«несение креста» — одна из трёх картин нидерландского художника Иеронима Босха с одинаковым названием. Сегодня в программе «История одной картины» мы рассмотрим полотно нидерландского живописца Иеронима Босха «Несение креста», 1515-1516г.
Вместе, пересекаясь, они как бы образуют крест. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди.
Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. О жизни художника нам известно мало. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. «Несение креста» – Иисус Христос в окружении толпы мучителей склонился под своей тяжкой ношей, человек рядом, возможно, Симон Киринеянин, не помогает ему, а лишь едва касается рукой креста. Вероника, также как и Христос, закрыла глаза и молчит.
Вероятно, картина была левой створкой небольшого триптиха на тему Страстей. Он закатил глаза, лицо его искажено страданием.
По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Чело его обращено вверх. Это время может ощущаться как всеми, всей общиной (ритуал, церковный праздник), так и индивидуально, как независимое от календаря со-бытие. Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). Т. е. Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.
Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Погруженный в глубокое размышление, святой окружен персонификациями разнообразных искушений. Женщина отвернулась от нас, она показана в профиль.
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Дерево, масло.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений.
Все головы на этой картине можно условно разделить на три яруса: верхний, средний и нижний. Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены. В конечном счете, всё обернется hooi – так звучал припев песни того времени. Иероним Босх – великий нидерландский художник.
Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Они вообще не видны, они в тени, глаз нет.
Лишь семь его картин подписаны, а оригинальные названия его работ практически не сохранились. Путь босховского пилигрима пролегает через враждебный и коварный мир, а все опасности, которые он таит, представлены в деталях пейзажа. Сама она изображена на центральной части триптиха. Еще один символ, который есть почти в каждой картине, — сова. Вернее, что мучители – это преступники.
Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Это очень важная для нас диагональ. И символы этой религии, например, полумесяц можно увидеть на одеждах палача. Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство.
Эта графическая построенность, несомненно, является отголоском великой традиции Рогира. Типичная черта искусства позднего Средневековья – смешение священного с мирским.
«Страшный суд», 1506 – 1508 гг. Мирское зло исходит из самой порочности человеческой природы. На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос. Как художнику, находящемуся на полпути от Средневековья к Возрождению, Босху свойственны рассудочность, эротическая символика, увлечение загадками, желание перевести в зрительные образы каламбуры и фразеологические обороты, стремление к морализаторству и назидательности. В целом этот сюжет включает в себя в католической традиции так называемые 14 стояний.
Пылали костры инквизиции. Уточняю ряд символов: шар, стрела, жезл, орел. Ниже справа – благочестивый разбойник, он исступленно исповедуется в грехах.
В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Возрождение.
Во-первых, перед нами Христос, который противопоставлен всем окружающим. Согласно преданию, он был тем ребенком, которого призвал Христос, поставил его посреди своих учеников и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:3). «Несение креста» одно из самых великих и новаторских творений не только в наследии Иеронима Босха, но и в контексте всего европейского искусства. А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности.
Картины его стоили очень дорого и великие мира сего очень ими интересовались. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир.
Некоторые исследователи считают, что это автопортрет Иеронима Босха. Но не таковы должны быть дети Его Царства. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». Кольцо быстро сжималось.
Настоящее имя – Йероен (Иеронимус) Антон исзон ван АкенВыдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. В 1488 году такой банкет возглавил Босх, а в 1498–1499 он подарил лебедя для трапезы. Женщины впитывает полученные знания и начинают размышлять. Творчество предтечи сюрреализма и экспрессионизма, «почетного профессора кошмаров», как назвали Босха, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неоднозначным. Было ясно, что чья-то рука направляет против Него людей. Здесь мы видим тоже хорошо, в общем, нам знакомую композицию.
Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Возможно, это опять же кто-то из тайных учеников Христа, может быть, Иосиф Аримафейский. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха.
В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. В центре композиции поднимается Источник Жизни – высокое. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Босх вырос в семье потомственных художников. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Внешние створки алтаря изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге – символу земной жизни – бредет усталый, оборванный путник (впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга» или «Блудный сын», 1510 г. ). Пилат понял, что речь идет о его собственном благополучии.
Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Этим классическим алтарным композициям большого формата с величественными фигурами, заполняющими передний план, присуща торжественность и приподнятость настроя. Иоанна, – основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Отталкивая друг друга, они не замечают неудачников, гибнущих под колесами воза и тех мерзких страшилищ с рыбьими, крысиными и жабьими мордами, которые тянут воз и вместе с сеном увлекают его по дороге в ад.
Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. в боковом пределе) братства.
Распни Его. », «Отпусти нам Ва-равву. ». Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая.
Уродство, как внешнее, так и внутреннее, он переводит в некую высшую эстетическую категорию, которая, невзирая на время, оказывается вечно современной живому человечеству. Это было последнее произведение Босха. В правом нижнем углу изображен нераскаявшийся разбойник, в правом верхнем – раскаявшийся, его исповедует монах (доминиканец или францисканец, тут мнения исследователей расходятся). Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. Какое точно из них написано раньше и какое позже искусствоведы сказать затрудняются, но если мы вглядимся в саму работу, то увидим, что именно здесь, в гентском «Несении креста», Босх как будто приходит, постепенно его нащупывая, к некоему новому, другому решению этой сцены. То, что Питер Брейгель Старший (ок.
«Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Центральная часть. «Блудный сын», ок. Он многозначен и глубок. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом.
В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. А Христос оборачивается назад и сзади, мы видим, слева стоит Богоматерь и другие женщины, возможно, будущие жены-мироносицы, дщери иерусалимские и это как раз тот самый эпизод, когда Христос, обращаясь к дщерям иерусалимским, говорит, что «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. Большинство современных исследователей разделяют это мнение.
Лицо разбойника на переднем плане слева полно отчаяния. Но, как справедливо отмечала русская исследовательница Н. М. Гершензон-Чегодаева, не следует забывать о том, что, «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника». Кроме того изображена только что появившаяся растительность. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.
Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности. Что еще может косвенно показать, что мы на верном пути, что мы правильно рассуждали. История искусства. судя по всему, обжора – безостановочно изрыгать съеденные лакомства. 1510 г. и др. ). Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов. Братья ежегодно собирались на пиршество – «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы.
картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. При этом в нижней части изображения мы видим двух разбойников.
Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др. То, что он изображен как современный европейский город, никого опять же не смущает. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Время, в котором соединяются прошлое, настоящее и будущее. А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». Для верующего человека то, о чем рассказывают Евангелия, события жизни Христа, не в прошлом, а в настоящем, в том особом настоящем, которое Августин обозначил как настоящее прошедшего, такое своеобразное Present perfect.
Литературным источником босховского Ада музыкантов считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, ИеронимБосхв своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал мрачную мистику изощренную средневековую фантастику и порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Порой астрологические предсказания становились сенсациями. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е.
Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности. Вот таким образом все его картины – это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом. Два разбойника, один в левом нижнем углу, другой в правом нижнем углу. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Босх так часто писал неприятных и отталкивающих существ рядом с людьми, что последние у него часто стали приобретать животные черты. У одного из стражников на щите изображена жаба, символ сатанинского воинства.
Вот крупный план этой части картины. По средневековым представлениям, бабочка – знак ветреного желания, утка – разврата, поскольку погружается в грязь по самые глаза. На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. Гентское «Несение креста» датировано 1500-1516 годами, т. е.
Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Иоанна, бесследно исчезли.
Давайте посмотрим на один средневековый пример – пока это не Босх будет. Меня зовут Лубберт Дас». Кто готов к этому. На многих картинах Босха («Сады земных наслаждений», «Eссе Homo», «Поклонение волхвов» (Мадрид, Прадо) и др. ) важную роль играет красный шар, значение которого до сих пор оставалось неясным. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512).
В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Она в центре, чуть левее и выше головы Христа. часто появлялось на картинах нидерландских мастеров. Есть предположение, что здесь за основу взят образ одного из величайших апостольских мужей Христианской церкви Игнатия Антиохийского (Богоносца). Итак, мы видим, что на самом деле перед нами целая система противопоставлений.
Там, вероятно и родился около 1450 года. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Справа в шатре сидят любовники.
Эта победа – главная тема правой створки триптиха. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад.
А вплотную приблизившись к нему, в лицо ему тоже что-то кричат, выпучив глаза, двое из тех, кто влекут всех троих на казнь. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость.
Символом братства был белый лебедь и его члены называли себя «братьями лебедя». Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония» выполнены в технике гризайли. Напоминая им об этом, художник разместил в углах картины изображение «четырех последних вещей» – смерти, Страшного суда, ада и рая. Что же касается всех связанным с Босхомработ, датировка является неточной, хотя большинство историков искусства считают, что данная картина относится к позднему творчеству автора. Считается, что дьявол помогает колдунам лететь до места бесовского сборища.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Причём, этот «божий свет» может варьироваться от магазина за углом, до театра именуемого Большим. На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон.
Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Спорна центральная часть. Идеей алтаря, относящегося к периоду первых зрелых работ Босха, было желание вызвать в людях чувство вины, побудить их к покаянию. К тамким можно отнести картину «Несение креста» 1505 года.
Желая показать, что он действует не по закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный обычай, демонстративно умыл руки: «Не виновен я в крови Праведника». Зато, как должна выглядеть женщина, лучше всех знает сама женщина. Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. Женщины вообще подвержены размышлениям о всякой ерунде, касающийся правильного внедрения своей персоны в свет божий.
Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Есть еще единственное женское лицо в левом нижнем углу. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус ван Акен (Hieronymus van Aeken, собственно, Иероним) (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Св.
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Что человечного осталось в циничном фарисее и отвратительном монахе, поучающем измученного «доброго» разбойника в правом углу или в группе уродливых персонажей с мясистыми лицами, кривыми зубами и носами, смеющейся над вторым разбойником в нижнем правом углу. В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Такова страшная участь.
Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Это, по-видимому, фрагмент большой композиции, центральная часть которого изображала «Распятие Христа», а правая – либо «Снятие с креста», либо «Оплакивание», либо, что еще более вероятно, «Положение во гроб». Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Композиция построена в два яруса, что приводит к уплотнению и сжатию живописного пространства. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Но никаких других персонажей здесь нет. (Ин 8:31—32). Например, пожар.
Духу и стилю старинных миниатюр соответствуют высокая линия горизонта и отсутствие глубины на среднем плане. С 1395 года его дед уже был там художником, а также и его отец Антоний и два его дяди.
Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Многолюдное действо центральной части алтаря разыгрывается между Раем на левой и Адом на правой створках, — наглядными началом и концом земного пути беспутной человеческой массы. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.
Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами.
По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Она находится в Мадриде в Королевском дворце. Земляника – знак праведности и трудолюбия. Весь первый план картины занимает фигура Иисуса Христа. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.
Т. е. На них изображены сцены Страстей Христовых. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. И уже абсолютно поразительна своей оригинальностью композиция четвертой картины «Видений потустороннего мира» изображающая движение душ по зигзагообразной траектории к ослепительному сияющему цилиндру Эмпирея, ведущему к Богу.
В 1486 – 1487 гг. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны.
Такой анахронизм вполне в ту эпоху допускался и никого не смущал. Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел. Мы видим эту фигуру, только перемещена она чуть левее.
Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Среди символических «ключей» существовали «обычные», простые в употреблении ибо они принадлежали языку, доступному почти всем или по крайней мере тем, кто понимал значение традиционных образов. Та же поза, т. е. Мы знаем, что и дальше они будут над ним глумиться, делить его одежды и т. д. Предполагали, что он был знаком с практикой алхимии, астрологии, магии, спиритизма, оккультных наук, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками.
Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Многие детали, как и в лондонском «Увенчании», остаются неразгаданными, например, монограмма на рожке или трубе (справа вверху) или золотой знак на груди человека справа изображающий двуглавого орла. Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, – «сатурнианцы» хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам. На картине Босха Христос-человек несет свой Крест на Голгофу.
Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто. Приписывается Босху. Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века. Босх тут философ и ученый, предмет изучения которого – человеческая душа. Из всех средневековых описаний Ада в «Видениях Тунгдала» они наиболее изобретательны. Т. е.
Опять те же алые одежды, что были у Уголино. Их глаза закрыты, они ушли мыслями к Богу. Cв. Вероника, согласно легенде, вышла из толпы и взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу. Это монстры, кровожадные и греховные. Еще два изображения, которые можно отнести к позднему Средневековью.
Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих – «Сад наслаждений» (1503 – 1504 гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Там мы видим фигуру благоразумного разбойника.
Давайте теперь посмотрим на правый верхний угол. здесь у Босха объединены как бы разные мотивы. Все эти персонажи, погруженные в мелочную суету, как бы движутся по нескончаемому кругу, не понимая, что за грехами неотступно последует воздаяние. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
12:1). Он закрывает им глаза, также как и Христу.
Кричащие лгут, молчащие говорят правду.
Здесь совершенно не возникает у нас никаких вопросов к изображению, кто есть кто на нем. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Св. Но он также пользуется и живой диаболической и тератологической фантазией своего времени. Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», 1501 – 1505 гг., «Алтарь отшельника», 1505 г. «Святой Иоанн на Патмо- се», 1504 – 1505 гг.
Исследователи творчества художника выделяют в нем три периода: ранний, зрелый и поздний. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм.
В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Христос окружен врагами. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии – злобных или равнодушных, жестоких или завистливых – гораздо страшнее босховских фантазий.
Вот давайте посмотрим, например, на этот крупный план. У палача такой глубокий взгляд, будто он говорит: «Да, я веду его на Голгофу, но вы делаете то же самое». Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Этим объяснялась холодность Иисуса к шумным проявлениям народного восторга. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды.
Первое – сиенского художника Барна, которого обычно называют в традиции искусствоведческой Барна да Сиена. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Вернемся к картине в целом.
Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе.
Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Здесь надо сказать, что в католической церкви существует достаточно подробно разработанный канон изображения крестного пути Христа или по-другому этот сюжет называется «шествие на Голгофу» или по-другому еще называется «несение креста». Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь.
Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён.
Правая внешняя створка «Несение креста». Истинно истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). В Евангелиях имеется даже несколько указаний на то, что люди хотели сделать Его царем. Ван Леннеп цитирует отрывок из «Романа о Розе», где описан «Фонтан Юности», на верху которого сверкает восхитительный рубин, «прогоняющий ночь и делающий день вечным» это описание, кажется, создано для Алхимического сада. ИНФОРМАЦИЯ«Босх. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». Среди многочисленных экспонированных произведений наивысшей художественной ценностью обладает картина Иеронима Босха (1450—1516) «Несение креста». 59 x 51 см.
Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. «Слепец» и «хромец» – сова и пустой кувшин – это душа и тело человека, забывшего Бога. Из пятерых сыновей Яна три стали художниками, в том числе отец Иеронима Антонис, умерший в 1478 году и оставивший мастерскую брату Иеронима Гооссену, тоже художнику.
Ни одна из этих работ не сохранилась. Подобно алхимикам своего времени, Босх ищет такую форму художественного произведения, при контакте с которой грешник очищался бы душой, пусть даже процесс этот и проходит болезненно. «Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»), – говорили в Средние века. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Позади него обеими руками поддерживает крест Симон Киринеянин. Наконец, еще два персонажа. Т. е.
Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». Молчаливый свидетель, не кричащий, не таращащий глаза, в отличие от лица справа. И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945).
Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. Христос ждал от каждого духовного и нравственного подвига. Композиция «Несение креста» с особой силой обнаруживает дар Босха живописать человеческие страсти.
Предполагаемый платок хранится, как святая реликвия, в соборе Св. Т. е. Художники начинают искать творческие и идеологические импульсы не только в христианской идее, но и вне нее. Собрание Ф. ван Ланшота.
На портрете справа, выполненном пером из так называемого Аррасского сборника, – возможно, копии с автопортрета, – он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. Это особенно видно по изображению преисподней. Иоанна. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.
Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Им всем троим суждено быть распятыми на Голгофе. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка).
Чаще это живопись по дереву, т. е., в общем, то, что можно назвать иконным образом. Хлеб и кувшин на столе являются также кощунственным указанием на евхаристические символы (при этом из горлышка кувшина торчит свиная нога). Единственный помощник – это Симон из Кирены.
Не хочет и не принимает. Видимо их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. 1330–1350 – такова приблизительная датировка этой иконы. Т. е.
Этому способствовала связь Братства с другим светским органом – школой братьев Общей жизни («иеронимитов»), открытой в 1480 г. в Хертогенбосе. А на мадридской работе виден город вдалеке, ясно, что изображен тот самый Иерусалим. Картины Босха полны символизма. На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Одновременно с этим в облаках происходит низвержение восставших ангелов, которые в полете с небес на землю превращаются в демонов.
Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Можно в финалочке украсить фиалочкой лобковую кость. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени темный фон и делая воду озера багряной, как кровь.
Слева, в левом верхнем углу, мы видим несколько лиц стесненной толпы. Осужденный был передан в руки солдат. Середину композиции занимает огромный воз с сеном, вокруг которого – масса персонажей.
Кажется несомненной точная передача портретного сходства с моделью. Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид «Корабль дураков», Лувр, Париж) в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками.
Он отражен в стихотворении Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), где описывается ветхая ладья с пассажирами, во многом соответствующими персонажам картины. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Изображение Христа, отпечатанный лик Христа на плате Вероники смотрит на нас. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе.
В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Алчность заставляет людей лгать и обманывать: внизу слева мальчик ведет за руку мужчину в некоем подобии цилиндра на голове, который притворяется слепцом, вымогая подаяние. А лицо говорит нам об обратном: что нести крест ему, в общем-то, не очень тяжело. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св.
Правый нижний угол: вытаращенные глаза кричащего человека. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Если мы дальше начнем внимательно рассматривать эту картину, то увидим, что, безусловно, очень заметен контраст между закрытыми глазами Христа и выпученными, вытаращенными, буквально вылезающими из орбит глазами окружающих его людей из этой толпы. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания.
В год вступления Босха братство насчитывало 353 члена, что свидетельствует о его величине. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями.
В композиции Босх значительно усиливает роль окружающих Христа отрицательных персонажей, выдвигая на передний план изображения разбойников. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Она закрыла глаза, уста ее сжаты, а в руках она держит ткань. Необычайно выразителен жест монаха исповедующего осужденного на казнь разбойника.
Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его».
1478 года), стали художниками. И вот сейчас, после этого короткого предварительного обзора, касающегося этого сюжета у разных европейских художников, в том числе у самого Босха, мы переходим к главной картине, о которой сегодня идет у нас речь – «Несение креста» из гентского музея. остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Художник располагает головы всех персонажей параллельно картинной плоскости.
Христос исключительно спокоен, можно сказать, что его лицо даже задумчиво. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима. Исследователи по-разному объясняли появление этого изображения.
Такой орел – часть герба Габсбургов (владевших тогда Нидерландами), но он также может быть связан с Древним Римом, где он был символом воинской мощи (после раскола Римской империи на Восточную и Западную этот знак перешел к Византии). которую Бог уготовил человечеству. Но самое главное – он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Многие из образов «путешествуют» из работы в работу. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis).
Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой.
Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – «Блудный сын». Они пьют вино. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Вот этот образ.
Т. е. Правый верхний угол: широко раскрытый, как буква «о», рот что-то кричащего человека, который сверкает из-под бровей глазами. Здесь уже нет назидательных надписей, но и без них смысл происходящего предельно ясен. В общем, мы видим знакомую нам картину. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Это Уголино ди Нерио, «Путь на Голгофу», хранящийся в Лондоне, в Национальной лондонской галерее, прекрасная средневековая работа, ранний XIV век. Есть в городском архиве документы о первом договоре с братством, заключенном Босхом в 1480-1481 годах.
Гертогенбош. Левая внешняя створка «Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду». В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Обратите внимание, что появляется фигура и Симона из Кирены, которая поддерживает крест.
Основанная в XIV веке в соответствии с учением отшельника и мистика Яна ван Рейсброка конгрегация выступала и против еретических сект и против развращенности духовенства, проповедуя более простой и личный подход к религии, более глубокий союз с Богом, возможный даже вне официальной церкви. Может быть, это и есть старец Иосиф Аримафейский. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям.
Один из них, как мы знаем, называется благоразумным в христианской традиции, это тот разбойник, который на кресте уже покаялся и попросил Христа, чтобы тот простил его и помянул во Царствии своем. В родном городе художника, когда Иероним был еще ребенком, случился страшный пожар.
На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист – прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Его уже не допускали, как прежде, свободно проповедовать в синагогах. Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы набитый соломой кошель у него на боку указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путем, впрок не пойдут. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр. Но это только прелюдия человеческой трагедии.
За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием. – это тот текст, с которого я, собственно, начал лекцию. В изобразительном искусстве – фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре – излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать». Было рассчитано, что в феврале 1524 года Юпитер, Венера и Сатурн соберутся в зодиакальном знаке Рыб. Немало здесь и отсылок к черной магии – среди искушений святого изображённых в центральной части триптиха, присутствуют и черная месса и шабаш, на который, видимо, спешат две фигуры, летящие на рыбе.
Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). У палача в шляпе, проткнутой стрелой, неестественно длинная в верхней части нога (фильм Кавказская пленница – там была такая чародейская рука) – как будто для того, чтобы показать зрителю, что колено оголено. Босх предельно индивидуализирует образы мучителей Христа, но за их портретностью просматриваются признаки семи смертных грехов: лицо человека, выглядывающего из-за спины палача, почти точно повторяет черты образа Зависти в его картине «Семь смертных грехах». О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера.
Это люди, у которых, несмотря на их крик, слова не соответствуют истине. Очень интересно, что такую же фигуру мы видим и на венской работе Босха. А вот и нераскаявшийся разбойник в нижнем левом углу картины.
Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Христос, отпечатанный на плате Вероники и сама Вероника – левый нижний угол.
Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. Причем мы увидим там, если приглядимся, что там как раз глаза открыты. «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона сего заставили нести крест Его», – говорит нам евангелист апостол Матфей.
Теперь давайте взглянем еще на один важный композиционный момент. В Назарет путь Ему был также закрыт. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.
Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма.
Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Или почти не участвует, если говорить о выражении его лица. Солнце и Луна, таким образом, сходятся в одном созвездии – это событие астрологического и религиозного значения и становится ведущей темой триптиха.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит». Да и на голове его еще мы видим при этом терновый венец, т. е. Подобно оператору в кинематографе, Босх берет крупный план, находит и выхватывает отдельный стоп-кадр из многолюдной толкающейся и шумной толпы, что теснится вокруг Иисуса.
Обнаженная женщина, являющаяся из-за занавеса, который отдергивает жаба, согласно «Житиям отцов», оказывается бесом, принявшим облик царицы. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа.
Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. На этом мадридском изображении уже очень ясно он поддерживает крест. Странные персонажи окружили справа внизу «злого» разбойника с веревкой на шее и садистически издеваются над обреченным. Перед нами вполне такое традиционное, множество раз (с различными вариациями) множеством художников средневековых повторявшееся изображение, которое использовалось либо как часть алтарного изображения, допустим, одна из створок алтаря, либо как центральная часть алтаря.
В основе Итальянского Возрождения – утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». И вот две фигуры здесь у Босха, скорее всего, ясно изображают этих разбойников. Нидерланды. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание.
Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги. Откуда этот добропорядочный и благочестивый бюргер, успешный, уважаемый художник черпал свои чудовищные образы зла и порока. Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году. Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). Два слова о фоне. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.
Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, – эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. И его внешняя физическая слепота стала как бы знаком его внутреннего прозрения. Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. От венского «Несения креста» к гентскому образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества не просто лиц, а морд, наводящих ужас.
Он принадлежал к братству прихода церкви св. Во-первых, он убирает пейзаж. Ну и Богородица и жены иерусалимские сзади, которых оттесняет воин с мечом. Жаб напоминают и толстый охранник в шлеме и со щитом и фарисей рядом с «добрым» разбойником.
Это створка несохранившегося алтаря.
А фигура, безусловно, центральная. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Но тем не менее мы, конечно, увидим и много уже нам хорошо знакомого и привычного. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками.
Мы видим Христа в центре, несущего крест. Среди произведений мастеров антверпенской школы конца XVI и первой трети XVII века необходимо отметить великолепную копию с картины Питера Брейгеля Мужицкого «Крестьянская свадьба», выполненную его сыном Питером Брейгелем Младшим (1564—1638). Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. О технике живописи Иеронима Босха. Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена».
В работах Иеронима Босха есть несколько повторяющихся сюжетов. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. Посмотрите вот на этот образ из Мадрида.
Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. В те времена было обычным явлением среди любителей и знатоков живописи заказывать копии с прославленных шедевров тем художникам, которые обладали высоким мастерством и могли повторить подлинник в той же технике максимально близко. Оно как раз имеет аналог, точнее, описание в евангельском тексте. Существовал словарь общеизвестных символов, которые широко применяет и Босх. В картине «Несение креста» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.
Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550 года на фламандских гравюрах. Мы видим фигуру Христа, несущего крест. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Воин справа внизу уже тянется к хитону Христа и разрывает его. Так, в 1572 г. Дамиано де Гуа, португальский гуманист и друг Эразма Роттердамского, обвиненный инквизиторами, в доказательство своей религиозности сказал, что купил и подарил церкви картины Босха.
Больше не помогает никто. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Но явных указаний на это у нас здесь нет. Здесь есть пруд роскоши и фонтан адюльтера, цветы абсурда и замки тщеславия. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости.
Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Здесь особенно ярко выражен поистине вселенский, космический визионерский мир Босха. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», обе в 1510 г. «Несение креста», 1515 – 1516 гг. ). Праведники унаследуют Царство, уготованное им от создания мира и пойдут в жизнь вечную, а грешники пойдут в огонь и муку вечную, уготованные Сатане и приспешникам его. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Дьяволица является святому обнаженной, стыдливо прикрывая ладонью лобок.
А они были немалые: Босх великолепно знал современную ему богословскую литературу, легенды о святых, был в курсе многих наук (алхимии, астрологии, народной медицины) имел понятия об инженерном и строительном деле. Кто готов к этому. Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи и только Босх – таким, каков он изнутри.
Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи – декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». Сюжет не нуждается в пояснениях. И фрески на этот сюжет есть.
Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. Ему можно придать эротический смысл, уподобив красной вишне, но можно увидеть в нем и карбункул «камень красный». В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Иисус был вынужден навсегда покинуть Капернаум. Его уродливое лицо искажено радостной злобой. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером.
Среди лиц искаженных пороком, обращает на себя внимание благообразное лицо немолодого человека в парчовом халате (только что встал с дивана. ) в глубине композиции, слева от Христа. знание и зрение здесь как бы находятся в таком зеркальном противопоставлении. Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально. Точная дата рождения Босха неизвестна.
В конце XIV века в Хертогенбосе поселился прадед Иеронима Босха — Ян ван Акен, торговец пушниной и домовладелец. страдания он испытывает ото всех сразу. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. Творчество Босха загадочно.
– вовсе не фамилия, а название его родного города: Хертогенбос (по-голландски: Герцогский лес), сокращенно Босх (Лес). Сейчас она находится в Мадриде, в Королевском музее. Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка.
Здесь у Босха мы видим на самом деле, что вполне последовательно проведен тот же самый прием: Христос и то «малое стадо», которое с ним, те люди, которые в этой толпе его поддерживают, хотя поддерживают тайно, они Босхом как бы помечены, обозначены как люди, отвернувшиеся от происходящего. Его лик чудесным образом запечатлелся на платке. Пылающая преисподняя на заднем плане намекает на судьбу, которая ожидает тех, кто поддается греху. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана.
Справа, тот, который исповедуется, – это, видимо, тот, который покается, благоразумный разбойник, а слева, который как-то весь согнулся, обмотанный веревками и что-то пытается, судя по всему, кричать, протестовать, – это, видимо, будущий нераскаявшийся разбойник. Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Мать его была дочерью портного.
Иногда он становится почти «импрессионистическим», сгущаясь в тончайших зигзагах и мерцающих прожилках, полученных от прикосновения щеточки с белой краской. Обе интерпретации не противоречат друг другу. Правое лицо – нераскаявшийся разбойник, мы видим это по веревкам, которыми он связан. Он смотрит перед собой, вперед и вниз. И мы видим на ткани этой отпечатавшийся лик Христа.
Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Безусловным шедевром коллекции гентского музея является написанная на дереве работа Иеронима Босха «Несение креста». К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Картина написана на дереве, ее формат приближен к квадрату. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций.
Особенности творческого кредо этого мастера наиболее точно были подмечены в XVII в. современником Эль Греко испанским монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), который писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Жизненный и творческий путь Иеронима (Йероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшим голландским городом герцогства Брабант, находившимся вблизи бельгийской границы. В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности.
Но штанина не выглядит разорванной. Алтарь «Сад земных наслаждений» – самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия – Luxuria. Это было последнее произведение Босха. «Искушение Святого Антония», 1505 – 1506 гг. Однако каждый человек стремился забрать себе все. Т. е.
Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI).
Группа же влекущих на казнь дана обобщенно, воины вообще слиты в одну массу. Там Иероним прожил всю свою жизнь – насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Это орудие пытки вплоть до середины XVIв. Можно посмотреть на то, как геометрически устроена композиция этой картины. Другой образ, чуть более поздний, но больше напоминающий Уголино, – это Андреа ди Бартоло, образ, который датируется примерно 1400 годом и сейчас хранится в Мадриде, в музее Тиссена-Борнемисы.
Сделавшись жидкими, они протекают сквозь металл и капают на горящие внизу угли, после чего принимают свой первичный вид, вновь и вновь обновляясь для вечного страдания. Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Обнаженная женщина под импровизированным шатром – грех вожделения и прелюбодеяния. В нидерландской коллекции гентского музея интересно представлены портреты XV века, среди которых особо обращает на себя внимание «Портрет молодой женщины» Франса Поурбюса (1545—1581), датируемый 1581 годом и написанный художником незадолго до смерти. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии. Вскоре свершится то, что было предопределено. Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города.
Вокруг него кричат, таращат глаза, а он молчит и закрыл глаза. К сожалению, лучшие работы Брейгеля Старшего были увезены в Вену в XVII веке наместником Фландрии Леопольдом-Вильгельмом, но память о них осталась в виде многих повторений, сделанных последователями гениального художника. Лицо Христа по-прежнему в центре. Женщина должна наманикюрить когти, напедикюрить пятки и отшлифовать до полного уничтожения волосы на письке путем выщипывания, выжигания и вырывания оных.
А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» – история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Сын Божий, «кроткий агнец» испытывает не только физические страдания, но и муки душевные – от лицезрения человеческого несовершенства. Без сомнения, как уверены специалисты, двусторонняя доска, на лицевой стороне которой изображен ребенок с ходунками, а на оборотной – «Несение креста», была левой створкой несохранившегося триптиха. Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря». Если верно второе, то, скорее всего, это тот самый Симон из Кирены.
Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. А для большей доходчивости снабдил свое произведение соответствующими надписями-пояснениями из «Второзакония». В этом весьма традиционном изображении религиозного сюжета еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника.
На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. И это во времена самой свирепой инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 г. еретиков безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 г. был, с благословения папы издан получивший зловещую известность «Молот ведьм». Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. «Видения Святого Антония» является правым крылом алтаря «Искушение Святого Антония» Когда Святой Антоний жил отшельником в пустыне, его преследовала самая обольстительная из всех искусительниц.
Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка. Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с регентом – монстром с рыбьей мордой.
В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей. Он что-то кричит, лицо его перекошено злобной гримасой.
Он изображен в драной одежде, с одним открытым коленом и в одном башмаке. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». Никакой нет экспрессии, никакого нет драматизма в чертах его лица.
По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Хотя существуют и другие точки зрения, по которым триптих является изображением алхимических превращений или аллегорией мистического брака Бога с земной Церковью или просто отражением болезненной фантазии автора. Будучи человеком весьма образованным для своего времени, оригинально мыслящим, Босх умел проникать в самую суть вещей и явлений. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». И Христос ему говорит: «Будешь же сегодня со мной в раю».
Вверх идем, в центр – голова Христа. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым.
Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Справа, в верхнем углу, «добрый» разбойник с серым бескровным лицом слушает последние наставления монаха перед смертью. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн – леность, Марс – гнев, Венера – сластолюбие и т. д. ). Осенью Иисус идет в Иерусалим на праздник Кущей, но не явно, а как бы тайно.
В литературной фантазии Видение Тундала, созданной в XII веке ирландским монахом-бенедиктинцем, путешествие через Ад состоит из описания всех видов мучений, в том числе наказание за кражу святынь, всевозможных демонов и скотских чудовищ. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Вид у стражи торжествующий.
Мир Босха так и останется неразрешенной загадкой». Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии».
Эти звери выходят из какой угодно части тела и при этом разрывают и тащат за собою внутренности, грызут тело, царапаются, ревут. Искусствоведам Босх подкинул нелегкую задачу. В Евангелии этого эпизода нет, это уже не Священное Писание, это священное предание.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Фигура Христа, точнее, не фигура, а в данном случае голова, лик Христа в терновом венце – в центре. В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву.
Он не бьёт себя в грудь, не устремляет обожающего взгляда на распятие — художник избегает этих драматических эффектов, ставших шаблонами для изображения кающегося святого, но тем не менее эта застывшая в напряжённой неподвижности фигура прекрасно передаёт душевные муги его персонажа. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Что это – указание на разбойника.