«воз сена» («Воз с сеном»)— триптих Иеронима Босха. «воз сена» («Воз с сеном»)— триптих Иеронима Босха. «воз сена»—триптих Иеронима Босха, находящийся в коллекции музея Прадо в Мадриде.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях — например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага — ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi — сено и ничто).
«Страшный суд», 1506 – 1508 гг. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Это тажизнь, которую ведет человек, скоторой, даже покидаяее, онсвязан.
Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Свой наиболее известный и загадочный триптих «Сад земных наслаждений» Иероним Босх создал в начале 16 столетия. Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», 1501 – 1505 гг., «Алтарь отшельника», 1505 г. «Святой Иоанн на Патмо- се», 1504 – 1505 гг. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне— христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося «Граду небесному Иерусалиму».
Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. В литературной фантазии «», созданной в XIIв. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.
Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Неотвратимость Судного дня осознавалась всеми верующими, но все ли могли надеяться на спасение от ужасающих мук, которые ожидают закоренелых грешников.
Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Внешние створки алтаря изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге – символу земной жизни – бредет усталый, оборванный путник (впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 г. ).
Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Вот таким образом, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – «Блудный сын».
Середину композиции занимает огромный воз с сеном, вокруг которого – масса персонажей.
После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. на фламандских гравюрах.
О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Напоминая им об этом, художник разместил в углах картины изображение «четырех последних вещей» – смерти, Страшного суда, ада и рая. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия.
Здесь есть пруд роскоши и фонтан адюльтера, цветы абсурда и замки тщеславия. Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». На фоне суховатой живописи большинства фламандских и голландских художников того времени с их надоевшими драпировками и навязчивой анатомией, его картины выглядят живыми и динамичными, краски – сочными, а мазок, ложащийся с первого раза, так что часто остаются на виду предварительные наметки, – быстрым, живым и выразительным. Центральная часть. В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной в XIIв. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна.
На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной в XIIв. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него.
Босховский персонаж приводит на память «Обывателя» (в голландской литературе— Elckerlijk, в немецкой— Jedermann), чьё духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Но это только прелюдия человеческой трагедии. остается волнующим, загадочным и удивительно современным.
в Египте. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Справа в шатре сидят любовники. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов.
На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов».
Это особенно видно по изображению преисподней. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. О технике живописи Иеронима Босха. Центральная часть триптиха изображает земной мир. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св.
Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Иногда он становится почти «импрессионистическим», сгущаясь в тончайших зигзагах и мерцающих прожилках, полученных от прикосновения щеточки с белой краской.
Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Кроме того изображена только что появившаяся растительность. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу.
в боковом пределе) братства. Развеваются стяги германского императора и французского короля. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.
Нонахудом лице горят завороженные глаза— они прикованы кчему-то невидимому нами. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Воз сена (1500—1502 гг. ) – трёхстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников.
Эта школа выступала против еретических сект и в то же время проповедовала своеобразный личный подход к религии без посредничества церкви. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Это блудный сын, уходящий вотчий дом. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне.
Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550г. Держа на голове блюдо с мясным пирогом и ничего из-за этого не видя, ещё один персонаж подплывает к берегу. которую Бог уготовил человечеству. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.
Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. на фламандских гравюрах. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.
Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Замысел художника здесь более или менее понятен: он описывает тщету земных стремлений, явившуюся результатом проклятия, нависшего над родом человеческим. В нидерландской народной песне (около 1470г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.
Но самое главное – он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Художник показывает, как идут к своей погибели самые обыкновенные люди, погруженные в каждодневную суету сцены привычных, будничных злодейств движутся по нескончаемому кругу, как пестрая, нелепая, жалкая карусель: За грехами неотступно следует воздаяние: по углам картины располагаются еще четыре изображения – смерти, Страшного суда, ада и рая, т. е. четырех последних вещей, по выражению проповедников того времени. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий: в толпе среди одежд простолюдинов мелькают шлемы воинов, мантии учёных, щегольские наряды знати, короны, папская тиара развеваются стяги германского императора и французского короля монахини под бдительным надзором дородной аббатисы деловито набивают сеном огромный мешок, видимо рассчитывая употребить это добро на пользу Святой Церкви. Это единство закономерно иестественно. Здесь особенно ярко выражен поистине вселенский, космический визионерский мир Босха. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», обе в 1510 г. «Несение креста», 1515 – 1516 гг. ).
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. «Искушение Святого Антония», 1505 – 1506 гг. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. Такова страшная участь.
Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Занимая весь передний план, возникает фигура изнурённого, обтрёпанного немолодого человека с плетёным коробом за спиной зловеще-мрачный пейзаж, окружающий его, неприветлив и вселяет тревогу. Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др.
Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Исобачка— маленькая, ссумасшедшими глазами, — приспустив голову, смотрит вслед уходящему. Этому способствовала связь Братства с другим светским органом – школой братьев Общей жизни («иеронимитов»), открытой в 1480 г. в Хертогенбосе. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Но панорамы ада предполагают, что где-то есть и рай и тьма предполагает свет, о котором через эту тьму свидетельствовал Босх.
Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. А для большей доходчивости снабдил свое произведение соответствующими надписями-пояснениями из «Второзакония». В этом весьма традиционном изображении религиозного сюжета еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника. Но, как справедливо отмечала русская исследовательница Н. М. Гершензон-Чегодаева, не следует забывать о том, что, «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника». Этот редчайший, если не сказать уникальный, сюжет демонстрирует всю глубину и силу воображения Босха. Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых.
Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550г. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Большинство современных исследователей разделяют это мнение. Мир Босха так и останется неразрешенной загадкой».
дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага— ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi»— «сено» и «ничто»). Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». В конечном счете, всё обернется hooi – так звучал припев песни того времени.
В 1486 – 1487 гг. Если в ранних произведениях он еще более или менее придерживается традиционной перспективы, то в больших фантасмагориях зрелого периода он изобретает новую технику. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Он сообщает Антонию спокойную убежденность в постоянстве добра, святой же передает ее зрителю.
Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Они пьют вино. Занимая весь передний план, возникает фигура изнуренного, обтрепанного немолодого человека с плетеным коробом за спиной зловеще-мрачный пейзаж, окружающий его, неприветлив и вселяет тревогу. Главными учителями Босха считаются его отец ипериодически приезжавший жить вихгород художник изГолландии Д. Боутс. Благодаря своему росту он возвышается над окружающим его пустынным пейзажем.
Работа подписана и совпадает по размерам с упоминаемой в документах. Особенности творческого кредо этого мастера наиболее точно были подмечены в XVII в. современником Эль Греко испанским монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), который писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Жизненный и творческий путь Иеронима (Йероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшим голландским городом герцогства Брабант, находившимся вблизи бельгийской границы. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка.
Это и«Иоанн Креститель» и«Святой Иероним вовремя молитвы», вкоторых творчество великого художника сумело отразить всю сложность ивесь трагизм духовного бытия переломного времени, вкоторое ему довелось жить. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине, «Блудный сын», также представленной на выставке в Хертогенбос. Это было последнее произведение Босха. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все».
«В конечном счёте, всё обернётся hooi»— так звучал припев песни того времени. Сюжет не нуждается в пояснениях. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Писал Иероним Босх картины даже для венценосных особ – французских и испанских королей.
Около 1450 года вХертогенбосе всемье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). «В конечном счёте, всё обернётся hooi»— так звучал припев песни того времени. Очень вероятно, что выбор сюжета Босху подсказала старая нидерландская пословица: «Мир – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.
Однако каждый человек стремился забрать себе все. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий.
Этот триптих создан около 1500 года. Изображение Христа – подлинный центр картины.
Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Вот таким образом все его картины – это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом.
дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага— ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi»— «сено» и «ничто»). Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». Прямо перед отшельником возвышается полуразрушенная башня, в глубине которой, у подножия креста, виднеется фигура Христа. В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. Глубинную внутреннюю взаимосвязь чревоугодия и любострастия, существовавшую в средневековой системе морали, Босх выявляет ещё в одной своей картине, которая, впрочем, напрямую не обращена к изображению монастырского быта.
Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов. Поздние произведения Босха вбольшей степени обращены ктеме одиночества.
Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Центральная часть триптиха изображает земной мир. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его.
Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Алчность заставляет людей лгать и обманывать: внизу слева мальчик ведет за руку мужчину в некоем подобии цилиндра на голове, который притворяется слепцом, вымогая подаяние. Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально. Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления.
Тема дороги-жизни и здесь сохраняет своё значение, но теперь Босх рисует весь путь земной истории – от зарождения мирового зла (когда сатана поднял бунт против Бога) до конца земного мира. «Блудный сын», ок. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю.
Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.
—так писал оней Р. Б. Климов. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить.
Исследователи творчества художника выделяют в нем три периода: ранний, зрелый и поздний. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад наслаждений» (1503 – 1504 гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом.
Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы набитый соломой кошель у него на боку указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путём, впрок не пойдут. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. А они были немалые: Босх великолепно знал современную ему богословскую литературу, легенды о святых, был в курсе многих наук (алхимии, астрологии, народной медицины) имел понятия об инженерном и строительном деле. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой.
Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного богатого и знатного рода. Здесь уже нет назидательных надписей, но и без них смысл происходящего предельно ясен. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укреплённым на конце колесом— на нём было принято выставлять тела казнённых преступников.
Пляшущие крестьяне— образ иной, моральной опасности подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились «музыкой плоти» и покорились ей. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. В картине «Несение креста» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.
А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских.
Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто. Сама она изображена на центральной части триптиха. Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.
Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. В конечном счете, всё обернется hooi — так звучал припев песни того времени. Асзади него жизнь, покидаемаяим. Традиционный, культовый характер этой композиции не вызывает сомнений: она включает четыре эпизода из библейской Книги Бытия – низвержение с небес восставших ангелов, сотворение Евы, грехопадение изгнание из Рая.
На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый.
На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем).
Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. корыстолюбия и зависти. Замысел «Воза сена» и глубже и шире обыденного смысла пословицы: сквозь ярмарочную суету здесь проступает гармоничный лик мира. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства.
Сюдаже можно отнести картину «Блудный сын». Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Он многозначен и глубок. Настоящее имя – Йероен (Иеронимус) Антон исзон ван АкенВыдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Спорна центральная часть.
Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Левая створка триптиха посвящена теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. И уже абсолютно поразительна своей оригинальностью композиция четвертой картины «Видений потустороннего мира» изображающая движение душ по зигзагообразной траектории к ослепительному сияющему цилиндру Эмпирея, ведущему к Богу.
Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена.
Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его».
Он как бы говорит ему: Не бойся. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Однако каждый человек стремился забрать себе все. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений.
Он отражен в стихотворении Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), где описывается ветхая ладья с пассажирами, во многом соответствующими персонажам картины. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Художник изображает их в виде занимательных, реалистически написанных жанровых сценок: пьяная драка символизирует гнев судья, берущий взятку, – корыстолюбие злобно поглядывающий в сторону удачливого соседа лавочник – зависть монах, нежащийся на подушке вместо того чтобы бодрствовать и молиться, – лень горожанка, примеряющая перед зеркалом очередной головной убор, – тщеславие и др.
Впервые упоминание оИерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в1480году, впоследствии онстал главой этого братства. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. В нидерландской народной песне (около 1470г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.
Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов. История искусства. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности.
Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. 1510 г. и др. ).
В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Изображение Христа – подлинный центр картины.
На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто).
В этом чудовищном мире властвует птицеголовый монстр, который заглатывает человеческие тела и, пропустив их сквозь свою утробу, низвергает в сточную яму, вокруг которой представлены кары за всевозможные грехи. Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир.
Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Только природа остается чистой, бесконечной. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях— например, остались описания современников о том, как в 1563г. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.
Дом спродранной крышей иполуоторванной ставней реален. На наружных створках алтаря Босх изобразил фигуру нищего странника. Творчество Босха загадочно.