Остроухов Илья Семенович картины писал с любовью к первозданной, не тронутой рукой человека природе. Картины Ильи Семеновича Остроухова изображают и другие времена года.
Тогда он начал заниматься живописью индивидуально с признанными мастерами. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России.
В лесу тишина. Чистяков. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова.
Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы — наверху. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Его картины Золотая осень (1886-87), Первая зелень (1887-88) -пейзажи настроения, как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями.
Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды.
У художника получалось создавать картины настроения, показывал которое он с помощью особых приемов и красок. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование.
С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Остроухов постепенно отходит от практической живописи. Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. Не обошли стороной его коллекцию работы друзей Ильи. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг.
Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. И из битков жил не блызжет. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина.
две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. После 1917 года коллекция стала достоянием государства, а Илью Семеновича сделали ее хранителем. Довольно быстро совет распался на два лагеря: в одном оказались Остроухов, Серов и Боткина, в другом необходимый элемент консервативного характера в искусстве – Цветков и Голицын. Ублать. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения».
Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной.
В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Остроухов уже добивается успеха. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Остроухова». было подлинным откровением. Наиболее известна картина Сиверко (1890).
К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. С 1905 по 1913 гг. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Все работы Остроухова 1880-х гг.
Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко».
Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. После революции и до своей кончины Остроухов был хранителем собственного музея. Художнику было свойственно лирическое восприятие природы, он умел замечательно передавать все богатство красок природы, особенности ее состояния в зависимости от времен года. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.
Собрал уникальную коллекцию древнерусского искусства (иконоптсь 14-17 вв. ). В конце жизни писал уже пейзажи по памяти. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. В этюдах конца 1890-х гг.
Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. В библиотеку Остроухова допускались немногие.
Наиболее известна картина «Сиверко» (1890). Он сразу же отверг традиционный академический путь обучения: длительное рисование гипсовых слепков с античных статуй и бюстов углем и карандашом, тщательная работы акварелью и живописи с натуры масляными красками. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге. Однако копившийся опыт оказался благотворным – в коллекции Остроухова стали появляться полотна Коро, Жерико, Дега, Мане, Кипренского и Щедрина, Венецианова и Александра Иванова, а также рисунки и акварели художников-друзей по мамонтовскому кружку – Серова, Коровина, Врубеля. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника.
В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков.
Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Картины передвижников подбирал исключительно по их живописным качествам. Третьяков, считавший полотно художника одним из лучших в своей коллекции. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). Их листва – желтовато-зеленоватая. П. М. Третьяков приобрел картину прямо с выставки и всегда считал ее украшением своей галереи.
В 1890 году художник написал свою лучшую картину, которую заслуженно относят к шедеврам русского пейзажа, – «Сиверко». Передвижник с 1891, член Союза русских художников. И. С.
Природа России стала главной темой и его живописных работ. и уникальная подборка древнерусских икон. – член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1903 г. – член Союза русских художников.
Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы.
В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Долго убеждал себя и других, что его Аполлон и Марсий написан Веласкесом, пока не увидел в каталоге Венецианской академии эту картинку с подписью Ян Лис. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. Осенний лес буквально захватил художника необычайно яркой насыщенной гаммой желтеющей листвы, а он решает этюд плоскостно-декоративно, разворачивая основное изображение на переднем плане.
С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». А в двадцать один год Илья Остроухов впервые взял в руки кисти и увлекся живописью. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь.
Лучшая картина И. С. Остроухов сумасбродно сопротивлялся самой судьбе, ведшей его к пьедесталу открывателя древнерусской иконописи. Пополнение музея снова пошло планомерно. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Картины Ильи Остроухова «Первая зелень», «Ранняя весна, «Золотая осень», «Осенний пейзаж», «В Абрамцевском парке» и другие прекрасно передают прелесть и неповторимость русской природы, неизменно вызывают ответный отклик чувств зрителя.
Начиная с 1902 г. Остроухов почти полностью переключился на новый вид собирательства – коллекционирование икон. Его декорация к Кармен очень понравилась». Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. Фигуры людей придают пейзажу динамичность.
Вошёл в число видных русских пейзажистов, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа-настроения». В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Продолжения не было.
Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей.
Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. Родился в 1858 году в Москве в богатой купеческой семье. Картина Сиверко 1890 стала наиболее известной. Любые пути были перед ним открыты.
Его работы имеются также в Государственном Русском музее, музее-заповеднике Абрамцево, музеях Иркутска, Калуги, Перми, Ярославля, Минска, Баку и других. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. К написанию этой картины художника побудила нерукотворная красота паровой аллеи. Остроухов уже добивается успеха. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса.
Тем не менее, картина не несет на себе печати подражания. Киселёва, И. Е. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
В феврале 1888 года выставил на XVI выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. 1880-е гг. От этюда Остроухов сохранил в картине центральную часть – два клена с пышной кроной опадающих, четко прорисованных резных листьев.
В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Молодой художник был замечен критиками. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. Зимой 1882-1883 гг.
В середине 1880-х гг уже добивается успеха. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием.
Учился самостоятельно, пользовался советами АА. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми).
Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. В русской живописи есть направление известное, как пейзаж настроения. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи.
Однако со второй половины 1890-х гг. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину.
Нет, не уступает. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». В 1870 году поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба.
В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья.
Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей). Репина, брал уроки у П. П. Оно бледное, серовато-голубое. Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки.
В настоящее время картина по-прежнему хранится в Третьяковской галерее. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова.
представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». Остроухов как бы все сказал. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. Работал в Торговом доме Боткиных. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи.
Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. К сожалению, музей не сохранился. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Передний план заполнен тонкими силуэтами березок с едва распустившимися интенсивно зелеными молодыми листьями. Очерки понравились, понравился и юный автор. Она уже давно переросла рамки обычного частного собрания и всегда была открыта для специалистов, знатоков, любителей. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко.
Западноевропейская часть коллекции (ок. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре.
художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи.
Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Илья Семенович Остроухов на путь художественной деятельности вступил далеко не сразу. Русский очень одаренный художник, родился он в 1858 году в обеспеченной семье.
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). И. С. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
П. М. Третьяков считал «Сиверко» лучшим пейзажем своей галереи. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. Толгует подделками.
Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца).
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине.
Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. Родился в Москве в семье крупного предпринимателя. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых.
Пригорок уже покрылся плотной нежной мягкой зеленью. Остроухов с детства любил наблюдать за животными и растениями. Родители постарались дать Илье блестящее образо вани. Невооруженным глазом видно, как Остроухов восхищается их красотой. Вскоре Остроухов почти совсем оставил занятия живописью.
Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. 40 живописи и графики и ок. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа.
Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. В 1889 году И. С. Этот художник был сыном купца, но торговля была ему чужда. Этому способствовала его женитьба в июле 1889 года на дочери богатого чаеторговца Н. П. Боткиной. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». Он даже собирал коллекции необычных предметов камней, листьев и коряг.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Остроухов, по словам Репина, всякой своей картиной делал эпоху в пейзаже и вызывал целую школу подражателей.
В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). А днем он мог наблюдать за работой художников, буквально проникаясь проблемами их творчества, удачами и неудачами. Зал западноевропейского искусства в доме Остроухова.
Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. и уникальная подборка древнерусских икон.
К ней трепетно относился сам П. М. Несколько деревьев в левой части композиции, темными силуэтами выделяющихся на фоне голубоватого неба, создают своеобразные кулисы, которые замыкают пространство картины. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин.
И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Он прекрасно знал свое дело, был удачливым предпринимателем, но главным в его жизни была страстная любовь к искусству. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище.
Участник Абрамцевского художественного кружка. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять.
Левитана. Третьякова галереи. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15.
Был отдан в Академию коммерческих наук, однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым, войдя в его «абрамцевский» кружок увлёкся искусством. Саввинская слобода». Но пойти по стопам отца помешал случай: знакомство с семьей Мамонтовых.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре.
В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».
перечень). Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана. Ни ветерка. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. Причем реализация должна быть максимальной иначе талант будет растрачен впустую.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Это непосредственный показ переходного состояния природы, когда сам воздух кажется окрашенным в оттенки сероватого, голубоватого, коричневатого тонов и когда все тона неба, деревьев, земли, снега кажутся сближенными, тонко и сложно переходящими друг в друга. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. Интересно, что Остроухов начал рисовать лишь в 21 год. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи.
Со второй половины 1890-х гг. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж — «Золотая осень». Киселев, И. Е. Купил длянь.
И. Е. Репина представляли в коллекции Остроухова портреты: этюд к портрету Л. Н. Толстого, сделанный в Ясной Поляне, акварельный портрет Л. Н. Толстого, портрет дочери художника, все работы очень высокого уровня. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. В картине должны чувствоваться эмоции, чувства. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. А далее И. С.
Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. Остроухов Илья Семенович (1858 -1929) вошел в историю российской живописи как замечательный «пейзажист настроения».
Его родители были представителями достаточно богатой купеческой семьи, которые дали будущему художнику замечательное образование, благодаря которому он получил знания трех языков и навыков игры на рояле. Ведь понимание собственных возможностей, определенно, обязывает к их реализации. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ).
Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Позднее составил уникальную коллекцию (в основном древнерусской живописи), в некоторых разделах по качеству представленных здесь московских и новгородских икон 14–15 вв. Популярность И. С. С середины 1890-х гг. Речь идет о Золотой осени (1886—1887) с ее неповторимым передним планом и Первой зелени (1888), возвещающей необратимый приход нового времени года.
Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма.
Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми из поездки были привезены этюды Венеции. Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова.
В сложных случаях на Трубниковском созывался консилиум музейщиков и искусствоведов, которым предлагалось осмотреть картину и разделить заключение хозяина. Школа Чистякова была для Остроухова важнее учебы в Академии художеств, в которую он пытался было поступить. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность.
и уникальная подборка древнерусских икон. От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком.
Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда.
По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Черногубова. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. не имевшую себе равных.
Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Поначалу бестолково. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина.
Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. Эту картину сразу же купил П. М. Третьяков. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год.
Имитация картины маслом по фото: секреты мастерства. Киселев долго не соглашался давать уроки по подобной системе, не видя толка в таких занятиях.
Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. В библиотеку Остроухова допускались немногие.
Первоначально его увлекали естественные науки. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Самые известные, созданные художником, картины, написаны в 1880-х годах.
А. Серов). Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Это была Золотая осень, довольно небольшое полотно. Как художник Илья Семёнович начал проявлять себя перешагнув чуть за двадцать лет.
Повесив картину на стену, вы будете иметь возможность каждый день любоваться красотой природы, переда. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето.
Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Осроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15.
С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников — 330, рисунков русских художников — 550». Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя.
Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. Остроухов вел активную общественную деятельность. Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Такие демарши жестоко карались. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом.
Большая часть работ даровито живописца пейзажи средней полосы: и здесь ему нет равных. С 1891 года – участник Товарищества передвижных художественных выставок, а с 1903 года – Союза русских художников. Практически все картины это картины центральной части страны.
В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой.
Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Главными же стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова, где Остроухов занимался на протяжении двух сезонов— 1882/83 и 1883/84 годов.
В середине 1880-х гг. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Саввинская слобода». Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Академии художеств.
Он расценивал это приобретение как лучший пейзаж галереи. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Репин, П. П.
Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Саввинская слобода». Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11.
Остроухов собирал живопись ради живописи. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. В картине нет рассказа. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению.
Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. В середине 1880-х гг. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). Родился Илья Семенович в 1858 году в Москве, в богатой купеческой семье. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Это было худшее время за всю историю музея.
Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Картина «Золотая осень» экспонировалась на пятнадцатой выставке передвижников, второй по счету, на которой участвовал художник. Остроухова Сиверко (1890) является шедевром русской пейзажной живописи.
В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.
был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Остроухов был фактическим руководителем совета и большая часть выпадов против работы его членов направлялась именно на него. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника.
С 1906 г. – д. чл. учился у П. П. Чистякова в Петербурге. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ.
Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. В собрание входили уникальные работы А. П. Лосенко, Ф. М. Матвеева, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, Ф. А. Бруни, П. Ф. Соколова, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского13.
Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко».