Остроухов, ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ (1858–1929), русский художник, мастер пейзажа, представитель импрессионизма, коллекционер. Пейзаж Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень» вызывает поэтические чувства, желание любоваться красотой русской осени, вспоминать стихотворения, посвященные осени. Было поздновато для начала серьезной работы, но Остроухов Илья Семенович стал брать уроки у И. Репина.
Остроухов Илья Семенович (1858-1929) родился в более чем состоятельной купеческой семье. Остроухов Илья Семенович картины писал с любовью к первозданной, не тронутой рукой человека природе. Картины Ильи Семеновича Остроухова изображают и другие времена года.
Вышедший в июне 1921 года номер журнала «Среди коллекционеров» был целиком посвящен Илье Семеновичу Остроухову. Остроухов Илья Семенович – художник конца XIX и начала XX века.
Позднее составил уникальную коллекцию (в основном древнерусской живописи), в некоторых разделах по качеству представленных здесь московских и новгородских икон 14–15 вв. Его работы имеются также в Государственном Русском музее, музее-заповеднике Абрамцево, музеях Иркутска, Калуги, Перми, Ярославля, Минска, Баку и других. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника.
Остроухов собирал живопись ради живописи.
От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. Черногубова.
Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Собрал собственную значительную коллекцию русской иконописи и живописи новейшего времени (в 1918 национализирована, хранителем оставался О., после его смерти передана в Третьяковскую галерею. ). И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Рост коллекции побудил Остроухова в 1905 сделать для её размещения специальную одноэтажную пристройку к дому, в 1914 её дополнили вторым этажом, где разместилась коллекция древнерусской живописи.
Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах.
Учился под руководством А. А. Киселева, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Действительный член петербургской АХ (1906). Со второй половины 1890-х гг.
Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми из поездки были привезены этюды Венеции. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг.
Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). 20 скульптуры) поступила в Музей изящных искусств и ГМНЗИ (22 и 6 фарфора копенгагенской мануфактуры, см.
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. Западноевропейская часть коллекции (ок. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях.
время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Вразделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане) и А. Матисса. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг.
Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Из купеческой семьи. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях.
Такие демарши жестоко карались. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. Шедевры и несравненная красота Венеции, ее дворцы, соборы, каналы – все это заставляло художников с раннего утра до позднего вечера ходить по городу, любоваться, наслаждаться.
Репин, П. П. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др.
С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. Остроухову всё-таки пришлось поработать по специальности, в соответствии с дипломом, выданным Московской практической академией коммерческих наук. В деятельности Остроухова как собирателя икон впервые чисто художественная точка зрения на древнерусскую живопись стала наиболее важной.
В этом этюде с натуры Остроухов внимательно фиксировал определенное состояние природы, видимо, не ставя более сложных задач. Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903).
П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). Почти все его время занимало коллекционирование. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. Остроухов вел активную общественную деятельность. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять.
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Ни ветерка. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. В картине нет рассказа.
Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Однако со второй половины 1890-х гг. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда.
Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Оно бледное, серовато-голубое. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Его университетом культуры стал мамонтовский кружок в Абрамцево, где в утонченных артистических и театральных забавах на пленере в компании Поленова, Васнецова, Серова и того же Репина гранился и шлифовался его вкус. Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс.
Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Зимой 1882-1883 гг. С середины 1890-х гг.
Саввинская слобода». Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей). Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды.
Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков.
Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А. Нет, не уступает. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. 1880-е гг. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника.
Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
Киселёва, И. Е. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства.
Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. С 1906 г. – д. чл. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу.
Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве.
«Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина.
В собрание входили уникальные работы А. П. Лосенко, Ф. М. Матвеева, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, Ф. А. Бруни, П. Ф. Соколова, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского13. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. не имевшую себе равных. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17).
Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь.
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды.
Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Передвижник (с 1891), член Союза русских художников (с 1903). Кроме занятий в гипсовом зале Академии, он посещал акварельные вечера Репина и занимался рисунком в школе Императорского общества поощрения художеств. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного.
В 1889 году И. С. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование.
Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. Это было худшее время за всю историю музея. художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России.
Работал в Торговом доме Боткиных. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи.
учился у П. П. Чистякова в Петербурге. Чистяков. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений.
и уникальная подборка древнерусских икон. Купил длянь. Киселев, И. Е. По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом.
В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. 1880-е гг.
Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Ублать. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России.
А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. Участник Абрамцевского художественного кружка. Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв.
На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят.
После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Члены коллегии отметили, что Остроухов, несмотря на национализацию своего собрания, продолжал пополнять его. Советы прославленных художников, атмосфера Абрамцевского кружка, талант и трудолюбие сделали свое дело – Остроухов стал профессиональным пейзажистом, не подражающим своим знаменитым товарищам, а ищущим свой путь в искусстве. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Толгует подделками. Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. И из битков жил не блызжет. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали.
Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма. С 1905 по 1913 гг. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Остроухов собирал иконы, живопись. О ляпах Ильи Семёновича, какими бы чудовищными они ни были, невозможно было не то что заикнуться, о них не полагалось помнить. К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники.
Главными же стали занятия в частной мастерской П. П. Чистякова, где Остроухов занимался на протяжении двух сезонов— 1882/83 и 1883/84 годов6. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). В картине конкретность, непосредственность этюда уходят.
Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова.
Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». И. С. В середине 1880-х гг. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье.
В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Молодой художник был замечен критиками.
В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Лучшие работы О. пейзажи изображающие природу средней полосы России («Золотая осень», 188687, «Первая зелень», 188788, оба в Третьяковской галерее). И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. 40 живописи и графики и ок.
Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. перечень). Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре.
Академии художеств. Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу.
Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Учился самостоятельно, пользовался советами АА. Друг П. М. Третьякова. Остроухов Илья Семёнович (1858-1929), русский художник и художественный деятель.
В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Остроухов был фактическим руководителем совета и большая часть выпадов против работы его членов направлялась именно на него.
Его декорация к Кармен очень понравилась»4. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ).
В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). В библиотеку Остроухова допускались немногие. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей.
Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. В собрании Остроухова даже второстепенные художники были представлены столь значительными образцами, что казались абсолютно новыми, значительными мастерами. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище.
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Мамонтов всегда поддерживал художников во всех их начинаниях и творческих поисках, создавая им необходимую обстановку для успешной работы, а художники платили ему любовью, преданностью, славили Абрамцево и его обитателей в своих произведениях, вошедших в сокровищницу русского искусства. Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки.
Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ».
Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ).
Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. И. С. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею. Саврасова.
В лесу тишина. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. Лучшие работы Остроухова – пейзажи изображающие среднюю полосу России (Золотая осень, 1886-87, Сиверко, 1890, – оба в ГТГ), по эмоциональному строю близки пейзажам настроения И. И. Левитана. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса.
В декабре 1918 г. Постановление Совета Народных Комиссаров о коллекции Остроухова обсуждалось на коллегии по делам музеев и охране памятников искусства Наркомпроса. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова.
Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Их листва – желтовато-зеленоватая. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы.
С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. произведений. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города.
Другие московские собиратели уже не помышляли не то что равняться на Остроухова, но и переступить дорогу – перехватить у него ту или иную покупку. было подлинным откровением. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге.
И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. Остроухов уже добивается успеха. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. А летом 1887 года он посетил Италию вместе с В. А. Серовым и братьями М. А. и Ю. А. Мамонтовыми из поездки были привезены этюды Венеции.
Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. В этюдах конца 1890-х гг. был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба.
Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище. У него хранились прекрасные образцы живописи XIII в., в то время чрезвычайно редко встречавшиеся в коллекциях, но подлинные шедевры остроуховского собрания относились к концу XIV-XV вв. И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.
К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. Остроухова».
Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков.
Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал.
Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. От этюда Остроухов сохранил в картине центральную часть – два клена с пышной кроной опадающих, четко прорисованных резных листьев. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Репина, брал уроки у П. П. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н.
В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. Очерки понравились, понравился и юный автор.
Пополнение музея снова пошло планомерно. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Государственная дума неоднократно занималась делами совета.
В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова.
8). 1858, Москва, 8. 7. 1929, там же, русский художник и художественный деятель. Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. Служил в Торговом доме Боткиных.
Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение.
Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем. Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко».
Поначалу бестолково. Его центральное произведение отличающийся широким обобщением образа, полный динамики и силы пейзаж «Сиверко» (1890, Третьяковская галерея), близкий своим эмоциональным строем «пейзажам настроения» И. И. Левитана. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Однако при всей классической строгости построения картина близка к натурному этюду в главном – в передаче настроения, в ощущении радости пробуждающейся природы. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко».
Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Его декорация к Кармен очень понравилась». Все работы Остроухова 1880-х гг. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Известный русский художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер икон, живописи, основатель частного художественного музея.
В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Учился под руководством И. Е. Репина, П. П. Чистякова и других. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров.