Илларион Михайлович Прянишников (1840—1894)-выдающийся русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников. Илларион Михайлович Прянишников (20 марта 1840 – 12 марта 1894) – русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников. Илларион Михайлович Прянишников (20 марта (1 апреля) 1840 — 12 (24) марта 1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников.
Илларион Михайлович Прянишников (20марта 1апреля1840— 1224марта1894)— русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников. Илларион Михайлович Прянишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. Илларион Михайлович Прянишников (1840 – 1894) – русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. 12 (24) марта 1894 года жизненный путь Иллариона Михайловича Прянишникова оборвался.
Илларион Михайлович Прянишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член петербургской Академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества Передвижников. Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимошево Боровского уезда Калужской губернии в купеческой семье. Прянишников Илларион Михайлович – известный русский художник 19-го века, представитель жанровой живописи, действительный член Императорской Академии художеств, был одним из членов-учредителей общества передвижников.
Гостиный двор в Москве». Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны». В самостоятельных работах Прянишникова начала 1860-х годов (Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) уже достаточно ярко проявились характерные черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым, точным социально-психологическим характеристикам, сочная цветность живописи.
Появившись на первой передвижной выставке, эти картины были признаны значимыми в развитии искусства. Родился в Калужской губернии. Недаром Чехов всем своим творчеством стремился доказать, что человеку необходимо научиться по капле «выдавливать из себя раба». Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника.
Произведения Прянишникова 1870-х гг. Из купеческой семьи. Всё одно, как запой. Помимо бытописательства, Прянишников принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве, обращался к историческому жанру, написав несколько вариантов картины «Эпизод из войны 1812 года». Во время учёбы Прянишников близко сошелся с В. Г. Перовым в 1857 году, когда Перов работал над картиной «Приезд станового», Прянишников позировал ему для создания образа главного героя в 1862 году молодые художники вместе провели лето в Троице-Сергиевой Лавре. Работал в социально-бытовом (Шутники.
Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами «Погорельцы» (1871), «Порожняки» (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Прянишников (Илларион Михайлович, 1839 – 94) – художник-жанрист, получил образование в 1850-х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 году был удостоен звания художника 1-й степени, жил и работал в Москве. Бялыницкий-Бируля, СВ.
А рядом в его творчестве возникали камерные, «сумеречные» по настроению образы и сюжеты «В мастерской художника» (1890), «В провинции» (1893). Из произведений исторической тематики была высоко оценена критикой и получила широкую известность картина «Эпизод из войны 1812 года», написанная в 1874 году. «Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков. В 1870 г. Прянишников был удостоен звания художника 1-й степени. Рыболов зябко съежился в холодной воде. А картина, написанная им в последний год обучения, – Шутники.
Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. Гостиный двор в Москве, за которую он получил большую серебряную медаль (в том же году Прянишников закончил обучение в Училище), он прочно занял одно из первых мест среди художников-реалистов того времени. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял. » (1883).
Влияние рассказов Толстого ощущается в серии картин Прянишникова, посвященных обороне Севастополя (1871 — 72). Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского.
В своей заметке об училище среди профессоров имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека». О ней с восхищением отзывался Стасов. Родился 20марта (1апреля)1840 года в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии, в купеческой семье.
А картина, написанная им в последний год обучения, – "Шутники. Симпатии к преподавателю не могло помешать и то, что (как часто бывает в отношениях отцов и детей) не все поиски молодежи оказывались Прянишникову понятными и близкими. Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца. Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864). Его именем названа улица на севере Москвы.
Гостиный двор в Москве» (1865). Следующей этапной картиной Прянишникова следует назвать «Порожняки» изображающей молодого человека (возможно, студента), готового преодолеть физические невзгоды на пути к благородной цели — служению народу. Среди прочих произведений Прянишникова лучшими могут считаться: "Погорельцы" (1870, в той же галерее), "На тяге", "Жестокие романсы" (1881), "Возвращение с ярмарки" (1883), "Спасов день" (1887), "Охота на медведя" и "В мастерской художника" (1890). В лучших из охотничьих картин ему удалось достичь естественности и поэтичности сочетания человека и пейзажа (Конец охоты, На тяге), органично соединить мягкий юмор бытовых зарисовок и чувство красоты летнего дня (Охота пуще неволи). Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки». И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870).
Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации изображенной Прянишниковым. Русский художник Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимашово в Калужской губернии. создал ряд лирических жанровых картин, охотничьих сцен (Жестокие романсы, 1881 Охота пуще неволи, 1882, обе – в ГТГ). Особым талантом художника стала его наблюдательность. Уже в первых работах начала 1860-х гг.
Эта картина впервые выставлялась на 9-й Передвижной выставке 1881 года. Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок. Переклички произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность мировидения художника и писателя, но и помогают проследить общие закономерности исканий русской художественной культуры второй половины XIX века. Последняя картина Прянишникова — "Крестный ход" — осталась незаконченной из-за смерти автора.
Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Он являлся преподавателем (1873—1894) в Училище живописи, ваяния и зодчества. А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881).
При этом в последней отражено чувство большого сострадания к «маленькому» человеку и картина принесла художнику известность в демократических кругах. Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Среди его произведений – «Погорельцы» (1872), «Жестокие романсы» (1881), «Охота пуще неволи» (1881), «В мастерской художника» (1890). В 1870 обратился в Совет ИАХ с прошением удостоить его звания академика за картины «Швея» и «Калики перехожие, поющие песнь о Лазаре», но получил лишь звание классного художника 1-й степени.
В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни». Чехов в своем рассказе как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение. Гостиный двор в Москве», созданная в первый год обучения. Из этих картин особенно сильное впечатление на публику произвела в 1865 году одна изображающая московских гостинодворцев, потешающихся над пропойцей-чиновником, который пляшет перед ними под звуки гармоники (находится в Третьяковской галерее, в Москве).
Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком. И Анюта покорно отправляется к художнику. А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть.
Это был мужчина, это был честнейший человек, человек свободы и силы. Прянишников – один из московских живописцев, работавших в «малом жанре». Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам и корреспондентов, отравляющих чужие существования. » Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком. Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку». Сорокина и С. К. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные герои Отечественной войны, в отношении к которой Прянишников близок Л. Толстому (роман Война и мир был полностью опубликован в 1868 году, когда художник сделал первые эскизы картины). Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Прянишников скончался 12 (24) марта 1894 г. в Москве.
Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). Новым этапом творчества художника стали полотна «Погорельцы», «Порожняки». Произведения Прянишникова 1870-х гг. Произведения Прянишникова 1870-х гг.
На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой и был его брат, окрестности, так на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе. Он стал членом-учредителем этого общества и постоянным участников передвижных выставок. В том же году получил от ИАХ звание классного художника 3-й степени. блаженно улыбался.
Гостиный двор в Москве (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В других живописных новеллах Прянишникова проявились его сатирические наклонности (Жестокие романсы, 1881). Учился в Московском училище живописи и ваяния (1856-1866) у Е. С.
Полотно «Эпизод из войны 1812 года» (1874) можно отнести к историческому жанру, но и здесь художник остается верен себе: крестьянин с рогатиной и крестьянка с вилами у И. М. В 1880-90-х гг. Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки.
День выдался пасмурный и ненастный. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. В то же время (и это тоже типично для шестидесятников) художник любил и внимательно изучал искусство старых мастеров, прежде всего голландских и испанских живописцев 17 века.
Уже в возрасте 12 лет он начал учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, однако год спустя оставил его: ему пришлось пойти на заработки «мальчиком» в купеческую лавку. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854–1855 года», посвященный обороне Севастополя. Точно так же стоит героиня картины Прянишникова перед важным, самодовольным лавочником и мы сочувствуем обеим женщинам. В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду.
В детстве оба и Прянишников и Чехов, вопреки собственному желанию должны были постигать все премудрости многочисленных обязанностей мальчика из лавки. Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Во время обучения сильное влияние на становление художника оказал В. Г. Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении». Также стоит отметить картину, написанную Прянишниковым в последний год обучения в МУЖВЗ и принесшую художнику известность – «Шутники. В 1870-х годах в творчестве Прянишникова можно выделить произведение «Погорельцы», написанное в 1871 году и «Порожняки», написанное в 1872 году. Можно отметить черты, которые отличают выше названные картины от ранних работ художника.
В 1870 году Прянишников получил звание художника первой степени. Учился в МУЖВ (1852–1855, 1857–1865) у Е. Я. Васильева, С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания. В первую очередь, это большая цветовая насыщенность и более четкий композиционный строй.
Известность Прянишникову принесла картина «Шутники. Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма. Дружба художников (они вместе работали, вместе бедствовали, порой деля одну шубу на двоих) продолжалась до конца жизни Перова (1882), чье влияние помогло Прянишникову утвердиться на позициях критического реализма, приобщиться к идеям гуманности и улучшения человеческой участи (Н. Чернышевский).
Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1894), среди его учеников – В. К. Уже в первых работах начала 1860-х гг. Как шакалы». Широкую известность приобрела картина Прянишникова В 1812 году (исполнено несколько вариантов лучший, 1874 года, находится в Третьяковской галерее).
Причем Лейкин категорично указал начинающему фельетонисту его задачи: «Говорить надо обо всем выдающемся в Москве по части безобразий, вышучивать, бичевать, но ничего не хвалить и ни перед чем не умиляться»1. В облике главного героя ясно читаются черты Прянишникова, позировавшего Перову. Сорокин. Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890). Заканчивает обучение художник в 1865 году. В 1880-90-е годы Прянишников работал и над масштабными полотнами изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни (Спасов день на Севере, 1887 Общий жертвенный котел в престольный праздник, Крестный ход — начало 1890-х).
В годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856—1865) молодой И. Прянишников получает серебряные медали за мастерски написанные бытовые сцены: «Мальчик-коробейник» (1864), «Чтение письма в овощной лавке» (1864), «Шутники. С 1856 по 1866 год Прянишников получал образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году. «В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. фуй.
Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни. С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Жил преимущественно в Москве, однако ездил на русский север для зарисовок с натуры.
Коровин. Зарянко. Годами он создавал летопись «униженных и оскорбленных» и эта тема приобрела у него еще более остропсихологический – на грани трагизма – характер: такова его самая известная картина «Шутники. Иванов, С. А.
Ты не хочешь, а тебя за душу тянет». Передвижной выставке 1871 года Прянишников представил две картины, которые сразу же привлекли внимание публики: «Погорельцы» и «Порожняки». отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки.
Прянишников работал над масштабными полотнами изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: «Спасов день на Севере» (1887), «Общий жертвенный котел в престольный праздник» (начало 1890-х). Типичный «передвижник», он постоянно сочетал сатиру и драму с бытописанием, не претендующим на какой-либо социальный урок. Но в чеховскую эпоху в осмыслении темы «маленького человека» появились и новые акценты.
Уже в первых работах начала 1860-х гг. Как художник испытал также сильное влияние В. Г. Перова. Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут. Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи.
Выставка не прошла мимо внимания Чехова. В 1880-х гг. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью.
В 1871 году вместе с известным художником В. Е. Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864).
Перов. Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного». Эта тема возникла в творчестве художника не без влияния Перова (первая в этом ряду — картина Художник Перов на охоте — написана в 1871 году, когда появились знаменитые Охотники на привале). В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Прянишников был участником товарищества передвижных художественных выставок с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления товарищества.
Несколько раз художник совершал путешествия для зарисовок с натуры («Спасов день на Севере», 1887). ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице».
Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках. «Охота пуще неволи» (1882) — так назвал Прянишников одну из своих картин. А. Архипов и В. Бакшеев, В. Бялыницкий-Бируля и С. Иванов, Н. Касаткин и братья К. и С. Коровины, М. Нестеров и А. Степанов высоко ценили мастерство и советы Пряника (как они его ласково называли), его веру в значимость личности художника (Прянишников всегда выступал против протоколизма в искусстве и считал главным достоинством живописца способность одухотворить факт). Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве. А рядом в его творчестве возникали камерные, сумеречные по настроению образы, проникнутые грустными интонациями (В мастерской художника, 1890 В провинции, 1893). (Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи.
Прянишников работал над масштабными полотнами изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). Одной из первых работ исполненных Прянишниковым в годы обучения, стала копия с картины Приезд станового на следствие В. Перова (1857), уже тогда возглавившего обличительное направление в русской живописи. В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865).
отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. С 1893 г. – д. чл. Зарянко и Е. С.
Он понимал характер русской жизни и русского типа как редкий художник. С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности. В 1864 за картину «Чтение письма в лавочке» был награжден малой серебряной медалью, в 1865 за картину «Гостиный двор» — большой серебряной медалью. Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле».
Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту. » (4января 1886 года). Гостиный двор в Москве" (1865) – сразу принесла ему широкую известность. Его отец был купцом.
В 1866 продолжил обучение в МУЖВЗ на правах вольнослушателя. Его преподавателями были С. К. Первая картина до нас не дошла и судить о ней мы можем только по ее описаниям в художественно-критических статьях того времени. Самые известные произведения Прянишникова первой половины 1860-х годов – «Мальчик-коробейник» и «Чтение письма в мелочной лавке». А с появлением в 1865 году картины Шутники. Академии художеств.
При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском. В рассказе Чехова — тот же психологический контраст. В 1856 году он возобновил учёбу.
В 1871 году вместе с В. Е. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854-1855 года», посвященный обороне Севастополя. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. Нестеров писал: Бывало, ждем не дождемся, когда появится бодрый, остроумный, немного грубоватый, но такой искренний, прямой Илларион Михайлович. Прянишникова — истинные герои войны с французами.
В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки». Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение. В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного. Спасибо вам». Широкую известность получила картина «Эпизод из войны 1812 года» (1874).
Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. О посещениях этой выставки писателем рассказывается в воспоминаниях М. П. Чехова. Родился в селе Тимашово Калужской губернии в купеческой семье. Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца. » Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но. С 1893 — действительный член ИАХ.
Гостиный двор в Москве» (1865), таков его шедевр «Порожняки» (1871), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения. В 188090-х гг. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности2.
В 1856 году Прянишников поступает в МУЖВЗ, где преподавателем у него становится С. К. Долгое время он преподавал в МУЖВЗ, его учениками были С. В. Иванов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин, М. В. Нестеров. Гостиный двор в Москве, 1865 Порожняки, 1871, обе – в ГТГ) историческом и батальном жанрах (В 1812 году, 1874, Государственный художественный музей Белоруссии). С Товариществом Передвижных выставок Пряшников был тесно связан. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев — С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. Отличительные черты творчества художника можно четко определить уже по первым работам («Чтение письма в мелочной лавке», «Мальчик-коробейник»). А картина, написанная им в последний год обучения, – "Шутники.
Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы. И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870).
Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, «чеховского» поколения.