Дальнейшее движение протекало путем медленной эволюции. Холст «Мартовский вечер» – прекрасный пример того, как художник подмечает мельчайшие световые переходы и показывает быстро меняющиеся цвета на закате. Вместе с тем настойчивое отстаивание национального языка, литературы и искусства, пронизывая собой всю общественную и духовную жизнь начала века, способствует в известной мере романтической окраске творчества отдельных литераторов и художников. Природа в его пейзажах проникнута вечной динамикой и переменчивостью. Теми же революционно-освободительными идеями проникнута картина И. Ревеса «Петефи перед боем» (1896 там же). примыкает к среднеевропейскому кругу. В развитии изобразительного искусства Венгрии важную роль сыграли мастера-реалисты старшего поколения (группа альфёльдских художников художники И. Сёньи, А. Бернат, скульпторы Меддьешши, Ж. Кишфалуди-Штробль, П. Пацан, Ш. Микуш, Б. Ференци). Новые города (Дунауйварош и др. ) и районы имеют рациональную, свободную планировку в городской застройке используется скульптура малых форм.
Первенствующее значение здесь приобрела скульптура с ее сильными и стойкими реалистическими традициями. Выстроенный, например, в эти годы (1948 — 1953) Народный стадион в Будапеште (архитектор К. Давид и другие) отличается эффектным использованием земляной насыпи и мощных наклонных пилонов, поддерживающих верхние ярусы трибун. Эти произведения были встречены в Венгрии с необыкновенным воодушевлением. Таковы портреты М. Боршоша и скульптора более молодого поколения Ференца Ковача (р.
После Первой мировой войны появилась новая тенденция в поэзии Аттила Йожефа (1905-1937) и литературной критике Дьёрдя Лукача (1885-1971). Культ личности, давший себя знать и в Венгрии, также сыграл свою недобрую роль. Тем не менее в Париже состоялись две его выставки: в 1907 и 1910.
Здесь имасштабный «Эскиз росписи потолка» (1886–1890) для венского Музея истории искусств и«Автопортрет» исцены социальной жизни: «Пьяница-муж», «Деревенский герой», «Женщина, несущая хворост». Одним из наиболее значительных курортов в зоне Балатона является Тихань. Шандор Соколай и Эмиль Петрович – талантливые оперные композиторы.
В 582 году они овладевают паннонским Сирмием (ныне сербская Воеводина), что вызвало конфликт с Византией. С конца 19 в. в его творчестве все более активно звучит тема страдающего обездоленного народа. Вот таким образом почти революционной представляется роль скульптора Иштвана Ференци (1792—1856) в возрождении и развитии венгерской пластики. В Венгрии еще более отчетливой становится его следование классическим образцам. Светлое голубое небо вдали сочетается с пронизанной солнцем тенью от невидимого дерева. введены в действие новые линии метрополитена, построенные при участии СССР.
Здесь художники, по сути дела, развивали достижения Мункачи. «Паломничество к ливанским кедрам» – холст на грани реальности и фантазии мастера. Новые стороны своего таланта Сеньи проявил в решении таких непривычных для себя задач, как панно для сельскохозяйственной выставки (1952), роспись здания почты в рабочем районе Будапешта Чепель (1956). – романские (см. Венгрия (Magyarorszбg), Венгерская Народная Республика, социалистическое государство в Центральной Европе.
Выдвинулся большой отряд талантливой молодежи. Памятник поэту М. Чоконаи-Витезу в Дебрецене (1871) и серия терракотовых статуэток «Танцующие крестьяне» (1860—1875 Будапешт, ВНГ) развивают эти основополагающие тенденции творчества мастера. 1927), Ласло Патаи (р. и особенно ярко выразившиеся в 40-х гг.
Сложную картину представляет собой станковая живопись. Начались и внутрипартийные чистки коммунистов. появление первых картин исторического жанра. Венгрия имеет подлинных виртуозов медальерного искусства.
Здесь Это занятые своим трудом сталевары и крестьяне с дарами земли. Широкую известность на Западе получил Эрнст фон Дохнаньи (1877-1960), не связывавший свое творчество с народной музыкой Венгрии.
Вот насчет нового прочтения классики согласна совершенно. Стиль классицизма в условиях общественной жизни Венгрии начала 19 в. стал выразителем идеи права страны на национально независимое существование идеи объединения нации вокруг задач общественного и политического прогресса. Однако немногие месяцы существования Советской власти имели огромное значение для венгерской художественной культуры. Экспрессия образа солдата в плакате Береня «К оружию» великолепно передает суровый героический пафос революционных дней. От локальной условной гаммы художник переходит ко всему богатству тональной живописи.
Были созданы значительные произведения монументально-декоративного искусства (монумент Освобождения на горе Геллерт в Будапеште, 1947, Ж. Кишфалуди-Штробль фрески Э. Домановского на металлургическом комбинате г. Дунауйварош, 1955). В живописи сохранялись связи с позднеготическими традициями. наложила свой отпечаток и на скульптуру и архитектуру этого периода. Революционный путь развития не удался.
Венгрия Республика Венгрия Культура Венгрии Искусство ВенгрииВенгрия Культура Венгрии Искусство Венгрии О культуре и об искусстве, которое венгры принесли с собой, говорят только клады и погребения (Галгоч, Солнок, Сольва, Кучма и др. ). Эти мастера стремились расширить обычный репертуар скульптурных жанров и тем. В этой борьбе орудием первостепенного значения стали литература, а затем искусство. Творчество Ференци при всей его противоречивости сыграло важную роль в развитии венгерской скульптуры.
Современные постройки удачно сочетаются с историческими ансамблями. Такие сооружения, как Дом профсоюза работников строительной промышленности (1948 — 1949 архитекторы Л. Гадорош, И. Переыьи и другие), поликлиника на улице Фехервари в Будапеште (1949 архитекторы Е. Сендрёи и А. Леваи), промышленные сооружения в Ньиредьхазе, Береттеуйфалу и других городах, отличаются современными формами, органическим использованием функциональной структуры зданий в объемно-пространственной композиции. Его восприятие и передача природы полны напряженной страстности и темперамента.
Мункачи прошел в детстве и юности суровую жизненную школу, работая в мастерской столяра. Везде внутренняя структура здания четко выражена на его фасадах, почти полностью отсутствуют декоративные архитектурные детали. Около 260 года в восточной Венгрии появляются гепиды. Художник был деятельным участником нелегальной подпольной работы Коммунистической партии. Произведения эти еще очень скромны и порой наивны.
Сын столяра, он был почти самоучкой. Четыре круглые скульптуры — символические изображения «Археологии», «Этнографии», «Науки» и «Искусства» — обрамляют дорожку, ведущую ко входу в здание. носило отчетливо выраженный романтический характер, объясняемый направленностью эпохи. В 567 году лангобарды в союзе с аварами уничтожают королевство гепидов. Наиболее яркими произведениями архитектуры модерна в Венгрии были работы архитектора Белы Лайта (1875 — 1920).
Однако аварам удается выстоять, они завоевывают в 630 году Далмацию и ликвидируют государство Само, тем самым восстанавливая свою гегемонию над территорией Венгрии. В своих картинах он отображает народные обычаи, характерные сценки крестьянского быта.
Художественное образование, полученное им, было в достаточной мере разносторонним. Сквозь бегущие завихряющиеся облака временами прорывается голубизна.
В Париже он создает свои лучшие произведения: «Оплакивание Ласло Хуньяди» (1859), «Илона Зрини на допросе в замке Мункач» (1859) и «Зрини и Франгепан» (1864 все — Будапешт, ВНГ). Крупнейшей архитектурной задачей этого времени было строительство грандиозного здания Парламента (1884—1904), ведшееся по проекту Имре Штейндля (1838—1902). Бюст Ф. Казинци (1828 Будапешт, ВНГ) выглядит прямой репликой древнеримского портрета. была деятельность так называемой «Группы социалистических художников».
Уитц, Ш. Бортник, Й. Немеш-Ламперт и др. ). Эти черты отчетливо видны в здании института (Будапешт, 1905 — 1907), в Высшем коммерческом училище (Будапешт, 1910 — 1912) и др. В Венгрии был установлен диктаторский режим Матьяша Ракоши. И, главное, руки чешутся классику осовременивать.
Оглядывая протекшие годы, можно утверждать, что в стране произошла культурная революция. Оригинально решено оформление фасада дебреценского музея скульптором Меддьеши (1930). К концу 19 в. венгерское искусство смогло подвести своеобразный итог своего развития. Сочные глубокие тона фрески как бы изнутри излучают свет. Искусство широко вошло в повседневную жизнь и быт народа.
Эта группа стала известна под именем школы «Ньюгат» (Запад). Венгерские художники Барчаи и Йожеф Домьан с их техникой цветных гравюр на дереве получили международное признание. Венгрия Культура Венгрии Искусство Венгрии Венгерский художник и скульптор Иштван Ференци (1792-1856) стал пионером венгерской скульптуры вместе с его последователем Миклошем Ижо (1831-1875), крупнейшим венгерским скульптором 19 века. Эти конструктивные элементы создают основу архитектурной, выразительности сооружения. Особое место занимал в этот период Ласло Меднянский (1852 — 1919) — художник более старого поколения, создававший еще в 1870-х гг. Барабаш много сделал и для развития пейзажной живописи.
Их поиски направлены на создание выразительного, пластически определенного образа. Жизнь, созданная им на холсте, богата красками. После установления в Венгрии фашистской диктатуры многие художники работали в эмиграции (Б. Здесь были «Забастовка» Мункачи и его же «Обретение Родины» (1893 Будапешт, Парламент)—грандиозное историческое полотно, противостоящее своей трактовкой событий начальной истории венгров шовинизму правящих кругов.
Зрини и Франгепан — вожди антигабсбургского заговора в 17 в., показаны в тюрьме перед казнью. Широкие народные массы, пришедшие к власти, нуждались в активном созидательном искусстве, помогающем строить и укреплять новые общественные отношения. Недаром лестница музея стала своеобразной трибуной и форумом национального движения. Она увлечена созданием пейзажа, для чего, как многие мастера второй половины XIX века, вышла на пленэр. Колорит Мункачи пластически и эмоционально активен.
Австрийская реакция не в состоянии своими силами задушить революцию. Крупнейшим венгерским архитектором первой половины 19 в. был Михай Поллак (1773—1855), творчество которого ярче всего выразило лучшие стороны венгерского классицизма. Художники авангардистской (см. Это помогло ему позднее, по приезде в Венгрию создать «Альфельдский пейзаж» (1853 Будапешт, ВНГ) — типичнейший образ венгерской природы. Последние годы Ференци проводит в уединении, почти отказавшись от творчества.
В течение 30—40-х гг. Для венгра Вышеград — одно из древнейших и славнейших мест истории. Общественно-гражданственные темы они предпочитают решать в монументальной живописи. А может и в других картинах Чонтвари, есть скрытый смысл. Гражданственного пафоса, ощущения реального общественного подвига, свершенного поэтом-борцом, совсем не чувствуется в статуе Ф. Келчеи (1842 ВНГ) изображенного сидящим в тоге римского философа, целиком ушедшим в свои думы. В 568 году, прожив в Паннонии всего 42 года, лангобарды во главе с королем Альбоином уходят в Италию с женами, детьми и всем имуществом, где основывают собственное королевство. Венгрия История Венгрии Довенгерская Венгрия Аварский каганат (567-805)Венгрия История Венгрии В 567 году с востока на территорию Венгрии вторгаются авары под предводительством кагана Баяна.
С конца 1940-х гг. Центр тяжести в достижении эстетической выразительности перенесен на конструктивно оправданные элементы, которые благодаря своей повторяемости, ясному ритму и масштабной соразмерности образуют определенный образный строй. Декоративное искусство XI-XII вв.
Особенно большое внимание уделяется в Венгрии жилищному строительству. О силе и оригинальности дарования Аба-Новака позволяют судить станковые произведения. Данная картина – прекрасный пример работы Ференци с цветом.
представлено изделиями из металла, эмалями, тканями. Они становятся союзниками византийцев в их борьбе с остготами короля Тотилы. Еще вчера отсталая, угнетенная колония подымается до уровня передовых стран Европы.
Движения фигур полны динамики, самозабвенной увлеченности. Высокого расцвета достигло искусство Венгрии во второй половине XV в. при короле Матьяше Хуньяди (Корвине). Поворот к реализму совершался порой без достаточно подготовленной почвы.
В этой манере работают молодой Адольф Феньеш (1867 — 1945), создавший на рубеже 19 — 20 вв. В годы, когда Венгрия входила в состав Австро-Венгерской монархии, в стране получил широкое распространение «Венский Сецессион», который здесь выступал в своем провинциальном варианте и в еще большей мере, чем в Австрии, оказался неспособным создать значительное, живое и развивающееся искусство. Наиболее удачными представляются у Синей произведения этюдного характера конца 60-х — начала 70-х гг., где он непосредственно передавал на полотне то, что видит («Купальня и мальчик», «Качели», «Каштановая роща» все — в ВНГ). Объединенные силы мировой реакции задушили ее. В то же время это течение обозначило начало активной борьбы большой группы зодчих против изживших себя тенденций эклектизма, за создание нового стиля, который бы лучше соответствовал своему времени и задачам архитектурного творчества. Люди в картинах Аба-Новака изображены с оттенком гротеска, трагическая неустроенность жизни искажает их простые радости. им исполнены портреты всех сколько-нибудь выдающихся деятелей Венгрии. Она достигла своего пика в поэзии Шандора Петёфи (1823-1849), народного поэта, а также в поэзии Яноша Арани (1817-1882) и Михая Вёрёшмарти (1800-1855) и исторических романах Мора Йокаи (1825-1904). Венгрия Культура Венгрии В начале 20 века критический реализм проявился в романах Калмана Миксата (1847-1910), а лирический символизм – в поэзии Эндре Ади (1877-1919).
Каждая фигура обрисована с большой пластической силой и живописным мастерством. В 1953 г. Кереньи исполнил трехфигурную группу «Демонстранты», отличающуюся эмоциональной взволнованностью и искренностью, хорошим композиционным решением. он посылает на родину исполненные в мраморе бюст поэта Чоконаи и статую пастушки, получившую название «Начало изящных искусств».
В конце 19 — начале 20 в. широкое распространение получили эклектика и стилизация в духе «исторических» архитектурных школ. Ренессансные тенденции проявились полнее в скульптуре (так называемых Мадонна Батори и др. ). Коалиция коммунистов и социал-демократов получила лишь 34 процента голосов. Острота социального видения присуща портретисту и жанристу Й. Риплю-Ронаи, близкому к французской группе Наби. За решёткой оказался и его преемник – Янош Кадар. Обобщение реальных впечатлений характерно для живописцев ходмезёвашархейской группы и близких ей мастеров (И. А Чайковский беззащитен перед новаторами.
Наиболее всесторонним и глубоким выражением передовых устремлений венгерского национального искусства было социально насыщенное творчество Михая Мункачи (1844—1900). 1884). Помимо танцующих видны стекающиеся со всех сторон разные люди, этим подчеркивается важность места.
Картина «Солнечное утро» написана художником в период его увлечения возможностями цвета. Появилась плеяда молодых живописцев, ставящих своей основной целью прославление прошлого родной страны, героических деятелей национальной истории. В конце XIX в. складываются характерные черты архитектурного облика Будапешта – широкие магистрали и импозантные здания в духе неоготики, необарокко и неоренессанса (парламент, 1884-1904 оперный театр, 1875-84, архитектор М. Ибль). Творчество Дьюлы Дерковича (1894 — 1934) было тесно граничит с жизнью и борьбой пролетариата.
В 1868 г. Мадарас пишет картину «Народ Дожи» (Будапешт, ВНГ). В конце XIII-XV вв. Совсем юным он был участником национально-освободительной войны. Теперь Домановский находит себя в монументальном искусстве и быстро становится одним из ведущих мастеров этого жанра, не порывая, однако и со станковой живописью, где также добивается значительных успехов. В бюсте Чоконаи (1819 Будапешт, Венгерская Национальная галлерея) (В дальнейшем сокращенно именуется ВНГ. ) поэт по обычаю древних увенчан лавровым венком, в одежде же его и внешнем облике подчеркнуты национальные венгерские особенности.
Уитц, Ш. Бортник, Л. Мохой-Надь и др. ). В ранних произведениях, относящихся к 60-м гг., Мункачи близок к общим тенденциям эпохи. Новаторскую роль здесь сыграл Ласло Паал (1846—1879), близкий друг и соратник Мункачи. Однако Атилла в 441 году разоряет римские города Паннонии, включая Аквинк. Адам замкнут в тесном пространстве, ограниченном стеклянными перегородками.
Здания эти, различные по своим размерам, этажности и расположению, обладают общими архитектурно-художественными чертами. Других художников, например Тибора Чернуша (р. Особенно бурной динамикой дышит небо. Учился короткое время в Венской Академии художеств, затем в Париже в мастерской Л. Конье. В то же время жизненный уровень в стране стремительно падал. Венгрия История Венгрии В 1956 году в Венгрии произошло антикоммунистическое восстание (Венгерское восстание 1956 года).
Это было причиной неудачи заговора. Цветовые соотношения драматичны и контрастны. Так, Роберт Берень (1887 — 1953), Берталан Пор (р. Концерты даются в Академии музыки и театре Эркеля.
Среди выдающихся венгерских пианистов отметим Золтана Кочиша, Дежё Ранки и Андраша Шиффра.
На нее указывают бесцветные деревянные фигуры, столь же безликие, как и она сама. Кроме творчества Б. Лайта они получают свое реальное воплощение в работах Лайоша Козма (1884 — 1948) и в постройках наиболее последовательных пропагандистов новой архитектуры в Венгрии М. Брейера, Ф. Мольнара (р. Его акварели свежо и непосредственно запечатлевают изменчивые состояния природы.
Еще в 1950 — 1951 гг. Она свидетельствовала об определенных успехах на пути социалистического реализма. В последней четверти 19 века значительное влияние на культуру страны оказали венгерские евреи. Однако эти поиски не привели в те годы к значительным результатам. В следующем году открылась первая Всевенгерская художественная выставка. К XII в. относится расцвет скульптурной мастерской г. Печ (рельефы церкви в Пече). Около 869 года просветитель Мефодий стал архиепископом Моравии и Паннонии (с резиденцией в Велеграде), получив благословение от римского папы распространять богослужение на славянском языке.
1914), Золтан Сабо (р. Преимущественное внимание венгерских скульпторов к широким обобщающим темам своего искусства сказывается и на решении более камерных задач. Его таланту не удавалось здесь раскрыть себя. Позднее стиль мастера сближается спарижскими работами Ильи Репина иКонстантина Коровина ихкартины, например, «Парижское кафе» Коровина, тоже будут представлены навыставке. Станковая живопись конца XIV – начала XV вв.
Торняи, Й. Коста, И. Надь и др. ). И, несмотря на сугубо официозный характер юбилея и раздуваемый правящими кругами шовинистический угар, на выставке появились произведения, проникнутые передовыми идеями демократизма и революционной борьбы. Ведь не так-то прост был, оказывается, бывший аптекарь из деревушки Игло. С ним, осужденным на смерть, пришел проститься народ.
Картина «Брат и сестра. 1903) отличаются чеканной звонкостью формы, четкостью силуэта. 1906), выступив с рядом выразительных, обобщенных по своей пластике портретов. Местное население представляет собой романизированных кельтов. первую книгу VI тома). Примечательны в них отзвуки сассанидских мотивов.
Художница, чуть выделенная контрастным цветом, становится его органичной частью. В период правления короля Иштвана I (1000-1038) венгерское государство и общество были перестроены по западноевропейским образцам, остатки старых традиций искоренены, а всякое влияние восточной культуры исключено. Д. Куруц, Й. Немет, Я. Сурчик и др. ). Оно концентрируется в первую очередь на побережье озера Балатон и осуществляется в соответствии с проектом организации всего обширного района, примыкающего к этому «венгерскому морю».
Уже с конца 20-х гг. Передний план холста залит светом, тени от предметов подчеркивают белизну скатерти и кажется, будто она сама излучает свет. Значительный расцвет в этот период переживала и пейзажная живопись.
Важным фактом художественной жизни Венгрии 30-х гг. Однажды, работая в аптеке, он вдруг схватил карандаш и зарисовал на рецепте то, что увидел в окне. Красивые и выразительные произведения пластики создали в эти годы Ференц Меддьеши (1881 — 1958) и Жигмонд Кишфалуди-Штробль (р. Именно здесь, на ее ступенях, прочитал в марте 1848 г. Петефи строфы своей «Национальной песни», что явилось сигналом к началу венгерской революции.
Как и «Новый Адам», «Новая Ева» одинока. Мастера обеих групп в период Венгерской советской республики (1919) участвовали в оформлении народных празднеств, создавали революционные плакаты. Среди нескольких жанровых картин, написанных им в 40-х гг., особенно интересно полотно «Румынская семья, отправляющаяся на ярмарку» (1843 там же).
В 1896 г. с необыкновенной пышностью празднуется «Миллениум»— 1000-летний юбилей прихода венгров на свою нынешнюю территорию. Отдельные архитекторы (Эден Лехнер, Дьюла Патрош, Г. Маркус и другие) делали попытку внести в архитектуру этого периода некоторые национальные черты венгерского зодчества, применяя разнообразный декор из цветной керамики, выполненный по народным мотивам. Перед зрителем характернейшие приметы венгерской степи, переданные с покоряющей убедительностью, простотой и свежестью. Их просветительским задачам были близки идеи и нормы классицистической эстетики. Его живопись почти монохромна, построена на тонкой градации красновато-коричневых тонов.
В 626 году византийцы наносят аварам ощутимое поражение у стен своей столицы. Деятельность Союза художников прекратилась. В среднем неолите в задунайских землях и в Сату-маре (Сатмаре) появляется западный вариант линейно-ленточной керамики, а на востоке – восточный вариант данной культуры именуемой также «Альфёльдская керамика».
Однако и здесь он не оставляет мысли быть полезным стране, обучая мастерству ваяния молодых скульпторов. В 1911 г. формируется группа «Восьми» во главе с Кароем Кернштоком (1873 — 1940), создавшим в 1897 г. выразительное реалистическое полотно «Агитатор».
Искусство 50—60-х гг. Другими значительными произведениями литературы в межвоенный период стали поэзия и проза Дьюлы Ийеша (1902-1983) романы Арона Тамаши (1897-1966) социальные и исторические драмы и критические эссе Ласло Немета (1901-1975) проза Гезы Гардони (1863-1922), Ференца Мора (1879-1934), Жигмонда Морица (1879-1942), Ференца Херцега (1863-1954), Дежё Сабо (1879-1945), Фридьеша Каринти (1887-1938) и Дежё Костолани (1885-1936) поэзия Дьюлы Юхаса (1883-1937), Миклоша Радноти (1907-1944), Лёринца Сабо (1900-1957) и Шандора Вереша (1913-1989). Венгрия Культура Венгрии Всемирно известны два венгерских драматурга: Имре Мадач (1823-1864) и Ференц Мольнар (1878-1952). Стали появляться произведения, близкие салонному направлению в искусстве, например «Послеобеденный визит» (1879 ВНГ) или такие внешние театральные композиции, как «Се человек» (1896 Дебренец, Музей Дери). Сам Костка счел это снизошедшим на него озарением и решил стать художником.
На площадях и скверах Будапешта воздвигаются монументы в необарочном и академическом духе (ансамбль памятника 1000-летию Венгрии, 1894-1929). Это же ощущение непосредственной свежести наблюдения удалось сохранить художнику и в своей самой известной картине «Майская прогулка» (1873 там же).
Успешно работают художники среднего и старшего поколения. «Оплакивание» воспринимается как скорбный реквием героям, павшим в борьбе с монархической тиранией. Навыставке вГМИИ им. Безыменные крестьяне изображены здесь как подлинные герои истории. Венгерское общество еще не созрело для него. В картине — может быть, бессознательно — отразилось то ощущение весенних радостных надежд, которое было присуще определенной части венгерского общества после «компромисса» 1867 г. Дальнейший путь исторического развития страны показал всю безосновательность и близорукость этих мечтаний.
Он пишет поденщиков, бродяг, безработных позднее, в годы первой мировой войны — солдат. Подлинное признание пришло к художнику лишь после 1945 г. Судьба Вильмоша Аба-Новака (1894 — 19Л1) была внешне более счастливой. Красочные примитивистские композиции, проникнутые атмосферой таинственной сказочности, создавал Т. Костка-Чонтвари.
Такова картина «Судебное извещение» (1930 Будапешт, Венгерская национальная галлерея), которая дает увидеть и тяжкую нужду героев и глубину связывающих их чувств и в то же время позволяет ощутить радостное цветение окружающей жизни и постоянную борьбу, в ней происходящую. Он ввел этот своеобразный жанр в обиход венгерской скульптуры. На рубеже XIX и XX вв.
Эклектически использовались различные «исторические» стили. Глубокое внимание к человеку из народа отличает жанровые композиции А. Феньеша и Л. Меднянского. Яркие локальные краски, четкие линии, обилие узоров создают тот самый национальный колорит, которого добивались художники Гёдёллё. В жанре оперетты всемирной славы добились Виктор Якоби (1883-1921), Понграц Качох (1873-1923), Имре Кальман (1882-1953), Ференц Легар (1870-1948) и Пал Абрахам (1898-1960). Венгрия Культура Венгрии Сочинения Бартока и Кодай оказали сильное влияние на таких композиторов, как Лео Вайнер, Ференц Фаркаш, Пал Кадош, Лайош Бардош, Виктор Васи и Дьёрдь Ранки. Уже первое крупное произведение—«Грустящий пастух» (1862, ВНГ)—выражает характерные черты творчества скульптора: народность, поиски образного раскрытия патриотических идей эпохи (напомним, что тема крестьянина, горюющего о своей порабощенной родине, — одна из основных тем венгерской поэзии). Если для произведений Бени Ференци (р.
Кишфалуди-Штробль наряду с работой в монументально-декоративной скульптуре создал ряд замечательных портретов, в частности портрет Бернарда Шоу (1932 Будапешт, Венгерская национальная галлерея). В «Илоне Зрини» изображено непосредственное столкновение двух противоборствующих сил — допрос венгерской героини 17 в. взявшими ее в плен австрийцами. Главным делом его жизни было строительство Национального музея в Будапеште (1837—1847). И, однако, этими скупыми средствами художник добивается поразительной силы выражения.
Эти так называемые «альфельдские» художники (Альфельд — равнинная часть Венгрии к востоку от Дуная с исконно крестьянским населением) пронесли традиции реалистического мастерства сквозь всю историю современного искусства Венгрии. С восточной стороны выдвинулись фракийские племена даков. Венгрия История Венгрии Довенгерская Венгрия Паннония или античная ВенгрияВенгрия История Венгрии В I веке территория западной Венгрии переходит под власть Рима, а в степях Задунавья (пусте) селятся языги. погибли в концентрационных лагерях. Тема росписи — союз рабочих и крестьян в строительстве новой жизни Венгрии.
Еще секунда и ее тело скроется под легкой белой тканью. Вверху белесое, словно тоже выгоревшее небо с редкими облаками. Экспрессивный рисунок сочетается у Дерковича со светлым, обобщенным цветом. Успешно развивается декоративно-прикладное искусство, в котором современные формы тактично сочетаются с народными традициями (керамика М. Ковач и И. Гадора, гобелены Д. Хинца, работы дизайнера Л. Финты и др. ).
Отточенностью пропорций проемов и четкой композиционной структурой их расположения отличается жилой дом в Сегеде (1961 архитектор Б. Борвендег). он получает международную известность, завоевывая призы и награды. Живописная манера Паала столь же эмоциональна и активна, как у Мункачи. Гордая самоутверждающая поза Ференца Листа (1847 там же) дает ощутить осознание великим венгерским музыкантом личной и общественной значимости своего творческого дела. Широко применяются декоративные панно, скульптура малых форм. Одной из первых жертв стал глава МВД – Ласло Райк.
1929), Янош Сурчик (р. В «Ночных бродягах» (1873 там же). В картине звучит, однако, яркая тема героического жизнеутверждения. Эта картина прозвучала как гневная отповедь проповедникам соглашения с Габсбургами. Основными видами творчества этих художников были графика и мелкая пластика. 1897) и других архитекторов.
Сказать, что удавить режиссера хотелось – не сказать ничего. Демократические национальные традиции продолжали в 1900-10-х гг. Некоторые художники иногда некритически следовали не лучшим образцам советского искусства. «Новый Адам» является парной картиной к «Новой Еве». Все же в самом конце своего творческого пути как завет молодому поколению он оставил «Забастовку» (1895 ВНГ) в которой откликнулся на классовые бури поднимающегося рабочего движения. Одно из первых мест среди венгерских скульпторов занимает сейчас Йене Кереньи (р.
большие успехи достигнуты в станковой и монументальной скульптуре, проникнутой гуманистическим жизнеутверждением или героико-драматическим пафосом (портреты, монументы на исторические и революционные темы, темы социалистического строительства скульпторов Е. Кереньи, М. Боршоша, И. Кишша, И. Варги, Й. Шомодьи, Я. Конёрчика и др. ). Использовав слабости венгерского демократического правительства в решении национального вопроса, она разжигает рознь между народами, стимулируя выступление хорватов против революционной Венгрии, а затем обращается за помощью к «международному жандарму»—Николаю I. Вся Венгрия встала на защиту своей свободы, но силы были неравны и национально-освободительная война окончилась в августе 1849 г. поражением. Произведение посвящено началу этой истории: король замечает среди других юную Клару. Тем не менее в пусте продолжает кочевать гуннское племя садагов. тонкие поэтические пейзажи. Авангардизм) группы Восемь (К. После подавления республики Деркович эмигрирует в Вену, затем возвращается в Венгрию.
Особое место в искусстве Венгрии этого периода занимает жизнерадостное оптимистическое творчество талантливого живописца Пала Синеи-Мерше (1845— 1920). 1887) создали плакаты, полные боевого пафоса и призывной силы.
1931). Страна стояла на пороге революции. Значительным событием стали исполненные живописцем Иштваном Сеньи (1894 — 1960) панно и фрески. Крупнейший скульптор Миклош Ижо (1831—1875) создает образы крестьян ищет в пластике выражения стихии народного духа.
Его манера делается все более напряженной и экспрессивной. В картинах и графических произведениях Дерковича живет грубая беспощадная правда, высказанная с подчеркнутой экспрессией, как, например, в полотне «Террор» (1930 Будапешт, Венгерская национальная галлерея), где в резко кадрированной композиции на фоне булыжной мостовой сопоставлены только две детали — голова убитого и тяжелые сапоги с прикладом. Позднее, во время жизни в Италии, творчество Марко приобретает иной характер. Среди значительных общественных зданий, построенных за последнее время в столице, выделяется Южный вокзал, расположенный в одном из живописных районов Будапешта (1962 архитектор Д. Ковари). Среди многочисленных отелей, выстроенных за последние годы в Венгрии, нужно отметить гостиницы в Шальготарьяне (1963 архитектор Д. Яношши и другие), в Кечкемете (1963 архитектор И. Янаки и другие), в Будапеште (1961 архитектор Л. Маньоки). При всем том вокал был очень приличный.
Окружающий его мир безлик и недружелюбен по отношению к человеку. Архитектура курортных сооружений отличается легкостью. Художник не пишет их парного «портрета», а помещает отдельно друг от друга на два независимых холста, будто в разные вселенные, не давая соединиться. впервые в истории венгерского искусства появился подлинный образ родной земли.
В 934 году натиск венгров достигает Баварии, однако поражение в битве на реке Лех (955) способствует тому, что мадьяры довольствуются Средним Дунаем. В «Вышеграде» (ок.
Во всех этих художественных начинаниях значительную роль сыграли участники группы «Восьми», творчество которых обрело подлинно народный характер. Советская республика укрепила связи художников с демократическими массами. 1907).
Латинский язык, который использовался Римско-католической церковью, стал «официальным» языком Венгрии. В его работах 20-х гг. Опера популярна по всей стране.
Они наложили свой отпечаток и на творчество многих прогрессивно мыслящих художников. занимает в Венгрии историческая живопись. Большинство интеллектуалов следовали традициям «Ньюгат», в качестве оппозиционного возникло движение, получившее название «Народ Востока». Венгрия Культура Венгрии Демократические и прогрессивные идеалы середины 19 века, которые достигли апогея своего развития в антигабсбургской революции 1848, сформировали новое течение в венгерской литературе. В Венгрии в 1794 г. создается под руководством И. Мартиновича тайное общество якобинцев-демократов, мечтавших не только о национальной независимости, но и об установлении республиканского правления.
Молодой художник Янош Торма (1870—1937) подготовил картину «Арадские мученики» (1896 ВНГ), посвященную расстрелу героев революции 1848 г. австрийскими властями. Представленная картина – часть диптиха, она выполнена в традициях упомянутой колонии. Широкую известность завоевала фреска Домановского для здания металлургического комбината в новом социалистическом городе Дунауйвароше (1954 — 1955).
Барабаш работал в разных жанрах, но, пожалуй, больше всего в портрете. История Клары Зах – ужасающая средневековая легенда о том, как польский король Казимир Великий, путешествуя по Венгрии, обманом овладел знатной девушкой, а когда ее отец, один из самых богатых и влиятельных людей Венгрии, попытался отомстить за позор дочери, жестоко наказал всю ее семью. Венгерские скульпторы много работают в материале. 1909). К X-XI вв.
Венгрия Культура Венгрии Искусство Венгрии Венгрия Искусство Венгрии Художники Венгрии (венгерские художники)Венгрия Культура Венгрии Искусство Венгрии Живопись в Венгрии достигла своего расцвета в эпоху романтизма в 19 веке. С начала 1970-х гг. Художественный мир «Вокруг Мункачи» дополнит работа его единственного русского ученика Павла Сведомского «Вмастерской масок», атакже картина «Вресторане» Владимира Маковского, впервые экспонированная после реставрации ияркие образцы творчества Макса Либермана, Адольфа Менцеля, Жана-Франсуа Милле, пейзажи Камиля Коро иШарля-Франсуа Добиньи. Он в какой-то мере аналогичен пути, пройденному советским искусством. Строительство времен «святого» Иштвана было, очевидно, первым творческим проявлением осевшей на землю венгерской народности. Венгрия Культура Венгрии Зарождение нынешней венгерской культуры совпадает с обращением венгерского народа в христианство в конце 10 века. В 632 году от Аварского каганата отпадает Великая Болгария. В 1959 г. был восстановлен Союз деятелей изобразительного и прикладного искусства. Этим произведением Марко достойно завершил свой путь пионера пейзажной живописи Венгрии.
Сначала он учился в Венгрии у странствующего художника Элека Самоши, бродя вместе с ним по городам и помещичьим усадьбам. Светский дух был свойствен и церковными постройкам (капелла Бакоца с ордерным декором при соборе в Эстергоме, 1506-07 просторные церкви с сетчатыми сводами в Ньирбаторе и Сегеде). Среди зданий, сооруженных в 30-х гг., можно отметить жилой дом архитектора Ф. Мольнара, Центр финансовых учреждений, почтамт, аэропорт (архитекторы В. Борбиро и Л. Кралик), превосходные виллы, построенные И. Фишером и ряд других жилых и общественных зданий, выстроенных в Будапеште. Фигура помещена в футуристическое безлюдное пространство. Купальщица, представленная на картине, застыла в легком движении. Традиции социально заострённого искусства развивали художник И. Деши-Хубер, скульптор Л. Месарош и др., а также Группа социалистических художников (созданная в 1934 А. Э. Феньё, А. Шугар и др. ).
Характерные черты архитектурной стилизации несут на себе многие значительные здания венгерской столицы — Выставочный зал (1894) и Музей изобразительных искусств (1900 — 1906), построенные архитекторами А. Шикеданцем и Ф. Херцогом, памятник Тысячелетия Венгрии (1894 — 1929 скульптор Д. Зала, А. Ши-кеданц), грандиозное здание Парламента и др. Территорию разделяют между собой остготы и гепиды. Ведущее место в 50—60-е гг.
появляются постройки в стиле модерн (Музей прикладного искусства в Будапеште, 1896, архитектор Э. Лехнер). Несколько по-особому в начале 20 в. развивалось творчество Йожефа Риппль-Ронаи (1861 — 1927), проведшего молодость в Париже и связанного с группой «Nabis» (куда входили художники П. Боннар, Э. Вюйар и некоторые другие см. Художник чуть огрубляет контуры и тени, отводя цвету решающую роль в создании композиции.
Над подобными произведениями он продолжал работать и в послевоенные годы, демонстрируя в них свое высокое живописное мастерство. Искусству 60-х гг. Мункачи вновь обращается к изображению социального конфликта в современном обществе.
Энергичны и ловки движения мощных красивых фигур, полны благородства их помыслы и поступки. Но их увлекали и задачи «большого искусства», они создавали пейзажи и жанровые композиции, живописные и скульптурные портреты. Здесь выстроены обширная гостиница и ресторан на 1000 мест (архитекторы К. Полони, Л. Фельдеш), мотель, а также ряд других сооружений. Пьеса и ее оперный вариант, созданный Ференцем Эркелем (1810-1893), входят в золотой фонд венгерской культуры. Венгерская музыка 19 века в первую очередь связана с именами Ференца Листа (1811-1886), композитора и пианиста и Ференца Эркеля (1810-1893), автора национального гимна и создателя венгерской национальной оперы (Банк Бан). Венгрия Культура Венгрии Музыкальная жизнь 20 века ассоциируется с именами Белы Бартока (1881-1945) и Золтана Кодая (1882-1967) и базируется на изучении народной музыки, которое они начали в 1905. Крупнейшим мастером исторической живописи этой поры был Виктор Мадарас (1830—1917). Демократическое содержание национально-освободительной борьбы обусловливало прогрессивный смысл венгерского романтического искусства этого периода.
В скульптуре выделяются бронзовые статуи братьев Мартина и Дьёрдя Коложвари (вторая половина XIV в. ).
Пытлив изучающий взгляд художника в автопортрете (1841 Будапешт, ВНГ). В отличие от своего ветхозаветного прототипа он не может им обладать. Усилившиеся после соглашения возможности экономического развития создавали иллюзии процветания нации. Готика) церкви (в Шопроне, Пеште и др. ) и замки с высокими стенами и башнями, как регулярные (Диошдьёр), так и нерегулярные в плане (Вишеград).
Эта тенденция наглядно прослеживается на реконструкции Будапешта. Здесь можно назвать таких художников, как Иштван Д. Куруц (р. Найдена та нужная мера обобщенности, которая создает подлинно монументальное искусство. В доме Рожавельдьи на площади Мартинелли в Будапеште (1911 — 1912) и в здании на улице Непсинхаз (1912) Бела Лайта отходит от модерна и встает на путь функционализма. «Пастушка» (1822 Будапешт, ВНГ) представляет собой изображение прекрасной девушки, готовящейся нарисовать на песке очертания фигуры своего возлюбленного, что и явилось, согласно легенде, началом изящных искусств. И тут он увидел, что картина-то на полотне не одна, а как минимум – две. Конец владычеству аваров кладут франки в 805 году. Венгрия История Венгрии Довенгерская Венгрия Среднедунайские славянские княжестваВенгрия История Венгрии В 839 году на территории современной Венгрии возникло Блатенское княжество, которое в 884 году влилось в Моравскую державу (833-907).
Однако и этот тонкий и изысканный колорист, вернувшись на родину, отдавал все свое мастерство проникновенному изображению окружающего быта. Утончённостью и изяществом идущими из Франции раннеготическими веяниями отличается дворцовая капелла в Эстергоме (XII в. ). На территории Венгрии сохранились неолитическая керамика и скульптура, памятники искусства скифов и кельтов, остатки римских поселений (Аквинк, ныне в черте Будапешта) с произведениями древнеримского искусства, ювелирные изделия гуннов и аваров, следы поселений древних славян. художники группы Надьбаньи использовавшие приёмы пленэрной живописи (Ш.
Романский стиль) базилики с мощными западными башнями и перспективными порталами, нередко с богатой скульптурной резьбой (в Яке, Пече, Жамбеке). Многие из ее участников подверглись аресту и в начале 40-х гг. усилился интерес к абстрактным и усложнённым экспрессивным решениям (живопись Ф. Мартина, Т. Дураи, Ф. Салаи, Й. Барчаи, скульптура Й. Шомодьи, греческого политического эмигранта А. Макриса, Т. Вильта живопись и графика Б. Кондора, А. Вюрца) иногда отмеченным чертами символизма и сюрреализма (живопись Т. Чернуша, скульптура И. Варги, графика А. Гроша, Д. Хинца). В ряде памятников изобразительного искусства XI в. сказываются влияния Византии (резной каменный саркофаг короля Иштвана I фрагменты фресок в нижнем храме в Фельдебрё). В искусстве конца 60-х – начале 70-х гг.
1926). Если Холлоши и Торма (1870 — 1937) до конца жизни стремились создавать монументальные полотна, воплощающие бунтарский дух народа, то талантливейший художник Карой Ференци (1862 — 1917) довольно скоро занялся поисками живописно-пластической красоты на материале камерных интимных тем. некоторое время назад смотрели Евгения Онегина в постановке Чернякова (режиссирует в Большом) Татьяна была шизофреничкой, Ольга пьяная на столе плясала, Ленский бомжа изображал и все остальное в том же духе. В области пейзажной живописи большое значение имело творчество Кароя Марко Старшего (1791—1860). Сидящие за столом разомлели на солнце, это придает ощущение спокойствия и расслабленности.
Ведётся реконструкция Будапешта и других городов, благоустройство старых и строительство новых районов (Аттила Йожеф, Келенфельди, Уйпалота – в Будапеште). 1880), Бела Уиц (р. сооружаются готические (см. Одной из самых популярных драм в Венгрии является Банк Бан Йожефа Катона (1781-1830), первая современная трагедия, написанная на венгерском языке. В области монументальной живописи расцвело творчество Эндре Домановского (р.
К 1949 году коммунисты полностью захватили власть в стране. 1908). Братская любовь» отличается от близких по сюжету работ яркостью красок.
Это позволило художнику более полно раскрыть тему героики и патриотизма. И вот, совсем недавно, одному из сотрудников музея, в процессе рассматривания картины Костки «Старый рыбак», написанной в 1902 году, пришло в голову приложить к ней зеркало.
В IV веке до н. э. с запада пришли кельты латенской культуры (Скордиски), занявшие западную часть Среднедунайской земли. Охристо-красные тона одежды девочки выделяются из общего холодного колорита работы, ее светло-голубой передник перекликается с более темной стеной, не позволяя изображению «оторваться» от фона. Она как бы охраняет мир и покой Будапешта. Венгерская советская республика просуществовала недолго. Человеческая трагедия Мадача (1859), философская драма, анализирующая судьбу человечества многие комедии Мадача были переведены на несколько языков и пользовались широкой популярностью.
Венгрия История Венгрии Венгерская народная республика (1949-1989)Венгрия История Венгрии Во время Второй мировой войны Венгрия принимала участие на стороне нацистского блока, её войска участвовали в оккупации территории СССР. В результате восстания славян, поднятого франкским купцом Само, возникает недолговечная держава Само (623-658). Венгерские художники, такие, как Михай Мункачи (1844-1900), Виктор Мадарас (1830-1907), Пал Синьей Мерсе (1845-1920), Берталан Секели (1835-1910) и Михай Зичи (1827-1906), подняли венгерскую живопись на уровень лучших образцов европейского искусства.
При всей сочиненности и известном архаизме этих произведений в них художник смог решить новую для себя задачу изображения «чистой» природы. На этой почве развивается творческая трагедия И. Ференци. В последние годы в Венгрии широко развернулось также курортное строительство. В 60-80-х гг. Во главе группы стоял Шимон Холлоши (1857 — 1918), к тому времени уже известный художник и педагог, создатель простых и реалистических картин из быта венгерской деревни.
Чистые звучные пятна их ярких одежд воспринимаются на темном фоне травы, словно пышный цветок. Лишь в 1919 г. в период Советской республики в течение нескольких месяцев ему удалось развивать свой талант в художественных мастерских, руководимых Кернштоком. Больше жизненного трепета и волнения, реалистической полноты образа в медалях Ференци. серию картин, получившую название «Жизнь бедных людей», Янош Торма, Иожеф Коста (1861 — 1949), Янош Торняи (1869 — 1936), Дьюла Руднаи (1878 — 1957). Среди лучших построек – Народный стадион (1948-53), мост Эржебет (1955-65), гостиница Дуна Интерконтиненталь (1969) – все в Будапеште дворец спорта в Мишкольце (1970), театр в Дьёре (1978), промышленные здания в Ньиредьхазе и др., гостиницы в Дебрецене, Кечкемете, Хайдусобосло и др.
В начале 20-х гг. Наступила жестокая реакция. В эпоху Ренессанса итальянские ученые и мастера искусств стекались ко двору короля Матиаша I Корвина (годы правления 1458-1490), который покровительствовал деятельности гуманистов. Венгрия Культура Венгрии В 15-17 веках появилась венгерская национальная идея, согласно которой венгры являются «бастионом западной цивилизации» для защиты против антихристианского турецкого империализма.
Что касается монументальной архитектуры мадьяр, то она не была возможна в условиях их первоначального кочевого быта. В «Щипательницах корпии» (1871 ВНГ) художник воссоздает сцену из эпохи национально-освободительной войны. После войны в стране были проведены свободные выборы, предусмотренные Ялтинскими соглашениями, на которых большинство получила Партия мелких сельских хозяев (57 процентов).
Иштван Чок (1865-1961) стал известен в Европе Всемирную известность получил Мункачи, считавшийся критиками наиболее выдающимся венгерским художником. Венгрия Культура Венгрии Искусство Венгрии Получила развитие графика, в этой области работали венгерские художники Йенё Барчаи, Дьюла Хинц и Бела Кондор. Ведется дальнейшая разработка и усовершенствование генерального плана столицы Венгерской Народной Республики (архитектор И. Переньи и другие). В молодом скульпторе видят надежду венгерского искусства.
Достаточно назвать того же Боршоша и Вальтера Мадараши (р.