Сюжетно близкий к «Первой зелени» этюд «Ранней весной» тем не менее не является подготовительной работой к картине. Окончил Моск. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. В атрибуциях Остроухов не мог ошибаться – ошибаться могла вся История искусства. «Сиверко» был принят на выставку 1890 г. единогласно всеми членами Товарищества передвижных выставок. храмов Москвы и Подмосковья после смерти П. М. Картина сохраняет живописное богатство этюда, но она сложнее по построению. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».
В Абрамцеве началась их дружба, оборвавшаяся лишь со смертью Серова. В1898 году, при посредничестве жившего в Париже И. И. Щукина (брата С. И. Всего в музее Остроухова насчитывалось около двух тысяч произведений искусства.
Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Однако следует упомянуть еще об одном художнике – это Василий Дмитриевич Поленов. Все работы Остроухова 1880-х гг. Неяркая русская природа получила в пейзаже конца ХХ в. свой живописно пластический эквивалент, приобрела обобщенное, образное звучание.
Репина, А. К. Именно под влиянием Поленова молодые пейзажисты начинают серьезно работать на пленэре. Несколько деревьев в левой части композиции, темными силуэтами выделяющихся на фоне голубоватого неба, создают своеобразные кулисы, которые замыкают пространство картины. Первое же произведение – копию пейзажа Льва Львовича Каменева – Остроухов выполнил маслом. Остроухов пользовался непререкаемым авторитетом знатока живописи у художников и собирателей.
Он почти ежедневно навещал музей, в городской думе отстаивал бюджет галереи. Академии художеств. Обстоятельства благоприятствовали Остроухову: в 1889 г. он женился на Надежде Петровне Боткиной.
Пространство картины построено мастером на подчеркивании горизонталей берега, леса, неба. не имевшую себе равных. Боткины). Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик.
В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). После кончины Остроухова, в августе 1929 года, Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова ликвидирован. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины – середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Систематического художественного образования не получил, но в 1882–1884 посещал петербургскую студию П. П. Чистякова.
чл. С1880 участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом.
В 1905–1913 входил в совет попечителей Третьяковской галереи. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. думы.
Остроухов Илья Семенович изобразил деревья, покрытые золотом листьев. Работу на пленэре он сочетал с поездками по стране изучением творчества старых мастеров. иск-ва, Музей-заповедник «Поленово» обширное собрание книг передано в РГБ и науч. Чл.
Самое ценное – галерея русской живописи П. М. Третьякова. В картине конкретность, непосредственность этюда уходят. Иванова, И. И.
Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Начинал работать самостоятельно, пользуясь советами И. Е. Репина, И. И. Шишкина, в 1880-х гг. Был членом Совета Третьяковской галереи (1899-1918), ее попечителем (1905-1913). Это было худшее время за всю историю музея. Остроухова были этюды, потому как именно их он ценил особенно высоко. По настоянию Остроухова в 1900-1901 гг.
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Врубеля, А. А. Не раз выезжал в Западную Европу, жил преимущественно в Москве. После смерти П. М. Третьякова стал членом совета попечителей галереи.
Замечательным образцом новгородской школы периода расцвета была икона «Въезд Христа в Иерусалим» – эта икона является одним из лучших образцов древнерусской живописи и по праву украшает сейчас собрание иконописи Государственной Третьяковской галереи. 1887 г. был особо знаменателен для Остроухова. М. А. наук (1873). Ни ветерка.
Пейзаж Остроухова «Вечер после грозы» появился на передвижной выставке 1892 г. Она была отмечена критикой, как картина, которая возможна лишь для такого художника, кто видит в природе не одни лишь линии, краски и пятна светотени, а умеет найти в ней вечно бьющий пульс жизни, умеет подслушать его изменчивый ритм и находит кругом живую душу. И в Петербурге и в Москве чаще всего встречались любители, понимавшие лишь ценность или редкость того или иного произведения искусства, чем подлинную красоту. служил в торговом доме «Петра Боткина сыновья», вошёл в правление предприятия (до 1917 пайщик Т-ва чайной торговли «Петра Боткина сыновья»). Репин, П. П. Свое состояние Остроухов обратил на составление коллекции живописи. Мастер лирич.
(После его смерти Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова был расформирован: основная часть была передана в Третьяковскую галерею, отдельные вещи – в Музей-усадьбу В. Д. Поленова и Русский музей. ) Как художник в поздние годы писал в основном уже не на пленэре, а по памяти используя старые этюды. Атмосфера Абрамцева подкрепила возникшее у Остроухова решение стать живописцем. Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Пользовался также советами И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников — 330, рисунков русских художников — 550». Пополнение музея снова пошло планомерно.
Зимой 1882-1883 гг. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Они их спокойно роняют в преддверии осенних дождей и бурь.
От камерных мотивов начального периода (Первая зелень, 1886 Золотая осень, 1887, обе – в ГТГ) перешел к обобщающим пейзажам-картинам эпического характера (Сиверко, 1890, ГТГ). Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Навыки художнического ремесла он получил, учась живописи у Репина и рисунку у Чистякова. В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Эти коллекции впоследствии стали основой открытого «Музея иконописи и живописи имени И. С. Постаревший, больной художник уже не мог писать с полной отдачей на пленэре.
Боткиной (см. В середине 1880-х гг. В 1887 г. он дебютировал на ХIV передвижной выставке пейзажем «Последний снег», к которому годом ранее был написан этюд в Абрамцеве. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж – «Золотая осень».
Создает, подобно Левитану, «пейзажи настроения», на которых присутствует красота жизни, но без меланхолии («Золотая осень», 1886-1887 «Первая зелень», 1887-1888). В 1871 был отдан в Академию коммерческих наук (предполагалось, что к нему со временем перейдет управление делами отца). В начале 20 в. руководил ремонтом этого музея и реставрацией картин, выпустил роскошное для своего времени издание Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых, снабдив его собственными комментариями (выходило отдельными выпусками в 1901–1909). В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Позднее коллекция Остроухова пополнилась полотнами Левитана, Серова, Врубеля, Репина. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова.
Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Щедрина и др. ) и зап. -европ. Почти все его время занимало коллекционирование. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой».
В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. коллекционированием, также изучением др. -рус. Коллекция Остроухова размещалась в его доме в Трубниковском переулке. Живописи обучался в частном порядке у таких известных мастеров как А. А.
и Ю. А. Мамонтовыми (сыновьями А. И. Мамонтова). Наиболее известна картина Сиверко (1890). и Ю. А. В 1888 г. Остроухов показал в Москве пейзаж «Первая зелень». В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17).
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. археологич. Боткины принадлежали к числу богатейших семей России. Моск.
В 1927 году вновь возникает угроза переноса коллекции, однако музей удается отстоять. Западноевропейская часть коллекции (ок. Вершина творчества О. – пейзаж «Сиверко» (1890, ГТГ), «удивительно верное искромное изображение русской природы» (А. Н. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
После уроков с Киселевым Остроухов смело принялся писать этюд за этюдом прямо на пленэре. Серова, Ф. П. Остроухова (с 1924 на правах филиала ГТГ О. оставался пожизненным хранителем музея). В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Остроухов начал свои занятия довольно необычным способом. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна».
Остроухов с тревогой и болью следил за деятельностью Цветкова, руководителя совета. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Кроме занятий в гипсовом зале Академии, он посещал акварельные вечера Репина и занимался рисунком в школе Императорского общества поощрения художеств.
Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке (17).
Был членом «Товарищества передвижников» и «Союза русских художников». Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. архит. Сквозь кроны чуть виднеется холодноватое осеннее небо.
К сожалению, больше картин такой значимости художник не написал. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. Сама скромная русская природа, лишенная ярких контрастов, давала художнику возможность искать наиболее выразительное цветовое решение образа «Сиверко». Остроухов Илья Семенович родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 года в купеческой семье. Немногим картинам конца ХIХ в. выпало столько похвал, признания, восторгов критиков, художников, публики, сколько получил их «Сиверко».
Познакомившись с С. И. Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург.
Саввинская слобода». Левитана, В. Д. После смерти О. музей был закрыт, осн. Мамонтовым в 1874, начал заниматься живописью– брал уроки у А. А.
академию коммерч. Но никогда личные интересы художника не перевешивали интересов общественного дела. Через А. И. Мамонтова Остроухов познакомился с семьей его брата С. И. Мамонтова. Моск.
С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом. Очерки понравились, понравился и юный автор. В библиотеку Остроухова допускались немногие. Остроухов собирал живопись ради живописи. Он, к примеру, строил прожекты перенести Третьяковку на Девичье поле.
Киселёва, И. Е. Вообще интерес к изображению ранней весны характерен для многих пейзажистов 1880-х гг. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». На первом плане – молодые клены, которые выросли за прошедшее лето. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание). Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12.
Такие демарши жестоко карались. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. пейзажа (преим.
Этюд строится на сочетании двух масс, разделенных четкой линией горизонта земли и неба. Вошел в число видных русских пейзажистов своего времени, соединяя мягкую импрессионистическую манеру письма с поэтикой «пейзажа настроения», близкого по духу живописи И. И. Левитана. В 1889 женился на Н. П. Чистякова в С. -Петербурге (1882–84), пользовался советами В. Д. С тех пор он подружился с его сыновьями Юрием и Михаилом.
Дула (Илья Семёнович не выговаривал букву р), – устраивал он нагоняй тишайшей своей супруге Надежде Петровне Боткиной, – опять пелеглела класное вино. В 1918 собрание О. национализировано и преобразовано в Музей иконописи и живописи им. Последней Остроухов был недоволен и в течение двух лет перерабатывал в конце 1887 года она была представлена на 7-й выставке МОЛХ.
лит. -худож. ОСТРОУХОВ Илья Семёнович, рос. Если те его подтверждали, то им ободряюще мурлыкалось:Ну что же, угадали. Оказалось, что условный классицистический Шебуев по натуре был романтиком, что и раскрыли его картина «Гадание» и эскиз к картине «Смерть Ипполита» из остроуховского собрания.
художник выставлял перед зрителям преимущественно этюды. И Серов и Остроухов увезли из Венеции превосходно написанные этюды города. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым.
На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». отошел от регулярных занятий живописью, посвятив себя общественной деятельности. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы».
В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». Этюд для «Сиверко» был написан художником на берегу Москва-реки.
Остроухов женился на Надежде Петровне Боткиной. Женитьба на дочери чайного магната Боткина накрепко повязала его с делом, но не отвратила от живописи и от художников (к тому же Боткины были в родстве с Третьяковыми). Увлекшись собирательством, он почти совсем оставил живопись. Однако после смерти его коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. Успехами начинающего живописца заинтересовался Илья Ефимович Репин. Поначалу бестолково. В картине нет рассказа.
Киселев, И. Е. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег» и «Ранняя весна». Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом»1. С 1905 по 1913 гг.
Осенью 1882 года по совету Репина он уехал для продолжения учения в Петербург. «Последний снег» прост по построению, не загроможден деталями. Щукина), приобрел «Портрет Антонена Пруста» Эдуарда Мане (ГМИИ). Что было, конечно, чрезмерным, но Илья Семёнович не мог без причуд.
Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. В феврале 1886 года на XIV выставке ТПХВ были показаны его картины «Первый снег»7 и «Ранняя весна». Экспонент (с 1886) и чл. Работал в Торговом доме Боткиных. И из битков жил не блызжет. С 1886 г. – экспонент, в 1891-1903 гг. практич.
Нет, не уступает. Бенуа). Желание научиться рисовать вызвали у Остроухова картины В. Д. Поленова на выставке ТПХВ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» Как сам он признавался «после этих поленовских пейзажей я стал уже серьезно изыскивать способы, как приступить к делу, осложнявшемуся прежде всего возрастом». Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. АХ (1906). Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году12. Ублать.
Великому мастеру Дионисию приписывался знаменитый «Шестиднев» – гордость собрания Остроухова. Пространство пейзажа Остроухов четко делит на планы. Должность эта считалась выборной – кандидатов утверждала Государственная дума. С 1906 г. – д. чл. Мастерство художника возрастало от пейзажа к пейзажу. об-ва (с1887), чл.
Между тем Илья Семёнович был вполне культурным человеком, знал несколько европейских языков, увлекался ботаникой, превосходно играл на фортепьяно и даже подумывал заняться этим всерьёз и профессионально. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Остроухова нельзя причислить к числу художников-новаторов, но в «Сиверко» ему удалось ярко выразить творческие задачи своего времени. (произведения К. Коро, Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса) живописи, также скульптуры, мебели, церковной утвари и др.
комиссии по реставрации росписей соборов Московского Кремля и др. И. С. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. Чем же привлекал внимание скромный пейзаж начинающего художника.
Инициировал ремонт и реконструкцию здания галереи, следил за реставрацией живописи один из авторов и редактор каталога «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых» (1901–09). П. П. Муратов «Древнерусская иконопись в собрании И. С. Остроухова»). представляли современникам пейзажиста самостоятельного, цельного, своеобразного, но все они были лишь заявками на главное произведение Остроухова – пейзаж «Сиверко». был произведен капитальный ремонт здания, а фасад перестроен по замыслу В. М. Васнецова. Москва река кажется могучей, суровой, холодной северной рекой. Данное собрание являлось серьёзной основой для изучения иконописи.
и лит. Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж — «Золотая осень». По-прежнему большую часть его времени отнимали заботы, связанные с музеем.
Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. В 1918 г. назначен пожизненным хранителем Музея иконописи и живописи им. Однако со второй половины 1890-х гг. Купил длянь.
Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. П. М. Третьяков считал Сиверко лучшим пейзажем своей галереи. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. 1870-хгг. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». В собрание стали попадать произведения низкого художественного уровня. Коллекция Остроухова в свое время была уникальной. Здесь нет отдельных вертикальных стволов, отмечающих планы. В библиотеку Остроухова допускались немногие. После кончины своего племянника, Н. С. Третьякова (1857 – 1896) П. М. Третьяков избрал Остроухова своим преемником.
Со второй половины 1890-х гг. Советы Чистякова завершили художественное образование Остроухова. Репина, брал уроки у П. П. Поленова, И. И.
К сожалению, этюды лишь эпизоды в жизни Остроухова 1920-х гг. Он начал собирать произведения искусства с 1882 года, предпочитая этюды картинам.
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Пейзаж «Первая зелень» – картина, тщательно композиционно построенная и продуманная во всех деталях. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд».
Очень строго подходил Остроухов к работам своих современников и друзей. Остроухов хотел сделать музей образцовым европейским собранием. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Фигуры людей придают пейзажу динамичность. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников – 330, рисунков русских художников – 550». Сменил его на этом посту И. Э. Грабарь. Отец Остроухова был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее образование.
кружка (1899–1917) и об-ва «Свободная эстетика» (1907–10). Дом О. в Москве (Трубниковский пер., 17) стал настоящим центром худож. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы— наверху. Своей новой страсти Остроухов дал волю и в стенах Третьяковки. выставочной группы «36 художников» (1901–03), один из организаторов и чл. Лихачёва и помощника хранителя Третьяковской галереи Н. Н. об-ва (с 1905).
Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. После 1917 года коллекция стала достоянием государства, а Илью Семеновича сделали ее хранителем. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи. Даже этюды, написанные в два три сеанса, смотрятся как монументальные образы природы.
В 1913 г. Остроухов по состоянию здоровья оставил пост попечителя Третьяковской галереи. Оно бледное, серовато-голубое. После «Сиверко» Остроухов, в основном, разрабатывал тип панорамного пейзажа.
Он сам написал текст для роскошного иллюстрированного издания «Московская городская художественная галерея П. и С. Третьяковых», выходившего отдельными выпусками с 1901 по 1909 год. Саввинская слобода». В этюдах конца 1890-х гг. Саввинская слобода». Русская часть собрания (живопись акварели, рисунки 237., более 100 икон и 600 предметов церковной утвари) перешла в Третьяковскую галерею, откуда часть работ была передана в провинциальные музеи.
гор. Важную роль в построении композиции пейзажа играет цветовое решение. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Государственная дума неоднократно занималась делами совета.
Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Среди иностранных изданий здесь были «Божественная комедия» 1515 года издания, «Описание путешествия в Московию» Олеария, «Декамерон» (1757) и др. Его собирательство носило сперва естественнонаучный характер.
И как будто сбылось пророчество – Остроухов прозрел и стал главным скупщиком иконописи. Тогда им был написан этюд осеннего леса, решенный в новой для художника манере. 40 живописи и графики и ок. Впоследствии художник был назначен его пожизненным хранителем.
Саввинская слобода». В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). И. С. Остроухова, в котором он остался пожизненным хранителем. В более ранних этюдах Остроухов предпочитал серенькие осенние либо весенние дни, что давало ему возможность строить колорит в этюдах на тончайших отношениях теплых коричневатых и холодных сероватых тонов. Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. Земля первого плана уже покрыта сочной травой, яркая зелень которой постепенно гасится при переходе ко второму плану.
Но в начале этого года на очередной XV выставке Товарищества передвижников он показал другой свой пейзаж— «Золотая осень». Черногубова. Пейзаж «Золотая осень» Остроухов задумал еще в 1885 г. в Абрамцеве. Остроухова». Таков его шедевр Сиверко (1890, Третьяковская галерея) изображающий излучину Москва-реки в ветреный летний день.
Среди них чуть проглядывает контрастно черная земля. В послереволюционное время Остроухов отмечал: «Масляной живописи русских художников— 330, рисунков русских художников— 550». Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. было подлинным откровением.
В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», — начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760). Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Дума вынуждена была провести новое переизбрание и Остроухов стал ее попечителем. Камерность интимность этюда «Ранней весной» и картины «Первая зелень» уступают здесь место более обобщенному образу, более широкому пониманию характера русской природы.
В благодарность за московский прием он получил в 1912 году от Матисса в подарок «Этюд обнаженной женщины» (ГЭ). Публичный дебют художника Остроухова состоялся в 1884 году, когда на периодической выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ) выставил пейзаж «Речка». ТПХВ (1891–1903), член-учредитель СРХ (с 1903), чл. Репина (1881–82), частную мастерскую П. П. В лесу тишина. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». И уходил, может быть, чуть жалея об оборвавшейся карьере художника.
– бросал Илья Семёнович и надолго делал из коллекционера всемосковское посмешище. – член Товарищества передвижных художественных выставок, с 1903 г. – член Союза русских художников. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году.
Жил в Москве, с сер. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова.
С 1899 по 1903 и с 1905 по 1913 годы Остроухов был председателем Совета по управлению (попечителем) Городской художественной галереи братьев Третьяковых. Федотова, С. Ф. Также известен его портрет С. П. Боткина, написанный в 1889 году. Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы — наверху.
часть коллекции передана в ГТГ, также в ГРМ, ГМИИ, Музей нового зап. Картина «Сиверко» (1890) стала наиболее известной. Киселев признал в Остроухове «искру божью» и истинный талант.
В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. учился у П. П. Чистякова в Петербурге. Новый вид пейзажа стали называть «пейзажем настроения». С 1890 частный музей О. был открыт для свободного посещения (в 1905 осуществил пристройки к дому, в 1914 надстроил этаж для коллекции). Последней Остроухов был недоволен и в течение двух лет перерабатывал в конце 1887 года она была представлена на 7-й выставке МОЛХ.
Подмосковья), сочетающего реалистич. Чудачеством (и опасным) считали отцы города приобретения для галереи работ мирискусников и прочих декадентов вроде Врубеля, не подозревая, что именно за это потомки и будут ценить правление Остроухова. Позднее составил уникальную коллекцию (в основном древнерусской живописи), в некоторых разделах по качеству представленных здесь московских и новгородских икон 14–15 вв. Но высоты обобщения, живописно пластической гармонии «Сиверко» мастер уже не достигал.
Не менее трагически окончила жизнь его супруга изгнанная и потерявшая кров над головой. Киселёва (1880), посещал воскресные рисовальные вечера уИ. Е. жизни, здесь же размещались его ценнейшее собрание икон (включающее редчайшие византийские иконы) и коллекции рус.
Остроухов равнодушно бурчал: Ничего мне эти иконы не говолят. Остроухов, Серов и Боткина обвинялись в личных пристрастиях и симпатиях. Все детали пейзажа объединены светом и воздухом.
Его декорация к Кармен очень понравилась». Словом, в собрании Остроухова не было прославленных кумиров и незаслуженно забытых – была только прекрасная живопись, подчеркивавшая талант и самобытность каждого мастера. семье. Их листва – желтовато-зеленоватая. Со временем оно пополнилось произведениями И. Е. Репина (17 живописных работ), В. А. Серова (12 живописных работ), В. Д. Поленова (11 живописных работ), М. А. Врубеля (3 работы), В. И. Сурикова (6 работ), И. И. Левитана русская школа первой половины— середины XIX века была представлена картинами П. А. Федотова, Ф. А. Васильева (11 картин и этюдов), А. К. Саврасова. перечень). В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию.
Газеты вновь откликнулись на события в совете язвительными статьями. Где-то в развалах за гроши раздобыл кусок не столь старой доски с Богоматерью у Креста и тут же приписал её ни больше ни меньше, как самому Ван Эйку. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук. Картины передвижников Остроухов подбирал исключительно по их живописным качествам. И. С.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. видение натуры с приёмами пленэрной живописи испытал влияние символизма и модерна («В Абрамцевском парке», 1885, Историко-худож. Поленова, И. Е. Шишкина, был вольнослушателем МУЖВЗ (1886).
Наиболее многочисленны в коллекции И. С. Именно в это время он познакомился с юным Валентином Александровичем Серовым, который уже тогда поражал окружающих своей работоспособностью, серьезностью и не по-юношески зрелым талантом. Из западноевропейской школы живописи выделялись произведения Ренуара, Дега, Мане, Матисса.
«Ранней весной» – это вполне законченное самостоятельное произведение пленэрной живописи со всеми характерными для нее достоинствами. А ляпы (правда, редкие) у него были исторического масштаба. Остроухов был избран членом совета попечителей галереи.
На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию. Остроухов уже добивается успеха. б-ку ГТГ.
Несомненно, поездка в Италию была чрезвычайно полезной и для Остроухова и для Серова. Остроухов принес Мамонтову свои очерки о жизни птиц средней полосы России. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля – «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Свет выявляет и подчеркивает структуру формы: густую массу леса, рыхлость последних снежных островков изящество легких силуэтов берез. живописи. В 1889 году И. С.
С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». музей-заповедник «Абрамцево» «Ранней весной», 1887 «Пруд», 1899 «Липы осенью», этюд, 1909, все– в ГТГ). Действит. Автор писал картину исходя из ощущений непосредственно взятого, прочувствованного куска природы отсюда и особая эмоциональная сила, свежесть, гармония этого произведения, которое сам Остроухов признавал своей первой творческой удачей. Саврасова, В. А. В 1914 году к зданию была сделана двухэтажная каменная пристройка «для хранения книг с устройством внутренней несгораемой лестницы». Сохраняя в картине пленэрную свежесть этюда, умел наделять сравнительно простые и неброские мотивы лирически-трепетной «душой». Впоздние годы жизни занимался преим.
Собирал для дома, а не для галереи и сам Третьяков. На многих книгах был проставлен экслибрис, выполненный В. М. Васнецовым.
После смерти Третьякова его собрание перешло в собственность города Москвы. Коллекция Остроухова была доступна как частный музей. – выносился приговор, после которого дилеру оставалось сменить занятие и бежать из Москвы. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта.
Дом Остроухова стал называться музеем иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Среди его характерных вещей – Золотая осень (1886–1887), Первая зелень (1887 обе – там же), Купавы на пруду (1892, Картинная галерея, Пермь), Берег реки (1895, Русский музей). И тогда случайно найденный вид леса, реки, дороги становится композицией. Наиболее известна картина "Сиверко" (1890). В русской части было множество прижизненных изданий: Г. Р. Державина, Н. М. Языкова, И. А. Крылова, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина полные собрания сочинений писателей XIX века также рукописное, так называемое «Золотое Евангелие», – начала XV века и Киево-Печерский патерик (1760).
Что ускользало от его ока (это случалось редко), то поставлял ловкий агент Черногубов, хранитель в Третьяковке, знавший всех и вся на московских развалах. На почетном месте висела картина Федотова «Анкор, еще анкор. ». В библиотеку Остроухова допускались немногие. петерб.
время наиболее интенсивной творческой деятельности художника. В начале ХХ в. древнерусская икона еще мало кем признавалась произведением искусства. Точно прорисованные силуэты деревьев служат своеобразными «вехами» для соизмерения пространства.
Познакомившись в Париже осенью 1911 года с Анри Матиссом, Остроухов уделил ему много времени, когда тот в октябре – ноябре 1911 года приехал в Москву (при этом к искусству Матисса он относился крайне негативно, но ценил его как личность) Именно он познакомил художника с древнерусской иконописью, собирательством которой увлекся в 1909 году (см. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста»14) и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Осроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи15. Чистякова, в 1886 г. был вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1889 году выставил на XVII выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Его пейзаж «Золотая осень» прямо с передвижной выставки попал в Третьяковскую галерею.
Имп. С 1901 гласный Моск. Осенью 1880 года Остроухов скопировал поленовский этюд, находившийся у его учителя в октябре 1881 года посетил мастерскую Поленова, копировал его картину «Заросший пруд». Остроухов заботился о галерее не менее самого Третьякова.
Несмотря на признание его как пейзажиста, он имел интерес и к портретному жанру. Его декорация к Кармен очень понравилась»4. Чистяков.
Голубоватое небо, коричневато-желтая земля, неброская зелень лесов и полей – такой воспринимается русская природа, такой ее представляет Остроухов «Сиверко». Два клена, расположенные справа, с толстыми темными стволами и тонкими веточками, удерживают золотисто-рыжие и золотисто-зеленые листья, тщательно выписанные художником. Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка»2 Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля — «Чёрный тюрбан»3, а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. Серов и Боткина неоднократно протестовали против этих приобретений. Ещё занимаясь у Чистякова, Остроухов в письме С. В. Флерову (4 ноября 1883) сообщал, что работает над большим портретом А. П. Ленского в костюме Петруччио из шекспировской пьесы «Укрощение строптивой»11. Зимой 1881 года одновременно с занятиями у Киселева, Остроухов брал уроки у И. Е. Репина. Большую роль в формировании Остроухова живописца сыграло его пребывание в Петербурге.
художник, коллекционер, музейный деятель, д. чл. Родился в купеч. В России к началу ХХ в. частных художественных собраний было немного. Обе эти работы в 1887 году были приобретены П. М. Третьяковым. Этот музей был образован на базе частного музея, открытого Остроуховым.
В это период Остроухов дважды посетил Европу: сначала Германию, Австрию и Францию. Третьякова– чл. и муз. Этот прием создает ощущение особой широты, равнинности, бескрайности русского пейзажа. Собрание икон Остроухова считалось одним из лучших в России.
В качестве приданого был получен дом в Трубниковском переулке ( 17). Однако, познакомившись с С. И. Мамонтовым и войдя в его «абрамцевский кружок», молодой Остроухов увлекся изобразительным искусством. Одна из важнейших задач интересовавшая художников этого периода, проблема движения в картине. С середины 1890-х гг.
Первой картиной живописного собрания Остроухова стал этюд В. Д. Поленова «Лодка», подаренный ему автором ещё летом 1882 года, в 1885 году И. И. Левитан подарил этюд «Мостик. В 1906 года стал действительным членом Петербургской Академии Художеств. Серовым и бр. Он работал, в основном, по памяти используя ранее написанные этюды.
Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет деревья. Для молодых художников творчество Поленова конца 1870-х гг. Участник Абрамцевского художественного кружка. Собственно, в этом проявилась особенность характера Остроухова – он никогда не мог заниматься чем-либо вполсилы.
Цветков, славившийся своим пристрастием к передвижникам, обвинял Остроухова в приобретении «декадансных», «слабых» работ. Мамонтовыми по Италии в 1887). Тогда же, на Рождественские праздники Остроухов вместе с В. М. Васнецовым оформлял афишу и декорации дворца Берендея к домашнему спектаклю семьи С. И. Мамонтова «Снегурочка» Впоследствии, в 1884 году, вместе со своим ближайшим другом, Валентином Серовым он примет участие в оформлении другого домашнего спектакля— «Чёрный тюрбан», а затем выполнит эскиз декорации «Кабачок» ко 2-му акту спектакля «Кармен» частной оперы С. И. Мамонтова после премьеры спектакля 22 декабря 1885 года В. Д. Поленов заметил в одном из писем: «Илья Семенович имел также художественный успех, но в декорационном искусстве. В 1890-х годах Остроухов начал формировать свою художественную коллекцию.
Высокий горизонт, так называемая «орлиная перспектива», еще более подчеркивает глубину пространства, ограниченного темной стеной леса заднего плана. Однако основным в творчестве И. С. Остроухова стал пейзаж. Однако при всей классической строгости построения картина близка к натурному этюду в главном – в передаче настроения, в ощущении радости пробуждающейся природы. Путешествовал по странам Европы (в т. ч.
Живопись, графика и скульптура были размещены в нижних комнатах иконы – наверху. Остроухов вел активную общественную деятельность. (работы М. А.
Мамонтов самозабвенно любил театр, музыку, живопись. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил. Илья Семенович Остроухов (1858-1929 гг. ) родился в Москве в купеческой семье. Вместе с остроуховским собранием началась новая эра коллекционирования иконописи. П. М. Третьяков считал "Сиверко" лучшим пейзажем своей галереи. и уникальная подборка древнерусских икон.
Этому способствовала его женитьба в июле 1889 года на дочери богатого чаеторговца Н. П. Боткиной. Остроухов практически первым открыл России и миру красоту русских икон и положил начало серьезному интересу к ним среди коллекционеров. Родился в Москве 20 июля (1 августа) 1858 в семье крупного предпринимателя. Он умер в Москве и его могила находится на Даниловском кладбище.
Затем, после смерти Остроухова, экспонаты галереи вошли в коллекции других музеев России. В феврале 1888 года выставил на XVI выставке ТПХВ пейзаж «Первая зелень», который пополнил собрание П. М. Третьякова. Этюд «Летний день» 1888 г. наполнен движением и почти лишен многочисленных деталей, которые так любовно выписывал художник в более ранних пейзажах.
В 1914 году Остроухов издал её Алфавитный указатель (тиражом 100 экз. ), по которому собрание насчитывало 2306 наименований книг и 26 наименований отечественной и зарубежной периодики. Молодой художник был замечен критиками. Тогда же Остроухов вместе с Левитаном, Архиповым и Касаткиным стал членом Товарищества. Не смог поступить в Академию художеств и остался здесь на один год вольнослушателем. Пейзаж Остроухова Сиверко с лёту купил Третьяков. Коммерсанты-старообрядцы (такие, как Рябушинские) давно уже начали собирать иконы старого письма.
К молодому живописцу стали приглядываться коллекционеры, о нем заговорили художники. Остроухов собирал иконы, живопись. И. С. Известны его графические портреты А. А. Киселёва (Русский музей) и А. В. Всеволожского (Музей-заповедник В. Д. Поленова), а также написанный в 1909 году портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой (частное собрание).
Продавал свои картины П. М. Третьякову, был его другом и советчиком. Остроухова, русская часть которого затем вошла в фонды Государственной Третьяковской галереи. Первые уроки живописи получил в апреле 1880 года у известного в Москве «домашнего профессора» А. А. Киселева, который обучал детей А. И. Мамонтова. с В. А. 1880-е гг.
Библиотека Остроухова (более 12 тысяч томов) представляла значительную ценность. Пейзаж «Березы», созданный в 1921 г., напоминает о былом мастерстве художника, о его развитом чувстве цвета, умении превращать натурный этюд в законченную картину. Первой западной картиной в собрании стал купленный в 1887 году пейзаж А. Ахенбаха. В коллекции Остроухова преобладали этюды, так как именно их он высоко ценил.
Толгует подделками. С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Она закончила жизнь в одном из подвалов Москвы. Первой картиной, появившейся в живописном собрании Остроухова, стало произведение Поленова Лодка, подаренный ему самим автором в середине 1880-х годов. Толстого, П. А.
С семьёй Мамонтовых он познакомился ещё в 1874 году, когда принёс известному издателю свои очерки «Птицы Средней России». Был попечителем Арнольдо-Третьяковского приюта для глухонемых, Гласным Московской городской думы. 20 скульптуры) поступила в Музей изящных искусств и ГМНЗИ (22 и 6 фарфора копенгагенской мануфактуры, см. Возвратившись в Россию, Серов создал в Абрамцеве одно из лучших своих произведений – знаменитую «Девочку с персиками», а Остроухов подошел к работе над наиболее значительными пейзажами. Совета (1898–1903), затем попечитель (1905–13) Третьяковской галереи. Учился самостоятельно, пользовался советами АА. Раздел западноевропейской живописи был сравнительно небольшим сравнительно с русским в нём выделялись работы мастеров импрессионизма Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане («Портрет Антонена Пруста») и А. Матисса одна из картин («Монахиня на смертном ложе»), числившаяся у Остроухова произведением неизвестного испанского художника, затем некоторое время называлась работой Ф. Гойи.
Его декорация к Кармен очень понравилась».