Его декорация к Кармен очень понравилась»4. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Действительный член Императорского археологического общества (с 1887), член Англо-русского литературного общества (1894–1917), Московского архитектурного общества (1905), Всероссийского союза деятелей изящных искусств (1906). Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова.
И из битков жил не блызжет. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. С конца 1880-х— организатор музыкальных вечеров в Абрамцево и доме В. Д. Поленова. Наиболее известна картина Сиверко (1890). Член Абрамцевского художественного кружка (с 1881). Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см.
Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15.
Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Оказал огромное влияние.
Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Выходец из старинного замоскворецкого купеческого рода из той среды, которая поставляла колоритнейших типажей для пьес Островского, Остроухов и сам любил бравировать своими купеческими ухватками, напоказ капризничая в окружении интеллигентных гостей – Александра Бенуа и Абрама Эфроса. В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). Работал в Торговом доме Боткиных.
Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. В качестве консультанта участвовал в реставрации памятников архитектуры в Москве (Годуновский собор, Новодевичий монастырь, собор Василия Блаженного, Архангельский собор в Кремле), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят.
Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. Таким образом, в творчестве Остроухова наметились две основные линии развития – поиски создания обобщенного образа русской природы, с одной стороны и дальнейшего развития колористического этюда пейзажа-настроения – с другой. было подлинным откровением. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой».
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею., в начале 1880-х гг.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). П. М. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы.
В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). Из купеческой семьи.
Третьяков считал "СиверкоСиверко. Мастер пейзажной живописи и рисунка. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников – 330, рисунков русских художников – 550».
Действительный член петербургской Академии Художеств (1906). Толгует подделками. попечителем Третьяковской галерее.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи.
Систематического художественного образования не получил. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды. Передний план заполнен тонкими силуэтами березок с едва распустившимися интенсивно зелеными молодыми листьями. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. В 1890–1917— попечитель Петровско-Басманного городского начального училища. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. После Великой Октябрьской социалистической революции крупнейшие частные музеи были национализированы. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана.
В научном подходе русских ученых к иконе было в то время некоторое сомнение в существовании иконописи как живописи. Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств.
После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. В коллекции Остроухова были представлены бесценные образцы новгородской, московской, ярославской, строгановской, византийской иконописных школ. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха., И. И.
Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной.
Академик. учился у П. П. Чистякова в Петербурге. Наконец и сам образ пейзажа, соединяющего в себе лесные и в то же время какие-то парковые черты, обнаруживает влияние Поленова. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. В его собственной коллекции были собраны прекрасные по художественному уровню полотна русских художников XVIII и XIX вв. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей.
В библиотеку Остроухова допускались немногие. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Неяркая русская природа получила в пейзаже конца ХХ в. свой живописно пластический эквивалент, приобрела обобщенное, образное звучание. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино.
Ублать. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Первым его учителем был художник-передвижник Александр Александрович Киселев, учитель детей Мамонтовых. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». не имевшую себе равных.
После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы – наверху. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. И. Е. Репина представляли в коллекции Остроухова портреты: этюд к портрету Л. Н. Толстого, сделанный в Ясной Поляне, акварельный портрет Л. Н. Толстого, портрет дочери художника, все работы очень высокого уровня. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком.
К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Ни ветерка. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. С 1905 по 1913 гг.
Вразделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане) и А. Матисса. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса.
Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Помимо художественной, занимался активной общественной деятельностью. Все работы Остроухова 1880-х гг. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом».
Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. В 1889 году И. С. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. После женитьбы оставил работу и посвятил свою жизнь коллекционированию живописи: ему удалось собрать крупную коллекцию икон, скульптур, мебели, русской и западноевропейской живописи, старинной утвари, предметов прикладного искусства. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других.
Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи.
Друг и советчик П. М. Третьякова, был в 1898-1903 гг. и С. М. Третьяковых (1905–1913). Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. В18981511903 член Совета и фактический руководитель Третьяковской галереи, в 190515113 попечитель Третьяковской галереи. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Вот таким образом, хотя его коллекцию и национализировали после революции, дом его в Трубниковском переулке специальным постановлением объявили музеем иконописи и живописи им.
После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Илья Семенович Остроухов на путь художественной деятельности вступил далеко не сразу. Саввинская слобода». С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом.
П. М. Третьяков считал «Сиверко» лучшим пейзажем своей галереи. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», – начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Очерки понравились, понравился и юный автор. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем.
И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. Такие демарши жестоко карались. Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова.
Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. Репин, П. П. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель. В этюдах конца 1890-х гг. Пополнение музея снова пошло планомерно.
В библиотеку Остроухова допускались немногие. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Со второй половины 1890-х гг. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России.
Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа.
Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17).
Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Чистякова. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. В 1884–1890был участником поленовских рисовальных вечеров и «керамических четвергов» в Москве.
Шишкина Шишкин Иван Иванович Великий русский художник. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом.
В середине 1880-х гг. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Поначалу бестолково.
Саврасова. Купил длянь. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы.
Один из организаторов Московского литературно-художественного кружка, общества «Свободная эстетика» (1907–1910). Чистяков. Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Саввинская слобода». Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России.
Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Был знаком с А. Матиссом. Картина «Золотая осень» экспонировалась на пятнадцатой выставке передвижников, второй по счету, на которой участвовал художник.
Его декорация к Кармен очень понравилась». Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Его картины "Золотая осеньЗолотая осень. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея" (1890). На ней изображен поворот реки с песчаным обрывистым берегом, вдали полоса леса, небо заполняют ряды серых облаков, на воде – рябь от ветра. Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана.
В 1885написал декорации к опере Ж. Бизе «Кармен» в Русской частной опере С. И. Мамонтова. В 1911 вместе с С. И. Щукиным и И. А. Морозовым принимал Матисса в Москве. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре.
Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху.
Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми).
Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. Остроухов уже добивается успеха.
1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Наиболее многочисленны в коллекции И. С. В лесу тишина. членом Совета и фактическим руководителем, а в 1905-1913 гг. Киселев, И. Е. 40 живописи и графики и ок.
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Чистякова. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова.
В последующих этюдах Остроухов создавал образ натурного мотива идя теперь уже от светового пятна, а не от четкого абриса формы, находил наиболее точно выражающую состояние колористическую гамму. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. произведений. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства.
Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи.
– бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине.
Кроме того в данном собрании было около 100 предметов декоративно-прикладного искусства из Греции, Рима, Древнего Египта, Японии и Китая. Действительный член Академии художеств с 1903.
В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. Мамонтов всегда поддерживал художников во всех их начинаниях и творческих поисках, создавая им необходимую обстановку для успешной работы, а художники платили ему любовью, преданностью, славили Абрамцево и его обитателей в своих произведениях, вошедших в сокровищницу русского искусства. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. Их листва – желтовато-зеленоватая. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. В 1882–1883состоял вольнослушателем ИАХ, где занимался в мастерской П. П. Чистякова. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств.
Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Остроухова». Остроухов уже добивается успеха.
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж – «Золотая осень». время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова.
Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Служил в Торговом доме Боткиных. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.
В картине нет рассказа. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Гравер. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля – «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище. К сожалению, после его смерти коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда.
Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. Его центральное произведение – отличающийся широким обобщением образа, полный динамики и силы пейзаж «Сиверко» (1890, Третьяковская галерея), близкий своим эмоциональным строем «пейзажам настроения» И. И. Левитана. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».
1880-е гг. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки.
Однако со второй половины 1890-х гг. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи.
Главными же стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова, где Остроухов занимался на протяжении двух сезонов – 1882/83 и 1883/84 годов. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Зимой 1882-1883 гг. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам.
В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. Позднее составил уникальную коллекцию (в основном древнерусской живописи), в некоторых разделах по качеству представленных здесь московских и новгородских икон 14–15 вв. 1888Холст, масло., 71 x 105Государственная Третьяковская галерея" (1887-88) – "пейзажи настроения", как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Нет, не уступает.
На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Остроухов собирал живопись ради живописи. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Его декорация к Кармен очень понравилась». Первоначально его увлекали естественные науки. Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». Оформлял спектакли на домашней сцене в Абрамцево— по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (по эскизам В. М. Васнецова), по пьесе С. И. Мамонтова «Хан Намык» (совместно с В. А. Серовым). В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).
Молодой художник был замечен критиками. В середине 1880-х гг. Из богатой купеческой семьи.
Член Комиссии по устройству приюта для вдов и сирот русских художников в Москве. Остроухов собирал иконы, живопись. В 1886 как вольнослушатель посещал МУЖВЗ, занимаясь у В. Е. Маковского.
С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Остроухов прожил в Петербурге две зимы, что свидетельствовало о признании Павлом Петровичем его таланта: учиться у этого педагога могли только трудолюбивые и одаренные ученики. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Члены коллегии отметили, что Остроухов, несмотря на национализацию своего собрания, продолжал пополнять его. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».
Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. В 1917участвовал в работе Комиссии по осмотру повреждений памятников архитектуры в Москве (Кремль, собор Василия Блаженного). Остроухов собирал образцы местной флоры и фауны и вскоре его естественно-историческая коллекция настолько расширилась и собрана была настолько разумно, что о молодом натуралисте знали не только русские ученые, но и европейские. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом».
Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей).
и уникальная подборка древнерусских икон. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. Это было худшее время за всю историю музея.
Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Саввинская слобода». В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня.
Его картины Золотая осень (1886-87), Первая зелень (1887-88) -пейзажи настроения, как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Остроухов должен был передать свое собрание государству, а это означало распределение отдельных произведений по различным музеям страны. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника.
Лучшие работы художника – пейзажи изображающие природу средней полосы России («Золотая осень», 1886-1887, «Первая зелень», 1887-1888 – оба в Третьяковской галерее). В юности увлекался естествознанием и собрал столь значительную коллекцию образцов флоры и фауны средней полосы России, что о молодом натуралисте знали не только русские ученые, но и европейские (В. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова.
Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. А. Серов). две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П. П. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу.
Следствием этого явилось знакомство со знаменитым Абрамцевским кружком, где у Остроухова неожиданно проснулась страсть к изобразительному искусству. Остроухов вел активную общественную деятельность. С 1901— гласный Московской городской думы.
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». И. С. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах. Служил в Торговом доме Боткиных. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
перечень). Пользовался советами А. А. Киселева (1880), В. Д. Поленова (1880-е), И. Е. Репина (1881–1882), И. И. Шишкина (1892). Учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.
Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Почти все его время занимало коллекционирование. Черногубова. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.
«Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. И. С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи.
С тех пор между Мамонтовыми и Остроуховым завязались тесные дружеские отношения, о которых Остроухов всегда вспоминал с большой нежностью и теплотой. со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день.
Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. Свет выявляет и подчеркивает структуру формы: густую массу леса, рыхлость последних снежных островков изящество легких силуэтов берез.
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. Друг П. М. Третьякова. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием.
Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12.
Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Собрал собственную значительную коллекцию русской иконописи и живописи новейшего времени (в 1918 г. национализирована, хранителем оставался Остроухов, после его смерти передана в Третьяковскую галерею). Оно бледное, серовато-голубое.
Наиболее известна картина "СиверкоСиверко. В середине 1880-х гг. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве.
На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Член Совета (с 1899), председатель Совета и попечитель Городской художественной галереи братьев П. М.
Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд.
В них вновь Остроухов возвратился к широкой, свободной манере письма, лишенной мелочной проработки деталей, к панорамной трактовке мотива, увиденного и прочувствованного на натуре. Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ).
В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Учился в московской Практической академии коммерческих наук (1870–1873). Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге.
В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. Наиболее известна картина «Сиверко» (1890). Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Всякий раз, навещая Третьяковку, он так и эдак присматривался к своему Сиверко: уступает ли в соседстве.
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. Он учил своих учеников понимать и решать чисто пластические и живописные задачи построения художественного произведения, разбираться в законах композиции, цветового решения картины, что было чрезвычайно полезно для молодых художников. Среди его учеников, . Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение.
Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. и А. М. Васнецовыми, П. М. Третьяковым и его семьей. Учился под руководством А. А. Киселева, И. Е. Репина, П. П. Чистякова.
Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. С одной стороны, художники шли прежде всего от достижения русского пейзажа, с другой – поиски новых средств выражения в пейзаже интерес к передаче света, воздуха, разработка сложных колористических задач.
Серов Серов Валентин Александрович Великий русский художник, мастер портрета, автор исторических полотен. Сначала работал самостоятельно, потом пользовался советами И. Е. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину.
Это непосредственный показ переходного состояния природы, когда сам воздух кажется окрашенным в оттенки сероватого, голубоватого, коричневатого тонов и когда все тона неба, деревьев, земли, снега кажутся сближенными, тонко и сложно переходящими друг в друга. и уникальная подборка древнерусских икон. Западноевропейская часть коллекции (ок. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».
Остроухов уже добивается успеха. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Родился 13 января 1831 года. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова.
С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. ). российский художник и художественный деятель. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве.
Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников».
Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. Издательство Мамонтова специализировалось на выпуске различных естественно-научных, детских изданий, а также изданий по общественным вопросам. Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. 1886 – 1887Холст, масло, 48, 2 x 66Государственная Третьяковская галерея" (1886-87), "Первая зеленьПервая зелень.
В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». Тем не менее, картина не несет на себе печати подражания. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой».