Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. После его убийства в 1537 году герцогом тосканским сделался Козимо Медичи, так же опиравшийся на испанцев. Над полусферой располагался престол, на котором восседало «подобие человека» (Иез. 1:26). 116-119.
происходил из священнического рода. Это два составных звена единой архитектурной концепции. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Иезекииль позволяет сделать изображение в Храме пальм и двуликих херувимов с ликом льва (Иез. 41:18). Также должны проводиться ежесубботние богослужения.
Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. музей Сан-Маттео, Пиза роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело, 1508–1512). части: пророчества о наказании Израиля за нарушение Завета (гл. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций.
По преданию он был предан мученической смерти (привязан к коням и разорван) иудейским князем за обличение в идолопоклонстве5. Фигура коренастая, сильная, мужественна. 149.
В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей. Они называли Микеланджело divino (божественным). Поначалу борьба со строптивым отцом.
Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы. 185, 186. 1395, филиал староболгарского иск-ва при Нац. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности.
высокого иконостаса. 140, 141. Все это придает его архитектуре величественный характер.
1:4–28, 37). Около 571 года дон. э. Эскизный характер фигуры Крестителя, едва намеченная правая рука Марии и местами совсем сырые части фона не оставляют сомнения в том, что мы имеем здесь незаконченное произведение Микеланджело. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
Илл. Особенно выразительна правая фигура. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии).
Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику.
Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости. Илл. Но если у Бернини поверхность камня нередко кажется перегруженной, то в Пьета Микеланджело она приобрела какой-то драгоценный характер. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств.
Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля.
870), мозаика ц. Осиос-Давид, Фессалоники (сер. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Эти распалубки, вместе с четырьмя угловыми парными распалубками, выполняют конструктивную роль, облегчая сочетание зеркального свода со стенами. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Иезекииль сообщает, что Бог повелевает сделать изображение в Храме пальм и двуликих херувимов с ликом льва (Иез. 41:18).
Художник охотно принял это предложение. 166, 167. Илл. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной.
Это, конечно, не так. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. В 50-е годы к нему обратились проживавшие в Риме члены флорентийской колонии, чтобы он помог им построить церковь Сан Джованни деи Фьорентини. Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению». Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Илл. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл.
По мысли Иезекииля, служить в храме должны исключительно саддукеи— потомки Садока (Иез. 44:15). С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. И призван он был проповедовать покаяние иудеям.
Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Кроме того, она связывает античный мир с христианским через сивилл, прорицательниц Древнего мира, пророчествовавших о едином Боге, предсказавших пришествие Христа. По другой версии он был побит камнями коленом Гада1. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). 5, 6.
Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. 79, 142. Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena).
В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Илл.
Вся эта верхняя часть, сознательно утяжеленная мастером, как бы вгрызается через зубцы в пилястры и тем самым усиливается конфликт между несущими и несомыми частями. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Илл.
Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. 81-84. Во время движения крылья издавали сильный шум, а во время остановки крылья опускались. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров.
В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Жизнь Микеланджело была трудной. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. 1490—1492, Флоренция, Музей Буонарроти).
169. Вместо зубцов он дает подобие шахматных пешек, вместо обычных окон крепостного типа – вписанные в подковы круглые окна обрамленные капризными картушами прямоугольные окна и забранные решетками окна первого этажа, наделенные тяжелыми обрамлениями с разорванными фронтонами. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. 122-125.
Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Илл. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Но обрабатывая так глыбу камня, художник всегда был связан ее первичной формой, которую Гильдебранд называл пространством камня. 155, 156.
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Напряжение усиливается эффектным колоритом, построенном на контрастном сочетании холодных лиловых, голубых и теплых оранжевых оттенков.
Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. В росписи Армадио-дельи-ардженти (шкафчике для хранения церковного серебра, ок. И сказал мне: сын человеческий.
это сам Микеланджело и символ всей его жизни.
Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк). На иконах визант. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением.
Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. 7в. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Они утратили волю. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор.
Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху. Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям. 1180–90, собор Сан-Доннино, Фиденца), живописные («Полиптих Св. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой.
Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Таков, несомненно, был его основной замысел. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Слева мы видим райский сад.
Над полусферой располагался престол, на котором восседало «подобие человека» (Иез. 1:26). Илл. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим.
Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Трудность своего характера осознавал и сам художник.
130. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Зато вид группы справа мало удачен.
Илл. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. сюжет встречается редко (двусторонняя икона «Видение пророкам Иезекиилю и Аввакуму» из мон. Но уже три года спустя из-за быстро менявшейся политической ситуации, этот договор был аннулирован и заключен новый, на этот раз ограничивавший масштабы двух первоначальных проектов.
173. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.
Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. К приходившим к нему людям обращал пророк свои пламенные проповеди. музее, София). Уже в росписи Сикстинского потолка Микеланджело проявил себя как большой мастер архитектуры.
Подобно тому как он сумел противостоять в выборе профессии воле своего отца, а позднее отказаться от следования по стопам своего первого учителя Доменико Гирландайо, так и в своих взаимоотношениях с Бертольдо он пошел собственным путем. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Илл.
пророков изображается между окон барабана купола, в пророческом ряду рус. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). В 1506 году Микеланджело начал писать фреску, но заказы папы Юлия II отвлекли его от этой работы и он принужден был отказаться от мысли довести ее до конца. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Уже современники мастера расходились во мнениях относительно идейного толкования этих фигур.
Илл. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным.
Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Но Микеланджело, не терпевший плохого обращения с людьми, так был задет безобразным поведением папы и чувствовал себя столь униженным, что без колебаний решился на бегство из Рима. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность.
Илл. Илл. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Микеланджело полностью подчиняет его форме. 1–24) и пророчества о его будущем восстановлении (гл. 179-181.
32. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Здесь лишний раз убеждаешься в том, какое исключительное значение придавал мастер в архитектуре принципу соподчиненности. Илл. Илл.
Но школярская учеба не привлекала мальчика. В визант. Сидящая в сложной позе и резко повернувшаяся назад, к маленькому Христу, Мадонна, Иосиф и сам Младенец образуют компактную, как бы высеченную из глыбы камня группу, пронизанную мощным винтообразным движением их фигуры вылеплены резкими контрастами света и тени, все массы, контуры, наделены пластической мощью. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера.
По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). 23, 24. 136. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Он приобрел у Микеланджело его статую Вакха, а также статуи Аполлона и Купидона, до нас не дошедшие. Между сентябрем 1501 и апрелем 1504 года Микеланджело создал статую Давида, одно из лучших своих произведений. Пророчества И. содержатся в ветхозаветной Книге пророка Иезекииля.
На рим. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Св.
Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Античная пластика научила Микеланджело приемам художественного обобщения и помогла ему преодолеть ту аналитическую, порою несколько мелочную манеру, которой придерживалось большинство кваттрочентистских мастеров.
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Илл. Пейзаж пустынен и гол.
В восточнохристианском иск-ве И. в числе др. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. представителями иудейской знати и царём Иехонией.
Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Он даже не дотрагивается до нее.
Он стал уже высекать статую св.
И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Но какой ценой. 89-91.
Пророчица оракула Аполлона повернулась и, закинув ногу на ногу, листает страницы большой книги, которая лежит на подставке. Илл. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.
Монументальные гигантские фигуры изображенные в немыслимых, сложных ракурсах, в величественных позах, с одухотворенными лицами, в выражении которых отразились разные оттенки чувств — сосредоточенность, сомнение, удивление, уверенность, скорбь, порыв, — являются важнейшими персонажами всей росписи. Ряд современных ученых склоняются толковать их в плане учения новоплатоников о теле как темнице души. Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо.
97, 98. Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха». Илл. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Ноги Моисея Микеланджело прикрыл плащом, ложащимся тяжелыми, глубокими складками ритм которых полностью подчинен ритму движения тела. Илл. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным.
Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. 38.
пророк скончался. Тревога и волнение отразились на его лице. Кроме Микеланджело.
На самом же деле между ними лежала бездна. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела.
7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. 4в. И. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу.
Илл. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира).
По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Илл. 41. Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет».
И тогда полностью раскрываются ее красоты. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Ему принадлежит описание тетраморфа— четырёх образов над таинственной колесницей, которые книга «Зоар» называет четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека4.
164. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Илл. 1450, музей Сан-Марко, Флоренция) Фра Анджелико видение И. представлено в виде мистич.
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Недаром они украшали пилястры. Илл. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти.
Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Тем самым ей отводится центральное место. Илл. Последняя была предназначена для хора старого собора св. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.
170. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Их он терпеть не мог и не щадил.
5:6). Третий этаж Микеланджело сделал более высоким, утяжелил и усложнил обрамления окон, ввел цокольную зону и двухступенчатую композицию пилястров, чем облегчил себе возможность широко использовать раскреповки. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8).
Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее.
В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана». 25–32). По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень).
В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Он предложил абсолютно иную систему конструкции, вмонтировав крепление настила в боковые стены. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Он присутствует на иконах «Богоматерь Гора Нерукосечная», «Богоматерь Неопалимая Купина». Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. 36. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти.
Порою зубья троянки оставляют на поверхности камня едва приметные линии, порою – глубокие борозды. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко.
Илл. Илл. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло.
И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций.
Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Капелла перекрыта зеркальным сводом, отстоящим от пола на 20, 73 м. На продольных боковых стенах расположено по шесть окон, два окна находятся и на входной стене. Это помогало ему сохранять чувство целого. Абзацы внутри этих основных пророчеств начинаются фразой: «И было слово Господне ко мне». Затем он обривает свою голову (Иез. 5:1). Илл.
При этом движение лишено всякой скованности. «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность». Также он настаивает на необходимости совершать всенародные жертвоприношения в 1-й день 1-го месяца (Иез. 45:18) и 15-й день 7-го месяца (Иез. 45:25). Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий.
13, 14, 15. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).
типы возникли на основе двух видений И. (Иез. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. И даже когда Микеланджело падал, чтобы затем вновь подняться, он был велик в своем падении.
Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Во время движения крылья издавали сильный шум, а во время остановки крылья опускались. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.
показан юным, безбородым. Сидящая на низком постаменте Мария прижимает к себе младенца Христа, как бы оберегая его от врагов. Он не хватает Еву за локоть, не тянет ее к себе, как это изображали художники кваттроченто. 2. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. В дальнейшем строительство пошло довольно быстрым темпом и к 1557 году тамбур купола был почти готов.
Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. 3, 4. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Илл.
86-88. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. 25–48). Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Республику отныне возглавлял гонфалоньер, которым был избран пожизненно Пьетро Содерини, доброжелатель и поклонник Микеланджело.
Здесь же он познакомился с прославленными итальянскими поэтами и гуманистами – Анджело Полициано, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола. 1180–1200), перешёл в готич. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело.
109, 111. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Петра со стороны апсид. Петра. Илл.
Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: кости сухие.
В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Хитон и плащ Марии, ложащиеся красивыми складками, оттеняют наготу беспомощного, хрупкого, тонкого тела Христа. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.
Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. 174. 75-78.
16. Илл. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель.
Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Каждое из четырёх существ имело подобие четырёх лиц (человек, телец, орёл, лев), четыре взаимно соприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами (Иез. 1:6). Здесь все построено на контрастах. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Изображения И. присутствуют в ср. -век.
109-112, 116-119. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Фигура свободно развернута в пространстве, тяжесть корпуса покоится на правой ноге, левая слегка отставлена в сторону, придерживающая пращу левая рука согнута в локте, как бы приглашая зрителя обойти вокруг статуи. Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом.
Его искусство учило многому. И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми.
Илл. Екатерины на Синайском п-ове) позднее аналогичная композиция получила назв. Многие флорентийцы, в том числе и девятнадцатилетний Микеланджело, покинули город. Этот пластический антропоцентризм Микеланджело сумел нейтрализовать в Мадонне Дони, где ему удалось замечательно связать три фигуры переднего плана в единую группу.
Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. 47.
Писать стихи Микеланджело начал не позднее 1502 года, к которому относится фрагмент самого раннего из дошедших до нас стихотворений художника. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).
В 587 год до н. э. от язвы умирает его жена (Иез. 24:18). В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. В отличие от тех, кто пророчествовал до пленения и обращался либо к Иудее, либо к царству десяти колен, Иезекииль обращался ко всему «дому Израилеву». Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой.
159. К этому же времени относится и первая дошедшая до нас работа Микеланджело-живописца — Святое Семейство (Тондо Дони) (1503—1504, Флоренция, Галерея Уффици). Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня.
160. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Этот жест символизирует молчание. 16:37–41).
Город, в котором были живы пополанские традиции и дух свободного гражданства, решил не сдаваться. пророков предстоит Богоматери (икона «Богоматерь Кикиотисса с пророками», 11–12вв., мон. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. 174. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Он должен думать о смерти.
Он избегает детализированной характеристики места. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.
В постройках Микеланджело, писали они, мы видим искаженной любую деталь согласно случаю и произволу. По мнению Панофского, нижняя зона с фигурами речных божеств символизирует подземный мир, зона самих гробниц – царство природы, зона со статуями герцогов, якобы воплощавшими бессмертие души, – небесную сферу и, наконец, зона среднего пояса стены – сверхнебесную сферу. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида. 182, 187, 188, 189. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой.
Екатерины» С. Мартини, 1319, Нац. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti).
Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Илл. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Но этим роль античного наследия не была исчерпана.
Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.
Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Илл. Ева послушно следует слову творца.
Тематически пророчества подразделяются на 2 осн. Илл. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей.
и др. -рус. И этому оно учит и нас. Атрибуты И. – свиток и затворённые врата, согласно словам его пророчества о Деве Марии.
Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. 171. «Старец Захария, который, разыскивая в книге что-то, чего найти не может, стоит, опершись на одну ногу и подняв другую, — пишет Вазари, — а так как увлечение поисками того, чего он не находит, заставляет его стоять в этом положении, он забывает о тех неудобствах, которые оно ему доставляет.
Моисей восседает в торжественной позе. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). 18:20–32), Его милосердие и сострадание к нему. Илл. оживут ли кости сии. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон.
Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Последняя привлекала к себе всеобщее внимание и вокруг нее шли непрерывные споры между представителями разных художественных направлений. И здесь невольно напрашивается сравнение с его живописью, в которой пространство существует лишь как вместилище для пластических тел.
Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки.
Бледно-лиловый хитон Марии в светах становится желтым, голубой плащ – почти белым, его зеленая подкладка – золотисто-желтой, желтое одеяние Иосифа – оранжевым. Сен-Трофим в Арле, ок. Фрески призваны были прославить героизированного человека, прекрасного и мужественного, сильного и волевого.
Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи).
Илл. Это человек действия (vir activus). 7: 1 — 2) Обладающий даром понимать и толковать сны, пророк Даниил изображен на своде Сикстинской капеллы в тот момент, когда, потрясенный явленным ему видением, он поспешно записывает пророчество. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить.
На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. 162. Несоизмеримо более оригинально и абсолютно другое произведение первого римского периода – Пьета.
книжной миниатюре (Библия Рода, сер. Илл. Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.
В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. И чтобы усилить трагизм этого образа, Микеланджело опоясывает торс Авроры лентой – символом рабства.
Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. Затем он ест лепешки испечённые на коровьем навозе (Иез. 4:15). Илл.
Это произведение погибло в 1511 году, когда Аннибале Бентивольо, поддержанный французскими отрядами, вернулся в Болонью. Отбойный молот и резец скульптора ему заменяет перо и одним пером, не прибегая к размывке, он воссоздает на плоскости листа объем формы, ее впадины и выпуклости, ее затененные и освещенные части. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Но как раз этого не произошло. Его гений искал более широкого поля деятельности.
Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. 80. Борьба сил проявляется и во взаимоотношениях между обрамлением и заполнением: пилястры сжимают размещенные в простенках окна и ниши, нарочито тяжелые обрамления которых усиливают конфликт.
Вазари прямо пишет:. 10, 11, 12. 183.
При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. В этом отношении особенно характерны следующие его слова: если жизнь нам нравится, то поскольку смерть есть дело рук того же мастера, она не должна нам не нравиться. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Илл. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. 134.
Раскаяние народа и восстановление рассеянного Израиля для И. обоюдозависимы, однако, согласно И., поскольку Израиль слишком далёк от раскаяния (Иез. Илл.
Видение это, по объяснению святых отцов, было прообразом четырёх евангелистов, просветивших весь мир евангельской проповедью с разумом человека, с силою львиною, с покорностью тельца, с высоким пареньем духа, подобном орлиному. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Иезекииль отмечает необходимость празднования Пасхи в 14-й день 1-го месяца (Иез. 45:21). В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. 7, 8. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто.
Необыкновенно экспрессивный образ. 17, 18, 19, 20. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. 11в., Нац.
Илл. Иезекииль отмечает необходимость празднования Пасхи в 14-й день 1-го месяца (Иез. 45:21).
И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир.
Автор ветхозаветной книги Иезекииля из-за объёма (48 глав) и значимости которой относится к так называемым «великим пророкам». Я сказал: Господи Боже. В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость». Она напоминает мощную лавину.
На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Илл. 56-71). В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. 163.
Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий.
Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. 110, 112. И для этого он должен был радикально изменить свое представление о человеке и человеческой фигуре, которая должна была бы стать хрупкой, легкой, бесплотной. Илл. Маньеристы, широко использовавшие отдельные архитектурные мотивы из проектов и построек Микеланджело, наивно думали, что великий мастер был их единомышленником. Влияние Леонардо чувствуется во втором тондо, хранящемся в Королевской академии изящных искусств в Лондоне.
Образ Матфея по общему своему духу близок позднейшим образам рабов, предусмотренных уже в первом варианте гробницы Юлия. Илл.
39. Это не мешает, однако, тому, что все фигуры размещены в одном плане, как бы образуя ниспадающую вниз плоскую завесу. Статуя осталась незаконченной. Мы находим здесь оттенки розового, лилового, бледно-желтого, светло-синего, зеленого, серого. Также должны проводиться ежесубботние богослужения.
Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Илл. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Илл. По словам Варки, он предпочитал изучению грамматики в школе посещение церквей, где он копировал картины часто он убегал из школы, чтобы посмотреть, как работают художники и он охотнее проводил время с теми, кто рисует, нежели с теми, кто учится.
Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.
В изображении семи библейских пророков и пяти античных сивилл, сидящих на одинаковых мраморных тронах, художнику удалось избежать монотонности благодаря приданию персонажам ярких индивидуальных черт. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Первоначальный проект лесов, разработанный архитектором Донато Браманте и предусматривавший крепление тросов на потолке, Микеланджело решительно отверг, поскольку в этом случае свод был бы обезображен дырами, которые так бы и остались не закрашенными после снятия лесов.
Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. И какую бы эмоцию он ни изображал, она всегда охватывает не только всю фигуру целиком, но и одежду, в которую она облачена. Родился в Иудее в кон.
Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. Илл. К тому же принадлежавшие Микеланджело земли были расположены вокруг Флоренции, а секвестр на собственность был в те времена широко распространенным орудием политической борьбы.
46. 158, 159. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. 86-91.
Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами.
Илл. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. При этом характерно, что даже в стихах чисто религиозного содержания всегда чувствуется, что их писал человек Возрождения.
Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Однако, чтобы по-настоящему оценить величие и глубину микеланджеловского замысла, надо рассмотреть каждую из гробниц в отдельности. И это понимает только один человек – апостол Петр.
Он же помог художнику заключить договор с французским кардиналом Жаном Билэром де Лагрола на скульптурную группу для капеллы в соборе Св. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Для восстановления утраченной композиции Микеланджело могут быть использованы его подготовительные рисунки, гравюры Марка Антонио Раймонди и Агостино Венециано, воспроизводящие ее детали и гризайль Бастиано да Сангалло (илл. иск-ве И. среди др. Например, деревянная модель собора св. Храм будет обращен на восток иметь притвор и деревянный жертвенник 3 локтя высотой (Иез. 41:22).
Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Илл.
Внезапно раздался крик: мы пропали. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. Это были тяжелые годы. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Когда Папа спросил: почему.
В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Илл. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу.
У него непропорционально большие конечности и тяжелая голова, чем подчеркнут юношеский характер телосложения. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. 20:31–32), любовь Бога и восстановление по воле Его станет причиной раскаяния: не сам Израиль соделает себе новое сердце раскаянием, но Бог Израилев возьмёт «сердце каменное» Израиля и заменит его «сердцем плoтяным», введя в узы Завета (Иез. 131, 132.
Илл. Илл. Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство. Оскорбленный художник уехал во Флоренцию.
Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. «Подобие лиц их— лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх». Илл. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Этому его научила скульптура. В действительности оно так и получилось. Такой ее и изобразил Микеланджело.
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Вот таким образом он решил направить все средства на постройку нового храма, проект которого выполнил Браманте. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью.
В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Конструкция завершалась полусферой (Иез. 1:22), тогда как в основании его находились колеса с глазами.
По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Илл. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Они должны носить льняные одежды (Иез. 44:27).
Самовольный отъезд из Рима, без папского разрешения, был неслыханной для того времени дерзостью. В результате подобной практики ни одно из построенных по проекту Микеланджело зданий точно не соответствовало тому, что он хотел видеть воплощенным на заключительном этапе творческого процесса. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. 48-55.
Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Илл. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены.
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Он также настаивает, чтобы необрезанным вход в Храм был воспрещен (Иез. 44:9). По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II.
Действительно, мастер решительно порывает с классическими канонами, с тем, что Витрувий называл decorum (т. 146-148. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. В ней заложены такие гигантские жизнеутверждающие силы, что по сравнению с ней любая постройка маньеристического стиля кажется холодной и анемичной. И в ней мастер смело порывает с традицией.
Илл. Его архитектурный замысел рождался в процессе органического роста, в процессе непрерывных исправлений, что крайне затрудняло совместную с ним работу. Она оставляет мало места для вошедшего в вестибюль и она толкает его на то, чтобы он как можно быстрее поднялся по ее ступеням. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Илл. Иоанна Богослова в Поганове, Болгария, ок. 1:3 3:14, 22 8:1 33:22 37:1 40:1).
Они должны носить льняные одежды (Иез. 44:27). Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса.
В борьбу включился и Микеланджело. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Илл.
Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны.
Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. На Капитолийский холм ведет широкая лестница.
145. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется. 167.
14:3), поступив хуже язычников, которые не заключали Завета и потому не нарушают его своим идолопоклонством (Иез. Эта совсем необычной формы лестница подобна потоку лавы, вытекающему из узкого дверного проема.
И Я, Господь, буду их Богом и раб Мой Давид будет князем среди них. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей». Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно.
Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.
И его фигура исполнена такой огромной силы, что мы невольно верим в его способность сотворить любое чудо. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Но все усилия напрасны. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе.
135, 139. Он побежден. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый).
Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. 126.
Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. В марте 1505 года Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II. К великому сожалению, церковь Сан Джованни деи Фьорентини так и не была построена по замыслу мастера, хотя его проект изобилует совсем новыми архитектурными решениями. Гл.
114, 115. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Петра. Да поможет мне Бог».
саркофаге 2-й пол. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. 175, 176. Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил.
Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи.
Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Илл. 11:19–20, 20:34–37). Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки.
В это время Иезекиилю было около 30 лет. В годы самой черной политической реакции Микеланджело оставался совестью Италии и никогда эти гражданские чувства в нем не угасали. 151. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби.
В пятый год от пленения царя Иокима «было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдейской, при реке Ховаре (переселенному туда вместе с прочими пленными) и была на нём там рука Господня». Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Аналогичным образом трактует Микеланджело и обрамление центрального окна второго этажа, которое, к сожалению, не было выполнено по его проекту, зафиксированному в гравюре все тем же Дюпераком. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia).
В каком тяжелом душевном состоянии пребывал Микеланджело, когда он работал над Страшным судом, с особой наглядностью свидетельствует одна деталь этой фрески. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. По своей универсальности, по величию и глубочайшей продуманности своих творческих замыслов, по страстной убежденности и нравственной чистоте Микеланджело намного превосходит своих современников. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере.
о возмездии, которое ждет угнетателей и о народной славе в Царстве Давида. 37. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств).
« мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них». И всюду Микеланджело выходил победителем. Книга Иезекииля содержит семь пророчеств, каждое из которых начинается фразой: «И была рука Господа на мне» (Иез. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода.
Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Арсенал его технических приемов был безмерно богат.
Илл. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). худож.
Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). И результаты были самыми плачевными. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. И здесь его постигает страшный удар.
В центре Микеланджело представил Христа с Марией, а под ними – группу трубящих ангелов, возвещающих начало страшного суда. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя».
Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Перерожденчество патрицианского типа для него исключалось, слишком крепким было в его натуре плебейское ядро. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св.
Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Знамением призвания его было чудное видение славы Божией— Самого Бога в виде человека, шествующего «как бы свет пламени из средины огня», на четырёх животных— тетраморфе или как ещё называют Меркава имеющих облик, как у человека и лица у них и крылья у всех четырёх крылья их соприкасались одно к другому во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Илл. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной.
Каждое из четырёх существ имело подобие четырёх лиц (человек, телец, орел, лев), четыре взаимно соприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами (Иез. 1:6). Перед Микеланджело такая проблема никогда не вставала, поскольку он умел замечательно точно и экономно вписывать фигуру в форму каменного блока. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера.
1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. 184. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности.
Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. 155.
12в. ) или в виде рельефов на тимпанах церковных порталов (монастыри Сен-Жиль-дю-Гар близ Арля, 12в. Илл. И это приводит к трагической разобщенности образов.
Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. слушайте слово Господне. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными.
В этих юношах Микеланджело лишний раз показал сколь неисчерпаемой была его фантазия при изображении обнаженного тела. Буду пасти их на хорошей пажити и загон их будет на высоких горах Израилевых. 30), довольно точно передающая ее общий вид.
А это было уже совсем новым словом в архитектуре, обретавшей такую динамику и такую эмоциональность, равные которым было бы тщетно искать в зодчестве кваттроченто. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Также он настаивает на необходимости совершать всенародные жертвоприношения в 1-й день 1-го месяца (Иез. 45:18) и 15-й день 7-го месяца (Иез. 45:25). Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов.
С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом.
Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила». Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. ИЕЗЕКИИЛЬ (евр.
Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота.
Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Илл. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно.
Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. А воля художника была поистине безмерна.
По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Однако подготовительный картон художник использовал не всегда. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. И этой же цели служит цвет.
С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Он действует только словом. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон.
В средние века широко распространяется сюжет «Majestas Domini» изображающий Христа в мандорле, поддерживаемой 4 апокалиптич. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться.
По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой.
Илл. К приходившим к нему людям обращал пророк свои пламенные проповеди.
Илл. Дарую им и окрестностям холма Моего благословение.
Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. 106, 113.
Илл. А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания. Тут столкнулись два сильных характера.
е. уважением классической традиции).
При такой трактовке остается неуловимой граница между земной и небесной сферами, граница между праведниками и грешниками, чем лишний раз подчеркивается космический характер запечатленной кистью художника катастрофы. Творческая личность Микеланджело настолько многогранна и богата, что это, естественно, порождало бесконечные споры об историческом месте его искусства. Илл. пророк скончался.
Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Около 571 года дон. э. Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя».
животными: миниатюры Евангелия Раввулы (586), Библии Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (ок. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. иск-во («Королевский портал» собора Нотр-Дам в Шартре, 1145–55). Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Илл.
до н. э. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны.
Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями.
Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир. Они написаны в более живописной манере, светотень стала мягче, колористическая гамма выиграла в тональном единстве. В самом раннем варианте проекта Микеланджело еще находился под влиянием Джулиано да Сангалло. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый.
Конструкция завершалась полусферой (Иез. 1:22), тогда как в основании его находились колеса с глазами. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Мощная фигура пророка Ионы над алтарем представлена художником в необычном, сложнейшем ракурсе, отклонена от оси и уравновешена огромной рыбиной изображенной справа. 33, 34. 161.
Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать.
В живописи Ренессанса «Видение Иезекииля» встречается в виде исключения (алтарный образ Рафаэля, ок. 25, 26. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Микеланджело обыграл здесь с замечательным искусством контраст между предчувствующей грядущую трагедию матерью и беззаботным ребенком.
Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Его мировоззрение приобретает трагический характер. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Здесь невольно вспоминается фактура картин позднего Тициана, в которых индивидуальный почерк мастера выступает не менее ощутимо. Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального». Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла.
Илл. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Был женат, однако жена И. умерла во время вавилонской осады Иерусалима. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.
В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). 1515–18, Палаццо Питти, Флоренция). Илл.
92, 93, 94. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. «Похвала Богоматери». Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. По-видимому, это была статуя Вакха.
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Он победил. круга как самостоят.
Таким представил его и Микеланджело. 21, 22. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи.
Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Петра, с чем папа был полностью согласен. Действительность не оправдала их надежд. 177, 178.
Храм будет обращён на восток иметь притвор и деревянный жертвенник 3 локтя высотой (Иез. 41:22). По мысли Иезекииля, служить в храме должны исключительно саддукеи— потомки Садока (Иез. 44:15). Она по-старчески дальнозоркими глазами смотрит в огромный фолиант. Особые иконографич. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Илл. Илл.
107, 108. Илл. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Его рука сгибается к плечу. Петра. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.
Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. 99, 101, 102. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.
Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Илл. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. 150.
119, 111. Лишь при таком синтетическом решении становилось возможным сделать из фасада зерцало всей Италии.
Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания.
Согласно традиции, погребён в Вавилонии. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу.
73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Вот, грядет с неба Царь и навеки Его будет царствие, в коем, в плоти явившись, судить будет мир этот горестный». Однако и здесь царит дух отчужденности.
Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями.
Саваофе огромным напряжением отталкивает наседающие на него со всех сторон облака, стремясь отделить свет от тьмы. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561).
Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма.
В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Фигура погружается в сон.
(Дан. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу.
К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Первые два месяца Микеланджело посвятил подготовительным работам, созданию предварительных набросков. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. И он верил в безграничные возможности человека, которого он рассматривал как венец творения.
В плане Микеланджело все части подчинены главному, основному, от чего внутреннее пространство кажется отлитым как бы из одного куска. Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас и оживете. Недаром его любимым материалом была бронза. Илл. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл.
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Разработав проект этой грандиозной усыпальницы, Микеланджело отправился в Каррару, чтобы самолично руководить добычей мрамора.
И. изображали в облике старца, в тунике и паллиуме, в составе ветхозаветных циклов (к наиболее ранним относятся росписи синагоги в Дура-Европос, 245–256). Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. колеса, с фигурками И. и папы Григория Великого под ним. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Могила в Ираке в Эль-Кифль.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Петра.
Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Это предназначенные для украшения гробницы Св. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп.
Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Петра (Музео Петриано). Но роспись обладает и другим аспектом. И в этом сказалась сила его характера, с ранних лет не привыкшего останавливаться перед трудностями.
Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. И я только бесплодно теряю время. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. И здесь бог изображен в активном действии.
В этих стихотворениях отражены и его тревоги за судьбу родины и скорбь по поводу утраченной Флоренцией свободы и стыд за творимое людьми зло и преклонение перед земной красотой и тоска по красоте небесной и сознание неотвратимости смерти и заботы о спасении своей души. Илл. Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают.
5в. ). В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного.
Он также настаивает, чтобы необрезанным вход в Храм был воспрещён (Иез. 44:9). Ты знаешь это.