Вышедший в июне 1921 года номер журнала «Среди коллекционеров» был целиком посвящен Илье Семеновичу Остроухову. Большое влияние оказало на него творчество В. Д. Поленова, способствовавшего, как говорил сам Остроухов, созданию его «художественной физиономии». Остроухов Илья Семенович (1858-1929) родился в более чем состоятельной купеческой семье.
Илья Семёнович Остроухов родился 20 июля (1 августа) 1858 года в Москве в купеческой семье. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами, был принят в Товарищество. Остроухов, ИЛЬЯ СЕМЕНОВИЧ (1858–1929), русский художник, мастер пейзажа, представитель импрессионизма, коллекционер. Остроухов Илья Семенович картины писал с любовью к первозданной, не тронутой рукой человека природе.
В главном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке сейчас демонстрируется графическая часть коллекции Ильи Семёновича Остроухова. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами, был принят в Товарищество. Деятельность И. С. Остроухова на почту попечителя Третьяковской галереи определила на долгие годы вперёд стратегию развития галереи, прежде всего в подходе к комплектованию и формированию коллекций. В 1891 году, после XIX выставки ТПХВ, на которой экспонировалась картина «Сиверко», Илья Семёнович Остроухов, вместе с другими десятью экспонентами10, был принят в Товарищество.
Пейзаж Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень» вызывает поэтические чувства, желание любоваться красотой русской осени, вспоминать стихотворения, посвященные осени. Картины Ильи Семеновича Остроухова изображают и другие времена года. Было поздновато для начала серьезной работы, но Остроухов Илья Семенович стал брать уроки у И. Репина.
С середины 1880-х годов у И. Остроухова установились дружеские отношения с семьёй П. М. Третьякова. Последние свои работы, как старый художник, Остроухов Илья Семенович создавал не на пленэре, а по памяти использую те образы и мгновенные образы, что остались в его воображении. Илья Семенович Остроухов (1858-1929) принадлежит к замечательному поколению русских художников.
Остроухов Илья Семенович – художник конца XIX и начала XX века.
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Такие демарши жестоко карались. В 1906 году И. С. Остроухов был избран действительным членом Академии художеств. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».
Остроухов, наоборот, часто даже подчеркивает контуры, чтобы таким образом точнее выразить пластическую структуру пейзажа. Соратник П. М. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи.
Можно вспомнить и о единственном серьезном, увы, судьбоносном «проколе» Остроухова-экслерта не дай он опрометчивый совет Дмитрию Щукину, в Роосии могла бы находиться хоть одна картина Яна Вермеера Делфтского. Но метко, о чем речь впереди. Его декорация к Кармен очень понравилась». Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма.
Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге.
В дальнейшем из-за болезни ноги, пейзажи он писал в мастерской по прежним этюдам: в 1921 году были созданы «Не дрожат листы» и «Березовая осень». Из семьи известных архитекторов Бенуа., П. М. Третьяков считал «СиверкоСиверко. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень».
Но потом его в 1929 году, больного и полуослепшего, как бывшего купца и чаеторговца, лишили избирательных прав. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». – бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи.
Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Врубеля, Репина русская школа первой половины151 середины XIXв.
Река делает крутой изгиб и открывает широкое пространство с холмами, поросшими лесом, с полянами, просвечивающими сквозь массу деревьев. В начале 1900-х годов Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. Толгует подделками. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем.
Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. И в Петербурге и в Москве чаще всего встречались любители, понимавшие лишь ценность или редкость того или иного произведения искусства, чем подлинную красоту. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею.
Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Соратник П. М. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков.
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре. была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, А. К. И. С. Последней Остроухов был недоволен и в течение двух лет перерабатывал в конце 1887 года она была представлена на 7-й выставке МОЛХ.
Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. перечень). В отличие от музеев более «правильных» раз и навсегда — по крайней мере надолго -вешавших картины по стенам, здесь экспозиция не раз менялась до неузнаваемости.
отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. – участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Без него трудно представить художественную жизнь Москвы на рубеже двух веков. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова.
На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». В отличие от большинства своих современников Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
Западноевропейская часть коллекции (ок. Основная тема творчества Остроухова151 пейзаж средней полосы России («Золотая осень», 188615187, «Первая зелень», 188715188, «Сиверко», 1890, все151 в ГТГ). В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.
В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи. Очерки понравились, понравился и юный автор. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж.
Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. И только в 1916 году, когда Остроухов две с половиной недели жил на даче Гучковых в Крыму, находящейся на территории нынешнего лагеря «Артек», он вернулся к живописи вернувшись в Москву он сообщал: «Я сделал шесть удачных этюдов, не выходя за пределы владения. Действительный член Императорской Академии Художеств. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг.
Его декорация к Кармен очень понравилась». Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова. Вобщей сложности в фондах музея Остроухова насчитывалось около 2тыс. И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией.
Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж – «Золотая осень». Такое и держать в коллекции зазорно. Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. По сию пору в постоянной экспозиции Третьяковки можно видеть его картину «Сиверко» — одну из легенд русской школы пейзажа, за которую автора иные критики приравнивали к Левитану. Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана.
Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. пришел в искусство довольно поздно, уже сложившимся человеком. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень».
Соратник П. М. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы. Соратник П. М. Зимой 1882-1883 гг.
Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Государственная дума неоднократно занималась делами совета. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году.
Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды. Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». со временем оно пополнилось произведениями В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг.
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). Третьякова.
Их листва – желтовато-зеленоватая. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Среди его учеников, . Друг П. М. Третьякова. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность.
Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». Соратник П. М. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
Действительный член Императорской Академии Художеств. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России».
В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Словом, в собрании Остроухова не было прославленных кумиров и незаслуженно забытых – была только прекрасная живопись, подчеркивавшая талант и самобытность каждого мастера. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства.
Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». Знаменитый при жизни, Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Саввинская слобода».
Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев.
Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.
Систематического художественного образования не получил, но в 1882–1884 посещал петербургскую студию П. П. Чистякова. Киселев, И. Е. Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России. преодолел в несколько лет, полных упорного труда.
Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. Немного было в старой Москве людей, которых звали по имени-отчеству.
Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. Действительный член Императорской Академии Художеств. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Соратник П. М.
вспоминал мемуарист. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. В короткий срок он стал одним из просвещенных собирателей своего времени. Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной.
В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись.
Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ).
Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. 40 живописи и графики и ок. и уникальная подборка древнерусских икон. Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день.
Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой.
художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля – «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова.
Поначалу бестолково. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества.
Работал в Торговом доме Боткиных. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Действительный член Императорской Академии Художеств.
Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города.
Сегодня Остроухова помнят не за ошибки, а за добрые дела. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал. В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. Саввинская слобода». Репин, П. П. В них вновь Остроухов возвратился к широкой, свободной манере письма, лишенной мелочной проработки деталей, к панорамной трактовке мотива, увиденного и прочувствованного на натуре. Нет, не уступает. Третьякова.
К 1917 в собрание Остроухова входили: 117икон, многочисленные предметы церковной утвари (свыше 600 панагии, малые образа, медные и каменные кресты, печати, деревянная скульптура) акварели и рисунки русских художников, живописные произведения русских мастеров (237) около 40 работ западноевропейских художников около 20 скульптур а также предметы декоративно-прикладного искусства (около 100) из Древнего Египта, Греции, Рима, Японии и Китая. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Остроухова».
В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников – 330, рисунков русских художников – 550».
Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. В какой-то мере характер жанра определял французский пейзаж. Потом Щукин рассказывал об этом Эфросу так, как «говорят о нечаянном убийстве в семье. Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов.
По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг. Участник передвижных выставок. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором в 1880-хгг. Действительный член Императорской Академии Художеств. В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», – начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Как писал о нем критик А. М. Эфрос: «Старая Москва звала его просто «Ильей Семеновичем», без фамилии, словно никакой фамилии у него не было.
Кроме того в данном собрании было около 100 предметов декоративно-прикладного искусства из Греции, Рима, Древнего Египта, Японии и Китая. Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба.
В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей). Соратник П. М. С1891 член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), с 1903151 Союза русских художников, с 1906 действительный член петербургской Академии художеств. Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист.
После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. В этюдах конца 1890-х гг. С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи.
В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. Коллегия единогласно постановила предложить Остроухову быть пожизненным хранителем собранного им музея. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. – участник знаменитого объединения Союз Русских Художников.
Остроухов Илья Семёнович (1858, Москва151 1929, там же), художник, общественный деятель, библиофил, коллекционер, основатель частного художественного музея. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17). Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова.
В лесу тишина. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем.
«Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Словом, время правления совета галереи, возглавляемого Остроуховым, было чрезвычайно благоприятным для музея. Чистяков. С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Ни ветерка.
Позднее составил уникальную коллекцию (в основном древнерусской живописи), в некоторых разделах по качеству представленных здесь московских и новгородских икон 14–15 вв. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. И. С.
Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна».
Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Живописи учился частным образом у А. А. Киселёва, И. Е. Репина, П. П. Чистякова. не имевшую себе равных. Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. Третьякова. а, признавали его непоколебимый авторитет в вопросах искусства. В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. Третьякова. Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу.
Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо. В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. Это было худшее время за всю историю музея.
Служил в Торговом доме Боткиных. Он был необычайно сложной, многогранной, богатой своей одаренностью личностью.
Соратник П. М. Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. Благотворительный фонд имени П. М. Третьякова издает журнал «Русское искусство», который приятно взять в руки хотя бы из-за отличной, весьма качественной полиграфии. Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки. И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913).
Черногубова. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Действительный член Императорской Академии Художеств. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Остроухов уже добивается успеха. Почти все его время занимало коллекционирование.
Его творчество невелико по объему. Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы.
Ублать. Третьякова. Вразделе западноевропейской живописи выделялись работы мастеров импрессионизма (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане) и А. Матисса. Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова.
Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы – наверху. Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. Остроухов вел активную общественную деятельность. Действительный член Императорской Академии Художеств.
В1918 частный музей был национализирован, Остроухов назначен пожизненным хранителем, а сам особняк стал филиалом Третьяковской галереи и с 1920 получил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова». Остроухов Остроухов Илья Семенович Русский художник-пейзажист. Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком.
Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». С 1905 по 1913 гг. Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана. Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова.
Но именно от них лежит прямая дорога к реформам импрессионистов 1870-х годов. Третьякова. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах.
Соратник П. М. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса. произведений. было подлинным откровением.
Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.
Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания. Оно бледное, серовато-голубое. Действительный член Императорской Академии Художеств. Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам.
Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру.
Репина, брал уроки у П. П. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино.
Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко». Все работы Остроухова 1880-х гг. Все же несмотря на злобные выпады недругов, большинство современников Остроухова понимало и по достоинству оценивало его роль в создании Третьяковской галереи. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума.
Словно заколдованный, Щукин повиновался, картину отвез за границу и продал — ныне она находится в Гaaгe. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Создатель "пейзажа настроения". Со второй половины 1890-х гг. Пополнение музея снова пошло планомерно. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики.
После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Автор писал картину исходя из ощущений непосредственно взятого, прочувствованного куска природы отсюда и особая эмоциональная сила, свежесть, гармония этого произведения, которое сам Остроухов признавал своей первой творческой удачей. Из купеческой семьи.
Молодой художник был замечен критиками. 20 скульптуры) поступила в Музей изящных искусств и ГМНЗИ (22 и 6 фарфора копенгагенской мануфактуры, см. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве.
В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Учился в Московское училище живописи и ваяния у. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. В 1889 после женитьбы на Надежде Петровне Боткиной оставил службу и посвятил себя художественному собирательству, составил крупную коллекцию русской и западноевропейской живописи икон, скульптур, мебели, старинной утвари, предметов прикладного искусства.
Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Саврасова. Вколлекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
Участник Абрамцевского художественного кружка. Похоронен Остроухов на Даниловском кладбище. Важная сторона его деятельности — многолетнее руководство Третьяковской галереей. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888).
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. » И посоветовал поскорее избавиться от неудачной находки. Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Третьякова. Киселев долго не соглашался давать уроки по подобной системе, не видя толка в таких занятиях. Третьякова.
Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы. В январе 1918 года на выставке Союза русских художников в Москве экспонировались его последние натурные пейзажи: «Крымский полдень» (1916), «Утро в Гурзуфе» (1916), «Слива-персик в цвету» (1917). 1880-е гг. Остроухов собирал живопись ради живописи. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А.
Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Разногласия в совете стали обсуждаться в печати, появились критические статьи, направленные против деятельности художников в галерее. «Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами.
В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». С середины 1890-х гг. С 1906 г. – д. чл. К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг.
К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. От родственных — через жену, Надежду Боткину, дочь чайного короля, — до профессиональных.
В библиотеку Остроухова допускались немногие. История сурова и великодушна. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». Фигуры людей придают пейзажу динамичность. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи.
Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант. Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере.
Наиболее многочисленны в коллекции И. С. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа. И из битков жил не блызжет. Став в 1901 году гласным Московской городской думы, а в 1905 году— председателем Совета и попечителем Третьяковской галереи. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения».
Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. Ценнейшую коллекцию икон, увлекая за собой десятки московских любителей, он собрал за считаные годы, начиная с конца 1909-го, пользуясь советами ученого и коллекционера Николая Лихачева. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Киселёва, И. Е. Учился самостоятельно, пользовался советами АА. Художник, коллекционер, созидатель». А статьи о герое «персонального» номера — под стать каталогу солидной монографической выставки — позволяют словно увидеть воочию этого человека со всеми нюансами его непростого характера и ранимой художнической натуры.
Остроухов собирал иконы, живопись. В картине нет рассказа. Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. Она уже давно переросла рамки обычного частного собрания и всегда была открыта для специалистов, знатоков, любителей. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550».
Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова.
Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка».
После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Действительный член Императорской Академии Художеств. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. И началось. Саввинская слобода».
Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. Купил длянь. В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. (После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ).
Третьякова. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. При Остроухове была приведена в порядок и открыта для всех желающих библиотека при галерее. учился у П. П. Чистякова в Петербурге.
Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Соратник П. М. Художник строит колорит картины на отношениях теплых оттенков охры и холодных зеленовато-голубых тонов. К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Академии художеств. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей.
Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Действительный член Императорской Академии Художеств. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Так, французские пейзажисты наметили в середине и второй половине XIX века особенности развития пейзажа, основанного на определенных реальных впечатлениях от натуры, «портрета» местности.
и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). В 1889 году И. С. Воздать ему должное, отмечая двойной юбилей знаменитого коллекционера, решил журнал «Русское искусство», посвятив свой номер теме: «Илья Остроухое. Однако со второй половины 1890-х гг. XIX век в истории искусства иногда называют веком пейзажа. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550».
В библиотеку Остроухова допускались немногие. В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение.
По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем. Именно в это время он познакомился с юным Валентином Александровичем Серовым, который уже тогда поражал окружающих своей работоспособностью, серьезностью и не по-юношески зрелым талантом. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. В середине 1880-х гг. Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом».