Вишняков исполняет в эти годы целый ряд портретов "по образцу" (Екатерины I, Петра II и др. ), чаще всего используя для этого "тип Каравака". Эти записи – авторские, т. е. Чета Николая и Ксении Тишининых (1755 г. ) – помещики, Михаил Яковлев – сын знаменитого капиталиста, владельца сибирских железных дорог (парный портрет с супругой Степанидой, 1756 г. ), М. С. Бегичев (1757 г. ) – артиллерийский инженер, И. Н. Коцарев – представитель Комнатной конторы. Первые упоминания о Вишнякове относятся к годам аннинского правления.
Конечно, этой скульптурности объема Вишняков учился прежде всего у Каравака. Инфанта юна, но уже полностью осознала свою исключительность, свою силу и величие. С 1742 г. до ухода в 1757 г. в действующую армию (во время Семилетней войны) он был начальником Канцелярии от строений, вот таким образом заказ на портреты детей главе Живописной команды его же ведомства, ведущему художнику, руководившему многими монументально-декоративными работами и выступавшему экспертом для еще большего количества других произведений, кажется вполне естественным. Правки портрета исполнены, как показало исследование, той же рукой, что и сам портрет. По распоряжению Елизаветы Петровны портрет предшественницы радикально исправляют. Портрет переделывался при жизни художника (он умер в середине 1761 г. ) и вот таким образом можно было бы предположить, что переписки принадлежат самому мастеру.
"За особо оказанные Его Величеству услуги" (имеется в виду император Петр III) в 1762 г. Савва был пожалован в титулярные советники и в том же году по именному указу Сената произведен в коллежские асессоры (штаб-офицерский чин), что давало ему право почитать себя потомственным дворянином. С 1753г. Отец детей, выходец из Шотландии, свою судьбу связал с Россией, за беспорочную службу заслужил высокие награды (ордена Андрея Первозванного, Александра Невского, Анны, Белого Орла). он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального».
Детали одежды переданы так же тщательно, как и платье его сестры. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г. ). Художник передал нам через века мимолетное и хрупкое обаяние этой женщины. На рентгенограмме, на которой незаметно отсутствие лессировок (смытых в портретах Тишининых), разница в технике исполнения практически отсутствует: характерный для Вишнякова длинный мазок, определенная грунтовка холста использование грунта в тенях, особенно у глаз, носа, губ манера лепки лица. С. 50).
Поездка в Италию не была дозволена, но Иван и его младший брат Александр стали хорошими живописцами. Портретное наследие Вишнякова очень мало, до нас дошло лишь несколько портретов его кисти.
Технико-технологическое исследование портрета внесло ясность. СПб., 1874. Савва Яковлев, отец модели Вишнякова, владелец ярославских мануфактур и сибирских железных заводов, был в ряду первых богачей нарождавшегося класса капиталистов. Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. С. 20).
его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Среди них – портреты императрицы Елизаветы Петровны (1743), Ф. Н. Голицына (1760 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва), Сарры-Элеоноры Фермор (ок. Т. 21. П. И. Бартенева // РА.
Вишняков был вполне одиноким в ряду русских художников-портретистов. Фон в портрете Тишининой (боскеты и аллеи) взят в контрасте с красным платьем. Проведенные технологические исследования показали, что он имеет множество авторских записей и поправок и первоначально выглядел иначе. 1874.
его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. М., 1973. Возможно, что именно так мастер получил заказ на парные портреты, о которых идет речь. Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор — одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками — стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия.
Рисунок губ, носа, подбородка, лепка зрачка, век, пальцев с характерным вывертом мизинцев, который, наверное, должен (по эстетике русского рококо) означать особенную женственность изящество и который плохо отвечает правилам анатомии, – все это будет повторяться и в "Саре Фермор" и в "Ксении Тишининой". Обыкновенный парадный заказной портрет превратился в торжественно-величавое произведение, послужившее провинциальному художнику Ивану Березину прототипом для создания значительно более архаического, но не менее торжественного посмертного живописного памятника Тишининой (1759).
подписных и определенно авторских работ (в данном случае – портретов четы Тишининых), что в микроскоп и на рентгенограмме их можно даже спутать. В его детских пор третах много тепла, тонкого проникновения в хрупкий мир ребенка. Здесь, под началом руководителя Живописной команды Андрея Матвеева, Иван формировался как художник-монументалист, тесно сотрудничая с архитекторами, резчиками и скульпторами – всеми теми мастерами, которые создали декоративный стиль того периода, основанный на синтезе русского барокко и рококо.
Портреты Яковлевых зрительно не похожи на подписные и датированные (т. е. Это справедливо с точки зрения академической правильности рисунка. Валериани, Ф. Градицци, А. Перезинотти.
До предела занят монументальными работами. Замечательным русским художником был Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761). Прекрасный художник-монументалист и вместе с тем один из интереснейших русских портретистов. Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. В Холмогорах Анна Леопольдовна прожила четыре года и в 1746 г. умерла.
С 1727г. Эта авторская правка так отлична от первоначального замысла, что, конечно, говорит о повелении свыше: такой приказ могла дать только новая императрица. Он прекрасно знал литературу искусство, некоторое время курировал Московский университет. Эту должность он занимает до последнего дня своей жизни.
Т. 1. в мастерской И. П. Аргунова его учениками вроде Ивана Саблукова или Кирилла Головачевского. Во всех них есть нечто общее не только в почерке, что естественно, но и в характере. Дальнейшее его продвижение было довольно значительным.
Захватив европейское искусство, рококо приобрело в России определенные национальные черты. В подписном портрете все это представляет особый интерес. До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г. ).
Каравак "свидетельствовал" его умение "писать изрядно персоны с натурального". В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо. По композиции и характеру письма к портрету Тишинина примыкает еще несколько произведений, атрибутированных как принадлежащие кисти Вишнякова (портрет М. С. Бегичева (Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва) портрет И. И. Кацарева (Художественный музей Беларуси, Минск) и пр. ). Если за дату рождения Ф. Н. Голицына принять 1751 г., как указано в "Роде князей Голицыных", то, учитывая надпись на портрете ("на девятом году своего возраста"), он был написан в 1759–1760 гг., как и датируется в каталоге ГТГ. Написанные в 1756 г., в год свадьбы или около того (торжественность костюмов вполне соответствует причине появления портретов, по они могли быть заказаны и некоторое время спустя, как это было с Тишиниными), портреты наиболее близки манере Вишнякова середины 1750-х гг. Но здесь имеет место прежде всего общность костюма, аксессуаров, а не почерка автора. Вельские, И. И.
Топкая шея клонится, как будто ей трудно выдержать тяжесть маленькой изящной головы руки, похожие на стебли цветка, бессильно лежат на широком кринолине. 9. 6). конф., 1973. Ее уверенность и надменность прекрасно переданы гениальной кистью Веласкеса, но в ее образе начисто отсутствуют поэтичность и лиризм девочки Фермор. Особенность эта неизменно присутствует во всех детских портретах Вишнякова.
А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. "Портрет Анны Леопольдовны в оранжевом платье" объединяют с другими портретами мастера общность художественных приемов, стилистическое единство, а главное – один подход к модели, одно и то же мировосприятие. Для этого он через графика Михаила Махаева, с которым был дружен долгие годы (в Рыбинском филиале архива Ярославской области сохранилось более 40 писем Махаева к Тишинину) и по его рекомендации привлек к строительству в имении архитектора Василия Баженова, незадолго перед тем вернувшегося из-за границы. Николай Иванович Тишинин представлен в почти поколенном обрезе, анфас к зрителю. От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов. Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. Сравнивая изображение Михаила Яковлева с портретом его отца кисти Мины Колокольникова (1730–1740-е, ГРМ), можно заметить разительное сходство, не столько внешнее, сколько в характере.
Двадцатилетие правления Елизаветы были самыми плодотворными в его творчестве. Движение для Вишнякова – это нарушение гармонии, оно заслоняет главное статичность же позволяет подчеркнуть важность сюжета и (или) персонажа. Мантия из золоченой парчи с горностаем спокойно спускается с плеч к подолу серо-зеленого муарового платья. Однако русский мастер не следует слепо системе выразительных средств рокайля.
Можно только удивляться тем объемам работ, которые легли на плечи Ивана Яковлевича. Он не подписной, но об авторстве Вишнякова свидетельствует твердая семейная традиция (портрет не выходил из рук одного семейного клана). Некоторые исследователи сравнивали портрет Сары Фермор с инфантой Маргаритой Диего Веласкеса на портрете из музея Прадо (с платком в руке), но это лишь самое поверхностное сравнение.
Глуше, беднее и общий тон портрета в сравнении с женским. 1756 И. И. Коцарева, до 1759 и др. ). Девочка в пудреной, по-взрослому, прическе. ближе к "Тишининым" (см. : Романов Н. М., вел. Камзол обильно украшен золотым шитьем, как и черная треуголка.
Изменения в положении Анны Леопольдовны вызвали и изменения в композиции портрета: младенец был записан, а вместо регалий художник изобразил косынку (привычную, как мы видели, деталь ее туалета), все опростив и лишив портрет первоначального предназначения. Ярко-белый цвет затухает и переходит в пепельно-серый в волосах. Легко предположить, что Вишняков разделял эти взгляды и, выполняя заказ – пусть и по определенному образцу, с особой симпатией подчеркивал молодость, дружелюбие и красоту новой императрицы. Личным же пристрастием художника в этой сфере выступают детские портреты (дети Фермор, мальчик Голицын), написанные с необычайным вниманием к детскому миру и большой теплотой. В документах не раз упоминается о заказе Вишнякову царского портрета: в 1742 г. – для Аничковских триумфальных ворот и "для постановления Персоны" в Канцелярию от строений в 1743 – в строящийся Летний дворец с указанием таковой же, "какова в Канцелярии от строений написана", в 1757 г. – в Статсконтору и тоже по типу прежней ("против той, которая была учинена во оной Канцелярии в 1743 году"). Заслуженно знаменит портрет Сарры, дочери начальника Канцелярии от строений В. Фермора, – хрупкая фигурка девочки в пышном парадном платье на фоне условного архитектурно-пейзажного задника одновременно чопорно-лукава (жесты непропорционально длинных рук) и трогательно-простодушна в своей детскости (лицо), наивно-манерна, как вся придворная русская культура того времени.
Историками искусства давно доказано, что вторую половину 1720-х – 1730-е гг. Два деревца на фоне так тонки и хрупки, что почти нереальны. Затем Голицын был в Германии, Англии, Голландии, Париже, вращаясь в самом высоком свете в Версале он находился в день смерти Людовика XV (10 мая 1774 г. ), где был представлен новому королю и Марии-Антуанетте. Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар. В ГРМ было проведено их полное технико-технологическое исследование.
Приписываемый ему с большой долей вероятности «Портрет Анны Леопольдовны в оранжевом платье» (1741--1746) к официальным не относится. О. Ключевский) правлением Анны Леопольдовны (принцессы Брауншвейг-Люнебургской, племянницы Анны Иоанновны). 1271-1336).
Модели их разительно не похожи друг на друга по своей сути. старший сын принимал непосредственное участие во всех работах отца и принял на себя руководство Живописной командой после его смерти 8 августа 1761г. эталонные) портреты Тишининых. В 1730–1740-е гг. М., 1974. А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей.
Его учитель и старший собрат по цеху Луи Каравак говорил о молодом Вишнякове, что тот «наипаче может писать персоны с натурального». И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». Портрет брата Сары – Вильгельма (Виллима) Георга Фермора написан в последнее пятилетие жизни художника, в его самую напряженную творческую пору, богатую замыслами, но и разнообразными заботами по Живописной команде. Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар. Эта живопись – точно вишняковская, со всеми признаками его письма.
Его заказывали царствующие особы, двор, знать. Статуарная пластика фигур художника придает им величавый оттенок вечности, незыблемости.
он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г. Высокое профессиональное мастерство обеспечивало ему еще большую нагрузку и живописная «служба» больше походила на военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или обеспечить исполнителями. В этом смысле среди русских мастеров он был первой и одинокой фигурой. Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики. Иван Яковлевич при его даровании расходовал свои творческие силы на массу второстепенных работ. Это будет прослеживаться на протяжении всего XVIII в. (подобную "иконописную кладку" Н. Н. Пунин убедительно доказывал даже на Д. Г. Левицком). Отсутствуют дробность форм, привычная искусству рококо, его тенденция к ракурсу, трехмерности, асимметрия, подвижность, манерность поз и жестов.
Завернутые кромки холста подтверждают, что портреты были одинаковых размеров. ВИШНЯКОВ, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699–1761), русский художник, представитель нового русского искусства, вызванного к жизни реформами Петра I. Родился в Москве в 1699 в семье «шатерных дел мастера». Родился художник в Москве, в семье «шатерных дел мастера», в 1714 году юношу отправляют в Петербург учиться «живописному делу», с 1727 года он начинает работать в живописной команде Канцелярии от строений, в начале живописным подмастерьем, а после смерти А. Матвеева, в 1739 году его назначают руководителем живописной команды. Даже руки, столь значимые для большинства портретистов, зачастую становятся у него как бы элементами костюма, подчиняются общему ритму, прячутся в складки. В 1739 г. Анна Леопольдовна была выдана за принца Аптона-Ульриха Брауншвейгского.
Но еще в конце 20-х rr. В нем есть спокойствие, доброжелательность и серьезность.
Оно начисто лишено галантности и гривуазности Франсуа Буше или Жан Оноре Фрагонара. Был ли болен (о чем имеются документальные свидетельства). Часть из них исполнена "по образцу" (например изображение Елизаветы Петровны), а другая, наиболее интересная, возможно, выражала собственный замысел художника, но, несомненно, также была официальным заказом. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. Век, который последующие поколения создавали в мечтах.
В должности мастера «живописной команды» Вишняков исполнял церковные образа, декорации для придворного театра, плафоны и росписи. На всем облике Тишинина лежит печать ясности духа, спокойствия и гармонии. Среди жанров станковой живописи портрет остается (с определенными модификациями, вызванными различием условий и вкусами правительниц) ведущим жанром и в 1730–1750-е гг. Портрет Елизаветы Петровны 1743г, холст, масло, 255 х 180 cм Государственная Третьяковская галерея, Москва Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени.
кн. Обращение некоторых его учеников к портрету (М. Роза на груди перекликается с красной лентой в волосах. Пройдя обучение в том числе и у французского живописца Л. Каравакка, приглашенного Петром I в Россию, Иван Вишняков начинает работать в «живописной команде» Канцелярии от строений, которой руководил известный художник Андрей Матвеев.
Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». В этот год, после смерти А. Матвеева, Вишняков стал мастером и принял руководство над Живописной командой. Вся жизнь – в лице и лица эти чаще всего открыты миру и перед миром. Поза модели спокойна. Ноги модели представлены в невозможном развороте, как часть костюма, не имеющими объема. Портреты только что женившегося (1756) сына и его молодой жены могли быть заказаны одному из наиболее известных русских портретистов того времени.
Блики в глазах и тени в уголках губ придают лицу живость и динамичность, сообщают ему выражение тонкой одухотворенности и высокой интеллигентности. С. 9). От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов. Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична.
В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. Руссо. В них проявилась чуткость Вишнякова, понимание характера модели. К сожалению, от монументальных работ Вишнякова ничего не сохранилось (последняя погибла в годы Великой Отечественной войны) и мы знаем о них – день за днем – лишь по протоколам Канцелярии, архивным документам. Для России новое десятилетие открывается «убогим» (В. Через 10 лет Иоанн Антонович был переведен в Шлиссельбургскую крепость, где и был убит в заговоре Мировича в 1764 г. Таким образом, портрет мог быть начат Вишняковым в конце 1740 – в 1741 г., а закончен не ранее 1742 (год ссылки Анны Леопольдовны и ее семейства) и не позже 1746 г. (год ее смерти).
Даже руки, столь значимые для большинства портретистов, зачастую становятся у него как бы элементами костюма, подчиняются общему ритму, прячутся в складки. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г. ). Голова имеет также свободный, несколько горделивый постав.
Мужской написан в теплых, коричневато-золотистых тонах и изображает очень молодого человека, почти мальчика (в год свадьбы ему было 14 лет), в коричневом с золотым шитьем кафтане, сидящего в напряженной позе, с руками, опирающимися на колени. Приемы художника (особенно в одежде) напоминают иконописные способы доличного письма, определяющие всю своеобразную палитру мастера. Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична.
О первых опытах Вишнякова-портретиста мы, к сожалению, ничего не знаем. Т. 1. Лишь гербовая грамота в руке приписана позднее каким-то посредственным мастером (химический анализ показал, что она выполнена другими пигментами).
И Сара Фермор, действительно, как мечта. Так, если сравнить портрет Голицына с портретами Матюшкиных работы Головачевского (1763, ГТГ), то сходство, конечно, отыщется, особенно в изображении мальчика Матюшкина: в трактовке волос, галуна, кафтана, кружев, манжет, пуговиц. Благодаря правильным чертам и большим глазам лицо ее могло бы быть красиво, если бы не было так бездуховно и совершенно лишено выражения. В позе и жесте больше скованности. Именно благодаря подчеркнутости этого несколько деланного жеста и усиливающейся с годами условности изображения портреты Вишнякова выявляют квинтэссенцию рокайльного стиля в его русском преломлении (ведь условность и театрализация: "чистая театрализация", как верно заметил А. Д. Чегодаев, – ярко выраженные черты рококо). Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г. ) и капитана (1742г. ), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г. ), а в 1752г.
началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). Однако имеются сведения, что всему этому он предпочитал портретную живопись. Наконец, у Вишнякова, как правило, в портрете нет глубины пространства. Предположим, что Вишняков мог видеть гравюру с портрета Веласкеса (что сомнительно), но даже в этом случае, думается, нет никаких оснований говорить о влиянии на русского мастера великого испанца.
Он учился у них многому, но оставался при этом верен своим принципам понимания образа. 0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы. Вишняков работал под руководством Луи Каравака, который аттестовал его как «искусного в писании фигур» художника. Такое отношение позволяет увидеть и передать внутренний, духовный облик: духовность становится для художника главной чертой характеристики (если, конечно, мастер видит ее в самой модели). Возможно, этот портрет в чем-то отличается от классически ясной композиции и декоративной смелости "Фермеров", "Тишининых" или "Яковлевых", по к Вишнякову не подходят общепринятые понятия об эволюции творчества художника.
Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц. Художнику нравилась декоративная роскошь парадных нарядов его эпохи их театральность и праздничность. И. Я. Вишняков Портрет К. И. Тишининой 1755г, холст, масло, 100. 2 x 82 cм. За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И. Я. Вишнякова».
Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. Кн. Это портреты купеческой четы Яковлевых из собрания Эрмитажа.
Елизавета Петровна, которая при восшествии на престол дала обет отменить смертную казнь и которая даже в отношении опального семейства Анны Леопольдовны проявляла (изображала. ) милосердие, могла поощрить окончание портрета, разумеется, не в прежнем виде, с императором. Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. С. 208). Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. " (Васильчиков А. А. Семейство Разумовских.
по: Брикнер А. Г. Записки иностранцев о России в XVIII столетии. Но лицо поражает живыми глазами, жизнью души, вырвавшейся через этот взгляд наружу. Достоверных произведений Вишнякова дошло до нас совсем немного.
Думается, что образы Вишнякова в поисках подобного идеала сыграли далеко не последнюю роль. Уезжал ли в Москву, где много времени отнимали хлопоты по Головинскому дому. В женском портрете нет имприматуры, поскольку она была бы бессмысленна при "белильном" платье Степаниды Степановны, а в мужском портрете много прозрачного пигмента, как в портрете Ксении Тишининой. он официально стал его учеником, так как иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать персоны с натурального».
Это особенно важно, учитывая, что перед нами подписное, т. е. Русский провинциальный некрополь. С 1727г. Украшающий ее белый бант перекликается по цвету с белым галстуком. Плоскостно изображен и фон за спиной фигуры.
С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св. Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг. ). Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». В скупом наследии Вишнякова насчитывается десяток портретов. Застылость и плоскостность фигур, нечеткое знание анатомии и перспективы искупаются поэтически-любовным отношением к натуре, живой рокайльной эмоциональностью. 1.
В портретах Тишининых модели стоят подбоченившись: мужчина правой, женщина левой рукой.
2. Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью, в них есть «особая интимность и непритязательность», обаяние и цельность образа. Материалы и исследования. Но это удивительно только на первый взгляд.
СПб., 1880. И. П. Аргунов будет всегда верен этому принципу (портреты Лобановых-Ростовских, автопортрет и портрет жены – примеры можно продолжить). Портрет Сары Элеоноры Фермор – парадный исполненный по всем законам жанра.
С деятельностью этой команды связана вся последующая жизнь И. Я. Портрет и по времени близок к "Фермору" и к "Тишинину". В 1714г. С. 259). Около четверти века он возглавлял Живописную команду Канцелярии от строений, т. е. Рукава также заканчиваются пеной кружев.
Техиико-технологическое исследование, проведенное в научно-реставрационных мастерских им. наградной портрет. ), а главное – она была не одна. Последний по времени известный портрет Вишнякова – изображение князя Федора Николаевича Голицына "на девятом году своего возраста", о чем свидетельствует старинная надпись пером на подрамнике портрета (ГТГ). Но разве сам Василий Баженов так уж далек от традиций зодчества Древней Руси.
Воцарение на престоле дочери Петра вселяло большие надежды в сердца русских людей. И над всем мирским, светским, пад сверкающим богатством вещного мира царит прелестное лицо Ксении Тишининой (не забудем, что смытость верхнего красочного слоя исчезнувшие лессировки не позволяют нам увидеть всей тонкой характеристики жизни этого лица). До Каравака Вишняков учился в команде Василия Грузинца, прошедшего выучку Оружейной палаты. В любом случае талант молодого Вишнякова был замечен.
М., 1914. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». Жизнь и творчество. Но кроме работ, связанных с архитектурой, Вишняков занимался портретом и иконописью. Женский портрет вызывает ассоциации с древнерусским искусством. В 1714г.
Рукава заканчиваются широкими оборками дорогих кружев. Вишняков – мастер психологической характеристики. Это был Алексей Петрович Антропов, проработавший под началом Вишнякова в Живописной команде более 20 лег и, главное, как и сто учитель, отразивший в своем творчестве основные тенденции русской портретной живописи переходной поры (в 1759 г. он заявил о себе портретом статс-дамы А. М. Измайловой). Но и сохранившихся – вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был. В 1731 году «придворный маляр», то есть придворный художник Каравакк, служивший тогда при дворе Анны Иоанновны, писал о Вишнякове как об изрядном мастере, который написал уже не одну персону.
В последний год Вишняков активно занимался иконами для церкви Зимнего дворца, был очень увлечен этой работой (как мы знаем иконы позже переписал Ф. Фонтебассо, а еще позже, уже в другом столетии, они погибли в страшном пожаре). Вильгельм Фермор изображен в костюме сержанта лейб-гвардии Преображенского полка: в красном камзоле и панталонах, в зеленом с золотым галуном кафтане, в черных башмаках, с треуголкой подмышкой и шпагой на боку. В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо. Возглавив «живописную команду» Канцелярии от строений после смерти А. М. Матвеева (1739), Вишняков руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах, а также по оформлению придворных торжеств.
Трудно сказать, почему сам Вишняков не делал эти исправления. Парные портреты Яковлевых написаны Вишняковым почти в то же время, что и чета Тишининых. Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики. Но даже если бы их осталось всего два (долгое время были известны только "Ферморы"), то и этого было бы достаточно, чтобы считать его одним из наиболее значительных художников, определивших дух искусства середины столетия. Имеется и еще одна черта в творчестве Вишнякова, знаменующая новую эпоху.
пожалован чином надворного советника и приведен к присяге. Портрет Ксении Ивановны Тишининой также дублирован. Вряд ли изображение регентши в таком домашнем одеянии могло служить официальным целям, например украшению присутственных мест Конюшенной конторы (о чем упоминается в документах), даже если учесть пренебрежение ею торжественными туалетами.
К сожалению, почти все его работы были переделаны в век классицизма. Как ни парадоксально, виной тому их прекрасная сохранность. Речь идет о том, что в достаточно короткий срок становления нового светского искусства (всего несколько десятилетий в сравнении с веками западноевропейского опыта) русский мастер вырабатывает свое отношение к детской модели: восхищенно-уважительное, внимательно-пытливое, без тени ироничности и снисходительности умудренного жизнью взрослого к миру ребенка. Антропов, И. И. В портрете эта традиция присутствует несомненно. Обнаружив талант живописца, с 1727 работал в Канцелярии от строений под руководством французского живописца Л. Каравака, усваивая стилистику западного барокко и рококо (уже в 1731 Каравак рапортовал о его «склонности писать персоны» и «добром происхождении в науке»).
можно предположить, что портрет был написан (завершен или нет, сказать невозможно) как репрезентативный и двойной: Анна Леопольдовна и император. С 1753г. Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. Система обучения, разработанная А. Матвеевым и совершенствованная Иваном Яковлевичем, легла в основу принципов преподавания в Академии художеств.
Что касается ее облика, то о нем современники отзывались по-разному. Как ни одному художнику его времени, Вишнякову удавались детские портреты. В 1714 был прислан в Петербург вместе с другими мастеровыми и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья.
Действительно, фигура и поза Сары условны, задник трактован плоскостно – это откровенно декоративный пейзаж, а не пейзажная среда (вспомним о нарочитой "театрализации" живописи XVIII в. ), однако лицо на его фоне подчеркнуто объемно. Тишинина представлена стоящей на аллее парка, образованной темными боскетами и фонтаном в глубине. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». Портреты не были реставрированы, они не пострадали от времени.
Вып.
Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г. ). началась совместная творческая деятельность Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака (Каравакка). С. 9). Но и сохранившихся — вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был. В этом его можно сравнить, пожалуй, только с Иваном Никитиным. Помимо обычного сходства (а что такового он достигал, доказывает сравнение портретов детей Фермор с портретом их отца исполненным Антроповым уже после смерти Вишнякова), он всем живописным строем картины создавал атмосферу внутренней жизни.
Левой рукой регентша обнимала своего царственного сына: его круглое большеглазое лицо, детали одежды (камзольчик, манишка, манжеты, аграф у шеи) по сей день читаются невооруженным глазом из-под записей. эталонное, произведение Вишнякова. Вишняков — мастер психологической характеристики.
Вишняков знает об анатомии, но спокойно идет на нарушение ее правил, как в знаменитом «Портрете Сарры Элеоноры Фермор» (ок. В этом смысле судьба Вишнякова трудна и одинока. Портрет в русском искусстве всегда был проверкой мастерства.
Выступал также как реставратор, писал иконы и портреты. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г. Портреты, которые долго были единственными, связываемыми с именем Вишнякова и с которых началась его слава изображают детей начальника Канцелярии от строений Виллима Фермера (оба – ГРМ). Но ведь и сам Вишняков не расстается полностью с этими приемами (плоскостной фон, узор вещественномастерски переданных тканей не всегда ложится по форме и т. д. ).
в петербургской архитектуре несправедливо рассматривать как время застоя и упадка, период "малых дел" и "малых мастеров". Л. Колокольников, Г. Д. Молчанов) было очень редким. Близость проявляется не только в возрасте моделей, но и в позе (Голицын представлен в рост, с расставленными ногами, правая рука засунута за борт камзола, левая, сжатая в кулак, уперта в бок), в цвете одежды, где преобладает красная гамма, а главное – в лице.
пожалован чином надворного советника и приведен к пр исяге. Вместе с тем за красноречивой застылостью его фигур скрыты затаенная динамика, сдерживаемое напряжение, контраст высокого и будничного. С. 208). В 1740 году получил чин надворного советника. Видимо, выявил каким-то образом Иван Вишняков в раннем детстве свою любовь к рисованию, что заставило его отца, «шахтерных дел мастера», отправить пятнадцатилетнего сына к родственнику в Петербург и, возможно, уговорить последнего пристроить юношу к какому-либо художественному ремеслу — северная столица давала в этом направлении большие возможности.
Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. Однако речь в данном случае идет не о разнице принципов, а о разной степени умения. За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И. Я. Вишнякова».
В чине капитана лейб-гвардии Измайловского полка Николай Тишинин вышел в отставку и поселился в деревне. В начале 1730-х годов И. Я. Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г. ) и капитана (1742г. ), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г. ), а в 1752г.
Иван Яковлевич Вишняков – знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). И. Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в» и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий. Однако сам этот стиль был понят им иначе. Колорит его теплый в сравнении с холодной гаммой парного ему портрета.
Рыбинский историко-художественный музей Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность («Портрет Вильгельма Георга Фермора»). Имевший столь большой успех "канцелярский" портрет до нас не дошел. "Слабая, неряшливая, неопрятная правительница.
Степанида Степановна была старше мужа на четыре года, что видно на портрете. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц.
И. Э. Грабаря (Москва), показало, что живопись, несомненно, была значительно богаче, пока портрет не пострадал от утрат, от смытостей верхнего живописного слоя и грубых записей в результате небрежных реставраций. Вишняков и работавшие под его руководством ученики (наиболее известны А. П. 0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы.
Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761). И. Я. Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в» и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а еще в связи с тем, что огромное наследие художника из монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой грустный номинальный перечень названий.
Парадный туалет завершают веер в правой руке и часы у пояса. Стб.
5. Слева видна колонна. Черные со шпорами сапоги, мушкет, сумка и шпага на золоченом темляке довершают наряд. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г. брошь.
Каждая из этих причин возможна. До нас дошел длинный список его трудов и всего лишь несколько сохраненных картин. Специфическими чертами отмечено и живописное решение портретов Вишнякова. Несколько раз князь Голицын исполнял дипломатические поручения при иностранных дворах. Кажется, можно было утонуть в ворохе высочайших указов, счетов и отчетов. Но разве стебли цветка должны быть узаконенной длины.
Творчество Вишнякова представляется ярким свидетельством неразрывности этих традиций, осторожного, но без школярства и подражания освоения западноевропейского языка, творческой его переработки при сохранении национального мироощущения. Вишнякова (в 1739 году он занял место преждевременно умершего А. Матвеева). Благодаря этому, Вишняков становится настоящим художником-монументалистом.
Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это абсолютно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность («Портрет Сарры Элеоноры Фермор» «Портрет императрицы Елизаветы Петровны», 1743 «Портрет Вильгельма Георга Фермора», вторая половина 1750-х). Художники Г. Молчанов, И. Бельский, А. Антропов иконописец М. Колокольников и десятки менее знаменитых художников были учениками этого замечательного педагога и заботливого наставника. С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св. Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг. ). Интерьеры дворцов и соборов неоднократно изменялись, а триумфальные арки разрушило время. После обучения в Риме князь Голицын продолжил образование в Женеве, посетил "фернейского мудреца", по знаменательно, что вольтерьянцем не стал и не разделял деистических взглядов великого скептика, оставшись на всю жизнь глубоко религиозным, православным человеком (в отличие от своей сестры, в замужестве Головиной, принявшей в Париже католичество).
Из того, что создано Вишняковым в этой области не сохранилось практически ничего. 1750) и ее брата Вильгельма (Вилима) Фермора (вторая половина 1750-х годов оба портрета – в Русском музее, Петербург), Н. Тишинина и его супруги (1755, Историко-художественный музей, Рыбинск эти две картины являются единственными подписными работами Вишнякова). Исключение в ряду "негосударственных" людей составляют заказные портреты царственных особ. У Яковлева было пять сыновей, одного из них – Михаила и увековечил художник. Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор – одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками – стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия.
его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Как бы ни была плоха сохранность портрета (худшая в сравнении с мужским) при всех смытостях, которые не дают отчетливо увидеть мазок, очевидно, что он написан в более сложной технике различных имприматур. Важно другое: переписки не коснулись лица, хотя к тому времени оно, естественно, уже не совсем отвечало облику растущей модели. (подробнее об этом см. : Ильина Т. В. Иван Яковлевич Вишняков.
Женский портрет лиричнее и теплее мужского. Круглое розовое лицо Елизаветы Петровны красиво, молодо, спокойно и ласково-приветливо. Ее образ хрупкий и трогательный, вся она похожа на какой-то невиданный цветок. 1878. И. Я.
Изображение мальчика строго анфас, равномерно опирающимся на широко расставленные ноги, делает его немного похожим на лубочного солдатика. Но рисунок – естественно, далеко не все. А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. Но его костюм ярче, локальнее по цвету, он написан не киноварью, как кажется сначала, а красным реальгаром (сернистый мышьяк), редким, необычайно красивым по оттенку. С 1752 года — коллежский асессор. В 1714г.
Рисунок нанесен на ткань платья нарочито плоско, без учета моделировки тела. М., 1979) технико-технологическое исследование исполнено С. В. Римской-Корсаковой).
Во время путешествия Екатерины II в 1767 г. по Волге Тишинин готовился принять ее у себя.
Это те архаические качества, в которых неуловимо проявляется мощная подспудная связь русского искусства Нового времени с фольклором, с эпосом: расчет на рассматривание, на впечатление "с некоторого расстояния" (в переносном смысле, конечно), стремление воплотить типическое, тяготеющее к извечному, помимо портретно-индивидуального. Пудреные волосы по моде того времени схвачены на затылке черным бантом. Но еще в конце 20-х rr. Или его великого сына, во всех своих многочисленных работах демонстрирующего эту связь, что и позволило ему стать одним из главных создателей торжественно-величавого, ликующепраздничного архитектурного стиля России середины XVIII в. – русского барокко, которое не спутаешь с западноевропейским.
С. 74). и А. И.