Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры.
Творчество Босха окутано тайной исполненной магического смысла. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 13, 9 м) и самое загадочное из творений Босха. Однако если сравнить это клеймо с клеймом на ножницах изображенных Питером Брейгелем в графическом листе «Скупость» (1556, рисунок пером, Британский музей, Лондон), где человека перерезает пополам гигантский секатор, то мы обнаружим, что там подобное клеймо выглядит как пронзенное стрелой сердце. Вот, собственно и всё. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т. д. ). Его техника называетсяалла прима.
Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550 г. на фламандских гравюрах. В триптихе Искушение св. Иоанна, бесследно исчезли. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха.
Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Кому то из них не везет, эти неудачники оказываются под колесами и вскоре будут безжалостно раздавлены гигантским возом. Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери и, возможно именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Легенда о мессе Св.
Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Эти фантастические образы могут заключать в себе множество скрытых смыслов, но расшифровать их совсем не просто. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Только в противопоставлении очевидному, явному злу художник может дать некоторое понятие о сияющем свете Христа.
Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е.
В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.
Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Левая часть триптиха написана в красновато-коричневой цветовой гамме напряженность лишь немного смягчается голубыми отблесками. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Вероятнее всего, это начальная буква слова «Mundus» («мир») либо имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы.
Ерун ван Акен родился около 1453г. Бог видит «.
Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой.
После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Испанский инквизитор Торквемада за полтора десятилетия осудил на смерть более 10 тысяч человек. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Пылали костры инквизиции. На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой художественного воздействия, но ни один художник ни до, ни после Босха не обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее неведомое в столь фантастические образы. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь.
Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Спорна центральная часть. Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов.
Кроме того, Босх обрел возможность беспрепятственно утолять свой постоянный интерес к различным областям знаний. И даже Игорь Фёдорович, да. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали Сад неземных наслаждений, Извлечение камня глупости, Семь смертных грехов и т. д. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.
Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. А дело было в избыточности и непонятности многих символов.
Есть в этом и ещё один нюанс поскольку сено – товар дешёвый, оно символизирует никчёмность и ничтожность земных благ. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх.
Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. вХертогенбосе (Брабант). Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Такой флаг будет в руках у гонителей Христа на поздних работах Босха.
Основные темы босховских картин (часто также употребляются такие термины, как «Видения Босха» и «Босховский ужас») — борьба с святых отшельников с дьявольским искушением, ад, рай, чистилище, а также визуализация нидерландского фольклора — пословиц, поговорок и легенд. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Это особенно видно по изображению преисподней.
В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». И, конечно же, успех этой темы был одним из проявлений великого страха, который охватил Европу в переломный период ее истории. Каким-то образом он додумался соединять в своих созданиях вообще левые предметы— например, музыкальные инструменты срастались с пузатыми жабами, а ноги росли оттуда, где как бы должны быть головы. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх — таким, каков он изнутри. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»).
Ад изображен в правой части триптиха. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Это увлечение длилось несколько десятилетий. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник.
В этом изображении видели аллегорию святотатства или даже воровства церковного имущества. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Проявления этого можно видеть во всех его произведениях, где, как и в тогдашней науке, пытливость серьезного исследования соседствует с мистикой астрологии и алхимии. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св.
Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis). Падение авторитета папства, крушение тысячелетней Византии, глубокий кризис Германской империи сопровождались социальными потрясениями, распространением ересей и, наконец, новой и самой сильной вспышкой ожиданий Конца света, приуроченного к 1550 году. Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени. Творчество Босха загадочно. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх – был личностью весьма интересной. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Протестанты упраздняли монастыри и аббатства, безжалостно уничтожали иконы и статуи, украшавшие католические храмы, рассматривая католический обычай изображения святых как недопустимый пережиток язычества. «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». Исследователи сходятся в том, что алхимические знаки Босх вводит в свои работы для усиления ощущения греховности изображенных персонажей — занятия алхимией Церковь не одобряла. Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это. На портрете справа, выполненном пером из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений.
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». В центре композиции – Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований.
Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Даже в наиболее фантастических образах он исполнен серьезных и актуальных не только для его века проблем. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.
Босх вырос в семье потомственных художников. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал.
Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. На правой створке «Сада Земных Наслаждений» мы видим на острие ножа — диск, на котором семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Иоанна. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком.
Сатира – одна из сторон живописи Босха. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом.
В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может». История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Последнее упоминание о Босхе относится к 9 августа 1516 года, когда в капелле Богоматери собора Св. Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант).
В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Босх и реален и символичен.
«В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали.
В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил.
Лишь 7 творений Босха подписаны. Эти жанры не утратили своей, господствующей роли, однако постепенно в сферу живописи стали исподволь проникать новые темы и мотивы. Идеалы Средневековья — бедность, смирение, целомудрие, благочестие — уступают место жажде жизни, обладанию всеми ее благами поэты и художники прославляют красоту и земную, чувственную любовь.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. И наиболее сложным. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал.
Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Откуда этот добропорядочный и благочестивый бюргер, успешный, уважаемый художник черпал свои чудовищные образы зла и порока. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Его техника называется алла прима.
Однако общий смысл иносказаний «непостижимого брабантца» ясен. Если придерживаться этого мнения, то становятся понятны его образы, откуда брались эти удивительные сцены и ужасные химеры, поучительная ирония и жуткая сатира. В хертогенбосской школе Братства Общей Жизни два года проходил обучение Эразм Роттердамский.
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Сжав пространство, сделав его плоским, художник добился того, что фигуры Христа и разбойников выступают на первый план.
Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.
в боковом пределе) братства. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов».
А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Он напоминает гигантскую строительную площадку. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности.
Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.
Меня зовут Лубберт Дас». Иероним Босх – великий нидерландский художник. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа.
В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах).
Там, вероятно и родился около 1450 года. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю.
А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар.
Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Лишь семь творений Босха подписаны. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. В руках рыцаря — церковный потир из которого выкатывается жемчужина или капелька.
Ни одна из этих работ не сохранилась. 1478 года), стали художниками. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Его техника называется алла прима.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский.
На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. Его популярность, в настоящее время исходит из того, что современным людям близки и интересны его идеи.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Среди них господствуют неразбериха, злоба и насилие, а фантастические чудовища, которые возглавляют процессию, придают ей зловещий облик.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Будущее рода людского на картинах фламандского мастера довольно безрадостно и печально. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью.
Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости».
Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». 1500, Мадрид, Прадо).
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Рядом лежит флаг с гербом-жабой — символом ереси. (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Сюжет не нуждается в пояснениях.
Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. На этом клинке, так же как и некоторых других изображенных Босхом, на лезвии стоит клеймо — буква «М». Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Достоверные факты скупы. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Это было последнее произведение Босха.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г.
Основанная в XIV веке в соответствии с учением отшельника и мистика Яна ван Рейсброка конгрегация выступала и против еретических сект и против развращенности духовенства, проповедуя более простой и личный подход к религии, более глубокий союз с Богом, возможный даже вне официальной церкви. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена.
О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям отнести художника к самым разным религиозным и философским направлениям. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках.
Это предвещало некое зловещее событие, а так как Рыбы — водный знак, то астрологи сделали вывод, что произойдет великое наводнение, подобное Всемирному потопу. Кроме того, аллегорический язык этого времени, да и более позднего, действительно, многозначен.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. Картина называется «Искушение святого Антония «.
Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись.
Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д.
Коллеги-художники ценили его мастерство колорита.
Лишь 7 творений Босха подписаны.
В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда.
На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной.
На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая.