текстов – «Араньяки» («Лесные книги»), связанные с символикой жертвенного акта. Одна из них — «Махаб-харата» рассматривалась самими индийцами как продолжение «Вед», считалась пятой «Ведой», предназначенной, в отличие от четырех первых, для простонародья. Страдания можно прекратить, 4. Среди них господствует убеждение, что боги – высшие существа, дэвы.
Входил в высший пантеон индийских богов Вишну, который поддерживает и управляет жизнью. Достаточно сказать, что в ряде более древних книг удалось насчитать 3333 (. ) бога. Брахма — бог творец. Сам Брахма разделяется на две части -- мужскую и женскую. Они отражают динамичность в развитии всего сущего.
Тексты смрити – «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идёт о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т. п. Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией и даже из буддийских текстов. Но это не простое уничтожение, а такое, которое ведет к созиданию чего-то более абсолютного (вспомните птицу Феникс, которая сгорала в пламени, чтобы родиться заново еще прекраснее). Ваю, Вата (вей, ветер). Постепенно культ Брахмы был поглощен культами Шивы и Вишну. Так же славится детородный орган (лингам) Шивы, который, говорят, гигантского размера и в Индии даже есть храм, в котором главным объектом поклонения является именно детородный орган этого грозного бога.
Они стали прославлять богов и жрецов. Главный из них – Сурья. «Махабхарата» посвящена борьбе двух родов, Пандавов и Кауравов, за господство в царстве, расположенном в верхнем течении Ганга, со столицей Хас-тинапуром. Поздние отрывки наслаивались на первоначальный древний костяк, обраставший чуждым ему «мясом».
В «Упанишадах» разработаны учения о единстве живой и неживой природы, о круговороте рождений, ставшие основой индийской философии. В него у услужении состоят апсары (нимфы). В негативном аспекте ее почитают под именем Кали. Несмотря на архаичность сюжетной основы, уходящей в ещ более древние времена, чем сюжет «Махабхараты», само изложение ближе к сказке, чем к строгому мифу.
Это благостный бог, рассеивающий мрак, дарующий богатство и здоровье. Согласно легенде именно она изобрела санскрит – древнейшую письменность. Кожа у него голубая, похожая на небо. Любовь Кришны к Радхе воспета в лирической поэзии, живописи, скульптуре. Чтобы избавить мир от этого зла, Вишну решает родиться в человеческом облике. В отличие от Иисуса, Будда был принципиальным противником чудес (сам он творил их редко, а ученикам строго запрещал). Агни – бог огня очага и костра жертвенного.
Имя Вишну образовано от слова «виш» — наполнять, т. е., Вишну во всем, он наполняет собой все. «Веды», сохранявшие значение священных текстов, становились малопонятными. В эпосе Брахма чаще всего одаривает, утешает, дает советы исполняет просьбы.
Иногда богов членят на группы, противопоставленные по тому же тройственному принципу. Культ бога Шивы очень популярен в Индии среди различных аскетов и факиров (это как раз те ребята, которые любят спать на гвоздях и дышать огнем) так как и сам бог Шива в индийской мифологии выступает как великий аскет. Этим «мясом» были предания, бытовавшие не в военной среде, в которой зародилась поэма, а в жреческой, брахманской. По всей Индии разбросано множество небольших храмов, посвященных Раме или Хануману. Другая версия, не отвергающая, а развивающая первую, характеризует Вишну как верховного демиурга и трактует «три шага» как космогонический акт происхождения трех зон вселенной: земли, воздушной атмосферы и неба. Для того, чтобы разорвать эту бесконечную цепь, необходимо понять иллюзорность привычных земных ценностей и направить свои силы на достижение истинного знания, с приходом которого человек обретает новое состояние, называемое нирваной (буквальный смысл: уничтожение, затухание). Считается, что он охраняет сторону Восточную света.
Вишну «известен уже «Ведом», где он выполняет ту же функцию охранителя вселенной, которую измеряет тремя своими шагами. Их спутниц звали, соответственно, Сарасвати, Лакшми и Парватти. С некоей радостью узнавания я встречаю среди индийских богов Митру, Апам-Напата, царя золотого века Ииму с несколько видоизмененным именем Яма, налиток хому (в форме сомы). Однажды изо рта разъяренных Вишну, Шивы и Брахмы изошел огромный светящийся шар.
Лакшми сопутствует Вишну во всех его аватарах. Она есть также высшее, совершенное Сознание и чистое Блаженство. Ведь для индуизма также присуща идея троичности и триединства божественных сил. Вишну мыслился живущим в особой части неба, омываемой небесным Гангом. Она воплощает жену всех инкарнаций Вишну.
Парватти – жена Шивы. Ведийская мифология, как она отражена в древнейших текстах, предполагает свободную композицию мифов на основе всей совокупности мифопоэтических знаний (veda) каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен в принципе и не требует для своего объяснения специального мифа в установившейся, законченной форме. Так складывается триада (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемая как проявление единого высшего божества. Главный из них — Сурья.
Так же, как и Вишну, он вечен. до н. э. ). Передвигается он на птице Гаруде. Это смешение эпох неудивительно. Здесь появились первые государства ариев, что потребовало создания государственного культа и жречества. Источники ведийской мифологии: четыре древнейших собрания вед брахманы к соответствующим ведам (сведения о ритуале интерпретации его сокровенного смысла и символики, ряд мифов и мифологизированных преданий) араньяки (тексты, связанные с брахманами) упанишады. Это выражается и в одном из его эпитетов – Атиндра «Более великий, чем Индре».
Кроме этого, у Брахмы четыре руки, в которых он держит скипетр (иногда вместо скипетра можно встретить четки), лук (не тот который есть, а тот из которого стрелять), миску для подаяний и манускрипт вед (чаще всего Риведы). Изображали его в основном сидящим в позе лотоса. Но, в тоже время в текст «Брахманов» вкраплены мифы, легенды и сказания как параллельные ведическим, так и им неизвестные иногда более древние. Таким образом, «Упанишады» противостоят «Ведам» как знание незнанию, как мысль призрачному миру религии. Считали это божество защитником праведности, победителем демонов и помощником людей. Кроме Верховных трех Божеств индусы почитают множество богов других. Главным принципом буддизма является идея «всеохватной причинности» или мировой кармы он призван объяснить как вечную изменчивость мира, так и текучесть психических состояний человека.
В индуизме таких существ, обладающих божественной полузвериной-получеловечьей сутью, называют кимпурушами, что в переводе с санскрита означает «как человек», «почти человек». По легендам однажды он покорил, танцуя, 10 тысяч врагов-чудотворцев. Веды – ведать, ведун, ведьма. А вишнуиты славят, как главного, своего бога. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы.
Вишну принял свой истинный облик и тремя шагами охватил три сферы мироздания, отсюда и его эпитет -- «Широко ступающий». Лакшми считалась богиней любви, семейного очага, удачи. Индуизм является одной из самых необычных религий мира. Если христианский праведник стремится к вечной жизни в раю, то последователь Будды освобождается от бесконечных перерождений, а следовательно, от бесконечных страданий, поскольку переход в нирвану знаменует избавление от жизни как таковой. Среди всего многообразия нечисти, досаждавшей людям, кимпуруши наиболее неприятны людям.
А истинный бодхисаттва (учитель) не станет приближать собственную нирвану, пока на земле остается хотя бы одно существо, страдающее в круговороте перерождений. Вишну обладает многочисленными обликами. Это трактаты, написанные частично стихами, частично прозой.
Тысячи стали жертвами заклятой, вечной борьбы. Согласно одному из космогонических мифов, Брахма рождается из золотого яйца, плавающего в первобытных водах. Таким образом, Вишну представлен в индуизме как верховное, высочайшее божество. Культ Рамы и Ситы -- один из самых популярных в индуизме.
В «Упанишадах» разработаны учения о единстве живой и неживой природы, о круговороте рождений, ставшие основой индийской философии. Танцующий Шива — одно из наиболее популярных изображений в индийском искусстве.
«Постиг я три мира, свершил все свершения, но действия не прекращаю движения», -- говорит Кришна. Комментируя «Веды», авторы «Упанишад» относятся к ним с некоторой долей иронии, как к памятнику дикарской поры, не дающему истинного знания.
Это особенность эпических поэм всех народов. Жители древней Индии поклонялись великому множеству богов и божеств. Философия учения. Это также весьма и весьма почитаемая божественная личность в индуизме. Это и мать, божественного происхождения, которая окружает свое чадо безусловной, неземной любовью и дарит божественное знание. Их культура переплеталась с религией и традициями местного населения.
Несмотря на малочисленность Пандавов им удатся избежать расставленных их противниками ловушек, найти выход из, казалось бы, безвыходного положения. Вместе со своей общей супругой они уходят в Гималаи, чтобы стать отшельниками. От этого брака родились бог воины Сканда (или Кумара) и бог мудрости Ганеша. Этим понятием становится сантана (букв, поток), обозначающая синтез различных энергий -- физической, психической и ментальной.
Приняв облик рыбы, он спасает прародителя человечества Ману от потопа. Вторым по значимости в мифологии индуизма является Брахма. Самый верхний уровень представлен троицей: Брахма – создатель, Вишну – хранитель и Шива – разрушитель, а также их женами-богинями: Сарасвати – покровительницей обучения, Лакшми – богиней богатства во всех его проявлениях и Шакти (также известна как Парвати или Амбика) – богиней храбрости и силы. Одна из них – «Махабхарата» рассматривалась самими индийцами как продолжение «Вед», считалась пятой «Ведой», предназначенной, в отличие от четырх первых, для простонародья.
Ее часто изображают верхом на огромном льве с оружием в многочисленных руках. Они то люди то животные, то абстрактные понятия типа Вач («Речь»), Адити («Несвязанность»), Талас («Космический жир»). На протяжении веков менялись языки народов Индии и их представления о богах. Культ поклонения богу Вишну называется вишнуизм (или вайшнавизм) а его последователи — вайшнавами.
В отличие от «Махабхараты», другая крупная поэма древних индийцев «Рамаяна» производит более целостное впечатление. «Махабхарата» посвящена борьбе двух родов, Пандавов и Кауравов, за господство в царстве, расположенном в верхнем течении Ганга, со столицей Хас-тинапуром. Пушан («Расцветающий», «Пухнущий») – солнечный бог, воплощающий плодоносящую силу солнца и, соответственно, он передвигается по небу на колеснице, запряженной козлами, плодовитыми животными, в то время как колесницу Сурьи влекут не животные, а лучи. Индийский бог Шиву является олицетворением разрушения и трансформации.
В ведической мифологии насчитывается 33 земных, «атмосферных» и небесных, высших богов, среди которых так и не удалось установить достаточно четкую иерархию. Культ Великой Матери был для индийской цивилизации, как и для многих других, древнейшим. В итоге достигается полное освобождение, родственное состоянию нирваны. Это выражается и в одном из его эпитетов — Атиндра «Более великий, чем Индре». Передвигается он обычно на лебеде. Он еще текуч и неопределенен. В «Ведах» Брахма не упоминается, но некоторые его функции выполняет бог Праджапати, творец всего сущего. Имя Праджапати также становится его эпитетом.
Но уже известна, какой будет его следующая 10 сущность и что ему предстоит совершить. С тех пор платье странника стало его единственным достоянием. Да и сама запись поэмы была, видимо, осуществлена жрецами. Существует несколько точек зрения относительно того, что символизирует это действие. Вишну обладает многочисленными обликами. В ведах слово «брахман» означает молитвенную формулу Предполагается, что генеалогия Брахмы происходит от абстрактного понятия, означающего «священное знание» или мудрость В ведийской мифологии Брахма как бог-демиург отсутствует, а его функции принадлежат Праджапати, который в поздних текстах отождествляется с Брахмой.
Имя Праджапати также становится его эпитетом. Брахма -- великий подвижник, наставник, духовный учитель. Необходимыми средствами служит «восьмиричный путь», восемь ступеней на пути к совершенству.
Да и сама запись поэмы была, видимо, осуществлена жрецами. Он может принимать различные образы, часть его аватаров животные, часть – люди. Он был повелителем диких зверей. Другие потомки троицы: Кама – бог любви и Рати – богиня страсти. Они наравне с мужьями управляли жизнью людей.
Есть путь, ведущий к освобождению от страданий. Варуна – воплощение порядка мирового и истины.
Таким образом, новое учение отрицает существовавшее в «Упанишадах» понятие «Атман» (душа) и вводит новое, которое призвано определить неповторимые свойства личности. его аспекты, не имеющие самостоятельного бытия и личностного начала. Ведийская мифология передавалась устно и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу. Вишну называют «небесным вечным мужем», «непостижимым и удивительным, пречистым и высочайшим, безначальным и бесконечным». Несмотря на архаичность сюжетной основы, уходящей в еще более древние времена, чем сюжет «Махабхараты», само изложение ближе к сказке, чем к строгому мифу. У каждого народа издревле существовали поверья о чудовищах имеющих черты и людей и животных (это и египетские сфинксы и греческие кентавры, минотавры, гарпии и т. п. ), а также оборотнях – людях, способных обращаться в животных.
Он пробуждает вселенную ото сна, дает ей свет, благословляет ее. Как гласят индийские предания, величественная цивилизация Наг застала человеческую эпоху, а располагались они вблизи мифической горы Меру. Аватар это древний индусский термин, означающий нисхождение Бога на землю и воплощение Его в теле обычного смертного человека. Ганди, после рокового покушения на его жизнь, умирая, произнес слова «Хе Рам» («О, Рама»), начертанные ныне на его мемориале в Дели. Место его обитания – величайшие горы Меру.
Существует великое множество богов в индуизме, которые разделяются на несколько уровней. У бога Савитара видны одни золотые руки, поднятые в благословении, не связанные с туловищем и тем ярче выражающие его сущность.
Такое состояние называется «паранирвана» (окончательное угасание). Главной целью существования личности является достижение нирваны. Философскую направленность «Брахманов» продолжает третья группа ведической литературы — «Упанишады». Особое место в ведической мифологии принадлежало Рудре — богу разрушительных сил. Однажды прекрасной осенней ночью Кришна призвал пастушек (гопи) исполнить с ним танец расалила. Такой взгляд характерен, например, для вишнуизма.
Эти богини также считались верховными и почитались индусами. Он может и задумчиво сидеть в классической позе йоги («лотосе»), но чаще изображается танцующим на пьедестале в форме того же лотоса. Рама в индуизме выступает не только как могучий воин, но как «культурный герой» и землепроходец. Чем больше смертей, тем больше пищи для пишачи. В день, когда у него родился сын и весь дворец ликовал, царевич навсегда покинул свой дом. В них скрупулзно разъясняются детали жертвоприношений, а также даются толкования мифов, носящие умозрительный характер.
С этой его ипостасью связана следующая легенда. Они то люди, то животные, то абстрактные понятия типа Вач («Речь»), Адити («Не связанность»), Талас («Космический жир»). Отчасти это объясняется многобожием, которое достигло невероятного размаха.
Высший смысл человеческой жизни, утверждает Кришна, в познании Бога. Солнце — его глаз, но и сам он — око богов. Это сборники (самхиты) заклинаний, молитв и гимнов духам и богам исполнявшихся во время жертвоприношений и других религиозных обрядов, начавших складываться на рубеже II-I тыс. Савитар – также солнечный бог.
Другая его сущность – это бог-танцор Натараджа. Ваю (санскр. Брахма – наиболее абстрактное божество Тримурти, «подобное тысяче солнц», он – «установитель» и «высочайший наставник мира». Некоторые из них олицетворяют определенные качества души. Создается впечатление, что мир богов только что вышел из хаоса. В «Дурга-саптшати», священном тексте приверженцев Дурги, приводятся ее 108 имен это означает, что она являет собой все облики Божественной Матери, то есть саму Божественную Мать.
Шиву подчинялись другие боги пантеона. Конечно же, в индуизм вошли многие идеи ведизма. Подобно своему мужу, Парвати воинственна и сурова. В образах «Махабхараты» выражены представления о доблестях героев первобытнообщинного строя, но в то же время их деятельность характеризует порядки, существовавшие в развитых государствах.
Карма и дхарма связаны с проблемой смысла жизни и выбора пути. К высшему уровню ведийской мифологии принято относить 33 бога, причем само это число – существенная константа, под которую «подгоняется» количество персонажей. Кажется, что запомнить их имена и функции просто невозможно.
У бога-творца Тваштара – одна рука, но с топором, орудием созидания. Таким образом, учение «Бхагавад-гита» открыло всему миру, что единение с Богом лежит в пределах человеческих возможностей и наилучшим средством достичь Бога является преданная любовь к нему ибо Бог сам и есть любовь.
Таким образом, если Вишну сохраняет мир, то Брахма его творит. Небесные покои Вишну залиты ослепительным светом так, что ни боги, ни демоны, ни люди не могут их созерцать Светила, приблизившись к этому месту, сияют еще ярче. Так, если в ранних мифах создание различных частей мира рисуется как результат рассечения на части человека, приносимого в жертву, то в одной из «Упанишад» этот же человек истолковывается как Мировой разум изначальная мысль и, более того, сознательная деятельность богов и людей представлена как его проявление. Не уступает ему в популярности бог с головой слона – любимый очень многими не только в Индии, но и за ее пределами добрый покровитель мудрости и благополучия Ганеша. В этой фазе развития ее образа наиболее употребительным становится имя Деви («богиня»).
«Махабхарата» отражает какие-то исторические события, межплеменные войны героического века (конец И тыс. Это были поучения жрецам — «Брахманы». изображают ее в виде красавицы с лотосом в руках. Так же Шива является Гангадхаром – те, кто мог удержать реку Ганг.
Разделив свое тело пополам, он создал свою супругу, богиню Савитри. Вместе со своей женой имеющей множество имен и ипостасей (Деви, Парвати, Кали, Ума), Шива обитает в Гималаях на вершине Каиласы. Да, «Веды» — это знание, смысле «знание — это сила», но сила конкретная, обращенная к загадочному для древнего человека миру сверхъестественных сил, помогающая их умилостивить, а порой и заставить выполнить чуждую им волю. Судья и хранитель закона — бог Варуна, наказывает за грехи не только людей, но и богов. Одно из демонических созданий, навевающее на многих людей страх – бхуты.
Основное Сурьи действие – озарение мира светом, уничтожение врагов, тьмы и болезней. По другой – он был рожден в цветке лотоса, расположенного в пупке Вишну. Здесь имеет место некая динамичность – создатель-вседержитель-разрушитель. Возможно, это граничит с тем, что «Веды», скорее всего, вобрали в себя и верования дравидов, коренного населения Индии.
Характер Кришны в эпической поэме «Махабхарата» существенно отличается от Кришны-пастуха. Но нас не сможет оставить то, что среди ведийского пантеона мы обнаруживаем точные соответствия богом народов древней и новой языческой Европы: Дьяус-Питар – Юпитер, Паряджоиья (бог грозы) – литовский Перкунас, славянский Перун, Ушас – латышская Усиньш, Маруты – латинский Марс и, наконец, дэва (бог) – латинское «деус». Индра – войны бог, царь полубогов, правитель одного из небес нижних- Амаравати.
Вновь соединиться супругам суждено только на небесах.
Также любит господь Вишну являться в мир людей, через так званых аватаров. Внешне Брахма рисуется «лотосооким», «имеющим четыре веды, четыре тела, четыре лика».
Как я уже написала выше, Брахма — это бог создатель всего сущего в этом и других мирах. Кауравы завистливы и коварны, готовы на любое преступление. Это особенность эпических поэм всех народов. Суть учения Будды состоит в следующем.
Исконное темнокожее население встретилось в конце II тыс. Жизнь в мире полна страданий, 2. В «Ведах» Брахма не упоминается, но некоторые его функции выполняет бог Праджапати, творец всего сущего. Женское начало именуется Шакти («сила», «энергия») и люди, почитающие его в качестве высшего начала, называют себя шакти.
У бога-творца Тваштара — одна рука, но с топором, орудием созидания. потоп сестра и спутница, а также шакти, его воплощение творческой энергии – Ями. Конечно, такие взгляды характерны для элитарных кругов жречества.
Это благостный бог, рассеивающий мрак, дарующий богатство и здоровье. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. В двух руках он держит барабан и пламя (символ его разрушительной натуры), третья рука сложена в благословляющем жесте, а четвертая развернута к поднятой ноге, даруя тем самым освобождение от иллюзий. сделал этот край цивилизованным.
Вернувшись в родной город Аиодхья, Рама восходит на царский престол и правит своей страной десять тысяч лет. Шива — бог разрушитель, так как олицетворяет собой разрушительные начала вселенной.
Это смешение эпох неудивительно. Образы этих богав не столь определенны как в греческой мифологии, где они имеют человеческий облик. Все эти индийские боги, богини, духи. В «Махабхарате» Брахма имеет эпитеты Творец, Установитель, Распределитель, Наставник мира. К числу последних, относится легенда о потопе, близкая мифам Месопотамии и легенда о любви Пуруравасы и Урваши. Таким образом, «Упанишады» противостоят «Ведам» как знание — незнанию, как мысль — призрачному миру религии. В его честь считаются обезьяны священными.
Его представляли в виде дикого охотника, одетого в шкуры. Шива — великий любовник и прекрасный семьянин, его символ — лингам (фаллос), мощь его в энергии шакти, животворящей силы, накапливаемой в медитациях. Дхарма -- нравственный закон, высший моральный долг, которому должен служить человек. В образах «Махабхараты» выражены представления о доблестях героев первобытнообщинного строя, но в то же время их деятельность характеризует порядки, существовавшие в развитых государствах. Ваю, Вата (вей, ветер).
Он ещ текуч и не определн. своим танцем, ведя к мудрости и освобождению от кармы и пут бренной жизни. Жизнь Брахмы определяется хронологическим циклом вселенной: она подразделяется на день Брахмы (срок существования мира) и ночь, когда бог отдыхает от предыдущего акта творения. Но если в греческой мифологии отношение человека к собственному року часто носит трагический характер, а жизнь проходит в борьбе с ним (например, миф об Эдипе), то в индуизме постижение собственной кармы -- первейшая необходимость любого: бога, демона, человека. Их название упоминается в индуисткой мифологии, где на древнеиндийском наречии означает «бывший».
Наряду с индоарийскими верованиями оба направления индуизма вобрали в себя и верования неарийского, прежде всего дравидийского, населения. Вторая группа текстов — «Араньяки» («Лесные книги»), связанные с символикой жертвенного акта. Обитель Брахмы -- вершина горы Меру, пристанища праведников.
Это и та, которая лишена беспокойства и не имеет сомнений. Вишну известен уже «Ведам», где он выполняет ту же функцию охранителя вселенной, которую измеряет тремя своими шагами.